Блаженство праведных Первую истину о блаженстве святых и праведных душ тотчас же по смерти на небе в раю высказал Сам Господь Иисус Христос в притче о богаче и Лазаре, что Лазарь тотчас по смерти был отнесен Ангелами на лоно Авраамово. И распятому с Ним благоразумному разбойнику сказал: «днесь со Мною будеши в раю». Перед самым крестным страданием Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве к Богу Отцу о Себе, о святых учениках и вообще о всех истинно верующих в Него, просил: «Отче! их же дал еси Мне, хощу, да, идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне» ( Ин.17:24 ). Это желание, воля, как бы завещание, молитва Господа Иисуса Христа, совершенно согласная с волею Отца Небесного, есть явное доказательство для всей церкви Христовой, т. е. для всех истинных, живых Ее членов, что они тотчас по смерти, по переходе в загробный мир, будут с Господом на небе, в раю и будут участниками Его славы. Достойные царствия небесного, по переходе в загробный мир, тотчас же будут там, где и Господь пребывает, как Богочеловек с прославленным Своим телом. Итак, души совершенных праведников не задерживаются на воздушных мытарствах, а прямо переносятся Ангелами в царствие небесное. Не проходят воздушных мытарств и души неверующих во Христа, но прямо ловятся бесами и сводятся во ад, что подтверждает Сам Христос сими словами: «а неверуяй уже осужден есть» ( Ин.3:18 ). Блага райской жизни, составляющие загробное состояние праведников в раю или просто их блаженство, имеют главным основанием – Бога, источника всего истинного, доброго и прекрасного, с Которым, по учению св. Апостола Павла, праведники будут жить вечно и зреть Его лицом к лицу. Лицезрение же Бога есть такое состояние человека, при котором все наши желания делаются удовлетворенными, так что человеку не остается ничего более желать, все чувства совершенно удовлетворены. Об этом состоянии райской жизни писал и пророк Давид: «Насыщуся, внегда явитимися славе Твоей» ( Пс.16:15 ). В содержание блаженства, не допускающего и малейшей тени печали, входит и радость от сопребывания и общения со своими, и в особенности с близкими и дорогими нашему сердцу. Так, святитель Димитрий Ростовский о сем предмете пишет: «Праведники, видя себя прославленными в царствии Отца их небесного, не только себя, но и своих близких прославленными, сердца их исполнятся вечной, необъяснимой словами, радости. Возрадуется отец о спасении сына, сын о спасении отца, мать о дочери и дочерь о матери, муж о спасении любимой жены и жена о муже, возрадуются братья и сестры о спасении своих братий и сестер; родственники возрадуются о родственниках, ближние о ближних и знаемые о знаемых и о спасении незнаемых, ибо во всех будет единодушная, единосердечная любовь как к Богу, так и друг к другу, неразоримая и никогда не отпадающая любовь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ-ГОШ Абу-Гош. Сев. неф и крипта ц. св. Иоанна. Продольный разрез. Акварель Пьелла. 1901 г. Абу-Гош. Сев. неф и крипта ц. св. Иоанна. Продольный разрез. Акварель Пьелла. 1901 г. (Карьет-эль-Энаб), придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима), к-рое отождествляют с библейским г. Кириаф Иарим , где в течение 20 лет хранили ковчег Завета (1 Цар 7. 1-2 и др.). В средневековье считалось Эммаусом НЗ, что маловероятно (см. Амуас и Куалония). Археологические исследования (1928 - Б. Р. Нёвилль, 1950 - Дж. Перротт, 1967-1971 - Г. Долльфус, М. Лешевалье) показали, что основу слоев А.-Г. составляет поселение VII в. до Р. Х. (поздняя стадия докерамического неолита - каменные дома с расписными оштукатуренными стенами, хранилища, более 30 погребений). Обнаружены отложения, близкие по времени к Рождеству Христову. В 1142-1187 гг. А.-Г. принадлежал госпиталитам , к-рые основали там мон-рь с церковью (предположительно после 1141) над оставшейся от рим. эпохи цистерной («Источник Эммауса»), превращенной в крипту (хорошо сохранилась; раскопана в 1944 Библейской школой в Иерусалиме под руководством Р. де Во и А. М. Стеве). Церковь была основана в знак поминовения святого места, где Христос встретил 2 учеников в Эммаусе (Лк 23. 13-35). Это трехнефная базилика, прямоугольная в плане, с тремя апсидами, повышенным центральным нефом и нервюрными крестовыми сводами. Фрагментарно сохранилась роспись, к-рая датируется временем после 1170 г. (надписи лат.). До нас дошли акварели и рисунки гр. Пьелла, выполненные в 1901 г. Первоначально роспись располагалась в 3 алтарных помещениях, на сев. и юж. стенах боковых нефов и на столбах только в вост. части храма, полностью храм расписан не был. В конхе центральной апсиды было изображено Сошествие во ад. В регистрах под конхой - два ряда святых, одна из фигур епископов в юж. части сохранилась. Такая программа росписи апсиды, необычная для визант. традиции, является замыслом зап. художника. Размещение Сошествия во ад в апсиде, возможно, восходит к декорации храма Гроба Господня в Иерусалиме. В конхе юж. апсиды представлены ветхозаветные патриархи: Авраам, Исаак и Иаков. Они изображены с душами в лоне (см. Лоно Авраамово ).

