На форуме православных психологов прозвучал как-то один, на мой взгляд, очень интересный вопрос. Он был довольно объемный, поэтому я процитирую его не полностью: «Сейчас в психологии очень популярна идея отстаивания “личных границ”. Но у меня такое ощущение, что это просто противоречит святоотеческому наследию. Как я это понимаю: отстаивание границ подразумевает требование от другого чего-то по отношению к себе. Но любое такое требование – это насилие, давление на свободу воли другого человека... Тут ведь два варианта: либо мы живем в “пространстве любви”, либо в “пространстве силы”. И отстаивание границ, похоже, – “песня” из второй “оперы”. Зачем требовать, давить? Только для того, чтоб задавить, напугать? Где здесь Христос?» В психологии существует такое понятие как «личные границы человека». Это о том, что каждый человек имеет свое личное пространство: физическое и психологическое, включающее индивидуальные интересы, принципы и убеждения. Такое индивидуальное пространство отделено от других людей невидимыми границами или рамками, за которые нельзя заходить. Можно еще сказать так: личные границы – это рамки, которые ограничивают поведение окружающих и показывают: вот так со мной обращаться можно, а вот так – нельзя. Мы живем в мире, где люди постоянно толкают друг друга локтями и так или иначе нарушают чужие границы. Не все люди тактичны и воспитаны, нормы общения другого человека могут сильно отличаться от твоих. Должен ли христианин защищать свои границы, не будет ли такая защита противоречить евангельскому долготерпению, смирению, кротости? У старца Эмилиана (Вафидиса), (1934–2019), известного православного богослова и духовника, игумена афонского монастыря Симонопетра, есть очень емкое высказывание по этому поводу: «Как от дождя я укрываюсь под крышей или под зонтиком, а от холода меня спасает одежда, так и от ближних нужно научиться защищаться, не желая остановить их стремления и изменить их настроение, как мы никогда не пытаемся прекратить холод или остановить дождь».

http://pravoslavie.ru/149963.html

Что это значит? До тех пор, пока мы пребываем в каком-то процессе – неважно, производства, обучения, чего-то еще, – мы погружены в него и все касающееся его составляет как бы единое целое с нами. Нам легко даются действия, ставшие привычными и – больше того – естественными. Мы, не задумываясь долго, решаем задачи, которые показались бы сложнейшими любому стороннему наблюдателю. Для нас совершенно закономерен результат нашего труда, в то время как кто-то может счесть его чудом. И в жизни духовной – так же: нужно все время находиться в ее процессе, не выпадать из него, не выбиваться, не выламываться. Или, что то же, постоянно поучаться. Сердце наше способно вмещать благодать только после того, как научится вмещать скорби и радости ближних Поучаться, например, в милосердии. Это не то же, что стараться подавать каждому нищему, которого мы встречаем на своем пути; если мы не особенно богаты, то на всех наших денег может и не хватить, или же, наоборот, нищие порой не встречаются долго. Но сердце милосердствующее нам необходимо, только оно способно вмещать благодать – после того, как научится вмещать скорби и радости ближних и самих ближних с тем, что в них есть. Ибо, как говорил старец Емилиан Симонопетрский, если сердце твое не вмещает малых людей, то как оно вместит Великого Бога? И потому необходимо к милосердию себя постоянно преклонять. Когда мы видим, что наш помысел клонится к осуждению, душа ожесточается, становится холодной, недоброй, мы должны вспомнить, что все это совершенно неестественно для нас, что естественно быть добрыми и милующими. И тогда душа вновь обретает свет, тепло и покой, то, что наполняет нас ощущением счастья. И так – за разом раз. Паче всего хранить дух мирен Или поучаться пребывать в мирном устроении. Мы ничто так часто не утрачиваем, как внутренний мир. У врага есть миллион способов лишить нас равновесия, смутить, перебаламутить все в душе, вывести из себя и оставить потом разоренными и разбитыми, словно какой-то хрупкий сосуд, опрокинутый внезапным порывом ветра. Только вот внезапности нет никакой: мы ведь знаем, что падшие духи ненавидят нас не время от времени, а всегда, что брань их против нас не временная, не частная, а постоянная и всеобъемлющая. И когда мы хотим отдохнуть, они не отдыхают, потому что в отдыхе не нуждаются, они, в отличие от нас, трудятся своим страшным трудом усердно и ревностно. А значит, и мы не должны отдыхать, и нам необходимо трудиться, восстанавливая то, что они разрушили, а лучше – не давая им разрушать.

