занял после кратковременного пребывания на ней Ахилла святой Александр, Мелитий и его сторонники склонялись уже к примирению с кафоликами. Императору Кон­стантину пришлось иметь дело с расколом в Египте лишь начи­ная с 324 г., когда после низложения Лициния Египет перешел под его управление. «В это время, – по словам блаженного Феодорита , – бразды Римской церкви держал Сильвестр» 57 . Он занял ее в 314 г. «В Анти­охии по смерти тирана... власть правительственную принял Виталий... а следовавший за ним предстоятель Филогоний... во время Ликиния показал ревность по благочестию» 58 . Время предстоятельства святого Филогония – с 318 по 322 г. Его преемник Павлин занимал Антиохийскую кафедру в течение одного года, и в 323 г. на нее был поставлен святой Евстафий. « Церковь Иеру­салимская, после Ермона, была вверена Макарию, мужу, впол­не достойному своего имени» 59 . Святитель Макарий возглавлял Иерусалимскую церковь с 313 по 333 г. 7. Никейский Собор Созыву Собора в Никее предшествовало появление в Алек­сандрийской церкви нового разделения, вызванного учением, которое проповедовал местный пресвитер Арий. Он был родом из Ливии, изучал христианское богословие в Александрии и Антиохии. В Александрии уже на рубеже III и IV веков пресви­теры, возглавляя христианские общины отдельных кварталов со своими храмами, подобными современным приходским церк­вам, пользовались большой самостоятельностью. Арий к тому же имел репутацию знатока богословия, искусного экзегета Свя­щенного Писания, красноречивого проповедника и миссионера. Его популярности способствовало умение общаться с паствой с особой доброжелательностью, в которой одни видели прояв­ление христианской любви, а другие – стремление к успеху у публики, находя самый тон его бесед чрезмерно заискиваю­щим. Напряжение в отношениях между ним и правящим еписко­пом Александром возникло уже в силу того, что Арий, опираясь на свою популярность в народе, держался слишком независимо. При священномученике Петре Арий присоединялся к мелитианскому расколу, затем, правда, оставив схизму, вернулся в кано­ническую юрисдикцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Арий приехал к императору вместе со своим единомышлен­ником Евзоем, и после беседы с Константином они оба подали ему составленное ими исповедание веры, в котором нарочито неопределенными словами замазывалось богословское расхож­дение между православным догматом о единосущии Божествен­ного Сына Отцу и арианским учением, отвергающим тождество природы Отца и Сына: «Веруем во единого Бога Отца Вседержи­теля, и Господа Иисуса Христа Сына Его, прежде всех веков от Него рожденного Бога – Слово, чрез Которого все сотворено на небесах и на земле... и Духа Святого, и в воскресение плоти, и в жизнь будущего века, и в Царство Небесное, и в одну вселен­скую Церковь Божию...» 125 . Константин, по своей богословской неискушенности, искренне поверил в то, что Арий отошел от своих прежних взглядов и принял никейскую веру, даром что в его исповедании, естественно, отсутствовал ключевой термин «единосущный». Величайшим богословом и философом Констан­тин почитал Евсевия Кесарийского , и он хорошо знал, что тот избегал в своих сочинениях этого термина, находя его чуждым библейской и церковной традиции. Разрешив Арию возвратиться в Александрию, император потребовал от святителя Афанасия принять его в общение, а тот отказался выполнить это требование, находя его совершенно неприемлемым, доколе Арий не откажется от своей ереси, при­няв Никейский символ в его полноте, чем снова вызвал раздра­жение у Константина, стремившегося к водворению в Церкви мира и согласия. Узнав о непримиримости Афанасия, император писал ему: «Имея доказательство моей воли, ты должен позволять беспрепятственно вступать в Церковь всем, кто желает вступить в нее. Если я узнаю, что ты воспрепятствовал кому-нибудь при­соединиться к Церкви или возбранил вход в нее, тотчас пошлю низложить тебя, по моему приказанию, и вывести из тех мест» 126 . Воспользовавшись раздражением императора против Афа­насия, его враги снова обрушили на него ушаты клеветниче­ских обвинений, повторяя старые – о пролитии Святой Крови, о незаконных поборах, – и изобретая новые, среди которых была и экзотическая выдумка о том, будто Афанасий убил мелитианского епископа Арсения, отчленил его руку и затем пользовался ею в колдовских целях. Самого же Арсения они спрятали в одном из монастырей. При этом они демонстрировали человеческую руку, неизвестно как попавшую в их распоряжение, утверждая, что они отняли ее у Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

