Затем, поклонясь (пред св. трапезою), кающейся произносил католическую литанию с обычным обращением к Богу, Богородице, небесным силам и всем святым. За литанией следовала ектения, где специальными прошениями были: «О спасении и отпущении прегрешений и грехопадений раба Божия (имя рек); Да дарует ему Господь Бог оставление грехов и прощение преступлений. Не хотяй смерти грешника, но обратитися и жити ему». Затем священник становился вместе с кающимся по правую сторону алтаря, произносил 50-й псалом и покаянные тропари, тотчас за которыми читался целый ряд молитв поочередно с псалмами, – это: мол. «Господи Боже наш, иже пророком твоим Нафаном покаявшуся Давиду...»; – псал. 6 и мол. «Господи Боже спасения нашего..., приклонивый небеса...»; (псалом, вероятно, по недосмотру писца, пропущен) мол. (третья) «Отче Господи, не предаждь раба твоего в руки диавола...»; псал. 102 и мол. «Господи Боже наш, Петру и блуднице...»; псал. 69 и мол. (5) «Владыко Господи Боже наш, всем хотяй спастися...»; псал 99 и мол. (6) «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, агнче и пастырю» (краткой редакции). Затем следовала самая исповедь, для руководства в которой автор предлагает вопросную статью, составленную специально в том духе, как это предписывается уставом исповеди Иоанна Постника . По исповеди кающийся поклонялся, а духовник читал молитвы: «Владыко Господи Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Тебя молим и просим…, Владыко Господи Боже наш, призываяй праведных во освящение...» и наконец, «Владыко Господи Боже вседержителю..., давый чувство и сознание... Этою молитвою и заканчивался весь чин 277 . Как необходимое дополнение, автор тотчас же присоединил к чину епитимийный номоканон краткой редакции 278 . Обращая внимание на молитвенный состав этого чинопоследования, мы не видим здесь особенно оригинальных молитв; напротив, все они известны по различным редакциям исповедного чина, анализированным выше, и особенно по исповедному уставу Иоанна Постника . Разница только в том, что в указываемых чинах эти молитвы следовали, обыкновенно, по исповеди и нередко имели значение молитв разрешительных, – здесь же они помещены обратно, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

2) Как и творения ап. Петра, молитвы весьма сильно обвеяны духом священной ветхозаветной поэзии, отличаются большою изобразительностью в отдельных словах и выражениях, художественностью сравнений и ритмическим благозвучием. В частности, можно указать на вторую строфу первой молитвы (стр. 28–46) и строки 21–26, 45, 53, 61–62, 81–82 третьей молитвы, – места, по своей поэтичности напоминающие вторую главу второго послания ап. Петра. 3) Молитвы повсюду и глубоко проникнуты заимствованиями из Ветхого Завета, большею частью в виде рефлексов, претворенных в собственный стиль поэта, пишущего языком ветхозаветной поэзии. В этом отношении рассматриваемые пийютимы сходствуют не только с посланиями и речами ап. Петра, но и, особенно, с поэтическими новозаветными творениями в первых двух главах евангелия Луки, – и не только по заимствованиям из ветхозаветных поэтических творений, но и по самой внешней форме своей. В частности, можно указать из первой молитвы строки: 1. 4. 10. 11. 12. 18. 19. 20. 24. 25. 26–30. 69. 70. 75. 76, – второй молитвы четвертая строка, а третья молитва вся состоит из таких заимствований, особенно стр. 39–40. 