И я прошу, чтобы слова почтеннейших диаконов, подтверждающие это мое объяснение (помещенное) в памятной записке, никоим образом не были искажаемы. – Знатнейший патриций сказал: пусть Афанасий ответит на то, о чем он спрошен. – Почтеннейший диакон Афанасий сказал: при третьем исследовании это объяснение, изложенное пресвитером, было прочитано в судебной палате, и я удивлен был, как новизною, теми словами, которые находятся в конце, где говорит, что (Господь) не имеет плоти, единосущной нам: и я противоречил (этому); потому что тот же пресвитер (Иоанн) сказал: «это он говорил мне одному». – Знатнейший патриций сказал: однако ж, когда тебя не было, не говорил ли он чего-нибудь с ним отдельно? – Почтеннейший диакон Афанасий сказал: я не видал. – Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: все мною сказанное подтвердили собственными словами почтеннейшие диаконы, спрошенные во второй и третий раз; это слышали и знают (и ваш боголюбезный Святой собор) и ваша знатность. Относительно же (слова) единосущного, – так как почтеннейший диакон Афанасий сказал, что он, удивленный новизною, впал тогда в некоторое смятение, – и я заявляю тоже. Ибо, как я говорил, он высказал мне отдельно то, что сказано. А что и сами они отчасти слышали, как я говорил ему: признаешь ли, что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству? – это они объяснили в собственных отзывах». «Когда кончился первый документ, Марин, чтец и нотарий церкви кесарийской в первой Каппадокии, опять прочитал. – Знатнейший патриций сказал: пусть прочтена будет остальная часть документов. – И тот же благоверный записчик прочитал: 162 «Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: во время самого разговора» – и все остальное из третьего деяния. «По прочтении этого, диакон и монах Константин сказал: он не говорил этого: ,,если вы не согласитесь теперь со мною, то епископ унизит меня, а после достанется и вам“ 163 . Клянусь (стопами) ног ваших, он этого не говорил. – (Затем) почтеннейший диакон Константин сказал: так как здесь нет ни посланных, ни пресвитера и архимандрита Мартина, то пусть об этот будет умолчано, если прикажете.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Однако известно, что некоторые святые отцы, многие годы своей жизни потратившие на борьбу со страстями, достигали состояния, когда их разум настолько был прикован к Божественному, что даже отвлеченные мысли о грехе не касались их сознания. Или, касаясь ума, немедленно подвижником направлялись в другое русло. Вот яркий пример того, как греховные и даже просто посторонние мысли не находят почвы для развития в сознании подвижника: «Некоторые из братьев испытывали однажды авву Иоанна Колова, потому что он не позволял своему помыслу говорить о вещах, принадлежащих этому миру, и сказали они ему: “Мы благодарим Бога: небо даровало свои дожди в этом году многократно, и финиковые пальмы напились и пустят отростки, и братья найдут себе работу”. Сказал им авва Иоанн: “Подобным образом и Дух Святой: (сердца) обновляются и пускают отростки в страхе Божьем”». Однако большинство святых до конца своих дней были искушаемы грехом на уровне прилога. Вот один из примеров тому: «Говорили об одном из старцев, что он провел пятьдесят лет и не ел хлеба, не пил воды поспешно. Он говорил, что умертвил в себе блуд, сребролюбие и тщеславие. Пришел к нему авва Авраам и сказал ему: “Ты сказал это слово?”. Он сказал: “Да”. Сказал авва Авраам ему: “ Если ты войдешь в твою келью и найдешь женщину на твоей циновке, сможешь ли ты не считать, что это женщина?”. Он сказал: “Нет, но я буду бороться со своим помыслом, чтобы не коснуться ее”. Сказал авва Авраам ему: “Итак, ты не умертвил страсть, но она еще жива, (только) обуздана. И еще: если ты идешь по дороге и видишь камни и черепки, среди которых золото, может ли твое сердце почесть его таким же, как они?”. Он сказал: “Нет, но я буду бороться со своим помыслом, чтобы не взять его”. Сказал старик ему: “Вот опять-таки страсть жива, но обуздана”. Сказал еще авва Авраам: “Вот ты услышал о двух братьях, что один любит и славит тебя, другой же ненавидит тебя и злословит. Если они придут к тебе, примешь ли ты их к себе обоих с одним помыслом?” Он сказал: “Нет, но я буду бороться со своим сердцем, чтобы сделать добро ненавидящему меня как (и) любящему меня”.