684 Преподобный Анастасий здесь не совсем точен. Александрийский архиепископ Петр I отлучил Ария, бывшего тогда еще диаконом, за сочувствие мелитианскому расколу, а не за триадологические заблуждения, которые он начал проповедовать позже. После мученической смерти Петра в 311 году, Арий соединился с Александрийской Церковью и был рукоположен преемником Петра Ахилой в пресвитерский сан. После Ахилы был, наряду с Александром, кандидатом на Александрийскую кафедру. Арианская смута началась уже в 318 году, когда Арий в споре со свт. Александром стал отрицать Божество Христа. 685 Согласно Арию, Бог есть замкнутая совершенная неизменяемая и неподвижная монада. Бог есть безначальный Абсолют, Который может быть только один. Только Отец безначален, поэтому только Отец является Богом в собственном смысле. Все иное – инородно Богу и имеет иную сущность, в том числе и Сын, Который рождается, то есть изменяется, а, значит, является не Богом, а тварью. Поэтому Сын чужероден и не подобен Отцу, рожден «из не сущих» (ξ οκ ντων), «было время, когда Его не было». Сын есть тварь, хотя и высшая, есть посредник Отца в деле творения, в котором нуждается абсолютно трансцендентный всему тварному Бог. Воплощение Сына – еще одно доказательство Его не подобия Отцу, ибо трансцендентный Своему творению Бог никак не может с ним соединиться. 686 Преподобный Анастасий ссылается на Символ Никейского Собора: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло, как на небе, так и на земле, ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа». К этому Символу был добавлен анафематизм, в котором перечисляются основные положения учения Ария: «Говорящих же, что «было, когда Его не было», и «до рождения Он не существовал», и что Он произошел «из не сущих», или говорящих, что Сын Божий «из иной Ипостаси» или «сущности», или что Он «создан», или «преложим», или «изменяем», таковых анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

3) Собрание сочинений архимандрита Павла (прусского), в 3-х частях. В своих сочинениях о.Павел, будучи по преимуществу практическим миссионером, затронул вопросы по всем предметам, которые изложены им в форме бесед. 4) «Руководство по истории и обличению русского раскола» К.Плотникова , в 2-х частях. 5) То же профессора Н.Ивановск ого , в 3-х частях. 6) Почтенную литературу по части раскола оставил покойный профессор Московской Духовной Академии, он же редактор журнала «Братского слова», Н.И.Субботин . Им собраны и изданы: 1) Материалы для истории раскола, 2) Материалы для истории так называемой австрийской, или белокриницкой иерархии, 3) История так называемого австрийского, или белокриницкого священства (в двух частях или выпусках), 4) «Переписка раскольнических деятелей» (в 3-х выпусках) и 5) «Летопись раскола» (в 2-х выпусках). Вообще, как старопечатные книги, так и все нужные книги и пособия по обличению раскола, желающие могут приобрести из Никольского единоверческого монастыря в Москве: первые – из единоверческой типографии, а вторые – из Братства святителя Петра митрополита. 28. Чем каждый христианин может служить делу миссии Молимъ вы, братїе, вразмлйте безчинны ( 1Фес.5:14 ). Сия заповедь святого апостола обязательна для всех христиан. Итак, никто не говори: «Для вразумления заблуждающих есть нарочито избранные лица, на которых лежит долг возвещать истину Божию и обличать всякое уклонение от истины; а мне какое дело до того, что заблуждается тот или другой?» И при апостолах были нарочито избранные лица, были епископы, поставленные Духом Святым пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжал Он кровию Своею, – были пресвитеры церковные, которым вменялось в обязанность проповедывать слово истины благовременне и безвременне, настоять, обличать, запрещать; но, несмотря на то, святой апостол и всем верующим вменяет в обязанность «вразумлять бесчинно-ходящих». Как тело одно, но имеет многие члены, и члены одного и того же тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. «И вы – тело Христово, а порознь – члены. Страдает ли один член – страждут с ним все члены; славится ли один член, – радуются с ним все члены. Так устроил Сам Господь, чтобы не было разделения в теле, а все члены заботились друг о друге» ( 1Кор.12:14–27 ). Вот учение апостольское о союзе всех членов церкви!