Конечно, все эти сказки производят своё впечатление на доверчивых простолюдинов. Говоря о наиболее выдающихся событиях в мире окружников за последний год, нельзя обойти молчанием ту борьбу из-за „кафедры“, какая ведётся теперь между лже-епископами Сильвестром и вновь явившимся Порфирием. Борьба эта вызвана была следующими обстоятельствами. Известно, что все, так называемые, окружнические вожаки заправилы, или представители окружничества в существе дела совершенно безразлично относятся к окружному посланию: для них важно только и желательно объединить, сплотить стародубский раскол в единое целое под своим управлением, так чтобы он через это являлся наиболее сильным врагом православной Церкви. Для этой цели мнимые сторонники окружного послания, не отказываясь от имени окружников, готовы обеими руками подписаться под актом об уничтожении окружного послания, лишь бы только это вело к присоединению к ним стародубских противоокружников. Но лже-епископ Сильвестр издавна известен, как искренний сторонник окружного послания, а потому он никогда не соглашался подписываться под определениями об уничтожении „послания“, за что его и не любят мнимо-окружники. Ещё года два тому назад собор окружников грозил ему увольнением и схимой за то, что он не согласился подписаться к соборному определению об уничтожении окружного послания в целях примирения с противоокружническими епископами. Но Сильвестр на покой идти не желает. Между тем явился сюда новый лже-владыка, – вышеупомянутый Порфирий. Происходя из мещан посада Клинцов, он более 20 лет проживал сначала в звании лже-инока, а потом – лже-диакона и лже-иерея, при Сильвестре, причём имел весьма большое влияние на ход дел в окружническом обществе. По рекомендации Мельниковых, этот Порфирий был поставлен в Москве в епископы г. Самары. Но как самому Порфирию, так и его покровителям не того хотелось, чтобы он оставил Клинцы и отправился в Самару, а напротив того, – чтобы он, сделавшись епископом, заместил Сильвестра. С этою целью из Москвы он отправился не на свою кафедру, а возвратился в Полосянский монастырь (в 15 верстах от Клинцов) и проживал здесь около трёх месяцев. Тогда-то и начались снова усиленные попытки усадить Сильвестра на покой, чтобы его место предоставить Порфирию. С этой целью местные купцы и Мельниковы начали писать послания в Московский раскольничий духовный совет о том, что владыка Сильвестр стар и дряхл мало совершает архиерейских служб, плохо правит епархиями и т. п. Но Сильвестр с своей стороны отписывался. Указывая на несправедливость доносов на него, он заявил духовному совету, что совсем не желает удаляться на покой и согласен только в крайнем случае оставить у себя Порфирия хорепископом или викарием. Результатом этих пререканий было то, что Порфирий всё-таки вынужден был удалиться из Полосы в Москву, а оттуда, вероятно, в Самару, согласно своему назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пока в Нижнем Новгороде происходили заседания раскольничьего собора, главари московского раскола – купцы – собрались, вместе с попами и устроили нечто в роде заседания старообрядческого духовного совета на Золоторожской улице, в доме, уже знакомого читателям Ивана Ивановича Шибаева. Поводом к этому собранию послужил внезапный отъезд Картушина из Москвы, о котором, вопреки обычаю, он не счёл нужным оповещать купцов. Как мы сказали выше, на заседания собора, происходившие в Москве, никто из попов и купцов допущен не был, а потому им и не было ничего известно, что творилось на этих заседаниях. Тайна, которой обставлены были соборные заседания, чрезвычайно интриговала купцов-раскольников, а нежданный и негаданный отъезд лже-владыки Иоанна их даже обидел. Не привыкли они, любящие почёт и уважение даже от своего архиерея, к такому обращению и весьма разобиделись как на Картушина, так и на приехавших к нему других лже-архиереев, а в особенности на Арсения Уральского, которого они давно уже считают первым советником Картушина и весьма недовольны тем, что этот последний подчиняется уж через чур влиянию лже-епископа-еретика, которого если б они хотели слушаться, то могли бы избрать на место раскольничьего лже-архиепископа, а если отклонили его кандидатуру, то