Вожделенна эта высшая и непревзойденная жертвенная божественная любовь и крайнее смирение Владыки всех Иисуса Христа, чтобы наполнить, совместить и всколыхнуть наши Архиерейские сердца так, чтобы в мудрости и благоразумии и великой благодати почувствовать сверхъестественную и желаемую ту Архиерейскую молитву: «чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» в настоящее кризисное время испытания единства всего святого и священного Тела Святейшей Православной нашей Церкви. Смиренно и с ревностью размышляю, что это большая каноническая проблема, которая появилась, и заключается в так называемом восстановлении и признании как «Автокефальной Украинской Церкви» двух существующих раскольнических частей, составляющих значительное меньшинство Христоименитой полноты (священного клира и народа) Украины, перед тем антиканонически снявши каноничность Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, признанную всеми Автокефальными Православными Церквями, выходит за рамки всего предыдущего в церковной истории (глубже и многограннее даже Мелитианской схизмы, что в конце концов была решена согласно крайней икономии Первым Вселенским Собором) и является сложнее ее и шире. Одним словом, восстановление как канонических епископов и клириков отлученных, анафематствованных и раскольников, но и от них (действительных отлученных, анафематствованных и раскольников) принятых хиротоний, и очевидно лишенных благодати Божией и права священнодействовать, – немыслимо и всегда несовместимо с Божественными и Священными канонами и каноническим правом Святой нашей Православной Церкви. Недавно возведенный в «Предстоятеля Автокефальной Церкви Украины» Епифаний, получивший хиротонию во все три степени священства (диакона, пресвитера и епископа) от бывшего (Митрополита) Киевского Филарета, действительно отлученного, анафематствованного и раскольника, по этой же причине, согласно Священным канонам и многовековому Церковному Преданию, является лишенным всякой священной степени, не приняв благодати Всесвятого Духа от отлученного и вне церковного общения находящегося архиерея, и невозможно этому совершенному акту задним числом вылечиться. Таково действующее положение вещей.

http://pravoslavie.ru/120984.html

Согласно многовековой вере нашей Церкви, еретические и раскольнические сообщества не являются частью Церкви. Еретики и раскольники отсекаются от Церковного тела, как больные, прогнившие члены; при этом целостность Церкви не нарушается, подобно тому как остается живым, зеленеющим и продолжает плодоносить дерево, с которого обрезают сухие ветви. Согласно многовековой вере нашей Церкви, еретические и раскольнические сообщества не являются частью Церкви Согласно новоявленной концепции экуменизма, представляющего собой экклезиологическую ересь, ни одно отдельно взятое христианское сообщество не является Церковью (включая и православных). Для экуменистов Церковью является лишь совокупность всех таких сообществ. Именно по этой причине на Критском соборе не поднимался вопрос о ересях: наоборот, его участники согласились с тем, что еретические сообщества также являются «Церквями», и произошло то, о чем говорил святой Марк Ефесский, а именно «смешение несмешиваемого» — совмещение того, что является несовместимым: истины с ложью, Православия — с заблуждением и ересью. Св. Марк говорил эти слова о злосчастной «Унии» между папизмом и Православной Церковью, которая была заключена на Ферраро-Флорентийском лжесоборе (1438–1439). 2. Никакого общения с еретиками и раскольниками. Вред и погибель для души Давайте рассмотрим, как святой Афанасий Великий, который был учеником преподобного Антония, излагает его взгляды и отношение к величайшей ереси — арианству, терзавшему Церковь на протяжении десятилетий, а также к мелитианскому расколу, из-за которого Александрийскую Церковь лихорадило на протяжении долгих лет. Мелитианские раскольники получили свое название по имени епископа Мелития Ликопольского, который воспользовался отсутствием Патриарха Александрийского и других епископов из-за гонений и тюремных заключений в период правления Диоклетиана и совершил вторжение в их епархии, находившиеся за пределами его юрисдикции, где незаконно рукоположил епископов. Помимо таких раскольнических действий, Мелитий проявлял непомерную строгость к отпавшим от Церкви и налагал на них жесточайшие епитимьи (как это происходило и у донатистов), в то время как Православная Церковь была к ним более снисходительной.

