Тяжелы были кресты, понесённые св. мучениками, не пощадившими не только благ временных, но и самой жизни своей для Христа. Тяжёл был крестный путь св. подвижников, медленною, мучительною смертию умиравших для всех земных пристрастий и распинавших в себе все страсти. Но какие же славные венцы венчали их подвиги! Благодатный мир души, блаженство св. настроенности, сладость жизни добродетельной здесь и блаженную вечность – вот что приобрели они для себя крестною жизнию, кратковременными лишениями и скорбями здешней жизни… Тяжёл был жизненный жребий – несчастного Лазаря, упоминаемого в евангельском чтении настоящей недели: голод, холод, бесприютность, страдания от ран составляли удел его здесь. Но он проходит свой тернистый путь праведно, благопокорливо, и – лоно Авраамово делается местом жизни его в вечности… Но какая ужасная участь ожидает грешных миролюбцев, с увлечением и забвением о всём святом предающихся наслаждениям благами временными, – об этом красноречиво говорит нам злосчастная судьба евангельского богача, так презрительно относившегося к Лазарю. Богач одевается постоянно в порфиру и виссон, и пирует всякий день роскошно, с увлечением предаётся разнообразным греховным удовольствиям, и – что же? Какая участь постигает его в вечности? Он мучится ужасно в пламени огненном, и тщетно молит Авраама послать Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык его ( Лк. 16:19, 31 )… Да! велика сила креста, если она избавляет истинных крестоносцев от гибели и ведёт их ко спасению. По истине достойно и праведно нам хвалиться крестом Христовым, которым мир распят для истинных слуг Христовых, и они – для мира!.. Спасительно хвалиться крестом Христовым уже начинают те, которые с верою приемлют учение крестное, и торжественно, безбоязненно пред всеми исповедуют это учение, как премудрое, спасительное, истинно-божественное; те, которые содержат это учение и дерзновенно исповедуют его, не боясь ни поруганий, ни гонений, ни самой смерти за свою веру, за исповедание своё… Эти люди, познавши учение и чудеса евангельские, не обращаются ко Христу с вопросом сомнения, подобным тому, с которым обратились к Нему в притворе Соломоновом в праздник обновления храма иудеи – слушатели учения Христова и свидетели чудес Христовых: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос; скажи нам прямо ( Ин.10:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Однако если душа своим умом является образом Божьим, продолжает Григорий, ее «звериные» составляющие — вожделевательная часть (τ πιθυμητικν) и гнев (τ θυμοειδς), как их именует Платон в своем понимании души — не могут относиться к ее определению, особенно в своей двузначности, которая допускает их правильную и ошибочную направленности (к действительному добру и действительной доблести, или всего лишь к представлению о них ). Эта двузначность вошла в мир — как мы уже знаем из сочинения Об устроении человека — когда человек вопреки божественному запрету вкусил плод дерева, в котором зло смешано с добром (ср. Быт. 3 ). В то же время человеческая жизнь «раздвоилась» (διχ μερσας) в нынешнее телесное и последующее бестелесное существования, продолжительность ( диастема ) которых весьма разнится: хотя эта жизнь «заключена в очень краткий промежуток времени», жизнь бестелесная «простирается в вечность», продолжается «веками без конца, ее границей является вечность» (ν πρας πειρα). Ныне же человек должен выбирать из них двоих (чего изначально не должен был делать): либо он ищет добро в одном, либо в другом, то есть выбирает временность или вечность. Огромная разница между обеими возможностями показана, согласно Макрине, «пропастью» (τ χσμα ) в евангельской притче о богаче и Лазаре (ср. Лук. 16:26 ). В этой притче желаемое состояние души, которая удержалась, называется «лоно Авраамово» ( Лук. 16:22 ), поскольку Авраам был первым, о котором рассказывается, что он дал преимущество «надежде на то, что будет в будущем перед использованием вещей настоящих». Лоно ( κλπος) — это слово, как указывает Григорий , в переносном смысле в греческом языке означает также «залив» — так он указывает будто бы на пребывание в море «неизмеримых благ». Душа богача была, напротив, и после смерти соединена с жизнью «тела и крови», как показывает — по крайней мере согласно толкованию Макрины — его забота о своих родных (Григорий приводит и пример Платона о ненадлежащем посмертном сопряжении души с телом, которым является явление теней умерших на могилах, где покоятся их тела ).

