С точки зрения китайского умозрения, государство есть разросшаяся семья. Прототип срединной монархии можно отыскивать в каждом семействе китайцев. В государстве полновластный владыка – император, в семье – глава дома; император ответственен перед небом за нестроения в государстве и за преступления своих подданных, отец семейства ответственен перед государством за поведение своей семьи. Образно, Китай можно представить под видом огромного родословного дерева, в котором, по воззрениям китайцев, живы не только, теперь дающие листву и цветущие ветви, но в котором и корни, и ветви, по-видимому, переставшие жить, живут особой, невидимой жизнью. Почитание предков, т.е. распространение пятой заповеди на загробный мир, имеет место в Китае в таких широких размерах, в каких не существует нигде более. Души умерших живы, и между ними и живущими, существует тесная связь. Живые обязаны почитать умерших и приносить им вещественные приношения (чай, фрукты, вино, яства), умершие за это содействуют благополучию живых. Нетрудно видеть, как этот культ предков логически и практически связан с государственными принципами и семейными началами Китая. Умершие имеют нужду в почитании живых, вследствие этого, они заинтересованы в том, чтобы их род не угасал, чтобы китайское государство не погибало. В этом заинтересованы и живые, потому что для каждого из них придет день, когда он приобщится к предкам и будет иметь нужду в памятовании о нем потомков. Отсюда, понятна настоятельная необходимость брака, потребность иметь сына (жертвы приносятся мужчиной – главой семьи), отсюда, понятно развитие института наложниц, первой целью которого является восполнение бесплодия супруги. Живые в Китае все делают с благословения и разрешения умерших. Они руководятся в этом тем простым правилом, что не должно делать ничего неугодного той силе, от которой зависишь в своем благополучии и которая желает тебе блага. Древнейшие религиозные верования Китая получили свои определения и неизменный вид в священных книгах, собрание которых приписывается Конфуцию (Конфуцием назвали его католические миссионеры. Настоящее имя его Цзы, и он принадлежит к роду Кун. Отсюда – Кун-цзы, Кунфу-цзы, Confucius). Конфуций родился около 550 г. до P. X., 2 лет лишился отца, 15 лет склонил свой ум к учению, 19 лет женился, 24 лет лишился матери и, в течение трехлетнего траура (собственно, 27-месячного), надобно полагать, выработал программу своего учения и государственной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

– Не говори этого! – воскликнул храмовник. – Нет, мщение – это пир богов. И если правда, как уверяют нас священники, что боги приберегают это право для самих себя, значит, они считают это наслаждение слишком ценным, чтобы предоставлять его простым смертным. А честолюбие! Это такое искушение, которое способно тревожить человеческую душу даже среди небесного блаженства. – Он помолчал с минуту, затем продолжал: – Клянусь богом, Ревекка, та, которая предпочла смерть бесчестию, должна иметь гордую и сильную душу. Ты должна стать моей. Нет, не пугайся, – прибавил он, – я разумею моей, но добровольно, по собственному желанию. Ты должна согласиться разделить со мною надежды более широкие, чем те, что открываются с высоты царского престола. Выслушай меня, прежде чем ответишь, и подумай, прежде чем отказываться. Рыцарь Храма теряет, как ты справедливо сказала, свои общественные права и возможность самостоятельной деятельности, но зато он становится членом такой могучей корпорации, перед которой даже троны начинают трепетать. Так одна капля дождя, упавшая в море, становится составной частью того непреодолимого океана, что подтачивает скалы и поглощает королевские флоты. Такова же всеобъемлющая сила нашей грозной лиги, и я далеко не последний из членов этого мощного ордена. Я состою в нем одним из главных командоров и могу надеяться со временем получить жезл гроссмейстера. Рыцари Храма не довольствуются тем, что могут стать пятой на шею распростертого монарха. Это доступно всякому монаху, носящему веревочные туфли. Нет, наши тяжелые стопы поднимутся по ступеням тронов, и наши железные перчатки будут вырывать скипетры из рук венценосцев. Даже в царствование вашего тщетно ожидаемого мессии рассеянным коленам вашего племени не видать такого могущества, к какому стремится мое честолюбие. Я искал лишь родственную мне душу, с кем бы мог разделить свои мечты, и в тебе я обрел такую душу. – И это говоришь ты женщине моего племени! – воскликнула Ревекка. – Одумайся! – Не ссылайся, – прервал ее храмовник, – на различие наших верований.

http://azbyka.ru/fiction/ajvengo-valter-...

