В начале 2-й сессии (18 мая) кард. Бонавентура прочитал проповедь на Вар 5. 5 («Встань, Иерусалим, и стань на высоте, и обратись на восток, и посмотри на детей твоих»), затем папа Григорий X выступил с призывом начать новый крестовый поход на Св. землю и затронул вопросы, связанные с его финансированием. Папа потребовал прекратить все войны между христианами на время подготовки крестового похода (планировалось, что это займет 6 лет), обещал отлучить от Церкви пиратов и тех, кто продают сарацинам металлы, оружие и корабли. Тем, кто согласились принять крест и участвовать в походе, даровалась индульгенция. Все решения, касавшиеся крестового похода, вошли в состав постановления «Zelus fidei» (Ibid. P. 74); оно, однако, не отражено в канонах Л. С. (см.: Kuttner. 1949. P. 47-48). Во время 3-й сессии (4 или 7 июня), которая была открыта проповедью кард. Пьера де Тарантеза на Ис 60. 4 («Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе»), было принято 12 канонов (3-9, 15, 19, 24, 29 и 30). 24 июня в Лион прибыла визант. делегация в составе бывш. патриарха К-польского Германа III (1265-1266), митр. Никейского Феофана и великого логофета Георгия Акрополита . Делегаты Собора и члены Римской курии проводили послов к папскому дворцу, где Григорию X были переданы письма от имп. Михаила VIII, его сына, буд. имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), и духовенства К-польской Церкви, также послы объявили о своей готовности признать веру и первенство Римской Церкви. 29 июня понтифик в присутствии участников Л. С. совершил мессу. Бонавентура произнес проповедь о необходимости церковного единства, после чего присутствовавшие исполнили Никейский Символ веры с Filioque на лат. и греч. языках. Заключение Лионской унии состоялось во время 4-й сессии (6 июля). После того как были зачитаны послания имп. Михаила VIII, его сына и к-польского духовенства, Георгий Акрополит от лица императора отрекся «от всякой схизмы», признал католич. учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына и первенство Римской Церкви (Il Concilio II di Lione. 1965. P. 85-92).

http://pravenc.ru/text/2110520.html

В первые годы исполнения своей новой должности Бонавентура посетил большую часть орденских организаций, чтобы узнать проблемы и нужды ордена. В 1259 году он побывал в Лаверне, где написал трактат Путеводитель души к Богу. После возвращения во Францию Бонавентура стал готовиться к генеральному капитулу (общему собору духовенства францисканского ордена) в Нарбонне (1260) и кодифицировать существовавшие к тому времени декреты. Собор поручил ему написать новую биографию святого Франциска, после чего Бонавентура еще раз отправился на родину святого в Италию для сбора материалов. Он прервал свои занятия для знакомства с новым папой Урбаном IV, избранным 29 августа 1261 года. В апреле 1263 года Бонавентура был в Падуе на перенесении мощей святого Антония, а в мае того же года он провел генеральный капитул, где рассматривался вопрос об упорядочивании литургической жизни ордена. Там Бонавентура представил свое новое Житие святого Франциска. В 1264–1265 годах Бонавентура был при папском дворе, где произносил проповеди. В марте 1265 года в Перуждии Бонавентура встретился с новым папой Климентом IV. Позже, в ноябре того же года новый папа назначил Бонавентуру архиепископом Йоркским, но тот упросил папу оставить его в прежней должности. На генеральном капитуле в Париже в мае 1266 года Бонавентура предпринял меры для исправления злоупотреблений в ордене, особенно в отношении обета бедности. До середины 1268 года Бонавентура оставался в своей резиденции в маленьком монастыре в Мант-сюр-Сен (Франция). Вероятно, в этот период были написаны некоторые его аскетические сочинения. В июле 1268 года Бонавентура был в Риме, где принял в духовное общение с францисканским орденом братство Гонфалоньери, и оставался в Италии до Ассизского собора в мае 1269 года. Во время возвращения в Париж Бонавентура столкнулся с новыми нападками на нищенствующие ордена Герарда Аббевильского, против которого написал свою Апологию бедных (1270). Весной 1273 года Бонавентура был в Париже, где организовал знаменитые Собеседования о Шестодневе. Вскоре после этого папа Григорий X одновременно произвел его во епископа Альбанского и в кардинала. Бонавентура встретился с папой к северу от Флоренции в июле 1273 года и проследовал с ним в Лион. Там в ноябре 1273 года Бонавентура был рукоположен во епископы и до мая 1274 помогал папе в подготовке II Лионского собора. На соборе, открывшемся 7 мая 1274, он защищал идеалы нищенствующих орденов и участвовал в решении главного вопроса собора — унии Церквей. В разгар этой деятельности Бонавентура неожиданно заболел и 15 июля 1274 года скоропостижно скончался; в тот же день он был похоронен во францисканской церкви в присутствии папы.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

