После революции 1917 года Николо-Угрешский монастырь, как и другие обители, был закрыт; богадельня упразднена; в Казанской церкви и прилегающих помещениях устроены коммунальные квартиры. В 1990 году Угрешский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В храме Казанской иконы Божией Матери начались восстановительные работы: были отстроены своды и воздвигнуты купола; разобраны старые перекрытия.  В 2006 году начались отделочные работы, и к концу 2008 года возрожденный храм предстал во всем своем благолепии. 20 июля 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наместник Николо–Угрешского монастыря Преосвященный Вениамин, епископ Люберецкий, викарий Московской епархии совершил малое освящение Казанской церкви. Перед Божественной литургией был отслужен молебен с водоосвящением и весь храм окроплен святой водой. Владыке епископу Вениамину сослужили монастырская братия и прибывшие в обитель священнослужители. В своем архипастырском обращении владыка Вениамин воздал хвалу Господу Богу за великую Его милость: в Угрешском монастыре вознеслись купола еще одного храма, где можно совершать Таинство Святой Евхаристии и возносить молитвы Царице Небесной. Владыка наместник обители сердечно поблагодарил всех, кто помог возведению Казанской церкви. 21 июля 2009 года – в день Казанской иконы Божией Матери – в новоосвященной церкви состоялся первый после 90–летнего перерыва престольный праздник. Для поклонения верующим был изнесен древний (XVII века) образ Божией Матери “Казанская”.  Строилась в 1869-1870 гг. на деньги благотворителя Д.П. Рогаткина при богадельне, находившейся в Южном братском корпусе. На этом месте раньше находилась юго-восточная башня старой монастырской ограды. Храм небольшой, с ажурным пятиглавым завершением в духе барочных церквей XVII-XVIII вв. Восстановлен в 2004 г. http://ugresha.org/putevodotel/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=08094

Церковнослав. язык воспринял слово   в значении «святая вода»: «Агиасма еже есть освященая вода» (Дубенский сборник, XVI в.). Обычно   обозначает святую воду только великого водоосвящения; часто употребляется сочетание «великая А.». Иногда встречающееся новообразование «малая А.» (НКС. Т. 4. С. 651) обозначает святую воду малого водоосвящения. Великая А., т. е. богоявленская вода, или вода таинства Крещения, является одной из главных святынь правосл. Церкви и имеет широкое литургическое употребление (см. Вода в богослужении ). Великую А. пьют в случае канонических или иных препятствий к Причащению Св. Таин. Совр. Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак А. и антидор (см. чин исповеди, послеисповедное увещание; Вениамин. Новая скрижаль. С. 371, 478). В Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления, с тем чтобы вкусить великой А. натощак. Великая А., остающаяся после совершения таинства Крещения, выливается в «место непопираемое» (Номоканон при Большом Требнике, ст. 199). В XV-XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля, егда время повелит». О чудесных свойствах богоявленской воды упоминает уже свт. Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (De Baptismate Christi//PG. 49. Col. 366b; Типикон. Т. 1. С. 192). Лит. (см. также в ст.: Вода в богослужении, Водоосвящение великое и малое): Goar. Euchologion; Требник. Ч. 1-2. С. 85; Требник Большой. Л. 291 об.; Εχολγιον τ Μγα; Алмазов. Тайная исповедь. Т. 2. С. 138-152; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1905.

