Симонопетра обладает своими особенностями. Она сияет особой благодатью, озарена ярким светом основателя обители. Ибо труды праведного – к жизни ( Притч. 10:16 ), к жизни и радости, свету и вновь к свету и радости сердечной. Этим проникнута и конечная цель, то есть ожидание Бога в богочеловеческом обиталище. Киновиальная жизнь обители подражает вечному богослужебному собранию по образцу славословия ангелов. Каждое проявление общежития носит не общий характер, но богослужебный, запечатлевая таинство Церкви. Сразу же после полуночи начинаются утренние службы. Божественная литургия совершается ежедневно. В полдень читаются часы, а за три часа до заката – вечерние молитвы. Торжественным богослужебным действом является всенощное бдение. Всенощная хранит разум неусыпным. Благозвучно и созвучно трепещут сердца, сопричаствуя сотрясающей крепости Высших Сил и радостному торжеству святого или празднуемого события. Рассеянность позабыта, глаза бодры и следят за отблесками свечей на вращающемся паникадиле и хоросе 11 . Они схватывают радость с небес, впитывают влагу умиления и составляют один хоровод вместе с людьми и ангелами. Так, подобно единорогу, возносится ум на поднебесный жертвенник, и дух возвышается преподобно и благоговейно, чтобы таинственно найти место милости у священного ковчега и поучаствовать в том, что не видел... глаз, не слышало ухо, и не приходило... на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ). Когда в храме нет бдения, то служат канон 12 своеобразную литургию монаха, которая совершается в час, когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины ( Прем. 18:14 ). Тогда на зов монаха является всемогущее Слово, дабы воссиял свет истинный. Ибо приходящие среди ночи не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господъ Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков ( Откр. 22:5 ), и узрят лице Его ( Откр. 22:4 ). Встреча монаха с Богом в келии посреди ночи есть центр его жизни. Она задает ритм его повседневной деятельности – труда, отдыха, трапезы и прочего. Верный монах выходит, словно из горящей, но неопаляющей печи. Встреча с Богом становится формирующим основанием каждого монаха в отдельности, а следовательно, и всего тела, то есть всей братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

«Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудр у Бога, умилостивив Бога чистосердечным обращением.             … Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.             Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф. 7:2 ), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает» (Лествица. 10:6 – 9). Отметим это строгое предупреждение: «за какие грехи осудили ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами». И опять это напоминает нам слова апостола Павла: «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что судя другого, делаешь то же» ( Рим. 2:1 ). И если мы еще не совершили тот же самый грех (или думаем, что не совершили), то совершим его в будущем. Как пишет св. Иоанн Кассиан : «…если монах с беспощадной, бесчеловечной строгостью осуждает другого, то это верный знак, что он сам предан тем же порокам». 15 Злословие является грехом, который христиане всегда пытаются оправдать. Мы говорим: «Я не осуждаю его, я только желаю ему добра». И опять св. Иоанн Лествичник дает нам пример такой лже-любви: «Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «оставьте такую любовь», чтобы не оказалось ложным сказанное: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню». ( Пс. 100:5 ). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу» (Лествица. 10:4). Злословие является также заразным грехом. Зачастую нас вовлекают в разговоры о других, и мы, не желая никому причинить зла, приносим его. Мы начинаем прибавлять к разговору свои суждения. Многие христиане не знают, как поступать в таких ситуациях. Говорят, что старец Емилиан из монастыря Симонопетра всегда уходил, когда начинали говорить о ком-то за его спиной. Св. Иоанн Лествичник предлагает более радикальный подход:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его» ( Притч. 10:26 ). Самое первое значение этого стиха в том, что человек ленивый для любого, кто должен с ним работать и о чем-то его просить, становится неприятным. Лень делает человека неприятным для других людей. Поскольку попросишь такого, и он не сделает, или сделает медленно, или сделает кое-как. Это сравнивается с уксусом для зубов и дымом для глаз. Уксус на зубы не самое хорошее воздействие производит, а если есть какая-то ранка в зубах, то и крайне болезненное. Также и дым, попавший в глазв, вызывает болезненное и неприятное ощущение. Через эти сравнения священный автор показывает человеку, каким делает его лень. Притч. 10:27 «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» ( Притч. 10:27 ). Приведу комментарий отца Даниила Сысоева : «Это сказано в прямом смысле. Например, когда царь Езекия заболел чумой, к нему пришел пророк Исаия и сказал: «Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь». Езекия повернулся лицом к стене, заплакал и стал просить: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». Не успел Исаия выйти из города, как Бог велел ему вернуться и сказать Езекии: «Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, я исцелю тебя и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет» ( 4Цар. 20:1–4 ). Страх Господень добавил лет жизни Езекии, царю Иудейскому. Также в прямом смысле сократятся и годы жизни нечестивых. Жил некогда император Анастасий, поддерживавший ересь монофизитов. Однажды патриарх увидел в видении Христа, Который сказал ангелу, что Анастасию нужно было править еще восемь лет, но Господь велел принести книгу Его. Ангел принес, и Господь сказал: «Вычеркивай его». На следующий день Анастасий умер. За ересь, за нечестие ему были сокращены лета жизни. Так происходит и сейчас». Притч. 10:28 «Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет» ( Притч. 10:28 ). Приведу толкование на эти слова архимандрита Эмилиана Симонопетрита. «Веселие становится неотъемлемым свойством праведника. Если Священное Писание говорит так о ныне живущих праведниках, которые завтра могут пасть, тем более эти слова относятся к святым, для которых нет опасности падения. С ними радость пребывает в гораздо большей степени. Стало быть, святой, приходя к нам, приносит нам свою радость, улыбку, он приходит со своим характером, опытом, жизнью: он становится таким же, как прежде, у него тот же ум, тот же нрав, какие были на земле. Значит, я очень легко могу приобрести радостный дух, столь необходимый мне для того, чтобы молиться с легкостью и свободой».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

