Илия Фесвитянин — единственный пророк Ветхого Завета, во имя которого освящаются русские православные храмы. Традиция почитания Илии на Руси — из самых ранних: Ильинская церковь была построена в Киеве еще до принятия христианства князем Владимиром. Пророк Илия стал даже персонажем своего рода фольклора — масса народных поверий связана с Ильиным днем (2 августа); слыша грозу, крестьяне верили, что это его колесница громыхает по небу и рассыпает ослепительные искры. Такое вот особое почитание одного из ветхозаветных пророков можно объяснить тем, что Россия с ее бескрайними полями — страна сельскохозяйственная, крестьянская, а благополучие крестьянина всегда зависело от погоды. Засуха — страшный бич для земледельца. А Илии была дана власть заключать и разрешать небо. Тот, кто вырос в селе, особенно в зоне рискованного земледелия, и сегодня не может без волнения читать эти слова из Третьей книги Царств: Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай [это] до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: «запрягай [колесницу твою] и поезжай, чтобы не застал тебя дождь»… Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь (18, 42–45).      О пророке Илии, о его времени, его исторической роли и его необычном уходе из этого мира мы беседуем с нашим постоянным собеседником и консультантом, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным. — Алексей Сергеевич, прежде всего напомним читателю, что эпоха, отраженная в Третьей и Четвертой книгах Царств, — это эпоха, наступившая после смерти святого царя и псалмопевца Давида; эпоха духовной смуты, эпоха раскола единого еврейского народа на два враждующих царства (см.: 3 Цар. 12) — Иудею со столицей Иерусалимом, где продолжает царствовать Давидова династия, и Израиль, столицей которого впоследствии стала выстроенная царем Амврием Самария. Иеровоам, первый царь Израиля, не хочет, чтобы его люди ходили на поклонение во враждебный ему Иерусалим, в Храм, выстроенный еще Соломоном. Он боится, что таким образом царство может опять перейти к дому Давидову (3 Цар. 12, 26), и потому велит изготовить золотые идолы — двух тельцов — и установить их в Вефиле и Дане. Так начинается в Северном Царстве — Израиле — эпоха язычества и кровавых дворцовых переворотов, а во граде Давидовом после эпохи нечестивого царя Ровоама (внука Давида) и его сына Авия наступает сорокадвухлетнее спокойное царствование благочестивого и доброго царя Асы. Что еще важно сказать об эпохе пророка Илии Фесвитянина?

