28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Основные идеи богословской полемики патриарха Григория Кипрского против сторонников унии и оппонентов учения о «воссиянии» Святого Духа через Сына В статье рассматривается пневматологическая концепция патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория Кипрского, изложенная в сочинении «Самая сильная апология против нападок на его свиток», которое было направлено против сторонников Лионской унии 1274 г., а также против критиков из числа противников унии, отвергавших итоговый документ Влахернского Собора 1285 г. – «Изложение свитка веры против Векка». Автор статьи рассматривает основные тезисы полемики патриарха с оппонентами, особенности методологии построения догматических концепций, а также его ответы на критику по отдельным деталям учения об исхождении Святого Духа. Статья Ранее был опубликован ряд материалов автора настоящей публикации затрагивавших вопрос о различиях между православием и католичеством в учении об исхождении Святого Духа. Часть материалов по этому вопросу представляет собой обзор истории споров об исхождении Святого Духа В последней публикации было рассмотрено учение патриарха Константинопольского Григория II Кипрского об исхождении Святого Духа, изложенное в документе под названием «Изложение свитка веры против Векка» («Святейшего и вселенского патриарха Кир Григория Кипрского, на которого некоторые нападали, и было (это изложение) им сильным ответом») с. 344-366], который далее, как и в публикации мы будем называть Томосом 1285 г. Данный документ вызвал жаркие споры среди византийских богословов последней четверти XIII в. Некоторые иерархи Церкви и богословы подвергли Томос 1285 г. критике. При этом продолжалась критика богословской концепции патриарха со стороны сторонников унии. Патриарх вынужден был вступить в полемику со всеми своими оппонентами, и на свет появилось его новое сочинение – «Самая сильная апология против нападок на его свиток» c. 545-570]. В настоящей работе мы рассмотрим положения доктрины патриарха, изложенные в этом сочинении. 

