Библиография трудов митрополита Никодима Первые печатные работы митрополита Никодима по списку трудов) относятся ко времени пребывания его в Русской духовной миссии в Иерусалиме с 1956 по 1959 гг. На основе рукописных материалов архива Миссии написано его кандидатское сочинение (4). Несмотря на напряжённую работу, за время пребывания в Святой Земле он хорошо овладел древними языками. Краткие периоды отдыха неутомимый отец архимандрит использовал для посещения мест христианского паломничества. По возвращении на Родину он поделился своими воспоминаниями об этом периоде своей жизни (12). Совершенное знание древних монашеских традиций Православного Востока помогло владыке Никодиму в его паломничестве на Афон, где он был первым представителем Русской православной Церкви после долгих лет отсутствия живого непосредственного контакта со святогорской братией. Впоследствии он не раз бывал на Афоне, возглавляя паломнические группы Московского патриархата, делился своими впечатлениями об этих поездках (28), и если в настоящее время на Афоне могут подвизаться насельники, прибывшие туда из различных наших монастырей, то в этом немалая заслуга владыки. С 1961 г. число печатных работ владыки Никодима увеличивается. Это связано с тем, что он становится председателем Отдела внешних церковных сношений и активно включается в межправославную межхристианскую и миротворческую деятельность. Новые послушания на церковно-общественном поприще оставляли мало времени для занятия богословием, требовали составления докладов, речей, выступлений. Но и эти труды, регулярно появлявшиеся в церковной печати вплоть до самой кончины владыки, всегда были насыщены глубоким богословским содержанием. Первые проповеди владыки Никодима, произнесённые им за богослужениями, появились на страницах «Журнала Московской Патриархии» в 1962 г. (16, 17), и за 15 лет, прошедших с того времени, их было опубликовано около трёх десятков. Следует отметить, что это лишь очень малая часть того гомилетического наследия, которое оставил владыка. С уверенностью можно сказать, что не было ни одного совершённого им богослужения, за которым он не обратился бы к пастве со словом назидания. Но лишь в самое последнее время, предшествовавшее тому скорбному дню, когда навсегда умолкли его уста, стала осуществляться запись его проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

ЖМП 4 апрель 2012 /  11 апреля 2012 г. 23:12 Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» 9 за 1916 год). Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову 1 , а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову 2 . Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX — начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах. Малая вечерня На «Господи воззвах» — четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире — изнурила) есть… Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Такой принцип построения строф доведен до совершенства в каноне блаженной Ксении Петербургской: тропари в пределах каждой песни имеют общее начало и общую концовку.

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

На обсуждение соборной встречи вынесен самый важный и острый вопрос – о возрождении семьи. Он является таковым по простой причине: если не решим этот вопрос, то остальные будет решать некому. Причем судьба русской семьи неразрывно связана с судьбой русской нации и судьбой самой России. Русские семьи составляют русскую нацию, а русская нация является государствообразующей, как хребет скрепляющей огромную многонациональную и поликонфессиональную Россию. Поэтому происходящее вымирание русской нации грозит кровавыми конфликтами типа происшедших в Кондопоге и Косово, грозит страшным распадом России. Что же происходит и как предотвратить надвигающуюся беду? В 2007 г. приняты первые ощутимые материальные меры по стимулированию рождаемости. Есть понимание необходимости дальнейшего увеличения материального стимулирования. При этом стимулируется не рождаемость прежде всего в русских семьях, а во всех семьях. В этом смысле показателен плакат, развешенный на всех станциях московского метро. На нем фотография интересной женщины с тремя детьми и надпись «Стране нужны ваши рекорды». Причем эта женщина не русская. И пусть она получит так называемый материнский капитал, пусть четвертого родит. Только как быть с русскими семьями, в большинстве которых только один ребенок? А один ребенок – это сокращение русских в два раза в течение одного поколения… Стимулирование рождаемости не носит адресного характера, потому что в России русские стесняются признавать себя русскими. Пока прозябаем по Сталину, который о русских и русском вспомнил только тогда, когда потребовалось спасать себя и страну. Надо обратить внимание и на размер материального стимулирования рождаемости. До 2007 г. он был смехотворен, теперь на материнский капитал можно купить два метра жилплощади в Москве. В масштабах страны выделены деньги, с одной стороны, немалые, но с другой – такие, которые уходят, не решив ни одной сегодняшней проблемы. При этом мы направляем многие миллиарды долларов на помощь нациям других государств.

