Папа Римский Иоанн Павел II совершает Божественную литургию по визант. обряду в сослужении духовенства Вен-герской греко-католической Церкви. Мариапоч (Венгрия). 18 авг. 1991 г. большинство из к-рых являются католич. аналогами ряда Поместных Православных Церквей, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей и Ассирийской Церкви Востока , напрямую связано с униональной политикой Римско-католической Церкви. Уже после разрыва между К-польским Патриархом и папой Римским (1054) греч. храмы на территории Италии, где сохранялось визант. богослужение, утратили каноническую связь с К-польским Патриархатом и были введены в церковную юрисдикцию Рима. С началом крестовых походов и созданием крестоносцами Антиохийского княжества (1098) и Иерусалимского королевства (1099) были образованы лат. патриархаты, деятельность к-рых была направлена на обращение в католицизм правосл. верующих. Захват крестоносцами К-поля в 1204 г. и учреждение в том же году лат. К-польского патриархата ознаменовали окончательный разрыв между Православием и Римско-католической Церковью. Одновременно с этим в католицизме развивается и формулируется учение о примате Римского епископа и его власти над всем христ. миром, что выразилось в провозглашении Латеранским IV Собором (1215) главенства Римского престола над всеми вост. патриархатами. Однако создание параллельной католич. иерархии на Востоке не способствовало обращению большинства правосл. христиан в католицизм. С сер. XIII в. Рим предпринял ряд безуспешных попыток заключить с правосл. Патриархами унию, предполагавшую сохранение их автономности и употребление вост. обрядов при условии подчинения Римскому папе и принятия лат. Символа веры (с прибавлением Filioque ). Формальное принятие епископатом Греко-Православной Церкви унии на Лионском II (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) Соборах не привело к упразднению лат. патриархатов и лат. иерархии на Востоке и к прекращению католич. прозелитизма в целом. Выработанные на Ферраро-Флорентийском Соборе условия и форма присоединения христиан к католич. Церкви после Тридентского Собора (1545-1563) были переосмыслены в пользу признания истинности только римско-католич. вероисповедания и легли в основу рим. униатизма, следствием к-рого стало образование большинства В. к. Ц.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/199953.html

