Преподобномученики Зографские Император Михаил VIII Палеолог, правивший с 1261 по 1282 год, пытался силой заставить греков принять унию с Католической Церковью, подписанную на Лионском Соборе 1274 года. Ему это было необходимо для того, чтобы обеспечить Византийской империи, только что восстановленной после латинской оккупации, политическую поддержку папы. По совету патриарха Иоанна Векка (1275–1282) император обратился против монашества, которому до того времени покровительствовал. Он жестоко подавлял всякое сопротивление унии и отправил войска на Афон, который являлся центром противодействия и твердыней Православия. Ценой кровавой резни император хотел подчинить монахов, отказывавшихся признать это лицемерное единение . В это время близ Зографского монастыря подвизался старец, взявший за правило ежедневно много раз читать Акафист перед иконой Пресвятой Богородицы. В один из дней Богородица ответила на приветствия, с которыми старец обращался к Ней по своему обыкновению, и возвестила о приближении к обители воинов, посланных императором. Богородица велела ему пойти в монастырь и предупредить братию, чтобы слабые в вере успели уйти, а достигшие духовной зрелости приготовились к мученичеству. Получив это известие, большинство монахов бежало в горы, но двадцать шесть подвижников укрылись в башне монастыря. Укрепляемые Господом, они знали, что настал их час принять мученические венцы. Льстивые слова и уловки латинян и их греческих союзников, пытавшихся убедить братий принять ложную унию, не возымели никакого действия. Святые оставались неколебимыми в исповедании Христа – единого Главы Церкви. Воссылая Ему хвалу, они погибли в башне, подожженной воинами. Вот имена этих мучеников: игумен Фома, монахи Варсонофий, Кирилл, Михаил, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирянина. 5 октября 2012 г. По мнению историков, разбойничьи нападения и убийства, происходившие в это время на Афоне (ок. 1309), были частью кровавых налетов каталонских наемников, которых греки наняли для войны с турками и которые вместо этого стали грабить Фракию, Македонию и Грецию (вплоть до Афин). Тем не менее имеются надежные свидетельства об энергичном сопротивлении афонских монахов ложной Лионской унии. Они даже отправили представителей в Константинополь, но со стороны императора последовали только преследования и репрессивные меры.

http://pravoslavie.ru/56512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ I патриарх Иерусалимский (до 1274-1291). Год вступления Г. на Патриаршество неизвестен. Считается, что предшественник Г. на Иерусалимском престоле Софроний III скончался в 1254 г., и можно предположить, что после его смерти престол пустовал в течение долгого времени. На 60-е гг. XIII в. пришелся ряд драматических событий в истории христ. Востока. Монг. нашествие 1260 г. стало причиной крушения власти Айюбидов в Сирии и кратковременного реванша вост. христиан, к-рым покровительствовали монголы. Егип. мамлюки при поддержке крестоносцев Акры в сент. 1260 г. разбили монголов при Айн-Джалуте и вытеснили их из Палестины и Сирии. На христиан обрушились гонения; их обвиняли в сотрудничестве с завоевателями. Мамлюкский султан Бейбарс I (1260-1277), консолидировав под своей властью мусульм. мир Ближ. Востока, развернул наступление на гос-ва крестоносцев в Палестине и Сирии. В 1265 г. были взяты и разрушены Кесария, Хайфа и Арсуф, в 1266 г.- Сафед, в 1268 г.- Яффа. Мамлюки целенаправленно уничтожали церкви и массами истребляли христиан. В 1263 г. жестокому разгрому подвергся Назарет, после чего христ. население в городе исчезло на неск. веков. Имя Г. впервые появляется в источниках в связи с полемикой в правосл. мире вокруг Лионской унии 1274 г. Сближение с Римом визант. имп. Михаила VIII Палеолога вызвало широкий протест в визант. обществе. Оппозицию возглавили бывш. К-польский патриарх Иосиф и сестра имп. Михаила Евлогия, к-рая вскоре бежала в Болгарию, ко двору царя Константина, женатого на ее дочери Марии. В 1276 г. Евлогия и Мария направили в Иерусалим к Г. посольство во главе с Иоанном Кафаром. Патриарху предложили выступить посредником в переговорах с султаном Бейбарсом, к-рого рассчитывали привлечь к союзу с болгарами против Михаила Палеолога. Султан отклонил это предложение. Г. выступил с осуждением политики имп. Михаила. Антилат. позиция Г. отразилась и в его контактах с писателем-полемистом кон. XIII в. Георгием Мосхобаром, к-рый по просьбе Г. написал трактат об исхождении Св. Духа в опровержение прокатолич. взглядов К-польского патриарха Иоанна XI Векка.

