Время для него срослось с молитвой. Сорок лет, а в конечном итоге, вся жизнь слилась в единую молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Даже скалистая, труднопроходимая местность как будто способствовала этому, так что рождалась молитва как некое воздыхание, вспышка духа, почти не воспринимаемая другими. И отношение к вещам у Старца было на совершенно другом уровне. Он не был человеком практичным и многозаботливым, но то малое, что делал (очень часто безыскусно), он делал от всего сердца, прикладывая большой труд, проливая много пота. Каждая пядь земли у дома в буквальном смысле слова полита его потом. За сорок лет, до момента, когда появилась у него братия, лишь мизерные изменения произошли в устройстве дома. Самые главные его усовершенствования – небольшая цистерна (10 кубометров), чтобы иметь воду на кухне, и застекление сушилки, так как когда-то стекла снес сильный южный ветер. Много всякого хлама, оставленного старчиками, было подвешено в кладовке, и никто не знал, что это такое. Снаружи кухни, внутри маленькой сетки, был подвешен стеклянный шар, возможно, буек для сеток довоенных рыбаков. «Батюшка, что это такое?» – спрашивал его кто-нибудь с юношеским любопытством. «Дитя мое, не знаю, здесь это нашел». И этих «здесь это нашел» было достаточно много, потому что он, по апостольскому слову, имея пропитание и одежду, тем и был доволен ( 1Тим. 6:8 ). Для него важным было только все необходимое для служения Божественной литургии, и он, благодарный, каждый день тянул четки за просфорников монастырей святого Павла, Дионисиата, Симонопетра, которые без перебоя, ежедневно снабжали его просфорами. Ну, а отца Алексия, погонщика, он любил чрезмерно за то, что тот частенько привозил со своей родины, Санторин, изысканное, сладчайшее вино, которое сохранялось десятилетиями без всякой порчи. Суетная заботливость не имела места в характере старца Ефрема. Вещей, которые его действительно интересовали, было весьма немного. Несмотря на это, он не был противником новых технологий, которые сейчас с рассуждением используются на Святой Горе, и иногда даже одобрял эти новшества – как, например, предложение священного Кинота 41 построить корабль «Достойно есть». О молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

Последнее, по всей вероятности, означает, что «Благословен грядый...» было просто одной из «хоровых» частей литургии, которые было решено не включать в издания «Божественных литургий», предназначавшихся для священника и диакона. Об этой особенности православных изданий «Божественных литургий» говорилось в § 1 первой главы. Предположительно, по этой же причине данный элемент перестал приводиться и Евхологиями. В пользу того, что «Благословен грядый...» не выпал просто из греческого чина Божественной литургии, свидетельствуют следующие данные: во-первых, брошюры «Последование чтеца», хотя и не приводят этот элемент в первом издании 1603 г., включают его во все последующие издания, по крайней мере, до конца XIX b. 928 . Во-вторых, эта фраза упоминается во всех просмотренных нами греческих учебниках литургики XIX b. и в двух толкованиях Божественной литургии конца XIX b. 929 И всё же в ХХ в. это торжественное приветствие исчезает из греческого чина Божественной литургии. Оно не приводится ни «Иератиконами», ни другими богослужебными книгами, включая и брошюру «Карманный сборник чтеца» («γκλπιον το ναγνστου»), заменившую в ХХ в. «Последование чтеца». Отсутствует оно и на практике. Правда, оно предписывается в этом месте литургии изданием БЛ С. Юлис 19.., относящимся к середине ХХ в. 930 Однако, как указывалось выше, это издание вышло под редакцией анонимного «святогорского иеромонаха», который внёс в него ряд черт афонского богослужения. Так что это указание БЛ С. Юлис 19.. позволяет говорить лишь о частичном сохранении данного приветствия в монастырской практике. В конце ХХ в. «Благословен грядый...» с предшествующим тройным «Аминь» появилось в «Силлейтургиконе» («Συλλειτουργικν»), аналоге «Карманного сборника чтеца» 931 . «Силлейтургикон» является одной из серии исправленных богослужебных книг, издаваемых афонским монастырём Симонопетр, и отражает афонскую богослужебную традицию 932 . Однако это не привело к вхождению «Благословен грядый...» в приходскую практику Элладской Церкви, да и в монастырях это приветствие можно услышать весьма редко, и даже когда оно звучит, оно не поётся, а произносится чтецом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf О внутренней войне … Враг, братия мои, есть по определению человекоубийца, дело которого непрестанно, любыми способами и средствами, мешать и чинить препятствия нашему