8. Церковные отношения при Палеологах Церковная история времени Палеологов полна глубокого интереса как с точки зрения отношений греко-восточной церкви к папскому престолу, так и с точки зрения религиозных движений в ее внутренней жизни. Отношения к Риму, вылившиеся в форму неоднократных попыток заключения унии с католической церковью, находились, за исключением Лионской унии, в теснейшей зависимости от все усиливавшейся турецкой опасности, которая, по взглядам византийского императора, могла быть предотвращена лишь вмешательством папы и западноевропейских государей. Готовность папы пойти навстречу предложению восточного монарха, в свою очередь, очень часто зависела от условий международной жизни на Западе. Лионская уния Папы второй половины XIII века в своей восточной политике не желали повторения четвертого Крестового похода, который, как известно, не решил столь важного для папы вопроса о греческой схизме и снял с ближайшей очереди другой важный для папы вопрос о крестовом походе во Святую Землю. Папам казалось гораздо привлекательнее и реальнее заключение мирной унии с греками, которая положила бы конец давнишней схизме и вселила бы надежду на возможность осуществить совместный греко-латинский поход на освобождение Иерусалима. Обратное завоевание греками Константинополя в 1261 г. произвело на папу удручающее впечатление. Папские воззвания отправлены были к различным государям с просьбой спасти латинское детище на Востоке. Однако, и в данном случае папские интересы находились в зависимости от итальянских отношений курии: папы не желали, например, действовать на Востоке при помощи ненавистных им Гогенштауфенов в лице Манфреда. Но, так как владычество последних в Южной Италии было уничтожено приглашенным папами Карлом Анжуйским, который, как известно, сразу открыл наступательную политику против Византии, то для папства возможное завоевание Константинополя этим католическим королем казалось менее приемлемым, чем та же мирная уния, так как возросшая вследствие завоевания Восточной империи мощь Карла едва ли бы нанесла меньший ущерб мировому положению папства, чем нанесло бы владычество Гогенштауфенов в Византии. Интересно, что первая уния, заключения Михаилом Палеологом в Лионе, создалась не под давлением восточной турецкой опасности, а под угрозой наступательной политики Карла Анжуйского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Предлагаемая вниманию читателя, книга представляет собой, по изложеню, удобопонятные для любителя церковно-исторической науки и для каждого образованного человека «Очерки», утверждающиеся на строго-научных основаниях, и составляет продолжение, впрочем имеющее вид самостоятельного сочинения, под заглавием: Очерки истории Византийско-восточной церкви в IX, X, XI веках». Цель теперь издаваемой книги таже, какая имелась в виду и при напечатании сейчас упомянутого сочинения – ознакомление с одним из тех отделов церковно-исторической науки, которые очень мало известны по своему содержанию. Книга обнимает период Византийско-восточной церкви от начала крестовых походов, которыми условливался ряд новых явлений в истории этой церкви, до падения Византии от турецкого меча в 1453 году. Обработка Византийской церковной истории, по нашему мнению, есть прямая задача русских богословов – тем более, что богословы западные, как и естественно, посвящают мало внимания этой области церковной истории. Приняв на себя задачу изложить указанный период в форме систематического целого, мы не имели под руками никакого руководящего сочинения. Западная и русская литература, относящаяся к нашему делу, пересмотрена нами, полагаем, тщательно; Византийская же историческая, богословская и иного рода литература, при ея очень почтенных размерах, пересмотрена настолько, насколько это нужно было для составления «очерков», не изъявляющих притязания на обширную ученность. Пусть читатель не ставит нам в вину неполноту обзора. Эта неполнота не случайная. Мы не намерены были распространяться о таких предметах, о которых уже существует удовлетворительная литература на русском языке; так, например, мы оставляем в стороне историю Лионской и Флорентийской унии, потому что с этими историческими явлениями можно знакомиться по следующим сочинениям: «Истории Флорентийского собора», изданной под редакцией известого ученого, прот. А.В. Горского, «История попыток к соединению церквей греческой и латинской», проф. А.Л. Катанского и по книге: «Виссарион Никейский», проф. Садова. Равно также мы не даем места в своей книге изложению таких религиозных споров или таких произведений Визанийских богословов, которые могут возбуждать интерес разве у специалистов, да и то, пожалуй, не у всех. Вообще мы не имели намерения придавать своей книге очень большой объем; сожалеем даже и о том, что она вышла больше, чем какой должна быть книга, носящая название очерков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ [греч. Ιερθεος], иером. из К-поля (2-я пол. XIII в.). О происхождении И. нет сведений; вероятно, он принял монашество в обители на Латрской горе в М. Азии и учился у Никифора Влеммида . До 1275 г. жил в одном из мон-рей недалеко от Эфеса. После низложения в 1265 г. К-польского патриарха Арсения Авториана , когда группа его сторонников объявила о разрыве отношений с К-польской Патриархией и визант. имп. Михаилом VIII Палеологом, И., хотя и остался в общении с офиц. Церковью, симпатизировал арсенитам. В период с 1263 по 1275 г. в К-поле между И. и папским легатом, епископом Кротонским Николаем, греком, перешедшим в католичество, состоялся 1-й диспут об исхождении Св. Духа. После заключения Лионской унии (1274) И. написал ряд полемических произведений с критикой учения о Filioque (Marc. gr. 83. Fol. 211-212; Vat. Barber. gr. 291. Fol. 118-121). Для доказательства исхождения Св. Духа только от Отца И. помимо цитат из Свящ. Писания и Отцов Церкви использовал и собственные умозаключения, представляя отношения между Лицами Св. Троицы в виде различных геометрических построений (ιϒραμμα Ιεροθου). Резкие и неоднозначные формулировки и методы богословских доказательств И. вызвали споры как среди латинян и сторонников унии, так и среди православных. В 1277-1278 гг. И. был брошен в тюрьму, где в оправдание своих взглядов написал неск. сочинений (Marc. gr. 153. Fol. 203-215). После освобождения (нач. 80-х гг. XIII в.) И. составил речь к имп. Михаилу VIII Палеологу (Marc. gr. 153. Fol. 215-230), а затем «Увещевание против латинян» 2 сторонникам унии - Луке Карнацу, ученику Николая Кротонского, и некоему мон. Нифонту (Laurent. Plut. VII 19. Fol. 55-68), в к-рых назвал латинян еретиками, а сторонников унии - раскольниками, критикуя не только Filioque, но и католич. дисциплинарную практику. Дальнейшая судьба И. неизвестна. В Ватиканской б-ке сохранилось неск. приписываемых И. литургических произведений (стихиры и канон) и 2 исповедания веры (Vat.

