А если не почитаешь отца и матери твоей, уже не исполняешь долга своего, и грешишь против пятой заповеди. И так подлежишь страшному суду Божию, которым к смерти Он таковых приговорил, говоря: «Тот, кто злословит отца или мать, смертью да умрет» (Исх 21:16). А под именем отца не только отец по естеству, но и всякая власть духовная и светская разумеется, как-то: Монархи, пастыри, проповедники, градоначальники, судии и прочие, об общественном деле пекущиеся. И если их не почитаешь, грешишь против обязанности своей и пятую заповедь нарушаешь.    Не хочешь, чтобы кто-нибудь тебе каким-нибудь образом повредил, или умертвил, или был причиной смерти, что бывает или через совет, или через повеление, или через лишение здоровья каким-нибудь способом, не должно и тебе того делать ближнему твоему. А если на то дерзаешь, грешишь против обязанности твоей.    Не хочешь, чтобы ближний твой беззаконно касался ложа твоего, берегись и сам чужое осквернять ложе, и всякой касаться нечистоты, а иначе явишься преступником закона, и подпадешь суду Божию. Не хочешь, чтобы кто у тебя украл что, или насильно что отнял, или каким прелестным способом выманил, или твою потерянную вещь, найдя, утаил, или в товаре или в купле обманул, то есть худую вещь за хорошую, или дешевую за дорогую продал, или иной какой обман учинил, и тем бы тебя обидел, берегись же и сам ближнему своему такое являть неистовство.    Не хочешь, чтобы на тебя кто ложно доносил, или клеветал, или осуждал и имя твое злословил, и славу твою повреждал, или тебя в чем осмеивал, не делай же того и ближнему твоему. Ибо как тебе ложные клеветы, осуждения, злословия, насмешки, порицания горестно терпеть, так и ближнему несносно. Не хочешь, чтобы ближний твой не только не наносил обиды самым делом, но и не хотел наносить, не имей же и сам злой воли и похотения неправедного, поскольку не только злое дело, но и похотение злое запрещаются десятой заповедью, которая гласит: «Не пожелай жены ближнего твоего, ни села его, ни вола его, ни всего, что принадлежит ближнему твоему» (Исх 20:17), ибо от похотения злого и дело злое бывает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Протопресвитер прибыл сюда еще накануне вечером. После торжественной встречи с благочинным протоиреем Павлом Мудролюбовым, «о. протопресвитер зашел в лагерный барак, где помещались священники и, за стаканом чая, братски беседовал с подчиненным его духовенством» 71 . Перед отцом Евгением стояли многочисленные вопросы, доставшиеся ему по наследству, в том числе и весьма сложные. Для разрешения этих проблем протопресвитер провел 22 октября 1910 г. Братское собрание «для рассуждения о важнейших делах пастырского служения и нуждах духовенства». Это было первое и последнее собрание священников военно-морского духовного ведомства в период протопресвитерства Евгения Аквилонова . Отец Евгений открыл собрание своим пространным словом, в котором охарактеризовал современное время как тяжелое во всех отношениях и пророчески предрек: «Страшное время! Но гроза только еще приближается. Как путник иначе чувствует себя при надвигающейся грозе и совсем иначе, когда она разразится, с громом, молнией и ливнем; так и пастыри Церкви, положение которых сделалось необычайно тяжелым» 72 . Более пространно отец Евгений остановился на богословских аспектах священнического служения, обратившись к богословскому разбору пятой заповеди. Главную мысль, прозвучавшую здесь, можно свести к тому, что «чтить отца» для русского православного человека переросло в «чтить царя». о. Аквилонов довольно четко и определенно во всеуслышание вновь заявил о своих взглядах на самодержавную царскую власть, особо отметив и подчеркнув, что эта власть является драгоценной жемчужиной и великим сокровищем для России 73 . В этих словах, наверное, и был весь о. Евгений. Отстаивая монархические идеалы, протопресвитер попутно заметил, что священники больше внимания должны уделять чтению Священного Писания и проповеди. Последнее невозможно без первого, но вот, что печальнее всего то, что, по словам отца Евгения, «должествующая быть настольной книгой в каждой православной семье, Библия, в действительности, не является таковою, даже в домах священников, и последние знают ее менее, чем она того заслуживает.