Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении. Глава XIII. Чин освящения храма § 1. Богослужение при основании (закладке) храма    Христианину, посвятившему себя служению Богу, прилично освящать все благие свои начинания призыванием помощи Божией и благословения, так как «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс.126:1). Тем более надлежит призывать Бога при основании дома Божия, где будет воздвигнут престол Божий.    После заложения основания (фундамента) для храма совершается «чин на основание храма», что обыкновенно называется закладкой храма. При этом бывает и водружение креста. Так как правилами Церкви (Апостольское правило 31; Антиохийского Собора, пр. 5; Халкидонского, 4; Двукратного, 1 и др.) постановлено, чтобы устроение храма начиналось по благословению епископа, то чин на основание храма совершает или сам архиерей, или посланный от него и получивший благословение архимандрит, или пресвитер, или иерей. Чин богослужения на основание храма помещен в Большом Требнике. Богослужение на основание храма Божия состоит, после обычного начала и начальных псалмов, в каждении вокруг основания при пении тропаря святому, во имя которого будет воздвигнут храм. Потом настоятель читает молитву, в которой просит Господа, чтобы Он соблюл строителей храма невредимыми, а основание храма незыблемым и совершен показал дом к славословию Бога. После молитвы совершается отпуст, на котором упоминается святой, во имя которого созидается храм. По отпусте настоятель, взяв камень и начертав им крест, полагает его в основание, произнося: «Основа и (его) Вышний, Бог посреде его и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра». Затем настоятель водружает крест на том месте, где будет святая трапеза (престол), при этом произносит молитву, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и освятил это место силою и действом Честного и Животворящего и Пречистого древа Креста в отгнание демонов и всякого сопротивного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Удовлетворить всех (т.е. читать по несколько акафистов за молебном) трудно, а подчас и невозможно (был случай в Т. приехавшая из района женщина требовала прочитать три акафиста, т.к. она дала такой обет); сокращать акафисты (читать не все кондаки и икосы) – вызовет справедливое нарекание. А одним читать, а другим отказывать в чтении акафистов – будут обиды, недовольства, обвинения в человеко-угодничестве. Священнику лучше самому никому не отказывать, а дать указания свечному ящику сколько акафистов можно принимать на данный день. Чин освящения воды В современном Требнике излагается два чина освящения воды: А) последование малого освящения воды и Б) последование великого освящения воды Святых Богоявлений. Более древние Требники (например, митрополита Петра Могилы – 1646 г.) содержали еще третий чин «Последование краткое освящение воды». Оно совершалось «по нужде скорости ради» не в храме и не при народе, но «точию особне», священник в епитрахили при отсутствии Креста, воду благословлял погружением в нее «персты десныя руки». В этом чине напечатан краткий, но содержательный тропарь освящения 6-го гласа воды: «С небес посли Благодать, Жизнодавче, и воду сию освяти, и всем скверным яви ю бытии очищение». Малое освящение воды в старину назвалось «августовым», ибо совершалось обычно 1 августа, оно было более пространным и в него входили некоторые молитвословия «Великого освящения воды». Малое освящение воды Обычай освящения воды берет начало от Греческой Церкви: в Константинопольской придворной церкви воду освящали первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершалось 6го числа, и сентябрь, когда водоосвящение было 14-го числа). В Русской Церкви до недавнего времени малое освящение воды совершалось: 1 августа в праздник Первого Спаса; в храмовые праздники (до литургии); в пяток Светлой седмицы; в среду Преполовения Пятидесятницы, В другие дни освящали воду сравнительно редко и только при необходимости получить святую воду. В последнее время малое освящение воды совершается, как заказная «треба», почти ежедневно, а во многих храмах и по два раза в день (на молебнах после ранней и поздней литургий). Такое частое водоосвящение вызвано не столь необходимостью получить святую воду (она всегда есть в храме в избытке), сколько укоренившимся мнением, что водосвятный молебен, как более продолжительный, имеет большее значение и целительную силу. Даже при изобилии крещенской воды после праздника Богоявления, в некоторых приходах все же продолжают служить водосвятные молебны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство; ибо не закон Божий, не истинную жизнь будущего века возлюбила, но жизнь временную и скоропреходящую. Величание. Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение. Так как некогда в этот день люди среди пиршества забыли о правде и совести, то на 29е августа Церковь установила пост в напоминание, чтобы мы наблюдали за чистотой своей души среди радостей и увеселений. К особенностям Богослужения этого дня принадлежит поминовение православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных, совершаемое после литургии. Св. великого князя Александра Невского (30 августа) Тропарь. Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молениием, наследником твоим благоверным императором нашым на сопротивныя споборствуя. Величание. Величаем тя, благоверный княже Александре, и чтем святую память твою: ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Прокимен. Вознесох избраннаго от людей Моих ( Пс.88:20 ). Происхождение честных древ честного и животворящего Креста (1 августа) В день 1го августа соединено два праздника: 1) Происхождение, т. е. вынос честных древ честного и животворящего Креста Господня, и 2) празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Праздник принадлежит к числу малых. В Константинополе, при греческих императорах, 1го августа выносили животворящий Крест из дворца в церковь св. Софии, причем совершали водоосвящение. Этот обычай из Греции перешел и к нам, в Россию. В этот день, после литургии, совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда с крестным ходом. Малое водоосвящение отличается от великого, Богоявленского, как песнопениями во время крестного хода, так и тем, что молитва об освящении воды короче, и при погружении креста в воду поется: «Спаси, Господи, люди Твоя», а не «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Лития есть краткое моление об усопшем и состоит из конца панихиды, именно: по «Благословен Бог наш», читается трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, и тропари: «Со духи праведных»... «В покоищи Твоем, Господи», и пр.; ектенья: «помилуй нас, Боже»... и пр., как показано на конце панихиды. При совершении панихиды или литии в память умершего ставится на особом столике кутья, или коливо, т.-е. вареные зерна пшеницы с медом, или рис с сахаром. Зерна служат символом воскресения умершего и жизни его за гробом, а мед или сахар – символ райских наслаждений. л). Водоосвящение Освящение воды совершается церковью для освящения, чрез окропление ею, нас самих, наших жилищ, кладезей, стад, полей, садов и других предметов. В освященной воде церковь указывает средство против различных зол и болезней, недугов душевных и телесных, и силу, отгоняющую силы вражия и освящающую все временные потребности. Водоосвящение бывает великое и малое: великое совершается в навечерие праздника Богоявления и в самый праздник; малое 1-го августа, в праздник Преполовения, во дни храмовых праздников, и во всех частных случаях. Чин малого водоосвящения следующий: По « Благословен Бог наш » читается 142-й псалом: Господи, услыши молитву мою... потом поются: « Бог, Господь » и тропари: к Богородице прилежно ныть притецем. Не умолчим никогда, Богородице. За ними читается псалом 50-й и поются другие тропари: Еже радуйся Ангелом приимшая... и после возгласа «яко свят еси Боже наш»: Ныне наста время, всех освещаюшее... После тропарей поется трисвятое, читается Апостол и Евангелие, произносится ектенья: « миром Господу помолимся », с приложением особых прошений об освящении воды, – читается о том же молитва , и после нее священник погружает святой крест в воду 3-жды крестообразно при пении тропаря: » Спаси, Господи, люди Твоя ». .. «Твоих даров достойны»... После сего совершается кропление св. водою, при пении тропарей в честь Богородицы и св. Бессребренников: «Источник исцелений»... «Призри на моления»... (Владычице, приими молитвы»... Далее произносится сокращенная ектенья: «Помилуй нас, Боже», на 1-е прошение которой лик отвечает 3-жды: Господи помилуй, а на 2-е – 40 раз. Оканчивается водоосвящение молитвою: «Владыко многомилостиво»... и отпустом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   Если молебен поется с акафистом, то акафист поют после 6-й песни, но прежде малой ектении и Евангелия (по другой практике — после ектении пред Евангелием).    Если молебен соединяется с водоосвящением, то водоосвящение совершается после чтения Евангелия. По прочтении Евангелия поют тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая» — по Требнику все по ряду; а в конце водоосвящения поют: «Владычице, приими молитвы раб Твоих» и опять поют запевы за 7-ю, 8-ю и 9-ю песни по указанному выше чину.    Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного молебна тем, что в нем преобладает пение пасхальных песнопений. Вначале не бывает мирной ектении и пения тропаря, а поется «Христос воскресе» со стихами (как на пасхальной утрене и литургии). Канон поется Пасхи с припевами святому. Ектения краткая сугубая бывает только в конце молебна. Глава XII. Водоосвящение § 1. Чин великого и малого водоосвящения. История их образования    Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.    Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.    Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Малое водоосвящение, по своему составу, подобно утрени, в соединении с литией 1347 . После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою». Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем». При этом иерей кадит крестообразно воду (Требн.). За ними читается 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже». И, взамен канона, поются тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая» 1348 . После пения тропарей диакон говорит: «Господу помолимся», и священник произносит возглас: «Яко свят еси, Боже наш». Засим поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». При пении тропарей бывает каждение храма или дома. После тропарей произносится прокимен, читается Апостол ( Евр.2:11–18 ), в котором говорится, что освящение наше от Господа, который «прирскренне приобщися плоти и крови... пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи». Затем произносится аллилуиарий и читается Евангелие ( Ин.5:1–4 ), в котором говорится об овчей купели, где чудесно исцелялись больные, при возмущении в ней воды от Ангела. После чтения Евангелия произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой воссылаются прошения об освящении воды. Обыкновенно, при чтении прошений ее бывает каждение над водой. После ектении читается священником молитва об освящении воды: «Боже, Боже наш, Великий в совете» и затем тайная молитва: «Приклони, Господи, ухо Твое» 1349 , по окончании которой священник, взем честный крест, благословляет воды трижды, крестообразно, низводя и возводя и (его) пораво (ο="" bg_hlnames " target="" href="http://azbyka.ru/1/tserkov" title="" > церковь . При кроплении поют тропари: «Источник исцелений» и «Призри на моление раб Твоих». По окроплении водоосвящение оканчивается молитвословиями литии. Произносится сокращенная сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже», состоящая из двух прошений. После первого поется: «Господи, помилуй», трижды (Больш. Требн.), а после второго прошения – сорок раз (Мал. Требн.). Затем читается молитва: «Владыко многомилостиве», которая положена на всенощном бдении, на литии. После молитвы бывает отпуст. Иногда, после троекратного погружения креста в воду, кропится только алтарь и церковь ; если же водоосвящение совершается в доме, то кропится только здание. Крест же дастся целовать людям, и бывает кропление их святой водой уже после отпуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так установилось однократное освящение воды в навечерии Богоявления. Обычай этот держится до XI - XII века и уступает позднейшему двукратному под влиянием устава иерусалимского (Мансветов «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церквах», Москва, 1885 г., стр. 156 -158). Простим почтенному автору его нелогичность: крещение оглашенных никогда не совершалось на Анафоре, поэтому и водоосвящение крещальное также никак не могло быть совершаемо в это время. Краткий пересказ сказанного историком: сперва освящали воду в оный день для оглашенных, крещаемых в сие время; но потом, когда сей класс людей прекратился, Церковь установила освящать в сие время воду в воспоминание крещения Христова. Архиеп. Вениамин (Краснопевков). Новая Скрижаль, Част. IV, гл. XVI, §1. Архиепископ Иннокентий (Борисов). О великих Господских и Богородичных праздниках. Харьков, 1847. Этому факту, кстати, Матфей Властарь дает очень красивое символическое толкование, говря о примраке как символе сокровенности, непостижимости таинства (как тут не вспомнить Дионисия Ареопагита с его Божественным сумраком?): А во все вышесказанные знаменитые праздники темно и как бы на плане (чертеже) открываются и предызображаются некоторые иные таинства, сокрытые в глубине премудрости Божией, превосходящей наше познание - так впрочем, что из такого начального откровения дано нам, сколько возможно для нас, вознестись и возвыситься к божественной любви. Но как скоро явился совершенный и полный свет на земли человекам как бы в вечеру, т.е. в конце веков: тогда, как говорят, течение законного века окончилось, а восприяло свое начало сияние Нового Завета и стало разгонять мрачные тени многобожия, которые закон долженствовал терпеть (сносить) столь долгое время. (Алфавитн. Синт. Матфея Властаря. Букв. Т, гл. 5). Существует другое объяснение второго водоосвящения в день Богоявления. Это водоосвящение связывают с водосвятием в первый день каждого месяца, которое было установлено патриархом Фотием в искоренение языческого обычая прыгать в этот день через костер (оба обычая имеют своим смыслом очищение). В описании Максима Грека этот же Патриарх в январе велел перенести это месячное водосвятие на 6-ое января (Творения. Часть III. Статья 17). Максим Грек ссылается на Вальсамона. Канонист XII в. Патриарх Феодор IV Вальсамон считал малое Водоосвящение заменой языческого обычая почитать 1-й день каждого месяца (толкование на 65-е прав. Трулльского Собора), однако, никаких сведений о Богоявленских водоосвящениях у него нет. Кроме свидетельства Максима Грека, никаких других доказательств подобного распоряжения не существует. Я думаю, что это свидетельство – собственная попытка Максима Грека объяснить непонятную ему традицию.

