Проконсул сказал: — Не назвал ли ты Бога и Христа Его? Тарах отвечал: — Христос есть Сын Божий (Един по Божеству со Отцом и Духом Святым), надежда всех христиан, и мы спасемся, страдая за Него. Максим проконсул сказал: — Оставь многословие и принеси жертву нашим богам. — Я не пустословлю, — сказал Тарах, — но говорю истину, уже шестьдесят пять лет живу, веруя так, и теперь от истины не отступлю. Стоявший там один сотник, именем Димитрий, сказал: — Пощади себя, старик, и поклонись богам, послушайся моего совета. — Отойди от меня, — отвечал Тарах, — со своим советом, слуга сатаны. После сего проконсул Максим, приказав связать страдальца Христова железными цепями и бросить в темницу, сказал слугам: — Приведите ко мне другого. На это сотник Димитрий сказал: — Вот, господин, он предстоит пред тобою. Проконсул Нумерий Максим, увидев другого христианина, предстоящего пред ним, сказал ему: — Поведай мне прежде всего имя свое. Предстоящий отвечал: — Первейшее и почетнейшее мое имя — христианин, а другое имя, данное людьми, — Пров. Проконсул спросил: — Из какого ты рода, Пров? — Отец мой, — отвечал Пров, — был из Фракии, а рожден я в Пергии Памфилийской [ 5 ], и я христианин. Проконсул Максим сказал: — Никакой пользы тебе нет от сего имени; послушайся меня, принеси жертву богам, и ты получишь почесть от царей и станешь нашим другом. Пров отвечал: — Я ни от царей чести не хочу, ни дружества твоего не желаю, ибо у меня было немалое богатство, которое я оставил, чтобы служить Богу Живому. Проконсул сказал: — Разденьте его и, разложив, бейте суровыми жилами. Когда святого били, Димитрий сотник сказал ему: — Пожалей себя; разве ты не видишь, что кровь твоя течет по земле. — Тело мое, — отвечал Пров, — в ваших руках и вы мучайте его, а мне мучения служат елеем. Проконсул Максим сказал: — Оставишь ли ты безумие свое или окаменеешь в своем упорстве? — Я не суетен, — сказал Пров, — но гораздо мужественнее вас, ибо для мужества имею основание в Господе. Тогда проконсул сказал слугам: — Поверните и по чреву бейте его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Когда послание было прочитано, сказал Нерон: «Скажи мне, Петр, так ли с ним все произошло?» Петр же сказал: «Так, царь. Этот же Симон, лжец и обманщик, хоть и мнит сам себя богом, богом не является. Господом же моим Иисусом Христом, который ради спасения людей соблаговолил по Божественному его промыслу вочеловечиться, побеждена всяческая смерть». Симон сказал: «Не стану тебя долго слушать, Петр, а велю сейчас своим ангелам, чтобы, придя, отомстили тебе за меня». Петр сказал: «Не боюсь я твоих ангелов, это они больше меня боятся из-за силы Господа нашего Иисуса Христа». Нерон сказал: «Не боишься ли, Петр, Симона, который божество в самом себе подтверждает делами?» Петр сказал: «Царь, в том есть божество, кто познает тайны сердца. Пусть он мне скажет сейчас, о чем я думаю или что полагаю в уме моем. Но прежде, чтобы он не солгал, открою тебе, чтобы он не осмелился солгать, о чем я думаю». Нерон сказал: «Подойди сюда, на ухо скажи мне, о чем ты думаешь». Петр сказал: «Вели тайно принести ячменный хлеб и дать мне». И вновь сказал Петр Симону: «Скажи мне, о чем шла речь?» Симон сказал: «Знай, царь, что мыслей человеческих не ведает никто, кроме одного Бога». Петр же сказал: «Тогда ты, называющий себя сыном Божьим, скажи, что я думаю, или сообщи, что я сейчас тайно совершил» (а Петр благословил ячменный хлеб, который получил, и, разломив, справа и слева держал в руках). Тогда Симон, не сумев ответить апостолу, закричал, говоря: «Пусть выйдут огромные псы и сожрут его перед кесарем!» И внезапно появились огромные псы и бросились на Петра. Петр же, воздев руки для молитвы, показал псам благословленный хлеб, увидев который, они тотчас же исчезли без следа. Тогда Петр, отвечая, сказал Нерону: «Вот, царь, показал я тебе, что Симон является волхвом, обманщиком не только в словах, но и в делах: ангелы, которых на меня, посрамленный, послал, оказались псами, чтобы засвидетельствовать тем, что не ангелов божественных имеет, а бесовских псов». Тогда Нерон сказал Симону: «Что же, Симон, думаю, что они победили».