В результате своей антиуниат. деятельности И. И. в 1273 г. вместе с Мануилом Оловолом был подвергнут публичным пыткам и поруганиям. Как пишет Георгий Пахимер, император велел надеть «на шеи длинные веревки сперва ему (т. е. Оловолу.- Авт.), за ним второму - Иаситу Мелию (Ιαστην Μελαν), и так далее подряд до десяти человек, а на конце всех - племяннице его (Оловола.- Авт.) будто бы за чародейство; потом первых двух велел обвешать овечьими внутренностями со всеми находившимися в них нечистотами за то, что они непокорны царю, а ритора сверх того приказал постоянно бить по устам овечьими печенями, и в такой торжественной процессии водить их по всему городу, около же церкви подвергать их еще большему бесчестью, угрожая чрез это духовным лицам и наводя на них страх» (PG. 143. Col. 848-849). В 1275 г., после заключения Лионской унии, И. И. был изгнан в Вифинию в крепость Кавея на р. Сангарий. Дата кончины И. И. неизвестна. С. Петридис ( P é trid è s. 1912) отождествил И. И. с гимнографом Иовом Мелом (Μλης; это написание можно считать рукописным вариантом Μελας), к-рому принадлежат «Последование» (1-е изд.: Афины, 1841; о др. изданиях см.: Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 275-277) и Житие (BHG, N 1736; PG. 127. Col. 904-908) прп. Феодоры Артской (пам. 11 марта), жены эпирского деспота Михаила II Дуки Комнина. Второй канон службы имеет акростих «Царицу восхвалю Феодору. Иов мо[нах Мел] (Τν βασλισσαν ανσω Θεοδραν. Ιβ μο[ναχς Μλης])» (с. 13 в изд. 1841 г.). Датировка рукописи Marc. gr. II, 50 (XV в.), содержащей «Последование», делает невозможным предположение, согласно к-рому Иов Мел был автором XVII в. (см., напр.: Nicol D. M. The Despotate of Epiros. Oxf., 1957. P. 128; позднее Д. Найкол отказался от этой гипотезы в пользу датировки Жития XIII в., см.: Nicol D. M. The Despotate of Epiros 1267-1479: A Contribution to the History of Greece in the Middle Ages. Camb., 1984. P. 5). По всей видимости, служба была составлена в скором времени после кончины Феодоры, принявшей постриг после смерти Михаила II в 1267/8 г.

