Отсюда и будет явствовать, что старообрядцы, отделившиеся от церкви не за изменение догматов, а за исправление обрядов, впали в грех раскола и праведно подлежат осуждению, согласно заповеди Спасителя: аще црковь преслшаетъ, бди теб коже зычникъ и мытарь ( Мф.18:17 ). А грех разделения с церковью, по свидетельству священномученика Киприана, «не очищается даже страданиями» (см. у Озерского часть 1, с.8). 31. Что отвечать старообрядцам на их отговорки от бесед с православным миссионером или священником Чтобы уклониться от беседы с миссионером или священником, старообрядцы иногда всячески отговариваются, так что прежде чем начать самую беседу, необходимо ответить на их отговорки. Они говорят: 1) Какое вам дело до нас? Учите лучше своих: вот они пьянствуют и прочее; а мы не ваши. На это приходится отвечать: свои (наши) грешат, но и каются в грехах и через то получают прощение. Что же касается нашего дела до вас, то Сам Спаситель заповедал при потере и одной заблудшей овцы оставить всё стадо и идти искать эту заблудшую. Избрав из своих последователей двенадцать, которых назвал посланниками, Он сказал им: идите ко вцамъ погибшымъ дом іилева... и далее: начите вс зыки, учаще ихъ блюст вс, єлика заповдахъ вамъ ( Мф.10:4 , Мф.28:19–20 и Ин.20:21 ). Ещё ранее Иисуса Христа пророк Моисей, написав закон, отдал его священникам и заповедал им: «Читай сей закон пред всем Израилем вслух его; собери народ, мужей и жен, и детей... чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа... и старались исполнять все слова закона сего» ( Втор.31:9–12 ). «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа», – говорит и другой пророк ( Мал.2:7 ). «Проповедуй слово, научи, запрети, умоли...» – заповедал апостол Павел ученику своему Тимофею ( 2Тим.4:2 ). «Как услышать без проповедующего? И как проповедуют, если не будут посланы?» – говорит он же. Говорить же: «Мы не ваши», не значит ли забывать слова Самого Спасителя: «Кто принимает вас, принимает Меня» ( Мф.10:40 ). «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их» ( Ин.17:18 ). Не значит ли забывать и слово святого Игнатия Богоносца : «повинуйтесь пресвитерам, как апостолам Иисуса Христа (лист 286). Все почитайте... пресвитеров, как собрание Божие... как сонм апостолов. Без них нет церкви» (лист 286; см. у Озерского часть 1, с.67). |
К. Молчанов и с. Батайска о. П. Шикунов, принимали и участие в них. Предпослав сии предварительные краткие и общие сведения о собеседованиях, приступаю и к подробному описанию их, вменив себе в непременную обязанность указать все доказательства, какие только мог придумать и привести в защиту незащитимого раскола г. Усов. Вот содержание нашей первой беседы о вечности Церкви Христовой с трёхчинной иерархией и седьмью таинствами. Миссионер . Св. апостол Павел, уподобляя Церковь Христову телу человека, в первом своём Послании к Коринфянам говорит: как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос ( 1Кор.12:12 ст.). „Сие есть, – поясняет св. Иоанн Златоуст , – тако и Христово тело, еже есть Церковь “. Тело же, – продолжаем слова св. апостола, – не из одного члена, но из многих... А если бы все были один член, то где было тело? Но теперь членов много, а тело одно... И вы тело Христово, и порознь члены... И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями... Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?.. ( 1Кор.12:14–29 ). Тело человека состоит из многих членов: головы, рук, ног и проч., но все эти члены составляют одно тело, все одинаково заботятся друг о друге: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И св. Церковь Христова, составляя одно тело Христово, состоит из многих членов, выполняющих разное служение, но крепко связанных между собой узами взаимной христианской любви, единством веры и благодатных даров. Первый и главный член видимой, существующей, на земле, Церкви – суть епископы, преемники апостольского служения. „У нас место апостолов занимают епископы“, говорит блаж. Иероним (27 посл. к Маркеллу). „Епископ представляет собой лицо Христа и есть наместник Господа“, учит св. Амвросий Медиоланский (толков. на 1 Посл. к коринф.). „Епископи убо по образу Господа нашего Иисуса Христа, и глава церковного телеси именуеми суть“ (Кормч. |
