37 Высочайше утверждённого 13-го июня 1886 г. положения об особых преимуществах службы. —2— На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: « Быть по сему ». Расписание окладов пенсий служащим в духовно-учебных заведениях I. В академиях: За 25 лет За 30 лет Ректору (по профессорской должности) Инспектору по должности ординарного профессора Инспектору по должности экстраординарного профессора Ординарному профессору Экстраординарному профессору Доценту Помощнику инспектора II. В семинариях: 1-й разряд. 2-й разряд. 3-й разряд. Ректору Инспектору Преподавателям и помощникам инспектора с высшим образованием. III. В духовных училищах: а) Лицам с высшим образованием: Смотрителю Помощнику его и преподавателям. б) Лицам с средним образованием: Помощнику смотрителя и преподавателям Примечание 1. По размерам пенсий отнести: к 1-му разряду служащих в духовных семинариях и училищах в столицах, ко 2-му – служащих в городах: Киеве, Харькове, Одессе, Казани, Риге и Варшаве и к 3-му разряду – служащих во всех прочих местностях. Примечание 2. Поименованным в сём расписании лицам, служащим в духовных семинариях и училищах, производить за выслугу сверх 25 лет, в добавок к положенным в сём расписании окладам пенсий, по одной пятой части сих окладов за каждое выслуженное сполна пятилетие впредь до выслуги двойного склада пенсии (за 50 лет службы). —3— Слава Господу Богу! Великая благодарность и до земли поклон нашему щедрому Монарху! Сердечная признательность всем тем, кто содействовал осуществлению благого дела! Отрадно вздохнут теперь скромные труженики, работающие по духовно-учебным заведениям на всех концах России, осенят себя крестным знамением и вознесут к престолу Божию горячую молитву за своего Царя-Благодетеля. Бодр и радостен будет отныне труд их, озарённый утешительным сознанием, что «за Царём служба не пропадаёт», что затрата сил в напряжённой работе многих лет учения и последующей затем учёной и учебной деятельности на пользу церкви и отечества вознаградится спокойной и обеспеченной старостью. Нет у нас таких слов, которые казались бы достаточными для выражения переполняющего нас чувства, и не словами, а делом будем мы до конца дней своих выражать свою признательность за высокую Царскую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я не считаю нужным знакомить Вас с книгой пророка Малахии, которая большинству из Вас, как людям богословски образованным, конечно, известна; но я хотел бы несколько познакомить Вас с подлежащей защите моей книгой о Малахии, которую доселе прочитали лишь очень немногие, да не смею надеяться, чтобы и в будущем её охотно стали читать люди, не интересующиеся специально после-пленным иудейством. Для этого мне кажется достаточным изобразить ту историческую перспективу, в которую, по моим изысканиям, мы должны помещать деятельность последнего ветхозаветного пророка, и ту основную, точку зрения, с которой он смотрел на явления современной ему действительности. Перенеситесь мысленно в прошлое почти за 24 столетия (немного менее 2400 лет) назад, ко временам знаменитых греко-персидских войн; возьмите дату известной Саламинской битвы (480 г. до Р. X.), – и Вы получите как- —64— раз то время, когда в Палестине, – точнее, в Иерусалиме, – жил и действовал пророк Малахия 1999 . Я делаю —65— это сопоставление не потому только, что считаю хронологию древней гражданской истории большинству более знакомой, —66— нежели хронология библейская. Состояние иудейства в начале и средине 5-го века до Р. X. в весьма значительной мере находилось в зависимости от предприятий, связанных с этой героической борьбой между европейской культурой и азиатским варварством. То же чудовище, – монархия Ксеркса с её неисчислимыми полчищами и непрестанными завоевательными замыслами, – которое стремилось, хотя и безуспешно, поглотить маленькую Грецию, давно уже и беспрепятственно держало под пятой своей совершенно крохотную иудейскую общину, населявшую Иерусалим и его окрестности. Воспользовавшись благосклонностью знаменитого основателя персидской монархии Кира (560–529), несколько десятков тысяч иудеев (из колен иудина, ве- —67— ниаминова и левиина) возвратились из Вавилона в Иерусалим и здесь попытались основаться на старых пепелищах, вернувшись, по возможности, к своим старым земледельческим занятиям и восстановив культ своих отцов – служение Иегове в Иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все это было причиною того, что религиозно-нравственное состояние общей массы народа иудейского за период плена представляло собою неотрадную картину, повергавшую в глубокую скорбь лучших его представителей ( Дан. 9:3; 10:2–3 ). При всем том бедствия плена не остались без благотворных последствий для народа иудейского. Долгое время косневший во грехах народ не мог в короткое время 70-летнего плена нравственно измениться в полном своем составе; но уже одно сознание виновности пред Богом и раскаяние в прежних поступках давало надежду на исправление и подготовляло к нему дорогу. И действительно, история народа иудейского свидетельствует, что после плена иудеи в религиозно-нравственном отношении были далеко выше своих предков: они уже не служили идолам и старались твердо хранить отеческие предания. Если и были между ними уклонения в идолопоклонство во времена Антиоха Епифана, как то предвидел еще пророк Даниил (11:31–35), то это не было следствием добровольного желания служить идолам, а делалось по принуждению. О желании иудеев того времени твердо хранить отеческие предания свидетельствуют возникшие в то время синедрион, синагога, а также особое сословие книжников – соферимов. Обзор содержания книги пророка Даниила Книга пророка Даниила в еврейской библии состоит из 12 глав и весьма удобно, по предмету содержания, может быть разделена на две равные части: историческую, обнимающую собою первые шесть глав, и пророческую – последние шесть глав. Предметом первой части служат наиболее важные события из жизни пророка Даниила в Вавилоне при Навуходоносоре и его преемниках и при Дарии Мидянине, а именно: в первой главе после краткого указания обстоятельств пленения пророка описывается воспитание и обучение его при дворе Навуходоносора; во второй – рассказывается о возвышении пророка Даниила пред всеми мудрецами вавилонскими, после того, как он рассказал и объяснил Навуходоносору виденный и забытый им сон: в третьей – о прославлении и возвышении при царском дворе трех друзей пророка Даниила: Анании, Азарии и Мисаила, после того как они чудесно спасены были от погибели в раскаленной печи, в которую были брошены за нежелание поклониться золотому истукану; в четвертой – о наказании, постигшем Навуходоносора за его великую гордость, которое состояло в том, что Навуходоносор на 7 лет лишился разума и жил в это время скотскою жизнью; в пятой – о чудесном предсказании скорого разрушения вавилонской монархии мидянами и персами и об исполнении сего предсказания; в шестой – о возвышении Даниила при Дарии Мидянине, о чудесном спасении от гибели во рву львином, куда он брошен был по зависти врагов, и о новом еще большем прославлении его чрез это.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