http://pravenc.ru/text/578192.html

В этом источнике впервые говорится о посвящении мон-ря 40 Севастийским мученикам. В т. ч. свт. Савва отремонтировал и велел украсить фресками монастырский собор, за что получил почетное звание ктитора ( Дoмehmujah, jepм. Жumuje св. Саве. Београд, 2001. С. 128; Teoдocuje Хиландарац, мон. Живот св. Саве. Београд, 1973. С. 66; Б. Жumuja св. Саве као извори за ucmopujy уметности. Београд, 2008. С. 107-108). Согласно сборнику афонских преданий Patria CP (XV в.), ежегодно на престольный праздник в обители происходило чудо: под св. престолом вырастал 40-главый гриб. Вкушавшие его исцелялись от различных недугов (Actes de Xéropotamou. 1964. Append. IV). В 1-й пол. 70-х гг. XIII в. К. совместно с Великой Лаврой вел земельные споры с Хиландаром (в случае с К. речь шла о владениях на Превлаке), разрешенные в пользу серб. мон-ря простагмой имп. Михаила VIII Палеолога ( 1985. С. 93). В завещании мон. Феодула Скарана (1270-1274) говорится о передаче К. богатого подворья в Эрмилии на п-ове Ситония (Actes de Xéropotamou. 1964. N 9). «Повесть о Ксиропотамском монастыре» сообщает о полном разрушении К. во 2-й пол. 70-х гг. XIII в. ( Вишенский И. Соч. М.; Л., 1955. C. 332-335; The Slavonic Patria of Mount Athos (BHG, N 1054u + BHG, N 2333)/Ed. G. Parpulov. Plovdiv, 2013. P. 15-19). Михаил VIII Палеолог после заключения в 1274 г. Лионской унии с Зап. Церковью прибыл на Афон со своими «латиномудрствующими» сторонниками и расправился с приверженцами Православия в Карее, Ватопеде, Зографе и Иверском монастыре. Насельники К. испугались, что их постигнет та же участь, и встретили униатов с масличными ветвями в руках. Однако, когда они начали служить совместную литургию, произошло мощное землетрясение, и стены мон-ря обрушились. С тех пор чудесный 40-главый гриб больше не вырастал в алтаре под св. престолом ( Γεδεν Μ. Ο Αθως: Αναμνσεις, γγραφα, σημεισεις. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 144-145). К. был отстроен сыном Михаила Андроником II, молитва о спасении к-рого вместе с «сынами от сынов его» содержится в заключительной части «Повести...»; последнее обстоятельство позволяет датировать памятник не позднее 1328 г.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

В янв. 1918 г. в Перми установилась советская власть, над В. нависла угроза ареста. Осенью ученый с женой уехал в Киев к родителям В. В это время в Симферополе открылся филиал Киевского ун-та, преобразованного вскоре в Таврический ун-т. При содействии отца В. получил в нем место профессора на кафедре рус. истории. В сент. 1920 г. В. принял предложение П. Н. Врангеля возглавить Отдел печати при Гражданском управлении Крыма, участвовал в комиссии по обработке материалов Таврического архива о деятельности Г. А. Потёмкина. В «Известиях Таврического ун-та» (1919-1920) опубликовал неск. статей по истории Крыма. 30 окт. 1920 г. В. отплыл в К-поль, через 4 месяца переехал в Афины, преподавал в Православной школе для детей рус. эмиграции, был принят в Греческую археологическую ассоциацию. В нояб. 1921 г. рус. правосл. община Афин делегировала В. на Карловацкий Собор (в Сремски-Карловци, Югославия). В. не считал себя компетентным в решении церковных вопросов, при обсуждении политических проблем воздерживался от голосования, досрочно покинул заседания Собора и вернулся в Афины. В февр. 1922 г. по приглашению Русской учебной коллегии в Праге В. переехал в Чехословакию, где получил место профессора рус. юридического фак-та Карлова ун-та. На основе лекционного курса в Праге издал учебник «Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX вв.: Период империи» (1924; М., 1998) и кн. «Государственная Уставная грамота Российской империи 1820 г.» (1925). Работал в архивах Праги, Берлина, Вены и Парижа, изучая хранящиеся в них рус. рукописи. Участвовал в семинаре под рук. Н. П. Кондакова , в 1925-1927 гг. руководил семинаром им. Кондакова (с 1931 Ин-т им. Кондакова). В 1922 г. В. примкнул к евразийству , идеи этого движения отразились в сочинениях В. «Начертание русской истории» (Прага, 1927; переизд.: М., 1996. СПб., 2000), «Опыт истории Евразии с VI в. до настоящего времени» (Берлин, 1934), «Звенья русской культуры» (Берлин, 1938). Среди рус. церковных деятелей и писателей в эмиграции высказывалось мнение о необходимости унии с католич. Церковью ради «сохранения целостности Русской Православной Церкви за рубежом». В. и его единомышленники решительно выступили против этого намерения. В ст. ««Соединение Церквей» в исторической действительности», опубликованной в евразийском издании «Россия и латинство» (Берлин, 1923, переизд.: ВИ. 1994. 7. С. 160-174), В. рассмотрел историю церковных уний с Лионской 1274 г. (см. Лионские Соборы ) до Брестской 1596 г. как акты «насилия над совестью слабейшего». В. считал, что «нигде уния не была действительным «соединением» Церквей; она почти всюду была или вынужденной, или неискренней, или просто подготовительной степенью для перехода в латинство» (ВИ. 1994. 7. С. 174).

