Отсюда и будет явствовать, что старообрядцы, отделившиеся от церкви не за изменение догматов, а за исправление обрядов, впали в грех раскола и праведно подлежат осуждению, согласно заповеди Спасителя: аще црковь преслшаетъ, бди теб коже зычникъ и мытарь ( Мф.18:17 ). А грех разделения с церковью, по свидетельству священномученика Киприана, «не очищается даже страданиями» (см. у Озерского часть 1, с.8). 31. Что отвечать старообрядцам на их отговорки от бесед с православным миссионером или священником Чтобы уклониться от беседы с миссионером или священником, старообрядцы иногда всячески отговариваются, так что прежде чем начать самую беседу, необходимо ответить на их отговорки. Они говорят: 1) Какое вам дело до нас? Учите лучше своих: вот они пьянствуют и прочее; а мы не ваши. На это приходится отвечать: свои (наши) грешат, но и каются в грехах и через то получают прощение. Что же касается нашего дела до вас, то Сам Спаситель заповедал при потере и одной заблудшей овцы оставить всё стадо и идти искать эту заблудшую. Избрав из своих последователей двенадцать, которых назвал посланниками, Он сказал им: идите ко вцамъ погибшымъ дом іилева... и далее: начите вс зыки, учаще ихъ блюст вс, єлика заповдахъ вамъ ( Мф.10:4 , Мф.28:19–20 и Ин.20:21 ). Ещё ранее Иисуса Христа пророк Моисей, написав закон, отдал его священникам и заповедал им: «Читай сей закон пред всем Израилем вслух его; собери народ, мужей и жен, и детей... чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа... и старались исполнять все слова закона сего» ( Втор.31:9–12 ). «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа», – говорит и другой пророк ( Мал.2:7 ). «Проповедуй слово, научи, запрети, умоли...» – заповедал апостол Павел ученику своему Тимофею ( 2Тим.4:2 ). «Как услышать без проповедующего? И как проповедуют, если не будут посланы?» – говорит он же. Говорить же: «Мы не ваши», не значит ли забывать слова Самого Спасителя: «Кто принимает вас, принимает Меня» ( Мф.10:40 ). «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их» ( Ин.17:18 ). Не значит ли забывать и слово святого Игнатия Богоносца : «повинуйтесь пресвитерам, как апостолам Иисуса Христа (лист 286). Все почитайте... пресвитеров, как собрание Божие... как сонм апостолов. Без них нет церкви» (лист 286; см. у Озерского часть 1, с.67).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

К. Молчанов и с. Батайска о. П. Шикунов, принимали и участие в них. Предпослав сии предварительные краткие и общие сведения о собеседованиях, приступаю и к подробному описанию их, вменив себе в непременную обязанность указать все доказательства, какие только мог придумать и привести в защиту незащитимого раскола г. Усов. Вот содержание нашей первой беседы о вечности Церкви Христовой с трёхчинной иерархией и седьмью таинствами. Миссионер . Св. апостол Павел, уподобляя Церковь Христову телу человека, в первом своём Послании к Коринфянам говорит: как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос ( 1Кор.12:12 ст.). „Сие есть, – поясняет св. Иоанн Златоуст , – тако и Христово тело, еже есть Церковь “. Тело же, – продолжаем слова св. апостола, – не из одного члена, но из многих... А если бы все были один член, то где было тело? Но теперь членов много, а тело одно... И вы тело Христово, и порознь члены... И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями... Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?.. ( 1Кор.12:14–29 ). Тело человека состоит из многих членов: головы, рук, ног и проч., но все эти члены составляют одно тело, все одинаково заботятся друг о друге: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И св. Церковь Христова, составляя одно тело Христово, состоит из многих членов, выполняющих разное служение, но крепко связанных между собой узами взаимной христианской любви, единством веры и благодатных даров. Первый и главный член видимой, существующей, на земле, Церкви – суть епископы, преемники апостольского служения. „У нас место апостолов занимают епископы“, говорит блаж. Иероним (27 посл. к Маркеллу). „Епископ представляет собой лицо Христа и есть наместник Господа“, учит св. Амвросий Медиоланский (толков. на 1 Посл. к коринф.). „Епископи убо по образу Господа нашего Иисуса Христа, и глава церковного телеси именуеми суть“ (Кормч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, уступив римскому правительству формально, не будучи во время осуждения Иисуса Христа действительным первосвященником, – тем не менее, между иудеями он пользовался особенным уважением и имел громадное влияние на ход дел правления, как по своим связям и богатству, так и по своим летам и приобретенной ловкости в управлении. В это время в великом синедрионе его зять был председателем, он сам и не менее пяти сыновей его – членами. Сыновья его также были лица довольно авторитетные: одни из них уже пользовались