http://bogoslov.ru/article/6023804

10 ОКТЯБРЯ Страдание двадцати шести святых преподобномучеников Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян Византийский император Михаил Палеолог в 1261 г. успел неожиданно отнять у латинян Константинополь, завоеванный ими, но, как бы по роковой неизбежности, от них же чаял спасения уже небольшого слабого государства своего, которое громили турки, сербы и болгары; в этом чаянии решился он соединить Церкви Восточную и Западную так, чтобы первая подчинилась второй в лице папы, как главы всего христианского мира. Ошибочно полагая, что только в этом соединении он найдет спасение, Палеолог с ревностью старался привлечь к своему безумному плану своих подданных и убеждениями, и крутыми насильственными мерами, но он встретил сильное сопротивление со стороны своего народа и клира, а наипаче монастырей св. Горы Афонской, в которых в это время спасались, кроме греков, иноки грузинские, сербские, болгарские и русские. Святогорские отцы все сообща отправили к нему свое послание, в котором основательно доказали, что ни первенство и главенство папы, ни поминовение его в церквах, ни служение евхаристии на опресноках, ни прибавление к символу веры «и от Сына», не могут быть терпимы, и, назвав Михаила еретиком, умоляли его оставить многотревожное и опасное предприятие. Они, между прочим, писали: «Мы ясно видим, что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял и которое вверено тебе, зная, кем ты научен. Храни добрый залог и отринь несвятые новоучения ложного ведения, прибавляющего к вере догадки, да чрез тебя, с тобою и с советом твоим и мы со всеми христианами явимся в день пришествия Господня, как православные и Богу любезные, и сподобимся вечного наследия Царствия Небесного» 263 . Михаил Палеолог, как известно, не слушался афонских отцов. Напротив, не отступая ни перед какими мерами к утверждению унии, он особенно свирепствовал против монахов. После объявления Лионской унии в 1274 году последовали казни на осуждавших оную, а в 1278 году был издан указ вводить унию всеми мерами насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[греч. Κωνσταντνος Ακροπολτης] (между 1250 и 1255 - до мая 1324), визант. гос. деятель, писатель. К. А., старший сын историка Георгия Акрополита , получил блестящее образование у ритора Мануила Оловола и патриарха К-польского Григория II Кипрского . В 1275/76 г. женился на представительнице знатного рода Торников Марии Комнине Торникине, имел с ней в браке 3 дочерей и 2 сыновей. Одна из дочерей К. А., Феодора, вышла замуж за полководца Алексея Филантропена, другая - за Михаила Комнина, сына трапезундского имп. Иоанна II Великого Комнина . В отличие от отца К. А. в 1274 г., после заключения Лионской унии, занял антиуниат. позицию и был отдален от двора, хотя прежде имп. Михаил VIII Палеолог благоволил к нему. Об осуждении К. А. унии Церквей можно судить по ремаркам в Житии Иоанна Дамаскина (BHG, N 885), в к-рых автор уподобляет униатов иконоборцам VIII в. (PG. 140. Col. 837). Однако через неск. лет положение К. А. упрочилось, в 1282-1294 гг. он был логофетом геникона. Вторая опала К. А.- в сер. 90-х гг. XIII в.- связана с поддержкой восстания Алексея Филантропена. В 1305/06-1321 гг. К. А. был великим логофетом. Как и отец, он был ктитором монастыря Воскресения Христова в К-поле, пришедшего в упадок в годы латинского владычества. Важный источник для реконструкции биографии К. А.- коллекция писем, к-рая включает 196 посланий (письма 195 и 196 добавлены к основному корпусу позднее: Costantino Acropolita. Epistole. 1991. P. 101). Среди корреспондентов К. А.- патриарх Григорий II Кипрский, ученые Никифор Хумн, Георгий Пахимер, Иосиф Ракендит, Феодор Иртакин, Мануил Мосхопул, Мануил Оловол, Феодора Раулена. Письма К. А. содержат ценные сведения о лит. вкусах эпохи: в 90-м послании он жестко критиковал сатирический диалог XII в. «Тимарион» за неподобающий стиль и богохульное содержание (Ibid. P. 180-182). Изображение К. А. и его жены сохранилось на иконе Богородицы «Одигитрия», созданной по их заказу и хранящейся ныне в Гос. Третьяковской галерее в Москве ( Nicol. 1965. P. 252. Fig. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I ГАЛИСИОТ [греч. Ιωσφ Γαλησιτης] ( 23.03.1283, К-поль), патриарх К-польский (28 дек. 1266 - 9 янв. 1275, 31 дек. 1282 - март 1283), противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами. С 1222 по 1254 г. имел церковный чин чтеца. В молодости был женат в течение 8 лет, но после смерти жены принял монашество; не получил хорошего образования, был прост в общении с людьми самого разного положения - от приближенных императора до простолюдинов. В 1259/60-1266 гг. был настоятелем мон-ря прп. Лазаря на горе Галисий (М. Азия). Приобрел большое влияние при дворе имп. Михаила VIII Палеолога , стал его духовником. В 1266 г. И. Г. возглавил делегацию, к-рая была направлена имп. Михаилом к ранее низложенному К-польскому патриарху Арсению Авториану с просьбой о снятии отлучения с Михаила, наложенного за отданный императором приказ ослепить Никейского имп. Иоанна IV Дуку Ласкаря . Арсений отказался, и миссия завершилась провалом. В сент. 1266 г. по поручению императора И. Г. убедил патриарха Германа III , к-рый не сумел завоевать авторитет в среде высшего духовенства К-польской Церкви, отречься от престола. И. Г. вскоре стал его преемником на Патриаршем престоле. В нач. 1267 г. в соборе Св. Софии И. Г. провел церемонию снятия отлучения с имп. Михаила, к-рый публично покаялся в злодеянии, совершенном по отношению к Иоанну IV, и получил прощение от И. Г. и неск. десятков архиереев К-польской Церкви, присутствовавших на церемонии. 8 нояб. 1272 г. И. Г. короновал сына имп. Михаила Андроника II как его соправителя и наследника. Т. о., в первые годы Патриаршества И. Г. проявил себя как близкий союзник имп. Михаила VIII, чья деятельность способствовала укреплению новой династии Палеологов. Однако с 1273 г., когда Михаил VIII начал подготовку к заключению унии с Римско-католической Церковью (см. Лионская уния ), И. Г. выступал против императора. Весной 1273 г. на Соборе в храме Св.

