При этом великий учитель Симеон взял Его на руки свои и сказал: «Теперь отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицем всех народов, свет ко просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля». И благословил их Симеон, и сказал Марии, матери Его: «Се, лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Они сказали учителю Левию: «Откуда знаешь это?» Левий сказал: «Разве вы не знаете, что я учился у Него закону?» Синедрион говорит ему: «Мы хотим видеть отца твоего». И позвали отца его, и спрашивали его, точно ли правду сказал сын его? И он сказал: «Почему же вы не верите сыну моему? Блаженный и праведный Симеон сам учил его закону». И сказал синедрион раввину Левию: «Так правда то, что ты рассказал?» И сказал Левий: «Правда». Тогда начальники синагоги, священники и левиты, сказали: «Пошлите же в Галилею к тем трем мужам, которые приходили и рассказывали нам об учении и вознесении Его, чтобы они опять рассказали нам, как Он вознесся. И понравилось всем слово сие». «Собравшись в синагогу, синедрион спрашивал свидетелей вознесения, говоря: «Действительно ли вы видели, что Иисус сидел на горе Мамильх, учил двенадцать учеников своих и вознесен на небо?» И отвечали им мужи, и говорили: «Что видели мы, как Он вознесся, то и рассказали вам». Тогда сказал Анна: «Разведите их друг от друга, и мы увидим, согласны ли будут слова их». И разделили их друг от друга, и привели сначала раввина Адду, и спросили его: «Как ты видел вознесение Иисуса?» Адда сказал: «В то время, когда ещё Он сидел на горе Мамильх и учил учеников своих, мы увидели облако, которое осенило Его и учеников Его, облако подняло Его к небу, а ученики упали на землю». Потом позвали священника Финееса и спросили его, говоря: «Как ты видел вознесение Иисуса?» Он сказал им, что и Адда, наконец спросили Аггея – и он сказал им то же самое. Тогда сказал синедрион: «Закон Моисеев говорит, что при двух или трех свидетелях подтверждается всякое слово».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Григорий неокессарийский сказал: «да сохранит Бог царствование добрых государей наших; да возрадует их Бог на священном престоле их; да споспешествует Бог нашему Владыке и да сохранит Бог Святой собор! Молитесь о моей скудости». И взяв тетрадку, прочитал ее; в ней заключалось тоже, что и в тетрадках, упоминаемых в первом деянии. По прочтении им своего исповедания, святейший патриарх Тарасий, сказал: «ты от чистого сердца исповедуешь это»? Боголюбезнейший епископ неокессарийский Григорий сказал: «во имя Божие и твоими святыми молитвами и молитвами святых отец, в чистом сознании и от всей чистоты сердца, исповедую и прошу ваше блаженство и весь этот Святой и священный собор молиться за меня грешного». Святейший патриарх Тарасий сказал: «что сказать на это»? Святейшие епископы сицилийские сказали: «как было в других случаях, так пусть будет и теперь». Святой собор сказал: «пусть будет так». Святейший патриарх Тарасий сказал: «ходит молва, будто во время гонения некоторые из епископов подвергали невыносимому гонению благочестивых мужей. Распространяемой молве мы не должны верить без всяких доказательств. Между тем весь этот Святой собор знает, что привила святых апостолов епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных, нечестиво живущих, и желающего этим устрашить их, заповедуют низлагать». Святой собор сказал: «да, правила так гласят». Святейший патриарх Тарасий сказал: «а если так; то какое ваше мнение»? Феодор, святейший епископ катанский, сказал: «согласно священным правилам кафолической церкви имеет определить и этот Святой собор». Святейший патриарх Тарасий сказал: «если епископ нанес какие бы то ни было удары или мучения мужам богобоязненным и при том терпевшим тогда преследование; то он недостоин епископства». Святой собор сказал: «недостоин». Святейший патриарх Тарасий сказал: «потому что он, как гонитель, наносил удары». Святейший епископ каганский Феодор и с ним боголюбезнейшие епископы сицилийские сказали: «четвертый собор только что собрался, как прежде всего провозгласил: Диоскора удалите, убийцу удалите, потому что он на разбойничьем соборе поднял руки на невинных мужей».