http://pravenc.ru/text/166722.html

[серб. Joahukuje, († 28.05.1279), архиеп. Сербский в 1272-1276 гг. Основные сведения об И. сообщает Житие, написанное архиеп. Сербским Даниилом II и включенное им в сборник Житий королей и архиепископов сербских. О происхождении И. известно лишь, что он был сыном набожных родителей. Сопровождал своего учителя мон. Савву (впосл. архиеп. Сербский Савва II ) в паломничество на Св. землю; во время продолжительного пребывания в Иерусалиме был рукоположен во диакона и во пресвитера. На обратном пути посетил афонский мон-рь Хиландар , где подвергся нападению пиратов. Ок. 1254 г. вместе с мон. Саввой вернулся в Сербию, но вскоре ушел в Хиландар, где ок. 1255/56 г. стал экономом, а ок. 1257 г.- игуменом. При нем обитель пользовалась покровительством серб. кор. Стефана Уроша I и на ее территории был выстроен пирг (башня) Преображения. Не позже 1263 г. И. добровольно оставил Хиландар и ушел в Сербию, где кор. Урошем был поставлен игуменом мон-ря Студеница , а осенью 1272 г. избран архиепископом Сербским. Слова Жития о том, что И. «сохранил неповрежденной православную христианскую веру», вероятно, свидетельствуют о его критическом отношении к Лионской унии (1274), заключенной визант. имп. Михаилом VIII Палеологом. Когда кор. Урош I вынужденно оставил престол и удалился в обл. Хум, то И. в знак преданности королю в 1276 г. отказался от архиепископской кафедры. Уход И. стал 1-м случаем в серб. церковной истории, а преемник на кафедре архиеп. Евстафий I был избран только после его смерти. И. поселился «в земле Пилотской» (Полат, историческая область в верховьях и среднем течении р. Дрин, к северу от оз. Шкодер), где умер и был похоронен. Через 2 года и 9 месяцев св. Елена Анжуйская , вдова кор. Уроша, в благодарность за преданность перезахоронила его прах в мон-ре Сопочани рядом с ее мужем. Согласно архиеп. Даниилу, И. умер 28 мая, а в Типике архиеп. Никодима 1319 г. указывается 27 апр. (рукопись погибла при пожаре в 1941; см.: Записи. 1905. 3. Бр. 5031; Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004. 1. С. 105а). Возможно, апрельская дата является днем торжественного перезахоронения мощей И. в Сопочани ( С. Српски архиепископи од Саве II до Данила II//ГСКА. 1933. 108. С. 55). Согласно Житию, останки И. были обнаружены «целыми» (нетленными). «Троношский родослов» (XVIII в.) сообщает, что чудотворные мощи И. продолжают храниться в «каменном ковчеге» в Сопочани (см.: М. Обшти лист: Из nampujapшuje Београд, 1872. С. 31). Совр. местонахождение мощей неизвестно.

http://pravenc.ru/text/578000.html

В данном тексте будет предпринята попытка привести некоторые замечательные и в высшей степени достойные внимания святоотеческие позиции и ответы на актуальные церковные вопросы, такие, как общение и отлучение от общения, важность поминовения, поминовение еретиков и его последствия, икономия и 15-е Священное правило Двукратного Собора. В качестве основного источника мы используем греческий архив Лионской унии «Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273–1277) par V. Laurent et J. Darrouzes, Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976» и, в особенности, послание святогорских отцов латиномыслящим императору Михаилу VIII Палеологу и Патриарху Иоанну XI Векку. 1. Исторические рамки В 1261-м году, после почти шестидесятилетнего рабства, Константинополь освободился от крестоносцев. Император Михаил VIII Палеолог, чтобы избежать нового похода крестоносцев на Ромейскую империю, хотел заручиться благоволением и дружбой Папы Григория Х. В качестве залога, который должен был быть отдан на заклание на папском алтаре, естественно, было Православие, которое должно было подчиниться папизму, признавая ересь «Filioque», папскую власть и главенство над всей Церковью, опресноки во время Божественной литургии и все, чего пожелают Папы. Император, чтобы добиться этой своей цели, должен был иметь соратника и единомышленника в лице Патриарха. Патриархом тогда был Иосиф, человек глубоко православный, противник порочного и ложного союза Православия с папизмом, сторонник доброго и истинного единения. В 1274-м году во французском Лионе прошел лжесобор (XIV Вселенский Собор папизма), на который император послал делегацию без согласования с Патриархом. Православные делегаты признали псевдосоюз с Папой. Затем император, чтобы упрочить лжесоюз, начал ссылать и мучить православных разными способами. Явные и скрытые исповедники веры ужасно пострадали, потому что они не признавали три пункта, а именно: папский примат, экклит и поминовение Папы в порядке поминовения православных Патриархов.