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Романова Владислава Николаевна , Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Ответ на 2, Русский Сталинист: Так что не надо демонизировать Брестский мир и большевиков, которые вынуждены были расхлëбывать последствия чужого предательства и чужих ошибок. Ну, почему же мы демонизируем большевиков? Мы по праву демонизируем инфернальные силы, которые породили большевизм как идею и как движение, которое породило Гражданскую войну в России. Предатели в монархических кругах разваливали Россию сверху, а большевики вели свободную пропаганду на фронтах I-oй мировой войны и занимались красным террором при царе. Предателей Отечества большевиков - масонов было после октября 1917 года во власти не меньше, чем среди монархистов при царе. Цель была одна у всех них - развалить и ослабить Россию. Но Господь посмеялся над ними. Эти цели «пятой колонны» не изменились и сегодня. Только благодаря честным и способным людям, в том числе в рядах самих большевиков, к которым, полагаю, относятся Ленин и Сталин, удалось сохранить страну. Поэтому разгром троцкистов длился 20 лет вплоть до 1937 года. Что касается белого движения, то там воевали разные люди, как предатели, так и верные сыны Отечества, как мы видим на примере генерала Дитерихса. Весь вопрос в том, за какие ценности воевали те или иные генералы. Предатели воевали за отобранное у них большевиками, а патриоты - за честь и славу России. Поэтому важно восстановить историческую справедливость в отношении оболганного «с ног до головы» в советское время белого движения. Вывод же один - Гражданская война стала страшным уроком для всех сынов Отечества. Россия мирным способом перемалывает всех предателей и «теоретиков». Отвалился коммунизм, отваливается либерализм. Только России не дают их спокойно перемолоть: враг в покое не оставляет. Так что всё очень логично получается. 2. Занимательная история

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/30/po...

Чтить не означает только любить, потому что любовь и привязанность детей к родителям – настолько естественное явление, что не требуется узаконять его особою заповедью. Да и в самом деле, едва ли можно найти ребенка, не имеющего прирождённых ему любви и привязанности к своим родителям и, особенно, к матери. Даже самые непослушные и невоспитанные дети – и те невольно льнут к родителям. Не о том, однако, речь в пятой заповеди, а о признании высшего авторитета и величества, носителями которых являются родители. Любовь имеет свой предмет как бы только около себя, а почитание – над собою. Ясно, что отцу с матерью Сам Бог предоставил исключительную честь пользоваться не только любовью, но и особым уважением со стороны детей. По отношению к братьям, сёстрам, к родным и ближним не заповедуется ничего особого, кроме любви: между тем как отец с матерью нарочито выделяются в высшую категорию: Бог возвышает их над другими лицами на земле и в некотором отношении поставляет рядом с Самим Собою, ибо они – древнейшее, существующее на этом свете, величество. Служащее честью и украшением монархов, величество является, по своей природе, не отличным от принадлежащего родителям. Различие относится только к большей или меньшей сфере его распространения, между тем как, по природе и содержанию своему, то и другое равны. Итак, заповеданное «чти» правильно поставлено на подобающем месте и не может заменяться другим глаголом. Требуемое заповедью почитание оказывается, прежде всего, внутренним делом детского помысла и настроения, т.е., в уме и в сердце благоговей пред своими родителями, даже, и в том случае, когда б ты был отличен пред ними своим образованием или успехами в различных науках и искусствах. В словах, которые говоришь, в совершаемых поступках, в роде и в тоне обращения с отцом и матерью, в устремлённом на них взоре, во всём твоём поведении проявляй высокую почтительность, не смотря на то, что они, подчас, не одобрят тебя за то или другое слово и дело. Их долг повелевать, а твой – подчиняться и таким образом исполнять Божью заповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Несмотря на то что К.