А тем, кто действительно исполнен страдания, могу сказать только, что и Господь страдал, будучи безгрешным. Нам ли, отягощёнными грехами, роптать? Дня не пройдёт, чтобы я что-то не то не помыслил, не сказал, не раздражился, не соблазнился, что-то тёмное в сердце не поднялось… Только и думаешь: «Господи, прости, вразуми, помилуй!» Почему так происходит? Я не хочу(!), но приходит какая-то мразь в сердце, которая оскверняет меня, лишает света Божьего, молитвы. Мама часто говорит: «Что-то сделала или подумала, и чувствую, что не могу встать на молитву. Чувствую, Господь не слышит. Он-то слышит, а у меня не то сердце, с которым можно к Нему обратиться. Значит, надо скорее идти, принести покаяние и сделать добро, которое бы восполнило недостаток духовной жизни». А благодарить Бога – это необходимость человека. Поэт Александр Солодовников сказал: Дети, цветы и птицы – Сердца их не знают гроз, У них посылал учиться, О них говорил Христос… Посмотрите, детки всегда всех благодарят. Цветы – их рвут, топчут, сжигают, – а они цветут. И птицы поют, несмотря ни на что. ЧТОБЫ ЖИЛИ Борис Афанасьевич Осипов, художник: Ваш вопрос застал меня врасплох. Я задумался: благодарю ли я Бога вообще? Если я произношу: «Слава Богу!», не есть ли это просто поговорка, сказанная по инерции? Хотя мне довелось (правда, много-много лет назад) работать в церкви, делал в нерюнгринском храме иконостас, но я – человек мирской. Поэтому раньше не задумывался о том, благодарю ли я Бога и за что? Но вот недавно, в декабре прошлого года, в Новосибирске у меня тяжело заболел сын . Ему делали сложную операцию, а меня не было рядом, хотя он уже взрослый мальчик. И его мама, моя бывшая жена, попросила меня поставить за здравие нашего сына свечку. Я пошёл в Преображенский собор. Мне пришлось купить очень много свечей, потому что, когда я начал вспоминать тех, о ком хочу помолиться, – за здравие и за упокой, набралось очень много имён. И вот когда я стоял, читал «Отче наш», ставил свечи, вдруг понял, что если я за что-то искренне благодарю Бога, то это за здоровье близких.

http://pravmir.ru/slava-bogu-za-vse/

С этого времени я оказался в центре внимания светских властей, только на этот раз более высокого уровня. Я был для них неудобный юнец, который портит район­ную отчетность по атеистическому воспитанию населения. До сих пор удивляюсь, как я мальчишкой мог противостоять их натиску. При поступлении в семинарию самым «страшным» из экзаменов была медицинская комиссия. У членов комиссии был на руках список абитуриентов, которых надо было «срезать». Медкомиссию я не прошел вместе с двумя бывшими военными летчиками-испытателями. Для меня оставался единственный выход: записаться на прием к ректору. Он вошел в мое положение и предложил следующий вариант: мы допускаем тебя до экзаменов, ты их сдаешь, но потом, по договоренности с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) , едешь учиться в Ленинградскую духовную семинарию . Экзамены я сдал, будучи в отдельном списке, и оказался по набранным баллам первым среди абитуриентов. Теперь все решал Ученый совет, на котором владыка Филарет без обиняков рассказал мою историю. До сих пор не знаю, кто именно из Ученого совета сказал, что никуда меня отсылать не надо — Московской духовной семинарии самой нужны способные студенты. Так я остался в Загорске. — Вы не только учились, но и приняли монашеский постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре . Какие чувства Вас связывают с этой обителью? — Лавра, под сенью которой возрождалась Московская духовная академия, была уголком святости, оазисом чистого духа. Мне вспоминается один весьма поучительный случай и очень хороший урок, который преподал мне отец Тихон (Агриков), мой духовник, человек поистине прозорливый. Как-то во время беседы отец Тихон стал рассказывать о насельниках Лавры, об их жизни: и прежней мирской, и нынешней монашеской. Он говорил о каждом из них с чистым сердцем, искренне радуясь всему хорошему, что в них есть, и объясняя, каких порой трудов и мучений стоило этим людям сохранить, сберечь в себе искру Божию. После разговора с отцом Тихоном у меня абсолютно изменился взгляд на людей: я понял, что в каждом человеке надо искать лучшее, а не судить о нем по его ошибкам и недостаткам. Кроме того, я понял: нельзя делать ничего такого, что смущало бы других людей, и вообще надо всеми силами стремиться к жизни святой, безгрешной. Помню, как отец Тихон, подводя итог нашей беседы, сказал: «Не забудь, что у нас вся братия святая».

http://patriarchia.ru/db/text/5488971.ht...