достоинством первосвященников, а другим предстояло пользоваться. Когда Иисуса ввели в жилище бывшего первосвященника Анана, Анан начал расспрашивать Его об учениках Его и об учении Его. На этот вопрос Иисус отвечал ему: „Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваеш Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им: вот они знают, что Я говорил“. Этот ответ Христа заключает в себе весьма глубокий смысл и ставит Анана в самое неловкое положение. В самом деле, что такое вопрос, предложенный Ананом Иисусу Христу? Есть ли это судебный допрос в собственном смысле, или же только дело простого любопытства? Если этот вопрос есть дело одного любопыт­ства, то на него не было нужды отвечать, потому что Иисус Христос ясно видел, что Его взяли под стражу в гефсиманском саду ночью, связали и привезли во двор первосвященнпческий вовсе не из одного только любопытства; если это был судебный допрос, то он был совершенно незаконен, так как еще ни обвиняемый не был представлень пред лицо судей, ни свидетели не были пуб­лично допрошены. Но Анан, как кажется, преследовал совершен­но другую цель. Предлагая простой вопрос об учениках и об учении, он, по всей вероятности, имел при этом в виду, не най­дется ли в ответе Иисуса чего-нибудь такого, что можно бы было впоследствии выставить как улику в проповедании Им новизны раскола, ереси, совращения, чтобы таким образом лишить Иисуса защиты самого закона, потому что в деле такого человека, кото­рый частным образом говорил: „пойдем вслед других богов“, в деле частного совратителя (Mesith) отменялось правило не ставить западни обвиняемому.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

При столь тесном, можно сказать, органическом единении христианской свободы и внешней подчинённости земным властям слово Божие настойчиво убеждает нас с одной стороны освобождаться от греха и с другой – покоряться установленным от Бога земным начальникам. Объяснив по разуму св. Церкви приведённые места св. Писания, я останавливала внимание моих заблудших братий на том священно-историческом обстоятельстве, как особенно классическое место о покорности власти у ап. Павла, на которого так любят ссылаться пашковцы: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим.13:1,2,7 ), говорила я в заключение, в апостольские времена появлялись лжеучители, которые проповедовали о неповиновении властям, установленным свыше; эти лжеучители в апостольских писаниях подвергаются самым грозным и беспощадным обличениям; апостолы называют еретиков, презирающих начальство, бессловесными животными, псами, свиньями, свирепыми морскими волнами, которые пенятся срамотами своими, звёздами блуждающими, которыми блюдётся мрак тьмы на веки (2 Петр. и посл. Иуд.) и т. п. Таким образом обыкновенно со-вопросники ничего серьёзного не возражали на это и я тогда просила вычитать учение о гражданской свободе и непокорности властям никоим образом не может претендовать на апостольское происхождение: апостолы никогда не проповедовали анархии. И между нашими лжеучителями, трактующими об этой свободе от закона, и апостолами лежит такая же пропасть, какая существует между светом и между тьмой. В самом деле, что может быть общего между Христом и Велиаром ( 2Кор.6:15 )! Либеральная светская печать за последнее время с особенной энергией выступила на защиту сектантства и забила тревогу о мнимых его притеснениях за веру. Она пользуется каждым малейшим поводом и случаем, чтобы поговорить по тем или другим вопросам, касающимся раскола и сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многое и еще можно бы сказать по настоящему вопросу! Но целью данной статьи было высказаться по поводу новых определений Св. Синода, а не трактовать о постановке преподавания науки о расколе в духовных семинариях. Итак, какие же общие выводы из всего сказанного? Следующие: необходимо семинаристов последних классов сблизить с народом, с его жизнью и нуждами духовными; необходимо познакомить их с живым расколом, беседами практическими приучить их к разговорам о вере с невежественной массой и на уроках обличения раскола сообщать то, чем действительно живет духовно местный раскол; а для этого необходимо и преподавателю семинарии быть близко знакому с местным расколом и пользоваться известной свободой в деле преподавания. М. Чельцов Потехин С. Нравственно-христианская точка зрения на сектантство и на отпадения от Церкви//Миссионерское обозрение 1901 г. 3. С. 310–321 В Св. Писании есть несколько образов, наглядно уясняющих сущность и происхождение той нравственной силы, которая отличает христиан от последователей других религий: иудеев, магометан и язычников. Это священные образы виноградной Лозы с её ветвями, Тела Христова с Его членами, мужа и жены с их супружескою жизнью. Первый образ дал нам Сам Господь наш Иисус Христос. «Аз есмь виноградная Лоза, говорил Он в Своей предсмертной