Болинтин-Вале с кафоликоном в честь Благовещения Пресв. Богородицы расположен в 27,5 км от Бухареста. Впервые в документе 1433 г. господаря Александру I Алди упоминается, что мон-рь был построен логофетом Пиля. Из документа 1626 г. известно, что мон-рь был преклонен сначала афонской обители Симонопетра , а затем бухарестскому мон-рю Михай-Водэ . В 2004-2008 гг. стараниями викария Бухарестской архиепископии еп. Варсонофия (Праховяну) была построена деревянная церковь в марамурешском стиле, посвященная святым Мине и Нектарию. В нач. 2008 г. обитель получила статус скита, в февр. того же года - статус мон-ря. Подвизаются 4 монаха, настоятель - иером. Мина (Страйну). Мон-рь Комана в 38 км от Бухареста был основан в 1461 г. господарем Владом III (Цепешем) (возможно, он здесь и похоронен), однако в посл. четв. XV в. оказался в руинах. В 1588 г. боярин Раду X Щербан (позже господарь Валахии) в пределах довольно еще крепких старых стен начал строительство нового мон-ря. Церковь была освящена во имя свт. Николая, расписана в 1609 г. Раду X скончался в 1620 г. в Вене и был похоронен в церкви первомч. Стефана, однако в 1640 г. его дочь Анна и сестра Елена перенесли его останки в Коману. Описание мон-ря сер. XVII в. сохранилось в дневниках архидиак. Павла Алеппского. После того как в 1667 г. здесь был похоронен умерший в К-поле сын Елены, Драгич Кантакузин, Никольская ц. стала некрополем Драгичской ветви рода Кантакузинов. В 1699-1700 г. монастырь был обустроен правнуком Раду X ворником Щербаном I Кантакузином (впосл. господарь). Помимо реставрации церкви, произведенной в соответствии со вкусами брынковянской эпохи, были выстроены кельи и отремонтированы стены. В 1703 г. Щербан I построил часовню во имя свт. Спиридона и свт. Епифания. В 1728 г. господарь Николай II Маврокордат преклонил Коману храму Гроба Господня в Иерусалиме. В XVIII в. мон-рь пришел в упадок. В 1854 г. церковь была перестроена от основания. Возможно, в связи с этим была утрачена могила Щербана I. В 1908 г. комплекс был отреставрирован на средства, предоставленные Комиссией исторических памятников.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Григориат; греч. Ιερ Μον Γρηϒορου], во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь. Расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), в устье потока Хрендели, на невысокой (до 20 м) прибрежной скале, между мон-рями Симонопетра и прп. Дионисия. Занимает 17-е место в иерархии 20 афонских мон-рей (c 1574). Игумен - архим. Георгий (Капсанис). Общее число братии - 86 чел.: 80 - в мон-ре и 6 - в зависимых от него келлиях. Главные праздники: дни преставления и перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 20 мая), память прмц. Анастасии Римляныни (29 окт.), память основателя мон-ря прп. Григория Нового (7 дек.), память прп. Григория Синаита и его учеников (3-я Неделя по Пасхе). Мон-рь управляется пожизненно избираемым на общем собрании братии игуменом, к-рый имеет духовную власть над братией. Исполнительную власть он разделяет с эпитропией из 2 членов, законодательную власть осуществляет герондия (духовный собор или совет старцев). Г. м. принадлежат 9 кафизм в окрестностях мон-ря: прор. Илии, преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших, Пресв. Богородицы, св. Апостолов, ап. Иоанна Богослова, прор. Илии на Горе, вмч. Артемия, вмч. Георгия и первомч. Стефана; 5 келлий в Карее: мч. Трифона, основанная в X в. и служащая представительством мон-ря в Протате; свт. Филофея, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная мон-рем в 1661 г. и отстроенная заново в 1996-1997 гг.; Сретения Господня, где размещается братство Иосафеев, занимающихся иконописанием; св. Бессребреников, предоставленная др. братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца, недавно восстановленная из развалин мон. Александром, а также келлия святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Капсале, в к-рой нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец. В наст. время мон-рь имеет ряд подворий (метохов): ц. св. Бессребреников в Арте, церкви вмч. Георгия и Успения Пресв. Богородицы в Фессалонике, подворье Авлида в номе Беотия, Вулциста близ Веррии, владения в дер. Куварас (Аттика), ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (в Халкиде), Партенонос (или Григориатико) близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония. Исторический очерк