иером. Рафаил (Янкевич) Перевод фрагмента книги архимандрита Эмилиана Симонопетрского «Толкование на слово о трезвении св. Исихия» Источник Содержание От переводчика Архимандрит Эмилиан Симонопетрский. «Толкование на Слово о трезвении св. Исихия» Трезвение есть художество духовное (μθοδος πνευματικ) Долговременно и усердно проходимое (χρονζουσα κα προθμως οδευομνη) Источники и литература     Данная публикация представляет собой перевод первых страниц толкования известного современного афонского подвижника, старца Эмилиана Симонопетрского, на одно из самых важных и глубоких святоотеческих творений – «Слово о трезвении» св. Исихия (Иерусалимского). Аскетические творения св. Исихия всегда были излюбленным чтением православных монахов, поэтому они и включены в «Добротолюбие», составленное преподобным Никодимом Святогорцем . Для современного христианина, желающего сквозь толщу веков правильно понять живой голос древних Святых Отцов и безошибочно направить свой духовный путь к Богу, толкование старца Эмилиана станет безценным духовным сокровищем. Ключевые слова: трезвение, молитва , внимание, борьба с помыслами, мечтание, послушание, бодрствование ума, видение Бога, Эмилиан Симонопетрский, Исихий Иерусалимский , παρακολουθ (последовать), μθοδος πνευματικ (художество духовное), τ νοερ συστατικ (умная составная души), μπθεια (страстность). От переводчика 1 Прежде всего следует отметить, что благодаря живому, выразительному языку, многочисленным примерам из повседневной жизни, а самое главное, благодаря своему личному духовному опыту, древние святоотеческие наставления в устах старца Эмилиана обретают новое звучание и осмысление. Ибо отец Эмилиан принадлежит к числу тех немногих современных старцев, которые горячо восприняли святоотеческое Предание и опытно пережили его на очень высоком духовном уровне. Толкование содержит множество наставлений старца Эмилиана о делании Иисусовой молитвы и прохождении духовной брани. Прочитав первые страницы данной книги, христианин почерпнет новые силы и вдохновение в своем духовном шествии к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Тебя, безначальную Троицу», «И ныне и присно... Приидите, Непорочной». Интересное указание на данное произведение Н. И. содержится в Типиконе афонского мон-ря Симонопетра (Ath. Simon. Petr. 136, 1568 г.): «Затем полиелей, после же полиелея антифон избранных стихов, псалом 103: «Благослови, душе моя, Господа, Господи, Боже мой», поющийся на избранных стихах, и троичные энкомии, гимны, которые [поются] на антифонах бесплотным силам: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех», дважды; «Свят, свят, свят еси, Бог Вседержитель», дважды; «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его», дважды (которые глаголют во второй раз); 1. «Приидите, вси, песнь воспоем Христу Богу нашему: аллилуия»; 2. «Тебе, Творцу всего, подобает хвала, песнь, подобает слава и великолепие, во все веки»; 3. «Тебе, Трисветлой Троице, подобает трисвятая песнь: свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь дом славы Твоей, Господи»; 4. «Ангели воспевают славу в вышних, мы же Тебе вопием: слава Тебе, Христе, спасение всех, слава Тебе»; 5. «Архангели, ангели, престоли, господства, херувимы и серафимы, славьте Господа, глаголя: аллилуия»; «Слава: Хваление трисвятое, естество человеческое, Христе Спасителю, вопиет: слава Тебе, Христе, спасение всех, слава Тебе»; «И ныне: Приидите, Всенепорочной возопиим согласно, глас ангела, радуйся, благословенная единая, радуйся, ходатаица радости». Исполнившимся антифонам, седален и чтение...» (пер. по изд.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 333; см. также подобное свидетельство в ркп. Paris. 388 (1573 г.), см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 341; Omont. 1886. P. 40; по-видимому, протограф этих записей находился в др. Типиконе мон-ря Симонопетра, написанном 5 годами ранее, см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 342). В певч. рукописях эти антифоны стали помещаться с XIV в.: в самом раннем датированном кодексе Пападики (Аколуфии) (Athen. Bibl. Nat. 2458, 1336 г.) записано 2 последования: сначала - антифоны архистратигам, а непосредственно после них - «поющиеся во святом граде Фессалоники»: «Иные антифоны архистратигам, глас 2-й плагальный: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

