В дни храмовых праздников принято совершать пред литургией малое водоосвящение и окропление св. водой алтаря и всей церкви, причем перед освящением воды бывает перезвон, а при погружении в воду св. креста – звон (см. Рук. д.с.п. 1889, 28; Ц.В. 1896, 32, 1899, 6). – По окончании литургии обыкновенно совершается молебен, после которого произносятся многолетия и бывает трезвон (см. Ук. Св. Син. 1729 г., X, 9, п. 7). – В этом случае практикой принято произносить три многолетия: первое – Царствующему Дому (см. 832 стр., 1 прим.), второе – «Святейшему Правительствующему Синоду и господину нашему» и проч. (т.е., провозглашается титул и имя местного Архиерея) «с Богом хранимою его паствою», третье – «Благоверным, правительствующему Синклиту…» и проч. (см. текст этого многолетия в «Послед. молеб. пен. », гл. 9-я, 3-е многолетие). – Неправильно поступают те священники, которые дозволяют произносить вечную память храмоздателям после многолетия в престольные праздники. В праздники вообще запрещено совершать такое поминовение усопших (подр. об этом см. ниже, о поминовении усопших). Исключение есть – вечная память Императору Александру I в день Рождества Христова, но это допущено для исключительной личности – спасителя отечества (Ц.В. 1892, 44), и установлено в этом и некоторых других случаях (см. 95 и 415 стр.) высшей церковной властью. – В сельских приходах некоторых епархий широко распространён обычай хождения по приходу в храмовые праздники перед литургией, которая вследствие этого начинается позднее, чем следует. Харьковским архипастырем, Высокопр. Арсением, было разъяснено духовенству епархии, что можно допустить в указанное время хождение по домам духовенства, но хождение по приходу до литургии не должно быть допускаемо: иначе прихожане, приняв духовенство, начнут вкушать пищу и поздравлять друг друга с праздником, не побывав ещё за обедней, а иные хотя и пойдут в церковь , но вследствие позднего начала литургии, не дождавшись её, разойдутся по домам (подр. см. Ц.Вед. 1903, 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Евпловской, на Мясницкой, церкви, как упомянуто выше, отправлял богослужение прибывший из Петербурга и случайно застигнутый в Москве вступившим в нее неприятелем протоиерей Кавалергардского полка Гратинский. Относительно того, кто служил в Харитоновской церкви, сведений не имеем. Богослужение в Петропавловской, на Якиманке, церкви было открыто, благодаря французскому генералу, квартировавшему в одном из приходских домов сей церкви, именно в доме г. Рахманова 177 . Разрешая отправлять богослужение в означенной церкви, генерал поставил условием, чтобы благовестили к церковной службе только один раз в день, и притом не ранее 8 часов утра 178 . Другое ограничение, касавшееся богослужения в сей церкви, состояло в том, что запрещено было читать на литургии после сугубой ектении молитву об избавлении от нашествия супостатов 179 . Служил в Петропавловской, на Якиманке, церкви иеромонах Златоустова монастыря Варлаам 180 с местным диаконом и причетниками в одном из приделов, который случайно остался неприкосновенным 181 . Поразительное, потрясающее впечатление произвели на несчастных обитателей Замоскворечья первые удары колокола, призывавшие в 8 часов утра к богослужению в Петропавловскую церковь . Сначала даже не верили – думали 182 , что это неприятельские солдаты потешаются на колокольне, так как они часто производили беспорядочный звон на колокольнях Московских церквей. «Богомольцы», рассказывает очевидец 183 , «входя в храм, благоговейно крестясь, творили молитвы. Смотря на исхудалые и бледные лица, выражавшие совершенное истощение сил, на рубища, на то, что они с трудом передвигали ноги, выходя из своих жилищ, как из нор, из подвалов и погребных ям, их можно было уподобить восставшим из гробов, вызванным трубным гласом в последний день страшного суда ... Молились одни, преклонив колена и простерши руки, другие, упав с рыданиями на помост, а иные – неподвижно устремив взор на распятого Спасителя. Перед литургией, за которой было много причастников, было совершено малое водоосвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