http://pravenc.ru/text/168091.html

Ксиропотам - конак-келлия вмч. Димитрия Солунского (на площади Протата). Зограф - конак Преображения Господня (рядом с автобусной остановкой), построенный в 1901 г.; старый конак Вознесения Господня (рядом с новым), храм к-рого украшен фресками 1-й пол. XVIII в., выполненными под влиянием творчества иером. Дионисия Фурноаграфиота, и келлия Всех святых (к северо-западу от Андреевского скита). Дохиар - конак-келлия Всех святых, к-рую мон-рь получил от Хиландара в обмен на келлию свт. Николая Чудотворца (Кохлиара), и новопостроенная келлия ап. Иоанна Богослова (справа от развилки дороги на Иверский мон-рь). В ранее принадлежавшей Дохиару келлии мучеников Евстратия, Евгения, Мардария, Ореста и Авксентия (рядом с Протатом) с 1811 г. действовала известная мастерская граверов по меди. Каракал - конак-келлия Успения Пресв. Богородицы и 3 келлии: Всех святых (за зданием Свящ. Кинота), где работало братство иконописцев-карпенисиотов; Рождества Пресв. Богородицы, или Макареев (за Протатом), получившая название в честь живших в ней в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. художников из Галатисты мон. Макария и 3 его племянников - мон. Вениамина, иеромонахов Макария и Захарии; плохо сохранившаяся Введения во храм Пресв. Богородицы (или Ставрудадико, названная так из-за изготовления крестов), в которой прп. Никодим Святогорец принял постриг в великую схиму от старца Дамаскина и работал над своими сочинениями. Филофея монастырь - конак-келлия равноап. Космы Этолийского (1964) на площади Протата. Келлия Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Симонопетра Келлия Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Симонопетра Симонопетра - конак-келлия Всех святых (куплена в 1877, с 1944 - представительство) и 4 келлии. Одна из них - вмч. Георгия Победоносца (Калафа, το Καλαθ), основанная в XIV в., находится на площади, где останавливаются автобусы, в ней размещен магазин церковных товаров. Остальные вместе с конаком расположены слева от развилки дороги к Иверскому монастырю: Честного Креста; вмч. Мины и свт. Николая Чудотворца (Капрули, το Καπρολη), известная с 1066 г., где в 1512 г. принял монашеский постриг и неск. лет подвизался прп. Дионисий Олимпийский . Фрагменты фресок в храме келлии датируются кон. XV - нач. XVI в. После 1730 г. служила конаком. Здесь жил с учениками старец Хаджи-Георгий. Еще одна келлия, Благовещения Пресв. Богородицы (Кацулиеридес), в овраге Адин, относится к Капсале, а не к К. Она была основана в 1450 г. и куплена Симонопетрой в 1660 г., с 1840 г. в ней размещалась рус. монашеская община, с 1987 г.- община старца архим. Хризостома (Кацулиериса) (канонические игумен и братия Эсфигмена), восстановлена после пожара 1990 г.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Мон-рь Ксенофонт. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. Мон-рь Ксенофонт. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. В течение XVIII в. большие долги продолжали обременять мон-ри и экономическое положение большинства из них оставалось плачевным; непрестанная забота иноков о материальных нуждах сказывалась на их духовной жизни. В этой ситуации возникла потребность в преобразованиях. Патриарх Гавриил IV издал в 1783 г. новый типикон Св. Горы ( Meyer. Haupturkunden. 1894. S. 243-248). Его главной целью было восстановление древних обычаев сурового иноческого жития, к-рым давно перестали следовать. Было запрещено есть мясо, без разрешения покидать Св. Гору и уходить из мон-ря в скит, ограничивалось число мирян, проживавших в Карее. Восстанавливалась упраздненная с 1585 г. должность прота, к к-рому были присоединены 4 соуправителя, избиравшиеся из числа монахов 20 мон-рей. Образованная т. о. Свящ. Эпистасия (попечительство) принимала на себя заботу по надзору за жизнью и поведением монахов. Прот избирался пожизненно и получал рукоположение от Патриарха. Он хранил ключи от зала собраний, каждый из эпистатов получал 1/4 часть печати Св. Горы. Также были приняты меры для ликвидации долгов. Одним из важнейших результатов преобразований Гавриила IV стало постепенное возвращение к общежительству. На киновийный устав перешли мон-ри Ксенофонт (1784), Эсфигмен (1796), Симонопетра (1801), Свято-Пантелеимонов (1803), прп. Дионисия (1803), Каракал (1813), Кастамонит (1818), Св. Павла (1839), за ними вскоре последовали мон-ри прп. Григория, Зограф и Кутлумуш. XVII-XVIII вв. На протяжении неск. столетий тур. ига культура и образованность греч. народа постепенно приходили в упадок, что не могло не отразиться и на А. Мн. монахи начали покидать большие общежительные мон-ри, уходя в скиты, к-рые постепенно стали крупными монашескими общинами, напоминавшими древние лавры Египта, Сирии и Палестины. В крупных мон-рях оставалось все меньше насельников, заботившихся о книжных сокровищах обителей, практически прекратилось переписывание рукописей.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Вмц. Екатерина. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ГТГ) Вмц. Екатерина. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ГТГ) Иконописные изображения Е. во многих случаях связаны по происхождению с мон-рем вмц. Екатерины на Синае: ранняя житийная икона - «Вмц. Екатерина с 12 клеймами жития» (нач. XIII в.); с вмц. Мариной Александрийской Е. представлена, напр., на иконе XI в.; среди избранных святых - на иконе «Распятие» (ок. 1100); на нижнем поле диптиха «Вмч. Прокопий. Богоматерь «Киккская»» (посл. четв. XIII в.) (все находятся в монастыре вмц. Екатерины на Синае). Образ Е. включали в состав минологиев. В мучении она представлена в минейном цикле из 6 икон 2-й пол. XI - нач. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (ок. 1348); под 24 нояб.- в ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390). Вмц. Екатерина. Скульптура. XVIII в. (собрание В. М. Момота) Вмц. Екатерина. Скульптура. XVIII в. (собрание В. М. Момота) В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение Е. приобрело особенную роскошь (церкви Вознесения в Веррии (ок. 1315), св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320)). По моде того времени ее волосы были уложены под сетчатым головным убором, в ушах - продолговатые висячие серьги (двойные или тройные), на голове - высокая корона (икона XIV в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иногда Е. представляли с распущенными волосами: фреска из ц. Панагии Гуверниотиссы на о-ве Крит (XIV в.); предположительно на 2-сторонней иконе «Святая Екатерина и святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей в Афинах). В поствизант. время облик Е. с волосами, уложенными под сетчатый головной убор (обычно красного или синего цвета), и длинными серьгами был более распространен: в ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в Склаверохори на о-ве Крит (критские мастера, XV в.); на иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае: «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» (мастерская Андреаса Рицоса (?), 2-я пол. XV в.) и «Прп. Антоний Великий с поясными изображениями святых» (мастер свящ. Димитрий, кон. XV - нач. XVI в.); на иконе «Вмц. Екатерина» (кон. XV - нач. XVI в., мон-рь Симонопетра на Афоне) Е. представлена с 8-конечным крестом на длинном древке в правой руке; на иконах из мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе «Богоматерь и вмц. Екатерина» (мастер Ангелос, ок. 1600) и «Вмц. Екатерина» (XVII в.). На иконе XVI в. (Византийский музей, Афины) святая изображена в рост с венцом на распущенных волосах, в правой руке у нее крест, левой она опирается на колесо, изображения к-рого наряду с др. атрибутами Е., пальмовой ветвью и Распятием, появились в произведениях крит. мастеров под влиянием западноевроп. живописцев в XVI в.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Такова Е. прп. Зосимы (XVII в., мон-рь Симонопетра, Афон), на к-рой соединение композиций «Большого Деисуса» и «Благовещения» свидетельствует о важности замысла: арх. Гавриил и Богоматерь в «Благовещении» изображены в полный рост, др. святые - в поясном варианте; обращенные друг к другу апостолы Петр и Павел представлены с половинами церковного здания в руках, как на иконах униат. толка; сцена «Благовещение» развернута на фоне архитектуры, тогда как в др. композициях фон отсутствует. Уникальной деталью изображений этой Е. является сцена причащения прп. Марии Египетской прп. Зосимой. Ее появление могло иметь патрональную обусловленность или связь с предназначением Е. одному из афонских скитов. На Е., созданных на правосл. Востоке в Новое время, изображения святителей могли отсутствовать: Е. со сценой «Благовещение», с образами св. воинов Георгия и Димитрия, пророков Моисея и Аарона (1752) была украшена работавшим в Вене Христофором Жефаровичем и вложена в мон-рь вмц. Екатерины на Синае Анастасием Моралесом из Кастории. Образы святых могут быть представлены не только единолично, но также попарно (неразрезная Е., без иордани, из Павлова Обнорского во имя Св. Троицы мон-ря, XVI в., ВГИАХМЗ) и группами в соответствии с чином святости (Е. из Иверского мон-ря на Валдае, шитая в Юго-Вост. Европе, XVI в. (XV в., по мнению Ю. Г. Гридневой), ИАХМНИ, с подписанными по-гречески поясными изображениями пророков, апостолов, святителей, воинов, мучеников в круглых медальонах, по 3 в каждом). Изображения святителей сочетались с композициями избранных праздников: Е. с именем иером. Каллиста (XV в., мон-рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе). Выбор в качестве сюжетов двунадесятых праздников характерен для Е. к-польской работы. Их иконография близка к иконописной - с архитектурой и условным пейзажем, обрамлением сцен килевидной аркой, опирающейся на витые колонки: Е. Петра Скевофилакса (XIV в., Великая Лавра на Афоне). На Е. XV в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае 18 композиций праздников и сцен Страстей Христовых заключены в круглые медальоны, на иордани размещен образ Живоначальной Троицы в варианте «Гостеприимство Авраама».

