Перевод архимандрита Ианнуария Братия, 18 Слово о Кресте для погибающих - безумие, а для нас, спасаемых, - сила Божия. 19 Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». 20 Где мудрец? где книжник? где спорщик века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира в безумие? 21 Ведь мир в Премудрости Божией не признал Бога посредством мудрости. Поэтому Бог соблаговолил посредством безумия Вести спасти верующих. 22 Иудеи знамений требуют, эллины мудрости ищут, 23 а наша Весть провозглашает Христа распятого: для иудеев кощунство, для эллинов безумие, 24 для самих же призванных - для иудеев и эллинов - Христа - Божию Силу и Божию Премудрость. На Божественной литургии 27 сентября мы услышим величественное Евангелие о Кресте. Пожалуй, в Писании Нового Завета нет другого, подобного ему Слова, которое с такой яркостью и силой выразило бы непостижимую и в то же время действенную суть христианского Благовестия об Иисусе Христе распятом. Здесь - нервный центр, сердцевина Евангелия, тот узел, который не разрешается человеческой логикой, никакими мыслительными усилиями философов и ученых. Здесь апостол Павел облекает в слова универсальную христианскую истину, побуждаемый к этому конкретной ситуацией. Так он поступает и в прочих своих посланиях: от конкретного к универсальному, от частного к общезначимому. Коринфская церковь, к которой обращается апостол, в то время находилась на грани раскола. Причиной разделений была человеческая гордыня, выражавшаяся в том, что одни христиане считали себя выше и лучше других. Они наивно и безосновательно видели себя достигшими совершенного духовного знания во Христе. Факт своего крещения они считали гарантией спасения, пропуском в Царство Божие. «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас» (4, 8), - с горькой иронией пишет им апостол. Сегодня мы сказали бы, что коринфяне, о которых идет речь, находились в состоянии «прелести», ложного религиозного энтузиазма и самодовольства. При этом решающую роль в их религиозных представлениях о себе играли понятия «силы» и «мудрости во Христе». Но, уповая на свою мнимую «силу» и «мудрость», они забывали о жестокой реальности Креста и не считались с неизбежным крестоношением в этой жизни, в этом мире. Все с той же горькой иронией апостол Павел напоминает коринфянам об этом: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (4, 10).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/22...

Из слов Христа мы видим, что в конце времен, прежде всего, собираются плевелы рода человеческого, они «связываются в снопы», то есть отделяются от пшеницы, а стало быть, становятся видимыми: объединяются в организованные группы. Это, естественно, порождает у них иллюзию победы, за которой последует глубокое разочарование, переходящее в плач и скрежет зубовный. В другом месте Иисус Христос раскрывает психологию плевел, их поведенческие установки, тактику и стратегию жизненного пути. И делает Он это удивительным образом, отождествляя в духовном смысле два противоположных эсхатологических «класса» с известными домашними животными: овцами и козлами. Вот это место из Евангелия: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25: 31-33). После Страшного Суда овцы наследуют Царство, а козлы ввергаются в геенну огненную. То, что Учитель использовал для иллюстрации эсхатологических «классов» образы овец и козлов, случайностью быть не может. Казалось бы, здесь напрашивается противопоставление «овцы – козы», но Христос вместо «козы» употребил слово «козлы». Речь, разумеется, идёт не о курдючных овцах или ангорских козах, но обыкновенных: если, скажем, с барана получают шерсти не меньше, чем с овцы, то с козла ничего, кроме смрада, взять нельзя. Зная психологию и поведение овец и козлов, мы можем перенести всё это на эсхатологические «классы» пшеницы и плевел. В двух словах раскрыть суть антропологического противоречия мог только Бог, а не просто Человек... Овцы – домашние животные, удивительным образом послушные воле пастуха. На пастбище они, чаще всего, держатся сплочёнными группами, поедая, не привередничая, траву буквально морда к мордочке. Если угрожает опасность, то овцы реагируют мгновенно, как единое существо. В бодание с пастушьими псами не вступают, покорно им подчиняясь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/27/os...

