26-го числа получено было мною три письма с разных сторон, как-то, из Константинополя, Киева и Уфы. Из Константинополя писал от 17-го числа Настоятель Посольской церкви, архимандрит Арсений: «Прошу принять мое искреннее поздравление с приближающимся праздником Рождества Христова и наступающим новолетием; молю воплотившегося нас ради Господа ниспослать Вашему Высокопреосвященству великие и богатые Его милости. Моя жизнь течет своим порядком и, спасибо, все меня берегут; а всё хотелось-бы поскорее вернуться в Россию, потому что наши единоверные греки, и всегда несимпатичные, в настоящее время действуют точно безумные. О закрытии греческих церквей Вы, конечно, знаете из газет: но что здесь на самом деле творится, едва-ли кто знает у вас. Прежде всего, нужно сказать, что закрытие церквей есть дело мирских Членов Совета народного, существующего в патриархии, и некоторых синодалов. В этом случае все они действовали под влиянием своих Афинских собратий и распоряжались Церковью на основании несуществующих канонов. Впрочем, надобно сказать к чести —816— некоторых иерархов, что не все из них закрыли церкви в своих епархиях. Один из выдающихся между ними так выражается об этой нелепой демонстрации: «Не знаю, каким духом руководимые, деятели Фанара провозгласили церковное бездействие, которое ничего другого не значит, как противление нашему Создателю и Благодетелю Богу». И далее рассуждая о том-же предмете, говорит так: «В первый раз появляющийся и неслыханный факт в церковных летописях, безумный и противный благочестию, возбуждающий ужас во всяком благочестивом сердце». – Этот митрополит и другие единомыслящие с ним не закрыли церквей в своих епархиях, но за то им грозят отставкой, и они никак не осмеливаются выражать своих мнений открыто. Вышесказанное я взял из одного конфиденциального письма, автор которого просит заступничества. Для характеристики настоящих событий упомяну хоть один из современных случаев. У одного состоятельного грека померла единственная дочь, которую он хотел похоронить по надлежащему чину с православными обрядами. Греческие иерархи и иереи не согласились, не смотря на все его мольбы; тогда опечаленный отец обратился к католическим патерам, которые похоронили умершую по их обряду на католическом кладбище. Это патерам на руку. А еще жалуются греки на то, что усиливается западная пропаганда. А сколько ропота в народе по случаю не венчания браков и проч. Можно утвердительно сказать, что закрытие церквей произвело много зла непоправимого. Всё это научает нас ценить по достоинству свое русское; а то иные ищут хорошего там, где его совсем нет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Некоторые самолюбцы, избегающие церковной исповеди, придумали для себя лукавую отговорку: «Я каюсь перед Богом, зачем еще говорить о своих грехах священнику?» (Таково же душепагубное заблуждение протестантских сект.) Подобное умствование насквозь фальшиво. Бог и без наших признаний знает все наши злые дела и мысли, от Всеведущего не укроешься ни в глухом лесу, ни в темном закутке, ни за занавесками отдельной квартиры, ни даже в тайниках своего сознания. Для смирения нашей гордыни Господь наш Иисус Христос вверил право принимать покаяние апостолам и их преемникам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:21–23 ). Православная Церковь пронесла через непрерывную череду поколений апостольскую благодать, которая почиет на всех православных пастырях вне зависимости от их личных качеств. И те, кто избегает церковной исповеди, обречены коснеть и умирать в непрощенных грехах. Понятно, почему протестанты отрицают спасительное таинство исповеди. Три века назад они безумно разорвали идущую от апостолов Христовых череду рукоположений. Теперь среди них нет никого, кто имел бы власть вязать и разрешать (см. Мф.18:18 ), право совершать Божественные таинства, все их «пасторы» и «наставники» – просто самозванцы. Вот почему они так упрямо противятся правому учению Церкви. Увы, эти слепцы, ведущие слепцов (см. Мф.15:14 ), и их несчастные последователи со всей греховной грязью, скопленной за земную жизнь, должны будут предстать перед Страшным судом Божиим. Дорогие во Христе братья и сестры! Дивное чудо творит ради нас Господь в таинстве исповеди! Мы покаялись – и вот со страниц нашего прошлого бесследно стерты черные письмена, обличающие нас, и души наши обрели изначальную чистоту. Помните, веруйте, знайте – все исповеданные нами преступления простил и изгладил Небесный Отец, только не оглядывайтесь назад, не возвращайтесь к былым мерзостям! Всевышний Судия не похож на земных судей. Ни смертная казнь, ни пытки, ни тюремное заключение не грозят преступившим Божественный Закон, если они раскаются, оплачут свои грехи и сами исповедуют их пред Лицем Всеведущего. И лишь безумцы, упрямо пренебрегающие милосердием Господним, обрекают себя геенне огненной.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

