Опытный, рассудительный духовник призван быстро распознать наличие той или иной деструктивной модели у человека, который ищет его духовного руководства, — и отказаться следовать правилам его игры. Но для этого духовник сам должен быть внутренне устойчив, иметь хороший иммунитет к психологическим играм и манипуляциям. Важнейшим показателем адекватности духовника является понимание им самим собственной душевной травматизации и механизмов её компенсации. В противном случае он рискует не заметить, как сам окажется вовлечённым в изначально деструктивные отношения, и, вместо помощи, послужит причиной ещё большего душевного вреда. «Когда невротик встречает сильную харизматическую личность, — отмечает прот. Андрей Лоргус, — для невротика это способ схватиться за этого человека, положиться на него и сказать: веди меня, я такой грешный, ничего не знаю и не понимаю, и мне нужно, чтобы кто-то меня учил и вёл. Начинается невротическое неофитство, в котором неофит — инфантильный ребёнок. Он хочет быть ведомым, но одновременно боится, что его бросят, что ему не дадут того, чего он ищет, а дать ему не могут, потому что он никому не верит» . Следствием этого неизбежно становится разочарование в духовнике или наставнике, его смена, новый восторг и новое переложение ответственности на другого — и такой цикл будет повторяться снова и снова. Тирания «надо», одно из проявлений невротической религиозности, опытными духовниками вообще исключается из «инструментария» духовной жизни. Геронда афонского монастыря Симонопетра Эмилиан (Вафидис) пишет: «В христианской жизни нет никаких “нужно”. “Нужно” — это умственное заключение… Слово “нужно” не трогает, не волнует. Слово “нужно” даёт ощущение рабства, отбивает желание продвигаться вперёд. Слово “нужно” не приводит к Богу. Слово “нужно” относится к человеческой воле, к человеческому намерению, которое, как мы все знаем, хрупко. Нет никакого “нужно”. Поэтому я не могу ответить на вопрос: “Что нужно теперь делать?” Пускай душа движется навстречу к Богу, опираясь на свои наблюдения и ощущения» .

http://bogoslov.ru/article/6173013

Страстных слов. Что есть слово? Отелесение (τ σρκωμα) помысла и умного действия (τς νοερς λειτουργας), которое во мне совершилось, помысел, который мы воспроизвели в слово. В меня вошел, например, помысел, что меня не любит старец. Этот помысел ко мне приближается, я беседую с ним, а в действительности беседую с лукавым. То есть, я оставил трезвение, проследовал весь путь зарождения прилога, помысел развился (προχρησε) и стал словом, и в последующее время я уже трезвлюсь в лукавом духе. Здесь имеет для нас силу то, что сказал Моисей об Израильском народе: «Наелся, напился, насытился, растолстел и забыл Бога, Который его родил и вскормил» 21 . Наши помыслы есть отталкивание (ногой) Бога (απολκτισις το Θεο), отелесение, развитие эмбриона, семя которого бросил внутрь нас лукавый демон. Помысел теперь облекается плотью, которая, насколько я ей занимаюсь, настолько она и питается. Ибо насколько более качественным является какой-нибудь предмет, настолько более тверда его плоть, его оболочка, для того чтобы его предохранять. Поэтому и демон старается сделать насколько можно более толстой (грубой) плоть, более крепкими наши помыслы, так чтобы было сокрыто его семя, которое находится внутри, чтобы мы его не увидели и не удалились от него. В развитии помыслов в слова мы встречаем и мечтание (φαντασα), которое приходит помощником в грехе. Мечтание есть удобрение, которое питает наш помысел и делает его (τν καθιστ) очень живым и выразительным, оно есть некая полная живопись, которую я вижу и воспринимаю: оно есть некая ужасная вещь, некое состояние виновности, потому что не есть зрение Бога, но занятие, наслаждение неким другим образом внутри моей души. Когда меня атакует мечтание, то я уже завоёван (εμαι δη κατακτημνος), и не могу далее сражаться: я связан по рукам и ногам и мне нужны очень большие усилия, чтобы его (т. е. мечтание) стряхнуть с себя. Мечтание же, имеет силу снова приходить: оно очень легко снова возвращается, сколько бы я его ни изгонял. Оно есть словно красивейшая, обнаженная женщина, которую я помню, и которая на меня нападает. Поэтому, даже очень духовный человек подвизается в умной молитве, избегая любого помысла, который хочет соединиться с его умом, а тем более избегая мечтания, которое удаляет его от всякой умной духовной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Как-то один епископ его спросил об экуменизме. Старец помолился, чтобы Господь его известил. «Одно лишь зловоние, с привкусом кислоты, солености и горечи... Вот таков был результат», – рассказывал нам Старец с отвращением. Старость Осенью 1981 года старец Ефрем был вынужден лечиться в афинской больнице для клириков. Старые язвы на его ноге опять открылись. С этой поры он целое десятилетие мучился от страшной боли. Питался только фруктами и овощами с небольшим количеством растительного масла. Если отваживался вкусить немного сыра или рыбы, то расплачиваться за это приходилось дорого. В 1992 году это мучение закончилось парадоксальным образом, как бы, само по себе; однако на смену пришло другое испытание. Оказывается, что не узнанным доселе врагом Старца было обезвоживание. Одним из симптомов было то, что очень часто он не испытывал жажды после вкушения соленой пищи, а также, что после тяжелой работы со многим потом он выпивал огромное количество воды, добавляя немного лимона и сахара. Старец говорил, подшучивая: «В жизни своей я никогда не был пьян от вина, а от воды раз или два опьянел». Головокружения последних лет, как выяснилось, были связаны с обезвоживанием и расстройством электролитов, а не из-за сосудистой системы, как это показывали рентгеновские снимки. Таким образом, обманулись и врачи, и он сам, когда говорил, что якобы страдает от атеросклероза. Да разве это было возможно? Такой радостный человек – и склеротик. После того, как ему исполнилось восемьдесят лет, эти небольшие обезвоживания с началом лета сгустили кровь и, при частом низком давлении, начали вызывать ишемические инфарктные эпизоды. Так, потихоньку, начиная с глаз, члены его становились расслабленными и обессиленными. Тогда его очи потеряли свое орлиное сияние. Вместо них виделись два старческих глаза, добрых и ласковых. Он говорил нам, что просил Пречистую дать возможность ему до самого конца обслуживать самого себя, однако он прибавлял: «Пресвятая моя, не как я хочу, но как Ты изволишь». В ноябре 1994 года, когда он уже почти не видел, только лишь, как бы, тени, его посетили два монаха из монастыря Симонопетра. Один из них сделал запись об их посещении:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