http://pravenc.ru/text/150429.html

Второй докладчик, доктор юридических наук, заслуженный юрист России Алексей Михайлович Величко отметил, что, к сожалению, у нас долгое время была в забвении наука канонического права, и из-за этого мы имеем, в том числе, и нынешние проблемы. К сожалению, это не мы, а три греческих митрополита составили документ о неканоничности действий Константинопольского патриархата, с горечью отметил докладчик. Сегодня, по мнению Величко, есть два способа решения возникшего кризиса в мировом Православии: либо встать на позицию ригоризма, либо встать на позицию икономии. По его мнению, нам необходима именно политика икономии, то есть необходимо созвать всеправославное совещание для обсуждения нынешней кризисной проблемы. Вместе с тем, он согласен с тем мнением, что Всеправославное совещание желательно собрать именно в Москве. Для решения церковного конфликта необходимо задействовать государственную власть. Но, к сожалению, в последнее время наше Священноначалие было ориентировано на отказ от политики, что и привело к тому, что мы сегодня проигрываем во многих вопросах. Нельзя отказываться от политики, - это ошибочный путь для Церкви, подчеркнул докладчик. Выступления докладчиков вызвали большой интерес у собравшихся членов Русского Собрания и гостей. Было задано много вопросов, некоторые из них были полемическими и сразу задали дискуссионный тон обсуждению. Затем состоялись прения, которые открыл игумен Кирилл (Сахаров). Он напомнил, что согласно пророчеству о Третьем Риме - четвертому Риму не бывать. Мы не должны отрицать заслуги греков перед Русской Церковью, но нам также надо помнить Лионскую и Ферраро-Флорентийскую унии. Помнить пагубную роль греков в событиях русского церковного раскола и календарную реформу, учинённую по их инициативе. Не стоит забывать и причастность многих архиереев греческих Церквей к масонству. Нам необходимо, по мнению игумена Кирилла, сегодня собрать свидетельства о вероучительном отступлении Константинополя, а их довольно много. Что касается украинской автокефалии, то теоретически, по мнению отца игумена, её можно допустить, но только тогда, когда каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата потребует. А она её не требует. По мнению о. Кирилла, события будут развиваться по эстонскому варианту, то есть речь пойдёт о создании двух церковных юрисдикций. И в этих условиях нам необходима наступательная политика, необходимо обратить своё внимание на старостильников. Нам надо слушать наших братьев с Украины и Донбасса, чтобы глубже понимать проблематику, в которой они живут.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/21/ch...

