Более, повидимому, основательно Гарнак подвергает сомнению известие Евсевия, что св. Иустин погиб вследствие происков циника Кресцента. В 16-й гл. ІV-й кн. «Церковной Истории» Евсевий в доказательство истинности своего известия ссылается на следующие слова Татиана: «А Кресцент, свивший себе гнездо в великом городе (Риме), больше всех заражен был преступной любовью к отрокам и вполне предавался сребролюбию. Он учил презирать смерть, а сам так боялся смерти, что ей, как великому злу, старался подвергнуть Иустина за то, что, проповедуя истину, он обличал философов, как сластолюбцев и обманщиков.» «Это-то и было причиной мученичества Иустина», добавляет от себя историк. Очевидно, что добавление это представляет слишком поспешный вывод: в цитате говорится только о стараниях цинического философа причинить св. Иустину смерть, но никак не о самой смерти апологета. Далее. О Кресценте, как о виновнике смерти св. Иустина, упоминается, по мнению Гарнака, только у тех писателей, которые заимствовали свои сведения у Евсевия. Но ни мученические акты св. Иустина и его сотоварищей, сохранившиеся в сборнике Симеона Метафраста 152 , ни св. Епифаний Кипрский , повесгвовавший о смерти св. Иустина независимо от Евсевия, ни мало не подтверждают известия нашего историка о смерти св. Иустина 153 . Но нужно сказать, что ни у св. Епифания, ни в мученических актах, собранных Симеоном Метафрастом , нет ничего противоречащего рассказу Евсевия о смерти апологета. Св. Епифаний говорит, что св. Иустин удостоился мученического венца в 30-ти летнем возрасте, когда префектом Рима был Рустик (Юний), а государем Адриан (sic) 154 . В мученических актах Симеона Метафраста пред нами раскрывается самый процесс суда над св. Иустином, произведенного префектом Юнием Рустиком, при Марке Аврелии 155 . Но кем св. Иустин был привлечен к суду или кто донес на него, – об этом мы не находим ни слова у св. Епифания, ни в мученических актах Симеон Метафраста . Только Евсевий раскрывает пред нами, так сказать, первый акт трагедии – распрю св. Иустина с Кресцентом и ее ближайшие последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Адриану. Св. Наталия подняла ноги мужа и положила их на наковальню; мучители сильно ударили молотом по ногам мученика и отбили ноги. «Умоляю тебя – сказала после этого Наталия своему мужу – пока ты еще дышешь, протяни свою руку, чтобы отбили ее, и ты тогда сравняешься с прочими мучениками, которые более пострадали, нежели ты. Св. Адриан протянул свою руку, а св. Наталия положила ее на наковальню. Мучитель ударил по руке молотом и отсек ее: св. мученик скончался от великой боли. Мучители пошли с наковальнею и молотом к прочим мученикам, – свв. мученики сами клали на наковальню свои ноги и руки и говорили: «Господи, прими души наши!» Царь велел сжечь тела мучеников, чтобы христиане не взяли их. Св. Наталия, слыша это, похитила руку своего мужа и скрыла ее. Когда слуги разожгли печь и выносили тела мучеников к печи, св. Наталия и прочие благочестивые женщины пошли за ними и собирали мученическую кровь; они купили за деньги даже одежды слуг, омоченные кровью мучеников. Когда свв. тела были брошены в печь, – женщины со слезами воскликнули: «помяните нас, господа наши, в покое вашем!» А св. Наталия бросилась к печи, желая умереть вместе с своим мужем, но ей не дозволили этого. Вдруг загремел гром, заблистала молния, и пошел сильный дождь, который угасил печь и наполнил водою все городские улицы. Слуги разбежались, и многие из них погибли, будучи поражены молниею. В это время христиане взяли тела мучеников, неповрежденные огнем. Один благочестивый человек с своею женою просил св. Наталию и других женщин отдать им тела мучеников. «Мы – говорил он – отправляемся в Византию; мы отвезем свв. тела отсюда на корабле и сохраним их у себя до смерти нечестивого Максимиана; потом привезем их сюда снова. Если же они ныне останутся здесь, то царь опять велит сжечь их!» Все согласились с этим, и тела мучеников были перенесены на корабль и отправлены в Византию. Между тем св. Наталия жила в Никомидии, в своем доме, имея у себя руку любезного своего супруга – Адриана; она помазала ее драгоценным миром и, обвивши ее, положила в изголовье своей постели.