http://pravenc.ru/text/673633.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января 28 октября 2022 13 сентября 2022 Данная статья была опубликована в румынском богословском журнале Ortodoxia в 1981 г. В статье рассматриваются вопросы пневматологии в связи с сакраментологией Православной Церкви. Протоиерей Думитру Станилоэ делает акцент на феноменах богообщения и обожения, которые совершаются посредством православного богослужения, выражающего при этом надежды, чаяния, духовные мысли и чувства верующих. В статье рассматривается пневматологическая концепция патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория Кипрского, изложенная в сочинении «Самая сильная апология против нападок на его свиток», которое было направлено против сторонников Лионской унии 1274 г., а также против критиков из числа противников унии, отвергавших итоговый документ Влахернского Собора 1285 г. – «Изложение свитка веры против Векка». Автор статьи рассматривает основные тезисы полемики патриарха с оппонентами, особенности методологии построения догматических концепций, а также его ответы на критику по отдельным деталям учения об исхождении Святого Духа. Библиография В первой части статьи автор анализирует учение о Святом Духе в контексте ранней экклезиологии Августина. Из своего исследования автор заключает, что в этот период Августин находился под сильным влияние неоплатонизма. Его рассуждения о боговоплощении и Церкви носили в большей мере философский характер. В сфере богословия Августин проводил четкое различие между действием Святого Духа в Церкви и Его действием в душе отдельного человека. Вторая часть статьи посвящена ранней полемике Августина с манихейством, в частности, его работе " De moribus ecclesiae catholicae et de moribus manichaeorum " , на основе которой автор стремится доказать, что учение о Церкви является для Августина центром, вокруг которого формиравалась его пневматология и герменевтика.

http://bogoslov.ru/topic/250148

27 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Влияние идей преподобного Иоанна Дамаскина на богословие Григория Кипрского В статье предложено рассмотрение влияния ряда сочинений преподобного Иоанна Дамаскина на богословскую систему Патриарха Константинопольского Григория Кипрского. Указаны публикации российских и зарубежных авторов, которые близки к данной тематике, рассмотрены тексты сочинений Григория Кипрского и выделены тезисы богословской концепции патриарха, которые обосновывались цитатами из сочинений Иоанна Дамаскина. Каждый приводимый тезис сопровождается рассмотрением обоснования, которое было дано патриархом Григорием Кипрским. Статья В публикациях и была рассмотрена пневматологическая концепция Патриарха Константинопольского Григория Кипрского (1283 – 1289 гг.). Причиной создания данной концепции стала активная полемика противников и сторонников Лионской унии в 80-х гг. XIII в. Одним из ключевых моментов данной полемики был Влахернский собор 1285 г., созванный для подробного разбора взглядов низложенного патриарха Иоанна Векка В ходе заседаний Иоанн Векк обратил внимание участников собора на то, что в одном из своих творений прп. Иоанн Дамаскин называет Отца «Изводителем Духа Воссиявателя чрез Слово» с. 1066-1078; 5, с. 90-98]. Дискуссия об этих словах в течение одного из заседаний собора определила ту первостепенную роль, которую сыграли для богословской деятельности патриарха Григория тексты прп. Иоанна. Влияние Иоанна Дамаскина на полемику, в которой участвовал Григорий Кипрский, отмечают многие исследователи с. 1066-1078; 5, с. 90-98; 6, с. 135, 255; 7, с. 102-104; 8, с. 66-78; 9, с. 229]. В настоящей работе мы постараемся ответить на два вопроса: Для каких целей патриарх Григорий использует тексты прп. Иоанна Дамаскина? Иначе говоря, какие тезисы он хочет обосновать с помощью сочинений этого отца Церкви? Как именно Григорий строит свою аргументацию?

