Исполнение повеленного Богом Аврааму могло смутить его, человеческая немощь могла не справиться с этим. А потому, – говорит св. Филарет Московский , – «…в столь трудном искушении веры, Патриарх подкреплен был обетованием... немощь естества побеждена будет чудесным благословением» 406 . Аврааму дается обещание, что от него произойдет великий народ. Св. Филарет Московский : «Я произведу от тебя великий народ. От Авраама происходят многие народы, как то: Измаильтяне, Идумеи, Амаликитяне, Израильтяне (см. Быт. 25 ); здесь, поскольку говорится об одном, преимущественно разуметь Израильтян» 407 . И далее Господь говорит: И благословлю тебя. Св. Филарет отмечает, что, соответственно древнему восприятию, это означало, в первую очередь, многочадие. «Благословение в отношении к человекам в Ветхом Завете часто знаменует многочадие». И далее: «Благословение Божие, в особенности, означает не простое и естественное, но непосредственно волей и силой Божией производимое многочадие». Тем более, что в этом случае речь шла о потомстве от бесплодной жены Авраама Сарры. Св. Иоанн Златоуст отмечает, что благословение Аврааму дается не временное только, а навсегда. «Не подумай, возлюбленный, что есть тождесловие в этих словах: и благословлю тя, и будеши благословен . Это значит: Я удостою тебя такого благословения, что оно продлится во все веки» 408 . Господь говорит не только о благословении Авраама великим потомством, но и о возвеличении его собственного имени. Об этом св. Златоуст говорит так: «Вот почему и иудеи, хвалясь патриархом, старались выказать свое родство с ним, и говорили о себе: чада Авраама есмы... Видишь, как велико было для всех имя этого патриарха?». Детьми Авраама именуются как израильтяне, так и христиане, да и вообще, все верующие во единого Бога на земле. Именем Авраама означается и место упокоения в жизни вечной – лоно Авраамово ( Лк. 16:22 ). Так возвеличилось имя Авраама! Возвестив благословение потомства и возвеличение имени Авраама, Господь говорит далее о том, каково будет Его отношение и действие к тем, кто исторически прикоснется к потомству праотца: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, будем помнить, мои возлюбленные о Христе чада, что «без веры невозможно угодить Богу» ( Евр. 11:6 ), что без веры православной нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или же одни пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов. Поэтому будем прилагать тщательные усилия и свято, неуклонно хранить православную веру, чтобы вместе с ней у нас всегда была благодатная и истинная любовь к ближним, в особенности к нищим и больным. Вот к чему призывает нас св. Церковь через нынешнее евангельское чтение на литургии. В том же евангельском повествовании о богатом и Лазаре мы находим и другой призыв Церкви, в котором она увещевает нас терпеть болезни и нищету до конца нашей земной жизни, если Богу будет угодно испытать нас такою горькою участью. Были, есть и будут такие страдальны, которые являются подобными Лазарю по своей беспросветной и безотрадной жизни. Лазарь был оставлен Богом без благодати исцеления. Он был оставлен и людьми без всякой помощи, чтобы во всей полноте ему испить чашу страданий. Одни только псы приходили к нему и лизали его раны. Но смотрите, какою же несказанною радостью окончилась эта горькая и мученическая жизнь Лазаря. Как только он скончался, ангелы вознесли душу его на лоно Авраамово для вечного райского блаженства. Этим евангельским повествованием о Лазаре св. Церковь в целях утешения хочет сказать нам, что такой блаженный конец ожидает всех тех скорбных, разумеется, истинно верующих людей, которые испытывают беспросветные беды до самой своей смерти. На них исполняются во всей своей силе слова Христа: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушали словесе Моего и веруяй пославшему Мя имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» ( Ин. 5:24 ). Души таких страдальцев по разлучении тела не будут испытывать воздушных мытарств от бесов, но, подобно св. Серафиму Саровскому , тотчас же после смерти будут, при ослепительном божественном свете, опаляющем бесов, вознесены ангелами к Престолу Св. Троицы для вечной непрестающей небесной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Итак, после смерти души покидают этот мир и направляются в некое «место», или «селение». Но «место» понимается в духовном, а не в материальном смысле. Преподобный Иоанн Дамаскин , говоря о «месте Божьем», называет его духовным. Там, как пишет он, мыслится существование духовной и бестелесной природы; эта природа существует, действует и содержится не физическим, материальным, но духовным образом. Ибо она не имеет «внешнего вида», чтобы содержаться в физических измерениях. Бесплотный Ангел не «пребывает физически в некоем месте. Однако говорится, что он находится здесь, или там, или в ином месте, ибо речь идет о месте его действия в духовном смысле. Только Бесконечный и Беспредельный Бог может действовать «на всяком месте и на всякий час», ибо Он «везде сый и вся исполняяй». Ангелы, как нематериальные духи, просто действуют очень скоро и перемещаются с места на место легко и беспрепятственно. 