343 В другом месте Симеон пишет: «Хартофилакс просил каждого из архиереев по порядку, начиная с первого, сказать свое мнение» и – «имя того лица, которое признавалось достойным иерархии, записывал на хартии, для этого приготовленной». 344 По аналогии можно заключить, что и при избрании патриарха хартофилакс как блюститель права церковного и секретарь собора, когда оканчивались совещания, просил членов собора подать свой голос в пользу того или другого кандидата. Он отбирал голоса по порядку ( κατ τξιν), который определялся de jure синтагматионом, a de facto – размещением архиереев на соборе. Примечательно и то, что голосование начиналось с первого из архиереев ( απ του πρτου των αρχιερων), а не с последнего или самого низшего по чину. После опроса архиереев определялся результат голосования, иначе сказать – производился подсчет голосов. Тот из кандидатов, который получал большинство голосов, заносился на хартию в состав традиционного числа трех лиц. Византийские источники не оставляют нас в неведении и по вопросу о большинстве голосов. Да превозмогает мнение большего числа избирающих ( κρατετω των πλεινων ψφος), – говорит 6-е правило I Вселенского собора (ср.: 19-е правило Антиохийского собора). Византийская практика и руководствовалась этим каноном. Симеон Солунский , подробно описывающий чины избрания епископа и патриарха, прямо говорит, что в случае разногласия голос большинства, согласно канонам, получает верх. 345 А Никита Хониат сообщает о факте, свидетельствующем в пользу жизненного значения этого правила: при избрании патриарха Михаила II (1143 г.), рассказывает он, победил голос большинства и даже почти всех. 346 Даже более того: в византийской практике, несомненно, были факты, когда голоса избирающих делились поровну, и поэтому возникал вопрос о значении голоса председателя ( προεστς) или первого архиерея. На это указывает толкование Феодора Вальсамона на 6-е правило I Вселенского собора, где знаменитый канонист разрешает представленное ему недоумение по поводу равенства голосов при избрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

11 июня 1917 года был создан Предсоборный совет, в составе которого было десять отделов, посвященных уже обсуждавшимся темам, — выборам на Поместный собор, образованию церковных округов (отчасти соответствующих современным митрополиям, но с другими полномочиями), епархиальному управлению, церковному суду, приходской жизни и возможности изменять традиционные границы прихода, старообрядчеству и единоверию (единоверческих приходов в начале века было очень много, и их богослужение полностью соответствовало дораскольному, староверческому), правовому положению Русской церкви, монастырям и духовным школам. Подготовка Собора шла в трудных условиях. «Опасность анархии, — как пишет историк Русской церкви Сергей Фирсов, — к середине лета 1917 года стала настолько осязаемой, что Святейший Синод решил обратиться к православным с особым посланием», в котором призывал народ к покаянию и борьбе с новым врагом — хищениями, грабежами, разбоями, озлоблением и братоубийственной В августе 1917 года было принято специальное послание к православному народу, в котором звучало предупреждение о надвигающемся всеобщем разорении и голоде. «Россия гибнет, — говорилось в послании, — совесть народная затуманена, совершаются неслыханные кощунства и святотатства, местами пастыри изгоняются из Собор был открыт в Москве в праздник Успения Богородицы — 28 августа — и больше года действовал в нынешних зданиях Свято-Тихоновского университета — в Епархиальном доме в Лиховом переулке. Первая сессия Собора — с 28 августа по 22 декабря 1917 года — была посвящена реформе церковного управления — главным образом, избранию патриарха и — уже после Октябрьского переворота — обсуждению статуса Православной церкви в советской России. В голосовании приняли участие 257 членов Собора, на первом голосовании было избрано 25 кандидатов в патриархи. Наибольшее количество голосов в первом туре получил Антоний (Храповицкий) — 101. Во втором туре выбирали троих из 25. Лидировал все тот же Антоний (Храповицкий), у него было 159 голосов, Арсений (Стадницкий) набрал 148 голосов, а Тихон (Белавин) меньше всех — 125 голосов. В третьем туре Тихон получил 162 голоса. Однако решающим было не итоговое голосование, а жеребьевка.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