http://pravenc.ru/text/2565536.html

Подготовка к Причастию и Божественной Литургии Чтобы понять социальное измерение участия в Евхаристии, поговорим о подготовке к Божественной Литургии. Источник: Святая Гора Выражение псалмопевца «уготовихся и не смутихся» 1 дает нам повод поговорить о нашем состоянии перед Божественной Литургией. Эмилиан Симонопетрит      Афонский старец Эмилиан Симонопетрит говорит: «Чтобы ощутить благодать богослужения, надо готовится с ночи. Человеку, который спит ночью, трудно участвовать в богослужении. Все его чувства будут бесцветны и слабы. Совершится вечеря, сойдет Христос, явится Божественная благодать, а он в конце уйдет таким же пустым, как и пришел. Предложение большое, сосуд наполнен вином, но человек сможет унести только столько, сколько помещается в его сосуд. Если он маленький – то и возьмёт мало, если большой – вместит много. Если заполнен другими вещами доверху – не сможет взять даже капли». Необходимо освободить в своем сердце путь, чтобы встретиться со Христом. Основополагающим будет то, как мы подготовим себя к тому, чтобы вместить и впитать преизобилующую Божественную благодать. Для чего человек готовился – то и сможет получить на Божественной Литургии. Главная надежда сердца выражена в жажде встречи со Христом. Существует сильное желание и чаяние, которое не дает верующему покоя, а держит его в трезвении, чтобы получить возможность встретиться со Христом» 2 . Наша пастырская ответственность перед верующими (чтобы они могли подлинно и сознательно участвовать в Богослужении), заключается в том чтобы рассказывать им о содержании Таинств и в особенности Божественной Литургии. Что такое Божественная Литургия и как она влияет на христианина? Какой опыт могут обрести участвующие в богослужении?      Все молитвословия и прошения приносятся для того, чтобы испросить милость Божию к каждому из нас. Они понуждают нас ощутить нашу греховность и смирившись, бороться, чтобы сокрушить жесткость нашего сердца пред Святым Богом. Во время Божественной Литургии мы не на земле, наш ум и сердце переносятся на небо. Туда, где ангелы и люди. Небо и земля участвуют и соединяются в славословии Христа. В этой реальности человек уже «загорается» и не чувствует себя жителем земли, но пребывает вместе со святыми на небе.

