8 мая 1917 года Синодом было постановлено созвать к 11 июня того же года Предсоборный совет «для обсуждения назревших вопросов, касающихся устроения Российской Православной Церкви»// Церковные ведомости. Петроград. 1917. 20-21. С. 133 . За епископа Андроника было подано 27 голосов. Кроме него в Предсоборный совет были избраны архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) – за него было подано 83 голоса, архиепископ Литовский Тихон (Белавин) – 58 голосов, архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) – 46 голосов, митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) – 45 голосов, архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский) – 29 голосов и епископ Минский Георгий (Ярошевский) – 27 голосов.// РГИА. Ф. 796, оп. 204, д. 132, л. 172, 176. Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Творения. Книга II. Проповеди, обращения, послания. Тверь, 2004. С. 427-428. «Наша Пермская епархия, – сказал епископ Андроник, – очень бедная, в ней всего до 500 церквей, оборот епархиального свечного завода небольшой. Однако она близко приняла к сердцу нужды тружеников духовной школы и озаботилась их обеспечением, не ожидая сторонней помощи и не сваливая свою беду на других. Она определила педагогам не только штатное содержание, но и различные прибавки на дороговизну. Мало того, она гарантировала содержание не только служащим в духовно-учебных заведениях, но назначила кредит на содержание воспитанников и зданий, притом не в размере штатных ассигнований, а по военному времени. А вы знаете, что значит смета по военному времени. И вот за то, что Пермская епархия проявила инициативу, что она согласилась дать средства на содержание своих духовно-учебных заведений и даже сверх нормы, чтобы нравственно и материально поддержать тех, кто нуждался в помощи, она должна нести наказание и платить и на другие епархии. Простите. Прежде, при старом режиме, у нас жаловались, что инициатива не одобрялась... преследовалась и наказывалась. Оказывается то же и теперь: за проявление инициативы Пермская епархия должна нести наказание, платить не только за себя, но и за другие, более богатые епархии, которые сваливают свою вину на других...»// РГИА. Ф. 833, оп. 1, д. 10, л. 41-42.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/467/Vlad...

Если один из кандидатов получит абсолютное большинство голосов, он считается избранным. Если же ни один из кандидатов не получит больше половины голосов, проводится повторное голосование, при котором подаются записки с именами трех предлагаемых лиц. Получивший большинство голосов считается избранным в кандидаты. Туры голосования повторяются, пока три кандидата не получат большинства голосов. Потом жребием из них будет избран Патриарх. 30 октября (12 ноября) 1917 года было проведено голосование. Архиепископ Харьковский Антоний получил 101 голос, архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) - 27, митрополит Московский Тихон - 22, архиепископ Новгородский Арсений - 14, митрополит Киевский Владимир, архиепископ Кишиневский Анастасий и протопресвитер Г.И.Шавельский - по 13 голосов, архиепископ Владимирский Сергий (Страгородский) - 5, архиепископ Казанский Иаков, архимандрит Иларион (Троицкий) и бывший обер-прокурор Синода А.Д.Самарин - по 3 голоса. Еще несколько лиц было предложено в Патриархи одним или двумя соборянами. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония, архиепископа Новгородского Арсения и митрополита Московского Тихона, - как говорили о нем в народе, - «самого умного, самого строгого и самого доброго из иерархов Русской Церкви...» Архиепископ Антоний, блестяще образованный и талантливый церковный писатель, был видным церковным деятелем двух последних десятилетий синодальной эпохи. Давний поборник Патриаршества, он был поддержан многими на Соборе как бесстрашный и опытный церковный вождь. Другой кандидат, архиепископ Арсений, умный и властный иерарх, обладавший многолетним церковно-административным и государственным опытом (в прошлом член Государственного Совета), по свидетельству митрополита Евлогия, «возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы «чаша сия миновала его». А святитель Тихон во всем полагался на волю Божию. Не стремясь к Патриаршеству, он готов был принять на себя этот крестный подвиг, если Господь призовет его.