- это свободная композиция, а не хоральная обработка, ее тенор могли сочинять в центонной технике (из отрывков григорианских и светских мелодий). Встречаются и светские мелодии с лат. подтекстовкой, что объясняет присутствие песенных структур в теноре К. (симметричное строение часто равновеликих строк с четкими клаузулами; см. пример 2). Тематика текстов преимущественно духовная, связана с различными церковными праздниками, чаще всего с Рождеством Христовым, а также с почитанием Девы Марии. Напр., известен К. Перотина «Beata Viscera Marie virginis» (Святое Лоно Девы Марии; ок. 1220), многострофный текст которого написан Филиппом Канцлером, главой кафедральной школы собора Нотр-Дам. Светские К. писали на важные политические события (коронация монарха, военные победы), в виде сатирических памфлетов (как и нек-рые мотеты); К. могли быть морализаторскими, погребальными (даже в ХХ в. 1-я часть Пятой симфонии Г. Малера, написанная в стилистике траурного марша, имеет подзаголовок «Wie ein Kondukt» (нем.- как кондукт)). В качестве процессиональных использовались, вероятно, несложные для исполнения К., прежде всего одноголосные; для исполнения многоголосных К., очевидно, требовались ансамбли искусных певцов-солистов. Возможно, что от процессиональной функции жанра происходит маршеобразный характер его музыки, иногда с оттенком танцевальности. Разновидности, музыкальная форма и стилистика К. делятся на простые (силлабические) и усложненные (мелизматические), с чередованием силлабических и мелизматических разделов. Различие К. «с хвостами («cum caudis»; имеются в виду заключительные мелизмы в конце строк/строф) и без» описано в музыкально-теоретическом трактате, известном как «Аноним IV Кусмакера» (изд.: Reckow. 1967. S. 82), где автор отдает предпочтение мелизматическим К. и указывает их образцы, напр. 3-голосный «Relegentur ab area» (см.: Евдокимова. 1983. С. 299-303). Простые К.- моноритмические по складу («нота против ноты»). Пример 3-голосного простого К.- «Quid tu vides, Jeremia?» (Что ты видишь, Иеремия?) (см.: Евдокимова. 1983. С. 297. Прил. 10 (анализ на с. 61)). Теноровая мелодия 1-й строфы этого К. похожа на период повторного строения. Хотя этот склад письма напоминает хорально-аккордовую фактуру, из-за перекрещивания голосов в узкой тесситуре вертикаль прослушивается слабо, преобладает линейный эффект, на слух воспринимается суммарная мелодия, «выплывающая» из разных голосов.

http://pravenc.ru/text/1841918.html

Похоже, что эти «православные революционеры-монархисты», слепо увлеченные химерической и хилиастической идеей «восстановления православной монархии», не понимают, что своими призывами льют воду на мельницу геополитических врагов России и приближают «майдан» на Красной площади под имперскими флагами, хоругвиями и иконами. Ведь воспользоваться «монархической» смутой и с помощью нее осуществить снос государственных институтов власти смогут в своих геополитических интересах только заокеанские кураторы российской пятой колонны. И самое главное: если Господь промыслительно прервал монархическое устройство Российской Империи в 1917 году, то мы, как православные христиане, должны принять это как волю Божию и ничтоже вопреки глаголати. Несомненно это было мистическим указанием Перста Божия на то, чтобы Россия развивала новые формы авторитарного (не демократического) правления на благо народов, населяющих нашу Родину. Ибо Российское Государство – это именно тот Удерживающий, о котором предупреждал св. апостол Павел (2 Фес. 2,7). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 8. Автор сам занимается псевдобогословскими фантазиями. " Несомненно это было мистическим указанием Перста Божия на то, чтобы Россия развивала новые формы авторитарного (не демократического) правления на благо народов, населяющих нашу Родину. Ибо Российское Государство – это именно тот Удерживающий, о котором предупреждал св. апостол Павел (2 Фес. 2,7). " На чем основано такое убеждение? На каком основании, Автор, вы трактуете волю Божию? С тем же самым успехом можно было сказать, что самозванцы и поляки в Кремле - тоже Перст Божий на развитие плодотворного сотрудничества с просвещенным Западом. Православное Самодержавие было дано Риму-Константинополю и Москве Божией волей. Божией же волей оно было у них забрано. А на что будет Божия воля в дальнейшем - не нам грешным судить. Если уж оперировать сугубо политологическими терминами, то " развитие новых форм авторитарного правления " всегда в истории заканчивалось монархией. Хрестоматийный пример - Юлий Цезарь, как раз развивший новую форму авторитарного правления, превратившуюся в монархию уже при его преемнике Октавиане Августе.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/03/o_priz...

