II. Эти мученики воспоминаются при таинстве елеосвящения, а св. Аникита сверх того в молитве при водоосвящении. Св. церковь делает это без сомнения с тою целию, чтобы, призвав в своих молитвах имена св. мучеников, в жизни коих проявлялось великое всемогущество Божие, тем самым побудить нас с верою и надеждою просить у Бога благ телесных и душевных. Да, нельзя не получить великой пользы для нашей нравственной жизни и в особенности для успехов молитвы от размышления о всемогуществе Божием, ежели человек внимательно посмотрит на дела Божии , – ибо куда он обратит внимание, Бог везде проявляет Себя всемогуществом совершенно беспредельным, весьма благодетельным и крайне назидательным. а) Смотрите на нашу землю – какое зрелище чудес Божиих! Исчислите разновидные и разнокачественные роды дерев, трав, цветов, хлеба, плодов! Могут ли все человеческие силы, даже соединясь вместе, произвести хотя одно деревцо, один плод, один цветок, одну травинку в поле, один листок на дереве! Может ли вся человеческая мудрость узнать, как такое малое хлебное зерно, бросаемое на возделанную землю, растворяется на земле, вырастает, образует колос и дает множество новых зерен! Исчислите все породы животных на земле, в воде, в воздухе! Исчислите все породы зверей, птиц, рыб, насекомых! И кто дал всем им столь многоразличные свойства и стол удивительныя, столь умные естественные побуждения? Посмотрите на необозримые моря. Кто создал их? Кто положил оплот бурному наводнению от них, и сказал: «волнуйся только до этого берега – не дальше?» Кто источает реки и источники. Кто составляет дождевыя облака, приносит их к нам и увлажает ими наши поля? Кто орошает благодетельным дождем одну полосу земли и лишает этой живительной влаги растения на другом месте, где именно люди забыли милость, истину и правду и где не милостию, а гневом Божиим нужно бывает нередко пробуждать их окаменелыя сердца от опасного духовного сна? Посмотрите на звездное небо. Какое изумляющее дело! Кто может исчислить все множество звезд и измерить чрезвычайную величину и отдаленность их от нашей земли? Кто может понять все законы их стройного движения во вселенной и их взаимные отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Затем певцы поют Слава и прибавляют Трисвятое, и бывает по чину вся Литургия. Освящение антиминсов В Византии далеко не сразу появился специальный чин освящения антиминсов, так как они получили широкое распространение только в послеиконоборческую эпоху, а получив распространение, еще долго потом освящались не отдельно, а во время освящения какого-либо храма 23 . Антиминсы представляли собой деревянные доски или же матерчатые платы; после X-XI вв. – только матерчатые платы. Св. мощи в антиминсы поначалу могли или вкладываться, или нет; регулярно мощи в антиминсах помешаются после XIVb. 24 Чин освящения антиминсов не во время освящения храма появился, вероятно, около XII–XIII вв. (этим временем датируется древнейшая из известных нам рукописей, содержащих особый чин освящения антиминсов – Brit. Lib. Gr. Add. 39 584). Чин представляет собой упрощение обычного чина освящения храма. В наши дни практикуются два чина освящения антиминсов, один используется в славянских, другой – в греческих Церквах; их тексты здесь не приводятся, так как оба чина являются на деле простым сокращением чина освящения храма 25 . Освящение воды Молитвы на водоосвящение существуют очень давно – в Церкви с самого раннего времени было принято освящать воду для совершения в ней таинства Крещения. Со временем во многих из обрядов (богослужебных систем, принятых в той или иной местности в то или иное время) Востока и Запада был создан свой собственный чин освящения воды, основанный на крещальном водоосвящении. В Византии таким чином, основанным на освящении воды для таинства Крещения, но совершаемым как самостоятельный чин, является чин великого освящения воды на праздник Богоявления. Однако всем знакомым с православной богослужебной практикой известно, что византийский обряд знает не один, а несколько чинов водоосвящения 26 . Следующий по важности после великого чин носит название «малого» водосвятия, и возник он из обычая благословлять воду через погружение в нее великих святынь– частицы Животворящего Креста Господня или мощей почитаемых святых. Поскольку вода в этом случае освящается не через призывание Св. Духа, сходное с призыванием Его за Литургией, а через погружение в нее святыни, считается, что вода малого водоосвящения обладает меньшей святостью по сравнению с водой великого водоосвящения – например, если воду великого водоосвящения пьют только натощак, то эту воду можно пить во всякое время. Освящение воды Истинным и Животворящим Древом Креста Господня (Малое освящение воды)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Некоторые из русских, приведенные в негодование всем этим, говорили вслух: «Архиерей еретик, продал нашу святую веру: до чего мы дожили». «Ныне в Архангельске – писал Каллиников – большие идут суждения по домам о сем явном соблазне для православных христиан». 