В Х в. упоминание о г. Кассандрия снова появляется в источниках (гл. обр. в актах афонских монастырей). Кассандрийская епископия, подчиненная Фессалоникийскому митрополиту, регулярно упоминается в визант. и поствизант. период. На ее территории находилось значительное число владений афонских монастырей, жизнь епархии была тесно связана со Св. Горой. Во время каталонской кампании Кассандрия была захвачена; здесь располагалась военная база каталонцев в 1307/08 г. Имп. Иоанн VII Палеолог воздвиг новые стены на месте древних (ранее 1407) для защиты полуострова. Город был взят турками, видимо, ок. 1430 г. Позднее Кассандрия не упоминается в источниках; возникший в ее окрестностях городок Пинакас был разрушен в 1821 г. во время греч. национально-освободительной революции. Базилика свт. Афанасия в Торони. V в. Базилика свт. Афанасия в Торони. V в. В поствизантийский период кафедра епархии (с 1607 архиепископия, с 1855 митрополия) была перенесена в центральную часть п-ова Кассандра - в Валту (в 1956 переименована в Касандру, ныне Касандрия). С XVI в. Валта являлась крупным торговым центром, где находились франц. (с 1725) и голл. (с 1745) проконсульства. В 1859 г. здесь был возведен кафедральный собор Рождества Пресв. Богородицы. В 1870 г. митрополичья кафедра была перенесена в Полийирос. В 1949 г. в епархии насчитывалось 90 церквей, в 1965 г.- 72 приходских храма и 168 парекклисионов, в 2013 г.- 78 приходских храмов (Δπτυχα. 2013. Σ. 611). Действуют 3 муж. мон-ря: Успения Пресв. Богородицы в г. Полийирос (основан в 1963), прп. Арсения Каппадокийского близ с. Ватопеди (основан в 1986), прав. Иоанна Русского близ с. Пефкохори (основан в 1989) - и 4 женских: Иоанна Богослова апостола мон-рь близ Суроти , св. Иоанна Предтечи близ с. Метаморфоси (основан в 1976), первомч. Стефана в Перее (подворье мон-ря Кастамонит , основан в 1945, возрожден в 1999), Благовещения Пресв. Богородицы в Ормилии мон-рь (подворье афонского мон-ря Симонопетра , с 1974 заселен жен. монашеской общиной). В 1986 г. было восстановлено подворье Партенонос Григория преподобного мон-ря близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония (основанное в 1863). На территории епархии также расположен Анастасии святой Узорешительницы муж. ставропигиальный монастырь , подчиненный К-польскому Патриархату.