http://pravoslavie.ru/137010.html

Следовательно, ничто и в богослужении не нарушало строгого и сурового поста этого дня, не смягчаемого близостью великого праздника. Даже в Иерусалимской церкви богослужение этого дня отличалось простотою и было обыкновенным постным. Прежде всего бдение здесь под этот день, как мы только что видели, было необязательно и на него приходили не все с вечера, иные только с полуночи. Кроме этого бдения или, что то же в данном случае – утрени, в великую субботу в Иерус. церкви совершались еще только 3 и 6 часы: «на третье, также и на шестом часу бывает (fit) по обычаю», замечает паломница, «на девятом же часе не бывает (службы) в субботу, но подготовляется пасхальное бдение в великой церкви, т.е. в Мартириуме» 1330 . Следовательно, в великую субботу в Иерусалимской церкви не было не только литургии (по случаю поста), но и 9 ч и вечерни (в виду бдения). Не было в этот день литургии и в Римской церкви, по свидетельству папы Иннокентия 1331 . Пасха В отношении Пасхи настоящая эпоха прежде всего ознаменовалась почти окончательным решением вопроса о времени празднования ее. До какой остроты дошли в IV в. споры об этом, видно из того, что, по признанию современников, они волновали Церковь не менее тогдашнего великого христологического вопроса 1332 , а по выражению Сократа, христиане хотя из-за этого «не расторгали общения, но по причине разногласия проводили это праздник печальнее» 1333 . Никейский вселенской собор по свидетельству Созомена и созван был столько же для решения этого литургического спора, сколько из-за арианской ереси 1334 . В послании к александрийской церкви Никейский собор после речи об Арии и мелитианском расколе пишет: «извещаем вас, что вашими молитвами решено дело и о согласном праздновании пасхи, так что все восточные братия, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать ее согласно с римлянами. с нами и со всеми, которые (с. 288) издревле хранят ее по нашему» 1335 . Имп. же Константин об этом постановлении собора отправил особое послание церквам, в котором говорит, что на соборе «признано за благо всем и везде праздновать Пасху в один и тот же день» не вместе с иудеями, виновными в господоубийстве и отцеубийстве, чтобы не быть обязанными им доже в этом, тем более, что они заблуждаются и в этом, так как иногда у них оказывается в году две пасхи, – а главное, чтобы не было разногласия касательно такого «праздника веры», относительно времени которого тогда уже царило согласие между Римом, Италией Африкой, Египтом, Испанией Галлией, Британией, Ливией и целой Грецией 1336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Арий , уроженец Ливии или Александрии, был рукоположен во диакона св. Петром Александрийским и им же был отлучен за приверженность мелитианству. Очевидно, позже он раскаялся, поскольку архиеп. Ахилла рукоположил его во пресвитера. Ок. 318-320 гг. произошел конфликт Ария со свт. Александром. Обвиняя своего епископа в неверном толковании догмата о Св. Троице, еретик-пресвитер сумел привлечь немало сторонников: к Арию благосклонно отнеслись Евсевий Никомидийский и Евсевий Кесарийский, среди последователей Ария было несколько епископов, в т. ч. 2 из Египта, немало священников и диаконов, большое число дев, посвятивших себя Богу. Архиеп. (Патриарх) Александр, решительно выступивший против арианства, созвал в Александрии Собор (320/21), на к-ром присутствовало ок. 100 епископов из Египта и Ливии. Собор осудил новую ересь, но Арий не прекратил проповедовать свои взгляды. Тогда Патриарх созвал весь клир города и его окрестностей, предложив подписать осуждение Ария. Окружное послание, сообщающее об отлучении ересиарха и его приверженцев в Александрии и Ливии, было направлено др. Церквам. Всего свт. Александром было составлено ок. 70 посланий с обличением и осуждением Ария; сохранился сир. фрагмент одного из них, к-рое было направлено епископам Востока и было подписано 200 епископами не только Египта, но и Палестины, М. Азии, Греции и Балкан. Оказавшись в изоляции, Арий был вынужден покинуть Александрию, но вскоре, воспользовавшись войной Лициния и Константина, вернулся в Египет. Победивший своего соперника имп. Константин, став единовластным правителем Римской империи (324), попытался уладить противостояние православных и ариан. Не имея точной информации о церковных делах на Востоке и не зная всей сложности положения, император направил послание, адресованное одновременно и Александру, и Арию, в к-ром упрекал обоих в нарушении мира из-за расхождений в незначительных вопросах веры и побуждал их воссоединиться. Это послание доставил в Александрию св. Осий Кордубский, присутствовавший на Соборе 324 г., где обсуждались вопросы о времени празднования Пасхи, о мелитианской схизме и дело свящ. Колуфа , претендовавшего на самостоятельное поставление иереев. Но и после этого в городе продолжались столкновения православных с арианами, в ходе к-рых было ниспровергнуто неск. статуй императора. Константин, видя, что ситуация осложняется, созвал в Никее Собор, ставший в истории I Вселенским. Собор осудил учение Ария, а Патриарх Александр вернулся в Александрию с посланием отцов Собора православным Египта; особое послание александрийцам направил и император, призывая принять решения Собора. Но хотя арианство и было осуждено в Никее, оно не прекратило существования и продолжало распространяться. III. Патриаршество свт. Афанасия Великого (328-373)

