Глава 9 Мк.9:1 . И сказал им: истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Здесь Господь заканчивает Свою предшествующую речь, – говорит, что многие из стоявших около Него и слушавших Его сию речь не умрут, но доживут до времени воскресения Его и сошествия Св. Духа, когда царство, т. е. Церковь Его, теперь еще малая и презираемая иудейскими начальниками, с этого времени увеличится, распространится по всей вселенной и войдет в великую славу. Некоторые из св. отцов относят это видение к последовавшему вскоре за тем Преображению Господню ( Мк.9:2 и далее). Для вас, как бы так говорит Господь, трудно представить, что Я, Которого вы теперь видите в таком странном виде, приду некогда в небесном величии, но чтобы вы знали, что это несомненно будет, Я дам некоторым из вас увидеть это величие теперь же, пока Я с вами: аминь, глаголю (истинно говорю) вам... увидеть образ Моего будущего пришествия и славы праведных. И действительно трое из апостолов видели славу Господню в Его преображении; все, кроме предателя, стали свидетелями Его воскресения; Иоанн пережил исполнение грозных пророчеств Его об Иерусалиме и видел прекращение ветхозаветных жертв и разрушение храма. А во всех этих событиях полагалось основание духовному царству Христову на развалинах обрядового закона Моисеева (Тр. л.). „Когда же Господь воссел одесную Бога Отца, когда посредством Св. Духа действительно начал устроять из верующих одно богоучрежденное общество Своих последователей – церковь Свою, царство сие во все страны распространилось с необыкновенной скоростью; тогда не обинуясь могли Апостолы сказать Господу на Его предсказание, «что воистину, еще не вкусив смерти, видели они царствие Божие, пришедшее в силе»“ (Фил. м. м.). Зач. 38. Преображение Господне. Читается в день Преображения на утрени. О Преображении Господнем евангелист Марк повествует почти одинаково с еванг. Матфеем ( Мф.17:1–9 ), только несколько короче и с некоторыми особенностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава II. Проповедь на Западе в век мужей апостольских, до Киприана (70–250 г.) § 36. Общий характер первоначальной проповеди на Западе Местом первоначального распространения христианства был более Восток, чем Запад: Палестина, Сирия, Малая Азия, Греция, Египет, Парфия, Аравия, были местами проповеди апостолов. Но наряду с ними и церковь Римская была церковью апостольскою, матерью церквей. 80 Отсюда учениками апостолов Христианство распространилось на Западе – в Мессалии, Арелате, Бонне, Лугдунуме и других местах. Многие восточные церкви существовали уже по столетию, в то время, как сделавшиеся позже знаменитыми западные церкви были лишь основываемы; тем не менее церковь Западная, в полном её составе, была частью единой вселенской церкви, имевшей для всего своего состава одни и те же учреждения и один и тот же строй жизни духовной, чему много способствовало и то обстоятельство, что многие из представителей западных церквей (как Ириней Лионский ) были родом с Востока и поддерживали единство не только учения, но и церковного обычая между двумя половинами церкви, согласно личному своему образованию и настроению. Не только во II веке, но и в следующем, церкви римские, галльские и африканские находились в постоянном близком общении с церквами восточными – греческими, сохраняя единство не только верования, но и церковного устройства и всего религиозного быта. При таких отношениях христианского Запада к Востоку, естественно, что и проповедь церковная на Западе в своем устройстве, характере и развитии следовала по тому же пути, какой был указан примером и обычаями Востока. Нельзя этого сказать со всею решительностью лишь относительно глоссолалии и профитии. Глоссолалии на Западе по всей вероятности вовсе не было. Так следует думать, во-первых, потому, что западное человечество вообще беднее фантазией и трезвее мыслью и менее способно к этому чрезвычайному дарованию, во-вторых потому, что никаких следов её и никаких исторических указаний на существование её на Западе не сохранилось, а всего более потому, что христианство стало распространяться на Западе в то время, когда эти чрезвычайные благодатные дарования упразднились уже на самом Востоке, откуда Запад заимствовали строй церковной жизни, – когда там уже вошло в состав Богослужения чтение священного писания, сопровождаемое толкованием, и дидаскалия, в её общей форме, господствовала безраздельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Дирижера Валерия Халилова хоронили под плач «Адажио», которое он сочинил Архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий служит заупокойную литию, а потом просит всех молиться за «воина Валерия»: «Ответить любовью за его любовь к нам, за его любовь к Отечеству». Во Владимирской области простились с дирижером Валерием Халиловым. Валерия Халилова должны были хоронить в воскресенье, но поднялась метель, ветер заносил дороги снегом, и весь день, и всю ночь злилась вьюга. А наутро, в понедельник, метель успокоилась и любимую владимирскую землю дирижера покрыл мягкий туман, как будто зима приготовила ему колыбель – всюду белый снег, ни ветерка, ни мороза. Молоденькие курсанты переминаются с ноги на ногу, юные музыканты из военного оркестра греют губами мундштуки и продувают трубы – «А если бы мороз под 30, как неделю назад?» Гроб с телом Валерия Халилова после отпевания в Москве перевезли в Скорбященский женский монастырь в деревне Хмелево Киржачского района. А хоронить художественного руководителя ансамбля имени Александрова было решено на Михайло-Архангельском погосте близ деревни Халино. Эти места – его «малая родина», именно здесь Валерий Халилов провел детство и всем сердцем любил их. Здесь же он завещал и похоронить себя. «Меня крестили в четыре года, – рассказывал Валерий Халилов в одном из интервью. – Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным. Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры – я и вовсе не понимаю!»