882 Подобным образом мы должны мыслить и о душе. Души, как духи, помещаются не «физически», но «духовно» в «духовном» месте. Однако, и это мы особо подчеркиваем, они не перемещаются с места на место, не блуждают здесь и там, как некоторым угодно верить, и не странствуют здесь, на земле! 883 Они пребывают в той «духовной» области, где ожидают Общего Воскресения тел и Последнего Суда. Таким образом, когда душа покинет тело и пройдет через мытарства, ей определяется, сообразно ее благим или злым делам, соответствующее состояние. Те, кто прожил земную жизнь в благочестии и был угоден Богу, будут перенесены на лоно Авраамово ( Лк.16:22 ), как в тихое и спокойное пристанище, в некое духовное место радости и блаженства. Души же нечестивых и нераскаявшихся окажутся в некоем месте «худшем», где отсутствие благ, которыми наслаждаются праведные, «становится медленным огнем, сжигающим душу». Души грешников в состоянии невыносимой муки и горьких и непрерывных терзаний жаждут и ищут хотя бы живительной капли от моря благ, окружающего души праведников. 884 Некоторые отцы учат, что, несмотря на это временное разделение, души как праведников, так и грешников «сходят в общее место, в ад» 885 , как это было и до Воскресения Господа, сошедшего во ад и проповедавшего там Благовестие спасения. Но и в этом случае следует понимать ад не как конкретное (физическое) место, но как «место духовное», о чем уже говорилось выше, согласно мнению великого отца, преподобного Иоанна Дамаскина . Или, как учит святитель Григорий Нисский , мы должны понимать его как некое «состояние жизни безвидной и бестелесной» 886 , то есть состояние духовной жизни – бесформенное, невидимое, неопределенное и безвестное. Преподобный Никодим Святогорец учит нас, что ад есть «место безвидное (невидимое), как свидетельствует само его название (δης – ειδς)», место, содержащее «невидимые души умерших людей». 887 Временное состояние ожидания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Они воображали себе тысячелетний период, тленные забавы и разные виды сластолюбия и сверх того жертвы и иудейские празднества. А мы ожидаем жизни нестареющей» («Сокращенное изложение Божественных догматов», 21). Свт. Иннокентий Херсонский: «Потом, по мере развития умственных сил евреев и по мере прояснения понятия о вечности, они начали отличать в шеоле лоно Авраамово, геенну и прочее, но прежние понятия оставались. И потому, вследствие родившегося у них понятия о чувственном тысячелетнем царствовании Мессии на земле, они представляли, что Мессия, для доставления блаженства умершим, низойдет во ад и не только изведет оттуда души праотцев их, но воскресит и самые тела. Ибо, не предположив воскресения их, нельзя представить, как они могут разделять чувственные блага с остающимися на земле тысячелетия. Это мнение, явно, не могло перейти в таком виде в Церковь Христианскую, ибо она не признала чувственного тысячелетия Мессии» («Иисус Христос — Искупитель человеческого рода»). Другие показывали несоответствие хилиазма остальному церковному учению — единственному ожидаемому пришествию Господа и единственному ожидаемому воскресению, прекращению времени Ветхого Завета с его жертвоприношениями. Вот наиболее характерные цитаты Свт. Григорий Нисский : «Разве мы баснословим о трех воскресениях? Или возвещаем тысячелетнее объядение? Или говорим о восстановлении снова иудейского заклания в жертву животных? Разве мы обращаем надежды людей к дольнему Иерусалиму, измышляя восстановление его из вещества более прекрасного, чем камни?» (письмо 3 Евстафии, Амвросии и Василисе). Прп. Ефрем Сирин: «Если Христос приидет царствовать с праведными, а потом возвратится и снова приидет, как Судия; то сотворит Он три пришествия. Почему ни в одном Писании сего не написано? Да сие и невозможно. Ибо если бы пришел прежде кончины, то мир, будучи еще тленным, и праведников подверг бы тлению, и они умерли бы снова, и Сам Он вкусил бы с ними тления. Но это неправда. Ибо апостол говорит: лежитвсем человеком единою умрети, потом же суд.

