Если служба освящению соединялась с воскресной службой, то на утрени, в свое время, читалось Евангелие обновлению; после же великого славословия пели воскресный утренний прокимен прилучившегося гласа и читали рядовое воскресное утреннее Евангелие 99 . Самый обряд освящения церкви по «Чину малого освящения» представляет лишь незначительные отличия от того же обряда, рассмотренного нами по «чину освящения церкви и водружения еже в ней св. трапезы». Перед началом освящения, совершалось малое водоосвящение, после чего, вышеназванный стол, на котором были разложены необходимые для освящения престола предметы, вносился в алтарь. По вступлении духовенства в алтарь, первосвященник, или святитель 100 , ставши перед «утвержденными непоколеблемо престольными столпцами«, и не совершая еще никаких священнодействий, читал первую молитву чина освящения храма: «Господи Боже, Спасителю наш, иже вся творяй». Т. о., об «утверждении» престола, с каковым обрядом мы встречались в чине архиерейского освящения храмов, здесь ничего не говорится. За указанной молитвой следовало омовение престольных столпцов теплой водой и окропление их св. водой, при пении псалма: «Вознесу Тя, Боже мой«. По изложении этого псалма, в старопечатных требниках делается замечание о положении под престолом св. мощей «старыя первые церкви, еже есть антиминсы», если, конечно, таковые оказывались. Эти мощи, или старые антиминсы с мощами, полагались или «в столпец, иже посреди святыя трапезы уставлен, в нем же место учинено бывает св. мощем», или, «аще будут четыре столпцы, поддержащей святую трапезу, сотворяют место святым мощем на 4-м углу, иже на восток стоящем столице». «Се же сотворяем, замечается далее, аще будут были старыя церкви первые святыя мощи, аще ли же будет новая церкови, то суть святыя мощи во антиминсе» 101 . Омовение и окропление св. водою престольной доски происходило при чтении псалма 50 и Символа веры , а пригвождение ее к столпцам – при чтении псалма 22-го, после чего, как и в Чине великого освящения, следовал возглас «Благословен Бог наш« и великая ектения, по окончании коей – молитва с коленопреклонением: «Боже безначальный и присносущный».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

и не умолчим никогда ..., 50-й псалом: помилуй мя, Боже .... двадцать четыре краткие тропари в честь Божией Матери (по числу букв алфавита греческого). Апостол ( Евр.2:11–18 ) говорит, что освящение наше есть Господь, приискренне приобщивыйся плоти и крови нашей, Который пострада, сам искушен быв, может и искушаемым помощи. В Евангелии ( Ин.5:1–4 ) воспоминается овчая купель иерусалимская, чудесно исцелявшая больных при возмущении в ней воды святым ангелом. В следующей затем великой ектении, молимся об освящении воды, ниспослании ей целительной силы и проч. Такого же содержания читается молитва, в которой просим всеблагого Бога посетить нашу немощь и исцелить недуги наши душевные и телесные. В сей молитве воспоминаются братия наши ненавидящие и любящие нас, чтобы Господь помиловал их по великой своей милости, всякой нужды избавляяй. После сего священнослужитель благословляет и освящает воду крестом, творя на ней знамение крестовидно с пением тропаря: спаси, Господи, люди Твоя... При окроплении народа святой водой поются тропари в честь Божией Матери и святых бессребреников, как имущих источник исцелений. Оканчивается водоосвящение также, как и лития. Произносится вкратце сугубая ектения: помилуй нас Боже, на которой Господи помилуй усугубляется до сорока раз и молитва: Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш..., – та самая, которая читается в конце литии на всенощном бдении. Малое освящение воды в реках и на источниках совершается: а) в день преполовения Пятидесятницы, потому что Иисус Христос в это время предлагал учение народу близ Сихема о воде живой, текущей в жизнь вечную 734 . b) В первый день августа, в память избавления греков от сарацин, и россиян от болгар силой креста Господня, осенявшего полки. Греческий император Мануил Комнин, и русский великий князь Андрей Боголюбский, по сношении между собою, установили сей праздник с крестным ходом на реки, или источники (в веке). Сей праздник назван в святцах: происхождение честных древ честнаго и животворящаго креста Господня, что значит преднесение честного и животворящего креста Господня (пред полками) 735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Июль 20. Св. славнаго пророка Илии. Величание: «Величаем тя, пророче и предтече пришествия Господня, Илие славне, и чтим, яко на небо с плотню, огненное восхождение твое». Или короче: «Величаем тя, пророче Божий Илие славне, и почитаем, аки на небеса с плотию огненное восхождение твое» 308 .  