Федор Тирон Галерий принял власть после отречения императора Диоклетиана и правил Востоком. Вместе со своим племянником, цезарем Максимином Дазой, он продолжили гонения. Среди пострадавших: великомученик Димитрий Солунский, Адриан и Наталия Никомидийские, бессребреники Кир и Иоанн, великомученик Феодор Тирон. В конце жизни именно император Галерий, непримиримый враг христиан, издал первый в истории империи эдикт, который сделал христианство «дозволенной религией». Случилось это в 311 году, когда его поразило неизлечимое заболевание. При императоре Максимине Дазе (305–313) Епископ Мефодий Патарский Несмотря на эдикт императора Галерия о признании христианства, Максимин возобновил гонения, тайно подговаривал язычников изгонять христиан из городов и всячески старался дискредитировать христиан и Христа. Из пострадавших: епископ Сильван Эмесский, епископ Мефодий Патарский, Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии. В 313 году под давлением императора Константина прекратил гонение на христиан. При императоре Лицинии (308–324) 40 Севастийских мучеников Разделил правление Римской империей с императором Константином. В 313 году императоры провозгласили знаменитый Миланский эдикт, который предоставлял свободу исповедания христианства. Несмотря на это, в 320 году по непонятным причинам начал гонение на подвластном ему Востоке империи. Среди прочих пострадали: великомученик Феодор Стратилат, мученик Евстафий Анкирский, епископ Василий Амасийский, Фока Вертоградарь, 40 Севастийских мучеников. Гонение прекратилось в 324 году, когда император Константин разбил армию Лициния, а его низложил. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) Последний гонитель христиан в Римской империи. Безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно ущемлял их в правах и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. На Востоке империи во время его правления проходили антихристианские погромы. Святой император Константин I Великий (306-337) Первый император после Диоклетиана, который самостоятельно правил всей Римской империей. Сделал христианство государственной религией и перенес столицу империи из Рима в Константинополь (Стамбул, Турция). За свои труды в пользу Церкви причислен к лику святых.

http://foma.ru/ot-nerona-konstantina-poc...

Второй, Гаудерих, хорошо запомнился братьям в самую ночь их прибытия в Рим. Оказывается, он – епископ города Веллетри, где кафедральный собор посвящён как раз святому Клименту, потому что папа-мученик и родом был оттуда. Даже самого краткого общения с Гаудерихом оказалось им достаточно, чтобы почувствовать исключительность переживаний, объявших теперь душу этого владыки. Он очень надеется узнать от братьев-солунян как можно больше подробностей об обретении драгоценных мощей, отъятых ими в Херсонесе у мрачного Понта. И уповает на то, что хотя бы часть мощей будет милостиво вручена ему апостоликом для препровождения в велетрийский алтарь. Об этом епископе здесь рассказывают, что сразу же после своего избрания Адриан II обратился с просьбой к королю Людовику Немецкому, умоляя помиловать невинно томящихся по затворам христиан, которые пострадали при недавнем неправедном нападении на Рим, учинённом неким воеводой Ламбертом из подвластного королю Сплита. И самым первым среди невольников апостолик назвал достопочтенного Гаудериха. Король не промедлил с ответом. Как и принято по случаю великих перемен в духовной либо мирской власти, тут же последовала амнистия. Вот, значит, почему, входя в ночной, озарённый свечами, факелами и кострами город, братья тотчас расслышали восклицания растроганных римлян о чудесном избавлении узников из тюрем. И вот почему так выразительно поглядывал в их сторону – в те минуты и во все эти дни, – сам не свой веллетрийский епископ. В «Житии Мефодия» по поводу рукоположения первых моравских священников из среды славян читаем краткое, но важное уточнение: «… и святи от ученик словеньск три попы и два аногноста». У агиографа не было ещё под рукой подходящего славянского слова для обозначения греческого понятия аногност, то есть чтец. Поставление сразу трёх священников, имеющих право самостоятельно служить литургию, и трёх чтецов, обученных выразительно, громогласно и нараспев читать Апостол, Псалтырь, часы и литии, придало свежую силу, новую уверенность малой греко-славянской дружине. Это их настроение, готовность ещё и ещё потрудиться и постараться здесь, великолепно, будто по наитию, почувствовал их мудрый и ласковый покровитель. У Адриана в замысле, оказывается, была уже и следующая славянская литургия. И не где-нибудь на отшибе, а в самом сердце – во святая святых Ватикана.