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дафна издавна пользовалась большим уважением у язычников. Вследствие того там будто бы еще Селевк, царь сирийский, построил великолепный и обширный храм Аполлона. Там же поставлена была прекрасная статуя Аполлона и Дафны. Язычники верили еще, что один текущий там источник имел пророчественную силу и приходящим к нему давал возможность предузнавать будущее. Потому в Дафне в прежнее время славился оракул Аполлона. Так, рассказывали, что у дафнийского источника император Адриан, будучи еще частным человеком, получил предсказание о будущем его воцарении, только, не желая, чтобы и другие могли знать будущее, он приказал засыпать этот источник. Пред воцарением Юлиана Дафна была украшена роскошными гостиницами, банями и другими красивыми зданиями. Отчасти по поводу древнего о ней сказания, эротического свойства, а более по красоте и приятности местоположения, Дафна была любимым местом для гулянья молодых людей, также для тайных свиданий и вообще для разных эротических похождений. Когда при Констанции сирийским наместником сделался Галл, брат Юлиана, то, чтобы по возможности воспрепятствовать разным распутствам, совершавшимся в Дафне, он построил там христианский храм и повелел перенести в него мощи св. Вавилы. Как местный мученик св. Вавила пользовался благоговейным почитанием у антиохийцев. Но Юлиан необдуманно оскорбил его священную память, и тем окончательно вооружил против себя антиохийских христиан. Это случилось так. Открыв давно заключенный дафнийский храм Аполлона, Юлиан оказал ему почтение более прочих, потому окружил его новым рядом роскошных колонн и приносил Аполлону многие жертвы, возлияния и курения. Сверх того, он приказал открыть древний священный источник в Дафне, имеющий будто пророчественную силу, и вздумал восстановить давно замолкший оракул Аполлона дафнийского. Приготовляясь к войне против персов и спрашивая об исходе ее у разных прорицателей, Юлиан вздумал спросить и дафнийского оракула, почтив предварительно Аполлона жертвами и дарами. Оракул, однако же ничего не отвечал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Эта апология состоит из 68 глав. Как видно из написания (гл. 1), она обращена «к императору Титу Элию Адриану, Антонину Благочестивому, Августу кесарю, к сыну его Верессиму философу (т. е. Марку Аврелию Веру, которого еще Адриан очень любил и назвал Верессимом) и к Люцию, природному сыну кесаря-философа и усыновленному сыну Благочестивого, любителю учености, и к достопочтенному сенату и всему римскому народу». Здесь Иустин безбоязненно называет себя самого и исповедавши свое христианство, прямо обращает речь свою к правителям империи, поставляет им на вид их прозвания – благочестивый и философ, и то, чего они требуют. «Вы называетесь благочестивыми и философами и слывете везде блюстителями правды и любителями науки: теперь окажется, таковы ли вы на самом деле. Мы обратились к вам не с тем, чтобы льстить вам или говорить в удовольствие ваше, но требовать, чтобы вы судили нас по строгому и тщательному исследованию, а не руководствовались предубеждением или угодливостью людям суеверным, не увлекались неразумным порывом или давнею утвердившеюся в вас худою молвою; – через это вы произнесли бы только приговор против самих себя. Что касается нас, – мы убеждены, что ни от кого не можем потерпеть вреда, если не обличать нас в худом деле… вы можете умерщвлять нас, но вреда сделать не можете. Но чтоб эти слова не показались кому безрассудными и дерзкими, мы просим исследовать, в чем обвиняют христиан; и если обвинения окажутся действительными, – пусть наказывают их, как следует. Если же никто ни в чем обличить не может, то здравый разум не велит по одной худой молве оскорблять людей невинных, или лучше самих себя, когда думаете вести дела не по рассуждению, а по страсти. Всякий здравомыслящий скажет, что наилучшее и единственное условие справедливости состоит в том, чтобы подчиненные представляли неукоризненный отчет в своей жизни и учении, а начальствующие, с другой стороны, давали приговор не по насилию и самовластию, но руководствуясь благочестием и мудростью. Таким образом, и правители, и подданные наслаждались бы счастием… И так наша обязанность – представить на рассмотрение всех нашу жизнь и учение, чтобы вместо тех, которые ничего нашего не знают, самим нам не подвергнуться наказанию