http://bogoslov.ru/article/753318

В следующую ночь зовет его некто свыше, говоря: “Встань, Антоний, выйди и посмотри”. Антоний выходит (ибо знал, кому должно повиноваться), и возведя взор, видит, что стоит кто-то высокий, безобразный и страшный, и касается главою облаков, и что восходят еще некие как бы окрыленные, и он простирает к ним руки, и одним преграждает путь, другие же перелетают через него, и миновав его, беспрепятственно уже возносятся вверх; на последних великан этот скрежещет зубами, о тех же, которые падают вниз, радуется. Вдруг Антонию говорит голос: “уразумей видимое”. Тогда отверзся ум его и уразумел он, что это есть прохождение душ, что стоящий великан есть враг, завидующий верным, и он подпадших власти его удерживает и возбраняет им идти далее, но не может задержать непокорившихся ему, потому что они выше его. Увидев это, и такое видение прияв как бы за напоминание себе, Антоний стал прилагать еще вящее старание, чтобы ежедневно преуспевать в прежних подвигах» 2 . Итак, в течение сорока дней, пока не будет определено, в каком состоянии до Второго пришествия должна временно пребывать душа усопшего, демоны показывают все, что смогла совершить она греховного за свою земную жизнь; единственное, что ей может помочь тогда — это покаяние, принесенное ею при жизни в тех грехах, в коих ее обвиняют, добрые дела, которые она творила, живя на земле, и заступничество Церкви и святых. Молитва за усопших тем самым приобретает большое значение уже с момента смерти: она охраняет и защищает душу от козней демонов. Место прохладное и покойное Если душа победоносно проходит эти ступени мытарств, если демонам не за что предъявлять на нее свои права, то она затем вводится ангелами в рай, или на лоно Авраамово, в “место светло, в место прохладно, в место покойно, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание” 3 , где душа в обществе святых наслаждается неизреченным блаженством. В прекрасной статье на тему “Блаженство на христианском Востоке” Мирра Лот-Бородина изложила учение святоотеческой традиции об этом состоянии блаженных такими словами: «Requies aeterna, requies beata (‘покой вечный, покой блаженный’ — Пер.

http://pravmir.ru/smert-pobezhdena/

В следующую ночь зовет его некто свыше, говоря: " Встань, Антоний, выйди и посмотри " . Антоний выходит (ибо знал, кому должно повиноваться), и возведя взор, видит, что стоит кто-то высокий, безобразный и страшный, и касается главою облаков, и что восходят еще некие как бы окрыленные, и он простирает к ним руки, и одним преграждает путь, другие же перелетают через него, и миновав его, беспрепятственно уже возносятся вверх; на последних великан этот скрежещет зубами, о тех же, которые падают вниз, радуется. Вдруг Антонию говорит голос: " уразумей видимое " . Тогда отверзся ум его и уразумел он, что это есть прохождение душ, что стоящий великан есть враг, завидующий верным, и он подпадших власти его удерживает и возбраняет им идти далее, но не может задержать непокорившихся ему, потому что они выше его. Увидев это, и такое видение прияв как бы за напоминание себе, Антоний стал прилагать еще вящее старание, чтобы ежедневно преуспевать в прежних подвигах " Итак, в течение сорока дней, пока не будет определено, в каком состоянии до Второго пришествия должна временно пребывать душа усопшего, демоны показывают все, что смогла совершить она греховного за свою земную жизнь; единственное, что ей может помочь тогда - это покаяние, принесенное ею при жизни в тех грехах, в коих ее обвиняют, добрые дела, которые она творила, живя на земле, и заступничество Церкви и святых. Молитва за усопших тем самым приобретает большое значение уже с момента смерти: она охраняет и защищает душу от козней демонов. Место прохладное и покойное Если душа победоносно проходит эти ступени мытарств, если демонам не за что предъявлять на нее свои права, то она затем вводится ангелами в рай, или на лоно Авраамово, в " место светло, в место прохладно, в место покойно, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание " где душа в обществе святых наслаждается неизреченным блаженством. В прекрасной статье на тему " Блаженство на христианском Востоке " Мирра Лот-Бородина изложила учение святоотеческой традиции об этом состоянии блаженных такими словами: " Requies aeterna, requies beata ( " покой вечный, покой блаженный " - Пер.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/417/...