66. 67. 68. 4) Столь же нередки, как и в творениях ап. Петра, прямые указания на Ветхий Завет , в виде ли примеров, или цитат, каковы в 1 молитве: 39–46. 64–65. 73. 79 и в 3-й молитве: 38. 54. 67. 68. 73–75 и 89. 5) То же надо сказать об употреблении причастий, эпитетов, синонимов, повторений: 1 мол. 1–6. 9–11. 21–26. 53–63. 66–68. 71–72. 89–96, – 2 мол. 1–2. 9–13, – 3 мол. 3–4. 9–12. 23–30, –12, 49–50 и 72, –14 и 33, –7, 35, 51, 52 и 82, –18, 41 и 53 др. 6) Параллели противоположениям (не ... но), сложному условию и множественному абстрактных представляют: 1 мол. 20–21, 74 и 95, 28–38 ср. 2 П 4–8 и др. 7) Наконец, в качестве более частных сближений можем указать: 1 мол. 20 и 3, 32 ср. 2Пет. 2:2. 3 и 2Пет. 3:9 (ср. примечания к первому месту), – 1, 12 и 1Пет. 2:12 , – идея славы Божией постоянно предносится созерцанию и творца пийютимов 1, 5. 17. 27. 83, – 3, 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Митрополит Савва признался, что на Литургии он периодически читает Евхаристический канон на церковнославянском языке с переводом «определённых архаичных, трудновоспринимаемых оборотов речи», «вдохновлённый трудами молитвенных поисков святых отцов Поместного Собора 1917-1918 гг.». Мол, это - его личный выбор, и связан он с тем, «чтобы все в храме смогли вслушаться в эти слова, прочувствовав их и поняв». Архипастырь вкладывает в свои действия определённый умысел, пытаясь «этим сказать, что поиск истины, а точнее осмысление истины богодухновенных текстов, возможен только через определенную обратную связь, рецепцию, которую она также даёт». Более того митрополит озабочен тем, что церковнославянский язык не развивается, «закостенел» в своём состоянии. А, мол, просветители святые Кирилл и Мефодий стремились в своё время вовсе не к «мертвому переводу, а к передаче живого слова учения Христова людям», «чтобы любой человек смог понять слова Учителя, чтобы эти слова стали понятными и близкими каждому». Митрополит призвал более вдумчиво относиться «к проблеме языкового барьера». Более того, он попытался оправдать деятельность кочетковцев тем, что, мол, «церковная служба - это прежде всего Богообщение: мы приходим в храм, слушаем текст молитвы, молимся сами». Но, когда человек выходит за двери храма и не сможет рассказать своим домашним, о чём была служба, мол, он только «прослушал звуковой мелодичный ряд». Странный аргумент использует владыка Савва. А для чего же тогда проповедь? Разве нет у духовенства форм и способов разъяснить верующим труднопонимаемые места Священного Писания и богослужения?! Митрополит Савва попытался использовать исторические аргументы. Мол, проблема языка богослужения не нова, «впервые вопрос о непонятности богослужения остро встал в последней четверти XIX в.», когда образование было оторвано от Церкви. В это время в русской церковной среде начинается обширная полемика, которая была продолжена на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Однако, как известно, Собор так и не принял никакого решения по этому вопросу, поэтому все отсылки к авторитету Собора неубедительны. И Владыке прекрасно известны аргументы противников языковой реформы. По крайней мере, он весьма обстоятельно их передал в своём слове на встрече с верующими.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/26/mi...

