В притче о богаче и Лазаре мы читаем: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лук.16:22 ), то есть он не остался в небытии до дня общего воскресения, но был перемещен в некий иной план бытия, «на лоно» (аллегорически мы бы сказали – на колени) к Аврааму, отцу всех верующих. В той же притче богач обращается к Аврааму со словами: «Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» ( Лук.16:27:28 ). То есть братья богача еще живы, и вся сцена разворачивается задолго до общего воскресения. Кроме того, богач знает, что его братья еще живы и пребывают в нераскаянии. В сцене Преображения Господня мы читаем о том, что «явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» ( Матф.17:3 ). Очевидно, эти великие пророки Ветхого Завета не были «временно воскрешены», чтобы явиться рядом с Господом, а потом лечь обратно дожидаться общего воскресения. Все эти века ожидания они уже были живы где-то. Христос говорит: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Авраам мог увидеть день Христов только с небес – его бесчувственные кости, ожидавшие общего воскресения, ничего увидеть бы не могли. Святой Апостол Павел, описывая своею мученическую кончину, говорит не про «умереть и прекратить свое сознательное существование до дня Воскресения», а, напротив, «разрешиться (от плоти) и быть со Христом»: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Фил.1:23:24 ). Воскресение мертвых – в будущем – определенно предполагается, но в ближайшей перспективе души верных ожидает нечто иное – пребывание «на небесах»: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:1:2 ). Там, на небесах, уже обитают души святых, прежде нас прошедших земной путь: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Значит, какая вера греческая, такая должна быть и ваша. Знайте же, что греки никогда не были католиками, а хранили всегда и днесь хранят в полной неповрежденности и чистоте Святую Православную Восточную Кафолическую веру. И у нас, на святом Афоне, много греческих монастырей, и все они православные и Римского Папу не признавали и не признают. Греков называют православными все народы мира, а с греками и всех других, исповедывающих вместе Восточную веру, как то: русских, сербов, болгары др. Двух Православий быть не может: или православный весь Восток, а вас католики держат обманом в заблуждении; или только вы, малая горсточка униатов - православные, а все - греки, русские, сербы, болгары, словом, весь древний православный Восток, - ложно присвоили себе это наименование... Ваше обращение в дом Отчий, - в лоно Православной Церкви, послужит искупительной жертвой не только вашего личного греха - заблуждения, но и ваших предков, 300 лет назад, по своему неведению и простоте, обманом же и насилием латинян отторгнутых от Тела Христова - Святой Церкви Православной. Ваши молитвы за них, освящаемые истинными таинствами святой Матери-Церкви Православной, будут возноситься к Богу как фимиам, Ему благоприятный, и дерзновенно ходатайствовать о помиловании и возвращении их на лоно Авраамово из огня геенского " . (Гавриил (Кризина), игум. Православная Церковь в Закарпатье (век ХХ). Киев. 1999. С. 137-138.) Семена истинной веры, посеянные преподобным Алексием и его помощниками дали скорые и обильные всходы. В 20-е - 30-е годы ХХ века в карпатском крае наблюдается подлинный расцвет монашеской жизни, основываются десятки новых монастырей. Наиболее ревностные искатели подвижнической жизни направляются на Афон, преимущественно в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где со временем начинают составлять весьма значительную часть братии обители. Однако далеко не все желающие подвизаться на Святой Горе смогли осуществить свою мечту. Причиной тому стала политика властей Греции, направленная на эллинизацию Афона.