302 Этот донос побудил князя Мещерского потребовать от преосвященного Аарона объяснений, а от архангельского губернатора уяснения фактов, сообщаемых в доносе. Хотя тот и другой в своих отношениях к Мещерскому изложили факты несколько иначе и дали им другое значение, тем не менее донос Каллиникова оказался справедливым. Так, Аарон писал князю Мещерскому, что действительно 11-го числа июня 1828 года совершил он по чиноположению нашей церкви молебствие по случаю заложения англиканской церкви, и описывал это дело так: «Из дома английского пастора, где английский консул, контр-адмирал Гамильтон и прочие старейшины просили меня совершить освящение месту по чиноположению греко-российской церкви, так как она такового постановления у себя не имеет, а прибегает к нашей церкви по особенному к ней уважению, пошли они с генерал-губернатором и прочими чиновниками на место, которое так близко, что нельзя было употребить экипажа, и прибыли на место закладки, где на помосте уготовано было место для нашего духовенства. Поименованные духовные особы дожидались меня уже в облачении малом, и я возложил на себя малое облачение и начал водоосвящение пред столом, на коем находилась Божия святыня. По начатии я совершил каждение кругом стола, где и водосвятная чаша находилась. После водоосвящения тотчас начал я молебен св. великомученику и победоносцу Георгию и присовокупил молитвы на основание храма по книге Петра Могилы , ни в чем не делая изменения. По окончании молебна, при окроплении места святою водою, я поставил с молитвословием крест на месте, где быть жертвоприношению в храме, за сим и положил камень в основание храма, при окроплении водою; после подавал камни двоим архимандритам, за ними английскому пастору, еще английскому консулу, генерал-губернатору и г-ну Гамильтону подавая по кирпичу, дабы и они участвовали в святыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но став разрушительной, вода как символ приобретает еще одно измерение: она очищает. Воды потопа по велению Божию очистили мир от тотального засилья греха. Чистота, возрождение и обновление – третий аспект символики воды в библейской культуре. Вода смывает грязь, очищает тело, одежду и жилище. Эта символика воды – основанная на ее самых естественных свойствах — пронизывает всю Библию. Великое освящение воды Вода как начало жизни, как символ суда и смерти, как средство очищения – три эти основные измерения воды как религиозного символа связаны с тремя основными акцентами христианской веры: творение, грехопадение, искупление. Весь мир, вода как его часть, человек как его «венец» — сотворены Богом изначально добрыми, «благими» в своей сущности. Но та же материя, «добрая» в своей основе, послужила орудием падения человека, что привело его к рабству греху и смерти. Но во Христе – Боге воплотившемся – и Его властью вещество может снова стать символом Божия присутствия и Его славы, стать материей таинства, соединяющего человека с Богом. Каждый раз, когда совершается крещение, происходит так называемое великое освящение воды . Оно же совершается в канун и праздник Крещения Господня. Молитвы, которые читаются во время этого чина, — это торжество хвалы и благодарения, обращенное к Богу от лица всего мира. Слишком узко рассматривать освящение воды как «сакрализацию» некоторого количества вещества. Из читаемых молитв видно, что замысел авторов, написавших эти слова много столетий назад, — в том, чтобы вновь сделать воду способной стать явлением и присутствием силы и любви Божией в этом падшем, но искупленном мире. Благодарственные слова молитвы великого водоосвящения делают нас свидетелями творения, возвращают нас к самым истокам жизни. А способный благодарить, человек становится свободным по отношению как к Богу, так и к миру. «Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, банею вечной жизни, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни…», — молится священник. Любое освящение, совершаемое Церковью, никогда не является видимым, «физическим» чудом, своего рода превращением, которое можно «пощупать» и доказать. Можно ли провести какие-то лабораторные анализы или исследования, которые «докажут» некоторые изменения вещества, или нет – не должно волновать верующего. Можно даже сказать, что ожидание или поиски подобных «изменений» часто рассматривались Церковью как богохульство и грех. Ведь не для того пришел Христос, чтобы «естественную материю» заменить какой-то «сверхъестественной», или «освященной». Сын Божий воплотился для того, чтобы открыть нам путь к соединению с Богом. И Он возвращает материи ее изначальное свойство – служить средством такого единения. Таким образом, вода крещения – вода великого освящения – является святой, то есть становится местом присутствия Христа и Святого Духа. Малое освящение воды

