Водоосвящение бывает малое и Великое: малое совершается в течение года неоднократно, а Великое – лишь дважды в году: на праздник Богоявления, или Крещения Господня 18 и 19 января. Как употреблять крещенскую воду? — Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Её бережно хранят в святом углу возле икон. Святая Богоявленская вода долгие годы остаётся нетленной, приобретает свойство не зацветать плесенью и не загнивать. Из благоговения к святыне желательно принимать крещенскую воду натощак. Однако при недугах или нападении злых сил пить её можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище. Что делать, если святая вода испортилась? — Испорченную святую воду выливают в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, нестоящую (проточную) воду. Что такое артос? Когда его раздают? — Артос (в переводе с греческого – «хлеб») – это квасной хлеб, особая просфора (как правило, больших размеров), освящаемая в Пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий не дуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие. Во всю Светлую седмицу артос пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле. Что такое антидор? Когда и кому его можно принимать? — Антидор (в переводе с греческого – «вместо дара») – это частички главной просфоры, употребляемой для Таинства Евхаристии. Раздаётся она присутствовавшим на Литургии для благословения и освящения души и тела – чтобы те, кто не приобщался Святых Тайн, вкусили освящённого хлеба. Антидор – святыня, ставшая ею через молитву священника и воспоминание крестных страданий Спасителя. Поэтому установлено употреблять антидор только натощак со вниманием и осторожностью, дабы не просыпать крошки на пол. Вкушать этот священный хлеб лучше всего в храме, но можно брать и домой. Запрещается давать антидор некрещёным людям. Что такое просфора и что она символизирует?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Водосвятия и особые чины на некоторые праздники, также обычно относимые к категории М., в отличие от описанных выше чинопоследований общего М. (с каноном) и М. на различные бедствия не являются прямым развитием древних монастырской и кафедральной паннихис, но имеют собственную историю возникновения. Чин великого освящения воды появился на Востоке в VI или в кон. V в.; он включает начальные песнопения, ряд библейских чтений, мирную ектению, молитвы над водой и погружение креста в воду, сопровождаемое и завершаемое песнопениями. Чин включается в состав Божественной литургии (после заамвонной молитвы) в навечерие праздника Богоявления (5 янв. по церковному календарю), и его не принято обозначать словом «молебен». Впрочем, в старину на Руси была распространена практика предварять повторное освящение воды на само Богоявление, совершавшееся на к.-л. реке, крестным ходом с пением во время шествия М. с каноном праздника (полностью или в форме одних ирмосов). Водосвятный М., или Чин малого освящения воды, восходит к к-польской традиции молитвенных шествий к основным пресноводным резервуарам столицы в последнюю неделю июля - 1-ю неделю августа, а также к обычаю освящать воду путем погружения в нее (или омовения ею) к.-л. святынь. Основные тексты чина малого освящения воды сложились в XI в. или немногим ранее. Согласно Типикону, этот чин должен совершаться раз в году, 1 авг. по церковному календарю. Однако уже в визант. времена возник обычай совершать его в начале каждого месяца (ср. толкование знаменитого канониста XII в. Феодора Вальсамона на Трул. 65: PG. 137. Col. 741). На Руси малое освящение воды, с погружением в нее как креста, так и св. мощей, совершалось на мн. праздники. В совр. традиции РПЦ малое водоосвящение бывает 1 авг. (ст. ст.), а также на престольные и значимые праздники, на Преполовение Пятидесятницы, на празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а в нек-рых приходах - еженедельно и даже чаще. Чин малого освящения воды начинается как общий М. Божией Матери - со вступительных молитвословий и Пс 142, «Бог Господь», богородичных тропарей и Пс 50, но затем вместо канона должна исполняться целая серия песнопений: сначала многострофный гимн, имеющий в греч.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь. Агиасма В переводе с греческого " агиасма " - " святыня " . Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое - только в праздник Крещения Господя. Странное поверье есть в русском народе: будто бы Крещение и Богоявление - не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, - крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы переполняются народом, есть даже некий тип " прихожан " , которые приходят в церковь раз в год - " за водичкой " . О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика молитва - велика и святыня. Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в силах прийти в церковь из-за собственной немощи или дальности храма, может набрать воды из любого источника, даже из-под водопроводного крана, и употреблять как святую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1875...