А если не почитаешь отца и матери твоей, уже не исполняешь долга своего, и грешишь против пятой заповеди. И так подлежишь страшному суду Божию, которым к смерти Он таковых приговорил, говоря: «Тот, кто злословит отца или мать, смертью да умрет» ( Исх 21:16 ). А под именем отца не только отец по естеству, но и всякая власть духовная и светская разумеется, как-то: Монархи, пастыри, проповедники, градоначальники, судии и прочие, об общественном деле пекущиеся. И если их не почитаешь, грешишь против обязанности своей и пятую заповедь нарушаешь. Не хочешь, чтобы кто-нибудь тебе каким-нибудь образом повредил, или умертвил, или был причиной смерти, что бывает или через совет, или через повеление, или через лишение здоровья каким-нибудь способом, не должно и тебе того делать ближнему твоему. А если на то дерзаешь, грешишь против обязанности твоей. Не хочешь, чтобы ближний твой беззаконно касался ложа твоего, берегись и сам чужое осквернять ложе, и всякой касаться нечистоты, а иначе явишься преступником закона, и подпадешь суду Божию. Не хочешь, чтобы кто у тебя украл что, или насильно что отнял, или каким прелестным способом выманил, или твою потерянную вещь, найдя, утаил, или в товаре или в купле обманул, то есть худую вещь за хорошую, или дешевую за дорогую продал, или иной какой обман учинил, и тем бы тебя обидел, берегись же и сам ближнему своему такое являть неистовство. Не хочешь, чтобы на тебя кто ложно доносил, или клеветал, или осуждал и имя твое злословил, и славу твою повреждал, или тебя в чем осмеивал, не делай же того и ближнему твоему. Ибо как тебе ложные клеветы, осуждения, злословия, насмешки, порицания горестно терпеть, так и ближнему несносно. Не хочешь, чтобы ближний твой не только не наносил обиды самым делом, но и не хотел наносить, не имей же и сам злой воли и похотения неправедного, поскольку не только злое дело, но и похотение злое запрещаются десятой заповедью, которая гласит: «Не пожелай жены ближнего твоего, ни села его, ни вола его, ни всего, что принадлежит ближнему твоему» ( Исх 20:17 ), ибо от похотения злого и дело злое бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В десятой книге писатель дает краткое общее обозрение вышеизложенных эллинских систем и прежде разобранных ересей. В заключение он предлагает нечто вроде своего собственного исповедания веры. Ипполит – не глубокий и не оригинальный мыслитель, но чрезвычайно усердный, начитанный и остроумный писатель; в своем сочинении он сохранил много извлечений из трудов классической древности и из произведений христианских еретиков. В этом заключается главное достоинство новооткрытого памятника. Теперь уже доказано, что открытый памятник дает много ценного материала для истории греческой философии и религии. Но нас, конечно, главным образом интересует то, чем замечателен Ипполит как свидетель относительно христианских исторических явлений II и III вв. В этом отношении труд Ипполита дает чрезвычайно много нового и ценного. Наши познания относительно гностических систем, благодаря этому памятнику, значительно расширились, обогатились и частью подверглись поправкам. Например, партии офитов наука впервые изучает по сведениям, сообщаемым именно Ипполитом; в особенности важно то, что он приводит отрывки из гностических систем, вследствие чего мы знакомимся с подлинными главными идеями гностиков. В пятой книге, гл. 24, он приводит отрывки из сочинения гностика Иустина, озаглавленного «Варух», между тем как до сих пор мы совсем не знали ни имени гностика Иустина, ни его сочинения. При посредстве Ипполита знакомимся с мнимым сочинением Симона Волхва «Великое откровение». Много нового и примечательного полемический труд Ипполита сообщает о Василиде и его гностической системе. В основу сообщаемых сведений о Василиде полемист кладет ряд выдержек из трудов этого еретика; читая Ипполита, мы составляем ясное представление относительно суждения Василида о Боге и мире. В этом случае Ипполит дает возможность составить совершенно новый и более правильный взгляд на Василидову гностическую систему, отличный от прежнего взгляда. С заметным одушевлением Ипполит исследует лжеучение монархиан, например Ноэта, Феодота и т. д., явно потому, что монархианское движение было современно автору. Как современник и очевидец, автор описывает партийные отношения в Римской церкви конца II и начала III в.; он рассказывает о происшествиях в этой Церкви при папах Зефирине и Каллисте с такими подробностями, которые были совсем неизвестны. Но так как Ипполит сам лично был замешан в борьбе римских партий того времени, то его описание отличается страстным тоном, картина рисуется резкими красками. Нужна большая осторожность со стороны историка, чтобы не увлекаться пристрастными известиями Ипполита.