Виталий 20 ноября 2014, 15:56 О,! Вспомнил проповедь недавно на Лазаря и нищего батюшки Владимира прочел комментарии и пусть не сразу но вспомнил про нее. Там отец Владимир пояснил, что Лазарь наследовал лоно Авраамово по причине не осуждения богача. А это как вижу болезнь нашего времени. Простите может неуместно Виталий 20 ноября 2014, 15:15 Простите что вмешиваюсь никого не хочу осудить или защищать хотел пояснить вопрос Про адидас о которых я упомянул ранее: Адидасы фирменные стали популярны не только как универсальная и удобная одежда но и потому, что в отличии от других изделий на коленках не растягивались! Про аппле: по работе несколько лет назад нужна была техника которую начальник совсем незнакомый с настройками системы, установками программ, выбором и подключением к сети и т.д. не задавал вопросов и сам мог (а точнее устройство могло за хозяина) подключится к сети, не вылетало и стабильно работало с приложениями купленными пусть за деньги они все равно не мои. Ни о каком доморощенном андроиде и виндовсе или тем более симбиан речь идти не могло. В принципе выбор был только из блекбери или мак ос которые в свою очередь предоставляли и корпоративные сервисы. и притензии можно предъявить апле они за все отвечают. Когда доморощенные системы типа андроид вышли на уровень платных разработок по качеству мак конечно мой бос и слушать не хотел пересаживаться на другую платформу просто лень и сила привычки а погоня за новинками- ну это уже другая статья- про тщеславие. Качество апле и самсунг: спросите у любого ремонтника что по материалам и по сборке лучше изготовлено думаю ответ очевиден. Ну а дизайн на вкус и цвет. Статья судя по отзывам очень разделила аудиторию наверное что то непонятно написано разделить проще чем объединять простите не ссорьтесь пож-та григорий 19 ноября 2014, 22:26 Apple такой-же титан на глиняных ногах как и доллар США, и кризис 2008, и спад, и конфронтация на Украине это агония США, экономического вклада ВВП падает ,а есть только долларовые понты и военный бюджет обеспеченный понтовостью доллара. 59 % косвенно подтвердили что они слабоумные, имидж и самомнение для них важнее функционала, и нужен ли этот функционал в током обьёме и такому количуству людей- " нет до чего дожили у детей эппл, " ну ЧЕМ, ЧЕМ Я ХУЖЕ " прям точно по смыслу как из мультфильма про карлосона. Реклама вбивает в голову комплекс неполноценности , и предлагает билет (за неоправданно высокую цену) в виде APPLE в клуб эппл.