http://pravoslavie.ru/37650.html

ЦВ 4 (401) февраль 2009 / 27 февраля 2009 г. http://e-vestnik.ru/society/feodorovskij_gorodok/ Кристина Борисова Очередной общероссийский православный молодежный форум «Феодоровский городок» прошел в Подмосковье с 9 по 14 февраля. За шесть лет своей ежегодной работы «Феодоровский городок» стал традиционным центром общения православной молодежи со всей страны, местом рождения многих молодежных проектов, уникальной образовательной площадкой для церковных активистов, вокруг которых строится молодежная работа в регионах. На этот раз зимний съезд проходил недалеко от города Пушкино. В одном из подмосковных пансионатов собрались представители более двадцати епархий со всей России — руководители молодежных организаций, епархиальных отделов по работе с молодежью, священнослужители и просто активные молодые православные христиане. Тема «городка» — «Молодежное служение Церкви: формы работы в малых группах». Как пояснил руководитель «Феодоровского городка» Александр Ракитин, «малая группа — это от 5 до 20 человек, которые собираются для общего дела. В Церкви малые группы — это основная, чуть ли не единственно возможная форма работы с людьми. В толпе практически невозможно достучаться до отдельного человека. И если речь идет о духовном общении и возрастании, то это только личное общение. Вся история Церкви говорит об этом. Христианство начиналось с небольших общин, собиравшихся вокруг епископа. Как возникали первые монастыри? Вокруг игумена собиралась братия. Это все малые группы. Заявив такую тему, мы хотели подчеркнуть, что невозможно представить себе работу с молодежью в Церкви, например, в рамках какой-то массовой организации. Эффективная работа возможна только в малых группах, в которых участники связаны тесным личным общением, — отметил Александр Ракитин. Программа «городка» была очень насыщенной. Лекции, семинары, встречи с интересными людьми, общение. На форуме мы представляли Патриарший Центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре . Активные участники православного миссионерского киноклуба «Христианский взгляд» (одного из проектов Центра) вместе с его руководителем Федором Ярмошем провели мастер-класс. Для него были отобраны два фильма: «Маленький будда» и «Я — легенда». Выбор фильмов мог показаться неожиданным для православной аудитории. Однако это было необходимо, чтобы заинтриговать зрителей и потом всерьез поговорить о миссионерстве, отталкиваясь от опыта другой религии, и о современном популярном кинематографе — на материале боевика с апокалипсическими мотивами. Насколько влияние кинематографа может быть сильным с миссионерской точки зрения? Из ответов на ряд предложенных залу провокационных вопросов — вроде «Показался ли вам буддизм в этом фильме привлекательным? Произвел ли на вас этот фильм миссионерский эффект?» — получился наглядный социологический опрос, раскрывший возможности кино в миссионерском деле и психологические аспекты восприятия миссионерского кино.

http://e-vestnik.ru/church/feodorovskij_...