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

И после того, как назначенные почтеннейшие мужи сходили к вышеупомянутым благоговейнейшим епископам и возвратились от них, епископ лимирский Феодор сказал: „вследствие приказания вашей святости, как я, так и Аммоний, почтеннейший пресвитер и экдик этой святой и великой церкви, были в доме Марины у Примазия, почтеннейшего епископа афрского, и убеждали его придти для заседания с вашею святостию. Но он сказал: „так как папа не председательствует, то я не иду». Аммоний, пресвитер и экдик церкви, сказал: „правду заявил Феодор, почтеннейший епископ лимирский; потому что это именно мы сказали и это услышали от него“. Анатолий, епископ кимский, сказал: „по приказанию вашей святости, как я, так и почтеннейший пресвитер и экдик этой святой и великой церкви Петр были на месте, называемом „Палеа“, в доме благочестивейшего и миролюбивейшего императора, у Савиниана, почтеннейшего епископа города Запарены 79 иллирикского округа, и убеждали его придти для заседания на соборе вместе с вашею святостию. Он сказал, что не может придти, потому, что нет на лицо его архиепископа Бенената, – сказал также: „я переговорю с ним“. Петр, пресвитер и экдик церкви, сказал: „правду сказал Анатолий, почтеннейший епископ кимский; ибо это мы и высказали ему и выслушали от него“. Диогениан, епископ созопольский в Писидии сказал: „по приказанию вашей святости, я вместе с Феодором, почтеннейшим пресвитером и экдиком этой святой церкви, прибыл к Пройекту, почтеннейшему епископу найзскому иллирикского округа, поместившемуся в доме Максентиана, и объявили ему, что святейшие патриархи и все прочие братья ваши благоговейнейшие епископы убеждают его прибыть на святой собор; а он сказал: я отправляюсь к архиепископу Бененату и переговорю с ним. А когда мы прибыли к Павлу, благоговейнейшему епископу второй Юстинианы, поместившемуся в доме Германа близ кесарской гавани, и объявили ему повеление вашей святости, то он ответил: „я имею архиепископа и переговорю с ним“. Феодор, пресвитер и экдик церкви, сказал: „по приказанию вашей святости, прибыв вместе за Диогенианом, почтеннейшим епископом созопольским, к вышеупомянутым почтеннейшим епископам, Пройекту найзскому и к Павлу второй Юстинианы, мы убеждали их прибыть на этот святой собор; они отвечали то, что высказал вышеупомянутый почтеннейший епископ Диогениан“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Очень кратко также в De sectis говорит Леонтий о ереси Павла Самосатского, который «ложно учил и относительно Божества, и относительно Воплощения, который отрицал Св. Троицу, а Христа считал простым человеком» ( ψλον νθρωπον) 1009 . В этом отношении Павел Самосатский отличается и от Нестория, признававшго Св. Троицу и считавшего Христа храмом Бога Слова, и от Савелия. удерживавшего названия троичных Лиц, хотя и отрицавшего их ипостасность 1010 . Ереси Павла Самосатского Леонтий придает важное значение, и в других сочинениях останавливается на ней с большей подробностью. Он считает ее источником многих последующих ересей и еретиков: Фотина, Диодора, Феодора, Нестория 1011 . «Этот Паиеи есть горький куколь диавола, происшедший из Самосаты» 1012 . В конце 3-й книги сочинения Contra Nestorianos et Eutychianos Леонтий специально выступает против Павла Самосатского и доказывает его несомненное влияние на Нестория. Он представляет целый ряд тезисов, воспринятых Несторием от Павла, анафематствованного православными епископами за 160 лет до него: «Павел сказал: «Мария не родила Слова». Несторий согласно сказал: «Не родила, любезнейший, Мария Божество». Павел сказал: «Он не был прежде