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор, блаженнейший епископ катанский, сказал: «они достойны анафемы, потому что оказались исказителями истины и наветниками отцов, а анафематствованные ими достойны благословения». Святой собор сказал: «горе душам тех, которые скрывали истину». Петр, блаженнейший епископ гермийский, сказал: «да изгладятся имена их из книги живых и с праведными да не напишутся». Константин, блаженнейший епископ Константии кипрской, сказал: «Благословен Бог, сохранивший это сокровище после стольких попыток сжечь, вырезать и уничтожить его». Феодор, блаженнейший епископ Мир ликийских, сказал: «сделавши это, они поставили свечу свою под сосудом; но благословен Бог, воссиявший свет седящим во тме». Косьма, боголюбезнейший диакон и кувуклисий, сказал: «вот и эту книгу мы нашли в сосудохранительнице досточтимой патриархии; в ней рассказывается о подвигах различных мучеников, а с тем вместе и о нерукотворенной иконе. Но в ней вырезаны те листы, где говорилось об иконах. И вот я показываю ее всем (вам)». Михаил, блаженнейший епископ синадский, сказал: «Пастилларий говорил, всесвятой владыка, что искажателям и лжетолкователям божественного писания анафема». Святейший патриарх Тарасий сказал: «но злоба их обрушилась на их голову». Иоанн, боголюбезнейший пресвитер и представитель восточных архиереев, сказал: «правду сказать, – дурное поведение сожигавших книги и истреблявших иконы еще яснее открыло истину». Святейший патриарх Тарасий сказал: «они искажали не только священные иконы, но и евангелия и некоторые другие священные вещи. Так вот истина становилась очевиднее во время исследования ее». Инок Стефан сказал: «есть у нас и другая книга, пострадавшая от коварства обвинителей христианства. И если повелите, я покажу ее всем». Святой собор сказал: «пусть она будет показана». И затем при всем соборе она была показана; в ней на двух страницах сделаны были подчистки. Григорий, боголюбезнейший пресвитер и игумен обители иакинфской, сказал: «Владыка! у меня есть подобный этому экземпляр этой книги. И, если прикажете, то пусть она будет прочитана».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Павел сказал царю: «Если позволишь, я поговорю с ними». Царь позволил и Павел сказал: «Что делают ваши боги? В чем их могущество?» Те отвечали: «Наш Господь силен во всем, чего он восхочет». Павел изумился от этих слов и коварно сказал: «Вы говорите ложь, докажите ваши слова! Если представите доказательство, мы примем вашу веру; если же вы говорите ложь, то мы умертвим вас при помощи такого наказания, которое будет уроком всему миру». Они сказали: «Какого доказательства желаете вы?» Павел сказал: «Сделайте пред нашими глазами из грязи птицу и оживите ее». Иоанн взял горсть праха, и Симон также взял горсть праха и при помощи слюны образовали грязь. Из этой грязи они слепили по фигуре. Один из них сотворил молитву, а один сказал: «Аминь!» Тогда птичьи фигуры полетели. Царь изумился и сказал Павлу: «Вероятно, они волхвы?». Павел сказал: «Скажи им, могут ли они воскресить мертвого; мы хотим посмотреть. Если они волшебники, то они не будут в состоянии воскресить мертвого.» Царь сказал: «Есть у меня пахарь. Восемь дней прошло, как у него умер сын. Если вы говорите правду, то воскресите его». Принесли мертвого. Они сотворили молитву. Всевышний Бог воскресил его; мертвый встал. Симон спросил мертвого: «Что ты видел?» Он сказал: «Когда я умер, меня отвели в ад и я увидел адские пропасти; меня не оставили