http://pravoslavie.ru/5204.html

1. Ипполит Римский . Творения. Вып. 2. Казань, 1899. Сс. 2. Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого. Афон , 3. Православный календарь на 1992 г. Каунас, 1991. Сс. Душа после смерти. &режде чем говорить о том, что непосредственно следует за кончиной мира — о Страшном Суде, следует остановиться на учении Церкви о смерти вообще и о посмертной судьбе каждого человека. “Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в вечность”, — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов) . Христианство не воспринимает смерть как конец, скорее наоборот, смерть — начало новой жизни, а земная жизнь была лишь подготовкой к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от “древа жизни” и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был прегражден и человек стал смертным и тленным. “Смерть — казнь бессмертного человека, которой он поражен за преслушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части… отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его”. Что происходит с душой после смерти? По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: “Умер нищий (Лазарь), и отнесен был ангелами на лоно Авраамово” ( Лк.16:22 ). Души грешников попадают в руки демонов и находятся “в аду, в муках” ( Лк.16:23 ). Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда “многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление” ( Дан.12:2 ). Христос в притче о Страшном Суде подробно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены и отвергнуты Богом, а праведники, творившие такие дела, будут оправданы: “И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную” ( Мф.25:46 ). Христианское учение о судьбе души после смерти подтверждается не только многочисленными свидетельствами Предания, но и современному опыту людей, переживших клиническую смерть. Православным комментарием к этому опыту является книга иеромонаха Серафима (Роуза) “Душа после смерти”. Автор ее приходит к выводу, что современный опыт во многом подтверждает то, что мы находим в святоотеческой и житийной литературе. Однако, как отмечает иеромонах Серафим, все пережившие клиническую смерть пробыли в мире ином совсем недолго. Как правило, опыт этих людей ограничивается первыми впечатлениями после смерти: они не успевают “посетить” рай или ад и не имеют полного представления о потустороннем мире. В силу этого все подобные свидетельства имеют для православного человека лишь относительную ценность. Гораздо важнее для нас опыт открытого соприкосновения с иным миром, который накоплен Церковью и отражен в жизнеописаниях святых, творениях Отцов — во всем многообразии Священного Предания.

http://azbyka.ru/apokalipsis/zhizn-budus...

VI, 4 – 8). Внизу ад в виде страшной пасти и груда людей умерщвленных. Рядом находится семиглавый зверь с семью коронами (апокал. XIII; табл. XLI). Видение храма Божия, ковчега завета, жены облеченной в солнце с луной под ногами и венцом из 12 звезд на главе (апокал. XI, 19; XII, 1 – 2; табл. XLII). Часть картины Страшного суда – лоно Авраамово: души праведных представлены в недрах Авраама, Исаака и Иакова (табл. XLIII). Стенописи эти хорошего стиля середины XVII века. Г. Баженов замечает, что «стенописи галерей служат памятником настенной живописи XVI – XVII в.» (стр. 8); замечание это, конечно, имеет свое значение, как показатель общего направления русских стенописей в блестящую эпоху московского искусства; но оно не точно. И сам автор старается ближе подойти к точному решению вопроса, когда замечает, что стенописи эти исполнены теми же самыми царскими мастерами, которые расписывали Ильинскую церковь в Ярославле и Ипатьевский собор в Костроме 37 и во главе которых стоял известный царский иконописец первой статьи, костромич по происхождению, Гурий Никитин. Эта догадка точнее определяет время происхождения рассматриваемых стенописей; жаль только, что она совсем не мотивирована. Несомненно, что Гурий Никитин и Сила Савин с товарищами исполняли росписи Ильинской церкви в Ярославле и Ипатьевском соборе, но эта деятельность их относится уже к 80-м годам XII в. Между тем стенописи Воскресенской церкви, построенной и освященной в 1650–1652 г. нет оснований отодвигать к концу XVII в; скорее их следует относить к 50-м. годам XVII в. Но в 50-х годах указанная выше артель иконописцев, с Гурием Никитиным во главе, еще не существовала. Гурий Никитин (Кинешемцев) и Сила Савин, кажется, в первый раз были вызваны в Москву для царских иконописных работ в 1660 г. и 1659 г. 38 и если сами они могли