http://pravenc.ru/text/82070.html

а) со стороны раскольников не было раскаяния. Следовательно, вполне естественно, что Филарет вновь может делать то же самое; б) раскольники не вернулись (и не имели такого намерения) в общение с Церковью, от которой они отделились. Таким образом, проявляется неуважение к Поместной Церкви и нарушается основной фундаментальный принцип церковной традиции, согласно которому общение с соборной Церковью происходит через Поместную Церковь и судебное решение по церковным преступлениям, вынесенное Поместной Церковью, действует на всем пространстве Вселенской Церкви (Апостольские правила: 12, 32; Антиохийский Собор: правило 6; Карфагенский Собор: правило 9); Не были заново рукоположены те, кто принял псевдохиротонию в расколе, от анафематствованных и саморукоположенных в) не были заново рукоположены те, кто принял псевдохиротонию в расколе; г) не были заново рукоположены те, кто принял псевдохиротонию от низложенных и анафематствованных; д) не были заново рукоположены те, кто принял псевдохиротонию от саморукоположенных и нерукоположенных; как было определено решением I Вселенского Собора по мелитианскому расколу и как недавно поступил Вселенский Патриархат, когда дела двух «епископов»-старостильников были переданы в юрисдикцию Соединенных Штатов Америки. Их рукоположили как нерукоположенных! е) бывшие раскольнические «епископы» не подчинились каноническим епископам, как предусматривает 8-е правило I Вселенского Собора, рассмотревшего вопрос возвращения в церковное общение раскольнических священников (кафаров), в котором сказано: «Епископ Православныя Церкви будет имети епископское достоинство; а именующийся епископом у так называемых чистых пресвитерскую честь имети будет; разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. …да не будет двух епископов во граде». Напротив, они остаются епископами «параллельно» с каноническими епископами в той же епископии. При этом мы имеем не только параллельное сосуществование двух епископов в нарушение 8-го правила I Вселенского Собора, предписывающего, чтобы не было «двух епископов во граде», но и создание параллельной Церкви и параллельного Синода на территории другой автокефальной Церкви…

http://pravoslavie.ru/122423.html

В конце концов по приказу императора в Никее в 325 году был созван Первый Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, в качестве Символа веры было принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан. Афанасий в качестве секретаря сопровождал Патриарха Александра на этот собор и активно участвовал в спорах о природе Христа — Ария и всю его аргументацию он отлично знал. И один в поле воин А через год Патриарх Александр умер и Афанасия избрали его преемником. Впереди были 46 лет епископского служения, за время которого его много раз изгоняли и возвращали обратно. Арий, некогда также претендовавший на это место, в то время был уже в ссылке, но значительная часть клира по-прежнему разделяла его взгляды. А один из ярых ариан, Евсевий Никомидийский, возвращенный императором из изгнания, сумел сделать все, чтобы тот поддержал именно арианскую версию христианства. В 330 году вернулся из ссылки и сам Арий. Константин же, действуя прежде всего как государь, пытался примирить враждующие партии. Читайте также: Арианская ересь: как она родилась и кто потом использовал ее в политических целях Единственным, кто отказывался признавать равноправие истинного христианства и арианской ереси и принимать ариан в свою общину, был Афанасий Александрийский. Поэтому, имея огромное влияние в высших кругах, ариане сделали все, чтобы добиться осуждения своего непримиримого противника. В 335 году Тирский Собор обвинил его ни много ни мало в убийстве мелитианского епископа Арсения. При этом вещественным доказательств служила отрубленная рука Арсения, хотя, по некоторым данным, он вообще был на тот момент жив. И все-таки, несмотря на абсурдность обвинения, Афанасия сослали на задворки империи, в Трир (недалеко от границы между нынешними Германией и Люксембургом), откуда он вернулся только после смерти императора Константина. Битва титанов Однако не успели Афанасия снова избрать на Александрийскую кафедру, как в 340 году опять изгнали — ариане сделали для этого все возможное. Его место в Александрии занял арианин Григорий. А в 341 году Антиохийский Поместный Собор, изначально не признанный Вселенским западным епископатом, закрепил арианство как официальное учение. Но в 345 году Григорий умер, и епископом в Александрии снова стал Афанасий. Причем каждый раз, когда его свергали, арианам удавалось добиться решения о заточении его в тюрьму, и с помощью близких людей святителю приходилось скрываться, пока его по всей империи искали как опасного преступника.

http://foma.ru/v-kakih-bojah-vykovyvalas...