и скажет тебе Господь: «ПРОСЛАВЛЯЮЩИХ МЕНЯ ПРОСЛАВЛЮ»... " Киево-Печерский Патерик Orthodox 27 июля 2011, 08:56 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала. И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. (Мк.14:3-10) Леонид 27 июля 2011, 07:39 Благодарю за статью! Очень рад, что на таком сайте опубликована! Думаю многие укрепятся после её прочтения, а то шизофрения какая то получается(это я про себя и персональное раздвоение личности ...) Елена 27 июля 2011, 00:46 Спаси Господи, отец Димитрий, за актуальную статью! В последнее время часто думала на эту тему, боялась вслух сказать, что давно наболело, а тут оказалось что я не одна " болезную сердцем " . Действительно, пришёл-ушёл, никому не нужен со своими проблемами. Разобщенность и коммерцизация общества поразила и церковь. Недавно одна пожилая женщина рассказала, которая в храме 20 лет прослужила, как они тайно(!) собирают деньги для священника из другого, очень бедного прихода, для лечения его больной дочери, и при этом очень опасаются, что об этом узнают " свои " батюшки, тогда тому священнику грозят большие неприятности, ведь деньги-то в чужой приход уплывают. Ещё более ужасный рассказ услышала от знакомой из Сургута. Её двое близких родственников когда-то закончили свою жизнь самоубийством, так вот она регулярно подаёт записки о их упокоении. На мой вопрос, " как такое может быть, их в церкви поминать нельзя!? " , она говорит: " а я прикладываю 100 рублей к записочке, лично прошу батюшку помянуть, мне ещё ни разу не отказали! " Причём человек она не церковный, и разубедить мне её, что не все батюшки такие, увы, не удалось... Прости, нас Господи, грешных!