http://bogoslov.ru/article/6026096

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский, Григорий Кипрский: есть ли преемственность между древними отцами Церкви и поздневизантийским богословом? Авторы статьи предлагают рассмотреть влияние сочинений свв. Григория Неокесарийского и Афанасия Александрийского на богословскую пневматологическую концепцию Григория Кипрского. Приведены тезисы, которые Григорий Кипрский обосновывает при помощи отрывков из сочинений, подписанных именами названных авторов. Произведен анализ данных цитат и указано, что некоторые из них взяты не из подлинных сочинений свв. Григория Неокесарийского и Афанасия Александрийского, а из псевдоэпиграфов. Статья В публикациях и было представлено рассмотрение пневматологической концепции патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория Кипрского Данная концепция была создана патриархом в целях ведения полемики в условиях церковного кризиса, наступившего в Византии в 80-х гг. XIII в. Одной из главных задач патриарха в данном случае было рассмотрение святоотеческих творений, которые использовались сторонниками Лионской унии для обоснования триадологии Лионского собора 1274 г. Среди святоотеческих текстов, интересовавших патриарха, отдельный интерес представляют тексты отцов Церкви, живших до II Вселенского Собора (381 г.) и до времени великих каппадокийцев. Данные тексты были написаны до того, как Православная Церковь сформулировала догматическое учение о Святом Духе, поэтому очень ценно понять, какие идеи древних авторов Григорий воспринимал как созвучные своей собственной богословской концепции. Из творений представителей «докаппадокийского» богословия Григорий Кипрский цитирует сочинения двух авторов – святителя Григория Неокесарийского и святителя Афанасия Александрийского. Отметим, что исследователи богословия Григория Кипрского обращали и обращают внимание на попытки патриарха опереться на творения этих двух древних церковных писателей с. 130, 146-148, 174, 226; 5, с. 145; 6, с. 116-117]. В настоящей работе мы постараемся ответить на два вопроса: Для каких целей патриарх Григорий использует тексты названных «докаппадокийских» отцов Церкви? Иначе говоря, какие тезисы он хочет обосновать с помощью их сочинений? При помощи каких текстов Григорий строит свою аргументацию?

http://bogoslov.ru/article/6027849

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Источник еси воистинну воды живыя, Владычице " 24 апреля, в пятницу Светлой седмицы, Православная Церковь отмечает праздник иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Икона Божией Матери " Живоносный Источник " По материалам статьи из т. 19 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.    " Живоносный Источник " [ " Живоприемный Источник " ], образ Божией Матери. Иконография связана с прославлением целебного источника за городской стеной Константинополя поля у Силиврийских ворот, на месте к-рого, по преданию, в V в. имп. Лев I основал Живоносного Источника мон-рь. Текст анонима X в. о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него (лат. De sacris aedibus... P. 878-889) стал основой для пересказа визант. церковным историком Никифором Каллистом Ксанфопулом между 1306 и 1328 г. В добавлении к тексту анонима мон. Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы лат. управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и их возобновлении (15 чудес) по вступлении на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). Пересказывая источник X в., Никифор Каллист упоминает 2 чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма и, очевидно, являясь частью композиции " Благовещение " (у колодца?), был парным изображению арх. Гавриила. Другой помещался в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена имп. Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина: " Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного) " (цит.