В конце Устава есть 58 глав «О храмах» с указаниями, как совершать службу в храмовые праздники, особенно – при совпадении храмового праздника с другим праздником. Первые 25 глав содержат последования на храмовые праздники, бывающие во время пения Минеи с Октоихом, с 1 сентября ст. ст. до Недели мытаря и фарисея. Если праздник случится в пятницу перед Богоявлением или Рождеством Христовым (на нее в известных случаях, предусмотренных Уставом, переносится совершение Великих часов), то Великие часы не отменяются, а отправляются особо. После них, как обычно, совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустог о. В главах 26–48 говорится о храмовых праздниках, бывающих в дни пения Триоди постной, а в остальных – о праздниках в дни пения Триоди цветной. В храмовых главах указаний на последование храмовых двунадесятых праздников Господних и Богородичных мало, так как в дни эти праздничная служба совершается во всех храмах одинаково. В храмовые праздники Устав предписывает отправлять службу так, как она положена святым, «имже бдение совершается», вне зависимости от того, к каким праздникам – великим, средним или малым – принадлежит день памяти того или иного святого. Предмет храмовых глав составляют именно указания, как отправлять службу храмовому празднику в соединении с другой праздничной службой, приходящейся на тот же день. Некоторые указания о совершении службы храму находятся в главах 48–50 Устава. В дни храмовых праздников перед Божественной литургией принято совершать малое водоосвящение и окропление святой водой алтаря и всей церкви. По окончании литургии совершается молебен с многолетием. Если престольный праздник случится в Великий пост на 1-й или Страстной седмице, то, согласно указаниям Устава, он переносится. Если праздник случится в дни седмичные на средних седмицах Четыредесятницы, в некоторых храмах его правят по Благовещенской главе, то есть служат Божественную литургию святого Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, а в других – по Предтеченской главе, то есть совершают литургию Преждеосвященных Даров, как и указано в главах 34 и 35 Устава «О храмах».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В среду на этой седмице совершается праздник Преполовения, показывающий, что сколько дней прошло от Пасхи, столько же осталось до праздника Пятиде­сятницы. Св. Церковь празднует день Преполовения, как из уважения к этим двум великим праздникам, так и в воспоминание того, что сам Иисус Христос, в преполовение праздника иудейского, вниде в церковь и учаше ( Иоан. 7:14 ). Так как в эту неделю воспоминается чудо, сотворенное Иисусом Христом при купели овчей, в которую некогда сходил Ангел Господень и возмущал воду; то, в соответствие этому, Церковь установила в день Преполовения совершать крестный ход на открытую воду, где и бывает малое водоосвящение. Освященная вода должна также напоминать нам о благодати Святого Духа, которую Иисус Христос сравнил с рекой воды живой и которую обещал дать верующим в Него ( Иоан. 7:37–39 ). В Неделю Самаряныни читается Евангелие о том, как Иисус Христос в беседе своей с Самарянкой объявил ей, что Он есть обе­тованный Мессия, что Он даст просящим у Него воду, текущую в живот вечный, то есть, благодать Св. Духа. Многие из Самарян уверо­вали в Иисуса Христа и говорили: Сей есть воистину Спас миру Христос ( Иоан. 2:42 ). В Неделю о Слепом воспоминается исцеление Иисусом Христом одного слепорожденного. После того, как ослепленные злобой и завистью Иудеи изгнали с бесчестием из своего собрания этого исцеленного, Иисус Христос встретил его и спросил: ты веруеши ли в Сына Божия? Верую, Господи, сказал исцелевший и поклонился Ему ( Иоан. 9:35–38 ). В среду на этой седмице празднуется Отдание Пасхи. В последний раз оглашаются храмы радостной песней: Христос воскресе из мертвых. Как бы в утешение верующих, Богослужение этого дня особенно обильно пасхальными песнями и во многом напоминает собой первые дни Пасхи. На другой день после отдания, празднуется двунадесятый праздник Вознесения Господня. Праздники в честь Господа Иисуса Христа заключаются Неделей Святых Отец первого вселенского Собора, бывшего в Никее в 325 году. На этом Соборе утверждены и в точных словах изложены догматы о Иисусе Христе, втором Лице Пресвятой Троицы, о Его равен­стве и единосущии с Богом Отцом, также о Его воплощении от Девы Марии, страданиях, смерти, погребении, воскресении, вознесении и втором будущем пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