http://pravenc.ru/text/63290.html

По неделям пред обеднею бывает водоосвящение (benedictio aquae). Оно состоит, кроме призывания, из молитвы над солью и из заключения и молитвы над водою. Далее священник крестообразно кладет соль в воду, и потом молится, 6 чтобы эта вода служила к прогнанию бесов, к уврачеванию болезней и к привлечению покровительства небесного и благодати Св. Духа. После сего этою водою окропляется престол, духовенство и народ при пении антифона; потом обратившись к престолу священник читает молитву об Ангеле Хранителе. По Римскому чину это освящение совершается в ризнице, а по Галликанскому среди хора и даже среди Церкви. Гораздо возвышеннее и торжественнее малое водоосвящение, совершаемое Православною Церковью . Ибо что может сравниться в латинском чине водоосвящения с нашею молитвою: велий ecu Господи и чудна дела Твоя?.., с нашим погружением креста при пении тропаря: спаси Господи люди твоя...? с нашими ектениями о низведении благословения и освящения на воду? В неделю Вербную, пасхальную, Фомину и Пятидесятницы к праздничной службе не присоединяется никакой посторонней молитвы. Но кроме сих недель, в целом году нет почти ни одной недели, в которой на вечерни и обедни не совершалось бы воспоминания (memoria) какого-нибудь Святого, или не прибавлялось бы какой-нибудь молитвы. Так в недели Рождественского поста и также в недели от Богоявления до Сретения Господня к воскресной службе присоединяется молитва к Божией Матери и против гонителей Церкви или о Папе. Далее в недели от Сретения Господня до недели мясопустной прибавляется молитва ко Святым. Во все недели Четыредесятницы прилагается молитва о живых и усопших. От недели Страдания Господня до великой среды (исключая Вербное воскресенье) читается молитва о Церкви или о Папе, и потом эта молитва снова начинается со среды Светлой седмицы и читается до Вознесения Господня. В первую неделю после Вознесения и также в первые два дня Пятидесятницы не прибавляется никакой молитвы. Наконец, во всякую неделю по Пятидесятнице снова прилагается молитва ко Святым. Само собою разумеется, что с неделею сообразуется и служба седьмичная. В Галликанской Церкви все сии молитвы, для сокращения общественного Богослужения, выключены из Богослужебных книг. От того по чину Галликанскому в году найдется меньше воскресных дней, которых служба оставляется для какого-нибудь праздника, чем по чину Римскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Так называют воду, освященную по особому чину. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое — только в праздник Крещения Господня. Ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление — не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, — это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, — крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это — бессмысленное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освещается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан. О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от гре­хов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благослове­ние Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невиди­мых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы, чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения. Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода в этот день содержит залог благодати. Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить — в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильни­ке!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и при­ятной на вкус долгое время. Ею можно окроплять жилище. Источники: http://delo.teolog.ru/deloN9027 К. Слепинин. Азы Православия. СПб, 1999. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-pr...

Открытое и торжественное действие мироварения начинается в Понедельник Страстной седмицы. К этому дню приносятся в Мироварную Палату все принадлежности мироварения, и все входящие в состав Мира вещества, и поставляются частью на очаг, частью на ступенях возвышенной деревянной пирамиды, в верху коей поставляется Алавастр с сохраняющимся в нем издревле освященным Миром. В 9 часов утра, Высокопреосвященнейший Митрополит Московский, или другой Архиерей, в сослужении со старшим духовенством столицы, совершает в Мироварной Палате малое освящение воды; причем, вместо обычных тропарей Божией Матери, поются тропари Пятидесятнице и празднеству Успения Божией Матери, а по окончании читается Предстоятельствующими, особо положенная на сей случай молитва . По окончании Водоосвящения, Архиерей окропляет приготовленные для составления Мира вещества, и все принадлежности мироварения и влив несколько Святой воды в мироварные котлы, благословляет вливать все оставшееся, от предварительно употреблённого для приготовления некоторых веществ, масло и слитое с трав и цветов и частью оставшееся ненастоянным вино. Потом сам Преосвященный возжигает под котлами огонь и начинает чтение Евангелия, которое читается после него и сослужившим с ним старшим духовенством и продолжается во все дни мироварения особо-назначаемыми для сего иеромонахами и Священниками; а Иеродиаконы и Диаконы, также по особому назначению во все дни мироварения промешивают варимое масло и вино устроенными для сего деревянными веслами. В Великий Вторник, утром вливается в котлы только некоторое количество вина взамен испарившегося в предшествовавший день; а в Среду утром, кроме вина влагаются в котлы и все остальные, предварительно приготовленные вещества, и продолжается варение до вечера; по окончании же варения, все находящееся в котлах переливается в устроенную для сего серебряную кадь, и когда новосваренное Миро остынет, а гуща осядет, вливаются в него благовонные масла. Потом окончательно приготовленное Миро разливается в устроенные для серебряные кувшины, которые, за печатью Ризничего, поставляются на южной стороне Палаты на уготовленных для них скамьях, а впереди их на особом столе поставляется вышепоказанный Алавастр с прежде освященным Миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