вовсе не для того, чтобы косвенным образом он в сущности явился управителем московской раскольничьей кафедры – как оказалось теперь на деле. Ненависть их к Швецову, а за ним и ко всем другим лже-архиереям, которые тайной соборных заседаний показали, что и знать не хотят купцов-мирян – дошла до того, что на описываемом заседании духовного совета высказывалось даже мнение о необходимости доносить полицейским властям о прибывающих в Москву раскольничьих архиереях, проживать которым здесь безусловно воспрещается. Посудив и порядив по поводу нанесенной купцам обиды от их лже-архиереев, заседание перешло к обсуждению вопроса о том, следует ли упразднять апухтинскую моленную, когда Картушин переедет на новую резиденцию (в Рогожский туник), или не следует? В обсуждении этого вопроса особенный шум и гвалт подняли присутствовавшие на заседании попы. Суть дела заключалась в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последний вопрос не решается прямо указанием, что он был зять Владимира Мономаха . Он мог быть его зятем по дочери или по сестре. Второе так же возможно, как и первое. Так, в южнорусской (Ипатьевской) летописи венгерский король, женатый на Евфросинии Мстиславовне, постоянно называется зятем Изяслава Мстиславовича (см. стр. 268, 283: «сгадав с зятом своим королем и с сестрою своею королевою») 37 . А что касается личности этого второго Диогеновича, то все заставляет думать, что на этот раз мы имеем пред собою действительного сына Диогенова – в противоположность самозванцу 1095 года. Но, если бы даже Диогенович 1116 года был лже-Диогеновичем, все-таки мы могли бы предполагать, что русский князь выдал свою дочь не за самозванца, что он был тестем настоящего Диогеновича: на Руси не видали и не знали в лицо византийского царевича, породнившегося с Владимиром Мономахом , и самозванец, принявший его имя, легко мог вступить в права зятя и родственника, особенно если русской княжны, выданной в Грецию за царевича, более не было в живых. Во всяком случае, если бы г. Сафе были известны данные о родстве Диогеновича с Ярославичами, то, конечно, он не оставил бы их без внимания и, прежде чем думать о Роберте Норманнском, вспомнил бы единоверных Михаилу VII князей Киевских. Однако, эти данные требуют, как сказано, более точного объяснения, что может быть достигнуто только путем довольно сложного исследования. Из византийских источников нам известны три сына Романа Диогена, и, хотя, один действительно носил имя Льва или Леона, но никоторый из них не может быть Диогеновичем, названным в русской летописи зятем Владимира Всеволодовича. Старшим из сыновей Романа был, по-видимому, тот Константин, за которого умная мать будущего императора Алексея Комнина выдала свою младшую дочь Феодору, когда отец этого Константина, то есть, Роман Диоген «уже получил царский скипетр» (Вгуепп. р. 24, 9: τ το Διογνους υ Κωνσταντν, το πατρς δη τ Ρωμαων σπτρα διπειν λαχντος, μτηρ συνρμοσεν). Этот Константин, зять Канонов по сестре, был убит в сражении с Турками под Антиохией еще в 1073 году (Вгуепп, р. 99; ср. Anna Comn. X, 2, р. 271 ed. Paris.). Самозванец, упоминаемый в русской летописи под 1095 годом, принял имя именно этого Константина, хотя Анна Комнина, по какой-то ошибке или обмолвке, назвала его лже-Леоном. Но она сама же говорит, что тот сын Диогена, имя которого принял самозванец, был убит Турками под Антиохией, и при этом ссылается на Вриенния; а убит под Антиохией был Константин. Притом, по рассказу самой Анны, ее тетка Феодора, спасавшаяся в монастыре, не хотела признать в самозванце своего мужа; следовательно, не хотела признать в нем Константина (Anna Comn. X, 2, р. 272). Итак, лже-Диогенович 1095 года есть лже-Константин, а не лже-Леон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Напротив, гораздо вернее тот взгляд, что Лжеисидоровские декреталии создали новое право (jus novum) 1074 , какого дотоле не знала вселенская Церковь и которое стояло в противоречии с ее древними вселенски-признанными соборными постановлениями и древле-сложившимися практическими отношениями. Правда, новые начала стали вноситься папами в сферу церковных воззрений и отношений раньше лже-Исидора. Но в право эти начала были