http://sedmitza.ru/lib/text/439989/

Таким образом в конце канонического трехмесячного срока состоялся, по предложению министра просвещения и церковных дел, избирательный собор в Белграде. Собор этот, по закону, состоит из всех наличных епископов, из которых старейшему по хиротонии принадлежит место председателя, из всех архимандритов и окружных протоиереев, со включением ректора семинарии. Из светских лиц в выборе принимают участие с правом голоса: председатели совета министров, государственного совета, кассационного суда и главного контроля, председатель и вице-председатель народной скупщины, министр народного просвещения и церковных дел и ректор великой школы (преобразованной в 1905 г. в университет). Все избиратели должны быть православные. Выборы производятся тайною подачею голосов. Получивший большинство двух третей голосов считается избранных, и его избрание немедленно утверждается королем. В настоящий раз получили приглашения на собор 50 полноправных избирателей, явилось же их всего 45 (три архимандрита и два протоиерея по болезни отсутствовали). Выборы назначены были на 14 августа 1905 г. в —178— митрополичьей резиденции. Но в этот день голоса разделились: двое из кандидатов, епископ шабачский Димитрий и епископ жичский Савва получили по 18 голосов, епископ ништский Никанор 12 голосов и епископ тимочский Мелетий 2 голоса (5 членов подали пустые записки, без обозначения кандидата на митрополию). Избрание оказалось неправомерным, и назначены были новые выборы на 18-е августа. При этих выборах 27 голосов пало на епископа шабачского Димитрия, и таким образом Сербия получила нового митрополита. 19 августа избрание нового митрополита было утверждено королевским указом, а 20-го августа новоизбранный митрополит был введен, по установленной церемонии, в права и привилегии своего высокого звания и положения. При церемонии „инсталлации или „интронизации“ новый митрополит произнес пространную речь, в которой обозначил приблизительно направление своей будущей деятельности 2624 . Митрополит Димитрий Павлович родился в г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чрезвычайный съезд духовенства и мирян Владимирской епархии открылся буквально за неделю до начала работы Поместного собора. После довольно продолжительного обсуждения выяснилось, что собрание останавливается главным образом на четырех кандидатах: протоиерей Налимов, архиепископ Сергий, епископ Андрей (Ухтомский) и епископ Евгений, викарий Владимирской епархии. Эти кандидатуры и были подвергнуты голосованию записками на вечернем собрании. При подсчете голосов оказалось, что большинство, но не абсолютное (207 из 526) получил протоиерей Налимов, 187 голосов – архиепископ Сергий, епископы Евгений и Андрей получили менее ста голосов каждый. 9 августа состоялось торжественное избрание епископа в кафедральном Успенском соборе. Очевидец событий так описывал процедуру избрания: «Избиратели вызывались по списку; подходя к урне, они предъявляли свои делегатские билеты и опускали бюллетень. Благодаря этим мерам подача избирательных бюллетеней происходила в полном порядке… Имена кандидатов, названных в записках, громко выкликались, и избиратели с живым интересом следили за течением голосования. К концу подсчета записок выяснилось, что большинство голосов высказывается за архиепископа Сергия. Очевидно, за ночь настроение части избирателей изменилось; кандидатура епископа Андрея была снята, и выставлявшие его кандидатуру накануне перешли на сторону архиепископа Сергия; на ту же сторону перешла и часть голосовавших накануне за епископа Евгения. Результаты голосования оказались следующие: архиепископ Сергий получил абсолютное большинство голосов (307), протоиерей Налимов – 204, епископ Евгений – 27». За правильностью выборов наблюдала комиссия под руководством архиепископа Московского Тихона. Так архиепископ Сергий Финляндский стал архиепископом Владимирским и Шуйским, за одну ночь сумев привлечь на свою сторону дополнительно 120 человек. Отказ в его пользу Андрея Уфимского был не случаен. Этот епископ, также настроенный антимонархически, был верным соратником Сергия Страгородского и не колеблясь убедил своих сторонников голосовать за последнего. Вот что писал в предшествующие месяцы епископ Андрей о причинах Февральской революции: «Мое мнение таково: это случилось потому, что режим этот был в последнее время беспринципный, грешный, безнравственный. Самодержавие русских царей выродилось сначала в самовластие, а потом в ясное своевластие, превосходившее все вероятия».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