Август 1. Происхождение [Προδος  –  буквально «выступление вперед» 309 ; вынос] Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Вынос Креста бывает теперь на утрене, после великого славословия. Праздник перешел к нам из Греции. В Константинополе некогда (в IX в.) св. Крест выносился перед этим днем из сокровищницы в св. Софию, и потом, начиная с 1 августа до Успения, с ним ходили по городу с молебнами (для предотвращения болезней, особенно свирепствовавших там в этом месяце). К нам перешел праздник примерно в -XV веках. От другого греческого обычая 310 произошло обыкновение в России совершать в этот день водоосвящение (малое) на источниках. В этот же день совершается Празднство Всемилостивому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, по случаю побед греческого царя Мануила над сарацинами и св. благоверного князя русского Андрея Боголюбского над болгарами в 1167–1169 годах  –  это так называемый (в народе) «1-й Спас». Катавасия от 1 августа до Преображения и на самый праздник: «Крест начертав...». С сего дня начинается Успенский пост. 6. Преображение Господне. Праздник двунадесятый. На утрене после 50-го псалма «Слава, и ныне: Всяческая днесь радости исполнишася...». Канонов два (св. Космы и Иоанна Дамаскина ), один  –  четвертого гласа, а другой  –  дополнительного к нему восьмого. «Честнейшую» не поем, хотя бы и воскресный день был, а поем припевы «Величай душе моя...». На литургии  –  праздничные антифоны, входное («Господи, посли свет Твой...»), задостойник (ирмос: «Рождество Твое нетленно...» поется до отдания). По заамвонной молитве благословение плодов (отсюда народное название праздника: «Яблочный, или 2-й, Спас»). В Уставе следующее замечание при этом: «Внимай: яко аще кто от братий снест гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания ради запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие чрез весь август месяц, яко заповеданный Устав презрев; яко от сего навыкнут и прочии повиноватися Уставу святых отец» 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Кроме того, чинопоследование пострига открывает горизонт для переживания таинства Покаяния во всем его объеме, завершая указанием на победу кающегося силою божественной Благодати и обручение божественным обетованиям. Разве не «таинство» — водоосвящение, будь то малое, или великое, которое совершается Церковью? А различные молитвы, читаемые священником в соответствующих обстоятельствах, разве не являются «таинством»? Для чего же мы их читаем, если они не служат средством освящения в нуждах, которые с нами случаются? Также и простая «главопреклоненная» молитва — разве не «таинство»? Зачем же мы тогда преклоняем головы, если не верим, что через призывание священника приобщаемся к Благодати Божией? Даже простое благословение священника, когда верующие прикладываются к его руке, является «таинством». Вслушаемся в слова: «Благословение Господне и милость да приидет на вы!» Поклонение святым иконам — не что иное как «таинство». Ведь какой смысл нам поклоняться дереву и краскам? Разве мы поклоняемся иконам не для того, чтобы получить Благодать изображенного на ней святого лица? И в правду, кто сможет перечесть все чудеса, которые Благодать, действующая через святых, совершала и совершает в их святых иконах? Разве не заключают в себе «таинства» честные мощи святых, без которых не совершается ни одно освящение храма? Таким образом, число таинств нашей Церкви безгранично. 233 О церковной иерархии, 7 (Рассмотрение, 8)/Сочинения, с. 729. 234 Быт. 2:15: И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в Рай сладости, делати его и хранити 235 Аллюзия на слова Христа: «Лисы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20; Лк. 9:58). 236 Триады I, 3, 38. 237 Сравнение принадлежит прп. Максиму Исповеднику (Главы о любви, 2, 52). См. прим. на с. 295. 238 Старец Иосиф цитирует разрешительную молитву таинства Покаяния по греческому Служебнику. 239 Св. Иоанн Златоуст, О священстве, 3, 4. PG 48, 642. Рус: Творения, т. 1, с. 424. 240 Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Кроме того, чинопоследование пострига открывает горизонт для переживания таинства Покаяния во всем его объеме, завершая указанием на победу кающегося силою божественной Благодати и обручение божественным обетованиям. Разве не «таинство» — водоосвящение, будь то малое, или великое, которое совершается Церковью? А различные молитвы, читаемые священником в соответствующих обстоятельствах, разве не являются «таинством»? Для чего же мы их читаем, если они не служат средством освящения в нуждах, которые с нами случаются? Также и простая «главопреклоненная» молитва — разве не «таинство»? Зачем же мы тогда преклоняем головы, если не верим, что через призывание священника приобщаемся к Благодати Божией? Даже простое благословение священника, когда верующие прикладываются к его руке, является «таинством». Вслушаемся в слова: «Благословение Господне и милость да приидет на вы!» Поклонение святым иконам — не что иное как «таинство». Ведь какой смысл нам поклоняться дереву и краскам? Разве мы поклоняемся иконам не для того, чтобы получить Благодать изображенного на ней святого лица? И в правду, кто сможет перечесть все чудеса, которые Благодать, действующая через святых, совершала и совершает в их святых иконах? Разве не заключают в себе «таинства» честные мощи святых, без которых не совершается ни одно освящение храма? Таким образом, число таинств нашей Церкви безгранично.    О церковной иерархии, 7 (Рассмотрение, 8)/Сочинения, с. 729.    Быт. 2:15: И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в Рай сладости, делати его и хранити    Аллюзия на слова Христа: «Лисы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20; Лк. 9:58).    Триады I, 3, 38.    Сравнение принадлежит прп. Максиму Исповеднику (Главы о любви, 2, 52). См. прим. на с. 295.    Старец Иосиф цитирует разрешительную молитву таинства Покаяния по греческому Служебнику.    Св. Иоанн Златоуст, О священстве, 3, 4. PG 48, 642. Рус: Творения, т. 1, с. 424.    Св. Иоанн Златоуст, О священстве, 3, 5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