http://pravoslavie.ru/47744.html

Виновных в этом буду переводить в худшие приходы. 12 ноября 1953 г. Всем священникам и диаконам Крымской епархии архиепископа Луки увещание До сведения моего неоднократно доходило, что многие священники епархии совершенно недопустимо сокращают чинопоследование богослужений, Таинств и обрядов. К глубокому моему огорчению, я вижу, что этот весьма греховный обычай укоренился, и дело дошло до того, что немногие особо благочестивые священники, совершающие службу по уставу, подвергаются обвинениям со стороны некоторых дерзких членов своей паствы в том, что они неправильно служат и вводят небывалые новшества, ибо ни один из их предшественников так не служил. В поселке Судак дело дошло до того, что некие деревенские люди, мнящие себя знатоками церковного устава, требуют от меня увольнения примерного исполнительного священника о. Николая Мищука, а ему самому прислали гнуснейшее анонимное письмо, в котором грозят убить его, если он сам не уйдет. Таким образом, благочестивые священники подвергаются гонениям и терпят большие неприятности по вине гораздо менее благочестивых, тяготящихся уставной службой. Думаю, что я согрешу пред Богом, если не приму серьезных мер к обеспечению уставной службы, и потому с тяжелым сердцем предупреждаю, что за такие тяжелые проступки, как замена панихиды литией и служение молебнов по собственному выдуманному чину вместо указанного Святейшим Патриархом в богослужебных указаниях за 1953 год чинопоследования молебна и панихиды я буду запрещать виновных в священнослужении на два месяца, а за крещение обливанием на полгода. Взываю, братия, к иерейской совести вашей и молюсь о том, чтобы Господь Бог умножил ревность вашу о славе Его. 8 мая 1954 г. Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии архиепископа Луки слезное увещание Близится Рождественский пост, а после него и рождественских Святок скоро начнется и Великий пост , время говения большинства верующих. И овладела мною глубокая тоска и скорбь о том, что среди вас, моих сослужителей Христу Богу, некоторые несчастные, к которым относятся страшные слова пророка Иеремии: Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением ( Иер.48:10 ), будут продолжать ставший для них привычным смертный грех превращения великого Таинства покаяния в пустую формальность, желая поскорее отделаться от этого скучного для них дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Пресвятая Богородица, помоги счастливо выйти замуж и обрести финансовую независимость. 2017/04/30, 12:38:30 Пресвятая Богородица, Царица Небесная! Спаси и помилуй нас, грешных! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Ксения 2017/04/29, 23:59:15 Матушка Богородица! Помоги !Помолись Сыну Твоему о исцелении р Б Тамары ! В реанимации в тяжелом состоянии.Помоги Господи! Татьяна! 2017/04/29, 05:28:45 Матерь Божия Скоропослушница! Услышь меня грешную! Молю тебя, разрушь козни и путы сил тьмы и людей недобрых! Помилуй, спаси и сохрани детей моих р.Б. Кирилла и р.Б. Максима от нечаянной и напрасной гибели, чем грозят люди темные! Заступись, Матерь Бога нашего, пусть у нас у всех все будет хорошо! Матерь Божия, помоги моему неверию: излечи язвы души и тела моего! Спаси нас! Помоги, Безгрешная Дево Мария, продать скоро и благополучно квартиры в г.Красногорске! Пресвятая Богородица, память теряю: помоги! Благодарю тебя, Пресвятая Богородица Скоропослушница! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! р.Б.Фотиния 2017/04/28, 11:04:21 Пресвятая Богородица " Скоропослушница " , моли Бога о нас, прошу дай мены щасття й долю, прошу допогти спутника для подальшого життя. Прошу Матушка Царице Небесна допоиожи сину р.б. Тарасу у позттивному його Дай сили та здоров’я внуку р.б. 2017/04/28, 08:29:51 Просим молитв о нашем сыне,болящем младенце Илии, восстанавливается очень медленно после операции.Благодарим за всё вас и ваши молитвы!Виктория,Дмитрий,Анна,Сергий. Димитрий,Виктория 2017/04/28, 07:26:08 Скоропослушнице! Помоги к тебе добраться! СЕРГИЙ,Днепр 2017/04/27, 17:17:30 Пресвятая Богородица Матушка Божия Скоропослушница! Помолися за меня чтобы я вышла замуж за любимого человека. Аминь! Фотина 2017/04/26, 09:20:20 Пресвятая Богородица Матушка Скоропослушница, всем людям Ты заступница и скорая помощница, не оставь и нас помощью и заступничеством Твоим. Моли Своего Сына и Господа Бога нашего простить наши грехи вольные и невольные. У сына моего, Р.Б. Федора, сегодня день операции. Прошу Тебя всем сердцем: помоги сыну пройти этот день и пусть операция пройдет успешно. Молитвенно прошу Тебя , Пречистая, Твоего небесного и земного покровительства для моего сына.

http://isihazm.ru/?id=364&c_pid=27

Вот текст зтого документа, который своим благородством и горячим патриотизмом привел в восхищение даже врагов Государя: АКТ об отречении Государя Императора Hukoлaя II от престола Государства Российского в пользу Великого Князя Михаила Александровича. В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской Нашей армии, благо народа, все будущее дорогого Нашего отечества требует доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия Наша, совместно со славными нашими союзниками, сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали Мы за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше Брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол Государства Российского. Заповедуем Брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой родины призываем всех Наших верных сынов отечества к исполнению своего святого долга перед ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний помочь Ему, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России. Г. Псков , 2 Марта 15 час. 3 мин. 1917 года. НИКОЛАЙ . Министр Императорского Двора, генерал-адъютант граф Фредерикс . Царь был свергнут.

http://azbyka.ru/fiction/imperator-nikol...