http://pravmir.ru/svyataya-voda-v-pravos...

Пение перед водруженным крестом, лицом к востоку, молитвы призывания Святого Духа «Царю Небесный…». Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Архиерей – молитвы: «Господи Боже наш, изволивый на сем месте…» и коленопреклоненно: «Хвалим Тя, Господи Боже Сил…». Диакон – сугубая ектенья: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…». Возглас архиерея: «Услыши ны, Боже…». Отпуст обычный «храма» 2 . Освящение новопостроенного или перестроенного храма По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов. 1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин освящения храма, от архиерея творимаго». 2. Неполное (малое), состоящее только в водоосвящении и окроплении святой водой храма и церковных построек. Полное освящение совершается, если 1) храм вновь построен или капитально отремонтирован; 2) помещение церкви было осквернено использованием его для небогослужебных целей; 3) помещение церкви использовалось неправославными общинами; 4) в храме был передвинут или поврежден Престол. Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, если храм не освящен епископом – богослужения в нем приравниваются к расколу и виновные в этом подлежат запрещению. Если епископ не имеет возможности по тем или иным причинам освятить храм самостоятельно, то он освящает один антиминс, на котором делает надпись, для какого храма он предназначен, и посылает его туда с нарочным. Приняв антиминс и указание, кому должно совершить освящение, в храме начинают готовиться к нему. Обычно в таком случае храм освящается местным благочинным, но епископ может поручить сделать это какому-нибудь другому священнику. Полное освящение храма можно производить не во всякое время церковного года. Запрещается осуществлять его в следующие дни: 1) когда празднуется память святого или священного события, во имя или в честь которого построен данный храм; 2) в дни Господских, Богородичных праздников, а также в дни памяти великих святых, которым положено по Уставу совершать полиелейную службу;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Радуйся, Православныя Церкве Славо и Утешение. С XIV в. значительная часть русских земель (в том числе и Могилевщина) оказалась в составе Великого княжества Литовского, а со 2-й половины XVI в. — Речи Посполитой. В 1596 г. частью западно-русских архиереев была принята Брестская Уния, целью которой являлось подчинение Киевской Митрополии Папе Римскому и постепенное окатоличивание православного населения. Одновременно с униатским в Бресте прошел и Православный Собор под председательством св. Никифора, Экзарха Константинопольского Патриарха. Собор проклял Унию и лишил сана принявших ее епископов. Однако Уния насильно насаждалась при активной поддержке королевской власти. После пожара в Свято-Ильинском монастыре чудотворная икона попала в кармелитский монастырь, основанный в 1624 в Белыничах,но православные верующие по-прежнему притекали к святому образу, а чудотворения от иконы не прекращались. И в 1755 году католиками, которые так же почитали этот образ, икона была коронована. В конце XVIII в., после раздела Речи Посполитой и вхождения западно-русских земель в состав России, множество униатов вернулось в лоно Православной Церкви. В 1832 г. Белыничский кармелитский монастырь был официально упразднен. И 1876 г.по многочисленным ходатайствам крестьян здание костела вместе с чудотворной иконой было передано Православной Церкви, а 12 апреля того же года православные священники отслужили молебен с акафистом перед чудотворным образом, совершили малое водоосвящение и окропили водой стены храма. Затем на временном престоле была совершена Божественная Литургия. В 1877 г. в Белыничах был образован Рождество-Богородицкий православный монастырь, в котором главной святыней стала чудотворная икона, возвращенная Православной Церкви. В конце XIX в. Белыничи ежегодно посещало более 10 000 богомольцев. В Могилевской епархии существовал благочестивый обычай: прежде чем совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру или Почаев, стремились посетить Белыничский монастырь, чтобы поклониться Небесной Заступнице и, получив благословение, отправиться в долгий путь. Белыничская чудотворная икона для восточного региона Беларуси была столь же духовно значимой святыней, как икона Божией Матери «Жировицкая» для западного края или как Почаевская икона Божией Матери «Умиление» для украинцев и белорусов Полесья.