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Знаю также, что после этого я обратился и высказал свою мысль, о которой знает Христос; так, успокаивая господина архиепископа и убеждая мало-помалу архимандрита согласиться с нами, я сказал: «если ты скажешь – одно естество Бога Слова воплотившееся и вочеловечившееся, то скажешь согласно с нами и с отцами; ибо ясно, что иное нечто есть божество, которое от Отца, и иное нечто плоть, которая от Матери, и в которую Он воплотился» 180 . – Диакон и нотарий Аетий сказал: присутствующие на соборе святейшие епископы, как бы в общей беседе и в виде совещания, часто говорят много такого, чего не дозволяют записывать. – Почтеннейший епископ Лонгин сказал: и сказано, и записано, и прочтено, и вновь перечитано. – Почтеннейший диакон Константин сказал: прочитанное осуждение диктовано не в тот час (как состоялось), но было продиктовано прежде, чем архимандрит пришел в епископию. – Диакон Аетий сказал: просим его объяснить, откуда он это узнал, и доказать, истинно ли это. – Епископ Селевк сказал: если бы теперь нужно было производить исследование канонически, то прилично было бы почтеннейшему диакону Константину обвинять и приговор, и нас и нотариев, а нам стоять за этот (приговор). А так как благочестивейший император наш повелел теперь произвести исследование касательно повреждения документов: то считаю неприличным теперь говорить об этом. – Диакон Константин сказал: этого нет в документах. – Почтеннейший епископ Василий сказал: я сказал это потому, что почтеннейший (диакон) Константин привел мне на память (мои) слова, чтобы я, отказавишсь (от них), не погубил свою душу. Сказал же я это в разговоре, а не в виде приговора. Поэтому почтеннейший епископ Евсевий, подозревая, что я давал советы архимандриту, казалось, разгневался на меня. – Почтеннейший диакон и нотарий Аетий сказал: просим и святейшего епископа Селевка сказать: произнесенные им тогда, как он говорит, слова, что «должно прочитать исповедания», с тем ли были сказаны, чтобы их внести в документы? – Знатнейший патриций сказал: боголюбезнейший епископ Селевк или другой кто, говорили и такое, что должно было записывать, и такое чего не должно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Ученик пошел и привел их. Сказал святой ученику: «расскажи им, что сказал тебе этот человек. И рассказал он им все, и показал овощь, которую отверг он. Удивились святые его словам, и святой пророк Яфкерана Эгзиэ был свидетелем и сказал им: «слушайте, чада мои, слово сие от меня убогого отца вашего: «второй иудей Финхас, разрушивший святой град Награн, сей нечестивец, неужели кажется вам монахом и иереем? Истину говорю вам, он разрушит святой град Энфраз». Сказал ему святой Иоанн Кама: «потерпи, отче, не говори так, ибо были многие, которые говорили нам, ничтожные сердцем отшельники сих дней (?)»; они возвещали то, что исполнялось (?)». Вознегодовал святой на Иоанна Кама и сказал ему: «тебя и братьев твоих убьет он. Сколько мучеников умрет с вами из-за этого нечестивца! Сколько душ погибнет ради него; дни его малы, и Бог потребит память его скоро от лица земли. Но я не буду участником сего горького испытания, которое произойдет от cero лицемера, второго Диоклитиана: я отойду к Богу моему». Сказали ему: «отче, если так, свяжем его: если ты уйдешь от него, погибнет душа его». И сказал он: «невозможно. Совершилось! (?) И ты, Иоанн Кама, не боишься ли?» Отвечал святой Иоанн Кама: «ложь, будто я боюсь смерти мученичества. Разве я не говорил тебе каждый день: отпусти меня в Иерусалим умереть там?». Отвечал святой и сказал ему: «ты не пойдешь во Иерусалим, но здесь со мною будет гроб твой». Сказал святой Иоанн Кама: «воля Божия да исполнится по слову твоему». И блаженный авва Яфкерана-Эгзиэ, по окончании всего сказанного учениками своими, сказал им: «никому не рассказывайте этого». Отвечали они: «да поможет нам молитва твоя исполнить все, что ты заповедал нам». Тогда сказал им святой: «да благословит Господь нас и да поможет вам исполнить повеления Его. Ступайте, возвращайтесь в дома свои». И возвратились они, дивясь и изумляясь словам пророка Божия аввы Яфкерана-Эгзиэ. Утром пришел этот лукавый Косма, простился со святым и сказал ему: «помяни меня в молитве твоей». Сказал ему святой: «отгони лукавство и превозношение из сердца твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Что же еще можно возразить против этого». Феодор, святейший епископ мирский, сказал: «все мы, слыша учение отцов наших, умилились душою и оплакали прошедшие годы; возблагодарим же Бога, что, благодаря учению святых отцов, мы пришли в познание истины». Феодосий, святейший