http://pravmir.ru/pod-muzyiku-ego-orkest...

Круглый стол “Семья в современной церкви” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 17 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 26 апреля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Доме Наместника Московского ставропигиального Свято-Данилова монастыря прошёл Круглый стол на тему “Семья в современной Церкви”, посвящённый проблемам богословского осмысления в ХХ веке учения о браке и его практической реализации в семейной и приходской жизни. Организатором форума выступил Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи при Свято-Да­ниловом монастыре. В работе Круглого стола приняли участие руководитель Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи при Свято-Даниловом монастыре игумен Иоасаф (Полуянов), председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными организациями протоиерей Димитрий Смирнов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский. Ведущий Круглого стола — директор Школы молодёжного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодёжи игумен Пётр (Ме­ще­ринов). В данной публикации текст обсуждения печатается с некоторыми сокращениями и в порядке, соответствующем реальному протеканию беседы. Игумен Пётр (Мещеринов) 1. Святоотеческое богословие и семейная жизнь Православная Церковь содержит высокое учение о Таинстве брака: “семья — малая церковь”, утверждаем мы. Но святоотеческое богословие об этом почти не говорит. Причины этого ясны. Семья веками была традиционной ценностью, данностью, тем, что само собою разумеется; у отцов Церкви не было особой нужды заострять внимание на этой теме 1 . Лишь когда устои семьи начали колебаться и сам этот институт стал релятивизироваться и разрушаться — на это есть множество социальных и культурных причин, — Церковь стала активно реагировать на это и осмыслять своё учение о браке. Не является ли это осмысление чем-то новым для традиционного святоотеческого “практического” богословия? Это богословие уже около 1700 лет содержит идеал аскетический, монашеский. Вот некоторые высказывания святых Отцов. Святитель Григорий Богослов: “Или, обладая всецело Христом, человек нерадит о жене, или, дав в себе место любви к праху, забывает о Христе”. Святитель Иоанн Златоуст: “Брак есть смертная и рабская одежда”. Ученик Иоанна Златоуста Исидор Пелусиот: “В браке человек нисколько не отличается от зверей”. Я думаю, нет нужды приводить массу цитат этого рода из Отцов вплоть до нашего времени — всем нам они хорошо известны.

http://pravmir.ru/kruglyiy-stol-semya-v-...