Сегодня мы заявляем во всеуслышание, что Церковь сильна не могуществом человеческим, но силой Божией, которая " совершается в немощи " (Кор. 12, 9), что Церковь и дальше будет неуклонно исполнять свою священную миссию окормления народа Божия, просвещая людей светом Христовой истины, являя на земле присутствие Живого Бога, уча отличать истинное от ложного, добро от зла, свет от тьмы. И никакие внешние силы не воспрепятствуют ей в этом, ибо, по неложному обещанию Спасителя, " врата ада не одолеют ее " (Мф. 16, 18). О тех же, кто нарушил верность Матери-Церкви и встал на путь раскола, да будет верно апостольское слово: " Они вышли от нас, но не были наши " (1 Ин. 2, 19). Церковь с любовью и терпением относится ко всем согрешающим и призывает их к покаянию, но, когда укоренившийся во грехе не внимает этому призыву и разрушает церковное единство, возводит клевету на Церковь, когда лишенный священного сана бывший священнослужитель кощунственно продолжает совершать богослужения, попирая каноны, Церковь с глубокой болью и скорбью вынуждена свидетельствовать о том, что такой человек поставил себя вне ее. Спаситель сказал: " Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь " (Мф. 18, 15-17). Руководствуясь этим словом, внимая единогласной просьбе украинского епископата и в соответствии с постановлением Архиерейского Собора 1994 года нынешний Архиерейский Собор анафематствовал, то есть отлучил от церковного общения, монаха Филарета (Денисенко), беззаконно именующего себя " патриархом Киевским и всея Руси-Украины " . Такому же прещению подвергнут бывший священник Глеб Якунин, лишенный священного сана предыдущим Архиерейским Собором и не внявший призыву к покаянию, но продолживший кощунственно совершать священнодействия и носить священническую одежду.

http://sedmitza.ru/lib/text/429319/

В свою очередь недавно покинувший Россию бывший протодиакон Андрей Кураев совершил неуклюжую попытку защитить понтифика. В своём ЖЖ он написал: «Разрешено благословлять лишь тех людей, которые выразили согласие с учением церкви, то есть по сути осудили гомосексуализм как грех и отказались от его практик». Однако, как пишет в тлг-канале известный публицист Александр Вознесенский, бывший протодиакон, как говорится, слышал звон – да не знает, где он: «Самое смешное, что Кураев всю свою публикацию и цитаты посвятил документу 21 года!!!! Да, и даже не смутило его, что в конце документа стоит подпись бывшего префекта кардинала Ладарии, а не Фернандеса. И дата внизу документа его не смутила». «Не правда ли, - продолжил публицист, - забавная ситуация, когда Кураев обвиняет всех в том, что они, не читая документа, что-то утверждают и при этом цитирует совершенно другой документ двухлетней давности. Но это не удивительно: где Кураев и где аналитика происходящего в Ватикане. Он уже давно скатился до уровня алкоголика и поэтому для него что Ладария, что Фернандес – без разницы». Справедливости ради отметим, что, осознав оплошность, бывший протодиакон всё же внёс поправку в публикацию: «Это я цитировал постановление прошлого года. Новейшее и в самом деле говорит о " незаконных парах " , в т.ч. однополых». Но при этом он фарисейски вопрошает: «Есть что-то " истинное, доброе и человечески ценное в жизни " гомосексуалистов? Или учение об " образе Божием " во всех людях уже устарело?». И пытаясь всё-таки как-то оправдать Ватикан, добавляет: «А в целом прежде чем возмущаться соединением слов " благословение " и " гомосексуалист " стоит вспомнить вот эти слова: " А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? " ».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/21/ka...