http://pravenc.ru/text/62512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лоно Авраамово. Гравюра из кн. " Синодик или помянник " . 1730 г. Иван Константинович (?, Харьков - 1744), гравер, работавший в технике резца и офорта, живописец, числился среди служителей царевны Марии Алексеевны (1660-1723). С 1714 г.- ученик гравировального дела при с.-петербургской типографии, работал под надзором гравера П. Пикарта. В 1720 г. был направлен в Петергоф, где под рук. Ф. Пильмана занимался художественной отделкой дворца Монплезир. В 1721 г. расписывал «чердаки» (плафоны) под рук. Л. Каравака. Состоял живописцем Оружейной канцелярии. В 30-40-х гг. XVIII в. исполнял в Москве гравюры на продажу. После закрытия в 1727 г. с.-петербургской типографии Л. работал вне гос. учреждений С.-Петербурга и Москвы. Создание гравюр на религ. сюжеты относится, вероятнее всего, к этому периоду его деятельности. Среди них: «Пилат и Каиафа» (1726), «Святой Николай Чудотворец с деянием» (1730), «Преподобный Герасим с деянием» (1735), «Акафист Алексею, человеку Божию» (1735), «Иверская Богоматерь с чудесами» (1735), «Спаситель на кресте между двумя разбойниками», «Святые мученики Кирик и Улита», «Великомученик Мина с житием», «Святое Семейство», «Сорок икон Богородицы», «Богородица Домницкая», «Богородица Иверская», «Суд над Спасителем» (в собрании РНБ, Д. А. Ровинский датировал гравюру 1755, совр. исследователи определяют дату создания 20-ми гг. XVIII в.; см.: Хромов. 2013. С. 414). Помимо листовых гравюр Л. выполнил 4 цельногравированные книги: «Синодик или помянник» (1730), «История об Иосифе Прекрасном» (30-е гг. XVIII в., совместно с М. Н. Нехорошевским), «Сотворение света» (30-е гг. XVIII в.), «Эмблемат духовный» (1743, скопирован с нюрнбергского изд. 1625 Й. Зауберта «Duodekas Emblematum Sacrorum»). Также исполнил 12-листовые лицевые Святцы (СПб., 1730, единственный известный экземпляр - в собрании ИЗО РГБ). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. 14. Т. 3. 220, 475, 498, 506, 802, 808, 829-833, 883, 910, 1421, 1522, 1540, 1651; он же. Словарь граверов. Т. 2. Стб. 604-607; Молева Н. М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: Канцелярия от строений и рус. живопись 1-й пол. XVIII в. М., 1956. С. 215; Сакович А. Г. Народная гравированная книга Василия Кореня, 1692-1696. М., 1983. Т. 1. С. 49-51; Иткина Е. И. Альбом лубочных гравюр XVIII в. из собр. ГИМ//Из истории рус. изобразительной культуры XVIII-XX вв. М., 1991. С. 34-51. (Тр. ГИМ; 79); Хромов О. Р. Рус. лубочная книга XVII-XIX вв. М., 1998. С. 81, 120, 121; он же. Цельногравированная книга и гравюра в рус. рукописях XVI-XIX вв.: Кат. колл. ОПИ Ярославского гос. ист.-архит. и худож. музея-заповедника. М., 2013. С. 24, 48, 54, 82, 86, 413-414. 8, 13, 14; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. М., 2004. С. 49-53; Князева С. Ю., Хромов О. Р. Гравированный Синодик Ивана Любецкого и Ивана Зубова 1730-х гг. из собр. МГОМЗ//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2008. Вып. 11. С. 163-178.