http://pravoslavie.ru/75218.html

Источник этой сверхчеловеческой силы – аскеза 28 . Но как раз аскетические достижения Мартина интересуют агиографа в самых общих чертах. По-видимому, восточный опыт остается непревзойденным, – и в этом известная порука Северовой правдивости. Если не для Мартина, то для аскетического кружка Сульпиция Севера представляется очевидным, что, в частности, диэтический режим Египта должен быть смягчен в Галлии 29 . Подвиг Мартина в воздержании, в постах 30 , бдениях и молитвах, не столько в чрезмерности их, сколько в непрерывности, perseverantia 31 . Кардинальная добродетель Мартина – это мyжecmbo-formimudo 32 . Совершенно стоическими чертами рисуется ровная невозмутимость его духа – aequanimitas: «никто никогда не выдел его разгневанным, никто – взволнованным, никто – печальным, никто – смеющимся: всегда он был один и тот же – unus idemque» 33 . С этой невозмутимостью согласуется gravitas и dignitas его речей 34 . Ровность духа не изгоняет с лица Мартина выражения «небесной радости», придававшей ему нечто не от человеческой природы 35 . Эта вечная ясность, кажется, исключает покаянное настроение, плач о грехах, и, действительно, Сульпиций нигде не указывает на покаяние, как на мотив аскезы 36 . Сам Сульпиций – грешник – знает «страх суда и ужас наказаний»; «воспоминание о грехах делает его печальным и измученным» 37 . Но это не для героя. Мартин в изображении Севера свободен от страха и раскаяния 38 . Вера в свою спасенность выражается и в предсмертных словах, обращенных к диаволу: » то ты стоишь здесь, кровожадный зверь? ничего ты не найдешь во мне, злодей: я отхожу на лоно Авраамово» 39 . Здесь выражено не только личное самосознание. Известный моральный оптимизм утверждается Мартином и в общей сентенции: «Старые преступления очищаются достойной жизнью, и, по милосердию Божию, должны быть освобождены от грехов те, которые перестали грешить» 40 . Не на милосердии, которое все покрывает, лежит здесь ударение, но на meliorvita; святой серьезно считается с возможностью перестать грешить. Правда, несколько иной оттенок принимает эта мысль в радикальном заключении: и диавол может надеяться на прощение, если раскается хотя бы перед Судным днем: «уповая на Господа Иисуса Христа, я обещаю тебе милосердие» 41 . Здесь не может быть и речи о заслугах. Но для человеческих усилий и борьбы открыто свободное поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Моя сердечная безграничная благодарность всем друзьям, чья заинтересованность в этой работе и помощь – молитвенная и действенная – так были нужны и дороги. В основном удалось найти почти все русские первоисточники, цитируемые о. Серафимом, но некоторые выдержки приходится давать в обратном переводе. Учитывая малую доступность ряда полезных книг, я счел необходимым сделать несколько добавлений к приложению, чтобы пояснее проиллюстрировать материал книги. Заранее приношу извинения за все возможные неточности и ошибки. Прошу всех православных читателей молитвенно почтить светлую память инока-подвижника нашего времени, человека удивительной веры и любви, приснопамятного иеромонаха Серафима – да упокоит его Господь в месте светле, злачне и покойне. Аминь. Москва, январь 1984 г. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. XVI, 19—31).   ОГЛАВЛЕНИЕ Глава первая. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ОПЫТОВ Глава вторая. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ Глава третья. ЯВЛЕНИЯ АНГЕЛОВ И БЕСОВ В ЧАС СМЕРТИ Глава четвертая. ВИДЕНИЕ НЕБА Глава пятая. ВОЗДУШНОЕ ЦАРСТВО ДУХОВ Глава шестая. ВОЗДУШНЫЕ МЫТАРСТВА Глава седьмая. ВЫХОД ИЗ ТЕЛА В ОККУЛЬТНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Глава восьмая. СМЫСЛ СОВРЕМЕННЫХ “ПОСМЕРТНЫХ” ОПЫТОВ Глава девятая. СМЫСЛ СОВРЕМЕННЫХ “ПОСМЕРТНЫХ” ОПЫТОВ Глава десятая. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ О ПОСМЕРТНОЙ СУДЬБЕ ДУШИ Приложение 1. ОТВЕТ КРИТИКУ. Приложение 2. МОЛИТВЫ ЗА НЕПРАВОСЛАВНЫХ. © ПРАВОСЛАВИЕ 2000

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

«Некоторый человек был богат. Некоторый человек«. Он не назван по имени, не удостоился такой чести, как Иов, о котором было написано: «был человек в земле Уц, имя его Иов» (Иов 1:1). Об его имени умолчано: как бесплодный, он лишен и имени (ведь праведных имена в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно), ему оставлено только общее родовое имя – человек: это имя уж конечно для всех людей является общим. Не имея отличительного собственного имени, он отличался за то особенною суровостью своего злого нрава. «Некоторый человек был богат«. Сродный бедному Лазарю по телесной природе, он был чужд ему по наследию Христову по причине озлобленной свое воли. «Некоторый человек был«. Человеком он был по внешности, а по нраву это было животное, питающееся в одиночку. «Некоторый человек был богат«. Богат стяжаниями, богат преступлениями, богат медью, богат греховным ядом; озарен блеском серебра, но омрачен грехами; богат золотом, но беден Христом; много одежд имел он, но душа его не имела покрова; драгоценные одежды хранились у него, но лишь множество тли питалось ими. «Некоторый человек был богат«. Цветя богатством, он не имел цвета правды: дерево осеннее, бесплодное, вдвойне мертвое. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон«. Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен; не кровью Христовою обагрена была его порфира, она была окрашена кровью морских раковин; не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно«. Не о Господе веселился он, как праведные (ведь для праведных радость – память о  Боге, как свидетельствует, например, Давид: «вспоминал я Бога и веселился» – Пс. 76:4); его увеселения заключались в пьянстве, распутстве, объядении, пресыщении; одним словом он был ничем не лучше свиней, валяющихся в грязи. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь«. Бедного Господь назвал по имени, обозначением имени воздавая ему честь. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его«, почти потопляемый волнами нищеты, а немного спустя с честью несомый ангелами на лоно Авраамово. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот» богатого «в струпьях» (ст. 20).

http://pravmir.ru/pritcha-o-bogache-i-la...