«Кто говорит: я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Мы так влюблены в самих себя, что Писание стало для нас чем-то относительным? Мы так влюблены в самих себя, что Писание стало для нас чем-то относительным? Мы собираемся поощрять «окрашенные гробы» (ср. Мф. 23, 27), потому что они служат мирским политическим планам и личной выгоде? Будем ли мы молчать, когда истинные христиане страдают, а ложные – возвышаются? Горе нам, если мы потеряем «соль земли», потому что мы будем растоптаны прямо в наших прекрасных облачениях. Горе нам, когда мы называем зло добром. Одно из таких деяний – когда зло (раскол, разделение, преследование) называют добром. Как уже сказал другой священник, «в некотором смысле это выглядит абсолютно демоническим». Те, кто поощряет такие действия и соглашается с ними, фактически участвуют в них. Они сами способствуют гонениям на истинную Церковь на Украине. Их руки также обагрены кровью. Восхваление раскольников является ересью. Выступят ли другие православные иерархи против этих интриг Вселенского Патриархата? Будем ли мы здесь, в Америке, молчать, в то время как руководство Греческой Архиепископии активно пропагандирует псевдоцерковь на Украине и прославляет Епифания? Какое единство мы можем сохранять с теми, кто дал понять, что полностью объединился с раскольниками? Не будем обманывать самих себя: «Малая закваска заквашивает все тесто» (Гал. 5, 9). Встанем ли мы на сторону истинного Иерарха Украины, Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, и подвергаемых гонениям верующих? Будут ли православные греки чтить свое достославное происхождение и наследие, открыто выступая в защиту своих истинных православных братьев на Украине? Или уподобятся младотуркам, деятельно участвуя в преследованиях других православных? скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Рубен Хачикян 22 марта 2020, 23:35 Мне кажется, некие не видят, что корни т.н. раскола чисто политические. Такие статьи игнорируют политическую сторону кризиса на Украине и стараются решить некую религиозную проблему в стороне от политического кризиса, родившего ее. А все очень просто: кога между народами ненависть и война, то конечно будет и раскол.

http://pravoslavie.ru/129474.html

Всякого, кто хотел присоединиться к их общине, донатисты перекрещивали заново. Это была секта «избранных», «святых», которые с презрением относились ко всем прочим — «падшим». Точно так относились некогда к мытарям и вообще всем грешникам фарисеи, и именно этим заслужили гневное обличение от Христа: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф 23:23). Ко всякой власти (даже христианской) донатисты относились резко враждебно, и поэтому главным признаком «истинного христианства» считали готовность к мученичеству. И когда Константин Великий, положивший в 313 году конец гонениям христиан, три года спустя издал суровый указ против сторонников Доната, те восприняли это как происки антихриста. Обвиняя всех вокруг в отступничестве от истинной веры, донатисты напрочь забывали слова апостола Павла — христианина уж конечно не худшего, чем они сами: Если имею… всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если… отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13:2–3). Вот парадокс — неукоснительно строго придерживаясь евангельского нравственного учения, последователи Доната впали в осуждение! Которое вообще часто оказывается оборотной стороной чрезмерной ревности о вере. Тезис третий: Все расколоучители, призывавшие к строгой жизни и добровольному мученичеству, начинали с разногласий с епископами, у которых были в подчинении, а заканчивали выходом из этого подчинения и учреждением собственных «церквей». Всякий раз это оборачивалось их личной катастрофой, но и в чисто религиозном отношении заводило в тупик. Ведь, сколько бы донатисты ни объявляли себя единственной подлинной Церковью, реальность эти декларации опровергала. Расцвет движения донатистов пришелся, как это часто бывает с сектами и раскольниками, на пору жизни самого Доната: в то время их риторика касалась преимущественно вопросов веры, и религиозный ригоризм находил себе немалое количество приверженцев. Было время, когда Доната поддерживала почти вся христианская Африка, он пользовался огромным авторитетом и уважением как «очиститель Церкви».

http://foma.ru/kak-borba-za-chistotu-ver...