В по-исповедном отделе мы наблюдаем здесь следующее. В первом случае имеются только собственно по-исповедные молитвы в составе – «Владыко... иже ключа твоего Петру верховному...», «Господи, св. апостола Петра столпа церкви показав...», «Господи, пришедый ко св. своим апостоломъ дверемъ затвореннымъ..», «Господи… иже пророком твоим Нааномъ...», «Господи... преклонивый небеса...», «Владыко, призывая праведники...» 553 . Композиция молитв, как очевидно, совершенно особая, причем последние три молитвы, а равно и первая – являются здесь, несомненно, из первой редакции 554 . Во втором – имеются молитвы: (мол. в.) «Господи... иже пророкомъ твоимъ Нааномъ Давиду...», (мол. г.) «Милосердый человколюбче... пославый единороднаго Сына твоего...», (мол. «разршити исповдника») «Владыко... иже ключа твоего Петру верховному...», (мол. е. тому же) «Владыко... исповдавшуся теб рабу твоему...» и (прикладная за ся) «Да и аз предъ очима твоима не посрамленъ буду...» 555 . Сочетание также особенное, но в виду факта самой нумерации молитв, – заимствованное (отчасти) из первой же редакции. В третьем случае, в по-исповедной части мы видим буквально то же самое, что и в прототипе основной редакции; разница только в том, что все по-исповедные молитвы предваряются еще молитвою – «Господь премилостивый да ущедрит тя...», а к молитвам, разрешительным от епитимии (пред мол. «Господи Христе, Сыне Бога живаго, агнче и пастырю…») присоединена еще молитва от скверны 556 . Принимая здесь во внимание состав до-исповедной части в том же памятнике, мы видим, что в нем соединены почти целиком два чина исповеди – рассматриваемой и первой редакции. б) В пред-исповедной части – все псалмы (с заменою псалма 69-го псалмом 6-м) предшествовали молитвам, или оставлялись только одни псалмы, или, в противоположность этому, выбрасывались все псалмы (кроме 50-го) и оставлялись (с предварением их еще молитвою – «Боже, простивый Давида Нафаном...») только одни молитвы. В первом случае разрешительными по исповеди молитвами служили: «Господи Христе...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Ведение урока в эвристической форме требует от законоучителя, помимо умственного развития, знания предмета, а также известной находчивости, быстроты соображения и понимания детской психологии. Поэтому законоучитель должен отнестись к эвристическим вопросам с особенным вниманием. Он заранее должен наметить, к чему в уроке дети могут быть приведены эвристическим путем, каков, в общих чертах, должен быть план вопросов и к каким определенным положениям они должны приводить детей. Удачные вопросы, которые, при своей доступности детям, действительно будят мысль детей, лучше всего записать, чтобы пользоваться ими и в дальнейшем. В виду трудности для законоучителя эвристических вопросов, считаем не лишним привести в качестве образца вопросы, которые были помещены в прежних изданиях нашего «Наставления в Законе Божием». Эти вопросы имеют в виду изъяснение уже сообщенного детям материала. Освоившись с ними, законоучитель уже не будет затрудняться ставить детям и новые вопросы эвристического характера. О молитве и крестном знамении. Так ли вы складываете пальцы для крестного знамения, как показано на рисунке? Как нужно складывать руки, когда вы принимаете благословение священника? Молитвы Пресвятой Троице. Какие из приведенных молитв можно назвать просительными? какие благодарственными? какие хвалебными? Из чего видно, что в молитвах: «Святый Боже...» «Свят, Свят, Свят...» Мы обращаемся к Пресвятой Троице? Почему, обращаясь ко всем трем Лицам, мы говорим: «помилуй», а не «помилуйте» нас – Молитва Господня. К которому Лицу Пресвятой Троицы обращаемся мы в молитве «Отче наш?...» Из каких слов это видно? От какого порока предостерегает нас Господь, когда научает в молитве просить самого необходимого? Молитвы Господу Иисусу Христу. Которое Лицо Пресвятой Троицы мы называем Господом Иисусом Христом? Мол. Святому Духу. Из каких слов видно, что в этой молитве мы обращаемся к Духу Святому? Кто называется духом лжи? Мол. соименному святому. Какого месяца и числа день вашего Ангела? Мол. перед внушением и после вкушения пищи. Почему перед вкушением пищи читается молитва «Отче наш»? Что мы разумеем в молитве под земными благами? Почему мы называем пищу, которую вкушаем, Господними, а не нашими благами? Мол. перед и после учения. Как должны мы по словам молитвы относиться к преподаваемому нам учению? Можем ли мы надеяться получить от Господа благодать, если будем учиться без усердия и внимания? Почему в мол. после учения мы просим Господа благословить нашего Государя, начальников, родителей и учителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Мол. Что вы ни говорите, а в Божьем писании можно всё найти, что нужно для спасения. Апостол говорит: всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3:16–17 ). Чего нам большее этого надо! Свящ. Тут сказано, что Божие Писание полезно для научения для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Против итого никто не говорит. Но сказано ли где во всём Новом Завете, что в нём всё написано и кроме этого ничего не потребуется для спасения? Напротив, даже апостол Павел, который более всех других написал, и тот, как мы видим, часто ссылается на свои Предания. Где вы, например, найдёте, как устроять новозаветное церковное богослужение, чтобы всё в церкви было благообразно и по чину, по учению апостола ( 1Кор. 14:40 ), как совершать Св. Крещение и другие таинства? Да позвольте, спрошу я вас, на каком, основании вы принимаете за богодухновенное Писание всё, что есть в Библии ? Мол. Тут прямо сказано, от кого и что написано: какие Моисеевы книги, какие пророческие, кто писал Евангелия и послания, и сказано: это писание богодухновенно. Свящ. Мало ли что можно написать и напечатать. Надо знать, на каком основании всё, что в Библии признаётся Священным Писанием. Были и подложные писания выдаваемы за Священные. Мол. Разве начальство дозволит зря печатать и назвать какое-нибудь простое писание Божьим? Свящ. Священные книги печатаются по рассмотрению и дозволению нашего духовного начальства. Оно, если уж что дозволяет, то непременно имеет на то законное основание. Вы-то знаете ли, какое именно? Мол. Не знаем. Мы только верим, что в Библии написано слово Божие. Свящ. Никогда и не узнаете без Священного Предания. Только по Преданию можно удостовериться, какие книги, когда и кем, были написаны, какие из них действительно богодухновенные, какие нет. Мол. Это в Библии-то! Разве можно допустить, чтобы тут было и простое какое писание, не от Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/beseda-s...

Четыредесятницу, когда бывает стихословие», по 50 пс. — мол. 10 (там 9-я), по девятой песни — мол. 11, «молитва прилежного моления» на сугубой ектении, после нее мол. 12 и на нынешнем месте молитва главопреклонения. В Евхологии Патмосск. библ. XIII b. 1-я мол. на Бог Господь, после него 2 и 3, пред Евангелием 9, на 50 пс. 10, по (π) третьей песни канона 4, по шестой — 5, по девятой — 11 (концы молитв служат возгласом ектений), на «Слава в вышних» — 12, по просительной ектении молитва главопреклонения, после стиховных стихир «молитва отпуска»: «Творче (Δημιουργ) всех