спасению, и потому совсем не удивительно, что он воюет с нами, ибо он, премерзостный, дерзнул воевать и с Господом нашим Иисусом Христом. Но Господь наш на Своем примере научил нас, как и нам воевать с искусителем. Он воюет с нами страстями, мы же – вниманием к его злодейским ухищрениям и добродетелями; он воюет с нами чревоугодием, плотью и похотью, мы же воюем с ним говением, бдением и молитвой; он – любовью к миру, мы же – отречением от мира и исихастской жизнию. Он – сребролюбием, мы же беспристрастием и нестяжательством. Он – нерадивостью, мы – учением. Он – гневом, мы же – терпеливостью и кротостью. Он – богохульством, мы – славословием и молитвой. Он – гордыней, своим первым и сильнейшим оружием, мы же – смирением, страшнейшим врагом его. И потому, если принесет он тебе мысли неуместные и супротивные, и нерадение в духовной работе, и все прочее, враждебное спасению души твоей и любви Христовой и Божиему чаянию, по поводу всего, что случается тебе видеть или слышать, ибо живешь ты в мире, нанеси и ты ему и его злым помышлениям ответный удар спасительной внутренней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Пресвятая Богородица, помоги мне. О монашеском послушании … Арена и борьба, и путь, и ярмо, и бремя суть сия духовная жизнь. Сколь выше дух плоти, душа тела, мысленное чувственного и бесплотное материи, столь же выше духовная борьба и столь больше необходимо усердия, рвения и внимания, да будет полученное воздаяние достойно трудов и борьбы. Но пусть сии слова не устрашат помыслы наши. Ибо великие битвы приносят великие награды, как говорит мудрый Феотокий, призывая себе в достоверные свидетели Бога, и потому тот, кто усердно боролся доброй борьбой, уготовил себе этим и почетное место среди блаженных. И тем даст Господь, по словам Его «в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям» ( Ис. 56:5 ). Да не смутит нас нисколько ни суровость борьбы, ни искусность и злокозненность нашего противника. Ибо мы, слышавшие зов Божий и последовавшие ему, ощутили, как он стучится во врата душ наших, в которые соблаговолил Он прийти и поселиться в них, и открыли их и приняли Его во благости, став достойным жилищем Ему и получив Благодать Его в помощь против демонов. Но для благости Божией сего недостаточно. Но того, кто победит, того Я вознагражу и в награду дам ему сидеть со Мной на престоле Моем, подобно тому, как и Я победил, и воссел с Отцом Моим на престоле Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Simono...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о нестяжании и добровольной нищете Под полуистлевшими, изорванными подрясниками аскетов, под лохмотьями и самой бедной одеждой скрывается богатство добродетели, обнаруживается пренебрежение материальными благами, и победа духа над вещелюбивыми настроениями мира. В добровольном перенесении неудобств, самопонуждении и суровой жизни подвижников заключено сокровище смирения, здесь открывается философия жизни во Христе по Евангелию. Именно такого облачения ищут истинные подвижники, они не желают носить новую одежду, отказываются брать деньги, отвергают удовольствия. В конечном счете они отвергаются самих себя, следуя непреходящим словам Вечного: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя... ( Лк.9:23 ). Подвижники не придают значения внешнему виду, украшению одежды, обуви, лица, волос, тела. Все их внимание и усердие направлено на глубинную сущность человека, на внутренний мир, на украшение ума и сердца нетварной красотой, небесным светом, Божественным благолепием. Такой духовной красотой обладал «нищий духом и телом» подвижник Петр из Симонопетра. Нам рассказывал о нем почтенный старец Герасим Гимнограф, а также отцы Данилеи, Фомады, приснопамятный старец Паисий, старец Иоаким и др. Петр был человек простой и непритворный душою, величественный духом и малый ростом (за что его называли Петракис 78 ). Он поднимался на гору Афон и собирал там горный чай, плел четки и продавал их, чтобы иметь средства для жизни. Как-то ему хотели дать больше денег, но он никоим образом не брал их. Петракис обладал необыкновенным духовным благородством, любовью и простотой. Однажды он пришел, совершив многочасовой переход, в каливу монаха, который хотел сделаться его учеником, и сказал: – Я пришел сказать тебе, чтобы ты не трудился прийти в пещеру Святого Петра, где я живу, потому что я скоро умру. Когда тот монах спросил его, чем его угостить, Петр попросил немного кипяченой воды. Достав из-за пазухи мешочек с чаем, он бросил в воду одну веточку, положил туда из другого мешочка немного сахара (сколько может вместить кончик ложки) и выпил. Одного килограмма сахара ему хватало на весь год и еще оставалось на следующий!