В случае если ни один из кандидатов не набрал в первом туре голосования более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Избранным Патриархом является архиерей, набравший наибольшее число голосов. В случае если во втором туре голосования оба кандидата набрали равное количество голосов, избранным Патриархом считается тот архиерей, который набрал большее число голосов в итоговом голосовании на Архиерейском Соборе. 15. Кандидаты на Московский Патриарший престол имеют право самоотвода на любом этапе голосования. Если в результате самоотвода останется один кандидат, то, по решению Поместного Собора, присутствующие на нем архиереи, имеющие право голоса на Архиерейском Соборе, тайным голосованием могут избрать, по крайней мере, еще одного кандидата. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Если Поместный Собор отказывается выдвигать еще одного кандидата, то по оставшемуся кандидату производится голосование. В таком случае избранным Патриархом становится тот архиерей, в пользу которого было подано более половины розданных бюллетеней. При наличии единственного кандидата, избирательный бюллетень имеет поля для проставления знаков «за» и «против». Примечания: 1 Всемирный русский народный собор; византийский клуб «Катехон»; Преображенское братство; православное общество (братство) «Радонеж»; Россия православная; Союз православных братств; Совет православных молодежных организаций Москвы; Союз православных граждан; Патриарший центр духовного развития молодежи, а также Совет православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества.   Предлагаемые поправки в Устав Русской Православной Церкви Действующий Устав Предлагаемые изменения  Глава II. Поместный Собор е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания; е) избирает Патриарха Московского и всея Руси в соответствии с «Положением об избрании Патриарха Московского и всея Руси» и устанавливает процедуру такого избрания. В период вдовства Патриаршего Престола «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси» не может быть изменено.

http://patriarchia.ru/db/text/1542557.ht...

Они отличаются, прежде всего, составом выборщиков первоиерарха и тех, кто может выдвинуть кандидата на этот пост. В первом случае патриарх избирается Поместным собором (то есть самым многочисленным составом выборщиков) из кандидатов, представленных Архиерейским собором, при этом Поместный собор не имеет права выдвижения претендентов. Кандидатом в патриархи может стать любой архиерей, и количество соискателей не ограничивается. Архиерейский собор из их числа рейтинговым голосованием отбирает трех претендентов. А уже из них члены Поместного собора тайным голосованием выбирают патриарха Московского и всея Руси. Согласно второму варианту, патриарх избирается, напротив, Архиерейским собором из кандидатов, представленных Поместным собором. Также с помощью рейтингового голосования определяются три кандидата, после чего Архиерейский собор, который может выдвинуть дополнительного кандидата, тайным голосованием избирает предстоятеля Русской церкви . Третий вариант предполагает избрание патриарха Архиерейским собором из кандидатов, определенных самим Архиерейским собором. В случае если один из кандидатов получает в первом туре более половины голосов выборщиков, он становится патриархом. Если же ни один из кандидатов не получает в первом туре более 50% голосов, проводится второй тур с участием трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов. При голосовании побеждает кандидат, набравший более половины от числа поданных голосов. В противном случае проводится третий тур с двумя соискателями, набравшими наибольшее количество голосов. Победитель определяется простым большинством. В четвертом варианте патриарх избирается Поместным собором из кандидатов, представленных Архиерейским собором, согласно процедуре соборов 1990-2009 годов. Этот вариант идентичен первому за исключением того, что Поместный собор может выдвинуть дополнительного кандидата. Именно по такому сценарию прошли последние выборы патриарха. Разработчики документа особо подчеркивают важность тайного голосования при выборах патриарха. " Это не только соответствует сложившейся исторической практике, но и ярче подчеркивает проявление воли Божией через участников Поместного собора,- – говорится в пояснительной записке к документу.- – При открытой форме голосования выборы становятся уязвимыми в отношении возможного влияния внешних сил на решение собора, давление на отдельных делегатов, что недопустимо " .