Господи…» (с просьбою об услышании, невменении грехов, умирении жизни и удостоении Царства Небесного). В Служебнике Софийской (при СПб. Дух. Ак.) библ. XIV b. на шестопсалмии 1 мол., на кафизмах 2 и 3, по третьей песни канона 4, 5 и 6, по шестой песни 7 и 8, «егда поют Помилуй мя Боже» — 10, на хвалитех 11, после них и малой ектении — 12 (пред Евангелием и сугубой ектенией). Другие памятники, хотя не дают распределения молитв по службе, но характерны в них отступления от нынешнего и вместе древнейшего порядка молитв, свидетельствующие о таких же попытках приспособить молитвы песненной утрени к обычной: так, ркп. Моск. Синод. библ. XVI b. дает такой порядок: 1–5, 8, 10, 6, 7, 11; Служебн. той же библ. XIV b.: 1–4, 10, 5, 6, 11; Тактикон имп. Иоанна Кантакузена XIV b. (греч. ркп. Моск. Синод, б. Евх. той же библ. и 281 XV b. и Румянц. муз. XVI b.: 1–6, 10, 7, 8, 11, 12; Синайск. Х в. ставит 10 пред 8. Иные Евхологии такого приспособления достигают более простым путем — опущением некоторых молитв, преимущественно таких, содержание и место которых затрудняло приурочение их к известному моменту утрени (что делают и вышепоименованные Евхологии); чаще всего, в громаднейшем большинстве ркп., опускается 9 молитва, или ставится вне счета, или последнею (отголосок практики, когда Евангелие читалось после славословия великого); Евх. Париж. замечает о ней, что она «не бывает в Великой церкви, а в остальных, в которых по 6 песни говорится Евангелие на великие праздники»; иногда опускаются также молитвы 7 (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Наталия 30 октября 2020, 22:30 Новопреставленные: Митр. Амфилохий (Черногория) -30.10.20; Игум.Афанасий (Пименов) -27.10.20; Прот. Владимир (Катаев) -27.10.20; Иер. Михаил (Мамаев) -27.10.20; Иер. Илия (Сиразиев) -29.10.20; Мон. Алипия (Петренко) -07.10.20. Завтра, 31.10.20, сорок дней у почивших 22.09.20. Виктор 30 октября 2020, 18:10 30 октября - архиепископ Цетиньский, митрополит Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви Амфилохий Радович (82 года). Наталия 28 октября 2020, 01:56 Иер.Андрей Богаченко (Аксакайское благочиние) -23.10.20 Наталия 27 октября 2020, 19:04 Окончание. ..Прот.Александр (Ткачев) -22.10.20; Прот.Федор (Савельев) -25.10.20; Иподиак.Михаил (Дементьев) -10.10.20; Иерод.Илиодор (Гайриянц) -26.10.20; Иер.Виктор (Денежников) -17.10.20; Иер.Леонид (Огнётов) -26.10.20; Мон.Игнатий (Мороз) -06.10.20; Мон.София (Ищенко) -17.10.20; Мон.Мария (Птицына) -20.10.20. Новопрест-ные работники храмов и др. Игорь (Неупокоев, режиссер театра Простодушных. Сегодня 40-й день) -18.09.20 (сегодня 40-й день; Сергий (Хоружий, богослов) -22.10.20; Тамара (свечница, г.о.Мытищи) -10.10.20; Владимир (Осипов, православно-патриотическое движение, бывший узник ГУЛАГа) -20.10.20. Завтра, 28.10.20, сорок дней у почивших 19.10.20. Поминайте наставников ваших! Наталия 27 октября 2020, 18:00 Продолж-ие. Прот.Димитрий (Арзуманов) -12.10.20; Прот.Леонид (Гришанов) -12.10.20; Прот.Валерий (Татаркин) -13.10.20; Прот.Николай (Гомзяк) -14.10.20; Прот.Тарасий (Войтенко) -15.10.20; Прот.Михаил (Митюков) -15.10.20; Прот.Геннадий (Кравченок) -16.10.20; Прот.Сергий (Апасев) -19.10.20; Прот.Виктор (Жильцов) -20.10.20; Прот.Вадим (Кричевский) -20.10.20; Прот.Димитрий (Смирнов) -21.10.20; Прот.Сергий (Демакин) -22.10.20; Прот.Василий (Иваничко) -22.10.20; Прот.Николай (Чибисов) -24.10.20; Прот.Владимир (Новидонский) -26.10.20; Иерм.Мануил (Филиппов) -03.10.20; Иерм.Филарет (Кочетков) -08.10.20; Иерм.Артемий (Востряков) -14.10.20; Иерм.Симеон (Пособилов) -18.10.20... Продолжение далее..