http://bogoslov.ru/article/3411129

От воды никто не пьянеет, никогда ни у кого не болела голова, отягченная водою; никому из употребляющих воду не приходилось валяться у чужих ног; ничьи руки не сделались негодными к работе вследствие злоупотребления водою. Расстройство пищеварения есть неизбежное следствие удовольствий чрева: оно причиняет телу сильные болезни. Сам цвет лица у человека постящегося естественный: его не обличает бесстыдная красота, но украшает целомудренная бледность; взгляд у него скромный, поступь степенная, лицо осмысленное, не обезображенное невоздержным смехом, в речах умеренность, в сердце чистота. Вспомни святых от начала века, «те, которых весь мир не был достоин», как они «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» ( Евр. 11:37–38 ): их жизни подражай, если хочешь разделить с ними блаженство. Что Лазаря привело на лоно Авраамово? Не пост ли? А жизнь Иоанна вся была одним постом: он не имел ни постели, ни стола, ни клочка возделанной земли, ни упряжного вола, ни хлеба, ни хлебника, одним словом – ничего из обыкновенных удобств жизни. Поэтому-то среди рожденных женщинами и не восставало большего, чем Иоанн Креститель ( Мф.11:11 ). Павла, между прочим, и пост, который он упоминает в числе тех скорбей, которыми хвалится ( 2Кор. 11:27 ), возвел на третье небо ( 2Кор. 12:1–4 ). Но «глава... о глаголемых» ( Евр.8:1 ): Господь наш Иисус Христос , постом укрепив плоть, которую ради нас воспринял, в таком именно состоянии отразил искушения дьявола, и нас научая постом изнурять и вразумлять самих себя для борьбы с искушениями, и этим лишением как бы давая противнику повод к нападению. Конечно, по причине высоты Божества он был бы для его нападений недоступен, если бы этим лишением не проявил своей человеческой природы. И восходя уже на небеса, Он коснулся пищи, чтобы тем удостоверить свою телесную природу. Ты же не перестаешь утучнять и упитывать самого себя, и ни о чем не заботишься, заставляя истаевать свою душу от недостатка спасительного и животворящего учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

С целью лучшего уяснения смысла данного анафематизма можно обратить внимание на такие особенности текста и проанализировать их. Слово κολσεως – от κλασις, εως – дословно означает «обрезывание, подчистка, перен. кара, наказание». Обращаем внимание, что это слово в словаре Дворецкого не имеет значения «муки, страдания» . Однокоренные слова, близкие по значению, там же: «τ κλασμα» и « κολασμς»; они также не имеют смысла «мучения», а обозначают кару либо сдерживание, обуздание . Это же слово используется в Мф.25:46 «και απελεσονται ουτοι εις κλασιν αινιον οι δε δκαιοι εις ζωην αινιον». Однако в Лк.16:23, где Спаситель рассказывает притчу о богаче и Лазаре, применительно к состоянию богача используется слово «βασνοις», которое в номинативе имеет форму βσανος и обозначает испытание, допрос с пристрастием, а также мучение или страдание. Дворецкий обращает внимание на то, что именно в этом последнем значении оно используется в Новом Завете . Однако этот эпизод в Евангелии от Луки рассматривают как состояние до Воскресения Христова. Сказано, что хотящие перейти из ада на лоно Авраамово не могут, однако после Воскресения это стало возможным. Однако если даже это понимать как бесконечное очищение, возникнет вопрос в эффективности такого очищения. А также вопрос, может ли быть кара без мук, и как это соотносится со словами Господа «там будет плач и скрежет зубов»? Слово τν σεβν – это Gen.Pl. от ασεβς – нечестивый=> нечестивых. В том же словаре Дворецкого оно не имеет значения «грешник», которое имеет более широкий смысл. То есть «нечестивец» – это более узкое понятие, которое может указывать на религиозные заблуждения, на ложную духовность и уклонение от истинного Богопочитания. Возможен и другой вывод, менее очевидно следующий из той части текста, который мы рассмотрели. Автор имел в виду, что любой грех есть форма уклонения от истинного Богопочитания. Чтобы выяснить, какой из этих вариантов верный, а какой ложный, необходимо исследовать эту тему дальше, и в рамках этого сообщения здесь это не представляется возможным.