Святой мученик Альбан Аудио Святой мученик Альбан Святой Альбан жил в III –IV веках в Веруламии (ныне Сент-Олбанс в Англии) и был язычником из простого народа. Однажды он принял в своем доме священника-миссионера, бежавшего от преследователей. Альбан увидел, что его гость усердно молится днем и ночью. Тогда на него снизошла Божественная благодать – он стал следовать его примеру и расспрашивать о вере. Наставления священника изгнали из души святого Альбана все остатки языческих суеверий, и он получил просвещение в святом крещении. Между тем римскому наместнику донесли, что миссионер скрывается в доме Альбана, и он послал стражников схватить его. Придя к дому, воины увидели хозяина, облаченного в одежды священника, который успел скрыться. Альбан нисколько не сопротивлялся. Его привели на суд в ту минуту, когда судья собирался совершить жертвоприношение на алтаре ложных богов. Чиновник, видя, что его обманули, был вне себя от гнева и стал угрожать Альбану смертью, если тот откажется выдать беглеца и проявить свою верность богам. Он стал спрашивать Альбана, кто он такой. Тот с гордостью отвечал, что христианин и по имени, и по образу жизни. Новообращенный обличал бездушных идолов, которые не могут внять молитвам обращающихся к ним и поклоняющихся им, но, напротив, приносят им вечное проклятие. Судья предал святого в руки палачей, и они безжалостно бичевали его. Однако мученик являл терпение бесплотного существа и сиял от радости, поэтому судья приказал немедленно обезглавить его . По преданию, святой Альбан хотел скорее оставить эту землю и не ждать, пока все желавшие присутствовать при его кончине перейдут через узкий мост, ведущий к месту казни. Тогда по его молитве люди перешли реку Вер по воде как посуху. Видя это чудо, один из истязателей обратился ко Христу и объявил, что готов принять смерть вместо мученика. Святого Альбана привели на вершину высокого холма, и здесь он молитвой извел родник, чтобы напоить множество людей. Он помолился также и о своих гонителях, затем смиренно склонил голову под меч. Когда глава святого упала на землю, глаза палача выскочили из орбит. Видя все эти чудеса, правитель приказал прекратить преследования и воздать почести славным мученикам Христовым. С тех пор многие больные исцелялись на могиле святого Альбана, и его почитание как первомученика широко распространилось не только по всей Англии, но и по всей Европе. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 5 июля 2012 г. Согласно Беде Достопочтенному, это произошло вскоре после 303 г. (см. его «Церковную историю английского народа». 1: 7). Однако более вероятно, что казнь святого Альбана состоялась в середине III в. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54626.html