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Скачать epub pdf О ПРИЕМЕ В СВЯТУЮ ЦЕРКОВЬ ПРАВОСЛАВНУЮ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ОТ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО РАСКОЛА «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). Ты спрашиваешь меня, дорогой друг, как принимать обращающихся в Святую Церковь Божию обновленческих клириков, иереев и диаконов? По этому вопросу я, много думая, беседовал со святителями Божиими и православными пастырями, а также обращался за руководящими данными к Святейшему Патриарху и отцу нашему Тихону. По его благославлению, в нашей Херсоно-Одесской Епархии, а также Харьковской, Екатеринославской и Таврической (говорю о тех Епархиях, о коих знаю), – установилась такая практика: нужно прежде всего наблюдать, от кого и когда получил свою хиротонию обновленческий священник или диакон. Если его рукоположил православный Епископ, т.е. такой Епископ, который воспринял благодать архиерейства в недрах Святой Церкви Божией, и не изменял святому православию, например, укажу известных тебе святителей: Преосвященный Епископ Прокопий (Титов) Николаевский или же Преосвященный Епископ Парфений (Брянских), или я, многогрешный, то всех клириков таких ни в коем случае нельзя вновь рукополагать, ибо хиротонию свою эти клирики приняли от благодатных епископов и Церковь Божия строго карает нарушителей сего. Послушай, что говорит 68 Апостольское правило: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон приемлет от кого-либо второе рукоположение – да будет извержен от священного чина, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верным, ни служителям Церкви быть не возможно». Посему, если такие клирики, рукоположенные православными святителями, все время верными Церкви Божией, захотят придти в Православную Церковь от обновленческого раскола, то после соблюдения обычных в сем случае условий: 1) отречения письменного от обновленческого раскола пред его представителями; 2) публичного отречения от обновленчества пред верующим народом и

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Издание Братства святителя Василия, Епископа Рязанского Часть 1-я Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. ( 2Тим.4:3–5 ) Avt К читателям Достоинство и характер определений Стоглавого Собора относительно сложения перстов для крестного знамения и благословения (Из беседы с беспоповцами в деревне Велине Рязанской губернии) Беседа о перстосложении назначена была самими раскольниками. Защитником раскола выступил некто Арсений, мастер-красильщик фабрикантов Лебедевых, родом гусляк, из деревни Заполицы, Богородского уезда. Он прежде принадлежал к секте поповцев австрийского согласия, но потом перешел к беспоповцам-перекрещенцам. От роду Арсению было не более 35 лет; в браке не был; он трезв и постник, живет уединенно, что и дает ему особую цену в глазах темного раскола. По праздникам Арсений занимается списыванием цветников и выпискою из книг разных мест, служащих, по понятию его, к обличению Церкви Греко-российской и защите раскола. После моей речи к народу и разъяснения предмета бесед Арсений и я сели за стол. При мне сотрудников не было. Не видно было никого и на стороне Арсения. После обычных при таких случаях приветствий и благожеланий узреть свет истины – Свет Христов, я предложил Арсению сотворить на себе крестное знамение. Он перекрестился двуперстно; перекрестился и я, но троеперстно. Затем я спросил его: «Какая же у нас с тобой разница в знамении креста Христова? В изображении крестного знамени ты ничем не отличался от меня. Ты начал с чела своего, оттуда же и я; затем ты опустил руку свою на живот, так же и я; ты поднял руку на правое плечо, на правое – и я; с правого ты перенес на левое, так же точно и я; ты действовал десницею, десницею – и я. Как сам ты, Арсений, видишь, и как все окружающие видели, мы с тобой совершенно одинаково изобразили на себе крестное знамение. В чем же ты находишь разницу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