В четвертую по Пасхе неделю о разслабленном Церковь в Евангелии на Литургии прославляет божественную власть Господа над недугами человеческими, явленную во дни Пятьдесятницы – в чудесном исцелении Им разслабленного, страдавшего в болезни 38 лет ( Ин. 5:1–14 ). § 89. В середу на четвертой неделе, в 25-й день по Пасхе, Церковь празднует преполовение Пятьдесятницы, соединяющее два великия христианския торжества, – Пасхи и сошествия Св. Духа. Воспоминая в неделю о разслабленном освящение воды от Ангела в купели силоамской, Церковь в день Преполовения совершает малое водоосвящение. В пятую по Пасхе неделю о самарянине Церковь произносит на Литургии беседу И. Христа с женою самарянкою ( Ин. 4 ), бывшую во дни Пятидесятницы и пророчески возвещающую о всемирном распространении Евангелия по воскресении Господа Иисуса и о ниспослании в мир св. Духа. В шестую по Пасхе неделю о слепом Церковь в литургийном Евангелии благовествует о божественной власти И. Христа в чудесном исцелении Им слепорожденного во дни Пятьдесятницы в Иерусалиме ( Ин. 9 ). § 90. В четверток шестой недели по Пасхе празднуется день вознесения Христа на небо. Состояние божественной славы Иисуса Христа, можно сказать, открылось во всей полноте и величии, в 40-й день по воскресении Его, вознесением Его с плотию человеческою на небо. Писание говорит о Господе: восшедий превыш всех небес ( Еф. 4:10 ); Иже седе одесную престола величествия на небесех ( Евр. 8:1 ). Апостолы с горы вознесения возвратились в Иерусалим с радостию великою ( Лк. 24:52 ). § 91. В седьмую по Пасхе неделю св. отец, сообразно состоянию божественного прославления воскресшего Христа, Церковь на Литургии произносит первосвященническую молитву Сына Божия ( Ин. 17:1–17 ) о прославлении Его вечною славою чрез распространение и утверждение истинного благочестия в мире. Согласно с благовестием св. Евангелия, в седьмую по Пасхе неделю Церковь воспоминает и прославляет 318 святых и богоносных отцев первого Вселенского Собора, бывшего в Нивее при императоре Константине Великом , в 325 году по Р. X. во славу Св. Троицы и особенно – Сына Божия, о Котором учение Собор изложил в шести членах символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Во второй паримии ( Исх.55:1–13 ) под именем воды, на которую Господь призывает жаждущих, разумеется благодать, которую пролиет Дух Божий, сошедши в день Пятидесятницы,– как воду премудрости и жизни. Третия паримия из притчей Соломоновых (9:1–11) живо изображает Спасителя, всю Его благость и все величие, когда Он громко возгласил: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Этот зов была та самая вечная премудрость, которая готовила великое торжество человечеству, призывала на чашу духовной радости, к уразумению Божественного закона от Сиона. Чтением Апостола на литургии в день Преполовения Церковь проповедует Божественную мудрость, силу и славу Воскресшего в благодатной силе и мудрости св. Ап. Павла и Варнавы, которых за чудесное ими исцеление хромого и мудрую проповедь Ликаонские язычники назвали богами – Варнаву Дием, а Павла – Ермием, понеже той бяше начальник слова ( Деян.14:6–18 ). А чтением Евангелия Церковь благовествует о прибытии Иисуса Христа в Преполовение праздника Кущей в Иерусалим и о Божественном учении Спасителя во храме Иерусалимском ( Ин.7:14–8:20 ). Воспоминая в неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения по литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, «яко всем возопил Он, жаждай да грядет ко Мне и да пиет». Итак ветхий обряд возлияния воды на жертвенник Церковь заменила своим крестным хождением на реки и кладези и водоосвящением. Праздник Преполовения, подобно ветхозаветному празднику Кущей, в пределах предпразднства и