Огромная разница между двумя возможностями показана, согласно Макрине, «пропастью» (τ χσμα 857 ) в евангельской притче о богаче и Лазаре (ср. Лк. 16:26 ) 858 . Вожделенное для воздержной души состояние называется в этой притче «лоном Авраамовым» ( Лк. 16:22 ), поскольку Авраам был первым из тех, кто «на надежду будущих благ обменял наслаждение настоящими» 859 . κλπος («лоно») – это греческое слово, напоминает Григорий 860 , в переносном смысле означает также «гавань» как обретаемое воздержной душой пребывание в море «безмерных благ» 861 . Душа богача была, напротив, и после смерти соединена с жизнью «по плоти и крови», как показывает – по крайней мере, согласно толкованию Макрины 862 – его забота о своих родных (Григорий вспоминает рассуждения Платона о посмертном сопряжении приземленной души с телом, заставляющем тени умерших возвращаться на могилы, где покоятся их тела 863 ). Как Платон, так и Григорий говорят о необходимом максимально возможном отрешении души от телесной жизни 864 , чтобы после смерти ничто не связывало душу, и ее «течение ко благу (...) соделалось легким и свободным» 865 . Если душе не удалось избавиться от связи с телом во время земной жизни, ей придется избавляться от нее после смерти, в мучительном огненном переходе 866 . Только если душа станет чистым зеркалом, она сможет в собственной красоте узреть Божественный первообраз 867 . Бесконечное движение любви Для раскрытия нашей темы особый интерес представляет замечание Григория о том, что душа, которая очистилась от движения вожделения (τ πιθυμητικν 868 ), не будет более жаждать и самого блага 869 . Макрина отвечает, что и в очищенной душе остается способность смотреть и рассуждать, которая относится к образу Божию (τ θεωρητικν τε κα διακριτικν) в ней. Не будет необходимости, очевидно, в движении вожделения 870 , поскольку душа будет иметь ничем не ограниченное участие 871 во благе, будет ему подобна (μοωσις 872 ). Однако это не значит, что в душе уже не будет никакого движения. Согласно Григорию (Макрине), движение принадлежит душе как таковой. В этом диалог О душе и воскресении ничем не отличается от соответствующих представлений Платона 873 , хотя святитель и не представляет посмертное движение души как неизменный круг воплощений 874 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Ответ на возражение 3. Эти слова Петра некоторые относят к сошествию Христа в ад и толкуют их в том смысле, что «Христос проповедовал тем, кто прежде не веровал и был заперт в темнице», то есть в аду «в духе», то есть Своею душой. Поэтому Дамаскин говорит: «Как находящимся на земле Господь благовествовал, таким же образом благовествовал Он и находившимся в аду» 271 , но не для того, чтобы обратить неверных к вере, а для того, чтобы обличить их неверие, поскольку это проповедование было не чем иным, как явлением Его Божества, обнаруженного им в преисподней Его властным схождением в ад. Однако Августин в своем письме к Еводию разъясняет этот текст куда лучше, а именно, что это проповедование должно относить не к сошествию Христа в ад, а к деятельности Его Божества, которой Он сообщил действенность от начала мира. Поэтому смысл сказанного [по мнению Августина] «состоит в том, что «находящимся в темнице», то есть проживающим в смертном теле, которое было темницей души, «духом» Своего Божества Он, «сойдя, проповедал» внутренними вдохновением, дополняющим внешние увещевания праведников; Он, говорю, проповедовал «некогда непокорным», то есть не верившим тому, что говорил им Ной, «ожидавшему их Божию долготерпению», благодаря которому была отсрочена кара Потопа, по каковой причине [Петр] далее прибавляет: «Во дни Ноя, во время строения Ковчега» ( 1Петр. 3, 20, 21 )». Ответ на возражение 4. Выражение «лоно Авраамово» можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как означающее то успокоение, в котором нет никакой чувственной боли, и в этом смысле оно никак не может быть адом и вообще местом каких бы то ни было страданий. Во-вторых, его можно понимать как означающее лишенность долгожданной славы, и в этом смысле оно обладает признаком ада и страданий. Так вот, в настоящем случае лоном Авраамовым названо успокоение блаженных, которое никак не может быть именовано адом, и на этом лоне Авраамовом не может быть никаких страданий. Ответ на возражение 5. Григорий говорит, что «высшие области ада тоже называются преисподней.... Ведь если с точки зрения высших небес и этот наш помраченный воздух представляется адским, то с точки зрения высоты того же воздуха лежащая долу земля вполне может представляться адской и преисподней. И точно так же с точки зрения высоты нашей земли те части ада, которые сами по себе находятся выше других адских обителей, могут представляться глубинами бездны» 272 . Раздел 3. Был ли Христос в аду весь?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010