5. Ответ на 3, Анатолий Степанов: Анатолий Дмитриевич, они (змагары) не хотят слушать ничего: для них Роман Бондаренко - мученик. Эти, дорвись они до власти, превратят Белоруссию в такое же русофобское государство, в какое превратили его протестуны на Украине после майдана. Вот духовный закон, который касается и бчб-флагов: " " ...Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым " . После прикосновения фашистских прихостней, на руках которых кровь сотни тысяч убитых белорусов, к бчб-флагу и гербу " Погоня " эти символы сделались нечистыми. И если некоторые православные христиане не понимают этого, то возникает вопрос об их духовном здравии... Но Батька со своей командой и с этим вызовом справится. А вот у нас, как представляется, всё будет гораздо хуже... 4. Ответ на 1, Русский белорус: Противостоять этому, очевидно, и значит, – держать действительно Русскую линию. Спаси Вас Христос за честность и порядочность! 3. Ответ на 1, Русский белорус: Мы ни в какой операции не участвуем. А в отношении автокефального раскола Вы принципиально ошибаетесь. Заигрывание с проавтокефалистами (они же церковные либералы-модернисты) до добра не доведёт, а как раз расширит возможную базу автокефалистского раскола, который уже вызрел в Гродненской епархии и у некоторой части прозападно настроенной минской церковной интеллигенции. Тут нужны твердые и решительные действия, а не попытки затушевать ситуацию сделать вид, что никакой угрозы раскола нет. 2. Ответ на 1, Русский белорус: Мощно, мощно. 1. «Убит в уличной драке» – ?! К чему эта, даже не «циничная» (не дотягивает), а просто грязная и тупая ложь? До таких слов о произошедшей трагедии не опустилась даже лукашенковская пропаганда.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/14/ro...

Ибо это (пронзение тела Христова на Кресте – Ин. 19:31–34 ) было к пользе вселенной. Хотя и было с иным намерением, а в этом (расчленении тела Церкви) нет никакой пользы, а великий вред. Говорим это не только проводникам (раскола), но и тем, кто за ними следует (поборникам раскола), если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред. Сказанное мною относится не к начальствующим только, но и к подчинённым. Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха (раскола) не может загладить даже кровь мученическая! 811 В самом деле, скажи мне, для чего ты принимаешь мучения? Не для славы ли Христовой? Итак, будучи готов положить свою душу за Христа, как решаешься ты разорять Церковь , за которую положил душу Христос?» 812 Следовательно, для святого Златоуста не только ересь представляет собой великий грех , но и любой раскол. Расколы, по его словам, обыкновенно происходят от гордости, властолюбия и недостатка любви 813 , а также от нечистой, порочной жизни 814 . Конечно, здесь необходимо подчеркнуть ещё один момент, который по истинной христианской любви подчёркивают и апостол и Златоуст. Так, святой Златоуст говорит: «Еретические догматы (учения), которые вне (против) тех, которые мы приняли, надо предавать анафеме, и безбожные учения изобличать, но людей надо щадить и молиться об их спасении» 815 . Значит, ненавидеть следует не людей, а ересь, ибо она является ложью, которая губит спасение верных. «Должно ненавидеть, но не их, – говорит святой Златоуст, – а их учение, не человека, а порочную жизнь и развращённую (искажённую) волю. Человек есть дело Божие, а заблуждение – дело дьявола... Ведь если ты будешь ненавидеть (человека), то, как можешь обратить заблуждающегося (к Истине)?» 