http://pravenc.ru/text/190057.html

На территории М.-В. в XX в. проводились археологические раскопки, в результате которых были обнаружены следы гето-дакского поселения (ок. 2 тыс. лет до Р. Х.). Первое упоминание о М.-В. относится к марту 1591 г. Возвращаясь из 2-летнего странствия по России и Польше, патриарх К-польский Иеремия II (Транос) , сопровождаемый митр. Монемвасийским Иерофеем и архиеп. Элассонским Арсением, во 2-й раз побывал в Валахии. В Бухаресте, входившем в то время в состав Унгро-Влахийской митрополии РумПЦ в юрисдикции К-польского Патриархата, патриарх встретился с игум. Евгением из мон-ря Симонопетра. В патриаршей грамоте, выданной игумену по его просьбе, упоминаются обстоятельства основания М.-В. баном (наместником) Мехединца Михаем (впосл. заместитель наместника Крайовы, господарь Валахии в 1593-1601 Михай II Храбрый из династии Басараб). Согласно грамоте, мон-рь Симонопетра уже имел метох в ц. во имя свт. Николая, построенной великим постельничим Гиормой и его супругой Каплей в окрестностях Бухареста (1564; ныне в центре города), на склоне горы у р. Дымбовицы, на месте деревянной церкви, упоминаемой в источниках с 1-й пол. XV в., времени правления в Валахии господаря Влада III Басараба (Дракулы) (30-40-е гг. XV в.). Однако, ввиду того что местность была заболоченной и «нездоровой», монахи, несмотря на многочисленные пожертвования в мон-рь, не могли там жить. Игум. Евгений просил сохранить старое подворье, оставив его под присмотром 2 или более монахов, и построить новый монастырь в более подходящем месте. Получив разрешение, игумен «нашел благочестивого господина Михая бана, мужа истинно набожного», к-рый не только словом, но и «не щадя ни трудов и усилий и никаких затрат», воздвиг другую ц. во имя свт. Николая и «назвал ее метохом симонопетринцев». Также он выстроил кельи, пожертвовал мон-рю села, золотую и серебряную утварь и др. Грамотой от 5 окт. 1591 г. патриарх закрепил положение М.-В. в качестве метоха Симонопетры, а также патриаршей ставропигии (церковь была освящена им) (Cltori strini. 1971. Vol. 3. P. 300-302).