http://pravenc.ru/text/2561032.html

Разделы портала «Азбука веры» Преддверие Рая — 1) образное, метафорическое богословское выражение, указывающее на духовную близость к  Раю ; 2) образное, метафорическое богословское выражение, условно указывающее на Небесные обители как на такие, в которых достигшие их праведные  души  хотя и приобщены к нетленным  благам , однако не в той полноте, в которой будут приобщены после всеобщего  воскресения мертвых  и  Страшного Суда . Метафорически преддверием Рая именуют: Можно ли понимать преддверие Рая как особое, третье место загробного пребывания душ, после Рая и ада? Православная  Церковь , в отличие от римо-католиков признаёт два, а не три места посмертного пребывания душ. Выражение «преддверие Рая» нельзя понимать в значение некоего особого места, скажем, чистилища, где, как учат римо-католики, души, недоудовлетворившие Божественному правосудию во время земной жизни, доудовлетворяют ему после  смерти , прежде, чем попасть в Рай. Если где-то в литературе, пусть даже и обозначенной как православная, встречается выражение, что  святые  ныне пребывают не в Раю, а в преддверии Рая, это выражение надо либо понимать в том смысле, что пока ещё они не испытывают той полноты благ, которая станет доступна им в будущем веке, либо подвергнуть сомнению (в зависимости от контекста). Удачные примеры использования образа преддверия Рая встречаются в православной  иконографии . Возле Райских врат нередко изображаются возносящиеся (восходящие) в Небесные обители праведники, святые. Положим, такие примеры можно обнаружить на некоторых  иконах Успения Пресвятой Богородицы, на некоторых иконах типа «Воскресение. Сошествие во  ад ». В иконографии Страшного Суда используется образ, представляющий группу  праведников , возглавляемых  апостолом  Петром, следующих в направлении Райских врат. Цитаты о преддверии Рая «Что происходит с душой после смерти? По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: “Умер нищий, и отнесен был ангелами на лоно Авраамово” ( Лк.16:22 ). Души грешников попадают в руки демонов и находятся “в аду, в муках” ( Лк.16:23 ). Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда “многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для Жизни Вечной, другие на вечное поругание и посрамление” ( Дан.12:2 ).»