резиденцией французских королей. 96 Почетный легион — орден Почетного легиона был учрежден Бонапартом в 1802 г. Им награждают за военную и гражданскую службу; он имеет пять степеней. 97 Кагуляры — члены французской фашистско-террористической организации, существовавшей в 30-е гг. 98 Пронунсьяменто 19 июля — так назвали франкисты свой военно-фашистский мятеж, положивший начало гражданской войне 1936–1939 гг. 99 Сотело Хосе Кальво (1893–1936) — глава монархистской Партии испанской революции, симпатизировавший итальянским фашистам и германским национал-социалистам, бесспорный лидер крайне правой оппозиции. Его убийство, осуществленное в качестве акта возмездия за убийство фалангистами одного из республиканских офицеров, стало сигналом для развязывания гражданской войны. 100 Эрикур Пьер — правый французский журналист, опубликовавший в журнале «Аксьон Франсез» восторженный репортаж о франкистском перевороте с предисловием Морраса. 101 Кот Пьер (1895–1977) — французский политический деятель, в 1933–1938 гг. (с перерывом) министр авиации. За свою антифашистскую позицию подвергался нападкам правой прессы, обвинявшей его, в частности, в том, что он поставляет самолеты республиканской Испании. После второй мировой войны один из организаторов движения сторонников мира. В 1953 г. удостоен Международной Ленинской премии мира. 102 Кейпо де Льяно-и-Сьерра Гонсало (1875–1951) — первоначально противник антинародной диктатуры Примо де Риверы, а затем один из организаторов фашистского мятежа, специалист по психологической радиовойне, инициатор создания в республиканском Мадриде пресловутой «пятой колонны». Для Бернаноса он был воплощением предательства и, следовательно, антиподом рыцаря. 103 «Седа» — созданный Роблесом союз нескольких правых организаций; расшифровывается как «Испанская конфедерация автономных правых». 104 …после взятия Бильбао. — Бильбао, главный город Страны Басков, был взят франкистами 19 июня 1937 г., а 1 июля испанский епископат опубликовал письмо, где высказывалась поддержка мятежникам, как борцам за идеалы христианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на круглом столе, посвященном пятой годовщине интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2014 г. 00:04 31 января 2014 года митрополит Волоколамский Иларион выступил на круглом столе , посвященном 5-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который прошел в актовом зале Татианинского домового храма МГУ. Дорогие друзья, завтра исполнится пять лет с того знаменательного дня, когда Русскую Православную Церковь возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Когда мы оглядываемся и бросаем взгляд на новейшую историю нашей Церкви, то видим, что Промысл Божий и воля народа удивительным образом призывали Патриархов Московских на служение в переломные моменты нашей истории. Давайте вспомним, что Святейший Патриарх Тихон после более чем двухсотлетнего Синодального периода был избран на Патриарший престол в тот самый момент, когда в России рухнула монархия, когда Кремль обстреливали, когда начиналась эпоха гонений на Церковь. Эта эпоха по времени совпала с его Патриаршеством и затем — с долгим периодом местоблюстительства митрополита Сергия (Страгородского), который завершился его избранием на Патриарший престол во время Великой Отечественной войны. Подходит к концу война, и Промыслом Божиим на Патриарший престол возводится Святейший Патриарх Алексий I, на чье Патриаршество выпадают послевоенное частичное возрождение Церкви и начало новой волны гонений. После него приходит Патриарх Пимен, чье Патриаршество по времени более или менее совпадает с эпохой так называемого брежневского застоя. Затем 1988 год, политические процессы на территории Советского Союза, Церковь выходит из катакомб, начинается новая эпоха жизни Церкви, и Господь посылает ей нового ангела, нового святителя — приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II. С его именем связана эпоха церковного возрождения, называемая вторым Крещением Руси, которая продолжается до сих пор. Уходит Святейший Патриарх Алексий, и на его место Церковью избирается Святейший Патриарх Кирилл, возглавивший Отдел внешних церковных связей в тот же переломный момент или даже чуть раньше, чем Русскую Церковь возглавил Патриарх Алексий II. Долгие годы он был ближайшим помощником Его Святейшества и в течение всего времени Патриаршества Алексия II оказывал огромное влияние и на внешнюю политику Церкви, и на очень многие аспекты внутренней церковной жизни. Промысл Божий, таким образом, подготовил митрополита Кирилла к тому служению, которое он воспринял по избранию церковного народа пять лет назад.