Впрочем, уступив римскому правительству формально, не будучи во время осуждения Иисуса Христа действительным первосвященником, – тем не менее, между иудеями он пользовался особенным уважением и имел громадное влияние на ход дел правления, как по своим связям и богатству, так и по своим летам и приобретенной ловкости в управлении. В это время в великом синедрионе его зять был председателем, он сам и не менее пяти сыновей его – членами. Сыновья его также были лица довольно авторитетные: одни из них уже пользовались достоинством первосвященников, а другим предстояло пользоваться. Когда Иисуса ввели в жилище бывшего первосвященника Анана, Анан начал расспрашивать Его об учениках Его и об учении Его. На этот вопрос Иисус отвечал ему: „Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваеш Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им: вот они знают, что Я говорил“. Этот ответ Христа заключает в себе весьма глубокий смысл и ставит Анана в самое неловкое положение. В самом деле, что такое вопрос, предложенный Ананом Иисусу Христу? Есть ли это судебный допрос в собственном смысле, или же только дело простого любопытства? Если этот вопрос есть дело одного любопытства, то на него не было нужды отвечать, потому что Иисус Христос ясно видел, что Его взяли под стражу в гефсиманском саду ночью, связали и привезли во двор первосвященнпческий вовсе не из одного только любопытства; если это был судебный допрос, то он был совершенно незаконен, так как еще ни обвиняемый не был представлень пред лицо судей, ни свидетели не были публично допрошены. Но Анан, как кажется, преследовал совершенно другую цель. Предлагая простой вопрос об учениках и об учении, он, по всей вероятности, имел при этом в виду, не найдется ли в ответе Иисуса чего-нибудь такого, что можно бы было впоследствии выставить как улику в проповедании Им новизны раскола, ереси, совращения, чтобы таким образом лишить Иисуса защиты самого закона, потому что в деле такого человека, который частным образом говорил: „пойдем вслед других богов“, в деле частного совратителя (Mesith) отменялось правило не ставить западни обвиняемому. |
При столь тесном, можно сказать, органическом единении христианской свободы и внешней подчинённости земным властям слово Божие настойчиво убеждает нас с одной стороны освобождаться от греха и с другой – покоряться установленным от Бога земным начальникам. Объяснив по разуму св. Церкви приведённые места св. Писания, я останавливала внимание моих заблудших братий на том священно-историческом обстоятельстве, как особенно классическое место о покорности власти у ап. Павла, на которого так любят ссылаться пашковцы: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим.13:1,2,7 ), говорила я в заключение, в апостольские времена появлялись лжеучители, которые проповедовали о неповиновении властям, установленным свыше; эти лжеучители в апостольских писаниях подвергаются самым грозным и беспощадным обличениям; апостолы называют еретиков, презирающих начальство, бессловесными животными, псами, свиньями, свирепыми морскими волнами, которые пенятся срамотами своими, звёздами блуждающими, которыми блюдётся мрак тьмы на веки (2 Петр. и посл. Иуд.) и т. п. Таким образом обыкновенно со-вопросники ничего серьёзного не возражали на это и я тогда просила вычитать учение о гражданской свободе и непокорности властям никоим образом не может претендовать на апостольское происхождение: апостолы никогда не проповедовали анархии. И между нашими лжеучителями, трактующими об этой свободе от закона, и апостолами лежит такая же пропасть, какая существует между светом и между тьмой. В самом деле, что может быть общего между Христом и Велиаром ( 2Кор.6:15 )! Либеральная светская печать за последнее время с особенной энергией выступила на защиту сектантства и забила тревогу о мнимых его притеснениях за веру. Она пользуется каждым малейшим поводом и случаем, чтобы поговорить по тем или другим вопросам, касающимся раскола и сектантства. |
Многое и еще можно бы сказать по настоящему вопросу! Но целью данной статьи было высказаться по поводу новых определений Св. Синода, а не трактовать о постановке преподавания науки о расколе в духовных семинариях. Итак, какие же общие выводы из всего сказанного? Следующие: необходимо семинаристов последних классов сблизить с народом, с его жизнью и нуждами духовными; необходимо познакомить их с живым расколом, беседами практическими приучить их к разговорам о вере с невежественной массой и на уроках обличения раскола сообщать то, чем действительно живет духовно местный раскол; а для этого необходимо и преподавателю семинарии быть близко знакому с местным расколом и пользоваться известной свободой в деле преподавания. М. Чельцов Потехин С. Нравственно-христианская точка зрения на сектантство и на отпадения от Церкви//Миссионерское обозрение 1901 г. 3. С. 310–321 В Св. Писании есть несколько образов, наглядно уясняющих сущность и происхождение той нравственной силы, которая отличает христиан от последователей других религий: иудеев, магометан и язычников. Это священные образы виноградной Лозы с её ветвями, Тела Христова с Его членами, мужа и жены с их супружескою жизнью. Первый образ дал нам Сам Господь наш Иисус Христос. «Аз есмь виноградная