-Когда ребенок в церкви буквально растет, он к ней привыкает настолько, что начинает вести себя в храме, как дома. Как научить ребенка благоговейному отношению к церкви и что делать, чтобы оно не утратилось по мере взросления? -Благоговение воспитывается тоже на самых понятных вещах. Например, пятилетний мальчик так небрежно ест просфорку, что крошки летят в разные стороны. Правильная реакция матери на это какая? «Подожди, не торопись, так нельзя просфору есть. Откусывай так, чтобы крошки не падали, подставь ладошку». А если ребенок увидит, как мать благоговейно крошечку, упавшую на пол, поднимет и в рот себе положит, он, полагаю, навсегда запомнит, как надо относиться к священному хлебу. Или ребенок бегал на улице, влетел в храм, налил святой воды и залпом выпил. Мать должна его остановить: «Подожди, сынок, нельзя так. Это святая вода. Если ты хочешь попить, давай так: перекрестись и спокойно выпей». Если родители ведут себя благоговейно, когда прикладываются к иконам, целуют нательный крест, ребенок такое отношение усвоит. То есть в церковном воспитании нет чего-то такого чрезвычайного, вся наука постигается в обычной повседневной жизни. Ну и конечно, нужно тормозить проявления детской непосредственности в храме. Разрешать детям заниматься во время богослужения, чем им хочется, громко разговаривать, бегать, мешая молящимся, не стоит. Правильный момент -Как готовить ребенка к исповеди? Бытует такое мнение, что до семи лет дети причащаются без исповеди, а потом нужно обязательно исповедоваться. А если у ребенка нет покаянного настроения именно в тот момент, когда семья собирается к Причастию? -К рекомендации исповедовать детей с семи лет не нужно относиться как к некой догме, нет в Церкви учения, что до семи лет дитя безгрешно. Любой человек несет в себе печать первородного греха с самого момента рождения. Скорее всего, это просто частная практика, которая закрепилась в церковной традиции. На самом деле, исповедовать можно с гораздо более раннего возраста. Опыт показывает: с трех, четырех, чаще всего с пяти лет ребенок может вполне осознанно за что-то у Бога прощения попросить. Как священник могу сказать, что самый тяжелый случай, когда перед тобой ставят мальчика и мама говорит: «Батюшка, ему уже семь лет». А ребенок совершенно не понимает, что он должен делать, он никогда не исповедовался - и вдруг теперь надо. Какого-то осознания своих грехов у него совершенно нет. Поэтому впервые лучше приводить сына или дочь на исповедь, когда для этого есть реальный повод. Допустим, ребенок в порыве обиды или злости сказал маме: «Я тебя убью!». Потом, когда он остыл, у мамы попросил прощения, можно сказать: «Это такие страшные, плохие слова, что за них нужно просить прощения не только у меня, но и у Бога». И объяснить почему: рассказать про заповедь почитать родителей, про то, что, обижая любого человека, мы обижаем и Бога, потому что человек по образу Божьему создан. И если ребенок раскаяние за свой проступок испытывает, привести его на исповедь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Уборка снега      – Чему современные родители могли бы поучиться у святой царственной четы Николая II и Александры Феодоровны? – Именно этому: вопреки тому, что диктует мир, а до революции он так же, как и ныне, навязывал антинравственные установки – слушать Бога самим и так в послушании воспитывать христиан. Есть у тебя дары от Бога – отдавай ребенку, но и его учи жить с самоотдачей. Вспомните, как воспитывали великих княжон: они и рукодельничали для благотворительных ярмарок, и сами устраивали распродажи на празднике «Белый цветок», сейчас возрожденном, и в госпитали сами раненым служили – вот это школа любви, смирения, самоотдачи. А где современным девочкам поучиться этим качествам, если их только наряжают и балуют? А мальчишкам все, что только захотят, по первому же капризу предоставляют… Пусть дети не только требуют, но и учатся слушаться пап-мам, бабушек-дедушек, учителей. Только исполняющим заповедь о почитании родителей в Священном Писании обещано счастье (Исх. 20:12). Еще раз повторю: больше просите помощи у детей. Причем помощи не только себе – хорошо бы научить ребенка вообще замечать, кому рядом с ним в данный момент нужна помощь! Даже в советское время были такие отряды ребятни, которые старикам помогали, – тимуровцы. Видеть тех, кому нужна помощь, – это нравственный труд души, ему прежде всего и надо с детства обучать детей. Добровольческое движение среди молодежи – это хорошо, но навыки служения ближнему надо осваивать с детства. А если в душе не будет концентрироваться эта энергия внимания, то откуда ее человек потом-то возьмет? Вот и изнывают старики от одиночества, когда дети вырастут. – Вы же сами до этого говорили, что эгоисты и других терзают, и сами всю жизнь мучаются – у них и на себя этой энергии-то не хватает, чтобы жить и радоваться… – Вообще-то эта энергия называется «благодать». Она аккумулируется в душе, когда мы исполняем заповеди. Жизнь по Евангельским заповедям очищает душу, сердце и все тело, она же и освящает их! Вот, допустим, помните, привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8:3–11)? Фарисеи стали искушать Христа: «Что с ней делать? По закону мы должны ее побить камнями. Ты, Учитель, что скажешь?» – «Если кто-то считает себя безгрешным, первым брось в нее камень». Это заповедь: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1). Все мы падаем, так не втаптывай своим осуждением человека в грязь, даже если он оступился и упал в нее. Помоги. И испытаешь радость! А осудишь – каково тебе будет на душе?! Когда все осуждающие разошлись, Господь, простив согрешившую, сказал: Иди и больше не греши, – сама не услаждайся этим смрадом греха. Не осудили тебя – ты и сама покайся, то есть исправься. Это и будет для всех – исполнить закон Христов (Гал. 6:2).