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свидетельства бывших буддистов, обратившихся в Православие В англоязычном мире, и прежде всего в США, практически отсутствуют полемические работы классического типа, которые были бы написаны православными авторами против буддизма. Это, по-видимому, связано как с менталитетом современного западного общества, в котором прямая религиозная полемика считается не отвечающей принципам толерантности, так и с положением православных, которых, например, в США гораздо меньше, чем буддистов. В целом позиции буддизма на Западе сильнее, чем позиции Православия, которое для большинства остается совершенно неизвестным. По свидетельству Кевина Аллена, «восточные религиозные традиции растут и набирают силу в американской религиозной жизни. В настоящее время буддизм является четвертой по величине религиозной группой в США, с 3 миллионами последователей, примерно 800 000 из которых являются американскими новообращенными» 104 . При этом те задачи, которые привели к возникновению противобуддистской полемики и апологетики в России, – защита паствы от буддистского влияния и устроение миссии среди тех, кто этому влиянию уже подвергся – стоят перед Православной Церковью в англоязычных странах не менее остро. В этих условиях в англоязычной среде появилась и получила распространение новая форма, – рассказы бывших буддистов, обратившихся в Православие. В такого рода текстах аргументация из сферы чисто интеллектуальной смещена в сферу личного опыта, и они одновременно могут служить и полемическим и апологетическим целям. При этом, в отличие от «классической» полемики с другими религиями, при данном подходе представлен взгляд человека, знающего обсуждаемую религию не снаружи, а изнутри, и уже этим защищенного от упрека в некомпетентности. Краткий обзор таких свидетельств позволит выявить то представление о буддизме, которое складывается под их влиянием у англоязычного православного читателя, а также сильные и слабые стороны этого метода. Прежде всего стоит начать с тех свидетельств, которые принадлежат людям, от рождения исповедовавшим буддизм. Наиболее примечателен в этом отношении монах Исайя Симонопетрит, – родившийся во Вьетнаме китаец, который, обратившись на Западе в Православие, впоследствии принял монашеский постриг на Святой горе Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Новый старец Силуан Сам старец непрестанно «готовился заранее» к тому мигу, когда предстанет пред Господом лицом к лицу. Еще в детстве он дал обет посвятить себя Богу. Его духовный сын, схиархимандрит Елисей Симонопетрит, говорил, что Александр (будущий отец Эмилиан) «с раннего детства воспринимал себя как приношение Богу и добровольную жертву». В 26 лет он стал монахом и уже в самом начале своей монашеской жизни удостоился высочайшего благодатного опыта, по силе подобного тому, какой был дарован преподобному Силуану Афонскому. После отчаянной внутренней борьбы, сердечного плача, молодой монах сподобился явления Христа. – Это Ты, Боже мой? – безмолвно вопросил отец Эмилиан. – Да, это Я, – таинственно ответил Явившийся. – Столько времени ты зовешь Меня и сейчас не узнаёшь? Так отец Эмилиан впервые увидел Егоже возлюби душа его (ср. Песн. 3:1). Каким образом увидел? Это знает только Бог. Но после этого всесветлого видения отец Эмилиан увидел также и всетемную тьму. Это был образ его внутреннего человека. Он отлично увидел его во свете Божием. Это было невыносимое зрелище. Он с болью заплакал, и в этот момент словно услышал таинственный призыв Божий: – Если желаешь быть со Мной, тебе надо принять свою наготу. Тогда я наполню тебя всяким благом и очищу от всякого зла. Если же не признаешь своей наготы и скажешь, что представляешь из себя нечто, – тогда ты навсегда останешься таким, какой есть. Если решишь скрыть всю правду о себе и не примешь ее, Я уйду. С болью подвижник решился ответить «да». Но лишь только он на это решился, радость вернулась в его сердце. В его смирившейся душе теперь было ликование о Возлюбленном. Божественный Свет проник в самые глубины его существа. – Итак, ты принимаешь, что ты ничто, а Я всё для тебя? Тогда Я с тобой, – таинственно сказал в его сердце Господь. С этого времени для отца Эмилиана началась новая жизнь. Он глубоко осознал падение человека и повреждение человеческой природы. Он понял, что такое подлинное покаяние и смирение. И впоследствии он смог научить этому своих чад. Очень часто он говорил, что духовная жизнь начинается с того момента, когда человек увидит, что он наг, грешен и немощен и что единственная истинная жизнь для него – это Христос.