http://pravoslavie.ru/46688.html

Всех верою творящих пресветлую твою память, дванадесятный личе,/ныне поминая ко Владыце Христу,/с тобою жилища сподобитися помолися. Богородичен: Яко Мати Единаго Владыки, всех тварей превышши была еси, Дево Марие./Темже, вернии, Тя вси, Всенепорочная,/ныне радующеся и веселящеся, величаем. Святые 12 мучеников – Панфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исайя Святые 12 мучеников – Панфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исайя пострадали во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклетианом в 308–309 годах в Кесарии Палестинской. Святой мученик Памфил, уроженец города Берита (Бейрут), получил образование в Александрии, после чего был поставлен пресвитером в Кесарии. Он много потрудился над сличением и исправлением текстов Нового Заве та, поврежденных переписчиками. Исправленные тексты святой Памфил переписывал и рассылал христианам и желавшим их иметь язычникам. Таким образом многие из них были обращены ко Христу. Его трудами и заботами в Кесарии была собрана обширная библиотека духовных книг, служившая христианскому просвещению. Блаженный Иероним Стридонский (†420; память 15 мая) очень чтил святого Памфила и считал себя счастливым, что нашел и хранил у себя некоторые его рукописи. Святому Памфилу в благовестии веры Христовой деятельно помогали святой Валент, диакон Елийской церкви, человек преклонного возраста, прекрасно знавший Священное Писание, и святой Павел, горевший верою и любовью ко Христу Спасителю. Все трое были подвергнуты мучениям от префекта Кесарии Палестинской Урбана и заключены в темницу. По прошествии двух лет Урбана сменил Фирмилиан. В его правление в Египте были осуждены 130 христиан и отправлены в Киликию (Малая Азия) на золотоносные рудники. Их провожали до места изгнания пять юношей-братьев. На обратном пути в Египет они были задержаны в Кесарии и за исповедание Христа брошены в темницу. Юношей привели на суд к Фирмилиану вместе с заключенными ранее святыми Памфилом, Валентом и Павлом. Когда у обвиняемых спросили их имена, они назвали себя именами ветхозаветных пророков – Илией, Иеремией, Исайей, Самуилом и Даниилом, ибо отреклись от своих прежних языческих имен. Когда их спросили об их отечестве, юноши отвечали, что они граждане Иерусалима, разумея под этим Небесный Иерусалим. Фирмилиан ничего не знал о городе с таким названием, так как на месте Иерусалима, разрушенного императором Титом в 70 году, был построен императором Адрианом (117–138) город, именуемый в то время Елий Адриан. Фирмилиан долго мучил юношей, пытаясь узнать месторасположение неведомого города и склонить юношей к вероотступничеству. Ничего не добившись, правитель предал их усечению мечом вместе со святыми Памфилом, Валентом и Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но обратимся к последнему подвигу св. Наталии. Спустя несколько времени после мученической кончины св. Адриана, тысяченачальник того же города Никомидии – язычник пожелал жениться на Наталии; она была молода, прекрасна собой и богата. Жених послал к ней женщин предложить ей руку свою. Что же отвечала св. Наталия? «Я рада этой вести, сказала она женщинам, но прошу вас, подождите моего ответа до трех дней.» Говоря это, св. Наталия помышляла о побеге. Отпустив женщин, она стала молиться Господу о помощи. Вздремав от печали, она уснула тонким сном. Ей явился один из св. мучеников и велел немедленно идти к кораблю. «Господь, сказал св. мученик, приведет тебя к нам.» Проснувшись, св. Наталия оставила все и, взяв с собою одну руку супруга своего, вышла из дома и, прийдя к морскому берегу, нашла корабль, плывший в Византию. Корабль скоро отправился в путь и, помощию Божиею и св. Адриана, достиг Византии. Св. Наталия вышла на берег, близ которого был храм, а в храме были положены тела св. мучеников, и она с радостью и слезами припала к ним, приложила руку своего супруга к св. телу его и долго молилась. Во сне св. Наталии явился св. Адриан и сказал ей: «хорошо, что ты пришла сюда, раба Христова и дочь мученическая! Прииди в покой свой, готовый тебе от Господа!