веков». Несторий сказал: «И временную матерь назначают Божеству, Творцу времен». Павел сказал: «Мария восприняла Слово и не есть старее Слова». Несторий сказал: «Итак, как же Мария родила старейшего ее самой?» Павел сказал: «Мария родила человека нам равного ( νθρωπον μν σον)». Несторий сказал: «Человек, рожденный от Девы». Павел сказал: «Превосходного по всему, так как благодать в Нем от Св. Духа, и от обетований, и от Писаний». Несторий сказал: «Ибо сказано: Я видел Духа, сходящего как голубя и пребывающего на Нем ( Ин 1:32 ), который даровал Ему вознесение. Ибо сказано: Дав повеления Апостолам, которых Он избрал, Святым Духом Он был вознесен ( Деян 1:2 ), то есть [Дух] даровал такую славу Христу» 1013 ... Вот преступник [Несторий] ясно сказал: «Не родился от Марии рожденный от Отца». Это согласно с еретиком Павлом, говорящим, что „иной есть Слово и иной – Христос Иисус, и что не один, как проповедует Православие ( ορθοδοξα κηρσσει)“ " 1014 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

– И прежде, чем он объяснил, почтеннейший епископ Мелиффонг сказал: по некоторой предусмотрительности, еще в начале, тотчас как состоялось обвинение, я напомнил и сказал, что обвинение делается не в пустом (деле), и что такое опасное дело должно быть исследуемо не чрез поверенного, но необходимо присутствие обвиняемого, так как и законы требуют этого. Ели же благочестивейшему императору благоугодно, чтоб уголовное дело производилось чрез поверенного, и обвинение делалось безопасно, и о том, что состоится, дано было знать ему: то нам необходимо во всем уступить повелению христолюбивого императора. – Селевк, почтеннейший епископ, сказал: так как основательно то, что теперь сделано по предложению знатнейшего референдария и по согласию святейших епископов и знатнейшего и славнейшего бывшего консула и патриция Флоренция, то пусть и почтеннейшие пресвитер Иоанн и диакон Андрей изложат, что они знают. – Иоанн, почтеннейший пресвитер и экдик, сказал: что объяснено мною и уже прочитано святейшему и боголюбезнейшему собору, в присутствии знатнейшего и во всем славнейшего бывшего консула и патриция Флоренция, это совершенно истинно. Тоже сказал и почтеннейший диакон. – Когда он говорил это, диакон Константин сказал: не все прочитано.–Тот же Иоанн, почтеннейший пресвитер и экдик, сказал: (я еще вот что говорю. – Почтеннейший диакон Константин сказал): в смятении я сказал одно слово, и оно записано. – Когда он говорил это, почтеннейший епископ Фалассий сказал: достаточно было и объяснения пресвитера Иоанна; но так как пред всеми нами лежит евангелие, то справедливо, чтобы и он пред евангелием подтвердил то, о чем говорит. – Тот же Иоанн, почтеннейший пресвитер и экдик, присовокупляя, сказал: что (сказанное мною) совершенно истинно, чему еще большую силу истины придал противник тем, что, казалось, сомневался, это признал также боголюбезный и Святой собор на том основании, что он покушался отказаться от своих слов. Но так как должно произвести полнейшее чтение и из последующего убедить меня, чтобы я или признал то, что объяснено почтеннейшим архимандритом Евтихием, и согласно ли он говорил с тем, что я тогда объяснил, или же отказался бы я, если случится, что не признаю того: то прошу ваше боголюбие, чтобы было полнейшее чтение, дабы я, ради благоговения к святому евангелию, мог видеть все, что предложено нашим боголюбием, и последовать слову истины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Тотчас предстали два беса, один в образе убитого. Тогда Кинопс сказал мужу, сына которого убили: «Это ли сын твой»? Тот сказал: «Да, господин». И сказал Кинопс Иоанну: «Не