http://pravoslavie.ru/129039.html

В Свято-Тихоновском университете прошла конференция, посвященная 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского 12 октября 2020 г. 13:32 6 октября 2020 года в историческом здании Московского епархиального дома — главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялась конференция, посвященная 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Участники форума обсудили процессы, происходящие в современной историографии и православной иконографии в рамках диалога с западным мировоззрением. Открыл конференцию протоиерей Леонид Калинин , председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви. В приветственном слове он отметил необходимость осмысления эпохи святого князя Александра, подчеркнув, что в это время произошел перелом в сознании народа, принявшего и отстоявшего свою культурную и религиозную уникальность. Эта самоидентификация, отразившаяся в произведениях церковного искусства той эпохи, продолжает существовать и в наше время, но требует от научного сообщества нового осмысления. «Чтобы понять процессы, происходящие в историографии и иконографии, необходимо собираться, общаться», — подытожил выступление отец Леонид. Протоиерей Александр Щелкачев, заведующий кафедрой общей русской и церковной истории и канонического права ПСТГУ, в своем докладе указал на ключевую роль святого князя в отношениях Руси с Ордой и западной цивилизацией. Он подчеркнул, что выбор князя Александра Невского не был выбором между Европой и Азией, как принято считать. «Речь шла не просто о сохранении культурной идентичности, речь шла о сохранении истиной веры», — сказал он. Интересный взгляд на «выбор веры» Александром Невским представил в своем выступлении культуролог В.Е. Ларионов. Он рассказал о влиянии эпохи святого князя Александра на становление концепции «Москва — Третий Рим» и сопоставил выбор, сделанный Александром Невским, с выбором веры святого князя Владимира, крестившего Русь. «В 1274 году последовала Лионская уния, которая лишь подтвердила для русских православных людей того времени духовный надлом греков. Твердый ответ князя римским легатам, отказ от унии с Римом предопределили судьбу русской государственности на века», — отметил докладчик. Акт «выбора веры» святым князем Александром Невским стал событием, по значимости своей равным Крещению Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/5704267.ht...

Византийский урок для патриарха Варфоломея (Юрий Максимов) 14.01.2013 23:55:14 Священник Георгий Максимов В последние годы многие православные по всему миру со скорбью наблюдают, как выпускник Папского восточного института, ныне занимающий славную в древности Константинопольскую кафедру, патриарх Варфоломей I, предпринимает всё новые шаги к соединению с еретической Римской Церковью. Причём то, какие это шаги, и как они делаются, наводит на мысли о том, что речь идёт не о единстве, основанном на истине (такого желают все православные), а всё о той же унии, которой католики прельщают православных вот уже более семи веков. Удивительно видеть, как Поместная Церковь, особенно много натерпевшаяся от латинян, и дважды на горьком опыте убеждавшаяся в пагубности этого пути – Лионская уния 1274 г. не дала ничего, кроме смуты в народе и арсенитского раскола, терзавшего Церковь несколько десятилетий, Флорентийская уния 1439 г. привела к соборному осуждению отпавшего в ересь Константинополя на Иерусалимском соборе 1444 г., потерю Русской митрополии, и сильнейшему разладу в обществе с последующей гибелью империи, - снова стремится наступить на те же грабли. За последние три года патриарх Варфоломей трижды встречался с нынешним римским папой. 30 ноября 2006 года он принимал главу латинской Церкви в Константинополе. По этому поводу афонские монастыри выступили с заявлением, в котором признали, что " такие мероприятия не сочетаются с основами православного учения о Церкви " . В заявлении отмечалось, что Папу Римского встречали в Стамбуле как законного епископа Рима, что Бенедикт XVI присутствовал на православной литургии не просто как наблюдатель, а в богослужебном облачении, вместе с православным клиром возглашал на литургии молитву " Отче наш " и обменялся с Константинопольским патриархом так называемым поцелуем мира - традиционный обряд, выполняемый священниками во время совершения таинства евхаристии. " Все это значит больше, чем просто совместная молитва, которую, впрочем, тоже запрещают священные каноны. И все это происходит при том, что папизм нисколько не отступил от своих еретических учений и политики " , - сообщили афонские подвижники.

http://radonezh.ru/analytics/vizantysky-...