http://pravoslavie.ru/121232.html

Старец Елисей говорит: «Нехорошо, когда, не соглашаясь с человеком, мы уже считаем его нашим врагом» Игумен обители Симонопетра старец Елисей говорит: «Нехорошо, когда, не соглашаясь с человеком, мы уже считаем его нашим врагом». В недавнем прошлом канонизированный в Сербии святой Иустин (Попович) , серьезный и чтимый старец, когда слышал, что кто-то из монахов или же мирян говорит, что он – первый грешник и самый большой, негодовал. Старец считал эти фразы эгоистичными и полагал, что этим «смиреннословием» лицемеры и эгоисты могут подчеркивать свое «я» и впасть в гордыню. Хватит и того, чтобы говорить: «Я – грешник, у меня есть страсти и ошибки». Нет нужды гордиться «смиреннословием». В священной и аскетической Карулии проживал старец Филарет, босой подвижник. Мы его спросили: – Как спастись? Старец смиренно и скромно положил ладонь на свою голову и сказал: – Всех людей мы должны считать превыше нас. То есть мы не должны пренебрегать никем и не должны считать себя выше других людей. Еще говорил старец: – Друзья твои и люди, с которыми общаешься, да будут лучше тебя, чтобы ты слышал что-то хорошее, духовное, полезное. Это именно то, о чем говорил апостол Павел: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15: 33). Одна женщина была бездетна. Два-три раза она написала письмо старцу Герасиму Гимнографу. Однажды она написала: «Геронда, я разочарована, у меня никогда не будет детей». Старец немедленно ответил ей: «Вот сейчас, когда ты разочаровалась в человеческих силах, именно сейчас придет благословение Божие, ибо “сила Моя в немощи совершается” (2 Кор. 12: 9)». Прежде чем письмо старца было доставлено, он получил новое письмо от той женщины, что она уже беременна! Некий премудрый старец сказал: «Старайся, чтобы люди тебя не жалели, а тебе завидовали!» То есть будь трудолюбивым, осторожным, чтобы люди смотрели на тебя как на пример. Чтобы ты был объектом соперничества в хорошем смысле, а не достойным жалости. Добродетелей и хороших людей всегда мало, как и закваска бывает малой. Закваски бывает мало, но она квасит все тесто! Малой закваской, если ее смешать с мукой, можно испечь много хлебов. Вот так и хороший человек, просветленный христианин – это закваска общества!

http://pravoslavie.ru/114312.html

  Мало того, они символизировали социальный статус человека, их мог позволить себе лишь человек высшего сословия. Стоит только удивиться тому, что осенью афонские отшельники начинают питаться лучше земных царей. Господь дает особенное утешение, потому что каштановые леса изобилуют мухоморами.         Вот так вылезает маленький мухомор. Он на самом деле похож на яйцо, сначала белое, а через несколько дней - пасхальное, красное. Он первым из грибов появляется и последним исчезает. Как раз в это время сбор мухоморов требует особенной осторожности. Те, кто не умеет отличать грибы по запаху, могут перепутать царский мухомор с ядовитым, ведь ядовитый гриб вначале может не иметь белых точек на шляпке. Если мухоморы жарить, то они окрашивают пищу необычным оранжевым оттенком, как бы густо посыпанной куркумой. Конечно, вкус их воспет древними не зря… После смертельного отравления старца Германоса Симонопетритиса в прошлом году многие монахи Афон а перестали собирать грибы. Поэтому мы решили рассказать, как произошло это отравление, потому что нельзя в жизни руководствоваться слухами. Старец с рабочими насобирали грибов. Рабочие сразу предупредили старца, что вот эти грибы могут быть ядовиты. Но он считал себя экспертом в этой области и благословил варить все. Когда поели грибов, все почувствовали себя плохо, а затем - боль в животе. Рабочие сразу бросились в больницу и спаслись. А старца убедить было невозможно, от заявил, что это просто недомогание и не пошел к врачу, терпев боль до того времени, когда стало уже поздно. Ведь яд грибов - один из сильнейших. " Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть...! (1 Кор 12) "   Итак, братья, не бойтесь того, что создал Бог, бойтесь самомнения и возношения, бойтесь греха. Тому, кто смиряется, все будет во благо, а тому, кто возносится, все станет злом. " Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1 Кор 11) " . Так устроено Бытие. Собирайте мухоморы, радуйтесь и благодарите Бога!       Вот этих мухоморов поел старец. А это что за  гриб, кто знает?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=19&iid=218...