работать в Воскресенской церкви в 50-х годах, то, во всяком случае, не с той артелью, во главе которой они стояли, только в 80-х годах, как можно полагать на основании документов Оружейной палаты и записей на стенах ярославских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Без смирения не может быть настоящей любви к Богу. – Да, святого Порфирия я знал очень хорошо. Церковь его прославила, и это свидетельствует о том, что все обвинения, возводившиеся на него, беспочвенны. Отец Хризостом из монастыря Кутлумуш рассказывает, что, когда старец говорил о любви к Богу, он имел в виду, что покаяние и смирение должны быть с ней в одной связке. Без смирения не может быть настоящей любви к Богу. Святой Порфирий имел дар прозорливости, безграничную любовь к людям, которым он посвятил всю свою жизнь: он принимал множество людей на исповедь, давал им советы, молился за них. Всего, всего себя он посвятил служению ближнему. – Что бы вы могли пожелать читателям этой беседы в России? – Я желаю, чтобы благословение Божие было с русским народом в этой жизни и в будущей. Желаю, чтобы те, кто управляют Россией, не утверждали законов, противоречащих закону Божиему. Желаю, чтобы были предприняты меры к тому, чтобы остановить развращение людей, чтобы не распадались семьи, чтобы были запрещены аборты, свободные внебрачные отношения, однополые браки, гражданский брак, кремация умерших. Желаю, чтобы в школах не препятствовали преподаванию Закона Божиего . Желаю, чтобы не создавали законов, противных Закону Божиему, иначе все те бедствия, которые русский народ пережил при Ленине и Сталине, повторятся с новой силой. Желаю, чтобы те, кто управляет народом, имели в виду, что они управляют людьми, а не животными. Господь спросит с них за то, как они распоряжались данной им властью. Желаю, чтобы Господь наделил российское правительство, которое управляет страной, дарами Святого Духа: духом Премудрости и Разума, духом Совести и Крепости, духом Ведения Благочестия и Страха Господня. Желаю, чтобы русский народ приложил старание, и Господь ему в том поможет, чтобы попасть в Царствие Божие, в Лоно Авраамово вместе Исааком и Иаковом и всеми святыми. Рейтинг: 9.5 Голосов: 488 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 18 марта 2020, 13:23

http://pravoslavie.ru/69618.html

Было бы ошибкой считать все сооружения иконостасов и икон в русских церквах только частью убранства. Все эти иконы, пояса и части имели особый духовный смысл. Благочестивые люди, обходя с поклонами иконостас, поминали в молитвах особо различных святых, совершали служение Церкви. Особое место в русской иконописи получили Царские врата и двери северные и южные в иконостасе; из них «Царские» – средние, досчатые и резные, состоящие из сени и столбцов. В иконостасе новгородской св. Софии от 1528г. двери были «сугубее первых в высоту и ширину», а потому на сени (киоте), дверях и столбцах «иконного поклонения святых яко шестьдесят шесть», и «крест честный на версе дверей поставлен был от Калики Хрусталя» (ср. так называемые «Корсунские кресты» в Московском Успенском соборе). Обычным иконным украшением «для поклонения» на Царских дверях было: Благовещение, 4 Евангелиста; темы перешли сюда из стенной росписи, с передних столбов церкви и с парусов. На столбцах, служивших для укрепления дверей, изображались: Спас, Божия Матерь, столпники, святители Вселенские и св. дьяконы с ковчежцами и кадильницами, перенесенные со стен алтаря, закрытых иконостасом. На северных и южных дверях изображались: архангел Михаил, архангел Гавриил, Ангел Хранитель, архидиаконы Стефан и Филипп, прор. Даниил, благоразумный разбойник, Адамово создание, изгнание из рая, «лествица», лоно Авраамово и пр. Наконец, на сени или киоте: Тайная Вечеря, Троица, Нерукотворный Образ, Великий Архиерей, Знамение Божией Матери, София Премудрость Божия, позднее – Агнец на дискосе, Бог Отец, Всевидящее Око. В главном храме Успения Божией Матери в Свияжском Богородицком монастыре (опись 1614г.) значится: «Двери северские, да по другую сторону двери у полатки, обои на золоте, а на них писаны повести из Патерика». В малой церкви Николая Чудотворца на дверях северных «на празелени писан образ Алексия человека Божия». В том же храме, по описи, за левым клиросом в иконостасе указывается «образ местной Спас Недреманное Око в киоте», у клироса, «образ местной София Премудрость Божия в киоте», «да у крылосов по сторонам двенадцать икон, а на них писаны минеи месячные святые дванадесять месяц на золоте в киотах» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Взгляд этот обошел всех в какую-то долю минуты. И тут, – это было непонятно и страшно, я до сих пор не понимаю, но не могу забыть, – тут он поднял вдруг кверху левую руку (которая двигалась) и не то указал ею куда-то вверх, не то погрозил всем нам. Жест был непонятен, но угрожающ, и неизвестно, к кому и к чему он относился... В следующий момент душа, сделав последнее усилие, вырвалась из тела». 