http://patriarchia.ru/db/text/3549752.ht...

4) Десятословие, по обязанностям нашим к Богу, предписывает, чтобы мы единого Бога, яко благого и высочайшего благодетеля, любили паче всех вещей и паче себя самих ( Мф. 22:37 ). Вопр. Кто грешит против сего? Отв. Те, кои безмерно себя самих или иную какую тварь любят и к ней всем сердцем прилепились, так, что от ней отстать не могут. Таковы сребролюбцы, плотоугодники и пр. 5) Десятословие, по должности нашей к Богу, требует, чтобы на Него единого наше все упование возлагали и от Него единого помощи искали. Вопр. Кто преступает сие? Отв. Те, кои, в противных случаях (т. е. в несчастиях), прибегают к людям и помощи ищут от богатства, или надеются на свою силу и сан. Проклят человек, иже надеется на человека ( Иер. 17:5 ): таковой оказывает сомнение и неверие в Промысл Божий. 6) Десятословие, внушая нам долг наш к Богу, требует, чтобы мы имя Его Святое, подражая небесным силам, славословили; и для сего в Церковь на славословие, наипаче – в дни праздничные собирались. Вопр. Кто грешит против сего? Отв. Грешат те против сея обязанности, кои, вместо посещения Церкви, на охоту отъезжают, или иным делам житейским и увеселительным предаются; весьма грешат помещики и домовластители, которые своих крестьян во дни праздничные работать принуждают, и отъемлют у них время потребное для исполнения высших духовных обязанностей, для спасения своего. Вопр. Десятословие божественное чего требует от нас, по отношению к ближним нашим ? Отв. Все требования десятословия, по долгу к ближним нашим, заключаются, говорит иже во святых отец наш Тихон, в сих кратких словах Евангелия: еже аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Лк. 6:31 ). То есть, чего хощем себе от ближних наших, то самое должны и им творить: и чего не хощем себе от них, того не будем и им делать... В сем разуме – все шесть заповедей десятословия о любви к ближнему преподаны. Так, напр. хочешь ты, чтобы, в силу пятой заповеди, тебя дети почитали: должен и ты сам родителей почитать... А под именем отца в пятой заповеди не токмо отец естественный, но и всякая власть, духовная и светская, как-то: монархи, пастыри, проповедники, судии, градоправители и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

