Повторяются события вековой давности, о которых тогда с сердечной болью писал митрополит Сергий (Страгородский): «Мы знаем, что в единстве Церкви находятся лишь те, кто находится в общении со своим законным епископом и Патриархом; что отлученный своим Патриархом не может быть принят в общение другими ([Собора в храме] Премудр[ости], 1 прав[ило]); […]. Да и сам вошедший в общение с отлученным подлежит отлучению (Апост[ольские правила] 10, 12). […] Пред законом Божиим все равны: и Патриархи, и миряне. Когда Константинопольский Патриарх в XV веке отпал в унию с Римом, Русская Церковь за ним не пошла […] Так и общение Константинопольского Патриарха с обновленцами может только Патриарха сделать обновленцем, а не обновленцев православными». Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко) рассказывал о том, как на встрече с ним в 2018-м году Вы уверяли его, что Константинополь не будет легализовывать раскол, если со временем что-либо и будет происходить, то только в случае покаяния раскольников. Сегодня мы знаем, как все в итоге произошло – без намека на покаяние, с горделивой демонстрацией триумфа. Никакого уврачевания раскола на Украине, заявленного целью этого деяния, не произошло. Оказывается беспрецедентное давление на духовенство и мирян канонической Церкви на Украине с использованием всех инструментов государственного ресурса – спецслужбы, шантаж, запугивание, захваты храмов при попустительстве или поддержке полиции и местных властей. Непрекращающиеся попытки силовых захватов храмов Украинской Православной Церкви заставляют сердце обливаться кровью. Трагикомичности этой ситуации добавил отказ лже-патриарха «Филарета» Денисенко от предоставленного Константинополем томоса и возобновление «Киевского патриархата». Это еще раз показывает, что решения Константинопольского Патриархата о предоставлении «автокефалии» новой «церковной» структуре на Украине никакого мира и единства православным в этой стране не принесли, а привели лишь к новым разделениям, созданию параллельного «епископата» и страданиям народа, так же, как это было уже не раз в истории. Эти люди, называющие себя «архипастырями» и «священниками» «Православной Церкви Украины», теперь могут беспрепятственно совершать литургию в храмах Константинопольского Патриархата. Простите, но я не могу приступить с такими людьми к Единой Чаше, где бы это ни происходило – в Стамбуле, США или Корее.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Солнышкина 23 июля 2020, 18:35 Уважаемая, Елена О, так и я о том же, перемены в обществе созрели к перестройке, разочарование в идеалах коммунизма и как следствие смена власти. Говорить мы конечно можем сколько угодно, но реальные перемены к лучшему (или к худшему) будут, когда в обществе произойдут глубинные духовные изменения. Достаточно посмотреть на всю историю русского народа (или на судьбу отдельно взятого человека). Укрепляется Вера- укрепляется Государство, ослабление Веры- война или смутное время. Поэтому так и выходит: " Ищите прежде Царства Небесного... " Руслан, Украина 23 июля 2020, 18:29 И тут кто-то либералов упомянул. У нас в стране всё больше молодёжи за либералов. И причина тут в том, что у молодёжи из обычных семей нет никаких перспектив вообще. Они видят чудовищные беззаконие, коррупцию, отсутствие честного правосудия и социальных лифтов, недоступность жилья, только платную медицину. И на этом сайте уже была статья про пенсию. Мол, не роптайте, раньше без пенсий жили. Значит нас готовят к тому, что в будущем ещё и пенсии отменят. И скажут, мол вы сами виноваты, рассчитывайте на себя. Если бы, конечно, на Западе пенсии отменили, то тут бы писали, что западные безбожники не ценят стариков, а только деньги и т.д. А если у нас отменят так скажут, что народ виноват. Дмитрий С. 23 июля 2020, 17:47 Денис23 июля 2020, 12:43 " когда ещё русский народ вымирал десятилетие за десятилетием? " В советское время начал вымирать. Исключение - короткий период сталинского запрета на аборты. Вы наверное забыли что именно Советская власть первой в мире сделала убийство своих детей легальным и законным. Алексей 23 июля 2020, 17:45 Автор 100% прав. А нужна народу ТАКАЯ правда? Вон как его поносят коменты. Христиане должны менять мир, говорил св. Филарет М. А что случится, если мир начнет Церковь менять? Их смысл жизна- Вера- опустился и на Западе и у нас - до язычеста, утехи. " Мне дожно быть хорошо! - Вы, чиновники, священики, целители, лже-монахи: сделайте мне " достойную " жизнь, я сего достоин(-ая). Как-то Патриарх сказал: " Вот кто скажет перед Богом " я достоин " , вот тот-то ничего недостоин. " По другому надо жить, почитайте конец статьи автора. Ну и Евангелие: Блаженны нищие, плачущие... И опять: Горе вам, смеющиеся ныне...

