Священник: Мир всем. Народ: И духу твоему. Мол. «Диакон: Главы нашя Господеви. Священник молится: ... Народ: Аминь. Диакон: С миром изыдем. Народ: Во имя Господне. Диакон: Господу помолимся. Народ: Господи помилуй. «Мол. заамвонная: Благословенна слава Господня с места святого Его всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь» 441 . Гроттаферр. F β I содержит две молитвы больше, нежели Барб. 336: молитву ектении и молитву заамвонную, которая является скорее славословием, чем молитвой 442 . 7 . Ватикан 1970 (XII в.) л. 129об-134 443 : Место: После Девятого Часа. Заглавие: «Тритоекти, совершаемая в Великой Церкви в постах». Содержание: как Барб. 336, исключая: После мол. «Мол. входа: Благословен вход» (как на Литургии). Мол. начало и ссылка. См. молитвы Литии после вечерних молитв. «Мол. заамвонная: Благословенна слава... » (как Гротт. Г β I). Б. – Евхологии, не содержащие полного суточного круга Песненного последования 7 . Синай 957 ( ΙΧ– Χ в.) л. 69об-77об 444 : Место: Одни Тритоекти и Вечерня. Заглавие: «Чин Тритоекти, совершаемой в постах». Содержание: как Барб. 336 (сравн. текстуальные варианты) 445 , исключая: мол. «После окончания Первого Часа, диакон возглашает: Приклонше колена, миром... Священник молится: ...» Перед мол. тропарь – пророчество – ектения: Рцем все. Диакон: Помолитеся, оглашеннии. Священник: молитва Мол. Елицы оглашеннии изыдите...; елицы ко просвещению, приступите.... Иже ко просвещению, главы ваша... «Эта молитва совершается, начиная со среды четвертой седмицы святых постов до Великой Пятницы, и она произносится диаконом после молитвы оглашенных. Вторая молитва за тех, которые готовятся ко святому просвещению. Священник молится: ... ». После мол. Спаси, помилуй, просвети и заступи их, Боже, Твоею благодатью. Возглас. Елицы к просвещению, изыдите. После мол. и Заступи, спаси, помилуй. Премудрость. Возглас соответственный. Мол. Приклонше колена, паки и паки (миром Господу помолимся). После мол. Заступи, спаси. Весь день совершен... Возглас. Мир всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А в конце службы, после великого славословия (в Спб. вырвано) и молитвы св. Евстратия, приводится краткая молитва- " стих»: «Господи, помилуй оскверньшююся страстьми житья сего душю мою и чисту приими ю, яко благословен еси в векы, аминь» (трижды), затем молитва «о умилении души»: «Душе моя, почто жалуеши на Господа» (в Соф. ее нет), далее – молитва «спати хотяще»: «Дажь нам Владыко на сон» (см. повечерие), потом – молитва «за вся крестьяны»: «Владыко Господи, Боже наш, приклони ухо Твое ко мне, услыши мя припадающа имени Твоему» (в Спб. ее нет), наконец, молитва ангелу-хранителю: «Ангеле святый Христов хранителю» (в Соф. нет) и особое запрещение: «Запрещает ти Господь, вселукавый дьяволе, пришьдый в мир» (в Соф. нет). В «чине полунощьнаго пения», по Син. 12 и Спб. 57, приводятся следующие молитвы: в начале – I «Благодарю Тя, Святая Троице» (см. Ватоп. 350, VII); на «Непорочных» – II «мол. св. Григория, папы римьскаго» – «Господи, услыши молитву мою, якоже знаю и аз время мое», и III «мол. св. И. Златоустаго к Святеи Богородици» – «Многых и великых даров»; в конце службы – IV «Владыко Господи Боже, посли на мя грешьнаго», V «мол. еже рече Господь молит. за врагы ваша» – «Господи, дажь милость всем», VI «мол. вздевше руце» – «Помяни, Господи, всего мира», VII «мол. припадше на земли» – «Помяни, Господи, ненавидящих нас», VIII «мол. за вся крестияны» – та же, что в Соф. на ночных часах, и, наконец, IX «мол. Петра черноризьца к Святей Богородици» – «Пресвятая владычице Богородице, веде, яко сквьрнавый». Изложенный