в огне, так как я еще ребенок». Потом он сказал: «Теперь, царь, скажи: Бог – один, Иисус – его пророк, а вот эти (мужи) – ученики его». Царь опечалился, а народ уверовал в Иисуса. Павел сказал: «Царь! Если ты повелишь идолам, то и они воскресят мертвого и будут говорить». Царь сказал: «Павел, зачем скроем мы от тебя эту тайну; знай, что идолы наши не говорят, что их руки не держат, ноги и не ходят; как же они могут исполнить это дело?!» Тогда пришел отец умершего и воскрешенного сына. Сын его сказал: «Батюшка! Я был мертвый, меня отвели в ад и там не оставили. Ныне, когда ученики пророка Иисуса совершили молитву, всевышний Бог снова оживил меня; уверуй и спасись от мучения адского».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

2 . И что это так, выслушай содержание основного материала Святого Собора в Ефесе. «Свидетельства, представленные священнослужителями Константинополя при всем народе и показанные в Церкви, что Несторий одинаково мыслит с Павлом Самосатским. Заклинаю Святой Троицей ознакомиться с этой хартией епископов, пресвитеров, диаконов, чтецов, народ Константинополя, чтобы предать позору еретика Нестория как одинаково мыслящего с Павлом Самосатским, анафематствованным православными Отцами и епископами 160 лет назад. Тот и другой сказали следующее: Павел сказал: “Мария не родила Слово”. Несторий единодушно сказал: “Мария не родила Божество, благороднейший”. Павел сказал: “Ведь Он не был превечно”. Несторий сказал: “Творцу времен, Божеству, они дают Мать, жившую во времени”. Павел сказал: “Мария зачала Слово, но не стала старше Слова”. Несторий сказал: “Как Мария родила более древнего, чем Она?” Павел сказал: “Мария родила человека, равного нам”. Несторий сказал: “Человек рожден от Девы”. Павел сказал: “Лучшего же по всему, поскольку на Нем, по свидетельству Писания, благодать от Духа Святого”. Несторий сказал: “Ибо [Иоанн Креститель] говорит: “Я видел Духа, сходящего... как голубя, и пребывающего на Нем” 1243 , а Дух дал Христу вознесение и, таким образом, большую славу (сказано: “Дав повеления Апостолам, которых Он избрал, вознесся посредством Святого Духа” 1244 )”. Павел сказал: “Дабы Потомок Давида, Помазанник не был чуждым Премудрости, дабы Премудрость не обитала совсем в чужом [ей человеке]. Ведь и в пророках она была, особенно же в Моисее, и во многих владыках 1245 , особенно же во Христе, как в храме”. И в другом месте говорит, что Один Иисус Христос , а Другой – Слово. Несторий сказал: “Разве может Рожденный прежде всех веков другой раз родиться, и к тому же Божеством?”» 1246 Вот ссылкой на Святой Собор [в Ефесе] опозорен лживый Севир, говорящий, что нечестивый Несторий первым ввел разделение [во Христе]. Итак, Святые Отцы, жившие при Артемоне, Павле, Диодоре и Феодоре, благочестиво назвали (как и мы) две соединенные природы Христа, а Артемон, Павел, Феодор и Несторий – разделенные, так как зло не в том, чтобы называть две [природы], но в том, чтобы разделять их на части и не ставить на первое место ипостасное соединение.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Значит, если Церковь требует себе от нас детского доверия и послушания, то ведь это делает для нашего же блага, она хочет, чтобы мы обогатились теми сокровищами истинного Боговедения, которые в преизобилии положили в нее Боговдохновенные Апостолы и богомудрые Отцы. Мудрая простота веры К святому Антонию Великому пришел однажды поселянин и сказал: «Отец, я хочу быть иноком». «Не можешь, – отвечал Антоний, – тебе уже около 60 лет, иди лучше опять в свою деревню и работай, благодаря Бога». «Отец, – сказал поселянин, – если ты меня чему научишь, я то сделаю». «Я сказал тебе, что ты стар и не можешь понести трудов монашеских, иди отсюда», – отвечал Антоний, он затворил свою келлию и три дня не выходил из нее. Поселянин остался