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий: О вере, Родине, информационной войне и геополитике Мы, украинцы, принадлежим к семье славянских народов и служим на древнем славянском языке, который оставили нам великие наши учители святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. 28 ноября, 2014 Мы, украинцы, принадлежим к семье славянских народов и служим на древнем славянском языке, который оставили нам великие наши учители святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. В первый день Рождественского поста Предстоятель нашей Церкви дает ответы на вопросы, которые волнуют и церковных и светских читателей. О большой Родине и Вечной жизни — Ваше Блаженство, начался Рождественский пост, это время всегда было особенным для православных. К Рождеству, так или иначе, готовятся почти все украинцы, особенно это заметно на Западе Украины, где соблюдают и чтут многовековые традиции наших предков. Насколько важна в жизни человека память о месте рождения? — Каждый человек до конца своих дней помнит и своих родителей, которые дали ему эту земную жизнь, и место, где он родился и впервые увидел красоту Божьего мироздания. Это — малая родина, для меня такой малой родиной является Буковина, край, куда мне всегда приятно приехать и вспомнить детские годы и первые взрослые шаги в самостоятельную жизнь. Большой земной родиной для всех нас является Украина — страна, которая сегодня переживает очень ответственное и трагическое время. Каждый верующий человек, бессомненно, не может в такие дня не просить Бога, чтобы Он умилосердился и ниспослал для нашей Родины, для Украины, мир и согласие во всех сферах и для всех ее граждан. Но мы с вами в первую очередь христиане, и все наши помыслы направлены не на обустройство земной жизни, а на то, чтобы стяжать милость Бога и не лишиться жизни вечной. УПЦ с народом — факты — Что делать с тем, что сегодня Украинскую Православную Церковь пытаются искусственно отдалить от народа? Как это вообще возможно? — Посмотрим на православные монастыри Украины, ведь известно, что именно монашество есть солью веры всего народа. Так вот, Украинская Православная Церковь на территории всей страны сегодня имеет 240 монастырей, в которых подвизаются 4873 монаха, в то время, как общее число всех других монастырей, претендующих на принадлежность к православию — 70 с 191 монахом. Факты, как говорится, вещь упрямая. Информационные войны против Церкви

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskiy-i-...

Неделя Рождественских чтений ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск НЕДЕЛЯ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 27 января - 3 февраля. - Рождественские чтения. - Дети, Церковь и журналисты. - Министр не признал учебник. - Семья - малая Церковь. - Белоруссия: сотрудничество с Церковью. - Нетрадиционное оправдание для раскольников. - Три ветви русского народа. - Угроза безопасности по-американски. - Душевнобольные террористы. " Ваххабизм " как политический инструмент. 26 января 2003 года в Государственном Кремлевском дворце Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл XI Международные Рождественские образовательные чтения и возглавил первое пленарное заседание. Об этом сообщает сайт " Седмица.Ru " . " В XI Рождественских чтениях принимают участие архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, государственные деятели, ученые, деятели культуры и образования... XI Международные Рождественские образовательные чтения, организованные Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, посвящены задачам, стоящим перед образованием и культурой России, и осмыслению их в свете Православия " . В числе обсуждаемых проблем были вопросы " о значении Православия для возрождения и преображения жизни Российского общества, о православном осмыслении важнейших проблем современности, о воссоздании русской культуры образования, о воспитании подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству " . Там же опубликован и полный текст " Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии XI Международных Рождественских образовательных чтений " . Говоря о возрождении духовной культуры, Патриарх Алексий отмечает, что далеко не все осознают то, какое значение это имеет для будущего страны: " Не стоит сердиться на тех, кто пока этого в должной мере не понял или не может избавиться от навязчивой боязни попасть под власть некоей новой идеологии. Кроме того, сегодня мы являемся свидетелями активной пропаганды, направленной против культурных ценностей нашего Отечества " . " Судьба России, ее будущее - в руках педагогов, воспитателей и учителей... Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor29.htm