в Соф. 1052 «чин полунощный» заключает в себе три молитвы общие для всех трех полунощниц, а именно: 1) молитву «Многих и великих даров», занимающую такое же место на «Непорочных», как и в предыдущем чине, 2) молитву «Иже на всякое время», занимающую нынешнее положение, и 3) заключительную молитву «Помяни, Господи, всего мира, помилуй всех, заступи вся» (та же, что и в «чине полун. пения»). Кроме того, на каждой из трех полунощниц, после «Иже на всякое время», положено по одной особой молитве, – на повседневной – «Владыко Господи И.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

з) При внесении тех же элементов, в исповедном чине первое место занимала молитва «Владыко, иже ключа твоего Петру верховному апостолу...» а псалом 69 служил заменою псалма 4-го, псалом же 6-й занимал не одинаковое место в пред-исповедной части; в большинстве же случаев он служил здесь заменою псалма 12-го, который, посему, также выпускался из чина 606 . В по-исповедной части таких памятников мы находим – иногда одну молитву «Господи... Петру и блудници слезами...» 607 , или ее же, но с прибавлением к ней мол. «Боже, простивый Нафаномъ...», – как по-исповедной, и – «Господи Христе... агнче и пастырю...» и «Господь премилостивый да ущедрит тя...» – для епитимии 608 , или – первые три из указываемых с прибавлением, сверх того, молитвы «Господи, пришедый ко св. своим апостолом дверем затворенным...» 609 , или – «Боже простивый Нааномъ...», вчный Боже, исповдавшуся тебе рабу...», «Господи, иже от грх помощь еси ...» и «Милосердый Господи... послав единороднаго Сына...» 610 , а иногда, наконец, эти и что в первом случае, с прибавлением к ним мол. – «Господи, иже пророкомъ твоимъ Нафаномъ...», «Господь премилостивый да ущедритъ тя...» и мол. Асхалона ; сверх того, как по-епитимийная, в последнем случае присоединялась молитва – «Господи Христе... агнче и пастырю...» 611 . В надписании всех чинов этой категории, добавим, стоит имя Иоанна Дамаскина . и) Наконец, при том же прибавлении, молитвенный состав пред-исповедной части получался в таком сокращенном виде: мол. «Владыко, иже ключа твоего Петру верховному апостолу вручивый...», 50 псалом, мол. «Господи, преклонивый небеса...», псал. 69, мол. «Господи, иже пророкомъ твоим Нафаномъ...», и, наконец, псал. 6. В таком виде исповедный чин был довольно распространенным. Впрочем, вместо последних псалма и молитвы, в некоторых случаях здесь полагались молитвы: «Владыко, призывая праведники во святыню...» и «Господи, иже Петру и блуднице слезами...» 612 . В по-исповедной части таких памятников, обычно, полагаются только две (и именно по-исповедных) молитвы, это – Асхалона 613 , и «Господи Христе, Сыне Бога живаго, агнче и пастырю...» 614 , и только иногда присоединялась еще молитва «Господь премилостивый да ущедрит тя...» 615 . Но раз допускались в по-исповедной части указываемый изменения, то – или одна только первая из указываемых молитв 616 , или все они три 617 – имели приложение лишь при исповеди священника, для исповедников же вообще – полагались: «Боже, простивый Нафаномъ...», «Господи преклонивый небеса...» «Господи... Петру и блудниц...» и «Всемогий вчный Боже, исповдавшуся тебе рабу...» 618 , или эти же – без третьей молитвы, но с присоединением молитв: (млтва разршити кающагося) «Господи... иже от грх помощь еси...» и (мол. в. тому же) «Милосердый... послав единороднаго Сына...» – для разрешения от епитимии 619 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Пусть же мнимые старообрядцы, отпадшие от церкви, дети мнимых старообрядцев, не говорят: «в какую веру благословили нас родители, в той и останемся». Они сделают лучше для своих родителей, а для умерших родителей и угоднее, если последуют слову Божию, обратятся к святой церкви и в ней будут молиться о заблуждавшихся родителях своих. 