http://pravenc.ru/text/293756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ III († ок. 1300, Тырново, ныне Велико-Тырново, Болгария), патриарх Тырновский (посл. четв. XIII в.). О судьбе и деятельности И. источники сообщают скудные сведения. Неизвестно, когда он взошел на Патриарший престол. Между 1272 и 1274 гг., до избрания патриархом, И. посетил К-поль в составе болг. делегации, которая принимала участие в подготовке заключения визант. имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282) и К-польским патриархом Иоанном XI Векком унии с Римской Церковью, и во время встречи с Джироламо д " Асколи (впосл. папа Римский Николай IV ) якобы высказался за подчинение Болгарской Церкви Риму. Но т. к. известно, что Болгарская Церковь в этот период отрицательно относилась к заключению унии ( Златарски В. История на българската държава през средните векове. София, 1972 2. Т. 3. С. 534-535; Гюзелев. 2009. С. 154, 258-259) и ее представители не приняли участия в Лионском Соборе 1274 г., заявление И. расценивается как политический ход в целях сохранения независимости Тырновской Патриархии от К-поля ( Петков. 1995. С. 362-364). Позже, в письме от 23 марта 1291 г., папа Римский Николай IV напомнил болг. первоиерарху (лат. archiepiscopo bulgarorum) о его высказывании и просил убедить болг. царя Георгия I Тертера и свою паству принять лат. веру ( Theiner A. Vetera monumenta historica Hungariam sacram illustrantia. R., 1859. Т. 1. С. 376; Delorme, Tautu. 1954; Гюзелев. 2009. С. 210-211, 383-384), но не сохранилось сведений о том, что эта просьба вызвала к.-л. действия патриарха. В полемической антилат. Повести о Ксиропотамском мон-ре (см. ст. Зографские преподобномученики ) 1-й четв. XIV в. не названный по имени Тырновский патриарх, современник Лионской унии, именуется Вселенским (см.: Вишенский И. Сочинения. М.; Л., 1955. Прил. 2. С. 334), вероятно за верность Православию. В 1284 г. И. снова посетил К-поль и по поручению царя Георгия I Тертера успешно провел переговоры по поводу возвращения из визант. плена болг. престолонаследника Феодора Святослава и устройства брака последнего с дочерью вел. стратопедарха Синадина ( Georgii Pachymeris. 1835. С. 267; Цветкова Б. Съдбата на Теодор Светослава преди възцаряването му//ИБИД. 1948. Кн. 22/24. С. 45; Гюзелев, Йончев. 1982. С. 297).