Лоза, говорил Он в Своей предсмертной беседе с учениками, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Пребудьте во мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.15:1–6 ). Из этих слов Спасителя ясно, что сущность нравственной силы христианской состоит в самом тесном единении христиан с Господом Иисусом Христом. Это единение должно простираться и собою обнимать всё, что представляется делом веры и делом нравственности христианской, что относится ко Христу и исходит от Него. Вся вера и вся нравственность христианская должны быть в самом тесном органическом союзе и единении с Христом, подобном тесному органическому единению ветвей с их виноградною лозою. Только такое единение веры и нравственности со Христом, только такое пребывание во Христе может принести плод и даже «много плода», а наоборот, отрешение веры и нравственности христианской от Христа, подобное отсечению ветвей от своей лозы, является для христиан причиною их полного нравственного бесплодия и грозит участью нравственной смерти и всепоядающего огня. |
Аще не снесте плоти Сына Человеческого (Его, Иисуса Христа) ни пиете крове Ею, живота не имате в себе ( Uoah. VI, 53 ). Сия же писана быша, по свидетельству возлюбленнейшего ученика Иисусова, св. Иоанна Богослова, Апостола и Евангелиста, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его ( Иоан. ХХ, 31 ). А св. Апостол Павел пишет: Ежели отвергся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или трех свидетелях умирает. Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? Страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго ( Евр. Х, 28, 29, 31 ). По-русски это: «Ежели отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью : то сколь жесточайшему, думаете, мучению повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою он освящен, и ругается над Духом благодати! Страшно впасть в руки Бога живого». Вы, церковных собраний чуждающиеся, вы, ругающее самую церковь Христову, не почитающие за святыню Кровь Христову, во храмах Божиих тайно священнодействуемую, ругающиеся над Духом благодати, совершающим все таинства в православной христианской церкви нашей, – вы како избежите гнева Божия, аще не обратитеся? како неповинны мучению будете, если не покаетесь? Вемы бо рекшаю: Мне отмщение; Аз водам, глаголет Господь. И паки: яко судить Господь людем своим, т. е., мы знаем того, кто сказал: Мне отмщение, Я воздам, глаголет Господь. И еще: Господь будет судить народ свой! «Да будет, да будет поучителен и памятен для соседок ваших, о. Иоанн, бывший грозный пожар у них! Да согреет хотя сколько-нибудь и растопит любовью Христовою охладевшее, окамененное сердце их!! Будем, не престанем о обращении их молить премилосердаго Отца Небесного и Господа нашего Иисуса Христа, не хотящего смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему! «Р. S. Прочитайте соборные послания сегодня празднуемого св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; прочитайте для себя и для Степана Ивановича и для его единоверок – да возбудятся читать и предпочитать истинные Богодухновенные писания писаниям человеков суемудрых и лукавых»! 146 . |
41 «Преданы также будут и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Лк. 21:16). Как это может случиться? – Это бывает при расхождении религиозных людей. Религиозное расхождение есть самое сильное. Предательство на религиозной почве было и во времена гонений на Церковь Божию в первые века Церкви христианской, и в теперешнее время, именно со дня появлений обновленческого раскола и других ему подобных церковных расколов. Если те, которых предают в тюрьмы, в ссылки, на всякие лишения, являются православными, то их предатели, именующие себя христианами, могут ли быть названы христианами?.. 42 «И сказал Господь: Симон, Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31—32). Самое главное у христианина – вера в Бога. Потеряв веру — потерял все... Как бы тяжко ни пал христианин, но если он сохранил твердую веру в Бога, он чистосердечно покается в своих грехах и обратится к Богу. А без веры дойдет до дна падения и не встанет... Скорби самые тяжкие за Церковь Божию – не доходят до отчаяния, так как мы верим, что врата ада не одолеют Церкви Христовой. Смерть подойдет – не убоимся, потому что верим, что и по смерти будем живы и с Богом. Вера в Бога – фундамент всей жизни нашей. 43 «А вы поступаете еще хуже отцов ваших, и живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня» (Иерем. 12:12). «Главнейшая задача христианина — стать обителью Божиею еще здесь, на земле» (Иоан. 14:23). А препятствие к нему – наше упорство, гордость, самоволие... Мы не желаем жить по светлыим и добрым заповедям Божиим, а стараемся жить по-своему, хотя и знаем, что это плохо для нас... Пока не сломим своей упорной воли в полное послушание Христу Спасителю, до тех пор не сойдет в душу нашу мир и радость. Господь призывает нас отречься от свое йгордой воли и отдаться в волю Божию, – не по какому-либо деспотизму (да не помыслит кто-либо о сем!), а по безпредельной любви к нам, так как только с Богом и в Боге наше полное блаженство, и притом вечное... |