308. Что отвечать тем мнимым старообрядцам, которые не присоединяются к церкви по боязни прогневить нужных для них людей? Иные из мнимых старообрядцев не присоединятся к церкви по боязни, что они после присоединения своего перестанут получать от других мнимых старообрядцев деньги в жалованье, или деньги в долг, даже деньги в безвозмездное пособие себе, или же лишатся другой поддержки от них в житейских делах своих. Такие люди пусть внимательнее размыслят о словах Спасителя: Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою? Приити бои имать Сын Человеческий в славе Отца своего, с Ангелы своими, и тогда вздаст комуждо по деанием его. (Мф. зач. 69. гл. 16, ст. 26, 27. По Острож. библ. лист 9 на обор.). И на страшном суде своем Господь осудит тех, которые делами своими показывают, что они деньги почитают больше, чем истинную веру. 309. Что отвечать тем мнимым старообрядцам, которые, не желая присоединиться к церкви, указывают на разные беззакония, встречающиеся между принадлежащими к святой церкви? Беззакония, совершаемые некоторыми из числа принадлежащих к святой церкви, не навлекают нарекания на саму церковь . Святой И. Златоус, предлагая поучение в храме, говорил: «других зрю беседующих стоящих, молитве бываемей» (На Апостольские Деяния нравоучен. 24., стр. 236). «Доколе тяжкосердии? Доколе дети суще умы? Доколе не внимаете глаголющему Богу, ни стоите якоже подобает християном, горе сердца имуще, но сотвористе церковь хлевину, и полату, и корчемницу» (Маргарит. О покаянии слово 2-е, лист 399 на оборот. Тоже в Соборнике лист 415)? И, однако же никто из современников святого Златоуста не отпадал от церкви ради таких, или других, беззаконий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Подобное понимание указанных стихов Псалтири приводит Евфимий Зигабен: «Сказанные выше слова могут иметь свое приложение ко всякому и содержат в себе весьма поучительный смысл: они именно значат, что каков тот, с кем ты живешь вместе или обращаешься, таким будешь и сам, изменяемый сообразно со свойствами человека, близкого к тебе». Толковая Псалтырь, с. 105. 709 Так, думается, лучше переводить выражение: τρεις γνωμν ιδα: Понятие γνμη в святоотеческой лексике имело множество значений. Об этом довольно четко говорит преп. Максим Исповедник в «Диспуте с Пирром», где он говорит о многозначности и многосмысленности данного понятия в Священном Писании и у святых отцову (πολτροπον κα πολσημον παρ τε τ για Γραφ και τοις γιοις Πατρσιν στι τ της γνμης νομα). Иногда оно соотносится с увещанием и наставлением (επ παραινσεως και υποθκης), иногда — с советом (επ βουλς), порой — с решением (πι της ψφου), иногда — с мнением, верой, образом мыслей (πΙ δξης, " πστεως, φρονματος) и т. д. См.: PG 91, 312. В данном случае оно, скорее всего, обозначает нравственно–жизненную позицию и образ мыслей человека, которые находятся в теснейшей связи с его волей. 710 Ср. толкование блаж. Иеронима: «Я не знаю, кто из нас способен исполнить то, чтобы, когда слава о нас искажается поношениями, мы радовались о Господе. Итак, мы дЬлжны радоваться и веселиться, чтобы на небесах нам была уготована награда». Блаженного Евсевия Иеронима пресвитера Стри–донского. Четыре книги толкований Евангелия от Матфея. М., б. г., е.. 36. 711 Под πισσηρ πλοω здесь подразумевается, вероятно, некая разновидность брандера. 712 О тесной связи этих двух добродетелей говорит (хотя с иной расстановкой акцентов) и св. Иоанн Златоуст. Высказываясь о первохристианах, он замечает: «Скажи мне: любовь ли родила нестяжание или нестяжание — любовь? Мне кажется, любовь — нестяжание, которое укрепляло ее еще более». Иже во святых отца нашего Иоанна Златоус–того Архиепископа Константинопольского Избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. М., 1994, с. 110. 713