Сортировать по Исключить новости Молитвы о сохранении семьи Семья — это малая Церковь. Такие слова звучали еще на заре христианства. Как ее сохранить? 22 июня, 2012 Семья — это малая Церковь. Такие слова звучали еще на заре христианства. Как ее сохранить? Семья — это малая Церковь. Такие слова звучали еще на заре христианства. Кому молятся о сохранении семьи? Семья — это малая Церковь. Такие слова звучали еще на заре христианства. Апостол Павел в своем послании говорит о семье добродетельных  супругов Акилы и Прискиллы, упоминая и «домашнюю их церковь» (Рим. 16:4). Когда в семье случается разлад, наступает время для молитвы о сохранении семьи. О сохранении семьи часто молятся Пресвятой Богородице, Матроне Московской, Петру и Февронии Муромским, Иоанну Богослову. Но можно возносить молитвы и другим Святым, если просит душа. Когда молиться о сохранении семьи? Молиться о сохранении семьи можно: При разных семейных неурядицах; При болезни одного из супругов; Когда в семье тяготы бедности или болезнь ребенка; Если Господь не дает детей, а у супругов возникают разногласия. Если же ситуация в семье настолько тяжелая, что один из супругов страдает от алкогольной зависимости и ведет себя опасно для жизни и здоровья домочадцев, молиться о сохранении семьи по-прежнему можно, если есть такая внутрення потребность, но для спасения своей жизни и жизни детей, стоит подумать об укрытии. Подвергать себя и детей опасности во имя сохранения семьи не стоит, помните, что Господь видел семью малой Церковью, а не чем-то иным. Молитва о сохранении семьи Пресвятой Богородице Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до преждевременныя и внезапныя смерти без покаяния. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злаго обстояния, разнаго страхования и диавольскаго наваждения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси нас!

http://pravmir.ru/molitvy-o-sohranenii-s...

Малая Ламна. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты МАЛАЯ ЛАМНА. ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКАЯ, 1-я треть 19 в. Расположена на погосте, вне села, в окружении деревьев. Кирпичная оштукатуренная церковь построена в 1823 г. на месте старой деревянной, известной с 1628 г. Небольшой сельский храм в стиле раннего классицизма, отличающийся провинциальной упрощенностью форм. Основной объем в виде приземистого двухъярусного четверика с более узким и низким пятигранным алтарем завершен пологой четырехгранной купольной кровлей с луковичной главой на тонкой восьмигранной шейке. К квадратной трапезной, равной по ширине четверику, с запада примыкает невысокая, несколько архаизированная колокольня (два четвериковых яруса с промежуточным полуярусом). Верхний ярус звона с крупными арками венчает на манер 17 в. восьмигранный шатер со слухами и главкой (сохр. лишь шея). Перед западным и боковым входами во 2-й пол. 19 в. устроены крыльца с фигурной кровлей бочкообразного профиля на двух массивных кирпичных опорах (укороченные колонны у западного крыльца и квадратные столбы с филенчатыми гранями - у боковых). Скромный декор фасадов состоит из лопаток на углах объемов, простых антаблементов с заметным выносом карниза и рамочных профилированных наличников с прямоугольными подоконными нишками. Края граней нижнего четверика колокольни рустованы (с выпуском угла), стены полуяруса прорезаны крупными проемами, парные пилястры фланкируют арки звона. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь - коробовым с граненой конхой, трапезная - коробовым с лотком с запада и распалубками над окнами. Проход из трапезной в собственно храм смещен к северу от основной оси. Переход от звона колокольни к шатру осуществлен через тромпы; лестница к звону устроена в толще западной стены трапезной - в ее южной части, со входом снаружи. Клеевая роспись выполнена во 2-й трети 19 в. Имеет значительные утраты. В кон. 19 в. поновлялась маслом в нижнем ярусе четверика, были добавлены композиции в алтаре и трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=07764