Всеправославный Собор святогорцы ждут с осторожным вниманием. На Афоне молятся и надеются, что его участники останутся в рамках православной традиции, очерченной предшествующими Вселенскими соборами и церковным Преданием.      Афонское монашество всегда стояло на страже чистоты Православия. Святогорцы активно участвовали в работе церковных соборов, выступили против Лионской и Флорентийской унии. Экуменические контакты неоднократно становились поводом для критики со стороны святогорцев (письма Вселенскому Патриарху, объявления, доклады комитетов Священного Кинота), однако большая часть афонских монахов на протяжении всей истории Святой Горы избегала зилотских проявлений и огульной критики священноначалия. Афониты с сыновним почтением и любовью с благоговением выражали свое мнение, предложения и предостережения, при этом когда над Православием нависала угроза готовы были даже пойти на мученичество, но не изменить своим убеждениям. Всеправославный Собор святогорцы ждут с осторожным вниманием. На Афоне молятся и надеются, что его участники останутся в рамках православной традиции, очерченной предшествующими Вселенскими соборами и церковным Преданием. Безоговорочно поддерживает Собор считанное число святогорцев. Из них открыто заявил о своей позиции только известный богослов и церковный писатель проигумен Иверского монастыря архимандрит Василий (Гондикакис). 3 февраля 2016 года отец Василий опубликовал обширную богословскую статью «В связи с Великим Собором Православной Церкви» . В этой публикации он подчеркнул неразрывную связь Церкви с таинством Пятидесятницы и критически отозвался о «поверхностных экуменистах и фанатичных зилотах», которые «пленники одной и той же тюрьмы. Они замкнуты только на собственных взглядах, лишены дерзновения веры и истины любви». Архимандрит Василий (Гондикакис) принял участие в ряде международных конференций в поддержку грядущего Всеправославного собора. В частности, в симпозиуме «В канун Святого и Великого собора Православной Церкви» на острове Крит (15—16 мая 2016 года) . В своих докладах отец Василий подчеркнул, что решения на Соборах Православной Церкви должны приниматься не по-человечески, а «в Духе Святом». «Станет ли собор вселенским или нет, какое место займет в жизни Церкви — зависит не от человеческого решения, это плод живого церковного самосознания в Духе, которое безошибочно выносит мнение о каждом соборе и богослове».

http://pravoslavie.ru/94223.html

Митрополит Волоколамский Иларион: «Камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния» 10 марта 2016 г. 14:01 Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона порталу  « Интерфакс-Религия» . — Сегодня исполняется 70 лет со дня окончания Львовского Собора. В своем послании к пастве Украинской греко-католической церкви Папа Франциск оценил этот Собор следующим образом: «Семьдесят лет назад идеологический и политический контекст, как и идеи, враждебные самому существованию вашей Церкви, привели к организации псевдособора во Львове, за которым последовали десятилетия страданий пастырей и верных». Как бы Вы прокомментировали это высказывание? — Еще десять лет назад Папа Бенедикт XVI в послании тогдашнему главе Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардиналу Любомиру Гузару по случаю 60-летия Львовского Собора назвал его «псевдособором». Эти слова, как и нынешнее высказывание Папы Франциска, свидетельствуют о том, что, несмотря на достигнутое взаимопонимание по многим животрепещущим вопросам современности, между православными и католиками сохраняются глубокие разногласия — в частности, во взгляде на нашу общую, наполненную трагическими событиями историю. И камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния: об этот камень вновь и вновь разбиваются попытки наладить диалог, укрепить взаимопонимание, сблизить позиции. Это показывают как события недавнего прошлого — разгром униатами трех православных епархий на Западе Украины в начале 1990-х годов и насильственный захват нескольких сотен храмов, так и события далекого прошлого. Униональная политика Рима, осуществлявшаяся на протяжении многих веков, обернулась бесчисленными бедствиями для православных христиан. Напомню, что первая церковная уния между Римом и Константинополем была заключена по инициативе византийского императора Михаила VIII Палеолога в конце XIII века. Уния представлялась этому императору политически необходимой, поскольку с ее помощью он надеялся укрепить свою власть и не допустить нового крестового похода: память о разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 году была еще свежа. В ответ на просьбу императора Папа Григорий X пригласил церковную делегацию из Константинополя на Собор в Лион, поставив предварительным условием воссоединения Церквей принятие восточными епископами папского примата и католического учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Патриарх Константинопольский Иосиф отказывался от унии. Тогда в Лион была послана делегация во главе с бывшим патриархом Германом. На Лионском Соборе 1274 года делегаты от Константинополя подписали унию с Римом на условиях, поставленных Папой.