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Христа, и о артусе, и о Фомине испытании ребр Господень». Л. 68. 315 У Калайд. – „похвалим красно новую неделю“, – так и в некоторых друг. списках (Сухом., стр. 20, прим.) и в печатном Златоусте (л. 105). 316 Вм. „празнуем“, – оконч. на имь, м. ч. 1 л. – древняя форма оконч., появившаяся не позднее XII в. См. Граммат. правила, приложенные к изд. Востоковым Остромирову Евангелию, 1843 г., стр. 24. 317 У Калайдов., как и в др. позднейших списках и Почаев. Златоусте: „не бо есть таже пасха днесь, но антипасха наречеся“, – у Сухомл. как и в нашем списке. 322 От гл. парити (кор. пр.) – πτεσϑαι, volare, летать и затем – быстро бежать. Miclosich, Radices lin. Slov., p. 66. 323 У Калайд. и в некоторых др. списках, а также и в печатн. Златоусте здесь прибавлено: „реками бо, рече Пророк, разсядется земля, узрят и разболятся нечестивии людии“ (Кал. стр. 23; Сухом. 22; Лавр. спис.; Злат. л. 107 об.). 324 В др. списк. следует: „и птица бо, рече Пророк, обрете гнездо себе, олтаря твоя, и свою каждо поющи песнь, славит Бога гласы немолчными. Днесь поновишася...“ (Калайд. 23; Сухом. 22, прим., Златоус. 107 об.). 325 В третью неделю по Пасхе. – Самым заглавием и этого Слова указывается предмет его и содержание: «Того же Кирилла мниха слово о снятии с древа тела Христова, и о мироносицах, и похвала Иосифу и Никодиму, в неделю вторую по Пасце» – Лавр. сп., л. 73 об. В нем проповедник говорит о плаче Богоматери, представляет картину снятия Спасителя с креста, рассказывает о мироносицах, ходивших к гробу, и о явлении им ангела, возвестившего о воскресении Христа, и затем славит-ублажает похвалами Иосифа Благообразного и оканчивает молитвенным воззванием к нему «о покрове и избавлении града от всякого зла, о победе и спасении князя» и пр. Слово это дошло до нас в двух редакциях, из которых в одной части его (плач Богоматери о снятии тела Спасителя с креста), с некоторыми незначительными изменениями текста, назначалась для чтения в Страстную пятницу или субботу, а остальное – на неделю мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Необычайность лика архимандрита Феофана естественно привлекала к нему студентов, интересующихся Духовною жизнью. Мало–помалу около него сгруппировался небольшой кружок. Его прозвали «Златоустовским» потому, что началось чтение творений святых отцов именно с Златоуста. Началось с пяти–шести человек. По совету отца Феофана, мы обратились сначала к профессору патристики. Но он (может быть, по смирению?) отказался руководить нами, сославшись на то, что будто «и сам не читал в подлинниках» отцов Церкви. Тогда мы попросили отца Феофана руководить нами Он согласился; но посоветовал выбрать нам председателя из своей среды. Избрали товарища К–ва. А отец Феофан сидел и слушал скромно, что мы говорили; а иногда отвечал нам на наши недоуменные вопросы. Ответы эти всегда были глубоки и интересны. Один из наших товарищей,– давно покойный Р–в, потом принявший монашество, – бывало, потирал незаметно под столом свои руки – от восхищения. Любили мы и чтили отца Феофана. За это студенты и прозвали нас «феофанитами». Мы, конечно, не обижались. После Златоуста (не все двенадцать томов его, а избранные) мы читали авву