http://pravenc.ru/text/2563808.html

Пристань мон-ря прп. Григория Пристань мон-ря прп. Григория На пристани располагается здание нового архондарика, где в 1992 г. была устроена небольшая ц. во имя новомучеников Рафаила, Николая и Ирины, пострадавших на Лесбосе. Иконы для иконостаса написаны братьями мон-ря. Потолок плоский и деревянный, никакого подобия купола снаружи кровли не имеет. Храм во имя свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, размещается на 2-м этаже здания для хранения и ремонта лодок на пристани Г. м. Храм был освящен в 1821 г. В 150 м к востоку от мон-ря, среди садов и огородов, находится небольшой, современной постройки храм покровителя садоводов мч. Трифона. На берегу потока, являющегося границей Г. м. с мон-рем Симонопетра, в 50 м от берега моря, стоит келлия прор. Илии. На 1-м этаже располагается старая водяная мельница, на 2-м - недавно устроенный маленький храм во имя этого святого. Примерно в 200 м выше по потоку расположены естественные пещеры, где, по преданию, подвизались прп. Григорий Синаит и свт. Григорий Палама. На расстоянии примерно 700 м к юго-востоку от мон-ря находится кафизма преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших,- отдельно стоящие небольшой храм и келлия. Алтарь в храме 2-апсидный, полусферический купол без барабана покрыт каменными пластинами. Кафизма была отстроена подвизавшимся здесь в сер. XIX в. мон. Лонгином, отреставрирована в 1976-1990 гг. Ранее на этом месте была келлия св. Архангелов, где, по преданию, в 1761 г. произошло явление Иоакиму Макригенису свт. Николая Чудотворца, повелевшего ему восстанавливать мон-рь после пожара. Севернее этой кафизмы, на расстоянии примерно 1 км к востоку от мон-ря, расположена кафизма Пресв. Богородицы. К зданию кафизмы с востока примыкает небольшой храм в честь Успения Пресв. Богородицы (1765). Его полусферический купол без барабана опирается на 4 колонны, прилегающие к стенам. Резной иконостас был создан в сер. XIX в. Кафизма существовала и ранее 1765 г., т. к., по преданию, здесь одно время жил в послушании у 2 старцев прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730).

http://pravenc.ru/text/168091.html

Румынская летописная традиция подтверждает, что М.-В. был основан по инициативе господаря Михая II Храброго, однако события описаны несколько иначе. Согласно источникам, среди предположений о происхождении Михая II высказывались версии о том, что он незаконнорожденный сын господаря Валахии Пэтрашку Доброго. Это навлекло на Михая II подозрения со стороны господаря Михни II Турка, видевшего в нем претендента на трон. Валашский летописец Раду Попеску писал, что, когда Михая II вели на суд господаря, он попросил стражу разрешить ему помолиться в ц. во имя свт. Николая (в 1-м метохе Симонопетры). Молитвы Михая II были услышаны, и 12 бояр засвидетельствовали на суде, что он не является господарским сыном. Это спасло ему жизнь, и в благодарность свт. Николаю Михай II воздвиг в его честь новую церковь - буд. М.-В. ( Radu Popescu. 1984. P. 86-87). Став господарем в 1593 г., Михай II Храбрый продолжил строительство мон-ря, воздвиг колокольню, построил игуменский дом, трапезную, кухни, погреба. Господарь пожаловал мон-рю 13 сел, купленных им за 472 тыс. аспров, а также село от своей супруги, Станки. Учитывая, что к 1591 г. церковь была уже готова, дата, указанная в поздней надвратной надписи о сооружении церкви в 1594 г. и врат в 1711 г., «во время игумена Иосифа из Милоса», по всей видимости, относится к завершению строительства всего комплекса при Михае II. Мон-рь с того времени стал носить его имя - Михай-Водэ (букв. с румынского - Михай-Воевода). Летом-осенью 1595 г. армия Михая II выдержала здесь 3-месячную осаду тур. войска. Сохранилась грамота 1599 г., в к-рой господарь передавал М.-В. в ведение Симонопетры. После смерти Михая II (1601) М.-В. получал дары от др. валашских правителей, оставаясь одним из богатейших мон-рей княжества. Об этом свидетельствует побывавший в Бухаресте в 1654 г. известный путешественник архидиак. Павел Алеппский , сопровождавший своего отца, патриарха Антиохийского Макария III аз-Заима. В путевых заметках в авг. 1657 г. он писал о том, как в одну из суббот он побывал в М.-В., «расположенном на возвышенности на краю города, большого размера и величественного, с тремя главами», и присутствовал на иерейской хиротонии (Cltori strini. 1976. Vol. 6. P. 228).

http://pravenc.ru/text/2563808.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010