ПАТРИАРХ - в некоторых православных церквах - титул главы поместной церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган - синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский. ПЕРЕБОР - медленный звон поочередно в колокола, по одному разу в каждый колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим, после удара в наибольший одновременно ударяют во все колокола. Совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма. ПЕРЕЗВОН - звон поочередно в колокола (по одному или несколько ударов), начиная с самого большого колокола и кончая наименьшим. Медленный, печальный перезвон по одному удару в каждый колокол совершается на вечерне Великого Пятка перед выносом плащаницы, на утрене Великой Субботы во время крестного хода с плащаницей, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную неделю перед выносом креста. Частый перезвон по несколько ударов в каждый колокол совершается перед малым водоосвящением, перед архиерейским рукоположением, в других торжественных случаях. ПЛАЩАНИЦА - плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа употребляется во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы - в богослужении Успения. ПОВЕЧЕРИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды - вечери. Повечерие бывает малое и великое. Малое совершается во все дни, кроме Великого поста и праздников Рождества Христова и Богоявления, когда совершается великое. В чин малого повечерия входят 50, 69, 142 пс великое славословие, Символ веры. канон (не во все дни), молитва " Отче наш " , тропари и ипакои. В чин великого, состоящий из трех частей, входят: (1я часть) пс. 69. канон (в первые четыре дня Великого поста т.н. Великий канон, написанный Андреем Критским), пс 4, 6, 12, 24, 30, 90, пение " С нами Бог " . (Ис. 8, 818; 9, 27), тропари, Символ веры; (2я) пс. 50, 101, молитва Манассии (2 Пар.), " Отче наш " , тропари; (3я) пс. 69, 142, великое славословие, " Отче наш " , канон, в Великий пост молитва Ефрема Сирина, отпуст и сугубая ектения; в конце каждой части читаются отпустительные молитвы. В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, кроме дней Великого поста, когда читается канон Андрея Критского, и праздника Богоявления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Читается она однажды и без 12-ти малых поклонов, когда пост несколько смягчается, ввиду какого-нибудь праздника или «труда ради бденного». при каждом малом поклоне указано произносить: «Боже, очисти мя грешнаго»; в последний же раз обычно добавляется: «... и помилуй мя». 114. ВОПРОС: Праздничная вечерня с великим водоосвящением совершается около 2-х часов дня в Сочельник Богоявления, если таковой приходится в субботу или в воскресение. Можно ли заменить это великое водоосвящение малым непосредственно после Божественной Литургии? ОТВЕТ : Служить эту вечерню, вместо 2-х часов дня, непосредственно после литургии нет никакого греха (служится же в день Пятидесятницы вечерня с чтением трёх коленопреклонных молитв всегда, по обычаю, после литургии непосредственно), а вот заменять в такой день Великое Освящение Воды малым водоосвящением совершенно недопустимо. В этом и состоит особенность Навечерия Богоявления, что положено в этот день по Уставу именно Великое Освящение Воды, а не малое. 115. ВОПРОС: В каких случаях положено совершать чин освящения воды? ОТВЕТ : Малое освящение воды положено совершать в день праздника ПРЕПОЛОВЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, в день праздника ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 1 августа. Совершается оно, сверх того, в церквах, пред литургией, в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвою и кроплением святою водою совершается оно, наконец, по желанию верующих, и на дому во всякое время, в соединении с молебным пением. 116. ВОПРОС: Почему в одних церквах при выносе св. Плащаницы в Великую Пятницу лик Христа Спасителя покрывается воздухом, а в других – этого не делается. Как правильно? ОТВЕТ : Обычай покрывать лик Христа-Спасителя воздухом заимствован от обычая закрывать воздухом лицо Архиерея или Священника, лежащего во гробе. Но это, как не раз разъяснялось нашими церковными властями еще в России, неправильно (См., напр., разъяснение «Церк. Вд.» 1897 г., 14). Христос-Спаситель, изображённый лежащим во гробе на св. Плащанице, это совсем не одно и то же, что усопший Архиерей или Священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