17. Имена избранных трех кандидатов заносятся, в порядке числа полученных голосов, в особое соборное деяние, ко­торое подписывается всеми участвующими в Соборе Архиереями, членами Высшего Церковного Совета и, по их желанию, предста­вителями Московской епархии. 18. В случае единогласного избрания кандидата на патриаршество избрание двух других кандидатов не производится. 19. На третьем заседании Собора, происходящем в патриаршем соборном храме, Патриарх избирается по жребию из трех указанных в соборном деянии кандидатов, а в случае едино­гласного избрания Патриарха (ст. 18), оглашается имя избранного. 20. Об избрании своем и вступлении на патриарший престол Патриарх извещает посредством послания от своего имени Российскую Православную паству и предстоятелей автокефальных Пра­вославных Церквей. 21. Избирающему Патриарха Собору предоставляется право рассмотрения и дел, о неотложности которых будет заявлено Свя­щенным Синодом и Высшим Церковным Советом. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 4. Приложение к «Деяниям» второе. С. 3–6. 31. О местоблюстителе патриаршего престола 28 июля (10 августа) 1918 г. 1. Местоблюститель патриаршего престола избирается на время междупатриаршества. 2. По освобождении патриаршего престола, старейший из чле­нов Священного Синода, после предварительного совещания с прочими членами Синода, незамедлительно созывает соединенное присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета. 3. В соединенном присутствии, под председательством того же старейшего иерарха, члены Священного Синода и Высшего Цер­ковного Совета тайным голосованием избирают Местоблюсти­теля из среды присутствующих членов Священного Синода, при­чем избранным считается получивший более половины избирательных голосов. Примечание . В случае, если при первом голосовании никто не получит более половины избирательных голосов, производится новое голосование, причем голосованию подвер­гаются и те, кои не получили требуемого большинства при первой подаче голосов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Необходимость принятия этого именно способа решения судебных дел в епархиальном суде основывается на самых ясных и очевидных соображениях. а) Епархиальный суд постановляет приговоры о лишении священного сана и других прав, и преимуществ, которые преподаются духовным лицам только епископом. Если принять способ решения дел большинством голосов, то может оказаться, что пресвитеры будут присуждать к лишению таких прав, которые преподаны не ими, а епископом: епископ в суде один, а пресвитеров два, или более, большинство голосов быть может на их стороне. б) Епископ, как заметили мы выше, в отношении к подчиненным ему клирикам занимает место отца, от которого все духовные лица епархии получили бытие, как духовные лица. А при таких взаимных отношениях невозможны отношения равенства, на которых основывается решение большинством голосов. в) Практика Православной Церкви свидетельствует, что пресвитеры при епископах всегда имели только совещательный голос. Пресвитеры и другие клирики собирались при епископах; но это собрание и по существу, и по форме было отлично от синодов патриарших и митрополичьих. Там епископы, по самому сану и званию, суть члены синодов; между тем как здесь самый выбор членов епископского совета зависел от усмотрения епископа. Там, по примеру древних соборов, дело было решаемо большинством голосов; в епископском же совете никогда не было употребляемо начало большинства голосов; а епископ имел решающий голос. По сим основаниям мнения членов судебного присутствия епархиального суда, с которыми согласно будет и мнение председателя – архиерея, конечно, получает решающую силу. При несогласии же решающая сила будет принадлежать мнению председателя – архиерея. —320— 100) Во всех прочих случаях, если при решении дела голоса судей разделятся на два мнения или более, за основание приговора принимается го, которое соединяет в себе наиболее голосов; при равенстве их отдается предпочтение тому мнению, которое принято председателем суда, а если мнения разделились так, что голос председателя не может дать перевеса, то тому из равносильных по числу голосов мнений, которое снисходительнее к участи подсудимого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После же голосования за решение отдела в первоначальной редакции Кубанское викариатство получило статус самостоятельной епархии. Необходимо отметить, что Кубанское краевое правительство находилось в оппозиции Главнокомандующему Вооруженными силами на Юге России А. И. Деникину. В это время нарастал конфликт Деникина с Кубанской Радой. И в данном случае Собор принял решение, вряд ли находившее сочувствие у Главнокомандующего ВСЮР, и мог быть заподозрен в поддержке кубанской «самостийности». Во второй части заседания Собор избрал председателя, членов от епископов и кандидатов в члены от епископов (то есть заместителей) Временного высшего церковного управления. Процедура выборов была следующей. Первоначально подачей записок всеми членами Собора намечались кандидаты. Затем производилось голосование по каждому из указанных кандидатов – «за» и «против». Набравший большинство голосов считался избранным. После выборов председателя процедура была несколько упрощена. После определения кандидатов в члены ВВЦУ от епископов записками проводилось новое голосование за кандидатов также записками с указанием имен. Набравшие большинство голосов считались избранными. После выборов членов ВВЦУ от епископов процедура была снова изменена. Выборы кандидатов (заместителей) к избранным членам ВВЦУ от епископов прошли в один этап: записки с указанием имен подавались один раз, и набравшие большинство голосов считались избранными. Все участники заседания подали записки с указанием кандидатуры председателя ВВЦУ. Из 54 поданных записок 36 указывали архиепископа Митрофана. При повторном голосовании за кандидатуру архиепископа Митрофана проголосовало 48 «за» и 4 «против». Таким образом, он был избран председателем ВВЦУ. Членами ВВЦУ от епископов стали архиепископ Димитрий и епископ Арсений, которые получили во втором голосовании 39 и 28 голосов соответственно. Кандидатами в члены ВВЦУ от епископов были избраны (выборы прошли в один этап) епископ Гавриил и епископ Макарий, получившие 46 и 44 голоса соответственно 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов. 12. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет. Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит: а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора. 13. Все архиереи – члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения. 14. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. 15. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Президиума Собора. 16. В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора. Примечание: избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании. 17. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов при открытом голосовании, то перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