Рубрики Коллекции Зачем нужна ежедневная молитва и как творить ее правильно? 15 мин., 14.05.2019 Поделиться Негромкая тайна православной молитвы состоит в том, что она, как праща, отправляет человека к Богу, утверждал схиархимандрит Эмилиан (Вафидис). Как не промахнуться мимо цели? Как правильно совершать молитвенное служение? Как по-разному можно молиться и почему это надо делать? На эти вопросы отвечает протоиерей Павел Великанов. Все начинается с молитвы — Что такое молитва, в чем ее роль для человека и в церковном обиходе? — Молитва — это неотъемлемая часть любой религиозной культуры. Но к этому можно подойти с разных сторон. Мне больше всего нравится определение архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне. В одной из проповедей он говорит, что молитва— это вытягивание ума к Богу, а через это и вытягивание всего человека. Это такое делание, целью которого является переустройство внутреннего мира человека. Эмилиан сравнивает молитву с пращой. В молитве человеческий ум натягивается и выстреливает прямо к Богу. И в этом выстреле человек становится другим. Происходят глубокие изменения в отношении человеческого «я» к миру, к самому себе, к Богу. Это наиболее сильный инструмент переориентирования человека. — Что значит переориентирование? — В обычном состоянии мы заняты собою, своими проблемами и переживаниями. Когда человек начинает молиться, неизбежно появляется объект молитвы, которым он сам не является. И это уже очень много. Это выводит человека за пределы его огромного «я», которое заполнило собой все мироздание. В этот момент человек подсознательно понимает, что Бог — это не я, а некто, объективно сущий вне моего сознания. Это что-то такое, что я не могу положить в карман и сказать, что это моя собственность. С настоящей молитвы к Богу начинается разворачивание человеческой личности в ее нормальное состояние из состояния эгоистического магнетизма, когда все, что человек ни делает, неизбежно возвращается к нему самому. Именно поэтому молиться всегда трудно. Даже святые до конца своих дней принуждали себя к молитве. Для многих кажется странным призыв Церкви трудиться в молитве, но это неизбежно. Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, иначе какой он спортсмен, христианин прилагает труд к тому, чтобы себя вкручивать штопором в молитву, даже когда не хочется. И это совершенно нормально. Если этого нет, всего остального тоже не будет.

http://foma.ru/okoshko-k-bogu.html

Фото: Bart_flickr.com      Негромкая тайна православной молитвы состоит в том, что она, как праща, отправляет человека к Богу, утверждал схиархимандрит Эмилиан (Вафидис). Как не промахнуться мимо цели? Как правильно совершать молитвенное служение? Как по-разному можно молиться и почему это надо делать? На эти вопросы отвечает протоиерей Павел Великанов. Все начинается с молитвы — Что такое молитва, в чем ее роль для человека и в церковном обиходе? — Молитва — это неотъемлемая часть любой религиозной культуры. Но к этому можно подойти с разных сторон. Мне больше всего нравится определение архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне. В одной из проповедей он говорит, что молитва— это вытягивание ума к Богу, а через это и вытягивание всего человека. Это такое делание, целью которого является переустройство внутреннего мира человека. Эмилиан сравнивает молитву с пращой. В молитве человеческий ум натягивается и выстреливает прямо к Богу. И в этом выстреле человек становится другим. Происходят глубокие изменения в отношении человеческого «я» к миру, к самому себе, к Богу. Это наиболее сильный инструмент переориентирования человека. — Что значит переориентирование? — В обычном состоянии мы заняты собою, своими проблемами и переживаниями. Когда человек начинает молиться, неизбежно появляется объект молитвы, которым он сам не является. И это уже очень много. Это выводит человека за пределы его огромного «я», которое заполнило собой все мироздание. В этот момент человек подсознательно понимает, что Бог — это не я, а некто, объективно сущий вне моего сознания. Это что-то такое, что я не могу положить в карман и сказать, что это моя собственность. С настоящей молитвы к Богу начинается разворачивание человеческой личности в ее нормальное состояние из состояния эгоистического магнетизма, когда все, что человек ни делает, неизбежно возвращается к нему самому. Именно поэтому молиться всегда трудно. Даже святые до конца своих дней принуждали себя к молитве. Для многих кажется странным призыв Церкви трудиться в молитве, но это неизбежно. Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, иначе какой он спортсмен, христианин прилагает труд к тому, чтобы себя вкручивать штопором в молитву, даже когда не хочется. И это совершенно нормально. Если этого нет, всего остального тоже не будет.