http://pravoslavie.ru/114363.html

И тут к Соне подполз тот мальчик-инвалид. Он протянул ей какую-то свою игрушку и, улыбнувшись, сказал: — На, не плачь. Меня зовут Рома. Andreia C. de Andrade/flickr.com Эту улыбку я запомнила навсегда. Столько в ней было чистоты. Какой-то настоящей, безгрешной, детской чистоты. Соня перестала плакать. — Давай играть, — продолжил он. — Ты будешь прекрасной принцессой, а я — прекрасным принцем. И они играли, долго, весело. К ним присоединилась Варя, потом другие дети. Они ползали по площадке, все в песке, грязи, и было так хорошо, тепло. И центром этого тепла был мальчик-инвалид Рома… «Зачем рожать больных детей?» — удивлялась старушка. Наверное, затем, что ползающий на животе и никогда не встававший на ноги Рома оказался действительно прекрасным принцем. Настоящим. Прекрасным душой, которая умеет жалеть, любить, дружить и радоваться жизни. И разве это не главное. Но поймет ли это та бабушка? Псих какой-то Иногда к нам на подворье забегает паренек. Именно забегает, потому что передвигается он почему-то только так. Он на бегу говорит, на бегу крестится, на бегу что-то жует. Я не знаю, как его зовут. Некоторые называют его «Божий человек». У него совершенно детские глаза, ведет он себя как ребенок, а на вид ему можно дать от 25 до 40 лет. Я не знаю, что у него, но явно видно, что он не совсем здоров. В нашем стандартном понимании. Помню, еще будучи беременной Машенькой, я пришла поработать в наш «Николин уголок» — пункт приема и выдачи вещей. В тот день к нам как раз привезли огромные мешки с вещами, которые нужно было снести в подвал. — Вы мне не поможете? — обратилась я к какому-то мужчине. Очень здоровому на вид. — Найдите кого-нибудь другого, я не грузчик, — неожиданно ответил он. А тут как раз мимо пробегал этот «Божий человек», махал руками и над чем-то громко смеялся. — Дурдом, а не храм! — сказал мужчина. — Псих какой-то… Я сама потащила мешок… Паренек подбежал ко мне и выхватил его. — Нельзя! Нельзя! — показал он на мой живот. И начал таскать вещи. Мужчина покраснел.

http://pravmir.ru/k-revushhey-dochke-pod...