http://pravoslavie.ru/88647.html

В Карее я не застал святогорских иконописцев. Одни из них работают в Ватопеде, а другие в Симонопетре, расписывая тамошние церкви. Вызывать их оттуда в Карею по требованию любознательности значило бы показать им странное своенравие, по которому лень идти к источнику для утоления жажды и хочется, чтобы сама вода подошла к устам. Посему я до другого времени отложил свои разведки об афонском иконописании, надеясь встретиться с пустынными художниками на местах их занятий; однако и без них решился сверить врученную мне Ее Высочеством рукопись о церковной живописи с греческим подлинником, который взят мною из библиотеки Руссика. При сверении оказалось, что эта рукопись переведена с французской книги Дидрона и наполнена ошибками этого господина, не понимавшего греческого подлинника, который написан деревенским языком с примесью слов турецких, албанских и цаконских. Значение этих слов и технических выражений афонской школы живописи, не находимых ни в одном греческом лексиконе, может быть понятно только здесь, где некоторые старцы, занимавшиеся живописью, умеют объяснить вышеупомянутый подлинник. С помощью этих живых словарей я начал вновь переводить его и надеюсь кончить сей труд на св. горе, объяснив себе некоторые недоразумения при свидании с лучшими художниками в Ватопеде и Симонопетре. Весьма тяжел этот труд мой; но он не сверх сил моих, укрепляемых желанием расширить круг наших познаний о древней церковной живописи, которую разумно ценит и любит Высочайшая председательница нашей академии художеств. Переводя помянутый подлинник, я сверяю изложенные в нем наставления, как писать иконы на досках и изображения на стенах, сверяю с самыми иконами и стенной живописью и нахожу, что в этом подлиннике словами описано то, что в афонских храмах изображено красками. Посему перевод мой будет обогащен примечаниями, в которых укажутся образчики древней живописи на Афоне, точно и верно описанные в переводимом мною подлиннике. Я самый счастливый переводчик! Ибо вижу те предметы, о которых читаю иноязычную книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Фото: tatarstan-mitropolia.ru 2. Задать ребенку вопросы Обязательные условия в разговоре с ребенком о Боге – это понимание и самопознание. Да-да, самопознание. Поймите это. Родители, наделавшие в молодости массу ошибок, а затем потратившие множество сил на то, чтобы вернуться на путь истинный, обычно чрезвычайно строги к собственным детям. Один старец сказал женщине, которая постоянно ругала своего сына: «Ты забыла, какой сама была в его возрасте!» – «Я – другое дело!» – ответила старцу эта женщина. Конечно, ты – это одно, а твой ребенок – совсем другое. У каждого из нас свой путь. Но в первом классе все дети пишут с ошибками, и никто не ругает их, потому что дети – маленькие. Так и в жизни. Ребенок обязательно будет совершать ошибки. И наша задача – быть рядом и поддерживать его, а не обвинять, не отталкивать и не прогонять из Церкви собственным поведением. Очень важно научить ребенка выстраивать собственные, личные отношения с Богом. Этот процесс называется индивидуализацией, индивидуализированным вероучением. Неспроста беседы священника с желающими креститься называют огласительными. Оглашение подразумевает устный рассказ о Боге, который я извлекаю из себя гласом (голосом). При этом мысленно я – в молитве, и получается, что моими устами говорит Сам Господь. Так же и в разговоре с детьми. Мы произносим какие-то слова, душа ребенка начинает вслушиваться в то, что говорит ему нашими устами Господь. И в этот момент следует обязательно отойти в сторону, чтобы не мешать. Пусть ребенок сам начнет строить отношения с Богом – и не так, как этого хочется мне, а сообразно своим особенностям – личности, характеру, способностям, генам. Бог – один, но то, как мы Его видим, – уже индивидуально. Как на Афоне. Там одна вера, все служат Одному и Тому же Христу, но при этом у каждого монастыря – свои особенности. Монахи из разных монастырей даже внешне отличаются друг от друга. «Этот из Григориата!» – скажут про одного. «А этот – из Симонопетра» – про другого (Григориат и Симонопетра – названия монастырей на Афоне. – Прим. перевод.) . Чем же эти монахи различаются? Нюансами в одеянии, которые обязательно разглядит местный, знающий человек. То есть по внешнему виду монаха можно определить, из какого он монастыря.

http://pravmir.ru/tri-vazhnyih-shaga-vme...