По окончании чтения молитв священник трижды погружает Честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, держа его Распятие к себе (по другой практике – Распятием востоку, ибо Христос вошел в воды Иордана, будучи обращен Лицом к востоку) при пении тропаря праздника Богоявления: «Во Иордане крещáющуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидéтельствоваше Тебе, Возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извéствоваше Словесé утверждение. Явлéйся, Христе Боже, и мир просвещéй, слава Тебе». Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестообразно на все стороны. Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой. Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество...» иерей окропляет весь храм. Затем поется. «Буди Имя Господне благословено от ныне и до века», и бывает отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна...» На практике целование Креста и окропление освященной водой совершается по отпусте. Спаситель ради нас облекся в Иордановы струи и, выходя из воды, совозвел очищенный Им мир, отверз заключенные Адаму небеса и приниял служителями этого Таинства представителей всего творения (стихира праздника). Малое водоосвящение Малое водоосвящение положено совершать 1-го августа – на Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, малое водоосвящение положено совершать и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, соделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4, 14 ). Малое водоосвящение бывает также перед Литургией в храме в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд совершается по желанию верующих в соединении с молебным пением. Посреди церкви, если водоосвящение будет в ней, ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. Если предполагается освящение воды соединить с крестным ходом, как это бывает 1-го августа, то иерей износит Крест к месту освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хор в это время поет тропарь праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». Совершив освящение воды, священник кропит крестовидно на четыре стороны. Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество…» иерей окропляет весь храм. Поется: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (трижды) и священник творит отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…». Молящиеся подходят к священнику для целования креста, а он окропляет их освященной водой. Малое водоосвящение Если Великое водоосвящение совершается всего дважды в год, малое водоосвящение может совершаться почти круглогодично и в разных местах: в храме, в домах христиан или под открытым небом, когда это предусмотрено правилами. Церковью установлены дни, в которые положено совершать малое водосвятие. 1. На реках, источниках и других водоемах 1-го августа, в праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в пятницу на Пасхальной седмице. 2. В храмах – в среду на четвертой неделе после Пасхи – в день Преполовения, а также в дни храмовых праздников. В некоторых храмах малое водоосвящение совершается по традиции в праздник Сретения Господня. Кроме того, совершение водосвятного молебна в храме периодически заказывают прихожане, имеющие в этом нужду. 3. Под открытым небом или в домах христиан малое водосвятие совершается при закладке фундамента или освящении нового жилища. Подготовка к обряду заключается в том, что 1) в храме – ставится накрытый стол, на котором помещается водосвятная чаша, наполненная водой, и кладутся крест и Евангелие. Перед чашей зажигаются свечи; 2) под открытым небом – стол ставят на месте, где будет совершаться молебен, а крестный ход к месту освящения начинает иерей, вынося из алтаря крест на голове. Последование малого водоосвящения

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В навечерие Богоявления и в самый день праздника совершается богоявленское, или великое, водоосвящение. Крещенская святая вода называется агиасмой (греч. – «освященная»), это – великая святыня церковная. В древнее время это водоосвящение совершалось за литургией, как в настоящее время освящается миро. С давнего же времени крещенская вода назначалась, в частности, для принятия тем, кто по разным причинам лишен был причащения Святых Таин, и существовал особый чин причащения от богоявленской воды. Есть мнение, что собственно богоявленским некогда было водоосвящение под праздник, а в самый праздник происходило освящение воды по чину малого водоосвящения, которое в древности совершалось в начале каждого месяца (ныне осталось только малое водоосвящение 1 августа). В Русской Церкви Святейший Патриарх Никон отменил двукратное богоявленское водоосвящение, как не отвечающее части древних Уставов, но Собором 1666–1667 гг. двукратное водоосвящение было восстановлено, как давно распространившееся и ставшее общепринятым в Восточной Церкви. Своим схождением в воды Иордана Господь, по выражению церковных молитв и песнопений, «главы тáмо гнездящихся сокруши змиéв», то есть поразил исконного врага рода человеческого – диавола в его сокровенном убежище, в воде, как об этом пророчествует Давид, говоря: «Ты стерл еси главы змиéв в воде» ( Пс. 73, 13 ). По этому поводу святой Кирилл Иерусалимский рассуждает: «Иисус, нисшед в воды, связал крепкого, чтобы мы получили власть наступать на змей и скорпионов», то есть разрушать козни диавола. Своим Крещением Иисус Христос положил начало спасительному таинству просвещения верующих – Крещению, являющемуся обязательным условием ( Ин. 3, 5 ) принадлежности верующих к Церкви Божией: «Днесь веселися, Христова Церковь , водою бо и Духом сынове Тебе родишася». Таким образом, в Рождестве Спасителя человек соделался причастником Его по плоти, получив в таинстве Причащения Тела и Крови Христовых пищу и питие бессмертия. В Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в таинстве Крещения купель живой воды, приводящей в жизнь вечную. Собор Иоанна Предтечи