Зачем древние писатели стали бы приводить цитаты из этих посланий? Ведь все они – в полном смысле сочинения по случаю и только для данного случая, без догматического элемента в содержании. Впрочем и теперь это молчание далеко не так полно, как это представляется по Гефеле:несомненно – и по Гефеле – подлинное послание сердикского собора «пресвитерам, диаконам и всей святой церкви Божией, в Александрии присельствующей, возлюбленным братиям» « Κα πρν μν» предполагает как дело само собою разумеющееся, что им будет писать послание и сам Афанасий в. 123 И вопрос становится уже более сложным: требуется доказать, что «Наес scribenmes» he есть это подлинное послание Афанасия в. Св) Но эти послания, рассуждает Гефеле, – «даже ни в какой другой рукописи kpoмecodex Veronensis he встречаются». Но что же отсюда следует?! Разве не в одной только рукописи сохранялось  Διδαχ τν δδεκα ποστλων? Paзbe Termulliani ad namiones, paзbe Sulpicii Severi chronica uздaюmcя не по одной ркп.? Разве не так же в сущности стоит дело и с Арнобием, и с Зосимом, и с сирским переводом пасхальных посланий Афанасия в.? Разве не одна рукопись сохранила Ехсегрта latina barbari? Или подозрителен moльko codex Veronensis lx. 58? Нисколько. И по Гeфeлe «hismoriaacephala», coxpahubшaяcя только здесь и до 1848 г. поражавшая своим одиночеством, есть высокоценный памятник. И по Гефеле 124 послание Осия и Протогена «возлюбденнейшему брату Юлию» puмckoмy «Meminimus et menemus» noдлuhho; а оно уцелело только b cod.Veronensis. Ho ничто так наглядно не показывает, что Гефеле свои критические весы держит криво, как его следующее 125 суждение о посланиях по мелитианскому расколу: «в подлинности этих трех документов не сомневается никто, а их важность признана всеми». Но разве не в одном и eдuhcmbehhoм cod. Veron, сохранились эти документы? И вдобавок о посланиях «Haec scribentes», «Emiam» u «Sancma» b самом худшем случае можно сказать только то, что другими нам известными памятниками они не подтверждаются, тогда как o «Simplici ratione», «Hanc epismolam» u «Quoniam cognovi Meletium» приходится сказать, что они существенно расходятся с известиями y Epiphan.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

наотрез отказался. Затем он подозвал к себе пресв. Ахиллу и Александра и в частной беседе поведал им причину своего отказа. П. сказал, что ему явился Христос в виде отрока в разорванных одеждах и, когда П. поинтересовался, кто разорвал Его одеяние, Спаситель ответил, что это сделал Арий, и потребовал ни при каких условиях не принимать его в Церковь. Христос также предсказал скорую мученическую кончину П., а также что Ахилла и Александр станут его преемниками на Александрийской кафедре один за другим. Возможно, что весь этот сюжет отражает воспоминания александрийских христиан о борьбе П. с Мелитием, а имя Ария, ставшее известным в связи с его учением лишь после смерти П., было анахронизмом и появилось в тексте вместо имени Мелития. Сам образ разорванных одежд как иллюстрация ситуации в Церкви, пребывавшей в расколе, более подходит ко времени мелитианской схизмы, чем к периоду догматических споров вокруг арианства. Далее в Житии приводится наставление П. к Ахилле, Александру и к народу, в к-ром П. обличает именно Мелития. Затем содержится аллюзия на послание П. к Мелитию. Согласно Житию, император отдал приказ казнить П. в Александрии, поскольку доставить его в Никомедию оказалось невозможно. Но воины не могли вывести П. из темницы: люди и день и ночь сидели у ее входа и не давали им это сделать. Однако П., утешенный видением Христа и опасавшийся, чтобы воины не применили насилия к народу, дал стражникам совет проделать брешь в стене и тайком вывести его. П. вывели из темницы ночью через брешь, так что сторожившие у ворот ничего не узнали. По желанию П. его отвели в квартал Вукол (τ Βουκλου) и дали возможность помолиться на могиле ап. Марка. В Житии приводится пространная молитва П., в к-рой он вспоминает многих своих предшественников на Александрийской кафедре и просит Господа, чтобы его смерть положила конец гонениям. В это время некая дева-христианка, жившая неподалеку с отцом, во время молитвы услышала глас свыше: «Петр был первый из апостолов, а ныне Петр последний из мучеников».