http://pravenc.ru/text/1681237.html

лит-ре принято считать 2-ю часть «Диатипосиса» отдельным произведением, к-рое зап. ученые называют «Ипотипосисом» и обычно датируют временем основания Лавры (ср.: Byzantine Monastic Foundation Documents. Р. 205-231, 271-280), однако это мнение противоречит рукописной традиции (ср.: Дмитриевский. Т. 1. С. 238-256). 2-я часть Афанасиева «Диатипосиса» является переработкой студийского «Ипотипосиса» (IX в.; существуют 2 его весьма различные редакции), древнейшей известной записи Студийского устава, и весьма близка к нему (особенно ко 2-й, поздней редакции), но имеет ряд принципиальных отличий, отмечаемых ниже при сравнении ранней и афонской редакций Студийского устава. Эти тексты (студийский и Афанасиев) очень кратки, единственная подробно описанная в них служба - утреня 1-го дня Пасхи, с к-рой они и начинаются; далее следуют краткие сведения об особенностях служб в период Пятидесятницы, ряд отдельных указаний о богослужении в период года вне Великого поста и Пятидесятницы, об особенностях служб Великим постом и на Страстной седмице. Затем приводятся правила о пощении (о количестве и качестве пищи в разные дни года; в студийском «Ипотипосисе» они помещены перед указаниями о богослужении в Великий пост); краткие указания о празднике Благовещения и об особых днях Великого поста; предписания о монастырских работах, об одежде монахов; неск. частных указаний (различных в студийском и афонском текстах). В качестве богослужебного устава в то время на А., видно, использовался несохранившийся «Студийский синаксарь» (см. ниже). Прп. Афанасий Афонский. Рисунок на бумаге. XVI в. (мон-рь Симонопетра) Прп. Афанасий Афонский. Рисунок на бумаге. XVI в. (мон-рь Симонопетра) Основные источники по истории афонского устава в XI в. следует искать в груз. рукописях. XI век - время литургической реформы в Грузинской Церкви, заключавшейся в замене старой практики, основанной на древнем иерусалимском богослужении , новой, основанной на к-польском визант. обряде . Вытеснение в Грузинской Церкви иерусалимской литургии ап.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Ок. 1761 г. П. нашел святоотеческие книги на греч. языке в скиту свт. Василия Великого (на холме Св. Илии Пророка), основанном выходцами из Кесарии Каппадокийской. Это были сочинения прп. Антония Великого, прп. Григория Синаита, св. Филофея, св. Исихия, св. Диадоха, св. Фалассия, 2 «Слова о молитве» - прп. Симеона Нового Богослова и св. Никифора Уединенника и др. ( Жгун, Жгун, сост. 2014. С. 357). Нек-рые из этих книг переписывал для П. инок Василиевского скита, а мон. Макарий из братства П. переводил на молдав. язык те поучения, к-рые в кон. 60-х гг. XVIII в. вошли в сб. «Драгомирское Добротолюбие» (Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 2199). По совету патриарха Серафима и по благословению Протата община преподобного (более 50 чел.) переселилась в обремененный долгами пустующий мон-рь Симонопетра , но после 3-месячного пребывания в нем братия, не способная оплачивать монастырские долги и испытывавшая притеснения тур. властей, вернулась в Илиинский скит (BMN. 212. Fol. 48). Прп. Паисий Величковский. Фреска Архангельской ц. Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Прп. Паисий Величковский. Фреска Архангельской ц. Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков В 1763 г. П. и его община (64 чел.) единодушно решили уйти с Афона в Молдавию. Преподобный нанял 2 корабля: на один погрузился сам с братьями-славянами, а на другой сели иером. Виссарион и братья-молдаване. Подвижники прибыли в Валахию, в Варзарештский скит (см. Вэрзэрештский во имя великомученика Димитрия Солунского женский монастырь ). П. направил делегацию из 3 братьев (среди них - Георгий Черникский) к митрополиту Бухарестскому с просьбой предоставить им к.-л. мон-рь для проживания. Получив отказ, П. направился в Яссы, где был принят митр. Молдо-Влахийским Гавриилом (Каллимаки) и господарем Григоре Каллимаки. Паисиевскому братству был предоставлен мон-рь Драгомирна . В 1763 г. по просьбе митр. Гавриила П. написал краткое «изъявление» чина жития - текст, известный как Устав 1763 г.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНОН [греч. Κνων] († ок. 555), прп. Палестинский (пам. греч. 19 февр.). В «Луге духовном» содержится рассказ о К., записанный Иоанном Мосхом со слов старца из лавры прп. Саввы Освященного. К. жил в VI в., происходил из Киликии и подвизался в мон-ре Пентукла, расположенном между Иерихоном и Иорданом. Он был назначен пресвитером, помогавшим при крещении. Впосл., поскольку К. отличался добродетелью, ему поручили самому совершать таинство. Всякий раз, когда надо было при крещении помазывать елеем женщину, он приходил в смущение и потому решил уйти из мон-ря. Тогда ему явился св. Иоанн Предтеча, повелел быть твердым и обещал избавить от плотской брани. Однажды к К. пришла креститься юная и красивая персиянка, к-рую он не дерзнул помазать елеем. Персиянка ждала 2 дня. Узнав об этом, Иерусалимский патриарх Петр (2-я четв. VI в.) хотел назначить в этот мон-рь диакониссу для крещения женщин, но этого «не дозволял закон». Тем временем К. взял свою мантию и покинул мон-рь, но, как только он взошел на близлежащий холм, его встретил св. Иоанн Предтеча и кротко посоветовал вернуться в обитель, вновь пообещав, что поможет справиться с искушением. К. отказался, с гневом сказав, что св. Иоанн уже много раз говорил ему это, но не сдержал слово. Тогда святой снял с К. одежды и трижды осенил его крестным знамением, объявив, что избавляет его от брани, но вместе с тем лишает и награды за подвиг, к-рый тот не захотел понести. Следующим утром К. помазал и крестил персиянку. После этого он в течение 12 лет (согласно «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца - 20 лет) совершал таинство и достиг такого бесстрастия, что вовсе не различал, женщина перед ним или мужчина. К. скончался в мире ок. 555 г. В 15-й гл. «Луга духовного» рассказывается о Кононе, игумене монастыря Пентукла, к-рый однажды во время путешествия встретил евреев. Те бросились на него с мечами, но внезапно их руки словно окаменели. Игумен помолился о евреях, и они ушли исцеленными, благодаря Бога. Вероятно, на основе данной главы в «Новом Синаксаристе Православной Церкви» иером. Макария Симонопетрита сообщается, что К. последние 8 лет жизни был игуменом Пентуклийского мон-ря. Однако в комментариях к рус. переводу «Луга духовного» отмечается, что речь идет о 2 одноименных подвижниках.