Имееши обое во едином царе благополучие, треблаженная толиким монархом Россие. Аще бо внеуду посмотриши, нагромаждены неприятелским трупом бугры, завоеванны грады, разрушены крепи, покорены царства узриши: Марса новорожденна тебе восприятствовати имаши. Аще же внутрь тебе самыя очеса обратиши и воздвиженныя мусам жилища ученых, соборы юных, ко учению горячесть усмотриши, во истинну и Овиша (из его же мозга рожденна Паллада), – ужаснешися. Зде, наконец, московский орел врожденную себе ясно показа остроту: иде же к солнцу премудрости немизающия водрузи зеницы и заматорелую грубости старость в любезную преобрази юность. О, дабы к царскому образу весь круг сложился российский, о дабы к перваго двизателя движению обратилися звезды! И уже видим благое прежеланнаго преображения начало, егда по блистателных тишайшаго российскаго солнца лучах тако сладостная весна просияла есть. И по толиких оледеневших грубости мразах, благодейственым небес смотрителством цветы на земли нашей явишася. О радости, о веселия неизреченнаго! Тем же к нарицанию возцветающия премудрости весны, аз вертоградарь быти хощу, от онюду же и пространнейших ветийства ветров, особный во единой руце риторичестей тебе, велможный господине, вручаю снопик. Приими им же лепотствует доброхотным смыслом малый сей моего усердия дарец, и от всея руки (души), юже тебе подаю, прелюбезный мой, к тебе залог познавай. Предисловие Между инными греха казньми, к ним же чрез прародители наши обвинение привлекохом, и сим еще не последним, беднии землежители, казнимся, обаче ниже слезами омываем казнь, сиречь ясно, память имеем нетверду и удобопадну: едва что любо поемлется, и уже абие ис памяти испадает, аки во общей гостинице, иде же вход исходу ближайший. Тем же различно премудрии ищут памяти подкреплений, яко же видети возможно и в пятой части сея книжицы. Мне же паче прочих угодно возмнеся памяти способство, краткость вещи поятелныя, и сокращенное имущих глаголатися краткоречие, удобее бо сквозе ускую скважню входит мшица, нежели великий вельбуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

     Все " мудро " терпит произвол безнравственности, бодро крутят " видаки " , вместе со своими детьми смотрят телепрограммы " Про это " и исправно покупают взрослеющим дочкам мини-юбки на дни рождения. И, начитавшись " МК " , ворчат при этом на возрожденный Храм Христа Спасителя. Такие вот парадоксы.      С другой стороны, мы, православные христиане (как, впрочем, и большинство народа), с нашей идеей духовного возрождения России совершенно не нужны утверждающемуся новому мировому порядку и его синкретической идеологии, одним из принципов которой является уменьшение народонаселения в нецивилизованных странах, к которым относится и " немытая Россия " со всеми ее " сексуально безграмотными " детьми – с тем, чтобы обеспечить безбедное существование пресловутого так называемого золотого миллиарда, куда попадут только " цивилизованные " неоязыческие – по нынешнему своему жизненному укладу – страны типа США, Англии, Японии и т.д.      А наша культура и религия, наш уникальный по богатству своей души, грешный, но столь многострадальный и доверчивый народ не нужны новым транснациональным идеологам и их пятой колонне в России, которые цинично делают ставку на возведение в государственную норму плотского греха (с целью добиться растления, деградации, а стало быть, и сокращения населения через последовательно проводимую ими репродукционую политику) и предоставление " тусующейся " интер-глобал-элите с ее поистине люциферианской идеологией максимума наслаждения, в частности от пользования российскими женщинами, девушками и детьми в угоду своим страстям и извращенным желаниям.      Так вот что происходит вокруг нас, а мы-то, наивные, все спрашиваем и спрашиваем " товарищей " из определенных образовательных структур: да почему же? Да как же в конце-то концов?.. Да прекратите же... А потому, а вот так, а не прекратят. Потому что это – идеология. Избавление чудной планеты по имени Земля от лишних ртов, ненужных русых, черных и шатеновых голов, в которые вбиты уродливые стереотипы уходящей христианской духовности. Да, русские – плохие, темные, агрессивные, они помогали сербам, у них расистские поползновения, монархические предрассудки, православный фундаментализм, их священники – те же талибы и ваххабиты в рясах. Однако открытым текстом об этом говорят пока еще не всюду, разве что только на уровне желтой прессы. Просто утверждают, что стерилизация и контрацепция оч-чень полезны для здоровья нации. А тем временем каждый год больше миллиона человек в России умирает. А рождается – меньше миллиона. Казалось бы, надо самым естественным образом поощрять увеличение численности народонаселения. Но нет. Оказывается, это очень хорошо, когда население вымирает. Потому