У Крапивина всегда так: есть те, кто все знает и кто всегда прав, но только правотой своей они придавливают остальных. Да и не бывает на свете безгрешных людей. И невиновный, если он обладает чуткостью к чужой боли, вдруг понимает: обличить и растоптать виновного легче всего. Только неправильно это. Кошелек украл одноклассник Кирилла Чирков. Тихий, незаметный, молчаливый мальчишка из тех, кого никто не обижает, но никто с ним и не дружит. Серая, неинтересная личность. Только вот зачем? Неравнодушие и великодушие Практически в каждом произведении Крапивина есть этот вопрос, есть момент, когда важно отбросить формализм, посмотреть человеку в глаза и спокойно постараться узнать причины его поступка. Чаще всего оказывается, что поступок этот – многослойный пирог, и оценить его однозначно невозможно. Ну, можно, конечно: взрослые часто так делают, только они оказываются неправы. В 1999 году Владислав Петрович написал повесть «Дело о ртутной бомбе». Один из ее героев стащил у мамы большую сумму денег, чтобы помочь солдату, бежавшему из части: тот не выдержал издевательств «дедов». Плохо поступил мальчишка? Конечно, плохо! Воровство, укрывательство дезертира. Только он, как мог в свои девять лет, пожалел, как умел, помог. А мог бы равнодушно пройти мимо, а мог бы выдать властям… «– Зачем ты от нас убегал? – спросил Кирилл. Чирок пожал плечами. – Ну… я почему-то догадался. – А чего бежать-то? Куда денешься? – Я просто от дома. Чтобы не при маме… – Все равно узнает, – с неловкостью сказал Кирилл. Словно он был виноват в бедах, которые скоро обрушатся на Чирка. И он почувствовал благодарность Женьке, когда она спросила: – А что, у мамы правда больное сердце? Чирок по очереди взглянул на нее и на Кирилла. И стал смотреть на свои стоптанные сандалии. – Да нет, – проговорил он. – Сердце обыкновенное. Просто ей сейчас нельзя нервничать, у нее ребенок будет… Со странной смесью жалости, злости и облегчения Кирилл тряхнул плечами, словно сбросил что-то. Твердо глянул на Женьку, предупреждая, чтобы не спорила. Потом сказал Чирку:

http://pravoslavie.ru/117893.html

— Простите, — выдавил он. — Я помогу… Ilya Yakover/flickr.com …А недавно я видела, как этот паренек смотрит на небо. Там плыли облака, белые, пушистые… Он стоял, смотрел и улыбался. И улыбка у него была, как у того Ромы. Чистая, безгрешная. Он видел красоту и был счастлив. Как может быть счастлив только Божий человек, глядя на Божие творение. И ему больше ничего было не надо. Зачем рожать больных детей? Почему Бог дает жизнь «психам?» Наверное, потому, что «дурачок» часто оказывается настоящим мужчиной и просто настоящим человеком. Который сразу приходит на помощь и радуется каким-то дурацким облакам. И умеет быть счастливым. Глядя на таких людей, мы можем стать лучше. Леха-дурак Я помню «Леху-дурака»… Он уже умер. Я как-то рассказывала про него. Было это много лет назад. Я была еще девчонкой. У нас была большая дружная компания. Мы шлялись по району (где я сейчас и живу) и считали себя самыми крутыми. Однажды мы сидели на лавочке, вели какие-то свои беседы, шутили, смеялись. — Давайте дружить, — раздался вдруг голос. Мы замолчали и обернулись. Это был Леха-дурак, парень года на три старше нас. Не знаю, родился ли он таким или что-то случилось потом, но он был, как мы говорили, «больным на всю голову». Сейчас я понимаю, что у него было сильное отставание в развитии и он вел себя как маленький ребенок, целыми днями бродил по улице и ко всем приставал. — Давайте дружить, — повторил Леха-дурак. И улыбнулся какой-то робкой улыбкой. Чистой, «Роминой» улыбкой. Мы переглянулись. — С кем? С тобой? — выступил вперед один мальчик. И громко заржал. — Ты же дурак! — Дурак! Дурак! — подхихикнули девочки. И я вместе с ними. Леха растерянно смотрел на нас. — А ну пошел вон! — выкрикнул тот первый мальчишка. Подошел и толкнул его. — Пошел, пошел, — эхом подхватили мы. Леха заплакал… …Еще помню. Мы так же гуляли, и нам так же было весело. — А у меня собака, — подошел к нам Леха-дурак. В руках у него был маленький щенок. И он опять улыбался своей глупой, детской улыбкой. — Хотите погладить?