http://sedmitza.ru/text/679877.html

В последние годы многие православные по всему миру со скорбью наблюдают, как выпускник Папского восточного института, ныне занимающий славную в древности Константинопольскую кафедру, патриарх Варфоломей I, предпринимает всё новые шаги к соединению с еретической Римской Церковью. Причём то, какие это шаги, и как они делаются, наводит на мысли о том, что речь идёт не о единстве, основанном на истине (такого желают все православные), а всё о той же унии, которой католики прельщают православных вот уже более семи веков. Удивительно видеть, как Поместная Церковь, особенно много натерпевшаяся от латинян, и дважды на горьком опыте убеждавшаяся в пагубности этого пути – Лионская уния 1274 г. не дала ничего, кроме смуты в народе и арсенитского раскола, терзавшего Церковь несколько десятилетий, Флорентийская уния 1439 г. привела к соборному осуждению отпавшего в ересь Константинополя на Иерусалимском соборе 1444 г., потерю Русской митрополии, и сильнейшему разладу в обществе с последующей гибелью империи, – снова стремится наступить на те же грабли. За последние три года патриарх Варфоломей трижды встречался с нынешним римским папой. 30 ноября 2006 года он принимал главу латинской Церкви в Константинополе. По этому поводу афонские монастыри выступили с заявлением, в котором признали, что «такие мероприятия не сочетаются с основами православного учения о Церкви». В заявлении отмечалось, что Папу Римского встречали в Стамбуле как законного епископа Рима, что Бенедикт XVI присутствовал на православной литургии не просто как наблюдатель, а в богослужебном облачении, вместе с православным клиром возглашал на литургии молитву «Отче наш» и обменялся с Константинопольским патриархом так называемым поцелуем мира – традиционный обряд, выполняемый священниками во время совершения таинства евхаристии. «Все это значит больше, чем просто совместная молитва, которую, впрочем, тоже запрещают священные каноны. И все это происходит при том, что папизм нисколько не отступил от своих еретических учений и политики», – сообщили афонские подвижники.

http://pravoslavie.ru/36640.html

Векк Иоанн Векк Иоанн – Константинопольский патриарх (1275–1282 г.), выдающийся церковно-­общественный деятель и богослов – писатель византийской эпохи. До занятия патриаршего престола В. состоял хартофилаксом великой Христовой церкви, т. е., был канцлером Константинопольского патриарха, его постоянном делегатом в деле учения и отправления правосудия, хранителем церковного книгохранилища и архива. Он, по словам византийского писателя Никифора Григоры, был человек умный, – питомец красноречия и науки, наделённый дарами природы, как никто из современников, в частности – свободною и плавною речью, гибким и в высшей степени находчивым умом. Свою учёность и административную опытность В. всецело посвящал на пользу церкви и пользовался не только общим уважением, но и «величайшею известностью», как говорит другой византийский историк Георгий Пахимер. Однако авторитет и влияние патриаршего хартофилакса были неприятны современному византийскому императору Михаилу Палеологу (1261–1282 г.). Дело в том, что император, из видов политических, затеял известную Лионскую унию с Римом, но встретил в этом сильное противодействие со стороны духовенства, монахов и народа. Противников унии сначала был и В., который открыто называл латинян еретиками и мужественно сопротивлялся царскому распоряжению вступить с ними в церковное общение. Царь старался склонить его на свою сторону и личными убеждениями, и доводами тогдашних учёных, но напрасно: силою своею ума и слова В. совершенно спутал всех, а возражения оппонентов «распустил, точно Пенелопову ткань», так как «по гибкости ума, оборотливости языка и знанию церковных догматов все пред ним казались детьми» (Григора). Обманувшись в своих расчётах, Михаил Палеолог избрал другой путь. Он приказал схватить В. вместе почти со всеми его родственниками и заключить в тюрьму. Но В. и в положении узника сначала не изменял православию. Лишь после того, как он познакомился с сочинениями византийского писателя Никифора Влеммида (см. о нем), которые, как написанные в сочувственном для латинян тоне, намеренно, по распоряжению царя, были посланы В.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010