http://pravenc.ru/text/1841950.html

Во 2-й пол. XIX в. в Нижегородской губ. получили распространение списки с прославившегося исцелениями образа, присланного в 1853 г. с Афона в арзамасский во имя Алексия, человека Божия, мон-рь , с соответствующей подписью внизу на развернутом свитке (чтимый фрагмент иконы - в арзамасском Никольском жен. мон-ре; неск. списков, в т. ч. в окладе,- в Воскресенском соборе Арзамаса). В России писались живописные изображения на холсте с более темным колоритом (посл. треть XIX в., частное собрание). Сызранские иконы 2-й пол. XIX в. (частное собрание; Сызранская икона: Кат. выст./Самарский епарх. церк.-ист. музей. Самара, 2007. С. 72-73. Кат. 31) с различными цветами одеяний, в редких случаях с правым поворотом фигур выполнены в традиц. стиле. Существовали хромолитографии образа, к-рые наклеивались на доску и бытовали в качестве икон, напр. изданная в 1893 г. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе (частное собрание; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 255. Ил. 93). Афонская святыня воспроизводилась и в XX в. (чудотворный образ 1941 г. из мон-ря во имя святых Марфы и Марии (мон-рь Встречи) близ Иерусалима). Греч. списки афонской святыни XIX-XX вв., к-рые близки к русским по художественному исполнению, нередко сопровождаются авторскими или вкладными подписями на лицевой стороне (икона 1966 г.- «Моление архимандрита Гавриила и Христодула монаха» в ц. прав. Закхея в Иерихоне - на светлом фоне в сиянии, Богородица в мафории, без плата). Икона 2-й трети XIX в. (частное собрание), судя по рус. надписи на обороте, вложенная в один из храмов России, содержит греч. подпись: «Рукою Иоасафа монаха из Керасиа на Афоне», т. е. мастер жил в одном из монашеских поселений (кафизм), состоящих из отдельных отшельнических келлий, при Великой Лавре прп. Афанасия Афонского. Раскрашенная гравюра 1866 г. (из мон-ря Симонопетра) близка по иконографии к живописным произведениям, но отличается в деталях (у ангелов в руках длинные свитки, на правом - слав. надпись), отсутствует образ Бога Отца (Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997. P. 214-215. N 4.8). Возможно, такие гравюры служили образцами для мастеров, не имевших возможности видеть и копировать оригинал.