http://pravoslavie.ru/122836.html

Письмо одиннадцатое «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:13–14 ). «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его... и поставил Его (Иисуса Христа)... главою Церкви» ( Еф.1:17, 22 ). « Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). «Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь ». Вот мысли, на которых я хотел бы остановить ваше внимание, друзья мои. Вдумайтесь в них сами, выясните себе связь между ними и сделайте соответствующий вывод. А я поведу с вами беседу издалека, и даже не сам буду беседовать с вами, а познакомлю вас с одним интересным человеком, который расскажет вам о себе поучительную историю и выведет из нее душеполезное заключение. Человек этот, Юрий Александрович Колемин, был секретарем нашего посольства в Мадриде, а затем состоял секретарем канцелярии министра иностранных дел. В бытность свою в Мадриде он содействовал обращению к Православию из католического раскола начальника отделения генерального штаба в Испанской королевской армии Викентия Гарсия Рюи-Переса. Интересны подробности совместных богословских занятий Ю.А. Колемина и его ученика. Вместе они проштудировали литургии святых Василия Великого и Иоанна Златоуста , катехизис и сочинения о.Владимира Геттэ 283 , сочинения А.С. Хомякова, специально для Викентия переведенные на испанский язык Ю.А. Колеминым, православный молитвослов и многое другое. По возвращении в Россию г.Колемин выпустил крупное (свыше 300 стр.) сочинение под заглавием: «Римский Духовный Цезаризм перед лицом Соборной Православной Церкви» (СПб., 1913 г.). Но прежде чем вступать в полемику с врагами Православия и чад заблуждения соделывать чадами единой истинной Церкви, Ю.А. должен был сам выдержать нелегкую брань с представителями инославия, чуть было не уловившими его в свои искусно расставленные сети. Избыв страшную опасность быть увлеченным в еретический раскол, Ю.А. предостерегает относительно этой опасности своих православных сородичей и дает им оружие на случай борьбы с духовными недругами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Закрыть Вселенская миссия Русской Церкви Итоги 2019 года, перспективы и предложения 04.01.2020 2297 Время на чтение 19 минут «Кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:48-49). Русская Православная Церковь создана Господом Иисусом Христом и является самой большой среди Поместных Православных Церквей. Благодаря Русской Православной Церкви (РПЦ) состоялось то, что мы называем сейчас Русский мир – это цивилизация Христа – Святая Русь, Катехон, Третий Рим. А это значит, что на РПЦ лежит призвание перед Богом к вселенскому миссионерству «кому много дано, с того и много востребовано будет». РПЦ вышла далеко за границы своей колыбели и в силу своих территорий, богатства культуры, богатством своих святых призвана быть вселенского масштаба миссионером. Несмотря на то, что в истории РПЦ были трагические страницы истории, она выстояла вместе с народом, который уничтожался как внешними, так и внутренними силами. Она выстояла после чудовищных гонений и разных глобальных вызовов современности. Когда мы были слабы и гонимы от безбожной власти, «братские» Церкви нас рвали на части. Константинопольский патриархат признавал многочисленные расколы (Живоначальную церковь (обновленцы), раскол Лыпкивского, раскол Сикорского), от нас были отторгнуты части церкви в Польше, Финляндии, Эстонии. Сейчас, кроме признания раскола на Украине , происходит посягательство на Латвийскую Православную Церковь. Но теперь настало другое время, вековому беззаконию на протяжении ослабления РПЦ обозначен предел. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом… время разрушать, и время строить…время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий… время раздирать, и время сшивать… время войне, и время миру» (Екк.3:1-8) Давайте посмотрим на статистику, я приведу примеры разных лет, чтобы был виден рост в сравнении с разными историческими периодами.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/vs...

Трудности, которые переживает сегодня наша страна, – военный конфликт, экономический кризис, коррупция, обнищание народа, отсутствие или медленное проведение положительных реформ, другие негативные факторы политической и государственной жизни – приводят многих к унынию и отчаянию. Именно поэтому одна из задач Церкви сегодня состоит в том, чтобы поддержать народ в это трудное время, стать утешением для всех страждущих. Призываем всех вас – дорогие отцы, братья и сестры – делом свидетельствовать о нашей христианской вере. Помня, что вера без дел мертва (Иак. 2:26), следует творить дела милосердия всем ближним, кто в этом нуждается, независимо от их вероисповедания или политических взглядов. Сейчас приходы нашей Церкви регулярно становятся жертвами агрессии и насилия со стороны приверженцев так называемого Киевского Патриархата. Руководители раскола, пользуясь безнаказанностью и возможностью распространения искаженной информации, при поддержке отдельных политических сил и военизированных группировок направляют своих последователей на дерзкие преступления, разбой и захват храмов нашей Церкви. Все, кто страдает от такой агрессии, должны помнить слова Господа нашего Иисуса Христа: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас (Мф. 5:44). Мы вместе с вами, мы сочувствуем вам, потому что, как пишет святой апостол Павел, если страдает один член, с ним страдают все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12:26). Поэтому мы выражаем искренние слова поддержки и христианской солидарности всем нашим братьям и сестрам, которые сегодня с христианским мужеством отстаивают свои святыни и проявляют настоящую преданность Матери-Церкви. Призываем всех верных Украинской Православной Церкви в своих молитвах просить Господа и Спасителя нашего, чтобы Он сохранил всех нас в благочестии и не позволил агрессии войти в наши сердца. Будем помнить призыв святого апостола Петра: не воздавайте злом за зло или злословием за злословие; а напротив, благословляйте, зная, что вы на это призваны, чтобы наследовать благословение (1 Петр. 3:9).

http://pravmir.ru/obrashhenie-sobora-epi...