епископ аморейский, сказал: «всесвятой и благочестивый владыка! мы и весь Святой собор, выслушав учение святых отцов наших относительно священных икон, веруем и исповедуем, что они и священны и святы, а говорящий не так да будет под анафемою!» Святой собор сказал: «да будет под анафемою». Никифор, святейший епископ диррахийский, сказал: «хороший живописец, при помощи искусства, всегда представляет факты так, как и написавший икону мученицы Евфимии; поэтому то здесь этот учитель и хвалит живописное искусство». Константин, святейший епископ Константии кипрской, сказал: «он как бы так говорит: – я сначала хвалил произведения колхидские до тех пор, пока не увидел иконы этой мученицы». Святой собор сказал: «и увидев ее, умилился». Василий, святейший епископ анкирский, сказал «отец, слово которого прочитали, чувствовал тоже, что и святейший Григорий; тот и другой приходили в слезы при иконах». Святейший патриарх Тарасий сказал: «в конце слова отец заповедует и поощряет живописью изображать историю подвигов мученических, ибо говорит: если тебе угодно и позволяет время, ты сам можешь посмотреть картину; тогда ты ясно увидишь, соответствует ли повествование наше совершенству картины». Иоанн, боголюбезнейший пресвитер и представитель апостольских престолов востока, сказал: «эта икона выше слова. Провидению угодно было устроить так для простых людей». Константин, святейший епископ Константии кипрской, сказал: «во святых мужах такое умиление возбуждали священные иконы; насколько же более умиления должны они пробуждать в нас?» Феодор, святейший епископ мирский, сказал: «если святые мужи говорят так, то нам нечего и говорить». Иоанн, боголюбезнейший пресвитер и представитель апостольских престолов востока, сказал: «живописцы не противоречат Писанию, а напротив, что говорит Писание, то и они представляют, так что они бывают согласны с написанным».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Иоанн, почтеннейший пресвитер и представитель восточной области, сказал: «это определение Святой собор произнес, будучи исполнен Святого Духа». Святейший патриарх Тарасий сказал: «мы, как и прежде сказано, не верим распространяемой молве». Святой собор сказал: «пусть всякий обиженный изложит в свою очередь жалобу этому святому собору, или же вашей святости: и по раскрытии истины пусть будет поступлено так, как определено этим святым собором». Григорий, боголюбезнейший епископ неокессарийский, сказал: «ни один человек не обвинит меня, чтобы я бил или наказывал кого-либо». Святой собор сказать: «этому и мы рады». Григорий, боголюбезнейший епископ неокессарийский, сказал: «ни в богоспасаемом и царствующем городе, ни на моей стороне ни один человек не подвергался от меня преследованию». Святой собор сказал: «если это так, то пусть он будет принят на свое место». Савва, почтеннейший инок и игумен студийский сказал: «архиерея заявили, что он начальник ереси, между тем Святой отец наш Афанасий в послании к Руфиниану говорит, что начальников ереси достаточно принимать только на покаяние». Святейший патриарх Тарасий сказал: «но он говорит, что он ни наказывал, ни преследовал». Константин, святейший епископ Константии кипрской, сказал: «Ювеналий и окружавшие его епископы были начальниками разбойничьего собора, но на четвертом соборе были приняты». Иоанн, высоколочтеннейший логофет, сказал: «хотя Григорий неокессарийский и был начальником нечестивого собора, но для вашего, Богом созванного, собора достаточно того, чго он до сих пор не перестает осуждать свою ересь и учение». Иоанн, почтеннейший пресвитер и представитель восточной области, сказал: «благодарим Бога, что остались мужи, участвовавшие на нечестивом соборе; они обличают и ниспровергают свои нечестивые деяния и сами во всеуслышание говорят о своем стыде». Святейший патриарх Тарасий сказал: «все мы знаем, что Ювеналий был патриархом иерусалимским и соответственно своему сану был председателем собора; но он потом покаялся в своем беззаконии и был принят».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