816 В этом же смысле писал и человеколюбивый апостол Павел Тимофею, говоря, что рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины 817 , чтобы они освободились от сети дьявола ( 2Тим. 2:24–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Иначе, почему же в этом заявлении так называемого «Синода» говорится о том, что переход в Московский Патриархат недопустим, что «таинства», которые совершаются в расколе, должны быть признаны действительными? Более того, там говорится, что на Украине вообще никакого раскола нет, а просто существует автокефальная церковь, чья состоятельность еще временно не признана, то есть выдается желаемое за действительное… На самом деле это, конечно, раскол, трагический раскол. Что же касается того, как раскольники должны возвращаться в Церковь и какие могут быть способы их принятия, мы, как я уже неоднократно говорил, настроены таким образом, чтобы процедура возвращения из раскола ни в коем случае не была унизительной. Как говорится в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви, возвращение из раскола мы уподобляем тому, о чем говорил Господь Иисус Христос в Своей притче о заблудшей овце: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся (Мф. 18:12-13)». Митрополит Иларион также ответил на вопрос об оценке террористического акта в Запорожье: «Церковная оценка этого события уже прозвучала в соболезновании, которое Святейший Патриарх Кирилл направил Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру и епископу Запорожскому и Мелитопольскому Иосифу. Там говорится, в частности, о том, что «любой, кто целится в небо, попадает, в конце концов, в самого себя». Я думаю, что этим все сказано. Попадает он, конечно, не только в самого себя, он попадает в других людей, во все общество, но очень важно, чтобы такие трагические события не воспрепятствовали консолидации общества и сплочению верующих вокруг единой канонической Церкви». Кроме того, участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов об актуальных проблемах межправославных отношений, об отражении Первосвятительского посещения Украины в средствах массовой информации этой страны, а также о проблемах повседневной жизни православного христианина в современном обществе.

http://pravoslavie.ru/38514.html

Любовь Божия и грех раскола 18.04.2023 22:59:20 Сергей Львович Худиев В эти пасхальные дни мы, с ликующей уверенностью провозглашаем — «Христос Воскресе!», празднуя победу Христа над злом, грехом и смертью. Нынешний мир кричит на нас со всех экранов — «Какая победа? Вы новости-то читали?» В новостях кипит злоба и ненависть, льется кровь и слезы, грохочут выстрелы и взрывы. Но мы провозглашаем победу Христа — как Церковь провозглашала ее всегда, и те в годы, которые были намного, намного страшнее нынешних. Бог пришел в этот мир и стал человеком, прожил человеческую жизнь среди нас, принял самую лютую смерть от рук Своих собственных творений — и воскрес из мертвых, даруя нам прощение и мир. Его Царство, предреченное Пророками, в силе и славе явится, когда Он придет, чтобы совершить суд над живыми и мертвыми — тогда Его верные воскреснут и войдут в вечную и блаженную жизнь преображенного и очищенного от всякого зла мироздания. Но оно уже присутствует в этом мире — и в него можно войти покаянием и верой. Мы, христиане, призваны быть знамением этого Царства, его светом в мире, все еще погруженном во мрак. Как говорит сам Христос, «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:14-16) Христиане призваны являть собой Царство любви Божией — то Царство, где нет ненависти, вражды, соперничества, мстительности, злобы и надменности. Где любовь людей друг ко другу отражает любовь Лиц божественной Троицы. Сознание величия этого призвания не может не привести нас к сознанию греха — мы постоянно проваливаемся, и как отдельные лица, и как церковные сообщества. Но не все и не всегда — светские историки, которые пишут о том, как христианство, вопреки всякой очевидности, завоевало Римскую Империю, обращают внимание на то, что поражало язычников в христианах — «они любят друг друга». В мире, который, как и наш, был охвачен враждой всех со всеми, Церковь была оазисом любви, где люди разного национального и сословного происхождения сидели за одним столом.

http://radonezh.ru/2023/04/18/lyubov-boz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010