13. нъ же вщавъ реч: вскъ садъ, не насад цъ мой нбный, искоренитс: Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится Всяк сад и пр. Здесь речь иносказательная: под растением, которое насадил не Отец небесный, разумеется учение фарисеев о предании старцев и сами фарисеи, держащиеся сего учения. С растением иногда сравнивается учение ( 1Кор. 3:6–8 ). Как, напр., плодовитое растение насаждается в земле, для произведения плодов; так учение насаждается в душе человеческой и производит плоды добрых дел в жизни человека. Также и сами люди нередко сравниваются с растением или деревом, добрые с добрым, не добрые с дурным (чит. объясн. 8 и 10 ст. 3 гл.). Таким образом слова Христовы: всяк сад и пр., имеют следующий смысл: всякое учение, которое не от Бога произошло, или которое несогласно с божественным учением, как равно и люди, которые измыслили такое учение или поддерживают его, не устоят пред истиною слова Божия, и рано или поздно разоблачится неправильность сего учения (Мих.). 14. ставите ихъ: вожди сть слпи слпецъ же слпца аще водитъ, ба въ м впадетас. оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму Оставите их, т. е. не следуйте измышленному фарисейскому учению, которое, как они говорят, основано на предании старцев, а между тем не только не согласно с учением божественным, но еще и разоряет заповеди Божии. Слова: оставите их также еще значат: не бойтесь угроз со стороны фарисеев за неслушание их, за отступления от их учения. Повелением оставить фарисеев Господь не внушает своим последованиям оставлять их в их заблуждениях и не делать никаких попыток к их вразумлению и опровержению их ложных учений: потому что Он и Сам делал это (Мих.). Оставлять их в заблуждении несогласно с любовью к ближним и с учением Христовым: если согрешит брат твой, пойди и обличи его и пр. (18:15). Слепыми вождями Господь называет фарисеев потому, что измышляя свои учения, они не видят света слова Божия, подобно тому, как слепой не видит естественного света, и учат других этим своим учениям. Господь называет слепыми и руководимый фарисеями народ, потому что он несведущ в законе и по этой причине слепо следует учениям фарисейским. А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Это – народное присловие, взятое из жизни. Так фарисеи, заблуждаясь сами, вводят в заблуждение и народ, который учат; гибнут сами, губят и других. «Большое зло быть слепым, замечает св. Златоуст, но при слепоте занимать должность руководителя есть двоякое или даже троякое преступление». Да вникнут в эти слова святителя все руководители раскола и разных сект!...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Принятие подобных лиц в общение с Церковью без рассмотрения указанных обстоятельств подрывает каноническое преемство хиротоний и приводит к тяжким, деструктивным последствиям для всего мирового Православия. Веками Русская Церковь была глубоко благодарна Святой Константинопольской Церкви за ее вклад в созидание мирового Православия, ее роль в христианском просвещении языческой Руси, за помощь в развитии традиций монашества и духовного образования. Ныне же наши верующие как на Украине, так и в других странах испытывают горькое разочарование в связи с тем, что историческая Церковь-Матерь не слышит их голосов. В Вашу резиденцию привозили сотни тысяч подписей верующих Украины в поддержку Украинской Православной Церкви и с просьбами не подрывать ее единство. Украинская власть пыталась препятствовать доставке этих писем, а Вы проигнорировали их. И теперь Вы не хотите услышать голос Украинской Православной Церкви, которая стоит на пороге новых тяжких испытаний. Уже сейчас архипастырей и духовенство на Украине под надуманными предлогами вызывают на допросы, шантажируют, угрожают близким людям, проводят обыски в храмах и жилищах, оказывают давление на семьи и детей. На днях вступил в силу закон, цель которого — лишить Украинскую Православную Церковь ее имени, чтобы под видом «добровольного перехода общин» провести насильственные захваты ее храмов. Таким Вы видите объединение православных Украины? О планах Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине я говорил с Вами и наедине, и при немногих свидетелях. Теперь же, когда эти планы в значительной степени реализованы, возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви. Поступая так, руководствуюсь заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15-17).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5333812...