И вот Евангелие возвещается на фоне этой безнадежности. Обычно, когда люди говорят о «Евангелии», они имеют в виду «книги, содержащие наставления Иисуса о том, как д о лжно жить». Снаружи – неверующими или последователями нехристианских религий – Евангелие воспринимается как сборник наставлений, которые Иисус преподал человечеству, подобно другим великим учителям. Есть ряд религиозных текстов, которые говорят о том, как нужно себя вести, чтобы приобрести благоволение Бога – и Евангелие ставится в этот ряд. Но если мы обратимся к самому Новому Завету, мы обнаружим, что речь там идет о другом. Во-первых, Евангелие – это возвещение, а не текст. Во-вторых – это возвещение не о том, что мы должны сделать для Бога, но о том, что Бог сделал для нас. Наставления в Евангелии, конечно, есть, и они очень важны – хотя не уникальны. Параллели есть и в Ветхом Завете, и за пределами библейского мира. Люди всегда понимали, что братское сотрудничество лучше соперничества, прощение лучше мести и смирение лучше гордыни. Беда в том, что они себя так не вели; нельзя сказать, что наставления мудрецов не имели смысла вообще – кое-какой сдерживающий эффект у них был – но они не могли исцелить человека и примирить его с Богом. Катастрофа грехопадения ввергла человеческий род в ситуацию внутреннего раскола – с одной стороны, мы знаем, и не можем не знать, как поступать правильно. Мы все хотели бы жить в мире, где люди поступают как д о лжно. Это был бы почти что рай. Но мы неспособны – и даже не хотим – поступать так сами. Можно читать волку лекции о возвышенной природе вегетарианства; он даже может быть растроган и уронить скупую волчью слезу. Но он не перестанет быть волком. Религиозные визионеры или философы могут произносить совершенно правильные слова – но это всё инструкции по вытаскиванию себя из болота за волосы, они не работают. И вот в лице Иисуса Христа в мир приходит Бог. Но не только Бог – Господь Иисус, как учит Церковь, обладает двумя природами – Он целиком и полностью Бог и целиком и полностью человек. И вот, как человек – Он безгрешен. Он, в отличие от нас, не ищет утвердить Себя, попирая других. Он безупречно повинуется Отцу и смиренно исполняет Его волю. Он приходит, чтобы послужить. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45)

http://pravmir.ru/sergey-hudiev-dlya-che...

В мировом Православии не существуют так называемого «Киевского патриархата», а его главу – «патриарха Филарета» (Денисенко Михаила Антоновича) никто не признает архиереем, «ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6. 3). «УПЦ-КП» существует как организация, которая была искусственно создана в 1992 году при активной поддержке светской власти, с грубым нарушением священных канонов, ради утверждения амбиций отдельных личностей и для укрывания в ней лиц, которые, согласно действующему каноническому праву, стали неспособными исполнять свои обязанности в условиях нового социального уклада. Она вывела себя из спасительного ограды вселенского Православия, и является на сегодня организацией светских людей в священнической одежде. «УПЦ-КП» отошла от норм, определяющих собрание верующих как Православную Церковь, которая своим началом имеет Господа Иисуса Христа. Она лишена законной иерархической структуры и апостольского преемства. Эта организация является не церковным, а светским новообразованием религиозной окраски, в котором совершаемые «священнодействия» потеряли свою сакральную сторону, стали безблагодатными, недейственными и недействительными. Глубокоуважаемый господин Президент! Глубокоуважаемые члены Правительства Украины и народные депутаты Украины! Обеспокоенные ненормальностью сегодняшнего положения Православия на Украине, мы, иерархи Православной Церкви, призываем Вас не потворствовать действиям раскольников. «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их» (Еф.5. 6-7). Просим принять все возможные меры для урегулирования в правовом русле церковного вопроса на Украине. Возлюбленные во Христе братья и сестры, которые в настоящее время находятся вне церковной ограды вселенского Православия! Призываем Вас к быстрейшей ликвидации раскола средствами, обусловленными священными канонами Православной Церкви, и к возвращению в благодатное и спасительное лоно Матери-Церкви, где мы вместе едиными устами и единым сердцем будем воспевать Бога, «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4. 3), «имея любовь между собой» (Ин. 13. 35).