http://pravenc.ru/text/180369.html

Летом 1898 г. Н. Э. посетил Афон, имея при себе рекомендательную грамоту К-польского патриарха Константина V. Побывал во мн. мон-рях, каливах, келлиях, скитах и исихастириях Св. Горы, участвовал в богослужениях. В исихастирии братства Данилеев в Катунакиях познакомился со старцем Даниилом Катунакийским († 1929) и впосл. вел с ним переписку. Н. Э. посылал в исихастирий книги и деньги, заказывал там иконы. Особые отношения сложились у Н. Э. со старцем Иеронимом Симонопетрским (1871-1957), к-рый очень ценил владыку, неск. раз навещал его в Афинах, а затем посетил и на Эгине. Близкое знакомство Н. Э. с жизнью святогорцев помогло ему впосл. устроить Свято-Троицкий мон-рь на Эгине. Летом 1896 г. он провел 2 месяца в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Поросе. В 1899 г. умер Александрийский патриарх Софроний и мн. греки из Египта предложили Н. Э. выставить свою кандидатуру на Патриарший престол. Он согласился, но затем снял ее, поняв, что клирики поддерживают Фотия (Харалампий (Василопулос). 2001. С. 22). В авг. 1899 г. Н. Э. в К-поле нанес офиц. визит К-польскому патриарху Константину V, посетил храмы и Иерусалимское подворье. Затем он отправился в Силиврию, поклонился образу Божией Матери Силиврийской, побывал на могиле близких. К тому времени в живых оставалась его младшая незамужняя сестра Мариора, к-рая пребывала в Афинах († 26 мая 1900); отец скончался между 1885 и 1891 гг. (родители Н. Э., ранее перебравшиеся на Хиос, вернулись в Силиврию не позднее 1877). Н. Э. всегда помогал родным: в февр. 1903 г. погасил долг матери, полностью взял на себя расходы по обучению племянника в Ризарийской семинарии, затем устроил его работать на биржу. В июле 1901 г. владыка побывал на Тиносе, поклонился иконе Божией Матери «Мегалохари», посетил там митр. Анфима Вифлеемского. В кон. июля того же года приехал на Скирос и участвовал в престольном празднике мон-ря св. Параскевы (26 июля). К лету 1904 г. неск. благочестивых девиц, собравшихся вокруг Н. Э., утвердились в намерении вступить на иноческий путь и стали искать подходящий мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2564898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (IX в.?), прп. Коринфский (пам. 28 июня), врач. Сказание о прп. П. сохранилось только в слав. переводе. В визант. и греч. агиографических источниках отмечена лишь его память и в стишных Синаксарях - посвященное ему двустишие. Согласно слав. переводу греч. Жития, П. род. в Коринфе в благочестивой христ. семье. С ранних лет почувствовав призвание посвятить жизнь служению Господу, он принял постриг в некоем мон-ре и стал вести строгую аскетическую жизнь. На подвижника ополчился бес блуда, но П. стойко противостоял искушениям. Посрамленный бес задумал отомстить преподобному и внушил одной блуднице принести рожденного ею младенца в келью к П. и объявить всем, что это он - отец ребенка. Поступок блудницы вызвал большой скандал. В мон-рь ворвались некие еретики, привязали ребенка к спине П. и стали водить монаха по городу, подвергая насмешкам и поруганию. Когда на площади вокруг П. собралась толпа, он помолился Богу и предложил младенцу указать, кто его отец. Новорожденный малыш высвободил руку из пеленок, указал на бывшего в толпе кузнеца и отчетливо произнес: «Вот мой отец, а не Павел монах». После такого вразумления всех глумившихся над ним преподобный вернулся в мон-рь и продолжил подвижническую жизнь. Он получил от Господа дар врачевания любых болезней наложением рук. В возрасте 70 с лишним лет П. мирно отошел ко Господу. Память П. с двустишием была включена в славяно-рус. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 10. С. 66); впосл. сказание о П. внесено в ВМЧ свт. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 245 (2-я паг.)). Под еретиками, упомянутыми в сказании, скорее всего имеются в виду просто некие злые люди, а не приверженцы какой-то конкретной ереси. Иером. Макарий Симонопетрский - составитель «Нового Синаксаря», предполагал, что П. жил в VI или в VII в., однако оснований для этой датировки не приводит. Поскольку слав. перевод сделан в X в. и нет никаких более древних свидетельств существования Жития П., время жизни подвижника можно отнести к IX в., а никак не ранее.