попразднства, продолжается 8 дней, – со вторника 4 недели до вторника 5 недели по Пасхе. Пятая по Пасхе неделя о Самаряныне В пятую неделю по Пасхе Церковь предлагает беседу Иисуса Христа с женою Самарянкою, бывшую в первый год Его Евангельской проповеди, во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею ( Ин.4 ) 554 . Эта беседа, принадлежа дням Пятидесятницы, служит сверх того ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего. В неделю о Расслабленном Иисус Христос чудодействует в купели Силоамской, а в настоящую при кладезе патриарха Иакова, находившемся в Самарийском городе Сихаре, близ веси, юже даде некогда Иаков Иосифу, сыну своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Возложив на всех их шейные крестики и прочитав над ними разрешительную молитву, я начал литургию, за которою они приобщались Святых Таин Тела и Крови Христовых. Когда они грустным своим напевом пели «Верую», я едва мог удержаться от слёз. Вечером того же дня православные поповецкие крестьяне отправились с крестным ходом обратно к себе; и для исполнения пастырских обязанностей я назначил к ним о. Михаила Борецкого. Последний отслужил у них в приходском Свято-Троицком храме, по возвращении с крестным ходом, водосвятный молебен и, по окроплении святою водою храма на четыре стороны, возложил св. антиминс на бывший престол; а утром 29-го совершил раннюю литургию и присоединил других прихожан, не бывших накануне в Почаеве. По просьбе поповецких православных прихожан я отслужил у них в воскресенье, 31-го, литургию с молебном и крестным ходом вокруг храма по Почаевскому чину; а накануне – всенощную. Приписное село к Поповцам, название коего я точно не помню, тоже соделалось православным и теперь в обоих сёлах совершается православная божественная служба. Одновременно с поповецкими крестьянами заявили мне о своём желании быть православными и жители села Борятина того же Бродского уезда, расположенного верстах в 30 от Почаева, близ города Броды. Они прислали ко мне в Почаев своих уполномоченных с бумагою от Львовского губернатора г. Мельникова, просившего меня о назначении священников в те приходы, которые желают быть православными. Эти уполномоченные просто, сердечно высказали мне, что в душе своей, в мыслях, в расположении были всегда православными. «Наши батюшки, -говорили они мне, – вызнавали папу; а мы папы никогда не вызнавали». Так как борятинские крестьяне не могли за дальностью пути прийти в Лавру, то я послал к ним сейчас же из Лавры о. иеромонаха Тихона с святым антиминсом. Он совершил в борятинском храме св. великомуч. Георгия малое водоосвящение и возложил антиминс на престол. Затем, в течение трёх дней: 31 августа, 1 и 2 сентября, о. Тихон служил там литургии и присоединил прихожан, исповедовал их и приобщал. В понедельник, 1 сентября, в первом часу дня, по дороге в Броды и Львов, я посетил в Борятине своих новых пасомых. Они встретили меня в церкви с пением. Церковь у них заново расписали два года тому назад по оригиналам Владимирского собора в Киеве, и за эту свою русскую роспись два года она стояла без освящения по запрещению митрополита Шептицкого; а ксёндз, который был раньше в Борятине и сбежал отсюда пред вступлением русских войск, воспитывался в католической семинарии в Риме и тоже был ярым папистом и противником русских начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый! По верованию Церкви агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и вода, освященная в самый день Богоявления,- различны, но на самом деле и в сочельник и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия. Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Как освящают воду на молебне, заказанном верующими? Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах. Молебное пение, или молебен, — это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. Молебны совершаются в храме или частных домах. В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды. Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:«кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14).

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-znat-o-svy...