Миро освящается архиереями на Литургии в Великий четверг, и только в Москве. Младенцев, о которых неизвестно, крещены они или нет, крестят при таких словах: «Крещается, аще (если) не крещен». Почему Тело и Кровь Христовы, или Святое Причастие, называются Тайнами, – см. ранее. Дарами же называются они потому, что даны от Христа Спасителя и мы принимаем их не за какие-нибудь заслуги, а даром, по одной милости Божией. О последовании Таинства Причащения рассказано при объяснении Литургии. Название «исповедь» происходит от слова «исповедоваться», то есть открываться в чем-либо другому, изустно рассказывать о себе другому. Последование Таинства Священства называется хиротонией, что в переводе с греческого языка значит «рукоположение». Название «венчание» происходит от возложения венцов на брачующихся. Сначала становятся они в притворе, где при особенных молитвах священник обручает их кольцами. Это называется обручением. Все это обыкновенно записывается в книге, называемой «обыск», и утверждается подписью. Соборование – от слова «собор» или «сбор» священников и родных больного при совершении этого Таинства. Освящать храм может и священник, получив от архиерея освященный им антиминс. Освящение храма священником несколько отличается от архиерейского: например, не полагаются святые мощи под престолом и т. п. При погребении и поминовении приносится в церковь и вкушается дома особенное кушанье, так называемая кутья, или коливо, то есть разваренные зерна пшеницы или риса с сахаром и сладкими плодами. Зерна указывают на будущее воскресение умершего, а сладость – на сладость райского блаженства. Лития – это последняя часть панихиды. Водоосвящение бывает малое, совершаемое во всякое время, и великое, совершаемое только в Крещение. На малом, при погружении креста, поется: «Спаси, Господи», а на великом – «Во Иордане крещающуся». Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 28  чел. Всего просмотров 2.4 млн. Всего записей 240 Подписка на рассылку ©2024 Катехизация и воцерковление

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, – различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия. Освящение воды на водосвятном молебне Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах. Молебное пение, или молебен, – это особое богослужение, при котором верующие, собравшиеся на него, просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании им милости или благодарят Бога за получение различных благ. Молебны совершаются в храме или в домах верующих. В храме молебны совершаются после литургии. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды. Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения Пятидесятницы, когда вспоминаются слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине в Сихеме: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Для малого водоосвящения посреди церкви ставится стол, а на него – чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: Господи, услыши молитву мою… Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем…», «Не умолчим никогда, Богородице…» При этом иерей кадит крестообразно воду. После чтения 50-го псалма: Помилуй мя, Боже… тропарей и ектении, совершается каждение храма или дома. По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14–18), в котором святой Павел говорит о Христе: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

На молебном пении в Пасхальную седмицу после возглáса священника: «Благословен Бог наш» не бывает ни ектении, ни пения «Бог Господь», а поется: «Христос воскресе» (трижды) со стихами: «Да воскреснет Бог...», как на утрени и Литургии. Затем, вместо тропаря, поется ипакои?: «Предварившия утро...» Если же канон поется и святому, то перед ипакои поется тропарь святого. По 3-й и 6-й песнях поется: «Спаси от бед...» По 6-й песни поется кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...» и икос Пасхи: «Еже прежде солнца...» После Евангелия и 9-й песни поют «Светися, светися, Новый Иерусалиме...», «Христос воскресе» (трижды), и ипакои?: «Предварившия утро...», на «Слава» – тропарь святого, на «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб...» Затем ектения: «Помилуй нас, Боже...», и, вместо: «Слава Тебе, Христе Боже...», поют «Христос воскресе», и отпуст. Когда на молебном пении не поется канон, тогда после пения «Бог Господь» и тропарей читаются Апостол и Евангелие, иногда же перед Апостолом читается и паримия. После Евангелия произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...» и возглáс: «Услыши ны, Боже...», и читается молитва. После нее поется великое