http://pravoslavie.ru/122999.html

… Арена и борьба, и путь, и ярмо, и бремя суть сия духовная жизнь. Сколь выше дух плоти, душа тела, мысленное чувственного и бесплотное материи, столь же выше духовная борьба и столь больше необходимо усердия, рвения и внимания, да будет полученное воздаяние достойно трудов и борьбы. Но пусть сии слова не устрашат помыслы наши. Ибо великие битвы приносят великие награды, как говорит мудрый Феотокий, призывая себе в достоверные свидетели Бога, и потому тот, кто усердно боролся доброй борьбой, уготовил себе этим и почетное место среди блаженных. И тем даст Господь, по словам Его «в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям» ( Ис. 56:5 ). Да не смутит нас нисколько ни суровость борьбы, ни искусность и злокозненность нашего противника. Ибо мы, слышавшие зов Божий и последовавшие ему, ощутили, как он стучится во врата душ наших, в которые соблаговолил Он прийти и поселиться в них, и открыли их и приняли Его во благости, став достойным жилищем Ему и получив Благодать Его в помощь против демонов. Но для благости Божией сего недостаточно. Но того, кто победит, того Я вознагражу и в награду дам ему сидеть со Мной на престоле Моем, подобно тому, как и Я победил, и воссел с Отцом Моим на престоле Его. О чистой исповеди Возлюбленные и вожделенные мои во Господе чада, да будут нам Христос и Пресвятая Богородица покровом и помощью против козней врага нашего, и да осветят и укрепят они нас во святой Его воле. Аминь. Получил я, чадо мое, твой ответ своевременно, и благодарю тебя за то, что написал ты мне яснее, ибо сие есть благоразумно и предпочтительно. Освободимся от излишнего, чтобы явить истинное. Ибо сказав больше, чем есть на самом деле, мы осуждаем себя, как делают и многие кающиеся. Исповедуясь духовному нашему отцу, мы просим дать его нам необходимые лекарства, ибо для каждого недуга есть свое лекарство. Если же не откроем мы ему недуги наши, то с одной стороны, и не произойдет исцеления, а с другой – должны знать мы, что все известно всезнающему Богу, и если хотим мы что скрыть, то разоблачит он нас, как сделал он и с самарянкой, сказавшей, что у нее нет мужа. На это сказал ей Господь, что у нее было пять мужей, и тот, которого ныне имела она, не муж ей. И она сама затем призналась, что сказал Он ей всю правду, все, что она сделала. Видите, что для Бога нет ничего неизвестного. И потому, чадо мое, открой все своему духовному отцу, которого отцом поставил тебе сам Бог , дабы исцелиться и освободиться от бремени, которое независимо от того, мало ли оно, тяжко или легко, есть бремя и вес излишний, способные разрушить здоровье душевное и сделать так, что не сможем мы идти по пути Божию, и потому должны мы сбросить его с себя и шагать легко, твердо и бесстрашно. Правильно сказал ты, что это письмо не первое, но знаем мы и о кознях лукавого, который и добро даже способен обратить на осуждение наше. И потому будьте бдительны. О любви к ближнему

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Simono...

Это не значит, что я не читаю ничего другого. Я считаю, что в пост человек в первую очередь должен озадачиться вопросом — что делает его человеком. И все, что этому способствует, должно пойти ему на пользу. Для меня чтение трудов бывшего игумена Симонопетрá является инструментом, который меня возвращает к бóльшему градусу человечности в себе самом. Также сейчас я читаю «Портрет Дориана Грея» и считаю, что это очень духовное прекрасное чтение. На ближайшее время у меня запланировано дочитать книгу Жака Лакана и книгу о раннехристианской общине.  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 апреля, 2024 24 апреля, 2024 23 апреля, 2024 22 апреля, 2024 22 апреля, 2024 21 апреля, 2024 20 апреля, 2024 14 апреля, 2024 10 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/pushkin-stouner-i-vosp...