http://pravmir.ru/k-revushhey-dochke-pod...

Преподобный Моисей Мурин, эфиоп – пример классический. Как-то решили проверить его преуспеяние духовное. Он уже провел несколько лет в монастыре, в удаленной келье, а прежде был атаманом разбойников. Представляете, какая личность? И вот епископ велел позвать его в алтарь, а когда войдет – выгнать. Его позвали, а потом выгнали: «Пошел, пес, отсюда!» Он убрался. Опять позвали – и опять выгнали. И в третий раз позвали и снова выгнали. Потом уже Моисей был в совете старцев. Спрашивают у него: «Отче, в первый раз что с тобой было?» Он отвечает: «В первый раз смятохся и не глаголах». Второй раз – «уготовахся и не смутихся». А в третий раз – «возвеселихся». Радовался уже – ну, сейчас выгонят! Потому что все равно – и временная радость, и временная скорбь здесь кончатся. – Батюшка, а как детей научить радоваться? – У меня мамочка – я не видел ее унывающей, она всегда была радостная. Важен пример, прежде всего личный. Детей нужно учить радоваться. Что-то получилось – слава Богу – это хорошо. Хорошо вот это. Ну, и это тоже хорошо. – Как учить детей переживать трудности? Например, распространенная ситуация: обижают в школе, бьют, обзывают? – Почему важно воспитание? Для верующего человека есть пример. Господь какое поношение терпел? Избивали Его, клеветали. А Он – безгрешный. Потом нужно объяснять сущность, которая заключается в том, что «аще добр будешь – себе и ближним своим, а аще зол будешь – сие и пожнеши»(Притч. 9:12). Кто-то плохо поступает, и для него самого это плохо. Обижает вроде тебя, а на самом деле зло к нему возвращается. Я знаю такой случай: один раб Божий, Царствие ему Небесное, сделал замечание в магазине одному пьяному человеку, а когда вышел на улицу, тот схватил его и потащил. Этот раб Божий (а он слабенький такой) и говорит: «Думаешь бить? Сильному слабого несложно бить». И добавил: «Сегодня ты пьешь, бьешь, завтра – пьешь, бьешь, скажи – для чего ты живешь?» Тот задумался: «Не знаю, для чего живу». Можно и ребенку – он же, несчастный, не понимает – прийти и сказать: «Ну скажи, тебе хорошо это?» Вот пример из книги «Отец Арсений», когда мальчика верующего «судили» в советской школе, но дали «последнее слово». Тот встал и сказал: «А мне жалко вас». И детский суд вынес «приговор» – невиновен. Замечательная детская реакция.