http://azbyka.ru/preddverie-raya

Скачать epub pdf 31. 22 неделя по Пятидесятнице. На притчу о богатом и Лазаре. После смерти нет покаяния (Лк. 16:19–31) «Между нами и вами – великая пропасть» ( Лк. 16:26 ). В сегодняшнем Евангельском чтении, братия и сестры, мы слышали притчу о богатом и Лазаре. Некоторый человек был богат, одевался в роскошную одежду и ежедневно пиршествовал. Он жил в своё удовольствие и никого не хотел знать, кроме себя самого. Пред окнами его дома лежал больной, весь в струпьях, нищий Лазарь. Ничего, даже крошек со своего стола, не давал богач на его пропитание. Он и не замечал, как бы не видел его. Но вот пришёл конец их жизни, и всё резко изменилось: Лазарь попал на лоно Авраамово, а богач – на место мучения. Только здесь, уже после смерти, он заметил Лазаря и попросил Авраама через Лазаря помочь ему. Спрашивается, почему богач, испытывая адские мучения, не раскаялся и тем не облегчил свои мучения? – Потому, что после смерти нет покаяния. Только на земле человек может исправиться и подготовить себя к будущей жизни. Грех, не прощённый на земле, отзовётся на небе. Что посеешь во время грешной земной жизни, то пожнёшь в загробной. После смерти человек уже ничего для себя сделать не может, особенно если умер без примирения с Богом и людьми и без исповеди и причащения. Человек жил на земле в теле, с телом и грешил. После кончины тело идёт в землю, а душа к Богу. Как грешить, так и каяться они могут только вместе и при соответствующих условиях. После смерти они разлучаются, условия жизни изменяются, и покаяние невозможно. Только по молитвам и милостыне близких, оставшихся на земле, и Церкви Божией может улучшиться участь умершего. Не будем забывать, что только при земной жизни каждый из нас может подготовить себя к встрече с Господом после смерти. Если бы богач при жизни хотя бы немного позаботился о Лазаре, посмертная участь его была бы другая. Вспомним слова Спасителя о страшном суде. Господь нас будет судить за наше отношение к людям. Окажется, что всё, что мы сделали для людей, сделали для Бога. Богу дорог каждый человек. За каждым из людей стоит Сам Христос и взыскивает за этого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Сколь благоприятен ныне праздник Успения Божией Матери! Среди гробов, встречаемых нами во храмах и на улице, является ныне в памяти нашей живоносный гроб Божией Матери. Если Царица небесная покоилась во гробе три дня и три нощи, и столько же был во гробе возлюбленный Сын Ее и Бог; то исчезают пред нами все страхи, окружающие наши гробы. Не для чего бояться смерти, если смерть умерщвлена животодавцем Господом. Да, не гроб страшен, сколько бы ни пролежал ты во гробе, – страшны грехи до смерти нажитые; страшно наказание, которое последует после смерти. Для грешника, правда, и самый гроб страшен; ибо тот, кто много в жизни грешит, не может иметь покоя ни во гробе, ни за гробом. Кости Евдоксии царицы, сославшей святого Иоанна Златоустог о на поселение, тридцать лет тряслись во гробе. Да притом, встречаются тела черные, мрачные, отвратительные, и такие, которые даже во гробе не тлеют; не по причине святости праведной души, но по причине тяжких грехов грешника. Как великие добродетели делают тело нетленным, святым, благоухания исполненным; так великие грехи и беззакония делают тело нетленным, смердящим, и зловония исполненным. Во всяком случае, не страшись гроба, – это сон – для одного приятный, для другого – неприятный, и, во всяком случае, для одного краткий, для другого продолжительный. Страшись догробной жизни и загробного наказания. „Как я жил; какие у меня на совести грехи; какие – злые дела я в жизни совершил; вот что должно ужасать меня после смерти“. Ничего не забудешь, все вспомнишь – что видел в жизни, что слышала, что делала бедная душа моя! Все соберется в памяти, в разуме, в совести – и явится пред очами твоими живо, ясно и в грозном виде. Вспомни: что ты, христианин, делал в жизни? А ты делал то и то, жил роскошно, огорчал ближних, ленился Богу молиться, не почитал праздников, не исполнял постов, веселился и не думал о смерти и о будущем воздаянии. Разумеется – к душе добродетельной приступят Ангелы Божии, к душе грешной приступят демоны радующиеся. Ангелы тотчас поднимут святую душу на небо, отнесут на лоно Авраамово – где Бог, где все святые и ангелы; а душу грешную злые демоны повлекут во ад, в море пламени, в сердце земли. Так это должно страшить душу грешную; а не гроб, – закрыл очи – и конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Разделы портала «Азбука веры» Лоно авраамово — 1) место упокоения праведников до Воскресения Иисуса Христа. Выражение встречается в Библии лишь в Притче о богаче и Лазаре ( Лк.16:22 ); 2) образное выражение, указывающее на Небесные (Райские) обители; 3) иконографический образ, встречающийся, в частности, на канонических иконах Страшного Суда. Лон о в данном случае буквально переводится как грудь , пазуха . « Лоном Авраамовым называют совокупность тех благ, какие предлежат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поскольку и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения». блж. Феофилакт Болгарский . «Толкование на Евангелие от Луки» “По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников” (архим. Аверкий (Таушев)) . Почему если выражение «лоно Авраамово» используется в отношении посмертного местопребывания ветхозаветных праведников, его же используют и для обозначения Райских обителей? Лоном Авраамовым и действительно названо место загробного пребывания праведных душ времён Ветхого Завета , когда человек ещё не был искуплен и Рай для него был закрыт. Выражение «лоно авраамово», используемое в приложении к Райским обителям , имеет смысловую связь с иносказательным выражением «дети Авраама» ( Лк.3:8 ), под которыми могут пониматься праведники , как духовные преемники Авраама ( Ин.8:3 ), могут пониматься христиане. Таким образом, лоно авраамово может пониматься и как лоно — посмертное обиталище христианских святых , то есть Небесные или Райские обители. Вопрос 67. Какое место назначено собственно для душ тех людей, кои умирают с благодатию Божиею? Ответ. Души тех людей, которые отходят от мира сего с благодатию Божиею и с покаянием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо Священное Писание так говорит: «Праведных же души в руце Божией, и не прикоснется их мука». Называется также место их раем как Христос Господь сказал на кресте к разбойнику: «аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» ( Лк.23:43 ). Оно именуется и лоном Авраамовым, как написано: «Бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле» ( Лк.16:22 ), и Царствием Небесным, по слову Господа: «Глаголю же вам, яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем» ( Мф.8:11 ). Посему каким бы кто именем из числа упомянутых нами ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души пребывают в благодати Божией в Царствии Небесном, и, как гласят Церковные песни, «на небеси» (свт. Петр (Киевский). «Православное Исповедание»).