Дорофея; начали читать святого Симеона, Нового Богослова, но, после десяти – двадцати страниц, он нам показался трудным; и мы заменили его, с совета отца Феофана, кем–то другим. Собирались мы раз в неделю, предварительно прочитав заданный отрывок. Один был докладчиком; потом мы обсуждали; в заключение говорил отец Феофан. И мало–помалу у нас воспитывалось православное отеческое воззрение. Это и было целью. Принимали в кружок сами, кто нам казался единомышленником. Поэтому у студентов о нас сложилось строгое воззрение, которое иные характеризовали так: «Легче Днепру потечь вверх, чем попасть в Златоус–товский кружок». Вспоминается один характерный случай. На Пасху студенты, разговляясь, пили и вино, которое на этот раз подавалось студентам в столовую. После этого начинались песни,– конечно, светские. Дальше веселие переходило границы. И нам уже неприлично было оставаться. Отец Феофан устроил нам разговенье в своей столовой. Была и бутылка легкого белого вина. Мы читали житие святого Марка Фраческого (кажется, память его – 5 апреля): строжайший одинокий пустынник, повелевавший и горе двигаться, и пище – появляться в пещере. Отец Феофан на Пасху уже и не ходил в столовую к студентам.

http://pravoslavie.ru/29998.html

Одних христиан в Антиохии было 100 000 душ, но и евреи, и язычники стекались толпами слушать его слово, которое возбуждало восторг даже тех, чья душа оставалась бесчувственной. Как некогда великие пророки, он «глаголом жег сердца людей», и громкие рыдания были ответом на его пламенные слова. Церковь Апостолов, в которой он проповедовал, стала центром Антиохийской жизни. В избытке своих чувств народ называл его то сладкоглаголивым, то медоточивым, то устами Божиими. Златоус-тым назвала его одна простая женщина, которая, однажды слушая его и увлеченная впечатлением чего-то прекрасного, воскликнула: «Учитель душ наших, Иоанн золотые уста, учение твое глубоко, но слабый ум наш не все может вместить!» С этого времени и весь народ стал называть его Златоустым, и сама Церковь удержала за ним это наименование. Особенно величественно выступает образ Златоустого в истории мятежа Антиохийского. Народ, раздраженный новым налогом по случаю военных обстоятельств, произвел открытое возмущение: чернь, доведенная до ярости разными подстрекателями, свергла императорские статуи, волочила их по улицам и, наконец, разбила в куски с дерзкими насмешками и ругательствами. К вечеру эта народная буря утихла и настала зловещая тишина. Опомнившись, мятежники пришли в ужас, сознавая, что они сделали и чего теперь должны ожидать. Гонцы уже неслись из Антиохии с донесением к императору... Иоанн молчал. В первые дни этих страшных событий скорбь не позволила слову его свободно излиться из его сердца, а уныние, облегавшее души антиохийцев, не давало им даже вспомнить о слове учителя. По прошествии нескольких дней, когда сердца их смирились и смягчились, Иоанн понял, что он им нужен, и со своей кафедры обратил к ним свое слово покаяния и утешения. «Что мне сказать и о чем говорить? – начал он. – Теперь время слез, а не слов; рыданий, а не речей, молитвы, а не проповеди... Так тяжело преступление, так велика язва... они выше всякого врачевства и требуют помощи свыше. Но, возлюбленные, передайте мне ваши души, – поспешает он ободрить унывающих, – возвратимся к прежнему нашему обычаю: как мы привыкли всегда быть здесь с благодушием, так и теперь возложим все на Бога. Не упадем духом. Не столько мы сами заботимся о своем спасении, сколько Тот, Кто даровал нам душу! Окрылим же себя надеждой и будем с любовью ждать, что будет благоугодно Господу сотворить с нами!»