http://pravoslavie.ru/133481.html

…Я участвовал в автопробегах против абортов от храма Успения Богородицы в Петровском парке. У меня на машине с двух бортов надпись: «Аборт убивает гениев». Друзья и коллеги надо мной смеялись сначала, потом стали придумывать новые «смешные» лозунги, чтобы на машине написать. Ума не приложу: меня беременная женщина в соцсети стала упрекать: как, мол, я — мужчина, не выносив ребенка, могу судить о том, что такое аборт. Да я не сужу. Я просто знаю: аборт — это убийство. Убийство матерью в своем чреве собственного ребенка. Эта беременная женщина не знает, что у ребенка с матерью нет общего кровотока, но зато знает, как надо относиться к абортам. Вот такое «чудо» …Один коллега в Фейсбуке пишет мне, что, дескать, после скандальных новостей про Церковь он в храм — ни ногой! «А раньше-то ты ходил?» — «Нет…» — «А Евангелие ты читал? Ты взрослый человек, у тебя высшее гуманитарное образование, лучшее в стране — ты хоть раз Евангелие читал? А как ты Достоевского играешь?! Как ты живопись смотришь? Как ты вообще искусством занимаешься?» Ничего не отвечает. Один однокурсник убеждает меня в чем-то, что я должен понять в богословии. Я спрашиваю, ты греческий знаешь? Нет. И я не знаю. Тогда как мы вообще можем заикаться о богословии? Зато он читал неких американских авторов, которые «все выяснили» — Христос, оказывается, был просто человек…  Им мой однокурсник верит почему-то. Я говорю: «Это же ересь». А он мне раздраженно: «Ну вот, я все ждал, когда ты это слово произнесешь». А что же это еще, как не ересь? А потом звонит другой однокурсник, гомосексуалист, и говорит, что, мол, ты не должен был с тем первым так разговаривать. Его, мол, возмущают мои ответы. Ты, мол, христианин и поступаешь не по-христиански. Вот так — учат меня мои приятели. Смиряют — спасибо им обоим. Но и тот, и другой преподают в театральной школе. Чему они научат детей? Я пессимист. …Одно счастье — детский дом, с которым я давно дружу. Я познакомился с ребятами, когда они лежали в больнице. Туда Господь меня привел. Подарил самое дорогое, что мог. Там есть девочка слепая — она несколько раз приходила к нам в МХТ на спектакль. Утром встаешь и едешь в эту больницу. И понимаешь, что едешь делать что-то настоящее. А не в буфете театра пообедать за двести рублей и — о счастье! — увидеть, как мимо тебя проходит сам какой-нибудь знаменитый артист. Нет, счастье в другом — что в твоей жизни появилась эта слепая девочка. Это она в твоей жизни появилась, а не ты в ее.

http://pravmir.ru/chelovek-s-naivnym-vzg...

Основных редакций исповедного чина в практике Русской церкви, до появления здесь печатных богослужебных книг, было три 491 . Состав, особенности и история их, на основании известных нам рукописных памятников, составляют предмет нижеследующего очерка. I. В первой редакции в состав исповедного чинопоследования, надписывавшегося кратко: «Чин исповеданию» входили в пред-исповедной части, кроме обычного начала и обычных начальных покаянных тропарей, только два псалма – 50 и 69; по исповеди же положено семь молитв – это: а) «Боже, простивый Нафаном Давида...»; б) «Величая, возвеличу Тя, Господи...»; в) «Господи Боже спасения нашего, иже пророком твоим Нафаном...»; г) «Господи Боже наш, Петрови и блудници слезами оставление грехов даровавый...»; д) «Господи Боже... преклонивый небеса...»; е) Владыко Господи., иже ключа царствия твоего Петру верховному апостолу твоему вручив... и ж) «Владыко Господи Боже, призывая праведники во святыню...» По чтении этих молитв духовник, если находил исповедника достойным св. причастия, произносил: «чадо, прощает тя Христос невидимо, и аз грешный», – и затем читал еще молитву «прощалную». Под последнею здесь разумеется: – «Мол., юже глаголет архиерей или духовник хотящему причаститися божественных и животворящих таин, прощая ему вся прегрешения волная и неволная и всяку клятву и заклинание: Господи Иисусе Христе, Сыне и слове Бога живаго, пастырю и агнче...» Этою молитвою здесь и заключается все изложение исповедного чина. На тот же случай, когда духовник не находил исповедника достойным причащения и налагал на него епитимию, для разрешения от последней, между чином и только что увязанною нами молитвою, здесь вносились еще три разрешительные от епитимии молитвы: (мол. разрешити исповедника) Всемогий, вечный Боже, исповедавшуся тебе рабу твоему..., (мол. в..) «Господи Вседержителю, иже от грех помощь еси...» и (мол. раздрещити исповедника) «Милосердый Господи... иже своих ради щедрот послав единороднаго Сына в 492 . Легко усмотреть, что в таком виде русское чинопоследование исповеди представляет собою довольно верную копию устава Иоанна Постника в самом распространенном его греческом изводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010