http://pravenc.ru/text/468927.html

[Иоанн Косма, Иоанн Созопольский] († после 1307, Созополь?), патриарх К-польский (1 янв. 1294 - 21 июня 1303). Род. в г. Созополь (ныне Болгария), там же стал священником. До избрания на Патриарший престол носил имя Косма. После смерти жены он вместе с братом и сыном принял монашество. Ок. 1274 г. переехал в К-поль, где вскоре стал экклисиархом (пономарем) в мон-ре арх. Михаила в Сосфении, пригороде К-поля. И. отличался благочестием, скромностью и добрым нравом, но был необразован. После заключения Лионской унии в 1274 г. визант. имп. Михаил VIII Палеолог послал своего представителя в этот мон-рь, чтобы узнать мнение монахов о его политике; И. оказался среди противников унии, он был отправлен в ссылку. Через нек-рое время он при посредничестве Александрийского патриарха Афанасия III (II) Синаита вместе с др. опальными монахами был освобожден. Однако И. не вернулся в К-поль, а продолжил добровольное уединение на Принцевых о-вах. В это время И. познакомился с великим доместиком, а позже протостратором Михаилом Тарханиотом Главасом, ставшим его покровителем. Благодаря Тарханиоту об И. и о его подвижнической жизни узнал соправитель Михаила III имп. Андроник II Палеолог и пожелал познакомиться с ним. В 1276 г. И. стал духовником Андроника, а в 1282 г. был поставлен игуменом к-польского мон-ря Богородицы Паммакаристос , ктитором к-рого был Тарханиот. Имп. Андроник II был так расположен к И., что, по свидетельству историка Георгия Пахимера, говорил: «Если Церковь после кончины Космы признает его святым, то император даст на это свое согласие; если такого не случится, то император все же будет считать Косму святым» ( George Pachymeres. VIII 27). После низложения К-польского патриарха Афанасия I И. был возведен на Патриарший престол по выбору имп. Андроника. В годы Патриаршества он стремился поддерживать монашество, чем вызвал недовольство к-польского клира. Столичное духовенство неоднократно подавало на И. жалобы императору, в ответ И. удалялся в мон-рь Паммакаристос и жил там продолжительные периоды времени (июль 1299 - февр. 1300; апр.- окт. 1300). Одним из обвинений против И. было назначение его сына Ефрема на должность великого эконома ведомства Великой ц. Отношения И. с императором ухудшились, когда он отказался одобрить брак малолетней царевны Симониды, дочери Андроника II, с престарелым кор. Сербии Стефаном Урошем II Милутином. И. потерял доверие императора; в 1303 г. он отрекся от престола, удалился в мон-рь Паммакаристос, а затем покинул К-поль и отправился на родину. В 1307 г. при взятии Созополя болг. царем Феодором Святославом бывш. патриарх был пленен и послан к имп. Андронику II в качестве посредника для заключения мира. Сведений о дальнейшей судьбе И. и о времени его кончины нет.

http://pravenc.ru/text/469600.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН III ( не позднее нояб. 1278, К-поль), патриарх К-польский (25 мая 1265 - 15 сент. 1266), сторонник союза лат. и греч. Церквей. По словам Георгия Пахимера предки Г. были лазами и принадлежали к роду Гавров, хотя противники часто называли его оскорбительным персид. (?) именем Маркуца ( Georg. Pachym. Hist. T. 2. P. 367). До 1235 г. Г. был монахом на Чёрной Горе, близ Антиохии, откуда ушел в Иерусалим, а затем в Никею. Его учителем в Палестине считается патриарх Афанасий II Иерусалимский, к-рый во многом повлиял на его взгляды и сделал его сторонником идеи церковной унии. В Никее его наставником был патриарх Герман II К-польский. Не позднее нач. 1259 г. Г. стал митрополитом Адрианополя и занимал этот пост до 1265 г. Во 2-й пол. правления Феодора II Дуки Ласкаря (1254-1258), с к-рым он находился в переписке, Г. перешел в оппозицию к политике Ласкарей. В нач. 1259 г. он поддержал узурпацию имп. трона Михаилом VIII Палеологом . После отречения патриарха Арсения Авториана от престола (1265) Г. по воле императора Собором избран на Патриарший престол. Но, не имея широкой поддержки среди высшего духовенства, Г. не осмелился освободить Михаила VIII от отлучения от Церкви, наложенного патриархом Арсением. Поэтому через год после избрания Г. император через своего духовника Иосифа , буд. патриарха, побудил его к добровольной отставке. Г. удалился в мон-рь Манганы в К-поле. Уход не повлиял на отношения Г. и императора. Он стал духовным отцом и советником Михаила и выполнил ряд его поручений. В 1272 г. Г. вместе с вел. дукой Михаилом Ласкарисом возглавлял визант. посольство в Венгрии, к-рое доставило в К-поль принцессу Анну, невесту Андроника II . В марте 1274 г. Г. был отправлен Михаилом VIII вместе с вел. логофетом Георгием Акрополитом и митр. Феофаном Никейским в Рим для переговоров о подготовке Лионского Собора и унии Церквей. Они встречались с папой Григорием X и обещали ему от имени императора помощь в освобождении Св. земли. 6 июля 1274 г. Г. подписал католич. Символ веры. Осенью того же года вернулся в К-поль. Умер не позднее нояб. 1278 г.