http://pravoslavie.ru/87390.html

На данный момент известно, что эпицентр землетрясения находился в 16 километрах на юго-запад от Кареи, административного центра Святой Горы Афон и в 119 километрах на юго-восток от Салоник. 15 февраля. ПРАВМИР. Подземные толчки магнитудой 5,4 по шкале Рихтера были зафиксированы рано утром в 03:34 по местному времени в районе моря западнее от Святой Горы Афон, сообщает  newsbomb.gr . Землетрясение было ощутимо в большинстве областей северной Греции. На данн ый момент известно, что эпицентр землетрясения находился в 16 километрах на юго-запад от Кареи, административного центра Святой Горы Афон и в 119 километрах на юго-восток от Салоник. Согласно данным Европейско-Средиземноморского Сейсмологического института глубина толчка составил 1 километр, расстояние, при котором землетрясения становятся особенно ощутимыми на поверхности. Афинский Институт Геодинамики  сообщает о толчке магнитудой 5,1 по шкале Рихтера и глубиной 24 километра, последовавшем в 01:34 по местному времени. Сейсмическая активность меньшей магнитуды продолжалась в районе Святой Горы приблизительно до 10:00. Максимальные толчки по шкале Рихтера составили 3,6 и 2,9 в 03:40 и 09:57 соответственно. Никаких разрушений и деформаций не произошло. Известия о травмах также не поступали. По рассказам очевидцев, первые толчки прозвучали в районе половины четвертого, время когда в большинстве монастырей Святой Горы монахи поднимаются на богослужение. В некоторых обителях, таких как Симонопетра и Каракалл, полунощница начинается в районе трех часов утра, следовательно в этих монастырях отцы почувствовали землетрясение находясь в храме. Первые два толчка были особенно ощутимы, содрогнулись стены, зашатались шкафы. Многие проснулись от сотрясения. В последующие полчаса были ощутимы еще четыре толчка, но гораздо меньшей силы. Наибольшее впечатление землетрясение произвело на иностранных паломников, испытавших событие в первый раз в жизни. Для коренных жителей такие случаи относительно привычны. На позитивное настроение афонских насельников и гостей событие не повлияло.

http://pravmir.ru/zemletryasenie-na-svya...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Остался 1 день информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Премьер-министр Греции Антонис Самарас посетил Афон Премьер-министр Греции Антонис Самарас прибыл на Афон Премьер-министр Греции Антонис Самарас прибыл помолиться  на  Афон . Он пробудет здечь  выходные 15 – 16 февраля. Правительственная делегация прибыла в Кариес – столицу Святой Горы – на вертолете и, вероятно, останется до воскресенья. Свиту встречали настоятели всех монастырей. Премьер-министр проведет ночь в Архонтарике Протата, и в храме Протата будет присутствовать за Божественной литургией. После чего посетит несколько афонских монастырей, среди которых , как всегда,  Иверский и Симонопетра.   Премьер-министр Самарас взял на себя обязательства помогать Святой Горе Афон и оперативно разрешить все накопившиеся проблемы. При этом одной из главных тем двусторонней дискуссии между греческим правительством и правлением Святой Горы Афон стала проблема высоких налоговых ставок для афонских обителей. Причиной конфликта послужило принятое в 2012 году правительством Греции новое налоговое законодательство. Среди прочего оно предусматривало налогообложение подворий афонских монастырей, находящихся за пределами Святой Горы на территории Греции. Стоимость этих активов оценивается в несколько миллионов евро, а значит, выплата налогов за недвижимое имущество легла тяжёлым бременем на плечи братии афонских монастырей.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1746