Если малое водоосвящение совершается в доме, то водоосвящению, обыкновенно, предшествует молебное пение. Молебные пения Хотя большая часть богослужений суть молебные пения к Господу, к Его пречистой Матери и к ходатаям у Него и заступникам о нас святым, но, преимущественно и исключительно, называется подобным пением (молебном) то особое богослужение, при котором просят Господа и Его угодников о ниспослании милости, или благодарят Бога за получение благ. Молебные пения, по составу, подобны утрени и совершаются в храме и в частных домах 1350 . Молебные пения совершаются в храме и бывают после литургии и пред ней, равно после утрени и вечерни. Одни из них принадлежат к общественному богослужению, как-то, молебные пения, отправляемыя: а) в царские дни, – так называются дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских высочеств, также день восшествия на престол благочестивейшого государя императора и день коронования и священнейшого миропомазания их императорских величеств (см. выше); б) в дни праздников храмовых и другие, также г) особого рода молебные пения во время общественных бедствий (нашествия иноплеменников, губительства, поветрия и смертоносные немощи, бездождия, безведрия, глада и т. и.) Другие молебные пения принадлежат к частному богослужению, совершаются по требованиям и нуждам некоторых христиан. К ним можно отнести молитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов: воинских знамений. корабля и т. π. Молебствие в царские викториальные дни совершаются со звоном 1351 . Обыкновенно, и в дни храмовых праздников, в которые служба отправляется, как в царские дни 1352 , молебствия совершаются также со звоном. Молебствия не долиты быть совершаемы во время литургии (Указ 1723 г., сент. 23), также ин во время других Богослужений и по два вдруг (Реглам. Духовн. о делах общих, ч. И, § 9). Молебные пения один совершаются с пением канона, другия – без него 1353 , третьи – без чтения Евангелия 1354 . Те и другие, и третьи печатаются в книге именуемой: «Последование молебных пений» и особыми книжками. Последования молебных пений есть и в Большом Требнике 1355 . Канон молебный ко Пресвятой Богородице с изложением чина молебного пения содержится в Октоихе, в конце книги после 4-го гласа, и в конце 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– Если малое освящение совершается в доме, то водоосвящению, обыкновенно, предшествует молебное пение (Там же). Молебные пения Время и место Одни из молебнов служатся во всякое время в домах прихожан, по их желанию, или в церкви, – таковы молебны, состоящие из канона, хотя и из сих молебнов некоторые приурочены ко времени или к случаю; другие же молебны, без канона, преимущественно приурочиваются к известному времени или случаю, – таковы, например, во время брани против супостатов, от засухи, от безведрия и т.п., которые служатся только в известное время, соответственно их назначению и содержанию 104 . Молебны без канона Обрядовый порядок Все молебны без канона служатся по одному порядку; именно: после обычного начала – «Благословен Бог наш...» поется «Царю Небесный...» и читается вслед затем Трисвятое и прочие начинательные молитвы, а также «Господи, помилуй» 12 раз, «Приидите, поклонимся...» и псалом, особо положенный на каждый из сих молебнов, после псалма великая ектения – тоже особая, положенная наряду в каждом чине молебна. «Бог Господь и явися нам...» на глас, указанный в чине, и тропари на «Бог Господь...»; потом Апостол и Евангелие. После Евангелия сугубая ектения и одна или несколько молитв с коленопреклонением и затем отпуст 105 . Другие из молебнов на особые случаи соединяются с каноном (как например, об избавлении от духов нечистых, во время труса и проч.); такие молебны служатся в следующем порядке: начало, как и в прочих на особые случаи молебнах; после псалма, великая ектения, если она есть наряду, и канон, тоже указанный в чине; потом молитва (или молитвы) и за ними уже (если есть наряду) Апостол и Евангелие, и отпуст. Молебны с каноном Подготовительные действия Когда молебен служится в доме, то на столе полагается крест и Евангелие, а также и икона, если была она взята из церкви для этого случая. Стол должен быть поставляем так, чтобы икона, крест и Евангелие были видимы для всех; на нем, кроме еще чаши с водою и кропила – других вещей, как то: богослужебных книг, ладана, свечей, скуфьи и пр. – не должно быть полагаемо, эти вещи должны лежать на особом столе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010