134 По примеру христианских греческих царей, и у нас в России торжество победы над врагами Русского отечества – Казанскими болгарами и мусульманами – установил Благоверный русский Владимирский князь Андрей Боголюбский в 1-й день августа 1164 г. По этому случаю, по совершении литургии, совершается крестный ход на воды и бывает там малое водоосвящение и кропление улиц города или веси, как это происходило издревле в Константинополе на востоке. 135 В день 6 января, в навечерие, совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа Иисуса Христа, освятившего естество воды, а равно и крещения оглашенных, которое древле принимали они в навечерие Богоявления, а в самый праздник собственно в воспоминание крещения Спасителя. 137 Когда св. Чудотворная икона Божьей Матери Смоленской уносится из обители в дальние окрестности Кирилловского уезда и при встрече ее в монастыре, в обоих случаях бывает торжественный звон колоколов. 138 См. «Древности Кирил.-Бел. монастыря» архим. Варлаама, стр. 1, примеч. 2–3–4, Москва. 1859 г. 139 Точно также на имя Кирилловой обители постригся при смерти и отец его великий кн. Василий Иванович–под именем смиренного инока Варлаама. (См. Сказание кн. Курбского, стр. 33–34–35). 140 В древности, по особенному уважению к иноческому образу, русские князья и многие знатные бояре принимали в болезни, как приготовление к смерти, пострижение, чтобы через это торжественное покаяние очиститься от грехов и предстать пред Бога чистыми и непорочными. 142 Архимандрит Варлаам в своей статье «О древностях Кирил.-Бел. монастыря» неверно отождествляет имя игумена Кассиана за одно лицо с Вассианом. Последний был переведен сюда из Троицкой лавры и имя его значится на третьем колоколе Кириллов. монастыря, что он отлит при игумене Вассиане (1562–1564 г.) (См. «Древности Кирил. – Белоз. монастыря» архим. Варлаама, стр. 67, примеч. 159). В XV веке князь Феодор Иванович Каргопольский дал в Кириллов монастырь при игумене Касьяне деревню Ильицино с судом и данью (Рукоп. Импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

1 августа. В восемь часов утра наша церковь наполнилась богомольцами. Впрочем, посторонних не было; пришли свои, приехавшие на освящение. Отец Сергий Судзуки из Осака совершил малое освящение воды. Пели певчие, приехавшие главным образом из Киото, частию – из Токио. После водоосвящения владыка архиепископ облачился в мантию, епитрахиль, поручи, омофор и митру. По возгласе и обычном начале частица мощей святого мученика Мардария, вложенная в сребропозлащённый ковчежец, по помазании её св. миром была помещена в уготованное для неё внутри гранитного престола место. Прочитана положенная на этот случай молитва и пропет псалом. По окроплении святой водою гранитная плита, толщиною вершка в четыре, была рабочими уложена на престол, и таким образом он был подготовлен к имеющему быть послезавтра освящению. Вечером мы собрались компанией в Доого, покупаться в тёплых минеральных водах. Рассказывают, что известны эти воды очень давно, полторы тысячи лет тому назад. Открытию их помогла цапля. Крестьяне подметили, что одна цапля, сломавшая себе ногу, аккуратно являлась к источнику и становилась в него, после чего скоро поправилась. Тогда-де и люди стали лечиться из этого источника. Приезжал на воды когда-то в древние времена император и этим способствовал ещё большей популярности источника. В настоящее время здесь устроены хорошо оборудованные ванны, которые и посещаются охотно японцами. Около ванн масса гостиниц, получился настоящий маленький городок. Мы взяли особое помещение, за один час заплатили два йена и отправились поблагодушествовать вчетвером: владыка, я, отец Пётр и Джефрис. Нам дали японское