http://pravoslavie.ru/78737.html

Певцы поют Бог Господь (трижды) и тропари, глас 4-й (см. в Требнике чин малого освящения воды): К Богородице прилежно ныне притецем: Слава и ныне. Не умолчим никогда, Богородице: Чтец после пения тропарей читает 50-й псалом, и певцы затем поют тропари на малое водоосвящение, глас 6-й (стихирный). Певцы: Еже радуйся Ангелом приимшая: И далее по ряду чин водоосвящения — см. в Требнике. В конце водосвятного молебна поются из Требника три тропаря (напев стихирный): Твоих даров достойны нас сотвори: (глас 2). Источник исцелений: (глас 4). Призри на моления Твоих раб, Всенепорочная: (глас 4). После пения этих тропарей — переход к чину освящения дома (см. ниже). Если св. вода имеется и водосвятный молебен не совершается, то освящение дома начинается так . На столике приготовляются: святая вода, елей для освящения и стручец для помазания елеем; на столике лежит Евангелие и крест, и горят свечи. Священник: Благословен Бог наш: Певцы: Аминь. Священник: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Певцы: Царю Небесный: Чтец: Трисвятое по Отче наш. Приидите, поклонимся (трижды) и 90-й псалом, и прочее чина освящения дома. Чин освящения дома. Чтец читает 90-й псалом: Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися; оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща (нападения) и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится. Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое; Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси (селению) твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и, покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его. Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

http://pravoslavie.ru/2346.html

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый! По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14). Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

http://pravoslavie.ru/28980.html

Тропарь праздника. Во Иордане крещающуся Тебе. Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе! Извествоваше словесе утверждение - подтверждал истинность этого слова; явлейся - явившийся; мир просвещей - мир просветивший. Праздник Крещения Господня Этот Праздник иначе называется Богоявлением, потому что в этот день было явление Пресвятой Троицы и, в особенности, явление Божества Спасителя, торжественно вступившего в Свое спасительное служение. Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием. Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения, так называемые в отличие от малого, ибо малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время. Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме, а другое - в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено было в воспоминание крещения Господня; второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан. Из книги " Закон Божий " , Серафима Слободского [ главная библиотека новости родителям ] Шкив тормозной Шкивы по чертежам Промышленные шкивы всех типов. Разработка по чертежам

http://zavet.ru/kalendar/kr-004z.htm

Мысль о сооружении прогимназического храма возникла еще в 1910 г., но первоначально церковь предполагалось устроить при мужской прогимназии, на что получено было Архипастырское благословение и на расходы по устройству испрошено из специальных средств прогимназии 600 руб. Местным воинским начальником попечительный совет женской прогимназии открыл сбор пожертвований на устройство церкви при женской прогимназии. Душою дела кроме воинского начальника, полковника Черкес, явился другой общественный деятель, доверенный товарищества Нобель Ф.Д. Сахаров. Одновременно с возбуждением пред Его Преосвященством ходатайства о церкви заказаны были разборный иконостас, лёгкого походного типа престол, жертвенник и выписана из Москвы необходимая утварь и ризница. Освящение храма предполагалось приурочить к ожидавшемуся в Ноябре мес. проезду Архипастыря через Чарджуй; а так как по изменившимся обстоятельствам Архипастырское посещение Чарджуя не могло состояться, то освящение храма Его Преосвященством поручено было местному благочинному протоиерею Колобову; через него же выслан был для храма и освященный антиминс. Внезапная болезнь о. благочинного лишила нас его молитвенного участия в этот знаменательный для жизни Чарджуя день, и освящение совершено было собором местного духовенства: протоиереем военной церкви о. Н. Высоцким, законоучителем прогимназии свящ. о. Г. Ивановым и доставившим св. антиминс священником вагона-церкви IX участка ср. Аз. ж. дор. о Д. Михайловским при участии диакона местной жел-дор. церкви о. В. Чернецкого. Торжество началось накануне совершением всенощного бдения; в день освящения, утром, отправлено было малое водоосвящение, а затем, в 9 час. утра, началось по установленному чину освящение престола и кругом всего здания. Тотчас после освящения собором тех же священнослужителей совершены были Божественная литургия и молебен небесному патрону храма - Св. и Чуд. Алексию. Туркестанские Епархиальные Ведомости. 1912 г. 11 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=54520

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010