http://bogoslov.ru/article/4900148

Священник Максим Обухов , руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь». Главное – здоровье? Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2008. – С.35. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »). Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий , председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. Относиться к здоровью не потребительски, а по-христиански. Фото из архива епархии//Фома. - – сентябрь 2008. – С.36. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »). ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.37-54. (на заставке – Валаамова ослица. Графика Елены Черкасовой) Ортодоксия: Что такое «богодухновенность». Писали ли евангелисты под диктовку? Автор – Андрей Десницкий . Рисунки Юлии Кузенковой//Фома. - – сентябрь 2008. – С.39-40,42-44. – (рубрика « Ортодоксия »). Реклама : С.41. Вопрос – ответ: Протоиерей Александр Ильяшенко , настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, Москва. Тяжесть невидимой брани . Фото с сайта www.pravmir.ru //Фома. - – сентябрь 2008. – С.45. – (рубрика « Вопрос – ответ »). Мир Библии: Где находится «лоно Авраамово»? Автор – Александр Ткаченко //Фома. - – сентябрь 2008. – С.46-48,50. – (рубрика « Мир Библии »). Реклама : С.49. Читаем Писание: Марина Журинская . О логике земной и небесной . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2008. – С.51. – (рубрика « Читаем Писание »). Числа: Сентябрь (рассказы о новомучениках российских, дни памяти которых отмечают в сентябре). Подготовила Екатерина Мутовина (Прогнимак ). Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2008. – С.52-53. – (рубрика « Числа »). Представлены: Мученик Николай (Варжанский) – 5 сентября ; Выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия Николай Юрьевич Варжанский - один из лучших проповедников и миссионеров ХХ века. Организовал и возглавил Варнавинское общество трезвости, во время Поместного Собора 1917 года был делопроизводителем Отдела о внешней и внутренней дисциплине. Автор более сорока книг и брошюр, предназначенных для неверующих и сомневающихся. «Православный противосектантский катехизис», написанный Варжанским в 1910 году, заслужил особую благодарность современников. Впервые арестован в апреле 1917 года (обвиняли, что отвлекает народ от политической борьбы), через год – в мае 1918 года – второй арест (вместе с протоиереем Иоанном Восторговым), Бутырская тюрьма. 3 декабря 1918 приговорен к расстрелу Президиумом коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией (его жизнь оборвалась в 37 лет).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-65-s...

Смотри также Комментарии Иоанна_ 2 октября 2019, 12:59 Ни один священник не имел бы шансов спастись, если бы отвечал за действия всех крещаемых им людей. Это что-то новенькое, Константин. Также и относительно загробной участи некрещёных младенцев - о ней, по святым отцам, а не по нашим домыслам - ничего не известно. Я не вижу, в чём здесь неправы Алла или Светлана Николаева. Лучше крестить и приобщить благодати, положившись на волю Божию, чем отказать и тем самым, как знать, навсегда отвратить человека от Церкви. Такие печальные случаи мне известны. Катерина 2 октября 2019, 08:34 Священик, у которого есть возможность ездить на надежной, но не бросающейся в глаза марке машины, безусловно проповедует Христа делами. А если предпочитает дорогое и наворочанное - то через него-то и соблазняет враг рода человеческого людей, и без того нетвердо стоящих на слабых колеблющихся ножках Веры. Крестить надо младенцев. А со взрослыми по-моему надо действовать интуитивно-религиозно, вопрошая в сомнительных случаях Бога, угодно ли Ему Крещение этого человека именно сейчас и так. По-моему если гордыня кандидата зашкаливает, то не надо.