“ Она снова уснула. Верующие, прийдя разбудить ее, нашли ее скончавшеюся. Так совершила течение свое св. Наталия. Она была мученица, хотя и без пролития крови; ибо много спострадала св. мученикам, служа им в темнице и смотря на их страдания, а также и покинув дом и отечество свое ради своего целомудрия. Теперь обратимся опять к себе самим и посмотрим на свою душу. При св. крещении душа наша украшена и обогащена дарами Св. Духа и предназначена к блаженству вечному. А эта красота и богатство для нас дороже всякого богатства и красоты земной. Но братие мои! И нас соблазняет диавол ко греху, как соблазнял св. Наталию жених-язычник. Не будем же отдавать красоты и богатства своих душ, во власть завистному диаволу, будем бежать от него, отрицаться от всех его злых дел и внушений, как св. Наталия, сочетавшись Христу. Будем верно служить Господу своему Иисусу Христу и молиться Ему, чтобы Он подавал нам помощь мужественно преодолевать греховные желания и внушения диавольские, жить целомудренно и свято, и достигать тех светлых обителей, в которых торжествует теперь св. мученица со своим супругом, св. Адрианом. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Одежда христианина превратила идолопоклонника в мученика Св. муч. Аполлоний и мук боялся, и жертвы не хотел принести; дав свою одежду одному музыканту за четыре златницы, просил его за него принести жертву идолам; но Аполлониева одежда сообщила ему такой свет благодати, что этот музыкант объявил себя христианином. Истинная благодарность Когда повесили за голени Филимона и стреляли в него стрелами, одна из стрел, отскочивши, выбила глаз Ариану мучителю. Он просил уврачевания, но мученик сказал: «теперь не исцелю, чтобы ты не почел это за волхвование, а когда умру, придешь на гроб мой и потрешь землею глаз твой, – и будешь здоров». Так и случилось. Подкрепление мученика гласом из гроба Когда Ариана, обратившегося по исцелении глаза, вели к Диоклитиану, – он помолился над гробами мучеников. Вдруг слышит из гроба: «мужайся, Ариан, и не бойся! Вот Господь тебя к Себе призывает, и ведет к подвигу, и начинает соплетать тебе венец мученический, а друзьями труда твоего и воздаяния будут тебе те четыре протектора, которые за тобою от царя пришли». Дивный переход мученика из земли в ложницу мучителя Царь велел Ариана по рукам и ногам связать железными цепями, к ногам камни привязать, бросить в ров весьма глубокий, засыпать землею камнями и сверху поставить престол свой, на который и сел, повелевая воинам около него играть, говоря: «увидим, придет ли Христос извлечь его из гроба». Потом пошел домой, – входит в ложницу и видит цепи мученика висящие над одром и мученика, лежащего на его одре. 15. Св. священномуч. Елевферий и матерь его Анфия Семя слова Божия падает на добрую землю Адриан послал воеводу Феликса привести на мучение Елевферия; он прибыл в церковь , в которой святитель проповедал слово Божие. Феликс сам, слушая его учение, вдруг ярость переменил на кротость, из волка стал овцою, из гонителя учеником, из злобного сделался благим и верным рабом Христовым. 16. Блаженная Феофания царица, супруга царя Льва мудрого Явление по смерти помощью нечистой силы Один волхв, видя царя Василия в печали об умершем Константине и желая утешить его волхвованиями своими, показал царю сына по смерти живым, на коне едущим и на встречу ему идущим. Царь, сына руками обнявши и любезно облобызавши, – опять не увидел его, ибо скоро исчезло волшебное привидение и мечтания. Храм всех святых