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В этом отношении труд Ипполита дает чрезвычайно много нового и ценного. Наши познания относительно гностических систем, благодаря этому памятнику, значительно расширились, обогатились и частью подверглись поправкам. Например, партии Офитов наука впервые изучает по сведениям, сообщаемым Ипполитом, в особенности, важно то, что он приводит отрывки из гностических систем, вследствие чего, мы знакомимся с подлинными главными идеями гностиков. В пятой книге, гл. 24, он приводит отрывки из сочинения гностика Иустина, озаглавленного: «Варух», между тем, как до сих пор, мы совсем не знали ни имени гностика Иустина, ни его сочинения. При посредстве Ипполита знакомимся с мнимым сочинением Симона Волхва: «Великое откровение». Много нового и примечательного полемический труд Ипполита сообщает о Василиде и его гностической системе. В основу сообщаемых сведений о Василиде полемист кладет ряд выдержек из трудов этого еретика: читая Ипполита, мы составляем ясное представление, касательно суждения Василида о Боге и мире. В этом случае Ипполит дает возможность составить совершенно новый и более правильный взгляд на Василидову гностическую систему, отличный от прежнего взгляда. С заметным одушевлением Ипполит исследует лжеучение Монархиан, например, Ноэта, Феодота и т. д., явно потому, что монархианское движение было современно автору. Как современник и очевидец, автор описывает партийные отношения в церкви Римской конца 2 и начала 3 века; он рассказывает о происшествиях в этой церкви, при папах Зефирине и Каллисте, с такими подробностями, которые были совсем неизвестны. Но, так как Ипполит сам лично был замешан в борьбе римских партий того времени, то его описание отличается страстным тоном, картина рисуется резкими красками. Нужна большая осторожность со стороны историка, чтобы не увлекаться пристрастными известиями Ипполита. Особенное значение труд Ипполита имеет в том отношении, что в отрывках гностических сочинений, здесь сохранившихся, видно знакомство гностиков с Новозаветными писаниями, и, главное, видно, что гностические авторы знали текст Евангелия Иоаннова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

К. произнес речь на открытии сессии парламента (17 сент. 1656), обратив внимание на угрозу, исходящую от союза Карла Стюарта с Испанией; осудил левеллеров (особенно Э. Сексби, добравшегося до Мадрида с планом свержения К. и реставрации Стюартов); предостерег от новой гражданской войны, провоцируемой как республиканцами, так и «людьми пятой монархии». Протектор, Госсовет и парламент осознавали, что режим нуждается в дальнейшей легитимации и продолжали искать пути перехода от военного правления к гражданскому - более стабильному и предсказуемому. Ряд сторонников К. предложили возложить на него власть, «соответствующую старинным установлениям» и объявить К. королем. 25 марта 1657 г. большинством голосов (123 против 62) парламент постановил просить К. принять титул короля Англии, Шотландии и Ирландии. К. медлил с ответом, зная, что генералы не поддерживают эту инициативу. В нач. мая 1657 г. К. объявил об отказе от короны. Парламент выработал новую конституцию - «Смиренную петицию и совет», носившую монархический характер, однако слово «король» было заменено словом «протектор». 25 мая К. одобрил новую конституцию, наделявшую его более обширными правами, в т. ч. правом назначить себе преемника. Восстанавливалась верхняя палата (в тексте документа «другая»), члены к-рой назначались протектором. После издания новой конституции К. был во 2-й раз провозглашен лордом-протектором (26 июня 1657); во время церемонии вступления в должность он предстал перед подданными в пурпурной мантии со скипетром. 20 янв. 1658 г. начал работу 2-палатный парламент. Республиканцы, занявшие места в нижней палате, составили петицию с обвинением К. в желании установить произвольную власть, в пренебрежении волей народа, в незаконных поборах с населения. 4 февр. 1658 г. К. распустил парламент. С нач. 1658 г. современники стали отмечать болезненное состояние протектора. В авг. умерла дочь К. Элизабет, к к-рой он был очень привязан, ее смерть пагубно повлияла на К. К. умер в возрасте 59 лет. Незадолго до смерти он назначил преемником сына Ричарда, к-рого провозгласили протектором, однако уже в мае 1659 г. он был вынужден отказаться от должности. 29 мая 1660 г. в Англии была восстановлена монархия Стюартов.