беседе с учениками, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Пребудьте во мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.15:1–6 ). Из этих слов Спасителя ясно, что сущность нравственной силы христианской состоит в самом тесном единении христиан с Господом Иисусом Христом. Это единение должно простираться и собою обнимать всё, что представляется делом веры и делом нравственности христианской, что относится ко Христу и исходит от Него. Вся вера и вся нравственность христианская должны быть в самом тесном органическом союзе и единении с Христом, подобном тесному органическому единению ветвей с их виноградною лозою. Только такое единение веры и нравственности со Христом, только такое пребывание во Христе может принести плод и даже «много плода», а наоборот, отрешение веры и нравственности христианской от Христа, подобное отсечению ветвей от своей лозы, является для христиан причиною их полного нравственного бесплодия и грозит участью нравственной смерти и всепоядающего огня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аще не снесте плоти Сына Человеческого (Его, Иисуса Христа) ни пиете крове Ею, живота не имате в себе ( Uoah. VI, 53 ). Сия же писана быша, по свидетельству возлюбленнейшего ученика Иисусова, св. Иоанна Богослова, Апостола и Евангелиста, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его ( Иоан. ХХ, 31 ). А св. Апостол Павел пишет: Ежели отвергся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или трех свидетелях умирает. Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? Страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго ( Евр. Х, 28, 29, 31 ). По-русски это: «Ежели отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью : то сколь жесточайшему, думаете, мучению повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою он освящен, и ругается над Духом благодати! Страшно впасть в руки Бога живого». Вы, церковных собраний чуждающиеся, вы, ругающее самую церковь Христову, не почитающие за святыню Кровь Христову, во храмах Божиих тайно священнодействуемую, ругающиеся над Духом благодати, совершающим все таинства в православной христианской церкви нашей, – вы како избежите гнева Божия, аще не обратитеся? како неповинны мучению будете, если не покаетесь? Вемы бо рекшаю: Мне отмщение; Аз водам, глаголет Господь. И паки: яко судить Господь людем своим, т. е., мы знаем того, кто сказал: Мне отмщение, Я воздам, глаголет Господь. И еще: Господь будет судить народ свой! «Да будет, да будет поучителен и памятен для соседок ваших, о. Иоанн, бывший грозный пожар у них! Да согреет хотя сколько-нибудь и растопит любовью Христовою охладевшее, окамененное сердце их!! Будем, не престанем о обращении их молить премилосердаго Отца Небесного и Господа нашего Иисуса Христа, не хотящего смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему! «Р. S. Прочитайте соборные послания сегодня празднуемого св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; прочитайте для себя и для Степана Ивановича и для его единоверок – да возбудятся читать и предпочитать истинные Богодухновенные писания писаниям человеков суемудрых и лукавых»! 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   41    «Преданы также будут и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Лк. 21:16). Как это может случиться? – Это бывает при расхождении религиозных людей. Религиозное расхождение есть самое сильное. Предательство на религиозной почве было и во времена гонений на Церковь Божию в первые века Церкви христианской, и в теперешнее время, именно со дня появлений обновленческого раскола и других ему подобных церковных расколов. Если те, которых предают в тюрьмы, в ссылки, на всякие лишения, являются православными, то их предатели, именующие себя христианами, могут ли быть названы христианами?..    42    «И сказал Господь: Симон, Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31—32). Самое главное у христианина – вера в Бога. Потеряв веру — потерял все... Как бы тяжко ни пал христианин, но если он сохранил твердую веру в Бога, он чистосердечно покается в своих грехах и обратится к Богу. А без веры дойдет до дна падения и не встанет... Скорби самые тяжкие за Церковь Божию – не доходят до отчаяния, так как мы верим, что врата ада не одолеют Церкви Христовой. Смерть подойдет – не убоимся, потому что верим, что и по смерти будем живы и с Богом. Вера в Бога – фундамент всей жизни нашей.    43    «А вы поступаете еще хуже отцов ваших, и живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня» (Иерем. 