http://religare.ru/2_98172.html

Бог, – по апостолу, – есть Любовь, и соборность в жизни человеческих обществ есть явление обитающего в составляющих эти общества людях Божественного Духа Любви, Который приводит к признанию в каждом человеке его Богоподобной личности, ее ничем извне неограниченной самостоятельности и свободы, и вместе проводит их всех к согласию, к единомыслию и единодушию» . Если соборы – это контекст жизни во Христе, место, где мы встречаем Христа благодаря действию животворящего Духа, тогда соборность должна предполагать своего рода аскезу. Жизнь во Христе всегда подразумевает аскезу, потому что это жизнь в новом эоне, жизнь, которая в мире, но не от мира. Это напряжение определяет практику соборности. Как мы видели, нравственная сущность соборности – христианская любовь: единство Духа в союзе мира (Еф 4:3). Когда церковь собирается с целью самоуправления и принятия решений, тогда в том способе, которым церковь ведет свои дела, должны отражаться аскетические требования христианской любви. Харизмы нового эона должны ясно проявляться. Это значит, что церковные соборы в своих деяниях отличаются от того, как проходят собрания, преследующие светские цели. История соборов дает много примеров. Во-первых, древняя церковь не «проводила» соборов – она их «праздновала». Об этом говорит уже Тертуллиан. Глагол celebrare ясно показывает, что соборы были – и всегда должны быть – торжественными событиями, праздничной радостью о присутствии живого Христа. Именно поэтому соборы предполагают совершение богослужений. Аскетические требования христианской любви определяют также и способ принятия решений на соборах. В древней церкви решения принимались либо единодушно, либо большинством голосов (maior pars). Выражение maior pars – это не то же самое, что «большинство голосов» в современных демократических собраниях. В современных демократических собраниях под большинством обычно понимается просто численное превосходство. Такая система имеет целью достигать результата даже в том случае, если налицо почти равное количество голосов «за» и «против». Если одна фракция проиграла выборы, набрав 49% голосов против 51%, она не отрицает результата (или, по крайней мере, не должна его отрицать!). Проигравшая сторона начинает готовиться к следующим выборам в надежде, что сможет набрать 51% голосов против 49%. При принятии решений в древней церкви maior pars почти всегда означало подавляющее большинство. Идеалом оставалось единодушие, даже когда собрание его не достигало. Практика, когда разногласия трансформируются в единодушное решение с согласия меньшинства, хорошо показывает логику собора. Принятие решений в соборной церкви является консенсусным, а не конфликтным, даже в контексте действительного конфликта.