«Дай Бог нам иметь такую духа свободность», – отозвался митрополит Платон по прочтении первого тома этой книги. А духовная цензура ее «не пропустила» 99 . Duobus litigantibus, tertius gaudet, – этого результата не лишен изложенный спор о цензуре: авторам духовных произведений неопределенность положения была выгодна. Исключительные права московской духовной цензуры, находившиеся под сомнением до введения устава 1804 года, оставались, благодаря, между прочим, этим пререканиям, спорными и далее. Выдвинутое, кроме того, Платоном право академии на самостоятельную цензуру уже в 1808 году было признано в проекте устава духовно-учебных заведений. А это последнее обстоятельство было началом конца московской духовной цензуры. Прямым следствием непрочности той связи, которая существовала между московской духовной цензурой и движением жизни, явилось быстрое ее разложение и умирание. Оно сказалось во всем, даже в ее внешней обстановке, в судьбе ее библиотеки, составе членов, более же всего, конечно, в ее ученой и цензурной деятельности. Во все время существования, с 1799 по 1828 год, московская духовная цензура находилась в Донском монастыре. Лишь после войны 1812 года она временно была перенесена в Новоспасский монастырь, настоятель которого в то время являлся и ее председателем 100 . В занимаемом цензурой корпусе Донского монастыря обыкновенно жил один из ее членов, которому было поручено наблюдение за писцами и сторожами-инвалидами. При учреждении цензуры, здание было отремонтировано, но затем, вследствие небрежности и бесцельной экономии цензоров, дошло до крайней степени обветшания. Наконец, в мае 1824 года поступил в цензуру доклад ее писца следующего содержания: 19 сего мая, от сильной во время дождя течи, проходящей сквозь деревянную, совсем уже изветшавшую, кровлю на потолки и местами в самые комнаты, – в одной из цензурных комнат потолок прогнил и провалился, да и в прочих комнатах оные грозят падением. Почему не благоугодно ли будет повелеть, вместо провалившегося потолка, без коего невозможно жить, сделать новый потолок и накатник, а, во избежание вреда, имеющего быть для библиотеки и архива, и в предотвращение опасности жить в четырех комнатах, где находится библиотека и архив и где живут старший писец со сторожем, подвести под потолок бруски на подставках бревенчатых 101 . Только после этого случая, желая, вероятно, использовать накопленные средства, цензура стала производить ежегодные капитальные ремонты – «исправление ветхости» Донского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Люди, оказывается, массово верили (поскольку были так научены), что в раках сплошь и рядом лежат абсолютно нетленные тела святых. О том, что во многих раках лежат только одни косточки, и что мощи не обязаны быть полностью нетленными , простые люди не знали. Просто им не сказали об этом. Стоило большевикам дерзко раздеть, разоблачить, то есть, святые гробы и лежащие в них святые останки, как множество простых людей почувствовали себя обманутыми. Ну а дальше, как говорится, дело техники. Дальше можно сокрушать глыбу народной веры без особого труда и превращать ее в кучу щебня. Глыба ведь такова, что ее только с места сдвинь, дальше она сама покатится. Такие примеры не единичны. Большевики заполняли своими богоборческими смыслами незанятую смысловую нишу народной души . В этом ключ понимания их успеха, и ключ понимания нашего поражения. Жестокий вопрос заключается в том, почему душа народа была не занята, не заполнена правильными смыслами? Историк Церкви знает, какова была духовная реальность, предшествующая революции. Знает это и историк русской литературы, и гражданский историк. Любители аскетической литературы тоже, наверняка, не раз встречали в переписке и в поучениях великих представителей той эпохи предсказания о крушении скором, жутком и неминуемом , которое ждет и Церковь, и государственность. Таким образом, вопрос о. Георгия способен перейти в неожиданную и еще более страшную форму. «Могу ли я гордиться Церковью, прямо или косвенно виновной в катастрофе ХХ-го столетия?» Тут, понимаешь, народ затронут, и уже о. Георгию смертью грозят (сам читал). А если глубже копнуть, заговорят, наверное, о геенне огненной. Ругаться хотят те, кто гордиться хочет. Кто не хочет гордиться, тот к ругани не способен. Вот кто-то хочет гордиться народом, а о. Георгий не хочет. Значит, у них война. Кто-то хочет Церковью гордиться, Истиной гордиться, избранничеством своим гордиться, как будто не ему сказано: « не гордись, но бойся » (Рим. 11:20) Ведь ничем этим гордиться нельзя. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9)

http://pravmir.ru/po-povodu-slov-skazann...