превращены лже-Исидором: он эти новые начала, имевшие значение неосновательных претензий, так сказать, узаконил, измыслив для них новые, до тех пор неизвестные доказательства. Новое, внесенное лже-Исидором, следовательно, заключалось в измышлении новых авторитетов для оправдания новых, хотя и не им внесенных начал, а потому его по справедливости можно рассматривать как создателя нового права. Новые начала, оправдываемые лже-Исидором, суть следующие: 1) папа есть князь епископов по преемству от ап. Петра и по избранию его апостолами 1075 ; 2) папа есть глава церкви 1076 и потому имеет право, так сказать, вмешиваться во все отношения поместных церквей: открывать и закрывать кафедры, постановлять, перемещать и низлагать епископов, созывать и утверждать соборы; так что без согласия и утверждения папы все постановления поместных церквей ничтожны 1077 ; 3) папа, как глава церкви, стоит выше вселенских соборов и потому вселенские соборы не могут состояться без соизволения папы и все соборные постановления нуждаются в утверждении папы 1078 ; 4) папа не только глава церкви, но и светский государь, которому Константином Великим даны все знаки царского достоинства (за исключением короны, от которой папа Сильвестр будто бы отказался сам) и отданы в управление Италия и все западные страны 1079 ; 5) вследствие этого папа есть защитник не только епископов, но и всех верующих, и к римской церкви могут прибегать все, чтобы питаться ее материнской грудью и спасаться от всяких притеснений, ибо она «как мать не должна и не может забыть своего сына» 1080 . Если к этому присоединить воззрение, высказанное современником лже-Исидора папой Николаем I, что папа не только имеет светскую власть, но что ему дарована непосредственная власть и над всеми делами земными, над королями и властями, и что, следовательно, он есть источник и мирской власти, то мы будем иметь полное выражение папской системы и папского права 1081 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Выше было помянуто, что и перед смертью приплетался: было ли это лицемерство, или искреннее раскаяние – неизвестно. Тело его погребено в стенах монастыря, или близь монастыря, и простая могила, без всякого памятника, остается единственным свидетельством существования дерзкого еретика, вовлекшего в сети гибельного учения своего стольких легковерных. Впрочем, не смотря на неопровержимую достоверность смерти Селиванова. Скопцы убеждены и теперь, что это вымысел; что он, как истинный Бог, жив, тайно бежал из монастыря, скрывается в Восточной Стороне, и непременно явится опять, чтобы воссесть на Русском Троне и даровать своим последователям блаженство. Восточная Сторона, но всей вероятности, означает Восточную Сибирь, вторую колыбель скопчества. Ожидание это видно из единогласных показаний всех раскаявшихся скопцов и из всех в разное время и в разных местах отобранных у них бумаг. Некоторые думают даже, что Селиванов и теперь по временам является на главных их Сборищах. 10. Лже-Предтеча Шилов После Лже-Христа Селиванова и Лже-Богородицы Акулины Ивановны, о коей уже говорено было выше, одно из главнейших мест в верованиях Скопцов занимает Лже-Предтеча Александр Иванович . Сведения об нем крайне сбивчивы: одни называют его Князем Дашковым, спутником Петра III, утверждая, что он схвачен был вместе с Селивановым в Туле и после наказания там же кнутом сослан па работу в Ригу; другие величают Графом, третьи только Инженерным Полковником 10 и проч. Но из источников более точных, основанных на свидетельстве скопцов, знавших Лже-Предтечу лично и разделявших даже последнее заключение его в Шлиссельбурге, каковы живущие поныне (1844) в С.-Петербурге Купец Агеев и Мещанин Савельев, можно считать почти неоспоримым следующее. Он был скопец, крестьянин Тульской губернии села Маслова, по Фамилии Шилов. При императрице Екатерине II, содержался он точно в крепостях Динаминдской и Рижской, и вероятно не за одно Скопчество, потому что, когда, при возшествии на престол императора Павла I, все сосланные в Риту скопцы были прощены и размещены по монастырям, то Шилов не вошел в это всепрощение, а был отправлен в Шлиссельбург.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/issledov...