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Суббота 1-й седмицы Великого Поста. Слово перед исповедью 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , Суббота 1-й седмицы Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вступая в Великий Пост, который Господь дал нам как время нашего спасения, мы молимся в течение всей этой недели. Господь идет этим Постом впереди нас. Он присутствует среди нас и говорит, что не хочет смерти грешного. Он создал нас для жизни и прощает семьдесят крат седмерицею все наши грехи, чтобы мы покаялись и узнали, что у нас есть избавление от вечной смерти. Он прощает нас, чтобы душа наша коснулась этого избавления, и мы узнали, что есть та жизнь, для которой создан человек. И чтобы никто не испугался своих грехов, ни один человек, но всякий узнал, как драгоценно покаяние. Сам Господь и Божия Матерь, и все святые сегодня ходатайствуют за нас. Не случайно первая седмица Великого Поста заканчивается памятью святого великомученика Феодора Тирона, канон которому мы сейчас слышали. Это напоминание нам о том, что Церковь небесная видит все, происходящее с нами во время поста, и знает все наши искушения и все преткновения. Она знает все замыслы лукавого и спешит к нам на помощь, если мы действительно ищем Господа. Все попытки диавола, присутствие которого во время поста может быть очень ощутимым, так как мы объявляем войну ему самому, послужат только к нашей славе, потому что Господь уже победил его и посрамил. Сатана хочет осквернить наш пост так, как он осквернил пост древних христиан, с тем, чтобы мы не соблюдали его, как полагается по церковному Уставу. Внешний пост необходим. То, что заповедала Церковь, каждый из нас должен исполнять в меру своих сил, соблюдая то, что хорошо для нас, в «средней царской мере», как говорят святые отцы. Кто не постится во Святую Четыредесятницу без уважительной причины (не по серьезной болезни), — «да никакоже причастится». Это значит, что человек не хочет понять, что «Господь сорок дней постился ради меня»… Ради тебя Он постился, для того чтобы показать весь путь нашей жизни. Чтобы показать, что мы не можем вступить на крестный путь, не подчинив наше тело духу. И пока тело наше не покоряется нашему духу, дух наш не покоряется Христу. В этом соблюдении телесного и внешнего — наша малая жертва Господу, но она имеет смысл только тогда, когда мы сознаем весь наш путь и понимаем все, что совершается с нами.

http://moral.ru/суббота-1-й-седмицы-вели...