Из Кенавата мы прошли в Атиль (др. Athila), замечательный развалинами двух храмов: одного храмика с чудным резным порталом (фот. 409, табл. XVI), совершенно того же характера, что двери в Кенавате и порталы Сиаха, следовательно, также II века по Р. X.; пилястры портала украшены сильно выпуклыми завитками аканфового побега с розетками внутри (их тип всего лучше сохранился на куске портала другого храма, фот. 406), которых лепестки приподняты над фоном и причудливо выгнуты, как на живом цветке; по сторонам портала две ниши обрамлены великолепными резными косяками, на одном крупный меандр, как в Кенавате. В самой средине храма выведена высокая аркада, остаток бывшей здесь христианской церкви: в замке арки вложена плита с орнаментальным крестом. Во дворе жилища, прилепившегося к храму, нашлось много барабанов колонн, надписей и кусков, между которыми замечателен карниз, украшенный розетками, которых лепестки как бы закручены сильным движением. Этот орнамент особенно любопытен, потому что часто встречается в варварских древностях IV–IV в. по Р. X. – здесь он является ранее Европы. Другой большой храм Атиля ныне (фот. 405. кат. 253) почти весь разобран, и внутри него поселилась семья друзов, очень многочисленная и хозяйственная, которая быстро доканчивает его раззорение. Уже теперь осталась только одна стена с антою, заложенный уже внутри жилища фасад, с декоративными пилястрами, которые оказались замазаны красною глиною; повсюду в стенах куски резных карнизов, антаблемента с большим меандровым фризом и пр., в виде упомянутого косяка над дверью (фот. 406, кат. 254) и другого с лиственными разводами, в которых прыгают козы и пантеры 90 ; в ограде, во дворе, заложен большой бюст Гелиоса (фот. 407, кат. 255). Церковь этого городка оказалась старинною и особенно жалкою: она в один неф, аркады выложены из сборных кусков и местами подались и грозят разрушением; последняя аркада опущена на две коринфские капители, абсида сложена частью из нетесанных кусков и т. п. Самые капители, как и пара больших (фот. 408) капителей, из которых сложен алтарь халуэ – молельни друзов, принадлежат тому же большому храму. По низу этих капителей идет пояс из коротких и широких аканфов, отдельно высеченных на фоне корзины; выше низкий, загибающийся поясок аканфовых коронок, заступивший место прежнего пояса, и затем верхушка, убранная толстыми побегами волют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

«Господь зрит на сердце человека». ( 1Цар.16:7 ) Сердце же его было чисто и свободно от всякого лукавствия. И намерения его были благие, а Господь и намерения целует. Впоследствии он не раз говорил своим духовным чадам, что «жить надо так, чтобы вся жизнь была окружена железным кольцом заповедей Божиих, и не только всякое предпринимаемое дело, но и каждое слово надо проверять, согласно ли оно с законом Божиим». Вот что он писал одному своему духовному чаду, вспоминая пережитое им: «Все это – в прошлом. Но ни прошлое, ни настоящее, ни будущее не могут заставить меня изменить свои решения, ибо они основаны на слове Божием, на заповедях Евангельских и правилах Церковных. Я – монах, а монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. Ни прещения, ни угрозы, ни даже смерть не должны заставить монаха презреть заповедь Божию. Умиляют мое грешное сердце слова псаломские: «Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках». ( Пс.118:94 ) Говорю их Господу, когда грозят мне люди или помыслы мои при исполнении долга моего священноиноческого. Буди воля Господня!..» Глава Х И мир возненавиде их, яко не суть от мира. ( Ин.17:14 ) Вси хотящии благочестно жити, гоними будут. ( 2Тим.3:12 ) С самого начала революции Церковь Православная испытывала великое гонение и притеснение. Один за другим закрывались монастыри и храмы. В них устраивались «дома отдыха», санатории, клубы, кинотеатры, библиотеки или просто они использовались под склады. В годы разрухи остававшиеся незакрытыми церкви испытывали острую нужду в самом необходимом для совершения богослужений. Не было пшеничной муки для печения просфор, красного вина, необходимого для совершения Литургии (бывали случаи, когда оно заменялось вишневым соком), ладана, свечей, масла. Число прихожан, приписанных к той или иной церкви, уменьшалось с каждым днем. Многие, весьма многие, даже пожилые, не говоря уже о молодежи, покинули Церковь . Часть молодежи, революционно настроенной, организовывала группы «воинствующих безбожников». Имея цель в кратчайший срок уничтожить веру христианскую, они по большим праздникам устраивали кощунственные процессии по улицам в облачениях, похищенных из закрытых церквей, и вообще творили всякие бесчинства и надругательства над всем священным. В довершение всего, согласно распоряжению правительства, из церквей были «изъяты» все «ценности». Специальные комиссии отбирали золотые и серебряные сосуды, церковную утварь, кресты, сдирали с икон серебряные ризы и оклады.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010