Постоянно действующим органом управления Грузинской Церкви является Патриархия, в состав которой входят хорепископ Католикоса-Патриарха, а также секретарь Католикоса, канцелярия и архив. При Патриархии также состоят: Отдел иностранных дел, Служба информации, Финансово-экономический совет, Отдел миссии и евангелизации, Отдел взаимодействия с вооружёнными силами и правоохранительными органами, Отдел взаимодействия с заключёнными, Архитектурный отдел, Отдел поиска и охраны святынь, Отдел изучения неправославных религиозных направлений, Учебный комитет, Издательский отдел, радио Грузинской Патриархии «Иверия», паломническая служба, молодёжный центр «Дзлеваи» («Преодоление»). Отделы и службы Патриархии возглавляют как епископы, так и пресвитеры и миряне. 36.3. Сербская Православная Церковь 338 Глава Сербской Церкви имеет титул архиепископа Печского, митрополита Белградско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее пяти лет управляющих епархией. Патриархом становится один из трёх кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под председательством старейшего члена собора – митрополита или епископа, причём, на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе и Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора – митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного или двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдаётся старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

3 . Сибинский митрополит. По органическому уставу, от 28 мая 1869 года, Сибинского митрополита избирает церковно-народный собор, который составляется из ста двадцати представителей (следовательно, вчетверо больше числа представителей на обыкновенном соборе): 80 светских и 40 духовных. Сибинская архиепископия посылает на собор половину всего числа представителей, а остальную половину две другие епархии (Арадская и Карансебешская). Избрание происходит под председательством доверенного лица митрополичьей консистории, посредством свободного голосования. Если при голосовании не было абсолютного большинства, то приступают к сокращенному выбору между двумя лицами, получившими самое большее число голосов, а если и тогда не получится надлежащего результата, то дело решается жребием. Избирательный акт собор подносить на одобрение государю, и, по получении утверждения, следует поставление нового митрополита 1193 . 4 . Белградский митрополит. По закону 27 апреля 1890 года (§ 126), заменившему закон 31 декабря 1882 года 1194 , архиепископа Белградского и митрополита Сербского избирает избирательный собор, в состав которого входят: все члены архиерейского собора, все архимандриты, все окружные протопресвитеры и протопресвитеры Белградский и Нишский, председатель совета министров, министр просвещения и церковных дел, председатель и подпредседатель народной скупщины, а если народная скупщина распущена, то председатель и подпредседатель последней народной скупщины, обыкновенной или великой, председатель государственного совета, председатель кассационного суда, председатель главного контроля, ректор великой школы и ректор «богословии». Светские лица могут входить в состав избирательного собора только под условием принадлежности их к восточно-православному исповеданию. Председателем избирательного собора бывает епархиальный епископ, старейший по хиротонии. Он руководить и закрывает заседания собора. Избрание происходить посредством тайного голосования, причем требуется, чтобы епископ, избранный митрополитом, получил не менее двух третей всех голосов. Если при первом голосовании ни один из епископов не получит упомянутого числа голосов, то при втором голосовании, которое бывает чрез четыре дня после первого, избранным считается тот епископ, в пользу которого подало более половины голосов присутствующих членов. Протокол об избрании архиепископа Белградского и митрополита Сербии представляется министром просвещения и церковных дел на утверждение королю 1195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1847], «Достойно есть» 1 изд. 1845], «Достойно есть» 2 [соч. 1849], «Достойно есть» 3 [«входное», перелож., 1-е изд. 1847], «Отче наш» изд. нач. 40-х гг. XIX в.], «Отче наш» 2 [соч. после 1855], Пение на Божественной литургии, совершаемой архиереем, перелож. («Достойно есть» 3], «Тон деспотин», «Свыше пророцы», «Да возрадуется душа твоя» C-dur, «Приидите поклонимся» для 4 муж. голосов, Многолетие, «Святый Боже» для 4 муж. голосов, «Ис полла эти деспота» для смеш. хора, тропари «Святии мученицы» для 4 муж. Голосов и смеш. хора, «Слава Тебе, Христе Боже» и «Исайе, ликуй», ектения для 4 муж. голосов, «Кирие элейсон», «Аксиос», «И всех») изд.: Пение и порядок. 1847], «Свыше пророцы» и «Да возрадуется душа твоя» (вновь положенные на 4 голоса, A-dur, B-dur) изд. 1849], «Свыше пророцы» и «Да возрадуется душа твоя» (на 3 голоса C-dur 17], F-dur) изд. 1849], «Ис полла эти деспота» [из 17], 21–35: Песни великопостные: «Да исправится» киев. [греч.] напева изд. 1855], «Да исправится» 2 [соч. 1861], «Вечери Твоея тайныя» изд. нач. 40 х гг. XIX в.], «Да молчит всякая плоть» [соч. 1855], «Тебе одеющагося» изд. 1853], «Всечестное воздержание», «Прииде пост», «Постимся постом приятным», «Постящеся братие», «Желающе Божественныя Пасхи», «Пречистому Твоему образу», «Предложив тайную пост трапезу», «Вскую унываеши душе моя», «Предстояще Кресту», «Уязвенную мою душу» 24–35 соч. и изд. 1855], 36–39: Концерты: «Глаголы моя внуши, Господи» изд. нач. 40 х гг. XIX в.; 1-й вариант — 1834], «Возлюблю Тя, Господи» изд. нач. 40-х гг. XIX в.], «Услыши, Господи» [соч. 1847], «Приклони, Господи, ухо Твое» [соч. 1850], 40–48: Песни на разные случаи: «Господи, во свете лица Твоего» (причастен в день Преображения) и «Благословен грядый во имя Господне» 2-хорные изд.: нач. 40-х гг. XIX в.], 41–44, соч. после 1855]: «Виждь мою скорбь и болезнь», «Приидите, всемирное Успение празднуем», «Виждь твоя пребеззаконная дела», «Призри на ны, всепетая Богородице», Херувимская песнь 1, перелож. для жен. хора), «Милость мира» ярославского напева (перелож.