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Можно ли в навечерие Богоявления, совершив «великое освящение воды» в храме, совершить таковое и в молитвенном доме в отдаленной части прихода? При неимении, правил, которые бы запрещали подобное повторение водоосвящения, действие священника в данном случае следует признать обнаружением с его стороны особой заботливости о своих прихожанах, не имевших возможности присутствовать при водоосвящении в храме. (Ц. В-к 1893 г. Обязательно ли 6 января совершать крестный ход на реку или можно совершать водоосвящение в церкви? Там, где есть река, источник или даже колодезь, по принятому в православной церкви обычаю, обязательно. (Типикон — последов. службы Богоявления). (Ц. В-к 1893 г. Что должно петь на малом водоосвящении на реке в день Богоявления — тропарь праздника или тропарь креста? Московский собор 1667 г. определил совершать освящение воды и на вечерни и после литургии праздник Богоявления одинаковым образом, а именно — совершать великое освящение воды с пением тропаря празднику «Во Иордане крещающуся»… Но если совершается на реке малое водоосвящение, то поется тропарь креста (Никольский, пособие к науч. уст. изд. 1894, стр. 544 и 812). (Ц. В-к 1900 г. Если 6 января в селе храмовой праздник, то следует ли совершать пред литургией в этот день водоосвящение? Так как малое водоосвящение, обычно совершаемое пред литургией в храмовые праздники, имеет своим назначением запас освященной воды для окропления храма и верующих в этот день, то к совершению онаго в день 6-го января, когда и накануне, а по местам и в этот день совершается великое водоосвящение, — не представляется достаточных оснований (Ц. В-к 1899 г. стр. 1756). Можно ли допустить совершение крестного хода на реку 7 января, если 6 он не мог быть совершен по болезни священника? Болезнь священника — основание недостаточное, так как если руководствоваться подобными основаниями для перестановок и перемен в отправлении обрядов и богослужений, соединенных с известными днями, то придется допустить возможность, по удобству для священника, перестановки каждого праздничного богослужения и каждого обряда, соединенного с известным днем. (Ц. В-к 1893 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Освященною водою Церковь освящает верующих, окропляя их и их жилища, и внушал им вкушать ее не только прежде всякой пищи и пития, но и прежде антидора. Великое водоосвящение совершается только однажды – в навечерие крещения Господня или в самый праздник, и сокращенно при таинстве крещения. А малое постановлено совершать всенародно в день преполовения 891 , в 1 день августа, и кроме того всегда и везде по надобности. Оно есть также древнее, как и великое водоосвящение. Об нем упоминается в сочинении Александра епископа римского, пострадавшего при Адриане (118–138) 892 . Вальсамон, патриарх антиохийский XII века, упоминает о малом водосвятии в толковании своем 65 правила 6 вселенского Собора, как об обыкновении древнем. И нет сомнения, что оно восприяло начало свое в древнейшия времена: ибо оно в новозаветной Церкви есть как бы продолжение и распространение овчей купели, бывшей некогда в одном месте и для не многих недужных. Между тем как Вифезда новозаветная может возмущаться на всяком месте, во всякое время и для всех верующих. «Ныне наста время, всех освящающее», – поет св. Церковь в тропаре малого водоосвящения. Продолжая и распространяя благодатное действие целебной Вифезды, Православно–кафолическая Церковь малое водоосвящение соединяет с молитвами об исцелении больных. Желая освятить воду «о еже быти ей целительной душ и телес и всякия сопротивныя силы отгнательней», св. Церковь Богослужением малого водосвятия внушает нам покаяние и смирение – добродетели, стяжевающия спасительную благодать Божию. Для сего произносятся 142 и 50 псалмы, поются тропари и читаются молитвы, внушающия покаяние. В сих тропарях Церковь воинствующая призывает в помощь и заступление всю Церковь торжествующую: Божию Матерь, Ангелов, Пророков, Апостолов, Мучеников, Бессребренников, Преподобных и всех Святых, а преимущественно Предстательницу миру всенепорочную. Из сих тропарей видно, что первоначально малое водоосвящение, совершаемое в честь Богоматери, вероятно началось во храме Божией Матери, живоносного источника 893 . Ибо в сих тропарях Церковь возносит: «храм твой, Богородице, показася, врачество недугов безмездное и оскорбляемых душ утешение. Кто притекаяй в храм твой, Богородице, не приемлет скоро исцеление, душевное же вкупе и телесное? Водами одождивый Христе источник исцелений, во всечестнем храме Девы днесь» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010