757 Воистину смерть грешников люта ( Пс.33:22 ). Смерть праведников Насколько страшна и ужасна смерть грешников, настолько спокойна, славна и честна смерть праведников. Псалмопевец утверждает, что не только жизнь, но и смерть святых людей достойна многих венцов и бесчисленных почестей: честна пред Господем смерть преподобных Его ( Пс.115:6 ). Действительно, их смерть обычно не только естественна, но и происходит в соответствии с Божьим Промыслом. Так, например, Моисей не просто умер, но исполнил волю Божью. Иоанн Предтеча также умер в согласии с Божественной волей. Креститель был обезглавлен по желанию порочной женщины, «но смерть его потому и была честна. В том-то и дело, что смерть его была честна, хотя он умер таким образом». Предтеча был обезглавлен потому, что «отстаивал истину», а сама смерть его была столь славна и угодна Господу, что Ирод, который назначил казнь, сам боялся его; вот почему, услышав об Иисусе и чудесах Его, он сказал: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых , и снова послан Богом,  и потому чудеса делаются им» ( Мк.6:14 ). «Посмотри, как честна была и смерть Авеля. Где Авель, брат твой? – сказал Господь, – голос крови брата твоего вопиет ко Мне ( Быт.4:9–10 ). Посмотри и на Лазаря, как он после смерти отнесен был Ангелами на лоно Авраамово ( Лк.16:22 ). И великий отец Фессалоникийский святитель Григорий Палама замечает, что «бедный Лазарь увенчан сверхприродной славой, подобно атлету в венце победителя». «Посмотри, как и ко гробам мучеников стекаются целые города и народы, пламенеющие любовью... Бог имеет великое попечение, великое промышление и о смерти праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Для тех, которые перестают грешить, каются, страдание и смерть Христовы не остаются тщетными, но получают плод свой, то есть отпущение грехов, оправдание, и ходатайствуют о Вечной Жизни; но не кающимся, а пребывающим во грехах никакой пользы не приносят и потому из-за их нераскаянной жизни бывают тщетными. И Кровь Христова за всех, в том числе и за них пролитая, за них как бы напрасно пролита, ибо плода своего, то есть обращения, покаяния, новой жизни и отпущения грехов и спасения, в них лишается. Хотя «Христос за всех умер», по учению апостола ( 2Кор. 5, 15 ), но смерть Христова только тех спасает, которые каются о грехах и веруют в Него, а в нераскаянных она не получает своего спасительного плода. И это не по вине Христа, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 4 ) и «за всех умер», но по вине не желающих каяться и пользоваться смертью Христовой ( 104, 1970–1971 ). На кого хотим надеяться в день нашей смерти, на того и ныне, во «время жизни нашей, должны возлагать всю надежду, к нему прибегать и прилепляться. Тогда нас все оставит: честь, богатство останутся в мире; тогда исчезает сила, разум, хитрость и премудрость; тогда ни друзья, ни братия, ни приятели наши не помогут нам; все оставят нас тогда. Один Христос, Искупитель наш, если в Него ныне истинно веруем и надеемся на Него, не оставит нас. Он сохранит нас тогда; Он Ангелам Своим повелит путешествовать с нами, нести наши души на лоно Авраамово и там упокоит нас. К этому единому Помощнику мы должны ныне прилепляться верой и на Него одного возлагать все упование и это упование не посрамит и во время смерти, и после смерти. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1883–1884 ). Праведные радуются смерти как переходу в Жизнь Вечную «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп. 1, 21 ). Праведные и святые радуются в час смерти и разлучения, имея перед очами своими великий труд своего подвижничества, бдения, молитвы, посты и слезы ( 25, 309 ). Душа праведного при смерти ликует, потому что после разлучения с телом желает войти в покой ( 25, 309 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Если душа праведного Лазаря была несена на лоно Авраамово Ангелами: то не тем ли славнейшее восшествие на небо было уготовано пречистой душе Матери Божьей! Поистине это зрелище было дивно не только для Апостолов, но и для самих небесных сил. Сопровождая, с благоговейным страхом, чистую душу Богоневесты, как Царицы