подле келлии. В четвертый день Антоний принужден был выйти и сказал: «Иди отсюда, старец: ты беспокоишь меня». «Умру здесь, а не пойду», – простодушно отвечал поселянин. Антоний принял старца к себе и сказал: «Можешь спастись, если будешь послушлив. Стой здесь и молись до тех пор, пока я не приду к тебе». Старец простоял семь дней и ночей на молитве неподвижно, как свеча. Антоний принес ему финиковые ветви сухие и сказал: «Плети вервь, старец, вот так». Он плел с утра до вечера и свил вервь в 15 локтей длиной с великим трудом, потому что ветви были упруги, как железные прутья. – «Дурно сплел, – сказал Антоний, – расплети и снова плети». Старец расплел и опять начал плести. «Не хочешь ли есть?» – спросил Антоний у старца, семь дней не принимавшего пищи. – «Как ты хочешь», – отвечал поселянин. Они сели за скудную трапезу, состоявшую из хлеба и воды. Антоний подвергал многим испытаниям послушливость поселянина, а он все выдержал с удивительным терпением: «не поскорбе, ни смутися, ни возропта, ни прогневася». «Во имя Господа Иисуса ты уже инок совершенный, – сказал Антоний, – теперь живи особо, в недальней от меня пещере». И жил. Однажды привели к святому Антонию бесноватого и просили исцелить больного. «Это не мое дело», – отвечал Антоний; он пошел с больным к поселянину и сказал: «Изгони злого духа», – оставил больного у старца. Старец молился и сказал бесу: «Отец Антоний велит тебе изыти». Диавол отвечал: «Не пойду». Старец в простоте сердца сказал: «Или ты изыди, или я пойду возвещу Христу моему, тогда тебе горе». Бес не исходил. Старец разгневался, в самый жаркий полдень стал под открытым небом на камень, раскаленный подобно печи, и сказал: «Господи Иисусе, Ты видишь, что не сойду с сего камня, хотя бы мне пришлось умереть здесь, не вкушу хлеба и воды, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь беса». Тогда бес, понуждаемый невидимой силой, с великим воплем оставил больного. Так старец своим смирением и простотой победил лютейшего из злых духов. Этот старец был – Павел Препростый. 90. Бойся толковать Священное Писание по-своему

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

– Феодор, епископ тарсский, сказал: согласно с решением святейших архиепископов, справедливо прочитать то, что сделано в царствующем городе. – Иоанн, епископ севастийский, сказал: но определению святейших и боголюбезнейших епископов, необходимо чтение памятных записок о том, что сделано в царствующем городе. – Роман, епископ мирский, сказал: считаю справедливым прочитать памятные записки, составленные в царствующем городе, как решили святейшие отцы. – Нунехий, епископ лаодикийский, сказал: по решению боголюбезнейших отцов, и мне кажется основательным, чтобы было чтение актов. – Мариниан, епископ синнадский, сказал: как рассудили святейшие отцы, пусть прочтется из памятных записок деяние, бывшее ради Евтихия в царствующем городе. – Евстафий, епископ беритский, сказал: необходимо чтение памятных записок для ознакомления с ними тех, которые не присутствовали при решении. – Квинтилл, епископ ираклийский, занимавший место Анастасия, благочестивейшего епископа города Фессалоник, сказал: следует прочесть, что сделано в славнейшем Константинополе, пред святым собором, для более совершенного знакомства с делом. – Аттик, епископ Никополя, в древнем Эпире, сказал: так как мнение святейшего архиепископа Диоскора основательно, то пусть оно будет приведено в исполнение, и памятные записки пусть прочтутся пред всем святым собором, для более точного знакомства с исследуемым (предметом). – Созон, епископ филиппийский, в первой Македонии, сказал: необходимо чтение того, что сделано по этому предмету в Константинополе; таким образом будет возможно узнать в точности поднятое там (дело). – Ураний, епископ Имерии, в области озройской, чрез переводившего (слова) его, пресвитера едесского Евлогия, сказал: святейший и благочестивейший епископ Диоскор основательно решил, чтобы сперва прочитать то, что сделано в славнейшем Константинополе касательно предложенного предмета. – Святой собор сказал: все мы хотим, чтобы прочитаны были акты: пусть же прочтутся. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: пусть скажет и благочестивейший епископ Юлиан, занимающий место святейшего епископа римской церкви Льва, согласен ли он с этим святым собором, и желает ли он сам, чтобы прочитано было то, что сделано по этому предмету в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

– Знатнейший патриций сказал: говорят, что Патрикий, который вместе с Петром ходил к монаху, находится здесь. Итак чего хотите вы: спросить его, или почтеннейшего Мартина? – Почтеннейший диакон и монах Елевсиний сказал: ради стоп ваших, делайте необходимое. – Знатнейший патриций сказал: разве в документах говорится иначе, нежели как было на самом деле, по этой части? – Когда он говорил это, диакон и монах Константин сказал: по этой части – нет, клянусь (стопами) ног ваших. – Знатнейший патриций сказал: пусть читается следующее. – И тот же благоверный записчик прочитал из того же свитка: 164 «Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: не говорил ли почтеннейший пресвитер и архимандрит Мартин, что содержала в себе статья?» и прочее. «По прочтении этого, диакон и нотарий Аетий сказал: просим настоящий Святой собор и вашу знатность, – прикажите сделать допрос почтеннейшим клирикам, о которых упомянуло настоящее чтение документов, и пусть они объявят, не сомневаются ли они в чем-нибудь относительно того, что прочитано, и что они тогда объяснили, – а именно: почтеннейшему пресвитеру Маме, Феофилу, Мемнону, (пресвитеру и экдику) Иоанну, диаконам Андрею и Афанасию. – Знатнейший патриций сказал: настоящее исследование производится не над ними колеблющимися, но над почтеннейшим мужем монахом (Евтихием), которого и люди находятся здесь в присутствии; и присовокупил: пусть читается прочее. – И тот же благоверный занисчик прочитал: «По прочтении этого, диакон Константин сказал: просим спросить их, слышали ли они это? – Знатнейший патриций сказал: пусть и Феофил, по обнародовании его показаний, скажет, сознает ли он, что он это слышал или говорил. – И когда почтеннейший пресвитер Феофил стал на средину, то сказал: я и пресвитер Мама, посланные святейшим архиепископом и святым собором, ходили в монастырь архимандрита Евтихия; и точно, прежде всего он начал говорить то, что недавно прочитано; а потом мы не хотели с ним спорить; но он именем Христа принудил нас и собственными устами сказал: «не возможно мне сказать, что Христос (состоит) из двух естеств; потому что я не рассуждаю о естестве Господа моего».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Потому я прошу призвать его и спросить, слышал ли он что-нибудь из этого. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть скажут почтеннейшие нотарии, здесь ли диакон, находящийся при боголюбезнейшем епископе Василие и упомянутый почтеннейшим пресвитером и экдиком Иоанном? – Нотарии сказали: здесь диакон, находящийся при боголюбезнейшем епископе Василие, заседающем вместе с вашею святостию. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть станет на средине – И когда он стал, святейший архиепископ сказал: как тебя зовут? – Он сказал Афанасий. – Святейший архиепископ сказал: в какой церковной степени состоишь? – (Афанасий сказал: я диакон. – Святейший архиепископ Флавиан сказал: какого города? – Диакон) Афанасий сказал: Селевкии, у святейшего епископа Василия. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: скажи, что ты слышал, в присутствии почтеннейших – пресвитера и экдика Иоанна и диакона Андрея, от почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, касательно веры? – Диакон Афанасий сказал: слышал то, что сказали боголюбезнейший пресвитер и экдик Иоанн и почтеннейший диакон Андрей. – Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: рассказанного почтеннейшим пресвитером и экдиком Иоанном и почтеннейшим диаконом Андреем и донесения Афанасия, почтеннейшего диакона святой селевкийской церкви, достаточно для уяснения того, какое он имеет нечестивое мнение, противное изложениям святых отцов. Впрочем я прошу вашу святость вызвать его снова. Ибо я готов уличить его многими свидетельствами в том, что он худо мудрствовал и мудрствует и учит. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: о, если бы он, придя сюда и сознав свое заблуждение, раскаялся! Господь наш Иисус Христос радуется о спасении погибших, и сам первый идет искать заблудшую овцу (Лук. гл. 15). Посему посланные теперь почтеннейшие пресвитеры Мама и Феофил, отдав ему посланную от нас к нему вызовную грамоту, пусть убедят его придти на (наш) Святой собор, соблазняемый не только обвинительными против него записками, представленными боголюбезнейшим епископом Евсевием, но и донесениями благочестивейшего пресвитера и экдика Иоанна и почтеннейших диаконов Андрея и Афанасия о том, что он худо мыслит и упорствует в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Епифаний, почтеннейший диакон церкви катанской и представитель Фомы, епископа сардинского, сказал: «но Ювеналий никого не преследовал». Святейший патриарх Тарасий сказал: «но и этот сказал, что он никого не преследовал. Так и Евстафий севастийский был начальником ереси македонианской; но когда он представил письменное отречение свое, то Святой отец наш Василий принял его». Почтеннейшие иноки сказали: «правда; но так как Ювеналий молчал, то послали ответ мы». Святейший патриарх Тарасий сказал: «хвалим вас, как ревнителей канонических и евангельских постановлений». Савва, почтеннейший инок и игумен студийский, сказал: «да сохранит Бог добрых государей наших, соизволивших созвать этот собор к единению и единодушию церковному». Святой собор сказал: «благодарение и слава Богу». Святейший патриарх Тарасий сказал: «уже и прежде этот Святой собор, следуя святым отцам нашим, провозгласил, что следует принимать приходящих от ереси, если не низвергает их из священного чина другая причина. Это же мы и теперь говорим». Святой собор сказал: «мы все говорим тоже». Иоанн, почтеннейший пресвитер и инок и представитель восточной области, сказал: «благия соображения, высказываемые в разных формах, святы и полезны». Петр, боголюбезнейгаий пресвитер и представитель папы древнего Рима Адриана, а также Иоанн и Фома, боголюбезнейшие пресвитеры и представители восточной области, сказали: «пусть они снова займут свои кафедры». Святой собор сказал: «все мы говорим тоже самое и согласны на это». И взошли на приличествующие им кафедры почтеннейшие епископы никейский, родосский, иконийский, иерапольский, писинунтский и картатский. Святой собор сказал: «хорошо, что Бог привел православных». Константин, святейший епископ Константии кипрской, сказал: «в первое заседание этого святого и вселенского собора мы удостоились получить преблагочестивую высочайшую грамоту боговенчанных наших императоров. В этой высочайшей грамоте говорится, что к их святейшей власти прислана грамота от предстоятеля древнего Рима и две грамоты от восточных архиереев к святейшему патриарху, Грамоту папы римского мы слышали и знаем, что в ней содержится. Поэтому просим вашу светлость, славнейшие патриции, о прочтении послания с востока к этому святому и вселенскому собору, чтобы знать, то ли самое содержат епископы востока, что и папа древнего Рима и святейший и вселенский патриарх Тарасий, предстоятель царствующего города».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010