При такой беззащитности нашей и неумелости противостоять иконоборческим сектам, они в настоящее время признают себя совершенно непобедимыми для православия; наши же православные, живущие среди этих еретиков, жалости достойны, ибо ежедневно они слышат от них разные насмешки и укоры за почитание святых образов, Креста Христова и храмов, а также за почитание Пресвятой Богородицы и святых. И не находят, что сказать им в свою защиту; вследствие этого наши православные невольно удаляются от всяких словопрений с иконоборцами, и посему они живут среди них как бы пленники, потерявшие всякую самостоятельность в деле исповедания своей веры, чему я был самовидцем во многих селениях и местечках. Когда-же мне случалось в таких иконоборческих местностях, в присутствии православных провести несколько бесед публичных и домашних, и изобличить лже-учение иконоборческих лжеучителей, о наши православные, увидев их лже-учение, начинали торжествовать победу над иконоборцами, а иконоборцы, получив публичное обличение в своем заблуждении, невольно обращались в бегство, а некоторые их них иногда тут же обращались в православие, и публично обличали своих лже-учителей, которые отлучили их от Христовой Церкви; многие даже со слезами приносили свое раскаяние в своем заблуждении, в которое они впали по неведению, и присоединялись к православной нашей Церкви, что составляло для наших православных великую радость и утешение; а для иконоборцев это служило обличением и вразумлением, от чего лже-учители их приходили в бешенство. Сколько лет признавали себя непобедимыми в своих словопрениях, а потом вдруг их безумие стало явно пред всеми людьми, и их мнимыя светила все внезапно угасали и померкли от света Божественной истины; на них ясно сбылись слова Иова, сказанныя: «обаче же и нечестивых светильник угаснет, найдет же им развращение, болезни же их обымут от гнева; будут же аки плевы пред ветром, или якоже прах, его же взя вихрь ( Иов. 21:17–18 ). Все защитники иконоборчества, после сильного поражения их лже-учения на публичных беседах, по окончании бесед выходили уже не с веселым и торжествующим видом, с каким приходили на первые беседы, но с глубокою скорбью и мучительною совестью, и с непримиримою враждою к православным, на которых уже не старались и смотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

При, блаженной памяти, присновоспоминаемом митрополите Филарете, в единоверческой церкви порученного ныне моему управлению монастыря, которая тогда была только приходскою церковью, в последних годах жизни императора Николая I, много было присоединено к св. церкви по обряду единоверия из секты беспоповцев, так что составился целый приход, и брачившихся в расколе прежде присоединения ко св. церкви было присоединено множество; но никто из них не был венчан церковным венчанием, и не понуждался к тому, но только вписаны в метрические книги: такая-то такого-то мужа жена. И еще достойный внимания пример присоединения ко св. церкви из Австрийской лже-иерархии, Антония Шутова протодиакона Кирилла Загадаева. Понеже оной Австрийской лже-иерархии православная церковь кроме крещения никакого иного таинства не принимает, то Загадаев, по распоряжению владыки Филарета, преосвященным Леонидом викарием Московским (впоследствии архиепископ Ярославский) был присоединен ко св. церкви чрез таинство св. миропомазания, а потом поставлен во диакона к нашей церкви. И венчание над ним повторяемо не было; да и не могло быть повторено, потому что супруга его тогда еще не была присоединена к церкви, даже была ревнительницею раскола. Впоследствии Загадаев перешел в Петербург и, по присоединении его супруги ко св. церкви, высокопреосвященным Исидором митрополитом Петербургским поставлен во священника. Он и по сие время служит на единоверческом Волковском кладбище. Еще укажу подобный этому случай в Области войска Донского. Старообрядцы Нижнечирской станицы, принадлежащие к Австрийской лже-иерархии, пожелали