удивляешься знамениям сим, которые видишь»? Иоанн сказал: «Нет». Кинопс сказал: «Если не убеждаешься этими знамениями, то увидишь большие их, и если я не убежду тебя знамениями и силами, то все-таки не оставлю тебя». Иоанн сказал ему: «Эти знамения и диковинки скоро пропадут вместе с тобою». Толпы, слыша это, сказали: «Изгнанник, ссылочный и неизвестный! Зачем хулишь ты наилучшего Кинопса»? И бросились они на него, как кровожадные звери, и повергли его на землю, разрывая и терзая его. Кинопс, полагая, что он умер, сказал толпе: «Оставьте его непогребенным, чтобы съели его птицы небесные и звери земные, и увидите, воскресит ли его Христос, которого он проповедует». Толпа, почитая Иоанна умершим, разошлась, радуясь, по домам своим. Иоанн пробыл на том месте одиноким до второго часа ночи. Я прибыл на то место со скорбью при виде учителя своего и, подошедши к нему поближе, сказал: «Что случилось с тобою, господин»? Он сказал мне: «Поспеши в дом Мирона; ибо там собрались все братия и производят великий плач: возвести им, что я по благодати Иисуса Христа жив, и немедленно возвратись ко мне». Я весьма скоро пошел к дому Мирона, нашел собравшихся там братий, производящими об Иоанне, как он сказал мне, великий плач; но, когда постучал в двери, мне не осмеливались отворить, опасаясь коварства тех, кои были из сторонников волхва Кинопса. Когда же я взывал и настаивал, один из служителей Мирона, узнав меня, известил собравшихся, что в двери стучит Прохор. Мне тотчас отперли двери, как только увидели меня, и остолбенели; ибо думали, что я умер вместе с Иоанном. Я сказал им: «Не смущайтесь, братия, ибо учитель мой жив и послал меня к вам приветствовать вас». Те, слыша, что Иоанн жив, от радости ничего не захотели выведывать от меня, но поспешно побежали к месту, где находился Иоанн. Они нашли его стоящим на коленах и молящимся Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Анатолий, почтеннейший епископ константинопольский, сказал: «я сказал уже, что по-моему, если это угодно и святейшему собору, ни один из них не может быть епископом города Ефеса, но для управления епископством должен быть избран всеми пасомыми другой, потому что оба они овладели епископством вопреки канонам; а им иметь епископское достоинство и общение, и получать содержание от этой святейшей церкви». Пасхазин, почтеннейший епископ, занимающий место апостольского престола древнего Рима, сказал: «что заявил я прежде, тоже повторяю и теперь: и тот и другой из упомянутых неправильно овладели церковью ефесскою; и поэтому весь собор должен согласиться, по устранении их, поставить другого по канонам». Максим, почтеннейший епископ Антиохии сирийской, сказал: «оба они, как видно из вчерашнего дознания, вопреки канонам овладели епископством. А кто из них достоин оставаться в городе, по человеколюбию, должны сказать боголюбезнейшие епископы той области». Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, сказал: «как усматривает святой собор, содержание получать они должны от церкви ефесской, а другой должен быть рукоположен по канонам». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «я согласен с рассуждениями святейших и боголюбезнейших отцов». Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «я согласен с тем, что́ высказано отцами». Юлиан, почтеннейший епископ косский и местоблюститель апостольского престола, сказал: «по канонам хотя ни один не должен быть, а по человеколюбию – пусть собор азийский изберет, кто должен быть». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «поверь, что оба они поставились вопреки канонам». Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «каков каждый из них, лучше знают боголюбезнейшие епископы той области. Итак, пусть они скажут по свойственному им благоговению в страхе Божием, кто должен управлять ефесскою церковью, чтобы не было в городе возмущения». Роман, почтеннейший епископ мир-ликийский, сказал: «я согласен с определением святых отцов».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