П.Г. Проценко Биография  епископа   Варнавы (Беляева) Содержание Предисловие Глава 1. От детства к юности. Родина Родители епископа и его рождение Сельская школа Предзнаменование Под сенью родительского дома Крестный Гимназия Неожиданный выбор будущего пути Встреча со старцем Глава 2. Годы «внешней» учебы и внутреннего искуса Студент Обретение старца. О. Алексей Зосимовский Студенческое братство «Схолия» Паломничество в Святую Землю накануне историческаго обвала Защита диссертации и окончание «внешней» учебы Педагогическая деятельность под гул приближающейся катастрофы Глава 3. Революция. 1917–1920 Поиск спасения «Миротворец». Начало катастрофы в Церкви Благодатные встречи и знамения Глава 4. На епископской кафедре. 1920–1922 Хиротония и первые опыты пастырского врачевания душ Собирание паствы Первые нестроения. Столкновение с главой епархии «Отпуск» Погружение в пастырскую работу. «Окормления» Буря гонений, обрушившаяся на Церковь Глава 5 Уход. Июль-декабрь 1922–1933 Принятие юродства Затвор, или оазис в пустыне Дом как последнее убежище Жизнь в затворе и творчество Основы искусства... жизни Дом и община На краю мира Пустыня каменная – Москва Глава 6. Арест. Лагерь. Сибирь. 1933–1948 Суд кесаря Передача Концлагерь (или откуда начинается рай?) «Трифон едет!» Непрозрачный обитатель г. Томска Глава 7  В русском Иерусалиме. 1948–1963 Дом обетованный Старчество владыки Старческая педагогика Постоянное молитвенное усилие Отношение к мирским делам и заботам Отношение к казенной работе Внутреннее и внешнее в духовной практике Россия «Дяди Коли» Малая Церковь Тупики одиночества Глава 8 Последний этап. 1963 Последний этап     Биографическое исследование посвящено необычной судьбе епископа, юродивого, автора аскетических и агиографических произведений, деятеля церковного Сопротивления в Советской России Варнавы (Беляева) 1887–1963). По излюбленной дороге русских странников – ведущей в Небесный Иерусалим – однажды отправился и гимназист Николай Беляев , будущий епископ Варнава (1887–1963). Странствие его длилось более полувека. Епископ Варнава принадлежал к тому поколению молодых церковных деятелей России, которое вступило в пору своего расцвета накануне революции и было почти полностью уничтожено. Епископу одному из немногих – выпало уцелеть и физически, и духовно. Описанию его жизненного пути – Христа ради юродивого и подпольного писателя, аскета и старца, летописца и «светописца» эпохи – посвящена эта книга. На ее страницах появляются Патриарх Тихон, старцы Зосимовской пустыни, священник П. Флоренский и философ А. Лосев , писатель Б. Садовской и другие известные люди, с которыми пересеклась судьба епископа. Книга обращена к широким читательским кругам, заинтересованным в узнавании правды о истории своей родины и о судьбах Русской Православной Церкви в период гонений на веру. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Предисловие Задача этого труда несложная и понятна будет всякой душе истинно христианской; эта задача – внушить учащимся детям любовь к Церкви, научить любить ее сознательно за то, что она все превозмогла и сберегла в себе тот святой огонь, который Спаситель пришел Сам низвести на землю! Горит огонь этот и поныне, и, если Бог даст, даже эта малая книжка сможет зажечь его в юных сердцах, когда по прочтении ее станет им понятно чувство умиления и благодарности за то, что соблюдена нам наша Церковь во всей красоте своей! Грустно и обидно, если при мысли об «Истории Церкви» возникает представление о заучивании известных фактов, расположенных в известном порядке, как то: последовательное перечисление семи Вселенских соборов с обозначением цели каждого и т.п. История Церкви должна запечатлеться не в одной памяти, но в сердце каждого, как таинственная история страдания ради великой бесконечной любви. Должно помнить, что все те, которые в борьбе и страдании претерпели до конца, терпели не только ради имени Божия, но нераздельно и ради Церкви Его: как во времена языческие самые страшные гонения не могли искоренить открытого исповедания Господа, так и во времена иконоборства никакие страшные гонения не могли заставить отречься от святых икон, когда их освятила Церковь , не могли заставить умолкнуть те чудные песнопения, которые именно во время преследований слагались с такой любовью в честь этих икон. При должном отношении к истории Церкви скажется во всей полноте великое значение самой Церкви и станет понятно, что ничто не может сокрушить ее и что она теперь та же, что была в те далекие времена – источник нашей лучшей радости и единственное наше земное сокровище. Наше сказание начинается с описания Рима в ту пору, когда в последний раз прибыл в Рим святой апостол Павел, и оканчивается в ту пору, когда впервые упомянуто в истории о нашей вновь просвещенной стране, и история Русской Православной Церкви сразу становится тождественной и уже нераздельной с историей русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 4  голоса:  5.0 из  5) В традиционной системе ценностей православного человека семья всегда занимала видное место; православный взгляд на семью как на малую церковь подразумевает не только богоустановленность брачных отношений, но и их спасительность. Но необходимо добавить, что для этого малая семейная ладья в бурном море житейском должна следовать тем же курсом, что и великий корабль Церкви Христовой. Этот образ встречается в святоотеческих творениях: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань», — говорит святитель Иоанн Златоуст Главная ценность семейной жизни — это, конечно, дети. Дети, которых Сам Господь дает ( Ис. 8:18 ). Но, говорит святитель Иоанн Златоуст , не одно лишь рождение чада делает мужчину отцом: он должен позаботиться и о том, чтобы дать своему чаду хорошее образование; равным образом и матерью делает женщину не только ношение чада во чреве, но и его доброе воспитание. Без этого невозможно и личное спасение родителей: «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание». И грозное предупреждение: «Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души». Церковь более двух тысячелетий говорит об огромной ответственности родителей за воспитание своих чад. Опыт Церкви, утверждающий, что неполная семья пагубно влияет на духовное и душевное развитие детей, искажает личность, подтверждается многочисленными и многолетними исследованиями психологов, рассматривающих проблемы неполной семьи на психологическом уровне. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет и развивается в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Это объясняется тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

http://azbyka.ru/deti/bezotcovshhina-i-e...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010