http://pravoslavie.ru/18188.html

Это еще и ответ на насущную потребность Украинской Православной Церкви. Ведь проблема церковных разделений является сегодня особо актуальной именно в Украине. За последние два десятилетия наш церковный корабль постигло немало потрясений. В результате сегодня в Украине наряду с канонической Украинской Православной Церковью, сохраняющей единство с Московским Патриархатом, существует и несколько неканонических образований, отделившихся от нашей Церкви. Из них наиболее крупными являются «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» (УПЦ КП) и «Украинская Автокефальная Православная Церковь» (УАПЦ). Чтобы мы могли оценить масштаб церковных разделений в Украине, я приведу данные официальной государственной статистики. По состоянию на 1 января 2010 года Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий было зарегистрировано 11 704 общины канонической Украинской Православной Церкви, 4 251 община УПЦ КП и 1 194 общины УАПЦ. Таким образом, сегодня вне общения с Вселенским Православием в Украине находится более пяти тысяч общин. Это существенная цифра. Фактически численность паствы неканонических церковных структур в Украине превосходит масштабы некоторых Поместных Православных Церквей. И это серьезный вызов для всех нас. Расколы — это кровоточащие раны на теле Церкви Христовой, которые требуют искусного и внимательного лечения. И как больно бывает слышать из уст верных чад нашей Церкви утверждения о том, что нас не должна волновать судьба братьев и сестер, находящихся вне евхаристического общения с нами. Больно слышать от людей, считающих себя христианами, слова презрения по отношению к нашим соотечественникам, пребывающих в составе неканонических объединений. Отказ от врачевания раны раскола противоречит самому духу Евангелия, вступает в противоречие с учением отцов Церкви. Вспомним слова Спасителя: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

http://patriarchia.ru/db/text/1123023.ht...

К браку с инославными можно отнести слова Апостола: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7, 12-14). (В нашем случае «неверующий»/«неверующая» — в истинность Православной Церкви). 3. Понимание брака как плоти единой и домашней Церкви вносит ясность и в вопрос о расторжении брака. Развод, расторжение, распад, прекращение и т.п. означают для христианского брака то же самое, что и анафема для отпавшей от церковного Тела отдельной Его части, а именно: это констатация свершившегося. Все истинные основания («поводы» как они именуются в проекте) для признания брака распавшимся сводятся к одному — это уже не единое тело (или Тело — в случае христианского брака). Еще точнее, все эти случаи являются аналогией или духовной смерти одного из супругов, или прелюбодеяния («раскола», что тоже является отмиранием, духовной смертью в конечном счете). Однако тот факт, что этот брак уже не христианский (или не был таковым), не означает, что он перестал быть браком. Поэтому такое основание, как отпадение супруга от Православия, вовсе не прекращает брака (опять же руководствуясь 1 Кор 7, 12-14). Да, это уже не христианский брак, но брак. То же самое касается болезней. Когда супруг не может принять болезни другого супруга, то тогда Церковь признает здесь отсутствие брачной связи. Сама же по себе болезнь не нарушает единства брака. Даже если эта болезнь является следствием прелюбодеяния, но виновник приносит покаяние, и это покаяние принято другим супругом, то здесь — единство и уврачевание раны, нанесенной единому Телу. (Иной вопрос пассивной бигамии, когда ущерб наносится уже не одной только домашней Церкви, но это уже каноны о священстве). Итак, важно уяснить сам принцип определения, существует или не существует брак в каждом конкретном случае (всё тот же принцип Плоти единой), а не пытаться составить исчерпывающий список поводов к его расторжению.