http://azbyka.ru/lono-avraamovo

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Души в раю. Фреска в Церкви на холме, 1782 Лоно Авраамово 3 мин., 21.10.2023 Содержание Что такое лоно Авраамово простыми словами Лоно Авраамово — библейское выражение, которое буквально означает «у Авраама за пазухой», или «на груди Авраама». Так в притче о богаче и Лазаре Христос называет место упокоения, куда после смерти попала душа праведного Лазаря — в противоположность месту мучений, куда попала душа злого богача. Подразумевается, что после смерти Лазарь очутился там же, где и Авраам — один из величайших ветхозаветных праведников, праотец еврейского народа. Но почему тогда он не находился в раю? Дело в том, что путь в рай был открыт людям благодаря страданиям и воскресению Иисуса Христа, избавившего человечество от власти первородного греха. А до этого даже самые благочестивые люди в рай не попадали. Их участь библеист архимандрит Аверкий (Таушев) описывает как «состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство». Это сложно понять, потому что мы чаще слышим лишь о рае и аде, никакие другие места вроде «лона авраамова» не подразумеваются. Однако многие святые понимали рай и ад скорее не как место, а как состояние человека, по-разному воспринимающего любовь Божию. Для праведников пребывание в любви Божией — блаженство, а для грешников — мучение. «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами», в то время как в аду, «мучимые в геенне поражаются бичом любви», писал святой Исаак Сирин. До воскресения Иисуса Христа даже праведники не могли в полной мере воспринять Божественную любовь и, соответственно, достичь рая. Лоно Авраамово в Библии В Библии выражение «лоно Авраамово» встречается один раз — в Евангелии от Луки, когда Христос, рассказывая в притчу о злом богаче и праведном нищем Лазаре, говорит: умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк 16:22). Это выражение описывает место упокоения ветхозаветных праведников. Однако со временем выражение «лоно Авраамово» стало использоваться как образ, указывающий на небесные (райские) обители. В этом качестве лоно авраамово изображается на иконах Страшного суда, символизируя блаженство праведных в раю в противоположность мучениям грешников в аду. Икона «Лоно Авраамово»