http://patriarchia.ru/db/text/4394818.ht...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: " Камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния " Источник:  Официальный сайт Московского Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархатамитрополита Волоколамского Илариона порталу " Интерфакс-Религия " . – Сегодня исполняется 70 лет со дня окончания Львовского Собора. В своем послании к пастве Украинской греко-католической церкви Папа Франциск оценил этот Собор следующим образом: " Семьдесят лет назад идеологический и политический контекст, как и идеи, враждебные самому существованию вашей Церкви, привели к организации псевдособора во Львове, за которым последовали десятилетия страданий пастырей и верных " . Как бы Вы прокомментировали это высказывание? – Еще десять лет назад Папа Бенедикт XVI в послании тогдашнему главе Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардиналу Любомиру Гузару по случаю 60-летия Львовского Собора назвал его " псевдособором " . Эти слова, как и нынешнее высказывание Папы Франциска, свидетельствуют о том, что, несмотря на достигнутое взаимопонимание по многим животрепещущим вопросам современности, между православными и католиками сохраняются глубокие разногласия – в частности, во взгляде на нашу общую, наполненную трагическими событиями историю. И камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния: об этот камень вновь и вновь разбиваются попытки наладить диалог, укрепить взаимопонимание, сблизить позиции. Это показывают как события недавнего прошлого – разгром униатами трех православных епархий на Западе Украины в начале 1990-х годов и насильственный захват нескольких сотен храмов, так и события далекого прошлого. Униональная политика Рима, осуществлявшаяся на протяжении многих веков, обернулась бесчисленными бедствиями для православных христиан. Напомню, что первая церковная уния между Римом и Константинополем была заключена по инициативе византийского императора Михаила VIII Палеолога в конце XIII века. Уния представлялась этому императору политически необходимой, поскольку с ее помощью он надеялся укрепить свою власть и не допустить нового крестового похода: память о разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 году была еще свежа. В ответ на просьбу императора Папа Григорий X пригласил церковную делегацию из Константинополя на Собор в Лион, поставив предварительным условием воссоединения Церквей принятие восточными епископами папского примата и католического учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Патриарх Константинопольский Иосиф отказывался от унии. Тогда в Лион была послана делегация во главе с бывшим патриархом Германом. На Лионском Соборе 1274 года делегаты от Константинополя подписали унию с Римом на условиях, поставленных Папой.

http://religare.ru/2_108608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУТЛУМУШ [греч. Ιερ Μον Κουτλουμουσου], монастырь, занимающий 6-е место в иерархии афонских обителей. Расположен в центре п-ова Айон-Орос, рядом с Кареей . Монастырский собор (кафоликон) освящен в честь Преображения Господня. История монастыря Мон-рь Кутлумуш Мон-рь Кутлумуш Ранее считалось, что К. возник в Х или XI в., но эти сведения оказались недостоверными: подпись кутлумушского игум. Гавриила на акте Зографского монастыря 980 г. была сделана позднее для подтверждения его подлинности, а хрисовул визант. имп. Алексея I Комнина 1082 г. об основании им К. исследователи признали поддельным. Видимо, К. был построен не ранее XII в.: впервые он упоминается в акте прота Иоанна 1169 г. (Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. P., 1982. Vol. 1. N 8. (ArAth; 12)). Затем об этом мон-ре сведения отсутствуют до 1257 г., когда акт прота Феодора подписал представитель К. (Actes de Kutlumus. 1988. N 2). Название мон-ря тюрк. происхождения и вызывало дискуссии. Наиболее вероятно, что К. был основан принявшим христианство потомком сельджукского правителя Кутлумуша († 1063) или уроженцем земель, находившихся под его правлением. Келлия Кутлумуша, к-рого акты XIV в. называют преподобным, по преданию, находилась на 4-м этаже башни мон-ря (Ibid. N 15). В 1263 и 1267 гг. прот Косма передал мон-рю обители прор. Илии и Скамандрину, а прот Иоанн в 1287 г.- запустевший мон-рь Ставроникита (Ibid. N 3; Actes de Kastamonitou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1978. N 2. (ArAth; 9)). В 1275 г. К. пострадал от сторонников Лионской унии (1274), в нач. XIV в.- от каталанских наемников. До XIV в. источники представляют К. как небольшой и бедный мон-рь (в акте 1316 г. подпись кутлумушского игумена стоит на 20-м месте - Actes de Vatopédi/Éd. J. Bompaire, J. Lefort, V. Kravari, Ch. Giros. P., 2001. Vol. 1. N 46. (ArAth; 21)). Но на протяжении этого столетия количество его насельников и владения постепенно увеличивались.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010