присоединиться ко св. церкви по обряду единоверия, и просили высокопреосвященного Платона архиепископа Новочеркасского, теперь митрополита Киевского, чтобы их Австрийской лже-иерархии попа Иоанна Киселева присоединить ко св. церкви и поставить во священника, что и было исполнено в Новочеркасске: миропомазание над ним было повторено, а о венчании не было и слова. Так же города Новочеркасска Австрийской лже-иерархии поп Иоанн Севастьянов, присоединившись к св. церкви чрез таинство св. миропомазания, высокопреосвященным Платоном поставлен к единоверческой церкви архистратига Михаила во священника: венчание и над ним не было повторено. Еще были рукоположены во священники высокопреосвященным Платоном, в станице Кобылянской, в хутор Киберевской о. Леонтий Колышкин и в хутор Белоусов о. Афанасий Гуреев: и над ними не повторялось венчание. В епархии Полоцкой Динабургского уезда, с. Якобини, о. Симеон Михайлов из беспоповцев преосвященным Саввою Полоцким (теперь архиеп. Тверской) поставлен во священника: и над ним не повторялось венчание. И я сколько знаю таковых случаев; но никто о том не поднимал вопроса, чтобы сомневаться в священстве оных священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Все связи, все радости и родства мира сего, не востекающие в радость вечную, – обман и недолговечность. Все это «течет» и протекает, оставляя лишь горький осадок, безжизненность сердца, неудовлетворенность, стыд, раскаяние, сожаление, боль, муку... и снова – сияние неистинных радостей самозабвения, и – опять новую жатву скорби и безысходности. Все плотское представляет собою «порочный круг» радостей и страданий, если через него не востекает человек к Тебе, к жизни Твоей в человечестве – Церкви. Все единения, приятельства, дружества, личные и семейные, и между народами, никакой не имеют ценности и никакого истинного единения не представляют – вне Тебя. Все это исчезает и развевается в мгновение. Высыхает, как роса. Все мировые исторические катастрофы имеют свое начало в бесчисленных превратностях душ человеческих! Но острее всего и больнее всего чувствует человек все несовершенство востекания к полноте своей, в природных общениях плоти... Лже- церковь действует и увлекает человечество через атмосферу ложного общения, неистинной близости. «Всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела» ( 1Кор.6:18 ). Безцерковное и лже-супружеское общение и влечение, во всех его видах и формах, начиная с мимолетного взгляда – и кончая тем, что апостол даже именовать стыдился, – все это есть проявление одной и той же замкнутости человека в самого себя, в смертный непреображенный мир своих чувств и переживаний; мир чувственности и ее оправданий. Почти все в этом мире захвачено в вихре лже-церкви, пены страстей, игры чувств, велений тела, рабского покорствования духа человеческого этой пене, этой игре... Чувственность, желающая соединить людей не истинным, а своим единением, есть самое яркое звучание «мира сего», самое широковлекущее проявление лже-церкви в человечестве. Несупружеское и лже-супружеское общение противостоит святому супружескому общению. Смертные думают смертным восполнить пустоту и бездну меж своими душами, и найти полноту слияния своих жизней человеческих вне Полноты Твоей. Но – тщетно... Высшее не достигается через низшее. Через погружение в грешную плоть и подчинение всей ее «душевности», нельзя достичь ценностей духа. И воскресающий Дионис, даже Елевзинских мистерий, непрестанно умирает и исчезает во аде, чтобы воскреснуть на земле только для своей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