3 . Потом приводят третьего обвинителя, Феодора, сына Иоаннова, бывшего кандидатом 449 , по прозванию Хила, теперешнего зятя господина Платона 450 , патриция, – он говорит, что «тогда между нами 451 происходила беседа о царе, он глумился над тем, что говорилось (о царе), допуская издевательства и насмешки». Сказал святой ему: «Никогда, брат, я не разговаривал с тобой; только однажды с преподобнейшим пресвитером господином Феохаристом, братом экзарха 452 , из-за примикирия 453 , быв на это вызван письмом о нем, и если окажусь лжецом, готов нести наказание». 4 . И после сего вводят Григория сына Фотинова, который говорит, что: «Пришел я в келью аввы Максима в Риме, и на мои слова, что царь есть и священник, авва Анастасий, ученик его, сказал: не достоин быть священником». Тотчас говорит ему святой: «Побойся Бога, господин Григорий: ведь ничего совершенно в той беседе об этом не говорил тебе сораб мой». И, повергшись на землю, говорит сенату: «Имейте терпение к рабу вашему, я скажу все, как было говорено, и пусть обличит меня, если буду лгать. Господин мой, этот Григорий, придя в Рим, удостоил войти в келью раба вашего. Увидав его, я, как это обычно мне, повергся на землю, поклонился, облобызал его и, после того как мы сели, сказал: какая причина желанного пришествия господина моего? Он ответил: добрый и богохранимый наш владыка в заботе о мире святых Божиих Церквей дал повеление богочестному папе, послав приношение святому Петру, склоняя его к единению с предстоятелем Константинополя, что его благочестивое державство удостоило послать через мое смиренство. И я сказал: слава Богу, соделавшему тебя достойным такого служения. Однако же, при каком условии его боголюбезная 454 тихость приказала быть единению, если конечно знаешь? И ты сказал: под условием [принятия] Типоса 455 . А я ответил: это, как полагаю, не может состояться, ибо римляне 456 не допустят, чтобы вместе [в соединении] с изречениями нечестивых еретиков уничтожились светоносные изречения святых отцов, или чтобы вместе с ложью погашена была истина, или с тьмою стал в общение свет, ведь у нас тогда ничего не будет достопокланяемого, если совершится уничтожение богонаученных словес. И ты сказал: не уничтожает священные изречения Типос, но замалчивает, чтобы нам устроить мир. А я ответил: один и то же есть в Божественном писании – умолчание и уничтожение, ибо Бог сказал через Давида: «не суть речи, ни слова, коих звуки не слышатся» ( Пс 18:4 ). Итак, если не изрекаются и не слышатся, то и совсем не существуют, по Писанию. И сказал ты: не заводи меня в лес 457 , я ведь довольствуюсь святым символом. Но как можешь довольствоваться, сказал я, принимая Типос? А что препятствует принимать Типос, спросил ты, и говорит символ? Я ответил, что Типос явно уничтожает символ. Ты сказал: ради Господа, каким образом? Произнесем, сказал я, символ, и ты узнаешь, каким образом он уничтожается Типосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Береги его и помни, что поврежденного тобою некому будет исправить [Когелет-раба]» 167 . Потому, для исправления поврежденного, необходимо было Слову стать плотью и явиться Сыну Человеческому. В повествовании о творении мира говорится десять раз – И сказал Бог (вайомер Елогим). Десять творческих слов Бога произвели мир, дали ему бытие, и образ, и жизнь. Потом, на Синае, при заключении Завета со своим народом, Бог вновь произнесет «десять слов» – десятисловие (декалог), десять Божественных заповедей. Они будут основой Закона Божия. Божественный Декалог дает миру и бытие, и закон. И сказал Бог: сотворение света; И сказал Бог: сотворение тверди небесной; И сказал Бог: сотворение суши и морей; И сказал Бог: сотворение растительности; И сказал Бог: сотворение светил; И сказал Бог: сотворение рыб и птиц; И сказал Бог: сотворение животных; И сказал Бог: сотворение человека; И сказал Бог: благословение на размножение и владычество человеку; И сказал Бог: благословение пищи человеку и животным. 86 Григорий, епископ Нисский, святой. «Об устроении человека», СПб., Аксиома, Мифрил, 1995., гл. 2 89 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867., с. 20 95 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867., стр. 21. 102 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, стр. 21. 107 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867., с. 21 108 Григорий, епископ Нисский, святой. «Об устроении человека», СПб., Аксиома, Мифрил, 1995, гл. 16 118 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит и Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000., с. 219. 119 Этот круг от Альфы к Омеге своеобразно проходит традиционная система догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