http://pravenc.ru/text/2581809.html

Николая Нового (мон-рь свт. Николая Чудотворца на о-ве Андрос, Греция) Ковчег с честной главой прмч. Николая Нового (мон-рь свт. Николая Чудотворца на о-ве Андрос, Греция) В визант. синаксарях память Н. Н. не обозначена, однако в заглавии энкомия и в синаксарном сказании по рукописи 81 из Метеорского мон-ря указано, что святой поминался 9 мая (дата совпадает с днем перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в Бари; см.: Σοφιανς. 1972. Σ. 72-73, 98). Под этим же числом память Н. Н. и сказание о нем вошли в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в «Новый синаксарист» иером. Макария Симонопетрского. Служба Н. Н. была впервые издана в Венеции в 1657 г., затем неск. раз переиздавалась, последнее издание было предпринято в Афинах в 1930 г. Н. Н. почитается во мн. областях Греции и на ее островах: напр., близ дер. Вунена, в месте, где, согласно Мученичеству, пострадал Н. Н., находится посвященная ему церковь, в к-рой имеется пустая могила святого и хранится частица его мощей. Ежегодно в день памяти преподобномученика сюда приезжают многочисленные паломники со всей Греции. Церковь построена в 1962 г. на месте прежней (1883), разрушенной в том же году при пожаре. Рядом с храмом расположены небольшая часовня и колодец, виден пень дерева, возле к-рого преподобномученик был убит. Согласно местному преданию, ежегодно 9 мая из стволов небольших вязов и из пня вытекает красная жидкость, похожая на кровь. Мощи Н. Н. хранятся в посвященном ему храме в Фивах; начало строительства относится к 1963 г., освящение - к 1973 г. Храм воздвигнут на месте прежней церкви, сооруженной в период османского владычества. Честная глава преподобномученика была перенесена в XVI в. из Лариссы на Андрос в монастырь свт. Николая, 2-м покровителем которого является Н. Н., где находится и в настоящее время. Также частица мощей святого имеется в Беотии в посвященном ему монастыре, который расположен на восточном склоне Эликона, недалеко от сел. Ипсиландис. Согласно преданию, монастырь был построен в X в.