http://pravenc.ru/text/164785.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иверские преподобномученики. Икона. XX в. (Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), насельники груз. Иверского монастыря на Афоне, пострадавшие от униатов в 1275 г. (по др. источникам, в 1276 или 1280). Сведения о них содержатся в «Сказании о 26 Зографских мучениках» (РГБ. Григор. 1706, XVI в. Л. 19б - 22; Повесть о нашествии папистов. 2002). В источнике описываются события, связанные с заключением Лионской унии между Зап. и Вост. Церквами 6 июля 1274 г., после чего визант. имп. Михаил VIII Палеолог отправил послание папе Римскому, прося помощи в борьбе с болг. царем. Однако, как передает составитель Афонского патерика, «западные государи-католики ополчились и решились идти в Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель» (Там же. С. 234). По пути они пришли на Афон, стремясь склонить к унии и афонских насельников. Монахи Великой Лавры через отлученного священника приняли унию. В Иверском мон-ре униаты встретили сопротивление; ок. 200 старейших монахов были утоплены в море вместе с монастырским кораблем, молодые проданы в рабство «иудеям в Италии» (Там же. С. 235). Следующими были замучены монахи Ватопеда (см. ст. Ватопедские мученики ) и Зографа (см. ст. Зографские преподобномученики ), после чего «беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой горе... все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено». Монахи Ксиропотама встретили униатов с «ветвями в руках» и приняли в качестве дара «часть награбленных богатств», после чего случилось землетрясение и многие погибли. Уцелевшие униаты вернулись на суда и поплыли в К-поль; нек-рые остались на Афоне и приняли монашество (Там же. С. 243-244). Большинство болг. ученых (М. Живоинович, И. Божилов, И. Вишенский, К. Павликянов и др.) оспаривают историческую основу «Сказания...», считая, что афонское предание базируется на фольклорных сюжетах и на фактах из истории лат. власти над Св. Горой (1204-1224), нападений каталонцев (нач. XIV в.), войн между Болгарией и Византией (кон. XIII в.) и др.

http://pravenc.ru/text/293363.html

Наиболее важное произведение М.- т. н. Historia dogmatica (оригинальное название трактата «Рассказ о примирении, свершившемся между двумя Церквами - старшего Рима и нового нашего [Рима], а также о последующих событиях по порядку»). В 3 книгах трактата М. излагал с униатских позиций события, последовавшие за заключением Лионской унии. Рассказ о проходивших спорах открывал исторический экскурс, призванный показать, что бедственное положение, в к-ром находится империя, связано с многовековым расколом между правосл. Церковью и Римско-католической Церковью. Для доказательства своего тезиса М. отсылал ко 2-му периоду иконоборчества, к конфликту К-польских патриархов Фотия и Игнатия (Historia dogmatica. I 4-9), к эпохе правления Константина IX Мономаха (Ibid. I 10-13), к попыткам заключить унию в правления династии Комнинов (Ibid. I 16-19) и Иоанна III Дуки Ватаца (Ibid. I 20). В рассказе о событиях кон. XIII в. М. превозносил имп. Михаила VIII (Ibid. I 21-22) и утверждал, что Григорий II Кипрский незаконно занял Патриарший престол и поддерживал униат. политику только из личных корыстных интересов (Ibid. I 26). Изложение прерывалось святоотеческими свидетельствами в пользу унии (Ibid. I 35-65) и богословско-полемическими фрагментами (вся 2-я книга трактата представляет собой опровержение Томоса Влахернского Собора 1285 г. против Иоанна Векка, написанного Григорием II Кипрским). В 3-й кн. трактата больше биографических сведений, чем в первых: М. рассказывает о событиях после своего осуждения и о деятельности в ссылке и в заключении. Время создания трактата неизвестно; вероятно, он составлялся на протяжении неск. лет: в 3-й кн. М. говорит, что с момента его заключения под стражу (считая с 1283) прошло 18 лет - т. о., этот фрагмент относится к 1301 г. ( Laurent V. 1926. P. 316). Также М. составил «Опровержение Трех глав» (Αντρρησις τν τριν κεφαλαων) Максима Плануда об исхождении Св. Духа (PG. 141. Col. 1275-1308) и «Опровержение» (Αντρρησις) сочинений ученика Максима Плануда Мануила Мосхопула (Ibid. Col. 1308-1406). Не издан полностью трактат М. об исхождении Св. Духа (Vat. gr. 1716; Paris. gr. 1260).

http://pravenc.ru/text/2563078.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010