2014/10/17, 15:40:18 Я пластинчатые грибы не собираю,считаю невкусными.А теперь к тому же боюсь отравиться бледной поганкой. -всю жизнь считала, что на ней " юбочка " .Оказалось, что на молодых грибах её нет. Слава Богу, мама моя разбирается в грибах, не взяла поганки от меня. Начет переноса спор, думаю, что среди съедобных грибов выросли несъедобные. И съедобные грибы " притупили " бдительность. Упокой, Господи, старца Гермоноса, и прости ему прегрешения его, вольные или невольные, и даруй ему Царствие Небесное. Значит, время его пришло отойти ко Господу. Старец Гермонос, моли Господа Бога о нас! Помоги, Господи, заболевшим рабам Твоим. 2014/10/17, 15:29:40 Ядовитые грибы - бледную поганку, ложные опята, пантерный шампиньон, сатанинский гриб - лучше сразу обходить стороной. Кроме того, съедобные грибы часто растут рядом с ядовитыми, поэтому их споры могут смешиваться. Из-за этого изначально съедобный гриб может стать ядовитым. 2014/10/17, 14:37:28 Упокой Господи душу старца Гермоноса Симонопетритиса! Когда в иной мир уходят старцы Афона, это утрата для всего мира, а прежеде всего нас правсолавных.. Ведь Афон это пуп земли. Скорбим по такому праведному, Господи, вознеси его душу ко свету! р.б.. Лидия 2014/10/17, 14:18:30 Благословите.Прочитала ботанику,раздел о грибах и сделала вывод,что грибы болеют иногда очень разными болезнями разными плесенями,грибками,фито-фтором.Скорее грибы были неправильно приготовлены,ядовитые грибы тоже можно иногда употреблять в пищу,при этом варятся они не меньше трёх часов,постоянно сливается вода и наливается новая,потом грибы тушатся часа два,при этом весь яд может постепенно выйти и потом дают пробовать, сначала животным ,а уже потом людям.Скорее всего съели заражённые,или неправильно приготовленные грибы.На всё воля Божья,скорее всего старец сделал очень много хорошего и его жизненный путь подошёл к концу. Слава Богу за всё.Царство небесное. 2014/10/17, 10:12:47 На все Воля Божья! Что теперь разбираться в том, куда какие споры переносятся - кто-то будет есть мухоморы и будет жив, а кто-то от хороших грибов умрет. Не понять нам Законов Божьих и не нужно даже пытаться. Пожалуйста, нужно просто молиться - за упокой старцу и за здравие монахов в реанимации. Спасибо Богу за все!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1964

В антиномическом сопряжении двух времён не следует искать какого-либо противоречия. Хотя историческое время несёт на себе печать греха, а время священное — это время Царствия Божия, оба они — осуществление Божественного творческого замысла, который включает в себя и преображение «мира сего», лежащего во грехе, чтобы в эсхатологической перспективе явились «новое небо и новая земля» (2 Пет. 3:13). «Диалектическое напряжение между “уже” и “ещё не”, — пишет современный греческий богослов Макарий Симонопетрис, — находится в основе литургического времени, но это не противоречие, а динамичная и богочеловеческая антиномия» . В контексте «последнего времени», о котором стали говорить первые христиане, особое место занимает так называемый «первый день» недели, называемый также «новым днём». «В этот день началось “новое время”, которое, хотя внешне и остаётся в рамках “старого” времени этого мира и всё ещё измеряется числом семь — ощущается верующими как поистине “новое”: открытое вечности, проницаемое для Царствия Божия, присутствие, силу и радость которого оно проявляет в “этом мире”. Речь здесь идёт о том новом дне, в который совершилось Воскресение Христово» . До тех пор пока день воскресный не вошёл в рамки исторического времени и не стал днём седьмым, он воспринимался в христианстве и как день первый, и как день восьмой, и как день, находившийся «за пределами “седмицы”, вне бессмысленного повторения времени, единственным горизонтом которого являются смерть и разрушение» . Первый день предваряется днём субботним, в который Бог «почил» от Своих творческих трудов. При этом Бог благословил субботу как день покоя и день сокровенного ожидания новых Божественных деяний, какие Он явит в изобилии в будущем эоне. Новый день не только открывает новое время, но и является «иного жития, вечного», началом (Пасхальный канон, песнь 7). Он становится принципом обновления старого времени, благодаря чему преодолеваются аномалии ветхого эона и утверждается эон Царствия Божия. Этот день как «день Господень», роднит его с Церковью, которая, являясь «не от мира сего», в то же время находится в мире и служит преображению этого мира. Но она, как и «день Господень», не является частью «мира сего», «лежащего во зле».