И тогда Ирод, послав в темницу, обезглавил Иоанна. Окончил свой путь Предтеча Господень и сошел в ад. И узнали его находящиеся в аду. Были тут Авраам, и Исаак, и Иаков, Исайя и Давид и еще множество других святых пророков. И спросили Иоанна о Господе, так говоря: «Придет ли освободить нас от мук наших или нет? И совершится ли пророчествованное о нем?» Другие же говорили: «А что если не захочет смерть принять ради нас?» Пророки же крепились духом, говоря: «Суждено ему смерть принять; мы же ведали о том, что будет с ним, и пророчествовали о том всему миру». Отвечая, сказал Иоанн: «Придите, прошу вас, поведайте мне о том, о чем прорицали, и мы, услышав это, воспрянем духом». Отвечая, сказал первый и великий пророк Давид: «Я предвидел, что, никому не возвестив, тихо сойдет он с неба, и сказал: “Сойдет, как дождь, орошающий руно”». Исайя сказал: «Я предвидел, что от девы он будет рожден, и сказал: “Вот дева примет в чреве и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил”». И другой, отвечая, сказал: «Я предвидел, что вместо двенадцати патриархов 12 учеников будут служить ему, и возвестил: “На место отцов твоих стали сыновья твои”». И иной отвечал: «Я предвидел деяния и чудеса, которые будет он творить, и возвестил: “Откроются глаза у слепых, и уши глухих услышат”». И другой в свою очередь сказал: «Я предвидел, что ученик захочет его предать, и возвестил: “Кто ест хлеб мой, возвел на меня клевету”». И другой сказал: «Я предвидел, что за тридцать Серебреников захочет его предать, и возвестил: “Оценили меня в 30 серебреников”». И еще Исайя сказал: «Я предвидел, что будет приведен он на судилище, и возвестил: “Сам Господь на суд предстанет перед старейшинами земли”». Отвечая, Иеремия сказал: «Я предвидел, что захотят распять его на древе, и возвестил: “Приходите, вложим древо в хлеб его и лишим его жизни”». И другой, отвечая, сказал: «Я предвидел, что в гроб его положат, и возвестил: “Положили меня в глубокой могиле, во тьме и в обители смерти”». Так говорили пророки и радовались, получив весть благую от Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И пишущие во свидетельство апостольской победы есть и до сегодняшнего дня. Тогда Нерон, исполнившись ярости, схватив Петра и Павла, велел заключить их в темницы. Тело же Симона велел под всяческим присмотром сохранять три дня, ожидая, что в третий день он воскреснет. Сказал же ему Петр: «Этот уже не воскреснет, поскольку по-настоящему умер и на вечную муку осужден». Тогда Нерон Петру сказал: «Кто велел тебе совершить это жестокое дело?» Петр отвечал: «Гордыня его и коварный ум, и богохульство его привели его к гибели, так же как и те, кого он совратил, попадут с ним в огонь вечный, где и отец их дьявол». Тогда Нерон, разгневавшись, сказал: «Этими ли словами хотите меня переспорить? Потому и я вас жестоко погублю». Петр же сказал: «Будет же не то, что ты хочешь, а есть нужда исполнить то, что назначил Христос». Тогда Нерон сказал епарху Агриппе: «Приказываю, отправившись в местность Навмахию, бить их железными палками и всех, им подобных, жестоко казнить». Епарх Агриппа сказал: «Добрый царь, не следует их жестоко истязать как нечестивых». Нерон же сказал: «Почему?» Агриппа сказал: «Потому что Павел не виноват, а Петр виноват в том, что совершил