за те преступления, которые делают иные по слепоте своей. А ваше дело, как требует разум, выслушать нас и явиться добрыми судьями; ибо после того вам непростительно будет перед Богом, если вы, узнавши истину, не будете делать того, что справедливо» (гл. 2, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Замечательно, что возрастание этой вражды к христианам у иудеев шло параллельно с уменьшением их собственного величия и национального, и политического, и общественного. Чем больше проходило времени со смерти Спасителя, чем сильнее и крепче становилось христианство, – тем слабее и ничтожнее делалось иудейство, тем заметнее и ощутительнее упадал и разрушался даже и тот слабый остаток внутренней национальной свободы и независимости, которым еще пользовались иудеи во времена Спасителя. В первом веке, после разрушения Иерусалима и храма, иудеям, по крайней мере, было еще позволено жить в своем отечестве, и они могли еще питать некоторую надежду на восстановление своей политической самостоятельности. Во II веке эта надежда была рушена навсегда и безвозвратно; сколько не было восстаний со стороны иудеев против римского правительства, все они кончались обыкновенно неудачей и сопровождались новыми, еще более тяжелыми бедствиями для еврейского народа. Наконец, император Адриан после известного восстания иудеев под предводительством Вар-Кохбы уничтожил и последние остатки разрушенного Титом Иерусалима и храма, вывел всех иудеев из Палестины, рассеял их по разным провинциям римской империи, и запретил им под страхом самых тяжелых наказаний всякий доступ в их прежнее отечество. Таким образом, пророчество Спасителя об окончательной политической гибели иудеев, как особой самостоятельной нации, видимо исполнялось над ними. Кровь Спасителя, пролитая некогда современными Ему иудеями, видимо отмщалась на детях и внуках этих иудеев. Но вместо того, чтобы смириться перед очевидными путями Промысла и раскаяться в своем прежнем поведении относительно христиан, иудеи, по свидетельству св. Иустина, и после всех своих политических несчастий, сохранили в себе «жестоковыйность и необрезанность сердца» отцов своих, убивавших пророков, распявших Господа и открыто преследовавших христиан века апостольского. Теперь, во II веке, ненависть иудеев к христианству, не имея возможности проявляться во вне, как это было прежде, стала даже сильнее и сосредоточеннее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АДРИАН НИКОМИДИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученик Адриан Никомидийский. Фреска XVIIb. Софийский Собор. Киев. Адриан Никомидийский (+ 305 - 311 ), мученик . Память 26 августа . Мученики Адриан и Наталия вступили в брак молодыми, всего за один год до страданий. Они жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305-311). Начав гонение, он обещал награды тем, кто будет указывать христиан и приводить их на суд. Начались доносы, и по одному из них были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник судебной палаты Адриан, наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, спросил: " Какой награды ожидаете вы от своего Бога за мучения? " Мученики отвечали: " Такой награды, какой мы не можем описать, а ум твой не может постигнуть " . Воодушевившись, святой Адриан сказал писцам: " Запишите и меня, так как и я христианин и с радостью умру за Христа Бога " . Писцы донесли об этом императору, который призвал святого Адриана и спросил: " Неужели и ты обезумел и хочешь погибнуть? Пойди, вычеркни свое имя из списков и принеси жертву богам, прося у них прощения " . Святой Адриан отвечал: " Я не обезумел, а обратился к здравому разуму " . Тогда Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Его жена, святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Она поспешила в темницу и укрепляла мужа, говоря: " Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости (Адриану тогда было всего 28 лет), ни богатства. Все земное - прах и тлен. Богу же угодны только вера и добрые дела " . За порукой других мучеников святого Адриана отпустили из темницы сообщить супруге о дне казни. Святая Наталия подумала, что он отрекся от Христа и его отпустили на свободу, и не хотела впускать его домой. Святой убедил жену, что он не бежал от мучений, а пришел известить ее о дне своей кончины.