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Супральская икона представляет собой копию Смоленской Одигитрии, но над главой Богоматери находится изображение Бога Отца, в облаках, с ликами ангелов по сторонам. Выдропусская, находящаяся в г. Торжке, Новгородской епархии. Прославилась чудодействиями в храме села Выдропусска, той же епархии, в XV в. Одигитрия Воронина, находящаяся в Воронинской пустыни, Череповецкого уезда. Явилась тут в 1524 г. Смоленская: 1) Сергиевская в Сергиевой лавре, в церкви Божией Матери Одигитрии; 2) Костромская, в Костроме, написанная на стене Богоявленского монастыря, ознаменовавшая себя во время сильного пожара в 1779 г.; 3) Кирилло-Белоезерская, принесенная св. Кириллом в Белоезерскую страну из Симонова монастыря, где он основал обитель; 4) Устюженская, в г. Устюжне, Новгородской епархии. Заступлением Богородицы было совершено избавление Устюжны от шведов и ляхов; 5) Святогорская, явившаяся в 1569 г. в Святогорском монастыре. Псковской епархии; 6) Соловецкая, явившаяся в XVII в. преподобному Елеазару Анзерскому (память его 13 января). 29-е число Мученик Каллиник родился в Киликии от благочестивых родителей. Когда пришел в возраст, то, ревнуя о Христе, он начал обходить города и селения с проповедью и обращал многих к христианской вере. В Галатийском городе Анкире язычники схватили и представили его к начальнику. Тот, после жестоких мучений, велел обуть его в железные сапоги с острыми гвоздями и отправить в Ганры. Дорогой, когда жажда начала мучить воинов, он молитвой вывел воду из камня. Воины хотели было освободить мученика, но, страшась наказания, передали начальнику. Начальник приказал бросить святого в разожженную печь, где он и скончался, но тело осталось невредимым. Мученица Серафима дева жила в Риме в доме одной знатной женщины Савины. Жила она во II веке. Когда император Адриан воздвиг гонение на христиан, то язычники схватили ее и представили на суд. Хотя Савина и старалась освободить ее, но не могла. Мучитель отдал Серафиму на поругание; но едва приблизились к ней нечестивцы, как земля затряслась, и они упали как мертвые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Спустя несколько времени, тысяченачальник императорской армии пожелал жениться на Наталии: она была молода, прекрасна собой и богата. Царь согласился на этот брак; жених послал женщин к св. Наталии с предложением своей руки; но св. Наталия сказала женщинам: «я рада этой вести, но прошу вас, подождите моего ответа до трех дней!» Между тем сама помышляла о побеге. Когда женщины ушли, она вошла в свою спальню, где была рука св. Адриана, и стала молится Господу о помощи. От изнурения и печали она уснула тонким сном: в это время ей явился один из свв. мучеников и велел немедленно идти к кораблю. «Господь – сказал св. мученик – приведет тебя к нам!» Проснувшись, св. Наталия оставила все; взяла с собою только лишь одну руку своего супруга, с нею вышла из дома и направилась к морскому берегу, там нашла корабль, собирающийся отплыть в Византию. Корабль вскоре отправился в путь; большая часть плывущих на нем были христиане. Трибун, узнав о побеге св. Наталии, выпросил у царя воинов и на другом корабле погнался за нею. Но когда корабль уже отплыл на значительное расстояние от берега, вдруг поднялась буря, и волнами прибило корабль обратно к берегу. Между тем корабль, на котором плыла св. Наталия, с помощью Божиею достиг Византи. Св. Наталия вышла на берег, близ которого был храм, где покоились тела свв. мучеников. Святая вошла в этот храм и с радостью и слезами припала к св. мощам. Она приложила руку своего супруга