http://pravenc.ru/text/2110949.html

1 об.— 2) Верх, путь и низ в записи стихиры на Рождество Пресв. Богородицы «Днесь иже на разумнех престолех» строчного распева. Певч. рукопись «Праздники». 80-е гг. XVII в. (РГБ. Ф. 299. 115. Л. 1 об.— 2) В троестрочии партитурная форма изложения появляется с 20-х гг. XVII в., раньше, чем в деместве, и сразу становится преобладающей. Сначала троестрочные партитуры были неполные и фиксировали только 2 голоса из 3: чаще всего это Н. и путь. Поскольку в то время четкий порядок голосов в партитуре еще не установился, в двухголосии нередко Н. писали выше пути; это можно установить только при сравнительном изучении крюкового текста (напр., РГБ. Ф. 37. 93. Л. 497-528 об. (литургия); Ф. 354. 141. Л. 17 об.- 19 об. (стихира свт. Николаю Чудотворцу); Ф. 178. 9440. Л. 247 (славник прав. Анне)). Возможно, такой порядок голосов объясняется самим процессом создания 2-голосных партитур: сначала над строкой текста выписывался основной голос - путь с тайнозамкненными формулами, а затем над ним приписывался еще один голос. В 2-голосном изложении троестрочия «путем да низом», «путем да верхом» знаки фиты проставлялись в обоих голосах одновременно. Пара голосов «путь - верх» встречается значительно реже: так, о черновых записях троестрочия «верхом да низом», «верхом да путем», а также отдельно «низом» и др. голосами упоминается в описи 1682 г. нотной б-ки царя Феодора Алексеевича (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. хр. 601). Сохранились и рукописи, где изложен только Н. троестрочия, напр. сборник 2-й четв. XVII в. ГИМ. Син. певч. 1192, озаглавленный «Начало всенощнаго бдения… поем низ к строкам. Зачин низом». После сольного запева Н. в момент вступления хора стоит ремарка «все». В полных троестрочных партитурах, появившихся в сер. XVII в., Н. располагается внизу партитуры, выписан чернилами с киноварными пометами , а обычный порядок голосов «низ - путь - верх» никак не отмечен в рукописях. Партитуры выполнены в красно-черном цвете и имеют характерный вид: Н. и верх содержат больше крюков, чем путь (см., напр., ркп.

http://pravenc.ru/text/2565240.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010