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Но обвинения собирались «пачками», на запас: провалится одно — устоит другое. Будто Афанасий убил мелитианского «епископа» Арсения, а руку убитого приберег себе для колдовства. Чтобы избежать фактической проверки выдумки, клеветники спрятали самого Арсения в одном монастыре. Но агенты Афанасия нашли Арсения, и тот письменно просил прощения у Афанасия. A враги Афанасия так рассчитывали на полицейское подтверждение этих грубых криминалов, что даже собрались в Кесарии Палестинской в достаточном количестве, чтобы сразу создать инициативную соборную группу, чтобы собрать и другие подписи для скорого осуждения Афанасия. Этому лжесоборику пришлось разойтись ни с чем. Константину все это было доложено. Как истинный джентльмен, он возмутился этой низостью и даже специально написал Афанасию благосклонное письмо. Под этим впечатлением в это время (334) даже глава мелитиан Иоанн Аркаф присоединился к Афанасию. Но дежурные интриганы при дворе без труда вновь переделали неумного Иоанна из сторонника во врага Афанасия. После этого, в 335 г., мелитиане вновь пристали к арианам в борьбе против Афанасия. Тирский собор 335 г . B 335 г. наступил 30-летний юбилей единодержавного царствования Константина. K этому сроку подгонялся ряд торжеств. Заканчивалась постройка базилики над гробом Господним в Иерусалиме. Константин созывал епископов на собор в Иерусалиме не только для торжества освящения базилики, но и для решения «египетских споров». Успех в свое время собора в Никее был для Константина незабываемым и переживался им мистически. Все, что загадочно «не клеилось» у него в церковной области, ему, казалось, удастся разрешить мистикой собора, в мистической атмосфере восстановления гроба Господня. Но предваряющий богослужебные церемонии деловой собор назначался все-таки в недалеком, но удобном для размещения гостей приморском Тире. Все враги Афанасия, почти два года тому назад раздосадованные неудавшимся собором в Кесарии, были теперь налицо. B императорском письме-указе поручалось устроить искомый церковный «мир» (стократно мелькающий мираж и манящий римское сердце Константина на pax romana).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Святитель Макарий возглавлял Иерусалимскую Церковь с 313 по 333 год. Никейский собор Первый Вселенский Собор в Никее. Новгородская икона XV в. Созыву собора в Никее предшествовало появление в Александрийской Церкви нового разделения, вызванного учением, которое проповедовал местный пресвитер Арий. Он был родом из Ливии, изучал христианское богословие в Александрии и Антиохии. В Александрии уже на рубеже III и IV веков пресвитеры, возглавляя христианские общины отдельных кварталов со своими храмами, подобные современным приходам, пользовались большой самостоятельностью. Арий к тому же имел репутацию знатока богословия, искусного экзегета Священного Писания, красноречивого проповедника и миссионера. Его популярности способствовало умение общаться с паствой с особой доброжелательностью, в которой одни видели проявление христианской любви, а другие – стремление к успеху у публики, находя самый тон его бесед чрезмерно заискивающим. Напряжение в отношениях между ним и правящим епископом святителем Александром возникло уже в силу того, что Арий, опираясь на свою популярность в народе, держался слишком независимо. При священномученике Петре Арий присоединялся к мелитианскому расколу, затем, правда, отставив схизму, вернулся в каноническую юрисдикцию. Как пишет о появлении арианской ереси Сократ Схоластик, епископ Александр «иногда, в присутствии подвластных себе пресвитеров и других клириков, любочестно богословствовал о Святой Троице, рассуждая философски, что Святая Троица есть в Троице Единица. Один подчиненный ему пресвитер, Арий, человек не без знания диалектики, думая, что его епископ вводит учение Савеллия Ливийского, из любопрения уклонился к мнению, прямо противоположному мысли Савеллия, и на слова епископа стал грубо предлагать возражения, говоря, что если Отец родил Сына, то Рожденный имеет начало бытия; а отсюда явно, что было время, когда не было Сына, и необходимо следует, что Сын имеет Свою личность из небытия» . Изъясняя учение о Сыне Божием, Арий учил, что, будучи рожденным от Отца, Он имеет начало во времени, что только Отец имеет вечное и безначальное бытие, а Сын рожден Отцом прежде сотворения мира, и поэтому он называл Его перворожденным всей твари.

http://pravoslavie.ru/44877.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010