кимоно, и я впервые в жизни превратился в японца!.. Впрочем, для меня в полтора месяца это очень много... Но и «дай-сикёо» тоже участвовал в маскараде!.. И, кажется, второй раз за всю свою долгую жизнь в Японии! Наше «переодевание» дало пищу остроумию, и мы много говорили о «маскарадах»... Вода в ваннах горячая, около 37° R! После постоянной жары, неизменного пота – этот час был для нас большим облегчением. Затем – японский чай в занятой нами комнате, к нему печенья в виде цапли – памятка о той, которая открыла воды… И мы на маленьком поезде возвратились в Мацуяму, на вокзал «Ицибаннчо», называемый по улице, на которой стоит и наш храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

1-е августа. В 8 часов утра наша церковь наполнилась богомольцами. Впрочем, посторонних не было; пришли свои, приехавшие на освящение. О. Сергий Судзуки из Оосака совершил малое освящение воды. Пели певчие, приехавшие главным образом из Кёото, частью-из Тоокёо. После водоосвящения Владыка Архиепископ облачился в мантию, епитрахиль, поручи, омофор и митру. По возгласе и обычном начале, частица мощей св. муч. Мардария, вложенная в сребро-позлащенный ковчежец, по помазании ее св. миром, была помещена в уготованное для нее внутри гранитного престола место. Прочитана положенная на этот случай молитва и пропет псалом. По окроплении св. водою, гранитная плита, толщиною вершка в четыре, была рабочими уложена на престол, и таким образом он был подготовлен к имеющему быть послезавтра освящению. Вечером мы собрались компанией в Доого, покупаться в теплых минеральных водах. Рассказывают, что известны эти воды очень давно, 1 1/2 тысячи лет тому назад. Открытию их помогла цапля. Крестьяне подметили, что одна цапля, сломавшая себе ногу, аккуратно являлась к источнику и становилась в него, после чего скоро поправилась. Тогда-де и люди стали лечиться из этого источника. Приезжал на воды когда-то в древние времена император и этим способствовал еще большей популярности источника. В настоящее время здесь устроены хорошо оборудованные ванны, которые и посещаются охотно японцами. Около ванн масса гостиниц, получился настоящий маленький городок. Мы взяли особое помещение, за один час заплатили 2 иена и отправились поблагодушествовать вчетвером: владыка, я, о. Петр и Джефрис. Нам дали японское кимоно, и я впервые в жизни превратился в японца!.. Впрочем, для меня в полтора месяца это очень много... Но и «дай-сикёо» тоже участвовал в маскараде!.. И кажется, второй раз за всю свою долгую жизнь в Японии! Наше «переодевание» дало пищу остроумию, и мы много говорили о «маскарадах»... Вода в ваннах горячая, около 37° R.! После постоянной жары, неизменного пота – этот час был для нас большим облегчением. Затем – японский чай в занятой нами комнате, к нему печенья в виде цапли – памятка о той, которая открыла воды... И мы на маленьком поезде возвратились в Мацуяму, на вокзал «Ицибанчо», называемый по улице, на которой стоит и наш храм. 2-е августа. Завтра – освящение храма. Все усиленно хлопочут. Все проверяют себя и порученное им дело. Но кажется более всего хлопот приходится на долю Владыки. Им собраны все лица, принимающая участие в освящении; и всем-то он все растолковывает, указывает!.. Да и понятно это!.. Ведь не часто и у нас в России бывают освящения церквей. Здесь же это событие – большая редкость. Путаться же во время службы – было бы и неудобно, и несколько зазорно пред присутствующими, среди которых будет много лишь любопытствующих, совершенно не склоных все покрывать любовью своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