славословие: «Слава в вышних Богу...» или «Тебе, Бога, хвалим...» Затем диакон возглашает: «Премудрость». Священник или архиерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», и прочее, как бывает пред отпустом. После отпуста бывает возглашение многолетия. Молебные пения совершаются и вне храма, бывают и с крестным ходом. Прообразами крестного хода в Ветхом Завете были торжественные шествия со святыней. Так было у стен Иерихона (Иис. Нав. 6 ), торжественное шествие с ковчегом Завета при царе Давиде ( 2Цар. 6, 5 ) и при царе Соломоне ( 3Цар. 8, 5 ). Из раннехристианской эпохи нам известно о древней традиции ношения по улицам Константинополя величайшей святыни – Креста Господня, которое совершалось раз в год. (По другим свидетельствам, и в начале каждого месяца.) Этот день (1 августа) и поныне празднуется Православной Церковью под наименованием Происхождение Древ Честного и Животворящего Креста Господня (Первый Спас), и в него положено совершать малое водоосвящение, часто соединяемое с крестным ходом. Впереди крестного хода идут певчие, за ними несут фонарь, запрестольные Крест и икону Божией Матери, праздничные иконы или другие храмовые иконы, затем идет духовенство с Крестом и Евангелием, и замыкает шествие архиерей, если он есть, впереди которого идут иподиаконы и диаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

на освящение «колесницы» – чинопоследование молебна, совершаемого над автомобилями и другими колесными средствами передвижения. Чин освящения нового дома Перед освящением новопостроенного дома священник может совершить малое освящение воды, чтобы использовать ее в обряде. Если же малого водоосвящения не бывает, он приносит святую воду и сосуд с елеем с собой. Перед тем как начать обряд, на каждой из четырех стен дома священник изображает елеем крест. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него помещают сосуд со святой водой, полагают Евангелие, крест, возжигают свечи. Краткий устав-схема чина благословения нового дома Возглас иерея: «Благословен Бог наш…». Молитва призывания Святого Духа: «Царю Небесный…». «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся…» (трижды). Псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…». Тропарь: «Якоже Закхееву дому…». Молитва: «Господе Иисусе Христе Боже наш…». Тайная священническая молитва: «Владыко, Господи Боже наш…». Возглас иерея: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны…». Благословение елея с чтением над ним молитвы: «Господи, Боже наш, призри ныне милостиво…». Кропление водой всех стен дома. Помазание стен дома елеем со словами: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Зажигание свечей перед каждым крестом, изображенным на стенах дома. Стихира: «Благослови, Господи, дом сей…». Евангелие от Луки (19; 1–10). Псалом 100-й: «Милость и суд воспою Тебе…» и каждение дома. Ектенья: «Помилуй нас, Боже…». Возглас иерея: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…». Отпуст. Многолетие. Смысл и назначение молитвословий чина можно понять из его отдельных фрагментов. Так в тропаре на 8-й глас звучит следующее прошение: «Якоже Закхееву дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, сице и ныне входом священных служителей Твоих, и с ними святых Твоих Ангел, мир Твой подаждь дому сему и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, жити хотящих в нем…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Начинается малое водоосвящение возгласом священника «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков», после чего читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». Затем поются: «Бог Господь…» с тропарями: «К Богородице прилежно ныне притецем…» (дважды) и «Не умолчим никогда, Богородице…». Во время пения тропарей иерей крестообразно кадит воду. Читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже…». Последование малого водоосвящения не содержит канона, поэтому здесь поются тропари: «Еже радуйся ангелом приимшая…» (дважды) и последующие за ним тропари чина. Диакон возглашает: «Господу помолимся», а священник произносит возглас: «Яко свят еси, Боже наш…». Во время последующего пения тропарей «Ныне наста время всех освящающее…» и других диакон кадит храм или дом, в котором совершается водосвятие. По окончании тропарей произносится Прокимен, читается Апостол ( Евр. 2; 11–18 ), после него – аллилуарий и Евангелие: Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда 7 , при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Еосподень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью 8 ( Ин. 5; 1–4 ). После евангельского чтения произносится Великая ектенья, – дополненная прошениями об освящении воды, – во время которой совершают каждение воды. Затем священник читает молитву на освящение воды: «Боже, Боже наш, Великий в совете…», а затем тайную молитву – «Приклони, Господи, ухо Твое…». На практике почти всегда читается еще одна молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстем, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякаго зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякия скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010