http://drevo-info.ru/articles/6842.html

Мученик Леонтий был греком, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедовал христианскую веру. Вот как он удостоился венца мученического вместе с двумя воинами-христианами из язычников, Ипатием и Феодулом. Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал за ним трибуна Ипатия с воинами, в числе коих был Феодул. Ипатий вдруг опасно заболел на дороге. На четвертый день болезни он увидел во сне ангела, который сказал ему: «Если хочешь выздороветь, то воскликни вместе со своими воинами: «Боже Леонтиев, помоги мне!»» Поутру Ипатий собрал воинов, рассказал им о своем сне, все они воскликнули сказанные слова – и болезнь его мгновенно миновалась. Это произвело особенное впечатление на Феодула. «Кто же этот Бог Леонтиев? Бак бы скорее увидеть самого Леонтия?» – думал он про себя, идя с Ипатием в Триполи. Около города сам Леонтий встретил их с прочими воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха и прибавил, что Леонтий не есть друг их богов, но он христианин, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий. Тогда Ипатий и Феодул упали к его ногам и сказали: «И мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; он призвал имя Отца, и Сына, и Святого Духа и таким образом крестил их. Прибыл в Триполи и сам Адриан и сильно разгневался на Леонтия с Ипатием и Феодулом. «Кто ты таков и какими волшебными средствами отвратил верных царских слуг от язычества к христианству?» спросил Леонтия Адриан. «Я воин Христов и сын Света, просвещающего всякого человека». – «А вы ради чего отреклись от отеческих преданий и изменили царю?» – спросил Адриан также Ипатия и Феодула. «Ради того, что мы получим гораздо лучшую награду от Царя небесного», – отвечали они. Адриан приказал жестоко мучить всех их, и затем Инатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били так, что он скончался под ударами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Димитрий, как мученик о. Парфений, как отец основатель Антонин Капустин, как игуменья Тамара и все последующие игуменьи, жизнь свою положившие за эту Вселенскую Православную Святыню. Я трижды бывал в этой Святой обители, видел могилу старца о. Димитрия, поклонялся ей, просил святых молитв. Убежден, что отец Димитрий пребывает как и отец мученик Парфений, как отец Основатель о. Антонин во святых преподобных, молится о нас грешных Престолу Отца нашего Небесного и Его Сына Единородного, и обязательно будет со временем прославлен в лике местночтимых Святых РПЦЗ как один из охранителей нашей Святой Елеонской Русской Иерусалимской обители. Вечная память,Царствие Небесное о. Димитрию и всем служителям Святой Елеонской Русской Горы ! anatol 25 ноября 2012, 03:25 Уважаемый читатель по имени Алескандр Спасибо за помощь Напишите мне при случае для дальнейших консультаций holodjuk@yandex.ru С уважением, А.Холодюк Александр 8 сентября 2012, 22:19 Простите, Анатолий! Ошибся в сообщении о возведении о. Димитрия в сан. О. Адриан Рымаренко просил о возведении о. Димитрия в сан архимандрита, а не игумена, и прошение было удовлетворено. Спаси БОГ! Александр 8 сентября 2012, 22:13 Уважаемый Анатолий! Очень хорошая статья. Спасибо! Хотел добавить, что о. Димитрий, скорее всего, ушел (или эвакуировался) с немцами из Киева и оказался в Берлине. Точно известно, что в 1944-1945 гг.о. Димитрий служил в Берлинском кафедральном Свято-Воскресенском соборе, а настоятелем там был о. Адриан Рымаренко, который ушел из Киева вместе с духовенством и паствой. Почему это известно - потому, что о. Адриан в одном из писем 1946 г. из Вендлингена, близ Штутгарта, митрополиту Серафиму (Ляде)пишет, что вместе с ним его соборные священники, и в списках Вендлингенской общины о. Димитрий (Биакай) значится. Более того, архивные документы сообщают, что о. Адриан обращался к правящему архиерею митрополиту Серафиму в 1948 г. с ходатайством о возведении о. Димитрия в сан игумена, и ходатайство было удовлетворено. Видимо, о. Димитрий прошел в 1943-1948 гг. путь с группой о. Адриана Рымаренко по маршруту Киев - Берлин - Мюнзинген - Вестерхайм - Вендлинген, а оттуда уже выехал на Святую землю. Вечная память архимандриту Димитрию! Димитрий 19 июля 2012, 20:49 Димитрий.Хайфа. Я несколько раз паломничал на святую гору Елеон и жил в этом монастыре , где находится могила архимандрита Димитрия. Много раз видел ее , но ничего не знал о том , какой здесь похоронен удивительный клирик.Мне чрезвычайно интересно знать обо всех ушедших от нас священнослужителях Елеонского женского монастыря. А какие удивительные здесь монахини - по характеру и любви к паломникам ! Они терпят нас в обители , но и ухаживают так , как заповедал отец Димитрий. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54893.html