После этого лжехристос целует лже-богородицу, говора ей: «а, ну-ка, мать, разнеси благодать братьям и сёстрам». Мать обходит всех мужчин и женщин и целует каждого. При целовании она старается втягивать в себя дыхание из рта того, с кем целуется и это для того, как она сама объясняет, чтобы вызвать из человека злого духа на место коего послать духа благодати. После обнесения благодати – непосредственно после поцелуев – женщины почти все одна за другой падают на пол и, как бесноватые, бьются руками и ногами и издают нечеловеческие крики и визг; Лжехристос же при этой дикой картине приговаривает: «что, сёстры, получили духа святого»? Потом обращается к лже-богородице со словами: «покрой». И «мать» идёт и покрывает голову каждой беснующейся белым платком, а лжехристос в это время продолжает говорить: «вот здесь тот самый брачный кано-галилейский пир изображается, о котором писано в евангелии. Сёстры упились духовным вином»; после этого мать снимает свой покров и сёстры начинают вставать. – Наш рассказчик К-в многих из женщин спрашивал после их беснований о том, что они чувствуют в это время; ответ получался такой: пока они валяются по полу, то ничего не сознают, но когда встанут и опомнятся, то внутри ощущают какой-то холод, как- бы лихорадочное состояние и трясение во всех членах. На торжественных собраниях, когда присутствует сам Саваоф, совершается иногда обряд коронованья лже-богородицы. Для этого «живые боги» берут платок, свив его жгутом, и, связав концы, держат как бы венец сверху, лже-богородица подходит под него и венок опускается ей на голову, собрание в это время поёт: Склонили веса Душу в небеса, Принимал отец, Наклонял венец Там была радость неизреченная. Так же происходит венчанье вновь избранного хлыстовского пророка или апостола. После этого поются ещё стихи, но не всегда одинаковые. Приводим один из них: На сионских на горах Стоял Божий сад, В нём духовный виноград. Как в этом во израильском саду. Гулял батюшка наш царь Небесный владыка – Государь; Он по садику гулял, Плоды добры собирал, А бесплодье укорял, Долой с корня посекал, В пламень огненный кидал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бр. христиане! Для нас с вами, твердо и непреклонно верующих в истинность и непреложность Слова Божия, не должно быть неожиданными не должно казаться удивительным появление таких богохульников, извратителей веры Христианской и развратителей стада Христова – каковыми были крест. Данила Филиппов, и беглые солдаты Суслов и Лупкин и другие с их клевретами и пособниками, ибо о появлении таковых хульников и обманщиков предсказал нам Сам Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий: – Берегитесь, говорил Он, чтоб кто не прельстил вас, ибо многие прийдут под именем Моим и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят. Тогда если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте; ибо восстанут лже-христы и лже-пророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам: итак, если скажут вам: вот Он (Христос) в пустыне, не выходите; вот Он в потаенных комнатах, – не верьте. ( Мф.24:4, 5, 23, 24, 25, 26 ). Веруем, Господи, твердо веруем Твоему истинному Пресвятому и Божественному Слову и исповедуем в слух неба и земли – ангелов и человеков, что в целях нашего спасения, Ты предостерегал нас о явлении лже-христов и лже-пророков. Являлись и прежде, являются и ныне эти губители словесных овец св. стада Твоего, но ни единые части не имут в нас и лично для нас, Духом Твоим всесвятым избранных пасти агнцы Твоя, не опасны и не страшны; но они опасны и страшны, они служат преткновением и соблазном для многих пасомых – меньших братий наших. Ты Бог наш, Ты возлюбленный и Единородный Сын Божий, воплотившийся и родившийся от Духа Святаго и Пресв. Девы Марии и совершивший спасение наше, Ты Спас мipa, истинный и единственный Христос! Кроме тебя мы не ведаем и не хотим ведать иного Сына Божия; – посему Тебе истинному Иисусу Христу нашему Богу и Спасителю мы и приносим хвалу и благодарение за Твое пресвятое, истинное и неложное Слово, прореченное Тобою ради спасения Тобою спасенных. Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, огради от злых хульников и даруй всеблагую силу Твою чадам Твоим, да победит восстания еретические.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010