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Феодор кратко высказывает мысль, общераспространенную в святоотеческом богословии. Более пространно она излагается, например, в учении св. Григория Нисского: «Поставляя Бога вне всяких временных условий, могущих ограничивать беспредельность божественной жизни, разум вместе с тем мыслит Его не подлежащим и условиям пространственного бытия. Эти условия нужны для предметов чувственного мира, где царствует сложение и разложение, отделение и происхождение, переход и изменение; в Божестве же нельзя представлять себе всех этих обусловливающих мировую жизнь материальных процес–срв. Природа Бога должна, быть абсолютно проста, потому что все сложное разложимо, а разложимое прекращает свое бытие в процессе разложения; Бог же вечен, следовательно — неразложим, и следовательно — прост. Если же несомненно, что природа Его проста, то несомненно и то, что она не может иметь никаких очертаний, а потому, естественно, стойт выше всяких пространственных измерений. «Бог, почитаемый пребывающим на каком–либо месте, не есть Бог». Но это решительное отрицание определенного местопребывания Бога есть вместе с тем решительное утверждение Его положительного свойства — присутствия на всяком месте, или вездеприсутствия. «Божеству, — говорит св. Григорий,, — свойственно быть везде, все проницать и ничем не ограничиваться». Такое понятие вездеприсутствия необходимо предполагается понятием непространственности». Несмелое В. Догматическая система святаго Григория Нисскаго. Казань,,1887, с. 157. 490   491 О силе и чудодейственности крестного знамения см. высказывание св. Иоанна Златоуста: «Это знамение и в прежние, и в нынешние времена отверзало заключенные двери; оно отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд; оно врачевало смертоносные угрызения зверей. Если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола, то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного?» Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоус–таго Избранные творения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

3). Продолжение молитв о жене родильнице иерей произносит в 40 день по рождении младенца, когда приносится отроча для воцерковления, т. е. для начального введения его в церковь и «приносится материю уже очищенною и омовенною». В молитвах священник просит Господа, чтобы он рабу, которую спас, приходящую к Его святой церкви, очистил от всякого греха и от всякия скверны, чтобы она сподобилась не осужденно причаститися святых Его таин, и, чтобы от нея рожденное отроча благословил, возрастил, освятил, вразумил, уцеломудрил, удобромудрствил (добрым нравам научил), чтобы отроча сподобилось и умного света, во время, в которое Бог определил, и сопричислилось святому Его стаду (мол. 1), чтобы Господь по молитвам честнаго пресвитерства сподобил пришедшую рабу входа в храм славы Его, омыл ея скверну телесную и душевную, во исполнение 40 дней, сотворил ее достойною честнаго тела и крови Его (мол. 2), чтобы принесенного ею младенца благословил явиться Творцу всех и возрастил на всякое благое дело и Богу блогоугодное, отгнал от него всякую сопротивную силу знамением креста (мол. 3), чтобы благословил отроча вместе с родителями и восприемниками его – и (ежели младенец не получил еще святого крещения) сподобил, во время благопотребное, рождения водою и Духом (мол. 4). Эти молитвы, находятся в связи с установлением православной церкви, которое воспрещает родильнице входить в храм и причащаться тела и крови Господней до 40 дней по рождении младенца. Основание к воспрещению указывается в самых молитвах; в них священник просит Бога, чтобы Он очистил рабу Его, родившую отроча, от телесныя скверны (π τ σωματιõυ που) и различных ей находящих утробных стужений (мол. 2), чтобы очистил от всякого греха и от всякия скверны (που) приходящую ко святой Его церкви (молитва в 40 день), омыл ея скверну телесную (τòν πον τ σωματος) и скверну душевную (τòν σπλον τς ψυχς) в исполнении четыредесяти дней (2 мол. в 40 день). Не душевные скверны, иначе – грехи возбраняют родильнице входить в храм; потому что в храме, как во врачебнице, получается исцеление от душевных болезней, здесь отпускаются грехи в таинстве покаяния, здесь приобщаются тела и крови Христовой во оставление грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010