http://bogoslov.ru/article/4724258

В ходе дальнейшей беседы иерарх из Штатов допускает, что называется, оговорку по Фрейду. Вот полюбуйтесь: Как ребенок растет и с этим ростом начинает вести себя тем или иным образом, так же произойдет с церковью. Сейчас это маленький ребенок: были болезненные роды, мы его родили, а теперь это дитя будет расти на наших глазах. И, конечно, мы и все остальные поместные церкви будем ему подсказывать, советовать, но не вмешиваться во внутреннюю жизнь этой церкви . Прекрасно: создали «церковь» по своему образу и подобию. Апостол Павел, никогда не строивший на чужом основании, выражался иначе: «Кто Павел, кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3, 5-7). В другом месте святой Павел говорит о муках духовного рождения: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19). Христа ли силятся изобразить в раскольниках «многострадальные отцы» экзархи Варфоломея? Их образец вообще какая-то тайна, которую можно выразить кратко следующим образом: что угодно, только чтобы русского духа не осталось ни капли: я оптимист, потому что на Украине есть достаточно молодого духовенства, молодых парней и женщин в лоне церкви, стремящихся к тому, чтобы церковь вышла на другой уровень, чем тот, который мы имеем сегодня. Ведь и УПЦ КП, и УАПЦ, и УПЦ МП - это всё модель РПЦ, только с измененными титулами. А мы не можем быть моделью РПЦ на территории Украины. Вот очередное подтверждение того, что Украина задумывалась в качестве тарана против России, против твердыни Третьего Рима, что Украина - антироссия, а ПЦУ - антирусская церковь, единственное назначение которой - разложить, разрушить, распылить по ветру Русскую Церковь. На вопрос, почему Константинополь переводит зарубежные приходы частей только что слепленной ПЦУ под свое непосредственное управление, иерарх из США ответил: Речь идет о том, каким образом ПЦУ будет осуществлять опеку над людьми украинского происхождения, живущими за пределами Украины . Дело в том, что в лоне Вселенского патриархата есть отдельная структура - Украинская православная церковь в диаспоре. У нее есть структуры в США, в Канаде, в Австралии, Бразилии, Венесуэле, Парагвае, в Европе . В приведенной цитате важно отметить, что на первое место выходит идея крови: «люди украинского происхождения».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/14/ar...

Конечно, этот свет всегда пробивается через толщу человеческого греха — и когда мы решаемся «ходить во свете, подобно как Он во свете» (1Иоан.1:7), мы сразу же спотыкаемся о самих себя. Слишком трудно идти против течения этого мира, который учит вражде и ненависти, слишком много тьмы обнаруживается и в своем собственном сердце. Но мы не оставлены на самих себя — Бог не устает прощать и спасать, и когда мы ищем Его помощи и руководства, мы всегда ее получаем. Поэтому важно не то, можем ли мы — не можем — а то, хотим ли мы. Если хотим — Бог поможет нам исполнить Его волю. Поэтому в каждой ситуации, в которой мы оказались, стоит задаться вопросом — как мы можем исполнить повеление Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:34,35) В эти дни доводится читать много комментариев о гонениях, которые претерпевает Украинская Православная Церковь. В интернете на нее изливается много злобы со стороны украинских националистов — да и просто несчастных, страдающих, озлобленных людей, которым подсунули удобный предмет для ярости и ненависти. Но негативные комментарии приходят и с нашей стороны. Украинским верующим ставят в вину то, что они прекратили поминать Патриарха Кирилла и вообще подчеркивают, что больше не связаны с Москвой. Сам Патриарх — и на это стоит обратить внимание — реагирует очень и очень сдержанно, мы не слышим от него каких-то резких и категоричных оценок. Только призывы ко всем, кто может его услышать — церковным и политическим лидерам мира — возвысить голос в защиту гонимой Украинской Церкви. Было бы очень хорошо, если бы и все мы придерживались принципа «не навреди», и следовали, в этом отношении, линии священноначалия. Но увы — довольно многие комментаторы высказывают в адрес украинских епископов обвинения в расколе. Раскол — действительно великое зло и грех, и, если подходить чисто формально, такое обвинение можно было бы выдвинуть. Вопрос в том, а нужно ли его выдвигать.

http://radonezh.ru/2023/04/18/lyubov-boz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010