456 Погружение креста с пением «Спаси Господи», см. в Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 166, 736; с пением «Твоих даров», в рукоп. Τακτικον’е Синод. библ. 279, л. 37; в рук. Εχολγιν’е той же библ. 280, л. 54. Вообще, нужно заметить, в греческой церкви погружение креста при обряде малого водоосвящения сопровождалось различными возглашениями. Так, по одним спискам евхология, оно сопровождалось произнесением возгласа: «Яко Ты еси источник исцелений», после чего пели тропарь: «Твоих даров» (Εχολγια, стр. 339), по другим – священник, при погружении креста, произносил: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Слава святей и единосущней…» (там же, стр. 376, 411). Наконец, по некоторым спискам, погружение креста сопровождалось таким возглашением священника: «Свет Отец, Свет Сын, Свет Дух Святый. Слава святей и единосущней...», после чего пели тропарь «Твоих даров» (там же, стр. 651) В русских памятниках таких вариантов нам встречать не приходилось. 457 И современный наш Типикон говорит о практике совершать малое водоосвящение первого августа после утрени. Устав малого водоосвящения здесь излагается под первым числом августа после первого часа, но тут же добавлено: «А идеже чин освящения воды совершается на утрени, поем сице: По славословии, и по Трисвятом, и по тропарь: Спаси Господи, поются тропари: Еже радуйся и прочее, поряду освящения воды, яко обычай. По освящении же воды и по стихирах: Источник исцелений: Призри на моления: и Владычице, приими, творим поклонение честному кресту, яко предписася« (См. Современный Типикон, служба под 1 авг., второе «Зри»). В Большом Успенском Соборе и теперь водосвятие в день первого августа совершается не после литургии, как это принято почти повсеместно, а в конце утрени: «Месяца августа в 1 день всенощного не бывает; архиерей перед литургией ходит на иордань. Егда приидет в церковь , по чину облачается… (далее описывается вынос креста) и полагает крест на налои (аналой?) среди церкви, и трижды покадит, и властей, тяже начинают молебен, и идет на иордань..., по погружении, идет паки архиерей в соборную церковь , и, пришед, став среди церкви, поет со властми Кресту Твоему…, таж стихиры, а в то время архиерей целует крест и власти, по целовании же, начинают часы, и литургию служит по чину«. Чин священнослужения и обрядов Больш. Усп. соб., л. 17– об –18.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

   Накануне дня освящения, пред всенощным бдением, у местной иконы Спасителя священник ставит на столе дискос с освященным антиминсом, над которым поставляет звездицу, и все покрывает воздухом. Пред святым антиминсом возжигается лампада, которая должна гореть всю ночь.    В алтаре на особом столе у горнего места полагают кропило и камни для прибивания гвоздей и др. предметы, необходимые для освящения храма.    На середине храма поставляется стол, и на нем помещают священные предметы алтаря: одежды престола и жертвенника, священные сосуды, Евангелие, крест, святое Миро и стручец и др. (см. подробнее в Приложении).    Пред этим столом на двух аналоях кладут три освященные иконы: Спасителя, Божией Матери и храмовую.    Всенощное бдение совершается пред этими иконами на середине храма, а не в алтаре. (Царские врата и завеса закрыты.) Вся служба совершается обновлению и храму.    В самый день освящения храма совершается малое водоосвящение, после которого священники вносят святую воду и стол со свящ. предметами в алтарь через царские врата и ставят по правую сторону престола.    Участвующие в освящении храма священники должны быть одеты в полное священническое облачение, поверх которого надевают защитные запоны.    Внеся стол, закрывают царские врата, после чего приступают к освящению престола и храма.    Подобно архиерейскому освящению храма, чин освящения храма священником заключает в себе:   устройство престола (трапезы);   омовение его и помазание святым Миром;   облачение престола и жертвенника в одежды;   освящение всего храма;   перенесение антиминса и положение его на престол;   заключительная молитва и краткая лития.    Устройство престола. После того как будет внесен в алтарь стол со свят, предметами, царские врата и завеса закрываются. Священники берут верхнюю доску будущего престола, предстоятель кропит ее святой водою с обеих сторон, ничего при этом не произнося. Певцы начинают петь 144-й псалом. Доска устанавливается на столпах так, чтобы совпадали засверленные в ней и в столпах отверстия под гвозди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010