http://bogoslov.ru/article/2365164

Аминь (греч. от евр. истина) — слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода. Обычно — завершающая формула в молитвах и псалмах, призванная подтверждать истинность произнесенных слов. Антидор (греч. «вместо дара») — части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после Литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в богослужении. Артос (греч. «хлеб») — квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь. Благодарственные молитвы — пять молитв, читаемых верующими после причащения. Вечерня — богослужение суточного цикла, совершаемое вечером, один из двух «великих» (наряду с утреней) часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, предваряет всенощное бдение. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней, либо в соединении с утреней в составе всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников. Повседневная вечерня служится в будние дни. Водоосвящение — освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое — в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

" (в праздники совершается лития), пелие стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона " Ныне отпущаеши " (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Св. Троице; " Отче наш " ; " Богородице Дево, радуйся " ; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу. ВИКАРИИ (лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. ВОДООСВЯЩЕНИЕ - освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. В чин великого освящения воды входят благословение, тропари, паримии (Ис. 35; 110; 55; 113; 12; 36), чтение Апостола (1 Кор. 10; 14) и Евангелия (Мк. 1; 912), великая ектения, иерейские молитвы, благословение воды и погружение креста при пении крещенского тропаря, отпуст. В чин малого освящения входят тропари, 142 пс., 50 пс., чтение Апостола и Евангелия, ектения, благословение воды и погружение креста, отпуст. Чин малого и великого освящения воды содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной минее за январь). ВОЗГЛАС - краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 14 сентября ст.ст. (27 сентября нов.ст.). Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа - Голгофе. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием и воздвигнут на месте обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. ВОЗДУХ - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Нач. XVI в. (ГВСМЗ) Одной из традиций, повлиявших на установление практики малого В., стало празднование в К-поле Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня 1 авг.- большинство рукописей чина малого В. прямо называют его чином «водоосвящения 1 августа». Также очевидна связь чина малого В. с чином омовения во Влахернах - Влахернский храм Богоматери и чудотворный источник в нем прямо упомянуты в тропарях малого В.: «                  ». Канонист XII в. Патриарх Феодор IV Вальсамон считал малое В. заменой языческого обычая почитать 1-й день каждого месяца (толкование на 65-е прав. Трулл.: PG. 137. Col. 741). Под «происхождением Честных Древ» подразумевается традиция обходить К-поль с Древом Креста Господня с целью благословения и освящения всего города. Имп. Константин VII Багрянородный (X в.) сообщает о том, что Честное Древо начинали носить по городу за неск. дней до 1 авг. и заканчивали 13 авг., и подробно описывает 1-й день этого шествия ( Const. Porphyr. De cerem. 2. 8). Установление практики погружать в начале авг. Животворящее Древо в воду и этим сообщать той целебные свойства, вероятно, связано с недостаточным качеством воды, поступавшей в город в жаркие летние дни. К XII в. в К-поле уже существовал обычай освящать воду не только 1 авг., но и в начале каждого месяца (γιασμς τς νεομηνας), за исключением 1 сент. и 1 янв. ( Ps. -Codin. De offic. 4. 26; толкование Феодора Вальсамона на 65-е прав. Трулл.); нек-рые Евхологии XI в. упоминают и В., совершавшиеся по воскресеньям и праздникам в храмах (см. выше). Чин малого В. сформировался в XI-XII вв.: рукописи Евхология, отражающие доиконоборческую практику, его не содержат (наиболее ранние сохранившиеся рукописи чина - Paris. Coislin. 213, 1027 г. и Athen. Gr. 713, XII в.). Впосл. чин сделался настолько популярен, что при желании его стали совершать в любое время. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает малое освящение воды в Троице-Сергиевой лавре на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает малое освящение воды в Троице-Сергиевой лавре на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Согласно совр.

http://pravenc.ru/text/155063.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010