http://bogoslov.ru/article/6172853

И вот в 1983 году Бамбанг Дви Бьяторо стал первым принявшим Православие индонезийцем в новейшей истории Индонезии. Архимандрит Сотерий посоветовал Бамбангу, ставшему в крещении Даниилом, ехать в Грецию, чтобы увидеть традиционно православный уклад жизни. В течение шести месяцев Даниил изучал в Афинах греческий язык, следующие полгода он провел на Святом Афоне в монастыре Симонопетр. Здесь он впервые попробовал переводить литургические тексты на индонезийский язык. Он старался максимально точно выразить вероучительные истины, содержащиеся в богослужебных текстах. Свои первые попытки Даниил проверял и посылал длинные письма в " Силоам " , объединение проповедников, организованное им в Индонезии. Объяснял свою новую веру, найденную в Православии. После года, проведенного им в Греции, Даниил отправился в Америку. Там он окончил богословские курсы при православной греческой семинарии Святого Креста в Бостоне и получил звание доктора социологии в университете штата Огайо. Он на много лет оказался оторванным от своей родины, и как только обучение подошло к концу, Даниил стал раздумывать о том, как полнее он мог бы послужить своим соотечественникам. После больших внутренних колебаний и усердных молитв Даниил принял монашество, чувствуя, что это наилучший путь для миссионерства. Затем, в 1988 году, епископ Питтсбургский Максим рукоположил его во священника. В том же году Даниил вернулся в Индонезию. На родине отец Даниил начал деятельность с обращения членов своей семьи, научил их печь просфоры и изготавливать церковные облачения на местной фабрике батика. Через несколько месяцев он переехал в г. Соло и начал проводить беседы с членами общества " Силоам " (созданного им самим в то время, когда он был протестантом) - с теми, которые читали его письма и следили за его обращением. Начались занятия по изучению Библии, миссионерская деятельность распространилась на окрестные деревни. Отец Даниил организовал также годичный курс по изучению основ Православия в университете г. Соло. Понимая, что это может стать хорошим подспорьем для проповеди, он записал свои лекции и распространил их по стране. Кассеты с этими записями позволили многим индонезийцам познакомиться с православным христианством на понятном им языке, узнать о вере от человека, который был одним из них.

http://foma.ru/bambang-dvi-byatoro-pravo...

И вот в 1983 году Бамбанг Дви Бьяторо стал первым принявшим Православие индонезийцем в новейшей истории Индонезии. Архимандрит Сотерий посоветовал Бамбангу, ставшему в  крещении Даниилом, ехать в Грецию, чтобы увидеть традиционно православный уклад жизни. В течение шести месяцев Даниил изучал в Афинах греческий язык, следующие полгода он провел на Святом Афоне в  монастыре Симонопетр . Здесь он впервые попробовал переводить литургические тексты на индонезийский язык. Он старался максимально точно выразить вероучительные истины, содержащиеся в богослужебных текстах. Свои первые попытки Даниил проверял и посылал длинные письма в «Силоам», объединение проповедников, организованное им в Индонезии. Объяснял свою новую веру, найденную в Православии. После года, проведенного им в Греции, Даниил отправился в Америку. Там он окончил богословские курсы при православной греческой семинарии Святого Креста в Бостоне и получил звание доктора социологии в университете штата Огайо. Он на много лет оказался оторванным от своей родины, и как только обучение подошло к концу, Даниил стал раздумывать о том, как полнее он мог бы послужить своим соотечественникам. После больших внутренних колебаний и усердных молитв Даниил принял монашество , чувствуя, что это наилучший путь для миссионерства . Затем, в 1988 году, епископ Питтсбургский Максим рукоположил его во  священника . В том же году Даниил вернулся в Индонезию. На родине отец Даниил начал деятельность с обращения членов своей семьи, научил их печь просфоры и изготавливать церковные облачения на местной фабрике батика. Через несколько месяцев он переехал в г. Соло и начал проводить беседы с членами общества «Силоам» (созданного им самим в то время, когда он был протестантом) с теми, которые читали его письма и следили за его обращением. Начались занятия по изучению Библии, миссионерская деятельность распространилась на окрестные деревни. Отец Даниил организовал также годичный курс по изучению основ Православия в университете г. Соло. Понимая, что это может стать хорошим подспорьем для проповеди, он записал свои лекции и распространил их по стране. Кассеты с этими записями позволили многим индонезийцам познакомиться с православным христианством на понятном им языке, узнать о вере от человека, который был одним из них.

http://azbyka.ru/way/arhimandrit-daniil-...