Токари. Сумской Успенский монастырь. Церковь Всех Святых. Церковь. Действует.   Престолы: Всех Святых Год постройки:Между 1753 и 1760. перестроена из сельского клуба. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, с. Токари, ул. Октябрьская, д.17А Координаты: 50.92353, 34.939038 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Токари или в Токари, выходить на остановке " Токари " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Малая Чернетчина ныне объедена с селом Токари и является самой удалённой, восточной окраиной Токарей. Название «Малая Чернетчина», как и второе название этого населённого пункта — Монастырёк (в других источниках — Монастырская), говорит о том, что в прошлом здесь обитали чернецы-монахи. Так оно и есть. Когда-то здесь находился мужской Успенский монастырь (называемый иногда также Сумским), просуществовавший почти полтораста лет и славившийся своим богатством. Возникновение этого монастыря неразрывно связано с основанием Сум и других окрестных населённых пунктов во второй половине XVII в. Появление Успенского монастыря историки связывают с именем первого полковника Сумского полка Герасима Кондратьева. Он много жертвовал на строительство храмов и другие нужды церкви. Наверное, он не только был религиозным человеком, но и заботился, чтобы в Сумы пришла цивилизация, основным носителем которой на тот момент была именно Церковь — под её эгидой развивались культура и образование. Считается, что строительство Успенского монастыря началось в 1658 г., вскоре после возведения Сумской крепости, хотя первые официальные бумаги на обитель датируются 1671 г., а село Малая Чернетчина отсчитывает свою историю с 1672 г. Местность для монастыря выбрали удобную и живописную — в окружении защищавших от непогоды холмов, с прудом и обширными лесными угодьями. Каким был Успенский монастырь, мы знаем благодаря дошедшему до нас описанию святителя Филарета, сделанному в 1859 г., когда монастыря уже не было. В своей работе «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет пишет: «В округе поселений Сумского полка, кроме Лебединского Михайловского, были два монастыря, и оба невдали от города Сум — Сумской Успенский мужской и Сумской Предтечев женский монастырь. Успенский монастырь находился в 9 верстах от города Сумы. Он занимал местность довольно живописную. Расположенный на небольшой возвышенности, он окружён был горами, покрытыми лесом. Вблизи монастыря был пруд. Основателем его был знаменитый полковник Герасим Кондратьевич Кондратьев. Построение его, по обыкновенному мнению, относилось к 1658 г. Документы на земли его начинаются с 1671 г.

http://sobory.ru/article/?object=05321

Об общественном богослужении соединение повседневных служб между собою Службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии назначены для известных часов дня. В древности, особенно в монастырях, эти службы совершались отдельно одни от других. Но Православная Церковь , снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, а именно – все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток в три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю, время же дня, в которое совершаются по несколько служб вместе, совпадает с тем временем, которое Уставом указано для совершения каждой службы особо. Службы иначе соединяются между собою: 1) когда литургия совершается до вечерни; 2) когда литургия бывает после вечерни; 3) когда вовсе ее не бывает. Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, а именно: а) накануне служба вечерняя состоит из 9 часа, вечерни, повечерия. Затем б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1 часа, соответствующего нашему 7-му. Наконец, в) служба полудня – из 3 и 6 часов и литургии. Если же совершается бдение, то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает повечерия и полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: A. 9 час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах). Б. Великая вечерня, утреня, 1 час (т.е. бдение). B. 3 и 6 часы, литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сортировать по Исключить новости В первые три века от Р.Х. время от времени вспыхивали ужасные гонения на христиан. Десятое из них, которое было и последним, длилось дольше других и было весьма жестоким по сравнению со всеми предыдущими. Кровь христианская лилась на восток и запад Римской Империи. Как беспощадно проливалась невинная кровь, можно видеть хотя бы из того. что в Египте за один месяц было убито 17 тысяч христиан Мученики Гурий, Самон и Авив В первые три века от Р.Х. время от времени вспыхивали ужасные гонения на христиан. Десятое из них, которое было и последним, длилось дольше других и было весьма жестоким по сравнению со всеми предыдущими. Кровь христианская лилась на восток и запад Римской Империи. Как беспощадно проливалась невинная кровь, можно видеть хотя бы из того. что в Египте за один месяц было убито 17 тысяч христиан; в Никомидии (Малая Азия) в праздник Рождества Христова было сожжено 20 тысяч верующих; во Фригии (Малая Азия) целый город, населённый христианами, был предан огню; в Киликии (Малая Азия) за веру и Христа приняли смерть 2395 воинов и с ними — св. Андрей Стратилат; в Сирии предали смерти целый полк вместе с их начальником св. Маврикием. В это же, десятое, гонение пострадали св. мученик Гурий, Самон и Авив. Святым Гурию и Самсону, после страшных мучений, отсекли головы, а через несколько лет в тот же самый день — 15 ноября — диакон Авив был сожжён на костре. Все они пострадали в сирийском городе Эдесса. Когда, наконец, прекратилось гонение, и император Константин Великий объявил, что отныне христиане могут спокойно исповедовать свою религию и строить храмы, эдесские христиане воздвигли церковь во имя мучеников Гурия, Самсона и Авива и в ней в одном ковчеге положили мощи их. Здесь много свершилось чудес по молитвам святых мучеников; об одном из них, самом удивительном, мы и расскажем сейчас. __________________________ Эдесса располагалась далеко на востоке Греческой Империи, — сразу же за рекой Евфрат, — и часто подвергалась набегам диких племён.