– Вы подтверждаете показания обвиняемого Любимова о вашей принадлежности к контрреволюционной монархической организации? – спро­сил следователь архиепископа. – Показания обвиняемого Любимова я не подтверждаю. На следующий день следователи устроили еще одну очную ставку архиепископа с другим обвиняемым. – Что вам лично известно о контрреволюционной деятельности Александра Александровича Беляева? – спросил следователь. – Александр Александрович Беляев является организатором и руководителем контрреволюционной церковно-монархической организации церковников. Членами этой организации являлись я – Павел Дмитриевич Семеновский, Иван Алексеевич Остроглазов, Афанасий Васильевич Любимов, Иван Иванович Сперанский, Василий Алексеевич Макаров и многие дру­гие приближенные архиепископа Августина Беляева. Члены упомянутой ор­ганизации под руководством Беляева вели активную борьбу с советской властью... – Вы подтверждаете показания Семеновского о вашей принадлежности к контрреволюционной монархической организации? – спросил следователь архиепископа. – Показания обвиняемого Семеновского я не подтверждаю. Архиепископ Августин держался мужественно и, несмотря на угрозы следователей и оговоры лжесвидетелей, категорически отвергал все обвинения. Следователи тогда прибегли к допросу одного из заключенных, который находился в одной камере с архиепископом и вызвался свидетельство­вать против святителя. – Вами подано заявление на имя начальника Калужской тюрьмы, что находившийся с вами в одной камере следственный заключенный архиерей Беляев в камере занимается антисоветской деятельностью. Что вы можете конкретно рассказать следствию об антисоветской деятельности Беляева? – Беляева я раньше не знал... Познакомился во время нахождения с ним в двадцать пятой камере в двадцатых числах сентября 1937 года и до сих пор сижу вместе с ним... Беляев говорил: «Советская власть существовать не может и не будет, и большевики... никогда не построят коммунисти­ческого общества, примером этого является " Парижская коммуна " , кото­рая пала, коммунизм неосуществим». Когда следственный заключенный, бывший учитель 5-й школы, Другаченок стал говорить колхозникам, что вас священники пичкали всякой белибердой, и после всплыл вопрос о мощах, о нечистоплотности священников, ханжестве, нравственном разложении, использовании темноты масс служителями культа... Беляев после дли­тельных антисоветских разговоров заявил: «Все это поклеп на Церковь, это есть результат нечистоплотности советской власти и вождей ВКП(б)». Беля­ев клеветал на органы НКВД, заявляя: «Раз при советской власти арестовали, то в органах НКВД все равно себя не реабилитируешь, ничего во внимание не примут, все равно осудят. Следствие все выдуманное и подта­сованное. В концлагерях НКВД творятся ужасы, кошмары, издевательства над заключенными, никакого порядка нет, кругом царит несправедливость».

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Александр Андреевич, как вам кажется, почему мы бросаемся из крайности в крайность? Когда мы смотрим на то, что происходит с обществом, то видим либо крайних сторонников, либо полностью негативную оценку личности. Это такая наша национальная особенность? АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ: Нет, просто гражданская война продолжается в умах, в идеях, в социальных группах. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ну, а где же конец этой гражданской войне? АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ: Гражданская война продолжается. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: По-моему, величайшая трагедия, которая только может случиться в стране – это гражданская война. АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ: Это действительно огромная драма для сегодняшнего русского государства, для новой, восстающей, как я ее называю, пятой Русской Империи, которая возникает из пепла сталинской красной империи. Для того, чтобы это государство возрастало, должен быть склеен, опять сварен весь волновод или световод русской истории, рассеченный по крайней мере в четырех местах, начиная от Киевско-Новгородского периода. Должны быть найдены стыки, где возник этот синтез. Уничтожение сталинизма в том виде, в каком это сейчас происходит – разрушение этого световода. Задача вписать Сталина в контекст русской истории – это огромная даже не историческая, а метафизическая задача. Я считаю, что в этом огромна роль Православной Церкви, которая на протяжении 70 лет молилась за советский строй, за режим, за Сталина, которая отпевала Сталина. Она может свинтить части истории, она может вписать «красного монарха Сталина», который собрал Империю, собрал территории, вернул в контекст Империи великую русскую классическую культуру: «могучую кучку», Пушкина... Это Сталин, по существу, воссоздал Православную Церковь, особенно в 41-43-м году. Это Сталин одержал мистическую Победу 45-го года. Он является первым монархом после последнего монарха Николая Второго, которого бросили все, в том числе, и Церковь. Вот эти части свинтить, объяснить их феноменологию в русской истории –огромная мировоззренческая задача.

http://foma.ru/russkij-vzglyad-stalin.ht...