к св. телу его и долго молилась; потом приветствовала христиан, бывших там в то время. Они просили ее отдохнуть после пути. Во сне св. Наталии явился св. Адриан и сказал ей: «хорошо, что ты пришла сюда, раба Христова и дочь мученическая: приди в покой свой, готовый тебе от Господа!» Встав от сна, св. Наталия рассказала свой сон находившимся при ней христианам и просила их помолиться о ней. После этого она уснула снова: верующие пришли через несколько времени разбудить ее, и нашли ее уже скончавшейся. Так св. Наталия совершила свой мученический подвиг, хотя и без пролития крови; так как она много спострадала свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1656 году смертоносная болезнь снова явилась в Казань и свирепствовала более прежнего. Граждане Казанские опять принесли Седмиозерский чудотворный образ Богоматери, по-прежнему обошли с Нею город и дома, и болезнь опять прекратилась. И с тех пор архиепископ Лаврентий установил навсегда, чтобы ежегодно 26 июня приносима была в Казань св. Седмиозерская икона Божией Матери. Вскоре потом этот день посвящен был празднованию в честь чудотворной Седмиозерской иконы Божией Матери и повсюду, вместе с празднованием в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В полных сказаниях о чудесах, совершенных по молитвам христиан пред честным Седмиозерским Образом Божией Матери, передается о множестве дивных исцелений и великой помощи Богородицы, преимущественно жителям Казанской области 144 , поэтому нигде не чествуется так умиленно-торжественно Седмиозерская чудотворная икона, как в Казани. Но с течением времени слава о чудесах от Седмиозерской иконы Божией Матери распространилась и в далекие от Казани местности, откуда стало ежегодно стекаться к 26 июня в Казань бесчисленное множество народа, из коего также многие получали исцеления, большинство коих ведали только в то время, но некоторые были и записаны 145 . Кизический Казанский монастырь 146 . Предисловие. Основание Кизического монастыря некоторыми монастырскими ведомостями относится то к 1688 г., то 1698 г., то вообще в иных глухо говорится, что монастырь Кизический основан в конце XVII столетия. Но из книги, называемой Спирида, или Кошница, данной в Кизический монастырь строителем ее иеродиаконом Стефаном Сахаровым в 1692 году, видно, что монастырь основан был до 1691 года, так как в означенной Кошнице (корзине) находятся «словеса полезна и в врачевании известна, святых девяти мученик, иже в Кизице страдаша, и како монастырь Кизический в именование их устроися в граде Казани, благословением, тщанием же и иждивением великаго господина Святейшаго и всеблаженнейшаго Кир Адриана, Архиепископа Московскаго и всея России и всех северных стран Патриарха, егда он бысть в царственном граде Казани Митрополитом Казанским и Свияжским». Книга эта была написана в 7199 году от сотворения мира в сентябре месяце, или в 1691 году по Рождестве Христовом, т.е. вскоре после того, как Адриан сделался патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но современник Іоасафа, келарь Симон Азарьин, в житии преп. Сергия, изданномъ им в 1646 г. л. 86 об. инока Ослебу, данного преп. Сергием В. Князю, называет Андреем (в рукоп. житиях Сергия иноки сподвижники не упомянуты). В слове о Задонщине инок Ослеба именуется Иаковом с прибавлением, что он пал на куликовской битве. О убиении Ослебы на донском сражении говорит Карамзин и Полевой, но в акте о местничестве Бутурлина с Плещеевым, напеч. в Известиях И. А. Н., т. V, стр. 358–366, чернец Андрей Ослеба упоминается в числе бояръ митр. Киприана в 1390–1393 годах (сн. Москов. Ведом. 