Монастырь Симонопетра на Афоне. Фото С. Шумило      Кстати, удалось обнаружить еще одно интересное неопубликованное письмо преподобного Паисия с Афона, из монастыря Симонопетра, где он короткое время пребывал игуменом. Я сейчас готовлю отдельное исследование по этой теме, которое будет издано вместе с письмами. – На Афоне слышали о Ваших находках, связанных с трудами прп. Паисия Величковского? Знают, что он был игуменом в монастыре Симонопетра? – В ноябре, при последней поездке на Афон, я был в монастыре Симонопетра, и я рассказал об этом. Игумен Елисей с братией очень обрадовались такой находке, предложили сделать совместный проект, поскольку до сегодняшнего дня еще не было ни одного документа, подтверждающего, что Паисий Величковский был игуменом в монастыре. Известны лишь косвенные упоминания в жизнеописаниях, написанных уже после смерти Паисия Величковского. Сам Паисий Величковский свою автобиографию закончил периодом до отплытия на Афон, и все дальнейшие события описаны уже из вторых-третьих уст, не очевидцами. – Т. е. те, кто писал жития Паисия, не были с ним на Афоне? – Не были. Они писали об этом или со слов Паисия, или по пересказам учеников преподобного. Поэтому прямых документальных подтверждений конкретному факту не было. В архиве монастыря Симонопетра, ноябрь 2015      – Сегодня мы можем точно сказать, исходя из найденных писем, что прп. Паисий был игуменом монастыря Симонопетра? – Да, удалось найти ряд документов, письмо самого Паисия Величковского и сопроводительное к нему письмо Константинопольского патриарха Кирилла, в котором последний сообщает, что «Царский Монастырь Симонопетра отдан на общее житие духовнику Паисию Малороссу и его ученикам Малороссам, которых при нем более тридесяти имеется». Эти документы подтверждают пребывание Паисия Величковского на Афоне в тот период, когда наше монашество потеряло здесь свою обитель – древний Русик был занят в это время греками, и, как писал Григорович-Барский, посещая Афон в это время, русским монахам на Афоне не было где голову преклонить. Поэтому предпринимались попытки воссоздать Русик на новом месте. Именно переход братства преподобного Паисия в монастырь Симонопетра был попыткой воссоздать древнерусский монастырь, старый Русик, на новом месте, как центр русского святогорского монашества на Афоне.

http://pravoslavie.ru/89783.html

Ценный вклад в изучение жизненного пути и наследия прп. Паисия Величковского внёс известный филолог-славист и специалист по истории культуры Румынии проф. А. Яцимирский (1873–1925), а в наше время – выдающийся византинист, профессор Фессалоникийского университета и член-корреспондент Афинской академии А. Тахиаос, опубликовавший на эту тему более 20 работ 111 . Как видно, основным источником афонского периода биографии старца Паисия Величковского являются лишь несколько версий Жития подвижника, составленные уже после его смерти. Ни в Автобиографии, ни в письмах преподобного этот момент не нашёл своего отражения. Ил. 27. Монастырь Симонопетра. Французский художник Поль Альфред де Кюрзон (1820–1895), графика Судя по имеющейся краткой информации, прп. Паисий, хоть и пробыл в роли игумена афонской обители Симонопетра непродолжительное время, всё же успел оказать ей весьма существенную помощь, уплатив кредиторам монастыря значительную долю долга. Благодаря этому была решена часть финансово-материальных проблем обители. Правда, остававшиеся долги монастырских предшественников так и не позволили старцу окончательно восстановить обитель и тем самым превратить её в новый центр русского монашества на Афоне. Как известно, к этому времени русский Пантелеимонов монастырь уже был занят греками, и осиротевшие русские монахи не имели на Святой Горе собственного самостоятельного монастыря 112 , ютясь в новообразованных на Святой Горе Ильинском и Черновырском скитах, а также других небольших келлейных обителях Афона. Поскольку общине прп. Паисия не удалось найти подходящего места в других афонских монастырях, это послужило причиной ухода его вместе с братией со Святой Горы и переезда в Карпаты, в монастырь Драгомирна на Буковине (ныне территория Румынии). В этом контексте попытки прп. Паисия вместе со своим братством занять монастырь Симонопетра представляют важную и малоисследованную страницу в жизни русского святогорского монашества XVIII века. В поисках документальных свидетельств об этом периоде жизни старца Паисия мы обратились непосредственно в обитель Симонопетра, поскольку ещё в 1964 г. проф. А. Тахиаос в своей работе о прп. Паисии на греческом языке сообщал о наличии в монастыре рукописи, подтверждающей интересующую нас веху в биографии великого старца 113 . При любезном участии насельника монастыря Симонопетра иеромонаха Макария 114 , вот уже около 40 лет подвизающегося на Святой Горе, автору этих строк удалось получить фотокопию хранящегося в обители ценного документа, содержащего уникальное, дошедшее до наших дней, прямое свидетельство о пребывании святого Паисия Величковского в Симонопетра.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010