Титульный лист изд. «A Farewell Sermons». Гравюра. Сер. XVII в. (Национальная портретная галерея, Лондон) Титульный лист изд. «A Farewell Sermons». Гравюра. Сер. XVII в. (Национальная портретная галерея, Лондон) К нач. 70-х гг. XVI в. священники-кальвинисты нового поколения призывали к полному искоренению остатков католицизма в Церкви Англии во всем, что касалось обрядности, а также к упразднению епископата. В 1570 г. Т. Картрайт в Кембридже прочитал курс лекций о «Деяниях апостолов» и организации Древней Церкви, заявив, что структура Церкви Англии противоречит Свящ. Писанию; схожие идеи были высказаны в «Предостережении парламенту» 1572 г. Эти выступления положили начало пресвитерианскому направлению в англ. пуританизме, из которого в 80-90-х гг. XVI в. выделились более радикальные индепенденты (конгрегационалисты), которые де-факто вышли из Церкви Англии; нек-рые из них испытали влияние анабаптистов и меннонитов, известных в Англии с 1-й пол. XVI в. Значительные группы сепаратистов образовались в Вост. Англии (браунисты, последователи Брауна) и в Лондоне (барроуисты, последователи Генри Барроу). При восшествии на престол кор. Яков I Стюарт (1603-1625) попытался достичь компромисса с различными группами англ. протестантов, если они признавали его власть как монарха и главы Церкви, для чего в 1604 г. в Хамптон-Корте была созвана конференция, в к-рой участвовали пуритане и представители офиц. Церкви. Несмотря на определенные договоренности (король обещал провести реформу канонического права, поддержать создание нового перевода Библии и т. д.), к-рые были выполнены, нек-рые священники-пуритане отказались признать королевскую супрематию и были лишены приходов. Деятельность пуританской оппозиции и ее недовольство арминианскими симпатиями кор. Карла I Стюарта (1625-1649) и архиеп. Кентерберийского У. Лода стали причиной конфликтов монарха с парламентом. В 1-й пол. XVII в. и в период Английской революции среди индепендентов возникали многочисленные радикальные группы диссентеров - баптисты , квакеры , люди пятой монархии и др. В годы революции и протектората О. Кромвеля отменен Акт о единообразии и была предпринята попытка реформировать Церковь Англии по пресвитерианскому образцу и инкорпорировать в нее радикалов, влияние которых в отдельных регионах страны было весьма значительным. В 1654 г. создана пресвитерианская гос. Церковь, священники к-рой не должны были подписывать доктринальных документов, при этом отношение к не признавшим ее диссентерам оставалось терпимым.

http://pravenc.ru/text/2577933.html

Духовный смысл повествования можно кратко сформулировать следующим образом: Яхве, положив начало существованию Своего народа, ведёт его по пути восхождения к тому времени, когда Он окончательно воцарится в мире (Царство Божие). Для этого Он даёт Израилю землю обетованную, поставляет Давида монархом и обещает его потомку вечную власть в эсхатологическом Царстве. Но в то же время составители исторических книг сурово и беспощадно обличают народ Божий за его неверность Завету. Эта неверность является прямой причиной тех бедствий, которые обрушиваются на Израиль. Таким образом, история превращается в урок и предупреждение. Она содержит призыв к покаянию, который с особой силой прозвучал в эпоху Вавилонского плена. 1. Книга Иисуса Навина Первой исторической книгой Ветхого Завета является книга Иисуса Навина. В еврейском тексте она называется книгой «Иешуа», по имени главного героя повествования. Книга содержит в себе описание событий жизни народа Божия, последовавших вскоре после смерти Моисея. Повествование теснейшим образом связано с Пятикнижием и составляет как бы продолжение книги Второзакония, почему и начинается в славянском тексте союзом «и» («и бысть...»). Разделение на части и очерк содержания Все содержание книги можно разделить на три части. В первой части (главы 1–12) повествуется о переходе евреев через Иордан и о покорении ими Ханаана (Земли Обетованной). Во второй части (главы 13–21) говорится о разделении земли между коленами Израилевыми. В третьей части (главы 22–24), составляющей как бы заключение книги, описывается собрание старейшин под руководством Иисуса Навина и его последнее завещание. Первая часть. После краткого введения, где говорится о первом откровении Господа Иисусу Навину с обетованием никогда не оставлять его Своей помощью (1, 1–9), рассказывается о приготовлении народа к переходу через Иордан и завоевании Земли Обетованной (1, 10–18). Вторая глава повествует о посылке соглядатаев в Иерихон и о гостеприимстве Раав. Чудесному переходу через Иордан посвящены 3 и 4 главы. Исполнение завета об обрезании, совершение Пасхи и встреча с таинственным вождем воинства Господня составляют содержание пятой главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010