12:12). «Главнейшая задача христианина — стать обителью Божиею еще здесь, на земле» (Иоан. 14:23). А препятствие к нему – наше упорство, гордость, самоволие... Мы не желаем жить по светлыим и добрым заповедям Божиим, а стараемся жить по-своему, хотя и знаем, что это плохо для нас... Пока не сломим своей упорной воли в полное послушание Христу Спасителю, до тех пор не сойдет в душу нашу мир и радость. Господь призывает нас отречься от свое йгордой воли и отдаться в волю Божию, – не по какому-либо деспотизму (да не помыслит кто-либо о сем!), а по безпредельной любви к нам, так как только с Богом и в Боге наше полное блаженство, и притом вечное...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Блж. Иероним находит параллель иудейского толкования (естественно-возрастного) с учением апостола Павла о ветхом и новом человеке в христианине. Только у Павла это относится не к естественному возрасту, а к духовному рождению во Христе. Историческое толкование притчи Екклесиаста. Умный юноша, который из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своём бедным , в противовес неразумному царю, который не умеет принимать советы и всё теряет, узнаётся в различных персонажах Библии, о чём пишет в своём толковании Раши. Таков Иосиф, который стал правителем Египта, выйдя из заточения. Таков юноша Давид, которому говорит Ягве Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождём народа Моего, Израиля ( 2Цар. 7:8 ). Саул оказался тем старым, но неразумным царём, который не умеет принимать советы Самуила, а потому теряет всё – и царство, и саму жизнь. Не было числа всему народу, который был перед Давидом, и восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч ( 1Цар. 18:7 )! Хотя позднейшие – Иерововам с десятью коленами Израиля – не порадуются им , а отложатся от дома Давидова. В Мидрашах притчу Екклесиаста относят к библейским поколениям людей. Старый неразумный царь знаменует собой поколение каинитов до потопа, когда было великое развращение человеков на земле ( Быт. 6:5 ). «Это относится к поколению потопа, о котором сказано: от всего живого ( Быт. 6:19 ). С отроком вторым , который существовать будет вместо того поколения, и это есть Ноах (Ной) и его сыновья» 4, 15–16]. От Ноя стал вновь размножаться род человеческий. « Нет конца всему народу . Они плодились и размножались сверх всякой меры» [там же]. Однако и это было ненадолго. Недолго жили люди по заповедям Ноя, недолго радовались им. « Так и последующие – это поколение раскола человеческого при попытке построить Вавилонскую башню. Не будут радоваться также и они тому благу, которое у них в руках. Ибо также и это суетой и сокрушением духа кончается» [там же]. И наконец святые отцы дают мессианское понимание притчи екклесиастовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

28-го июля 1863 года. Село Шиморское Меленков. Уезда. III. Извлечение из Слова, сказанного при поступлении на новый приход 4 «Не скрою бр., – радуясь иду к вам, и – благодарю Господа, что Он милосердый так скоро призрел на недостойное служение мое пастырское в стране раскола и извел меня из дебрей и пресловутых лесов Муромских, где я доселе семь лет, и при самых скорбных и неблагоприятных обстоятельствах, подвизался в борьбе с расколом, – извел «на свет» и поставил, волею Архипастыря нашего, в стража граду вашему. Радостно благодарю и преподобных отец наших Серия Радонежского и Романа Киржачского – Чудотворцев, что они не возгнушались моим недостоинством и соблагоизволили принять меня в число славословителей их св. подвигов – на месте их собственных подвигов... Но – радуйся ли – вы приемлете меня?.... С любовию ли? Соглашаюсь: любовь – дело условное, ее заслужить надо, если судить по человечески. Но в том дело, возл., что иное дело – любовь земная, иное – христианская, небесная, о которой собственно и речь у нас и которой я прошу от вас. Эта любовь небесная не знает никаких условий. Она по выражению Апостола, вся любить, всему веру емлет, всего надеется, все переносит. ( 1Кор.13 гл.): так как всегда и во всем видит первее всего славу и волю Божию: воля же Божия – любить нам в каждом человеке не качества его только те или другие, но главным образом самого человека, наше с ним братство о Господе и – в нас пастырях особо – наше к вам посланничество от Господа, наш сан, наше звание... Слова нет, опять, не мешало бы нам при этом, и «по человеку», быть от вас любимыми. Но возможная ли это вещь? Не думаю – что бы это было возможно – для желающих стоять на высоте пастырского служения, – для тех, кто хочет быть истинным настоящим пастырем для своих пасомых. Почему так? Потому, что большинство прихожан чего обыкновенно и главным образом желает от священника? – Послабления в их привычках, угодничества, скорой службы, а – случается – и светского, изысканного, ловкого обращения. Между тем священник должен быть всюду и за всегда и во всем провозвестником на словах и на деле того, елика суть истинна, елика честна, доброхвальна и пр. Скажите, как же тут священнику угодить на всех и каждого? И Спаситель что говорить? – Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо ( Лк.6:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010