http://pravenc.ru/text/2462029.html

Виктор Франкл — реформатор фрейдизма и завершитель дела Юнга. Русская эмиграция по смыслу своей судьбы всегда была антикоммунистической. Мало того, в противостоянии коммунизму заключался едва ли не главный смысл ее существования. Были ли это бывшие деникинцы или врангелевцы, высланные ученые и писатели или та часть интеллигенции, которая успела бежать от красного нашествия, или советские граждане, инстинктивно подавшиеся на Запад, чтобы избежать красной Немезиды, косившей правых и виноватых, — несмотря на первоначальные трения между первой и второй эмиграцией, антикоммунизм объединял их всех. С приходом третьей эмиграции положение изменилось. О, конечно, большинство «третьих» также пострадало от античеловеческого режима, установившегося в СССР. И многие «третьи» заполняют страницы эмигрантских газет описанием гнета, который они претерпели или наблюдали в Советском Союзе. О, конечно, все они — за человеческие права, попираемые жестокой пятой «там». Но на слове «антикоммунизм» большинство из них как бы поперхиваются, и сравнительно немногие из них объявляют себя принципиальными антикоммунистами. Некоторые из них —и наиболее видные — гордо заявляют, что они — не антикоммунисты, а антитоталитаристы (например, весьма уважаемый и ценимый мною писатель В.Максимов). Но тут, логически говоря, одно из двух: или они считают советский режим нетоталитарным строем (но вряд ли это так), или же хотят сказать, что они против всякой диктатуры, идет ли она слева или справа. Второе, конечно, вероятнее (но тогда логичнее было бы сказать: мы —антикоммунисты и вообще антитоталитаристы). Но какая же «диктатура справа» угрожает России? Русский фашизм? Его нет в природе. И кто в будущей России захочет брать пример с южноамериканских военных хунт? Обновление русской монархии? Но монархический образ правления был не тоталитарным, а лишь авторитарным. Поэтому за отсутствием конкретного прототипа «правого тоталитаризма» (Гитлер–то давно мертв) понятие «антитоталитаризм» остается абстрактной алгебраической формулой, неспособной быть живой объединяющей силой. Тогда как понятие «антикоммунизм» обладает весьма конкретным содержанием. Но антикоммунизм как идея и как лозунг все же для большинства «третьих» почему–то психологически неприемлем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Речь перед защитой диссертации «Пророк Малахия» (1903 г., стр. 19 +596). Произнесена на диспуте 2 июня с. г. в актовом зале Московской Духовной Академии.   Ваше Преосвященство, Досточтимые Отцы и Милостивые Государи!   Выступая в настоящем собрании с защитой диссертации о пророке Малахии, я пользуюсь предоставленным мне перед прениями словом, чтобы кратко указать на то состо­яние иудейского народа, при котором жил и действовал Малахия. Я не считаю нужным знакомить Вас с книгой пророка Малахии, которая большинству из Вас, как людям богословски образованным, конечно, известна; но я хотел бы несколько познакомить Вас с подлежащей за­щите моей книгой о Малахии, которую доселе прочитали лишь очень немногие, да не смею надеяться, чтобы и в будущем ее охотно стали читать люди, не интересующиеся специально послепленным иудейством. Для этого мне кажется достаточным изобразить ту историческую перспективу, в которую, по моим изысканиям, мы должны поме­щать деятельность последнего ветхозаветного пророка, и ту основную, точку зрения, с которой он смотрел на явле­ния современной ему действительности. Перенеситесь мысленно в прошлое почти за 24 столетия (немного менее 2400 лет) назад, ко временами знаменитых греко-персидских войн; возьмите дату известной Саламинской битвы (480 г. до Р. X.), – и Вы получите как раз то время, когда в Палестине, – точнее, в Иерусалиме, – жил и действовал пророк Малахия 1 . Я делаю это сопоставление не потому только, что считаю хронологию древней гражданской истории большинству более знакомой, нежели хронология библейская. Состояние иудейства в начале и середине 5-го века до Р. X. в весьма значительной мере находилось в зависимости от предприятий, связанных с этой героической борьбой между европейской куль­турой и азиатским варварством. То же чудовище, – монархия Ксеркса с ее неисчислимыми полчищами и непрестанными завоевательными замыслами, – которое стремилось, хотя и безуспешно, поглотить маленькую Грецию, давно уже и беспрепятственно держало под пятой своей совершенно крохотную иудейскую общину, населявшую Иерусалим и его окрестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Осенью 768 года Карл в Нойоне, Карломан в Суассоне были провозглашены королями. Однако братские узы в то далекое время