http://pravmir.ru/mucheniki-gurij-samon-...

Малорита. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Главной достопримечательностью Малориты является церковь святого Николая Чудотворца. Храм был возведен в 1668 году, но сегодня уже трудно предположить точно, как он тогда выглядел. Дело в том, что эта церковь постоянно перестраивалась и самые главные кардинальные изменения претерпела в конце 19-го – начале 20-го века. На данный момент храм как бы поделен на две части. Одна из них завершается круглым куполом с главкой, другая – конусообразным. Здание выкрашено в васильковый цвет. Купола покрыты «серебрянкой». Центральный вход обрамлен портиком. Территория обнесена металлической оградой, которую очень украшают каменные арки при воротах. http://www.guidebook.by/architecture/ Две мировые войны в ХХ веке свели к минимуму и без того скромную историческую часть Малориты, представленную немногочисленными старыми домиками и Свято-Николаевской церковью (в прошлом - униатская). Храм в Малорите существовал уже с нач. XVII века. Церковь упоминается в документах 1679, 1715, 1724, 1758, 1786 гг. В 1648-1650 г. в селе Малая Рита жил неизвестный мастер-иконописец. Он писал иконы для близлежащих храмов. До наших дней сохранились только три иконы этого мастера. В Национальном художественном музее Минска находятся ценные иконы белорусской школы сакральной живописи, которые были вывезены в 1970-м году в столицу республики. В 1648 году им была написана икона Преображение Господня для Свято-Никольской церкви села Малая Рита. Также, в этом году, для этого храма он написал ещё одну икону - образ Покрова Божией Матери. Во всех иконах преобладают черты, характерные для византийского стиля. Эти иконы были особо почитаемы прихожанами. В 1864 году священник Малоритской церкви Иоанн Ситкевич произвёл за 3 года капитальный ремонт храма и устроил в ней новый иконостас. 10 декабря 1867 года Влодавский благочинный протоиерей И. Снитко освятил отремонтированную деревянную церковь. Но, увы, через 30 лет, в 1898 году, в результате пожара, приходская церковь в Малорите сгорела. Пожар произошёл от искр, которые сыпались из трубы паровоза, который проходил по железной дороге. Причина довольно банальная: улица Церковная (в настоящее время - Красноармейская) расположена параллельно железнодорожному полотну, поэтому все дома на ней тоже сгорели. Возведение новой церкви производилось на пожертвование прихожан. 10 октября 1908 года новая церковь была торжественно освещена. Об этом свидетельствует надпись на сохранившемся молитвослове, что подарил возничему Павлу Каменчуку священник Феодор в день освящения новой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=27602

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010