Ещё большим ударом по Церкви стало заключение Лионской унии с латинянами в 1274 г, вызванное попыткой лавирования между внешними политическими силами. Не принимаемая Церковью и народом, уния проводилась в жизнь насилием императорской власти и идеологическим рвением немногочисленной группы из числа церковной иерархии во главе с Иоанном Векком, возведённым в сан патриарха. Существовавшая лишь на бумаге, уния не принесла и ожидаемых политических результатов: новый папа Мартин IV осудил Михаила как схизматика, объявил низложенным и запретил всем христианским властителям общаться с ним. Отлучённый также и Православной Церковью, Михаил умер в 1282 г., оставив в наследие своему сыну и соправителю Андронику II Палеологу (1282–1328) 6 раздираемую противоречиями империю. С этого времени начинается необратимый упадок Византийской империи, который, однако, не был неизбежным: на протяжении веков Византия многократно преодолевала кризисы, выходя из них обновлённой и преображённой. Однако такое изменение хода истории требовало напряжённой духовной работы всего общества, начиная с церковной и государственной элиты и заканчивая простым народом. Но если Церковь ещё переживёт возрождение в эпоху исихастов, то Византийское государство как таковое уже не найдёт в себе сил для обновления. Андроник II, правитель благочестивый и одарённый, но недостаточно решительный и энергичный, был не в состоянии восстановить подорванный государственный организм. Он был достаточно способным, чтобы усидеть на троне в течение долгих сорока шести лет, пытаясь поддерживать status quo путём компромиссов и полумер, но слишком слаб для того, чтобы твёрдой рукой навести порядок в Церкви и государстве. К проблемам, вызванным последствиями политики его отца, добавлялись новые, глубочайший кризис империи разразился наконец гражданской войной между Андроником II и его внуком Андроником III в 20-х годах XIV века, а она повлекла за собой гражданскую войну 40-х годов, от которой Византии уже не суждено было оправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К концу XII в. Афон приобрел значение главного центра монашеской жизни Византии и славянских стран, но в 1204 г., завоеванный крестоносцами, он оказался в подчинении римского папы. Освобожденный в 1230-е гг., Афон находился под покровительством болгарских царей, затем – Никейской империи, а позднее – восстановленного Палеологами Византийского государства. В конце XIII в. католическими миссионерами, получившими широкие права от императора Михаила Палеолога, за сопротивление насаждению на Афоне Лионской унии (1274) были замучены члены Протата, карейские отшельники, монахи Ватопеда, Ивера и Зографа; их память почитают на Афоне и по сей день. В 1313 г. император Андроник Старший передал управление Афоном патриарху Константинопольскому. В течение XIV в. Афон страдал от частых нападений морских разбойников и турок, а также от внутренней борьбы, вызванной исихастскими спорами. Торжество исихазма привело к значительному росту духовного влияния Афона – места, где зародилось это движение. Многие иерархи того времени избирались из среды афонского монашества. В 1406 г. при императоре Мануиле II был принят новый Устав, основанный на типиконе прп. Афанасия Афонского . В XV в. многие общежительные монастыри были преобразованы в штатные. После падения Византии (1453) Афон находился под властью турецких султанов, взимавших высокий подушный налог (харадж) со всех афонских монахов. Отнятие у монастырей земельных владений около 1570 г. при султане Селиме II привело к обеднению многих монастырей. Это вынуждало малые монастыри присоединяться к большим на положении скитов. В 1574 г. патриарх Константинопольский Иеремия II утвердил новый Афонский устав (Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Leipzig, 1894. S. 215–218), вводящий во всех монастырях общежитие. Однако эти меры оказались недостаточны. Обнищание и запустение афонских монастырей продолжалось. Так, в Лавре в 1623 г. осталось всего пять монахов. В 1626 г. власть на Афоне прота была заменена коллегиальным управлением (Протатом), состоящим из представителей всех монастырей. В это время на Афон проникли иезуиты, агитировавшие за унию и открывшие в 1636 г. свою школу в Карее, которую посещало около 20 монахов. В 1641 г. иезуиты покинули Афон, а в 1751 г. открылась Афонскан академия (Афониада), которую в 1753 г. возглавил Евгений (Булгарис). В течение всего XVIII в. обременительные подати приводили то один, то другой монастырь в полное запустение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Как уже говорилось в публикации построение пневматологической системы Григория Кипрского и ее обсуждение с участием современников патриарха происходило на фоне арсенитского кризиса. В это же публикации мы обратили внимание на ряд работ, связанных с изучением деятельности патриарха Григория II в связи с обстоятельствами, вызванными арсенитским расколом 22-24]. Обсуждение влияния на деятельность и жизнь патриарха событий, связанных с арсенитами, представлено в работах Интересно в связи с упоминанием арсенитского кризиса отметить изменение взглядов одного из противников патриарха Григория и его оппонента в богословских спорах – Иоанна Хилы. Бывший митрополит Эфесский Иоанн Хила был враждебно настроен по отношению к патриарху при его жизни, но после смерти Григория изменил мнение. В сочинении «О схизме арсенитов» он отказался от обвинений в адрес патриарха и признал Томос Влахернского Собора 1285 г, составленный Григорием II, точным выражением православной пневматологии Большой интерес представляет деятельность другого современника Григория Кипрского – Георгия Пахимера, более известного в качестве историка, сохранившего в своем сочинении «История о Михаиле и Андронике Палеологах» много сведений о Византии конца XIII – начала XIV вв., в том числе и о времени патриаршества Григория II (1283-1289 гг.) 12]. Данный автор также известен и как богослов, принявший участие в антилатинской полемике этой эпохи и продолживший в своей богословской системе развитие идей патриарха Григория Кипрского Дополняя материалы публикации обратимся также к сочинению одного из церковных авторов XVII в. – православного богослова Адама Зерникава. Для нашего исследования большой интерес представляет его трактат «Об исхождении Святого Духа от одного только Отца» 2]. В данном сочинении автор уделяет внимание событиям, связанным с Лионским собором и теми спорами, которые начались в Византии после этого собора, а также обсуждает и то, как это собор был отвергнут Православной Церковью с. 504-560]. А. Зерникав рассматривает и деятельность патриарха Григория Кипрского. Патриарх упоминается как один из оппонентов сторонников унии с. 516]. В тексте сочинения подробно рассматривается дискуссия между Григорием Кипрским и противниками соединения с Римом, с одной стороны, и бывшим патриархом Иоанном Веком и его сторонниками, с другой стороны, произошедшая на Влахернском Соборе 1285 г. с. 548-554]. А. Зерникав уделяет внимание также Томосу, написанному патриархом с. 552-554], и указывает иные антилатинские сочинения Григория и других авторов той эпохи с. 556]. В этом сочинении мы видим положительную оценку деятельности Григория Кипрского (в частности 2, с. 516).