что его все равно еще очень много. А нужно, чтобы было меньше. Гораздо меньше. Это – спецзадание от вышестоящих... " товарищей " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А наша культура и религия, наш уникальный по богатству своей души, грешный, но столь многострадальный и доверчивый народ не нужны новым транснациональным идеологам и их пятой колонне в России, которые цинично делают ставку на возведение в государственную норму плотского греха (с целью добиться растления, деградации, а стало быть, и сокращения населения через последовательно проводимую ими репродукционую политику) и предоставление " тусующейся " интер-глобал-элите с ее поистине люциферианской идеологией максимума наслаждения, в частности от пользования российскими женщинами, девушками и детьми в угоду своим страстям и извращенным желаниям. Так вот что происходит вокруг нас, а мы-то, наивные, все спрашиваем и спрашиваем " товарищей " из определенных образовательных структур: да почему же? Да как же в конце-то концов?.. Да прекратите же... А потому, а вот так, а не прекратят. Потому что это идеология. Избавление чудной планеты по имени Земля от лишних ртов, ненужных русых, черных и шатеновых голов, в которые вбиты уродливые стереотипы уходящей христианской духовности. Да, русские плохие, темные, агрессивные, они помогали сербам, у них расистские поползновения, монархические предрассудки, православный фундаментализм, их священники те же талибы и ваххабиты в рясах. Однако открытым текстом об этом говорят пока еще не всюду, разве что только на уровне желтой прессы. Просто утверждают, что стерилизация и контрацепция оч-чень полезны для здоровья нации. А тем временем каждый год больше миллиона человек в России умирает. А рождается меньше миллиона. Казалось бы, надо самым естественным образом поощрять увеличение численности народонаселения. Но нет. Оказывается, это очень хорошо, когда население вымирает. Потому что его все равно еще очень много. А нужно, чтобы было меньше. Гораздо меньше. Это спецзадание от вышестоящих... " товарищей " . А мы-то со всей серьезностью только было расположились объяснять нашим лукавым оппонентам, что надо поднимать нравственность школьников и оказывать больше уважения к церковной духовности (потому что нет в ней, в этой духовности, ну ничего предосудительного и плохого, а все только доброе, врачующее и полезное).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2019...

Неблагодарный и ненужный труд! . 107  Haereticarum fabularum Compendium. Lib. V, cap. 23. – В первых четырёх книгах этого сочинения Феодорит изобличает ереси; в пятой и последней излагает православное учение. Эта пятая книга носит особое заглавие: Сокращённое изложение божественных догматов. Под этих специальным заглавием мы и цитируем эту книгу, составляющую сочинение в сочинении. 115  В этом Слове действительно есть учение, что дьявол, подражая Сыну Божию, возымеет намерение воплотиться, но что, – так как дьявол не может сделать это, – воплощение его будет мнимое, он будет только казаться человеком, он родится „по привидению”, примет „плоть мечтательную”. Это и будет антихрист. Раскольники на этом Слове преимущественно и утверждают свои лживые мысли, что антихрист – дьявол, а не человек, что антихрист не родится чувственно, и не будет иметь плоти. А отсюда они выводят и дальнейшие свои ложные мнения об антихристе, как духе общества и целом ряде лиц, в которых действует дьявол, с целью оправдать свою первоначальную, вызванную враждой к православной Церкви, сумасбродную мысль, будто антихрист уже пришёл в лице патриарха Никона , в лице всех вообще православных епископов и обнаруживается в духе православного русского народа. 118  У Лактанция есть выражение об антихристе: malo spiritu genitus, злым духом рождённый. Instit. divin.lib. VII, cap. 17. Но и это выражение представляет антихриста только порождением, пожалуй, сыном дьявола, но не отождествляет его с самим дьяволом. 123  Иудея была покорена Римлянами, их полководцем Помпеем, в 64 г. до нашей эры. Но иго римское в Иудее отнюдь не было тяжким. Римляне оставили в полной неприкосновенности веру Иудеев и вообще не вмешивались во внутренние дела Иудеи. Иудея была слишком ничтожная в политическом отношении страна, чтобы всемирный город мог много заниматься ею. Рим только назначал в Иудею своих правителей или прокураторов и взимал дань. Эти правители, хотя они были чужеземцы и язычники и, хотя большей частью были корыстолюбивы и жестоки, едва ли были хуже туземных владык, вроде Каиафы. Некоторая тяжесть чужеземного ига уравновешивалась той выгодой, что Иудея, вошедши в состав всемирной монархии, тем самым была обезопашена от нападения внешних врагов. Для маленькой страны – это очень важная выгода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010