В декабре 2002 г. «Апостолики Диакониа» выпустило новый «Иератикон», а двумя годами позже переиздало его без изменений. Ожидается, что новый «Иератикон» откроет новую главу в истории греческого чина Божественной литургии. Этот «Иератикон» снова возвращается к константинопольской традиции «Иератиконов», но вовсе не является перепечаткой какого-либо издания из этой традиции. Хотя текст литургий в нем и основывается на ИЕР 1895 и других изданиях этого типа (большинство уставных указаний, однако, сформулировано по-иному и организация материала претерпела много изменений), при составлении этого текста были использованы выводы современной богослужебной науки. В результате в литургию был не просто возвращён (как в случае Симонопетрского «Иератикона») ряд элементов византийского чина Божественной литургии, таких как аллилуарий перед чтением Евангелия и «Да исполнятся уста наша...», но в отдельной главе были представлены основания для этих и других изменений. Даже для тех мест, в которых новый «Иератикон» следует изданиям константинопольской традиции и разнится с элладскими «Иератиконами», в той же отдельной главе зачастую приводятся объяснения. Одним из таких мест является освящение Св. Даров в В , откуда в ИЕР 2002 убрана фраза «Преложив Духом Твоим Святым». Основная проблема нового «Иератикона» в том, что некоторые изменения, предписываемые им, пока невозможно ввести в практику, потому что они отсутствуют в других богослужебных книгах Элладской Церкви. Это относится прежде всего к частям, исполняемым хором, таким как песнопение «Да исполнятся уста наша...» и текст Херувимской песни с наречием «ныне» («νν») вместо утвердившегося в греческой практике артикля «τν» 93 («... всякое ныне («νν») житейское отложим попечение»). Как мы видели выше, на протяжении пяти веков, прошедших со времени появления печатных богослужебных книг, греческий чин Божественной литургии постоянно развивается. До конца ХХ в. общее направление развития было в сторону удлинения текста литургии за счёт добавления новых уставных указаний, кратких молитв, тропарей и т. п. и удлинения уже существующих подобных элементов. Новый «Иератикон», как и издания монастыря Симонопетр в монастырской среде, начинает обратное движение на основе подлинного богослужебного предания и выводов современной богослужебной науки. В нём удалены многие поздние элементы, появившиеся в элладских «Иератиконах» и в определённых афинских богослужебных изданиях, и возвращён ряд элементов византийского чина литургии. § 2. Россия

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Настоящий духовный отец – не человек, который много прочитал, а человек, имеющий подлинный духовный опыт. Он должен с любовью передать ученику этот опыт, – а не какое-то интеллектуальное учение. Поэтому нет школ для духовных отцов, нет правил, как стать хорошим духовником. Конечно, начало духовной жизни – это исповедь. У вас исповедуются перед каждым причастием; это имеет свои преимущества. Но для многих людей это превращает исповедь в некую обязанность. Исповедь – это не просто рассказ священнику о своих грехах, – это что-то более полное, это духовное общение. Ведь личность сложна, у нее есть и темные, и светлые стороны, с ветхим человеком соседствует человек новый… Старец много учил нас не забывать, что главное в духовной жизни – радость, и нет ничего более далекого от спасения, чем грусть и уныние. Сейчас люди утратили эту радость, они пребывают в тревоге и волнениях. Здесь на конференции ко мне подошла одна женщина и сказала: «Я не хочу выдавать замуж свою дочь, ведь потом она захочет развестись, а на все это нужны деньги…» Дело идет к свадьбе, а она уже сразу думает о разводе! (смеется). – Это как некоторые говорят об антихристе больше, чем о Христе… – Да, это точно, о приходе антихриста сейчас говорят больше, чем о пришествии Христа. У нас в Греции, как и у вас, распространены всякие движения – против ИНН и т.п. Это беспокойство очень далеко от святоотеческого духа. Само слово «антихрист» означает не только « против Христа», но и « перед Христом» (гр.αντη-Χριστος). Это значит, после него придет Христос! – Отец Макарий, вы знали старца Паисия Святогорца? Расскажите о нем. – Да. Иногда я бывал переводчиком между ним и западными паломниками. О старце Паисие ходит много рассказов, известны многие его чудеса, о них можно прочитать в книгах. Но главное, что Бог дал ему, – это не чудеса, а удивительное веселье, чувство юмора, которым светилась его проповедь. Это, к несчастью, сделало его знаменитым. К нему тянулись тысячи людей, он никогда не мог уединиться. Это было ужасно.

http://pravoslavie.ru/75882.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010