http://bogoslov.ru/article/6169648

Незадолго до 1257 г. насельникам К., для того чтобы устроить виноградник, были переданы земли опустевшего мон-ря Агиопатита, а прот Феодор актом 1257 г. удовлетворил претензии на эти владения мон-ря Алипия, к-рому были переданы др. земли (Actes de Kutlumus. 1945. N 2). В 1262 г., после столетнего перерыва, встречается подпись каракальского игумена на акте прота Арсения (Actes de Docheiariou. 1984. N 7). Сохранились противоречивые предания о разорении К. «латинянами»: либо сторонниками Лионской унии в 70-х гг. XIII в., либо каталонцами между 1306 и 1308 гг. Евангелие-тетр. Кон. XIII в. (Ath.Karakal. 20) Евангелие-тетр. Кон. XIII в. (Ath.Karakal. 20) Экономический расцвет К. в кон. XIII - 1-й пол. XIV в. был связан с деятельностью буд. К-польского патриарха свт. Афанасия I , строгого аскета и сторонника точного соблюдения монашеских канонов, его считали предтечей исихастов на Афоне. С 1278 г. он принимал участие в жизни К. и сформировал духовный климат мон-ря, к-рый в последующие годы привлекал в обитель подвижников, стремившихся к подобному образу жизни. В Житии свт. Афанасия I не уточняется место его подвигов на Афоне, но в предисловии к хрисовулу имп. Андроника II Палеолога (1294), где перечислены просьбы патриарха к императору, касающиеся К., указано, что Афанасий I подвизался именно в этом монастыре. Он ходатайствовал перед Андроником II о подтверждении привилегий К. и права владения подворьями свт. Николая Чудотворца (Крион-Нерон) в долине р. Стримон, вмч. Пантелеимона на о-ве Фасос (Тасос) и вмч. Георгия на о-ве Лемнос, сел. Декалиста с окружающими землями, сел. Каллиста, полем св. Ипатия на п-ове Афон, к юго-западу от Ватопеда, обителью Христа Спасителя «ту Агиомавриту» в Фессалонике ( Χρυσοχοδης, Γουναρδης. 1985. Σ. 14). Хрисовул имп. Андроника II 1294 г. сохранился в копии 1-й пол. XIV в., заверенной протом Исааком (1316-1342). После того как обитель была отстроена, число братии значительно увеличилось. Из акта 1316 г. известно имя каракальского игумена - Матфей (Actes d " Esphigménou.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010