Небесной, они взывали: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах»! «Се Всецарица Богоотроковица прииде, возмите врата, и сию премирно подымите присносущего Света Матерь; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть: на Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно». «Да уклонятся воздушнии дуси, да отступит же самый миродержец, да падет посрамлен, видя возношаему Божьему Матерь». «Небесные врата возвысились... встретив Богородицу, Херувимы стали позади с веселием и Серафимы с радостью прославили Её». С нежной любовью Матери всего христианского мира, Пресвятая Дева с небесной высоты взирала на оставшихся на земле верующих и со дерзновением гласом Матери вещала к Рождшемуся от Неё: «яже Ми дал еси, во веки сохрани». Апостолы, сподобившиеся зреть это славное восхождение на небо Божьей Матери, в трепете следили за ним очами, как некогда за возносившимся с Елеонской горы Господом. Пришедши в себя от восторга, они окружили одр и с благоговейным умилением смотрели на пречистое тело Богородицы. Чувства Апостолов верно постигнул и прекрасно передал один из наших прежних святителей – митрополит Григорий († 1420): «Апостолы обступиша одр священный, воспеваху, паче человека вещающе. И зде Петр теплоту своей веры показоваше и слезами обливаем глаголаше»: «О вместилище Божества, почто ныне тако зрю без дыхания простерту! И удивляюся, како вместил Тя гроб, вместившую Невместимего небом! Како покрыет Тя камень, Покрове человеком! Како Твое преставление стерпим, по Господе Надеждо наша! Кая пения воспоем Ти! Кая надгробная принесем Ти! Что наречем Тя, чесому уподобим Тя? Которому первее удивимся, девству ли, или безсеменному зачатью, или безболезненному и неизреченному рождению? Ты бо всякия чистоты превзыде предел. Ты серафимов Владычица, и херувимам Царица явися, и Госпожа всякия видимые и невидимая твари. Что к Тебе речем? Киими миры проводим Тя, Мироприемнице небесная? Кое кадило принесем Ти, Златая Кадильнице? Недоумеваю и удивляюся: как Одр великого Царя на мале одре мертволепно без дыхания лежит»!..

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Имеет ли Пречистая, Пренепорочная какой–либо личный грех, можно ли помыслить, хотя на мгновение, сию страшную хулу? И, однако, как ни странно, к такому допущению склоняются те из православных богословов, которые соблазняются чрезмерным усердием сокрушить до основания неудавшийся католический догмат о непорочном зачатии Богоматери. И еще более странно, что в святоотеческой письменности далеко не сразу установилась церковная точка зрения и от нее отступали не только Ориген, но и св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст и нек. др. Однако в конце концов восторжествовало более точно выражающее церковное почитание Богоматери понимание св. Ефрема Сирина, Епифания, Григория Наз., Амвросия Медиол., блаж. Августина и др. Прежде всего, относительно полнейшей личной безгрешности Богоматери следует установить, что существует невозможность, на основании данных евангельского предания, также как по свидетельству непосредственного чувства, приписать Богоматери совершение личного греха в какую бы то ни было пору Ее жизни. В самом деле, переберем в мысли все Ее возрасты: к какому из них «коснется рука скверных»? Мария, облагодатствованная уже от чрева матери и рожденная от св. и праведных богоотец, совершила ли грех в младенчестве своем, которое и для всех людей почитается блаженным состоянием? (См. чин младенческого погребения, в котором неоднократно повторяется мысль о нерастленности грехом этого возраста: «прежде искуса земных слабостей прияв его, Христе Спасе, непорочного младенца… нерастленного… чистейшего… блаженного, яко чистую птицу в чистоте небесной… в будущем веке уготовавший им пространство, Авраамово лоно, и по чистоте ангельской святообразные места» и т. д.) Правда, могут возразить, что мысль о блаженном и безгреховном состоянии младенцев относится лишь к «возрожденным водою и духом», т. е. крещеным, а крещение стало возможным лишь после Пятидесятницы. Однако отсутствие содеянного личного греха, кроме греха первородного, составляет общее свойство младенческого возраста, и оно отличает его от более позднего, который неизменно оказывается доступен греху, несмотря на крещение. Вне крещения эта отрицательная детская безгреховность, непричастность греху в силу отсутствия сознательных и ответственных деяний, правда, еще не дает спасения, но неужели в отношении личного греха, облагодатственная от чрева Духом Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010