1857 г. 53), а в Соф. Врем., ч. 1., стр. 418, чернец Родион Ослябя упом. посланным в 1398 г. от В Князя в Царьград с милостынею. В лаврском синодике 818, также в Соф. Врем , ч. 1., стр. 364, Супрал, летоп., изд. 1836 г., стр. 110, в сказании о убиенных на Мамаевом побоище, из иноков Сергиева монастыря упом. один Александр Пересвет. А в рукописных святцах исх. XVII в. сказано, что преподобномученики иноки-воины Адриан Ослябя и Александр Пересвет привезены с куликовской битвы в Москву и положены на Старом Симонове у деревянной церкви Рождества Богородицы, в полатке каменной под колокольнею, и дски каменныя на них безъ надписей. Снегирев в Русской Старине: Церковь Рождества Богородицы на Старом Симонове, Карамзин (V, прим. 82) иначе: на камне были вырезаны имена Осляби и Пересвета. 5 Вероятно, память его и других положена здесь на основании службы всем Святым, соч. препод. Христофора. По некоторым спискам в службе Христояора так изчисляются Святые мес. марта с 10–21 числа во 2-м тропаре 6-й песни: «Подобает Кондрату со дружиною и Софронию и Феофану песнь, Никифор же песми и Венедикт и Ефросин и Александпа два и Дионисиа два же да похвалится, и дивнии мученици 7 агапий с дружною, и мученик Савин, и Божий человек Алексий, и Кирил друг Христов, Хрисанф и Дариа философица, и препод. отци в обители св. Савы избиени, и Фетиниа самаряныни, и препод. Иаков исповедник», а в 3 тропаре: «чту... и Уара». См. 346 л.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

«Культовая ассоциация», или sunodos Диониса, из представления о которой впоследствии произошло слово для встреч духовного совета – «синода», происходила из «всего мира», или oikoumene. Император Адриан был уполномочен для Panhellenion, празднуемого с обрядами в честь Зевса, как «тот, кто созывает» (ho sunagon). Этот термин в действительности был техническим термином, используемым первоначально для архонтов в Афинах, которые имели право созывать гражданский совет (ekklesia) 150 , но впоследствии расширенным на человека, имевшего право созывать культовую ассоциацию sunodos 151 Игнатий не использует этот особый термин в отношении епископа, но он настаивает на том, что в христианской ekklesia он является человеком, который в содружестве с пресвитерами и дьяконами созывает церковь вместе. Описав трехчастное управление епископа, пресвитеров и дьяконов, он требует, чтобы «без них церковь (ekklesia) не созывалась» 152 . Также Игнатий говорит и смирнянам: Все последуйте епископу, как Иисус Христос Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Дьяконов же почитайте, как заповедь Божью. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к ekklesia. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это…. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно 153 . Но это относится к каждой отдельной церкви, или ekklesia: пока еще не существует никакого koinon, составленного из церквей «по всему миру» (oikoumene). При этом, как мы видели, параллельно с динамическим развитием в светском, языческом политическом контексте сам он развивает этот идеал: церкви, к которым он обращается, носят общее (koinos) имя, и если у них есть сосредоточенное на епископе служение, тогда у них есть «служение нашей общей ассоциации (koinon) " , даже при том что такой христианский koinon еще не существовал в определенной форме. Однако Игнатий представляет свои, пока еще отдельные, церкви, единые в «общем имени» и «общем служении», как соединенные на основе соглашения homonoia, объединяющего их внутри и извне, и «распространяющиеся по всему миру». Последняя фраза выражается одним словом на греческом языке, katholikos, из которого произошло наше слово «католик» («кафолик»). Как он говорит тем же смирнянам: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь (katholike ekklesia)» 154

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010