http://pravoslavie.ru/136446.html

На Богомолье из глубинки В лаптях идёт старик седой. Ведёт лошадку по тропинке. Мелькают вёрсты чередой. В тележке на охапке сенца Его внучок во сне сопит. И, сенью жалуя младенца, Склонились головы ракит. Ударил колокол далече… Перекрестился дед: «Дошли… Проснись, Ванюшка!» Летний вечер. Старик и мальчик. Соль земли… Исцеление у Овчей купели Ин. 5:1-15 Лежал он в Соломоновом притворе Средь пряных красок Иерусалима И тридцать восемь лет терзался горем. – Расслабленного хворь – неисцелима… Средь массы окружающего люда Дотоль не отыскалось человека , Чьё сердце бы растрогал верой в чудо Нуждающийся в помощи калека. Никто не помогал в купель овечью Ему сойти за Ангелом небесным, Чтоб излечить врожденное увечье Воды прикосновением чудесным. Он ждал смиренно даже в день субботний… Сын Божий, Иисус из Назарета Явил ему по милости Господней Святое исцеление за это. «Восстань, возьми постель свою и следуй Тропой безгрешной, чтоб не получилось С тобой чего похуже»! – напоследок Сказал Господь… Давно уж то случилось… О том поведал Иоанн Апостол Нам не напрасно. – В час, когда невзгода Покроет жизнь смердящею коростой, Припомним о расслабленном, кто годы Ждал у купели овчей исцеленья, Смиренно, никого не укоряя, И получил Господне избавленье Себя в Его объятия вверяя. Благословенная Вырица Название посёлка – словно трель Порхающей на лёгких крыльях птицы. Выводит имя «Вы-ри-ца!» капель На ксилофоне в мартовской светлице. Здесь Оредеж встречает облака В гостеприимных водах отраженьем. И небо обнимает берега, Довольное своим преображеньем. Диковинка на пляже Шудибиль – Среди песков – танцующие сосны! Тут обретёшь желанный сердцу штиль. В душе спокойной – мысли мироносны… Расскажут много здешние места: Останки дачи князя Витгенштейна, Плотина в роли пешего моста, Что в наше время выглядит музейно. Тут родились Ефремов, Мозелов – Писатель и философ-академик. Таится повесть в каждом из домов. Застыло время в ветхости ступенек… Здесь есть валун замшелый, где в войну Святой молился. В той духовной битве

http://azbyka.ru/fiction/duhovnaja-pojez...

Аль-Байдави, комментируя чудесное рождение Иисуса, говорит: «Это выдающееся событие ставит Христа выше всех других людей и вестников, так как Он был рожден без участия человека». Но Аль-Фахр эль-Рази комментирует это событие таким образом: а) относительно слов – «чтобы даровать тебе безгрешного (чистого) мальчика»он сказал: «безгрешный» (чистый) имеет три значения: во-первых , Он без греха; во-вторых , Он вырос будучи честен, как сказано, что Тот, кто не имеет греха – целомудрие; и в растущем растении имеется чистота; втретьих , Он был безупречен и чист. б) Слова: «И Мы сделаем его откровением для людей» – значат: Мы сделаем Его рождение знамением человечеству, так как Он был рожден без отца; и слова: «Нашим милосердием» значат: человечество получит благословение через это знамение, ибо оно будет чрезвычайным указанием на Его истинность и облегчит людям доверять Его словам. III. Он был благословен Богом Мы читаем, в суре Корана – «Марйам», следующие слова, сказанные Христом: «И сделал благословенным, где бы я ни был». Сура 19:31. Ат-Табари считает, что слова «сделал меня учителем благим». Сулейман бин Абд ал-Джаббар пишет: «Я слыхал Ибн аль-Варда, последователя Бани Махзума, что он рассказал. Ученый, встретив как-то другого более опытного ученого, после приветствия спросил: «Что должно быть обнародовано из моего знания?» Тот ответил: «Делать добро и воздерживаться от запрещенного». Это и есть религия Аллаха, посланная человечеству через Его пророков». Ученые согласны со словами, сказанными (Иисусом), ссылающимися на Аллаха: «Он соделал Меня благословенным, где бы я ни был». IV. Ему содействовал Святой Дух Мы читаем, в суре Корана 2,254: «И Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым». Мусульманский богослов Ибн Аббас говорит: «Именем святого духа Иисус воскрешал мертвых». Абу Муслим, другой богослов, сказал: «Святой Дух, содействовавший Ему, вероятно был чистым духом, которого Аллах вдохнул в Него (Иисуса) и которым Он соделал Его отличным от других, сотворенных нормальным путем через мужчину и женщину».

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010