Как известно, во время турецкого владычества угасло большинство монастырей, иные же, едва возникнув, пришли в запустение, сочтя это большим для себя богатством ( Евр. 11, 26 ). Великий вклад, невзирая на огромные опасности, внесли афонские монастыри, способствовавшие победе македонцев в начале XX века, о чем вопиют святогорские пещеры. Греческое правительство удостоило орденом блаженного проигумена нашей святой Симонопетрской обители Иоанникия (1906–1919), прозванного Милостивым за его активное содействие сопротивлению, щедрые денежные пожертвования, просьбы к экономам подворий о спасении и укрытии борцов за независимость Македонии. В те времена сообщение между обителью и подворьями осуществлялось с помощью тайного шифрованного кода. Не забудем сказать, что македонцы благодаря территориальной близости к Святой Горе всегда, и вплоть до сегодняшнего дня, имели возможность приходить на Афон без каких-либо формальностей, особенно с целью паломничества или исповеди, получать утешение, мир, спасение, а также милостыню или какие-либо взаимные услуги. Именно поэтому греческие «Общества друзей Святой Горы», особенно македонские, а также общины других городов и сел из чувства глубокой благодарности и внутренней потребности развивают взаимную духовную и образовательную деятельность. Потрясающим было и то, что еще до того, как великий пожар огненной реки был потушен, македонцы помогали денежными средствами святым обителям и всячески выражали любовь и солидарность с монастырями. Сколько жителей Македонии стало носителями афонской духовности, благодаря которой они живут и приводят к свету других! Теперь давайте перейдем к афонским центрам в Македонии, основанным святогорцами. Чаще всего их основателем был какой-нибудь один славный человек. Эти подворья, имеющие духовную и организационную связь с одним из афонских монастырей, заселяются монахами Святой Горы или насельниками или насельницами мужских и женских обителей обычно после долгого и горячего увещания местных епископов либо по единодушному их благословению. Они функционируют согласно афонским условиям и обычаям, принятым от века и вплоть до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Да исправится молитва моя      Понимая, что мы не успеваем, я взяла сразу весь пластиковый тазик с картошкой и поставила его на плиту рядом с раскаленной сковородкой. При этом край тазика попал на горячую поверхность плиты, но в спешке я этого не заметила, быстро обжаривая и сразу раскладывая картошку по тарелкам. В этот момент монахиня И. появилась в дверях кухни в клобуке и мантии, чтобы проверить нашу готовность к трапезе. Быстрым взглядом она окинула кухню, чтобы оценить обстановку – мы с поваром спешно что-то пытались довершить, а сестры уже заходили в трапезную залу прямо со службы. Келарь сразу поняла, что еще не всё готово к обеду. И тут я, чтобы внести спокойствие в душу келаря, решила уверить ее в обратном и сделала шаг по направлению к ней, держа тазик перед собой. Пока я произносила какие-то умиротворяющие слова, даже не заметила, что значительная часть дна тазика расплавилась от горячего и осталась на плите! Вареная картошка по одной медленно падала мне под ноги. При этом я пыталась объяснить келарю, что всё хорошо, всё готово, все будут накормлены. Стоя посреди кухни с полупустым тазиком в руках я поняла всю комичность ситуации и умолкла...». В гостях архимандрит Елисей Симонопетрит      Как люди меняются в монастыре В книге много юмора и доверчивой открытости авторов по отношению к читателю, но есть в ней и воспоминания, в которых четко прослеживается посыл в необходимости трезвения всем, кто решился связать свою жизнь с монастырем. Участвовавший в собирании первой двадцатки сестер, по большей части из своих прихожанок, архимандрит Николай (Парамонов) в самом начале книги предостерегает пылких: «Приходя в обитель, поначалу сестры претерпевают болезненный надлом, случаются и физические заболевания. Дело в том, что их надежды, их представление о монастыре как об образе совершенного сестричества не соответствуют реальному положению дел, тем страстям, которые начинают открываться в окружающих и в них самих. Человек проходит три стадии – очищение души и тела, просвещение ума и сердца, освящение души и тела. Всё совершается в Духе Святом через Таинства, чтение Священного Писания, молитву, умножение радости».

http://pravoslavie.ru/121832.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010