http://bogoslov.ru/article/1243124

Но еще ранее, в сентябре, были отправлены куда-то в Предтеченский монастырь Лучка Голосов. Все они были возвращены по собственному челобитью, писанному Голосовым, 19 декабря. За что они сидели «под началом у духовных старцев» – не известно: «за вину», глухо сказано в одном месте, «за страдничьи вины " – пишут они сами в своем челобитьи 66 . Но принимая во внимание характер наказания, а также то обстоятельство, что Голосов выступает здесь в компании все с тем же Засецким, с которым он весной возмущался против киевской науки и представителей и любителей ее в Москве, – приходится думать, что оппозиция против просвещения усилилась и захватила еще новых лиц, главным образом из низшего церковного клира. Вероятно, новое выступление против него, сорганизованное Голосовым, и повело к рассылке по монастырям, для вразумления, противников школьной науки. При этом естественно, что против них выступил протопоп Ст. Вонифатьев, один из руководителей современного умственного движения в Москве. Может быть, что это вразумление примирило Голосова с киевской наукой и позволило сделать ему видную дипломатическую карьеру. Начав службу с 20 июля 1653 г. дьякон в Патриаршем разряде, Лукьян Тимофеевич Голосов с 1660-х годов упоминается на службе в Посольском приказе. В 70-х и 80-х годах они в качестве посла посетили четыре раза Польшу и по одному разу Швецию и Австрию. Одно время (1670–1672) он был дьяком Аптекарского приказа 67 . Все это должности, которые предполагают в нем знание латинского языка. И, действительно, «председательство» во «Врачебном судилище или приказе», по словам Рейтендельса, обусловлено было тем что Голосов хорошо знал по латыни –единственный будто бы из уроженцев Москвы 68 . Мало того, Западную науку Голосов полюбил не ради практических только интересов, а искренно. Судить в этом можно по тому поздравлению, которое он поднес 23 дек. 1682 г. царевне Софье Алексеевне. Оно состояло из титула царевне, приветствия ей, слова о Воплощении Иисуса Христа, тринадцати стихотворений для отроков, 8 стихотворений на темы ирмосов Рождественского канона 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Но ещё ранее, в сентябре, были отправлены куда-то в Предтеченский монастырь Лучка Голосов. Все они были возвращены по собственному челобитью, писанному Голосовым, 19 декабря. За что они сидели „под началом у духовных старцев“ – не известно: „за вину“, глухо сказано в одном месте, „за страдничьи вины“ – пишут они сами в своём челобитьи 1432 . Но принимая во внимание характер наказания, а также то обстоятельство, что Голосов выступает здесь в компании всё с тем же Засецким, с которым он весной возмущался против киевской науки и представителей, и любителей её в Москве, – приходится думать, что оппозиция против просвещения усилилась и захватила ещё новых лиц, главным образом из низшего церковного клира. Вероятно, новое выступление против него, сорганизованное Голосовым, и повело к рассылке по монасты- —19— рям, для вразумления, противников школьной науки. При этом естественно, что против них выступил протопоп Ст. Вонифатьев, один из руководителей современного умственного движения в Москве. Может быть, что это вразумление примирило Голосова с киевской наукой и позволило сделать ему видную дипломатическую карьеру. Начав службу с 20 июля 1653 г. дьякон в Патриаршем разряде, Лукьян Тимофеевич Голосов с 1660-х годов упоминается на службе в Посольском приказе. В 70-х и 80-х годах они в качестве посла посетили четыре раза Польшу и по одному разу Швецию и Австрию. Одно время (1670–1672) он был дьяком Аптекарского приказа 1433 . Всё это должности, которые предполагают в нём знание латинского языка. И, действительно, „председательство“ во „Врачебном судилище или приказе“, по словам Рейтендельса, обусловлено было тем что Голосов хорошо знал по латыни. – единственный будто бы из уроженцев Москвы 1434 . Мало того, Западную науку Голосов полюбил не ради практических только интересов, а искренно. Судить в этом можно по тому поздравлению, которое он поднёс 23 дек. 1682 г. царевне Софье Алексеевне. Оно состояло из титула царевне, приветствия ей, слова о воплощении Иисуса Христа, тринадцати стихотворений для отроков, 8 стихотворений для темы ирмосов Рождественского канона 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е., закрытою подачею голосов. Голоса собираются и пересчитываются тремя членами, избранными собором из его среды. Председатель объявляет во всеуслышание, сколько голосов получил какой епископ и кто таким образом избран в архиепископа белградского и митрополита Сербии. Избранным же признается тот епископ, в пользу которого голосовало не менее двух третей присутствующих членов. Если никто из епископов не получит такого числа голосов, то Избирательный Собор закрывает свое заседание и приступает после этого к новому выбору только на четвертый день, не считая дня первого выбора. Кто из епископов на новых выборах получит более половины голосов присутствующих членов, тот считается избранным в архиепископа белградского и митрополита Сербии. Протокол об избрании министр просвещения и церковных дел представляет королю на одобрение и после того, как король одобрить выбор, избранный епископ, по докладу министра просвещения и церковных дел, назначается королевским указом в архиепископа белградского и митрополита Сербии. Получив известие от министра просвещения и церковных дел об одобрении королем избрания и о назначении избранного епископа архиепископом белградским и митрополитом Сербии, Избирательный Собор, записав это уведомление в свой протокол, закрывает свои заседания. Между тем министр просвещения и церковных дел уведомляет о назначении архиепископа белградского и митрополита Сербии всех министров и епархиальных епископов, а епархиальные епископы уведомляют уже остальные церковные власти. Но если на повторительных выборах ни один из епископов не получит более половины голосов присутствующих членов или если король не одобрит состоявшегося выбора, то избрание митрополита признается несовершившимся, и тогда Избирательный Собор закрывает свои заседания, о чем уведомляет и министра просвещения и церковных дел. Если же это случится, то Избирательный Собор снова созывается для выбора митрополита не позже годичного и не раньше шестимесячного срока со дня, в который Избирательный Собор закрыл свое последнее заседание.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010