http://pravenc.ru/text/2566128.html

переговоры о перспективах учреждения на Руси Патриаршества; судя по всему, И. предлагали своей властью возвести в патриархи Московского митрополита, но И. не решился сделать это без санкции глав остальных Поместных Церквей. Патриарх посетил Троице-Сергиев мон-рь. Один из сопровождавших И., свящ. Иса, написал на араб. языке стихотворное сочинение о Московии (изд.: Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 86-88), полное гиперболических славословий рус. царю и восторженных описаний богатства и могущества московитов. Эта поэма стала для 3 поколений правосл. арабов главным источником сведений о сев. единоверцах. И. отправился обратно с богатыми дарами. Проезжая через Молдавию, он подарил местному еп. Георгию (Могиле) икону Богоматери; вкладная запись на иконе датирована 7095 (1586/87) г. Нек-рое время И. находился в К-поле, после чего совместно с Александрийским патриархом Сильвестром через Фессалонику отплыл на Ближ. Восток. Во время отсутствия И. в Сирии его замещал Михаил, митр. Триполи и Эль-Куры; вероятно, тот же Михаил еще в сане иерея сопровождал И. в Иерусалим в 1579 г. Ок. 1587 г. Михаил был низложен по обвинению в канонических проступках совместным решением И. и Иерусалимского патриарха Софрония V. На Триполийскую кафедру был возведен Анастасий ибн Муджалла, который впосл. присоединил к своим владениям епархии Бейрута, Тира и Сайды и стал наиболее влиятельным человеком в Антиохийской Церкви после И. Спутник И. по поездке в Россию Иса был рукоположен во митрополита Хамы. В мае 1590 г. И. участвовал в К-польском Соборе, к-рый подтвердил учреждение в Москве Патриаршества. 5 июля 1590 г. в Каире И. возвел на трон Александрийского патриарха свт. Мелетия I Пигаса , потом вместе с ним посетил мон-рь вмц. Екатерины на Синае. 7 окт. 1592 г. И. погиб («был мученически умерщвлен», по словам хронистов) при посещении обл. Хауран к югу от Дамаска, на краю пустыни. Память И. как священномученика указана под 17 окт. в «Новом Синаксаристе», составленном в афонском мон-ре Симонопетра иером.

http://pravenc.ru/text/468921.html

М. Б. считается самым крупным покровителем Православия и искусства в Валахии. Возобновил традицию распространения церковных книг, зародившуюся еще в XVI в. В правление М. Б. при помощи митр. Киевского свт. Петра (Могилы) были организованы типографии в Кымпулунге и Говоре, его книгопечатная деятельность известна как «золотой век» румын. культуры. В типографиях Кымпулунга, Говоры, мон-ря Дялу и митрополии Тырговиште были напечатаны 10 слав. книг и книги, переведенные на румын. язык с греч. и слав. языков. Первой румын. книгой, изданной при М. Б., стал сборник валашских законов «Pravila cea mica» (Сокращенные правила. Говора, 1640). В Говоре также было издано «Evanghelie învtoare» (Поучительное Евангелие, 1642), в Тырговиште - «Pogrebania preotilor» (Чин погребения священнослужителей, 1650), «Mystirio, или Sacrament» (Таинство, 1651) и «Târnosanie» (Обновление, 1952). Сборник гражданских и церковных законов «Îndreptarea legii», или «Pravila cea mare a lui Matei Basarab» (Великое уложение Матея Басараба. Тырговиште, 1652), был востребован во всех румын. княжествах, особенно в Трансильвании, где им пользовались до нач. XIX в. В правление М. Б. и при его поддержке возведены и отреставрированы 126 памятников, в т. ч. 46 православных церквей и монастырей были отстроены заново, а также господарские замки в Кымпулунге, Бухаресте и Тырговиште, господарские дома в Брынковени и Каракале, епископальный кафедральный собор в Рымнике, мон-ри Арнота, Стрехая, Кэлдэрушани , Садова, Мэксинени, Плэтэрешти, Корнэцел, скиты Бэрбэтешти, Дымбовица, Пину, Бузэу, церкви во имя святых Константина и Елены в Тырговиште, во имя свт. Николая «Андронешти» в Тырговиште, во имя вмч. Георгия в Питешти, св. Апостолов в Бухаресте, вмч. Димитрия в Крайове и др. При его поддержке были построены церкви на правом берегу Дуная: во имя вмц. Параскевы и вмч. Пантелеимона в Видине, св. Апостолов в Шиштове (Свиштове); церковь в Порчешти в Трансильвании; возведен мон-рь Совежа в Молдове. Также М. Б. делал значительные пожертвования афонским обителям: Ксенофонта преподобного монастырю , Великой Лавре , Дионисия преподобного монастырю , Русскому великомученика Пантелеимона монастырю , Хиландару , Симонопетре , Кутлумушу , Пантократору . Согласно духовному завещанию М. Б. и следуя его примеру, валашские великие бояре также воздвигли более 50 церквей и мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2562566.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010