вовсе не гарантировали политического единства. Дело грозило обернуться очередной междоусобной войной и лишь преждевременная смерть Карломана (4 декабря 771 года) позволила избежать ее. Была ли это простая случайность или, как говаривали потом современники, будто бы видевшие очередную комету на небе, перст Божий, указавший на Карла, но именно он стал единоличным королем франков и именно ему было суждено стать славой и гордостью этого блестящего рода. Оказавшись у кормила сильного государства, он поставил себе целью добиться еще большего могущества. Славные деяния отца и деда показали ему, что сила и власть покоятся на острие меча. Это Карл хорошо усвоил еще когда был жив Пипин. И почти до самой смерти Карл вел бесконечные изнурительные войны, расширяя границы своего королевства. В 774 году, разбив лангобардского короля Дезидерия, правившего в северной Италии, и лишив его власти, Карл принял титул короля франков и лангобардов. В 778 году он подавил мятеж баварского герцога Тассилона, отнял у Баварии автономию и присоединил ее к своим владениям. В 795 году неутомимый воитель уничтожил аварский каганат, захватив при этом бесчисленные сокровища. В 30 лет он начал кровопролитные войны с саксами и добился-таки победы, когда ему было уже за 60. Силу франкского оружия узнали и в Испании, где Карл воевал против арабских властителей. Войны, войны... Постоянное напряжение сил. Каков итог? Огромное государство, простирающееся от Эльбы и Дуная до Каталонии и Беневента. И во главе него Карл. В последние годы уходящего столетия он начал задумываться не просто о политическом господстве. Ему видится нечто иное: империя как воплощение Божьего замысла. Весь христианский мир под пятой одного правителя, строящего «Град Божий». Подобное понимание Империи нашло свое отражение еще в трудах отцов церкви – святого Иеронима и святого Августина. Основываясь на библейских мотивах, они создали первую универсальную периодизацию истории. Согласно этой концепции, весь процесс развития человечества укладывался в рамки четырех монархий, следовавших одна за другой:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Валентин Семёнов , доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Литература 1. Семёнов В.Е. Ценностно-нравственная поляризация в современном обществе//Родная Ладога. 2014. С. 95-99 2. Семёнов В.Е. Для 50% молодежи День Победы - символ гордости ...//Русская Народная Линия. 6.05.2015 3. Россия. Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. СПб. 1898 (репринт, 1991). С. 86 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 9. Ответ на 8., Логик-методолог: А если действительно смотреть правде в глаза...то приходится констатировать ни в Англии, ни во Франции цареубийство не помещало реставрации той же династии. То есть государственность этих стран, их политическая традиция суверенитета уничтожены не были. Если кто и казнил монарха, так это сами же взбунтовавшиеся англичане и французы. Войковская кислота Егор Холмогоров, " Группа непонятных и никем не уполномоченных лиц может несколькими выстрелами упразднить великую государственную традицию, попросту уничтожив носителя национального суверенитета " там же. Откуда, к сожалению, следует Национального Суверенитета у России не было после привода Петром пятой колонны. И даже раньше. И пока мы это не усвоим, к Правде не подойдем. 8. А если действительно смотреть правде в глаза... ...то приходится констатировать, что абсолютному большинству москвичей предлагаемое переименование " до лампочки " . Им неведомо, кто такой вообще этот Войков. О новейшем постсоветском поколении москвичей и говорить нечего. Оно повально не знает не то что Войкова и не то что Ленина со Сталиным, но и Брежнев с Горбачёвым для него - какие-то абстракции. Так что, не следует нам, православным, дюже драматизировать результаты голосования москвичей по поводу Войковской. Нам подобает знать своё РЕАЛЬНОЕ место в нынешней российской жизни: ПРИСКОРБНО МАЛОЕ СТАДО. Но с нами Бог! 7. В.Е.Семёнов - 5. Рудовскому Не следует проявлять гордыню,если Вы не знакомы с теорией репрезентативности и выборки в социологии. Политика - не наука и потому пренебрегает истиной и способами её достижения. От голосования были отлучены все не имеющие выхода в интернет, все не имеющие компьютеров, которых тоже сотни тысяч и др... Фильмы о агенте 007 показывают постоянно, в том числе и на этой неделе. Не помните кадров, где Бонд на танке крушит Петербург. Советую Вам всегда читать статьи до конца. Или вовсе не читать.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/27/es...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010