Блж. Иероним находит параллель иудейского толкования (естественно-возрастного) с учением апостола Павла о ветхом и новом человеке в христианине. Только у Павла это относится не к естественному возрасту, а к духовному рождению во Христе. Историческое толкование притчи Екклесиаста. Умный юноша, который из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своём бедным , в противовес неразумному царю, который не умеет принимать советы и всё теряет, узнаётся в различных персонажах Библии, о чём пишет в своём толковании Раши. Таков Иосиф, который стал правителем Египта, выйдя из заточения. Таков юноша Давид, которому говорит Ягве Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождём народа Моего, Израиля ( 2Цар. 7:8 ). Саул оказался тем старым, но неразумным царём, который не умеет принимать советы Самуила, а потому теряет всё – и царство, и саму жизнь. Не было числа всему народу, который был перед Давидом, и восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч ( 1Цар. 18:7 )! Хотя позднейшие – Иерововам с десятью коленами Израиля – не порадуются им , а отложатся от дома Давидова. В Мидрашах притчу Екклесиаста относят к библейским поколениям людей. Старый неразумный царь знаменует собой поколение каинитов до потопа, когда было великое развращение человеков на земле ( Быт. 6:5 ). «Это относится к поколению потопа, о котором сказано: от всего живого ( Быт. 6:19 ). С отроком вторым , который существовать будет вместо того поколения, и это есть Ноах (Ной) и его сыновья» 4, 15–16]. От Ноя стал вновь размножаться род человеческий. « Нет конца всему народу . Они плодились и размножались сверх всякой меры» [там же]. Однако и это было ненадолго. Недолго жили люди по заповедям Ноя, недолго радовались им. « Так и последующие – это поколение раскола человеческого при попытке построить Вавилонскую башню. Не будут радоваться также и они тому благу, которое у них в руках. Ибо также и это суетой и сокрушением духа кончается» [там же]. И наконец святые отцы дают мессианское понимание притчи екклесиастовой. |
28-го июля 1863 года. Село Шиморское Меленков. Уезда. III. Извлечение из Слова, сказанного при поступлении на новый приход 4 «Не скрою бр., – радуясь иду к вам, и – благодарю Господа, что Он милосердый так скоро призрел на недостойное служение мое пастырское в стране раскола и извел меня из дебрей и пресловутых лесов Муромских, где я доселе семь лет, и при самых скорбных и неблагоприятных обстоятельствах, подвизался в борьбе с расколом, – извел «на свет» и поставил, волею Архипастыря нашего, в стража граду вашему. Радостно благодарю и преподобных отец наших Серия Радонежского и Романа Киржачского – Чудотворцев, что они не возгнушались моим недостоинством и соблагоизволили принять меня в число славословителей их св. подвигов – на месте их собственных подвигов... Но – радуйся ли – вы приемлете меня?.... С любовию ли? Соглашаюсь: любовь – дело условное, ее заслужить надо, если судить по человечески. Но в том дело, возл., что иное дело – любовь земная, иное – христианская, небесная, о которой собственно и речь у нас и которой я прошу от вас. Эта любовь небесная не знает никаких условий. Она по выражению Апостола, вся любить, всему веру емлет, всего надеется, все переносит. ( 1Кор.13 гл.): так как всегда и во всем видит первее всего славу и волю Божию: воля же Божия – любить нам в каждом человеке не качества его только те или другие, но главным образом самого человека, наше с ним братство о Господе и – в нас пастырях особо – наше к вам посланничество от Господа, наш сан, наше звание... Слова нет, опять, не мешало бы нам при этом, и «по человеку», быть от вас любимыми. Но возможная ли это вещь? Не думаю – что бы это было возможно – для желающих стоять на высоте пастырского служения, – для тех, кто хочет быть истинным настоящим пастырем для своих пасомых. Почему так? Потому, что большинство прихожан чего обыкновенно и главным образом желает от священника? – Послабления в их привычках, угодничества, скорой службы, а – случается – и светского, изысканного, ловкого обращения. Между тем священник должен быть всюду и за всегда и во всем провозвестником на словах и на деле того, елика суть истинна, елика честна, доброхвальна и пр. Скажите, как же тут священнику угодить на всех и каждого? И Спаситель что говорить? – Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо ( Лк.6:26 ). |
| |