Тем не менее, и об этом мы не раз говорили, сама процедура воссоединения не должна быть унизительной для тех, кто осознал пагубность раскола. Воссоединение каждого человека с Церковью — это праздник для всей Церкви. Господь говорит: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся (Мф. 18:12-13). Именно с таким настроением Церковь будет принимать всякого человека, возвращающегося в нее. — Чем Московский Патриархат может помочь своей верной пастве на Украине? — Московский Патриархат будет помогать своим чадам на Украине всеми возможными способами. Прежде всего — молитвой: по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви сейчас на всех приходах Русской Православной Церкви — в России, Украине и во всем мире — за богослужением читается особая молитва о мире на украинской земле. Кроме того, Московский Патриархат готов оказывать финансовую помощь в восстановлении тех храмов на востоке Украины, которые были порушены или повреждены в ходе военных действий. Активно оказывается адресная помощь беженцам из зоны вооруженного конфликта, которых становится все больше. С этой целью создана особая межведомственная группа во главе с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном , руководителем Синодального отдела по благотворительности и социальному служению . На нужды украинских беженцев Церковью собраны более 50 миллионов рублей и сотни тонн гуманитарных грузов, многие переселенцы размещены при церковных учреждениях различных епархий, ведется работа по их трудоустройству и предоставлению жилья. На днях владыка Пантелеимон открыл бесплатную горячую телефонную линию помощи украинским беженцам, для большей оперативности работы. Церковь — вне политики, но утешать скорбящих и подавать помощь страждущим — наш нравственный долг. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия. ru Календарь

http://patriarchia.ru/md/db/text/3709932...

Но вернемся к нашим камням. Недавно я познакомился с одним очень «нехорошим» алтарником, который служит в церкви Святых Косьмы и Дамиана, расположенной во французском городе Авиньоне. Владимир — один из немногих постоянных русских прихожан этого православного храма, остальные — французы, греки, сербы, арабы, во время литургии Символ веры звучит на стольких языках, что превращается в какофонию. Французы говорят, что в католических храмах как-то холодно, а в православном как-то тепло, что здесь они вернулись в то христианство, которое существовало в Европе еще до раскола на православие и католичество. Впрочем, некоторые честно признаются, что Православная церковь еще тем хороша, что более терпимо относится к разводам, но мы сейчас снова скатимся к прелюбодеянию, а дело тут вообще не в блуднице и не в камнях. Дело — в песке, который лежал под ногами Спасителя. «…Но Иисус, наклонившись низко , писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле». Мне всегда казалось странным, почему в этой главе так много внимания уделено этим Христовым каракулям на земле. И почему после его слов иудеи проявили такую высокую сознательность: «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим». Ну, какая может быть у ветхозаветного человека совесть? На месте совести у него было слепое подчинение закону. А закон — вот он, в камне! У алтарника Владимира на этот счет есть интересная версия, которую он вычитал у кого-то из святых отцов. «Иисус в этот момент не просто ковырялся в земле, как мы иногда на скучных совещаниях рисуем от безделья ромбики, шашечки и гробики, — считает Владимир. — Он писал примерно следующее: «Иоахим: украл у своего соседа Иосифа кувшин оливкового масла. Озия: прелюбодействовал с женой Иосафата. Ровоам: лжесвидетельствовал против своего брата Арама на суде». Прочитав это, каждый из обличенных действительно воспылал угрызениями совести и поспешил удалиться, поняв, что имеет дело не с мелким обличителем, а с тем, кто говорит как право имеющий.

http://pravmir.ru/chelovek-i-miting/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010