б)  Но совершенно недостоин ни именоваться сыном небесной Матери нашей, ни обращаться к Ней с молитвой тот, кто делается вовсе беспечным о своем спасении и нерадит о покаянии, кто, закосневая во грехах все более и более, приходит, наконец, во глубину зол. Достоин ли такой человек, хотя бы и называться христианином, благодатного покрова Матери Божией? Может ли честнейшая херувимов покрывать Своим ходатайством закоснелого грешника, который своей нераскаянностью второе распинает Сына Ея, отчего вновь оружие скорбное проходит Ее святейшую душу? III. Итак, кто же достоин пребывать в любви и благоволении Божией Матери? Тот, кто христианин не по одному имени, а по жизни и делам своим, кто, веруя в Господа Иисуса Христа, соблюдает Его святые Заповеди и повеления. Тот, кто, и после падения греховного, не остается в закоснении и нераскаянности, но ищет оправдания во Христе покаянием и исповеданием грехов своих, старается очищать свою совесть и омывать скверны души своей слезами умиления и сокрушения сердечного. Потому-то Св. Церковь и научает нас, братия, прежде и паче всего умолять небесную Матерь нашу о том, чтобы Она воздвигла нас из глубины греховной и просветила сердечные очи наши ко зрению спасения. Взыщем от Нее этого первейшего и необходимейшего блага; прочее все, само собою, приложится нам. Аминь. (Составлено по проповедям Димитрия, архиепископа Херсонского, т. II). Поучение 2-е. Св. мученик Леонтий (Побеждающая сила христианской доброты) I. Cb. мученик Леонтий, память коего совершается ныне, был грек, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедовал христианскую веру. Вот как удостоился он венца мученического вместе с двумя воинами-христианами, из язычников, Ипатием и Феодулом. Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал трибуна Ипатия с воинами за ним. Около города сам Леонтий встретил их с воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха, предложил им трапезу, принял их с таким радушием, с каким принимаем своих дорогих друзей, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий, друг не языческих богов, а христианского. Тогда Ипатий и воин Феодул упали к его ногам и сказали: «И мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; св. Леонтий призвал имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и таким образом крестил их. Когда Адриан узнал обо всем происшедшем, то приказал жестоко мучить всех их; Ипатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били так, что он скончался под ударами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Затем она, усугубляя свой подвиг, вместе с другими благочестивыми женами, подобно святой Анастасии Узорешительнице († ок. 304; пам. 22 дек.), помогала в темнице заключенным христианам. Можно провести также и другую параллель. Своими трудами святая Наталия продолжала служение Евангельских жен-мироносиц. В Синаксаре службы им со ссылкой на апостола Луку говорится об их служении «Христу и учеником Его, от имений своих. Яко убо тыя воскресение проповедаша и многая по нам догматы сказаша, во уверение и извещение истинное воскресения Христова всем известившым спасительное проповедание, и еже по Христе жительство прошедшым изрядно, и якоже достояше женам наученным от Христа» 57 . Мученик Адриан пострадал в возрасте двадцати восьми лет, оставив ради Христа свои мирские богатства. Тела всех мучеников были перевезены затем в Византию. Благочестивая Наталия после мученической кончины своего мужа хранила как великую святыню часть его святых мощей – его руку. Она достойно сохраняла супружескую верность и после страданий супруга, когда ее пытались сосватать: «...не предала еси целомудрия твоего» 58 – говорится в службе. Для этого она покинула Никомидию, отправившись с другими христианами в Византию, где находилась гробница ее мужа. При этом она дважды сподобилась чудесным образом узреть святого Адриана. Явившийся мученик возвестил ей радость, что Господь принимает ее в Свои Небесные обители. Находясь рядом с гробом своего супруга, она, уснув телесным сном, перешла в жизнь вечную. Церковь почитает святую Наталию вместе с ее супругом как мученицу, которая, сострадая ему, явила мужество веры «по чувству и по трудам» 59 . Святая Наталия «окончила свой мученический подвиг, хотя и без пролития крови» 60 . В некоторых древних Месяцесловах указана дата ее кончины – 1 декабря 61 . Их житие было написано «не ранее пятого столетия» 62 . В конце VI – начале VII века мощи мученика Адриана 8 сентября были перенесены в Рим и, как пишет архиепископ Сергий, «находятся в церкви его имени на форуме римском» 63 . Мощи же мученицы Наталии почивают ныне в миланском соборе святого Лоренцо Великого. Мученик Адриан добровольно присоединился к уже схваченным христианам, но, по Евангельскому слову, он, однако, пострадал первым ( Мф 19:30 ) и его имя сохранилось в церковной памяти. Святые мученики-супруги являют пример ревности в вере, семейной верности и преданности друг другу. В акафисте им говорится: «Радуйтеся, супрузи блаженнии, на земли в любви поживши и по смерти не разлучившиися» 64 . В службе они прославляются также как супружеская двоица: «О вожделенная двоица и возлюбленная Христу... Но, о двоице святая, о нас Богу молитеся» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010