Благотворительная выставка «Великое сокровище AGION OROS (Святая Гора Афон, Греция)» пройдет в октябре 7 сентября, 2009. Редакция " Правмира " Со 2 по 17 октября 2009 года в Международном Фонде славянской письменности и культуры, находящемся по адресу: Москва, Черниговский переулок, дом 9/13, строение 2, проезд до ст. метро «Третьяковская» или «Новокузнецкая», будет проходить благотворительная выставка «Великое сокровище AGION OROS (Святая Гора Афон, Греция)». Со 2 по 17 октября 2009 года в Международном Фонде славянской письменности и культуры , находящемся по адресу: Москва, Черниговский переулок, дом 9/13, строение 2, проезд до ст. метро «Третьяковская» или «Новокузнецкая», будет проходить благотворительная выставка «Великое сокровище AGION OROS (Святая Гора Афон, Греция)». Выставка «Великое сокровище AGION OROS» посвящена Святой Горе Афон — единственной в мире православной монашеской республике, находящейся в Греции на полуострове Афон. На выставке представлено более 100 экспонатов, представляющих духовный, культурный и исторический интерес. Это копии произведений византийского искусства IV-XIX в.в., старые фотографии, сделанные на Святой Горе Афон в XIX — XX веках, и новые фотографии, сделанные в начале XXI века русским паломником Андреем Непшей, членом Международной федерации художников и Творческого Союза художников России, принимавшим участие в более 20 персональных выставках в России, США, Греции, Италии, Франции, Германии, Финляндии, Абхазии. Его работы находятся в музейных и частных коллекциях  России, США и Европы. «Во время моей последней поездки на Афон, — рассказывает Андрей Непша, —  игумены монастырей Ватопед и Симонопетра подарили мне уникальный исторический материал для новой выставки, посвященной Афону. Среди этого материала были иконы, копии документов и старые фотографии, сделанные на Афоне в XIX-XX веках. Благодаря этому материалу, моим фотографиям, молитвам и благословению многих афонских отцов родилась выставка «Великое сокровище AGION OROS»».

http://pravmir.ru/blagotvoritelnaya-vyst...

На форум в Веймаре, посвященный Афону, съехались десятки участников из 11 стран мира 25 июня, 2012. Новостная служба Ученые, политики, общественные и религиозные деятели рассмотрят в Веймаре на примере опыта и традиций Святой горы Афон историю, судьбу и роль христианства в современной Европе. 25 июня. ПРАВМИР. В германском Веймаре 23-26 июня проходит Международная конференция «Афон — уникальное духовное и культурное достояние современного мира». В ней принимают участие монахи древних святогорских обителей Симонопетра и Хиландар (Греция) и другие представители духовенства, исследователи, государственные и общественные деятели, в том числе женщины, которым доступ на Афон закрыт. Это — десятки участников из России, Греции, Германии, Австрии, Бельгии, Италии, Великобритании, Украины, Сербии, Румынии, Болгарии, сообщает РИА-Новости . Ученые, политики, общественные и религиозные деятели рассмотрят в Веймаре на примере опыта и традиций Святой горы Афон историю, судьбу и роль христианства в современной Европе. Особое внимание планируется уделить соотношению духовной и интеллектуальной жизни в христианстве, современным духовным практикам, деятельности монахов в обителях и за их пределами, афонской традиции в современном искусстве. «Обеспечить преемственность живой монашеской традиции, питающей своими живительными соками всю вселенную, может только сохранение уникального статуса Афона как самоуправляемого многонационального монашеского «государства». Посильная помощь всех заинтересованных государственных и общественных сил в этом деле должна являться решающим фактором в сохранении за Афоном исключительного положения, содержащего в себе запрет на посещение его женщинами», — отметил, приветствуя форум, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Крупный форум, посвященный Святой Горе, проводится в Европе уже во второй раз. Первая встреча представителей ряда стран для обсуждения судьбы Афона состоялась год назад в австрийском Зальцбурге, где и было решено собирать подобные конференции на регулярной основе.

http://pravmir.ru/na-forum-v-vejmare-pos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010