убийство, он и есть нечестивый». Нерон сказал: «И мне так угодно. Следует Павлу отрубить голову, Петра же как совершившего убийство прикажу распять на кресте». Агриппа сказал: «Ты рассудил царственно». Петр же и Павел, получив решение, вышли от Нерона. Когда Павла вели из города связанным, чтобы обезглавить, и воины знатного рода, стерегущие его, вышли из ворот примерно на один полет стрелы, встретила их одна благочестивая женщина. И, увидев Павла, которого вели заключенным в железные оковы, она над ним сжалилась и горько расплакалась. Звали ее Перпетуя, она была одноглазой. Павел, увидев, что она плачет, сказал ей: «Дай мне, женщина, твою головную повязку, а когда возвращусь, я тебе ее отдам». Сняв, она тут же дала ему повязку. Воины же говорили ей: «Женщина, почему ты хочешь потерять свою повязку, разве ты не знаешь, что он идет на казнь?» Перпетуя же сказала им: «Заклинаю вас спасением кесаря, этой повязкой завяжите ему глаза, когда будете рубить голову», – как они и сделали. Обезглавили его в местности, называемой Аквэ Салвиэ, у соснового дерева. И тотчас по велению Бога до возвращения воинов получила женщина повязку с каплями крови на ней. И, когда она ею повязалась, тотчас же прозрел ее глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26.  К авве Зенону пришли некогда братия, и спрашивали: что значит написанное в книге Иова: небо же нечисто пред ним (15,15)? — Старец сказал им в ответ: братия оставили грехи свои и исследывают небесное. А значение слов такое: поелику один Бог чист, потому что он (Елифаз) и сказал: небо же нечисто пред Ним. 27.  Авва Исайя сказал: простота и немечтание о себе очищают от злых помыслов. 28.  Еще сказал: если кто обращается с братом с хитростию, — не минует печали сердечной. 29.  Еще сказал: если кто, по лукавству, говорит не то, что имеет на сердце, — тщетна услуга его. Итак, не прилепляйся к таковому, дабы не оскверниться ядом этого оскверненного человека. 30.  Еще сказал: корысть, честь и спокойствие борют человека до самой смерти; но не должно предаваться им. 31.  Авва Феодор Фермейский говорил: если ты имеешь с кем-либо дружбу, и случится ему впасть в искушение блуда; то если можешь, подай ему руку, и извлеки его. Если же он, впадет в ересь, и, не смотря на твои убеждения, не обратится; то скорее отсекай его от себя, дабы, если замедлишь, и самому тебе не упасть с ним в бездну. 32.  Авва Феодор пришел однажды к авве Иоанну, скопцу от рождения, и между разговором сказал: когда мы жили в Скиту, занятия души были настоящим нашим делом, а рукоделье считали мы подельем; а ныне занятие души стало подельем, а поделье — самым делом. 33.  Один из отцев пришел к авве Феодору, и сказал: вот такой-то брат ушел обратно в мир! — Не удивляйся сему, говорит в ответ авва Феодор, но подивись лучше, если услышишь о ком-либо, что возмог он убежать от врага. 34.  Говорили об авве Иоанне Колове, что однажды сказал он старшему своему брату: я желаю быть свободным от забот, как свободны от них Ангелы, которые ничего не работают, а служат непрестанно Богу. И сняв с себя одежду, пошел в пустыню; но, прожив там неделю, возвратился опять к брату. Когда постучался в дверь, брат, не отворяя двери, изнутри подал ему голос, спрашивая его: кто ты? — Я, Иоанн, говорил он. — Брат сказал в ответ: Иоанн сделался Ангелом, — его уже нет между людьми. Иоанн упрашивал его, говоря: это я, отвори мне. — Но брат не отворил, а оставил его скорбеть до утра. Наконец отворив, сказал ему: ты человек, — и тебе нужно опять работать, чтобы прокормить себя. — Иоанн поклонился ему, говоря: прости мне!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010