Тут есть упоминание греческого миссионера о том, как чернокожий дикий и невзнузданный,буквально преобразился после Крещения и теперь чудный священик. Сергей Н. 1 октября 2019, 22:09 Константин, спасибо за линк на статью, очень поучительно! Спасибо всем, братья и сёстры. Это очень сложный вопрос, и хорошо, что мы помогаем друг другу разобраться. Мы учителя друг другу и всем нам учитель Христос. Сергей Н. 1 октября 2019, 19:16 Светлана Николаева, спасибо. Светлана Николаева 1 октября 2019, 16:05 Сергею Н.: " Отвеща Иисус: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие. " (Ин.3;5) Вот Вам цитата из Евангелия о том, что НЕкрещеные не войдут в Царство Небесное. Советую почитать толкование Иоанна Златоуста на эти слова. Дети, умершие некрещеными, не будут мучаться - как известно, и в аду есть " лоно Авраамово " , там были заключены праведники в ожидании пришествия Христа. Но и полной радости, радости Царства Небесного, эти несчастные дети не узнают. Поэтому мне странно, когда родителей упрекают, что они крестят больного ребенка в надежде на выздоровление. Да еще и сравнивают их мотивы с мотивами иноверцев, презирающих Церковь Христову

http://pravoslavie.ru/124173.html

Согласно христианским представлениям праведный и нечестивый, корыстолюбивый богач и униженный бедняк пребывают в потустороннем мире, однако участь их различна. В притче о нищем Лазаре и богаче говорится о посмертном воздаянии каждому: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:22–26 , ср. Пс.9:18–19 ). Пламя, в котором мучается богач, — символ Божиего гнева и наказания, ожидающего грешников: «…огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего» ( Втор.32:22 ). От Господа не укрыться и в преисподней (см. Ис.28:14–18 ; Ам.9:2 ), поскольку «преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону» ( Иов.26:6 , ср. Пс.138:7–8 ; Притч.15:11 ). Но в этом и залог спасения души от власти ада преисподнего (см. Пс.15:10–11, 29:3–4 ; Притч.23:13–14 ) и обетование окончательной победы над ним: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( Ос.13:14 ). Напоминая эти слова пророка Осии, апостол Павел поясняет: «Жало же смерти — грех» ( 1Кор. 15:56 ). В христианстве понятие ада изменяется в связи с учением об искуплении, воскресении мертвых и Страшном Суде. Согласно православной традиции, Господь спускается в ад и приобщает к искуплению загробный дохристианский мир, избавляя его от власти вечной тьмы. В Откровении Иоанна Богослова победа над злом, зверем из бездны, самой бездной — смертью, вырастает в грандиозную картину будущего человечества, связанного только с горним, с высшим, с небом: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, видел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр.21:1–2 ). Всех готовых принять этот дар ждет жизнь вечная: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (ст. 4). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (ст. 8).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Тогда напомню Вам, что, во-первых, св. Предтеча Господень крестил крещением ПОКАЯНИЯ людей, которые находились в безблагодатном состоянии. У него и была задача – призвать людей к покаянию, подготовить их к принятию веры в Спасителя. И в то время не существовало канонов Церкви, как не существовало еще самой Церкви. А в Православной Церкви состоят люди, крещёные во СПАСЕНИЕ, которым вверена Божественная благодать. И святые отцы предупреждают, что нераскаянное нарушение даже одного-единственного канона отторгает человека от этой спасительной благодати, что влечет его вечную погибель, если он покаянием в своем грехе не вернется в лоно Церкви. А во-вторых, почему Вы думаете, что он не оглашал людей? Полгода длилась его проповедь покаяния, пока Господь не пришёл к нему креститься. Ведь Оглашение, в частности, как раз и подразумевает рассказ человеку о его грехах и страстях и научение тому, как бороться с ними. Давайте посмотрим, что говорит нам Евангелие о проповеди святого Иоанна Предтечи. Читаем Евангелие от Матфея: « Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: " отец у нас Авраам " , ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:7-12). Только из этого отрывка Евангелия мы видим, что св. Предтеча Господень учит народ о будущем Суде, о том, что плотское родство с Авраамом не означает вечное блаженство с Богом, но нужно обязательное покаяние, учит о вечных муках нераскаянных грешников, учит о том, что в самое ближайшее время придёт Спаситель, Который установит таинство Крещения Святым Духом во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/23/ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010