– Флавиан, епископ константинопольский, сказал: деяние было составлено и рассмотрено при господине Фалассие и господине Евсевие, в присутствии силенциария Магнуса; и ничего такого не доказано. Каждый из присутствовавших тогда епископов, как пред Богом, говорил, что слышал; и не сказано ничего ложного. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: господин епископ Стефан, скажи, запрещал ли я ему? – Стефан, епископ ефесский, сказал: вот он тут. Если ты запрещал ему, пусть скажет. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: скажите все, запрещал ли я ему. – Святой собор сказал: мы не запрещали ему. – Флавиан, епископ константинопольский, сказал: ради Бога, пусть в (этих) деяниях ничто не касается меня: потому что я ничего не думал, не мудрствовал и не буду мудрствовать иначе. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: так как деяния известны, то пусть каждый из присутствующих святых епископов скажет, как они находят верующим архимандрита Евтихия и что определяют относительно его». «Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: так как (Евтихий) часто объявлял, что он сдедует изложению веры никейского собора и деяниям прежнего ефесского великого и Святого собора, то я нашел его весьма православным в том, что он высказывал. И я определяю и желаю, чтобы он пребывал в своем монастыре и в своем сане. – Святой собор сказал: это справедливый суд». «Домн, епископ антиохийский, сказал: хотя прежде, вследствие посланий от Святого собора, собиравшегося в царствующем городе (Константинополе) относительно почтеннейшего архимандрита Евтихия, я подписал осуждение его: но так как в записках, недавно поданных им святому собору, собравшемуся в этой метрополии Ефесе, он исповедал, что пребывает в вере 318-ти отцов, собиравшихся в Никее, и следует также собору, бывшему прежде в этой же метрополии Ефесе, то и я сам согласен с вашею святостию, чтобы он опять получил и достоинство пресвитерства и начальство над подчиненными ему почтеннейшими братиями». «Стефан, епископ ефесский, сказал: из того, что прочитано, и из представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием записок, видно, что он и право мыслит и право верует.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

– Селевк, почтеннейший епископ, сказал: прежде объяснения брата Константина, представляющие лице подавшего просьбу обещали, что все, что ни сказали бы они, подтвердит и их архимандрит; и мы просим (подавшего) голос о предварительном осуждении не делать предварительного осуждения собранию документов. – Константин диакон и монах сказал: прошу исключить это (выражение): «за правило веры», потому что в смятении я говорил, сам не зная что. – Селевк, почтеннейший епископ, сказал: что брат Константин изложил зто мнение прежде шума, когда все было спокойно, это засвидетельствуют и святейшие епископы и их власть. – Знатнейший патриций сказал: почтеннейшие епископы Фалассий и Евсевий благоволят сказать, что, по их мнению, должно рассмотреть в прошении той и другой стороны. – Почтеннейший епископ Фалассий сказал: посланный от почтеннейшего монаха, из того, что сам он исповедует собственными устами, не может одно принимать, а другого не принимать. – Евсевий, почтенейший епископ города Анкиры, сказал: и мне кажется справедливым, что представляющий лице почтеннейшего архимандрита Евтихия должен считать ненарушимым все, что высказано его устами, а не по произволу часть сказанного принимать, а часть отвергать. – Знатнейший патриций сказал: почтеннейший пресвитер Иоанн и Андрей, помня свое объяснение, пусть изложат, что, по сознанию их, слышали они от почтеннейшего монаха Евтихия. – И когда Иоанн, почтеннеший пресвитер и эвдик святой церкви сего славного города, и почтеннейший диакон Андрей, стали на средину, – диакон Константин сказал: мы не сказали, что архимандрит согласен со всем тем, что я говорю. – Знатнейший патриций сказал: слова твои содержатся в документах. – Селевк, почтеннейший епископ, сказал: знатнейший референдарий, пришедший от благочестивейшего и христолюбивейшего императора нашего, объяснил, что за лице архимандрита Евтихия посланы Константин и находящиеся с ним, и что они должны принять на себя (все) то, что взводятся на него. – Знатнейший патриций сказал: также и твои слова содержатся в документах; и присовокупил: почтеннейший пресвитер Иоанн пусть изложит, что слышал от монаха Евтихия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010