http://foma.ru/lono-avraamovo.html

7 ноября 2021 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы слышали в Евангельском чтении притчу о богатом и Лазаре (Лк. 16:19-31), которую многие хорошо знают. Жил богатый человек — одевался в прекрасные одежды, пиршествовал и, наверное, считал себя очень счастливым, благополучным. У него было все, что он хотел. А у ворот этого богача лежал несчастный больной человек в струпьях, в язвах. Он не был физически здоров, но самое тяжелое, что он испытывал, — это чувство голода. Имя этому человеку было Лазарь. Если бы, как многие считают, человеческая жизнь заканчивалась вместе с нашим земным существованием, то можно было бы свидетельствовать о полной, окончательной несправедливости: богатый и, по всей вероятности, не очень добрый человек всем наслаждался и был счастлив, а, быть может, святой лежал у его ворот голодный и несчастный. У многих, кто не верит в загробную жизнь, часто так и формируется представление о несправедливости мира; а многие в борьбе за справедливость сами совершают страшные преступления. Мы знаем, какие преступления творились в нашей стране, когда под лозунгом борьбы за справедливость произошла кровавая революция. Сколько тогда было жертв, сколько неправды, которая во многом превзошла всякую неправду, до того бывшую! Но Господь говорит нам, что вместе с земной жизнью жизнь человека не прекращается, и в Евангелии повествуется о том, что произошло после смерти богача и Лазаря. Лазарь был воспринят на лоно Авраама, то есть в рай, и пребывал там, а богач брошен в ад, где был нестерпимый огонь. Никто из нас до конца не знает, что такое вечные муки, но в Евангелии все описывается понятным человеческим языком: жар страшный и жажда охватили богача, и он, подняв глаза, увидел на лоне Авраамовом того самого несчастного Лазаря, который когда-то лежал у его ворот. И просит богач Авраама: помоги, помоги! испроси, чтобы мне дали хоть немного воды остудить мой язык! Но тот отвечает: между нами и вами пропасть непроходимая. А это означает, что никакой помощи там уже не будет, и если мы грехи свои не искупим покаянием и добрыми делами, то так с ними и перейдем в то самое место, где страдал богач.

http://pravoslavie.ru/142767.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя с участием делегации Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции 3 ноября 2019 г. 16:35 3 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при участии управляющего Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Дубнинского Иоанна и членов делегации Архиепископии в священном сане совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Преосвященство, дорогой владыка Иоанн! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы слышали евангельскую притчу о богаче и нищем Лазаре. Она говорит об участи людей после смерти, открывая закон Божественного воздаяния: Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16:25). Отсюда следует и закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство — религия пессимизма, в чем часто упрекали нас секулярные и атеистические философы. Но потому что без страданий не совершается глубокое, подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству. Человек более всего познает себя, свои возможности, слабости и силу, когда сталкивается со страданиями. Любой земной человеческий опыт требует усилий. Опыт в искусстве или ремесле приходит ценою долгого труда, многих проб и ошибок. А из житий святых мы знаем, что опыт в духовной жизни получить намного сложнее, он требует еще бóльших усилий и жертв. Потому что реальность вечной жизни — это опыт совершенно иного бытия, к которому трудно быть готовым. Если человек готов к этой новой жизни, он переходит в нее с легкостью: Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово . А если не готов, то будущее встречает его внезапно и безжалостно — разверстой могилой, и больше о его судьбе сказать нечего: Умер и богач, и похоронили его (Лк. 16:22).

http://patriarchia.ru/db/text/5524351.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010