http://pravoslavie.ru/132786.html

Указывали на нелепость печати в грамоте 2, и Пикульский в последующих грамотах или совсем не ставит печать, или же 6) ставит новую с изображением Нерукотворенного образа Христа... 5-я грамота целиком списана из Кормчей «Слово о поставлении в п. Филарета Никитича. У нас имеется в подлиннике и 6-я грамота. Происхождение последней грамоты таково: когда казак Силкин и др., усомнившись в Аркадии, просили его уверить их чем-либо о его рукоположении в Индии, последний говорил: «погоди, вот скоро получишь уверение... Наш патриарх Анемподист умер, я уже получил известие, что избран новый Иоанн; он должен прислать нам грамоту»... И действительно, как сообщает Юрьев, через 2 месяца пришла грамота, якобы, от нового патриарха Иоанна с известием, что он принял патриаршество вместо умершего Анемподиста, а посему в церквах Московского государства, подчинённых ему, в молитвах должны возносить уже его имя и т. д. Грамота (на листе) на одной половине написана какими-то каракулями, частью похожими на татарские буквы; на другой половине листа помещён перевод на рус. язык. В конце грамоты – печать с изображением Нерукотворенного образа, – маленькая картинка, откуда-то вырезанная. Если смотреть на свет, видно, что на обратной стороне мнимой печати, что-то написано по-русски... Силкин и др. однако не уверились посланием, а просили дать точный адрес или к патриарху, или же к другому епископу, намереваясь, при первой возможности снарядить для исследования православия Беловодия экспедицию. Из письма, которое мы имеем в подлиннике, лже-иерея «Верх Очерского» завода, Пермской губ., Алексея Пашихина какому-то «честнейшему во иноцех отцу Израилю» от 21 июля 1897 г. видно, что последователи Аркадия хотели Трифилия (Тимофея Юрьева), как честного и начитанного человека, послать в «Беловодие», или же в «Старую (?) Сербию» 97 с тем, что «если он там найдёт патриарха Иоанна-Беловодского, то, получив рукоположение в епископа, должен возвратиться в Россию и уверить всех в правильности Аркадия»... Если же ничего не найдет, то «обличить Аркадия и тем спасти души наши»...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это явление преимущественного влияния светской власти при выборах Первосвятителя повторялось позже с Патриархами, однако в условиях революционного насилия, которыя не дают права закреплять эти события как норму. Патриарх Иов, поставленный Собором Архиереев, был свергнут после падения Годунова сторонниками Лже-Дмитрия, которого он отказался признать; грек Патриарх Игнатий поставлен Собором под давлением Лже-Дмитрия и пал вслед за ним; Патриарх Гермоген был поставлен Собором Архиереев при поддержкой царя Шуйского. Боярская партия, избравшая на престол короля Владислава, вернула Патриарха Игнатия но не надолго, вскоре опять он принужден был бежать. Последующие Патриархи Филарет, Иоасаф I, Иосиф, Никон, были избраны Соборами и царем совместно. За исключением эпохи смуты мы не видим нарушения канонической нормы, требующей избрания Патриарха Собором Архиереев; из выборных Собором трех кандидатов одного выбирал царь, и таким образом здесь было именно применение теории симфонии, как совместного действования церковной и государственной власти в делах церковных, затрагивающих и государственный интерес. Тем же проявлением симфонии было участие духовенства в высших государственных учреждениях – Боярской Думе и Земских Соборах, или приглашение Патриархов в Боярскую Думу, или совместные заседания Боярской Думы с Освященным Собором и участие царя и его синклита в Соборах Церковных с перевесом здесь начала церковного. b) Сравнение идеи Русского царя с идеями Византийского Базилевса и её своеобразие. i) Особенности идеи царской власти в Москве по сравнению с Византийской идеей При всем сходстве основных принципов, вложенных в отношения государственной царской власти в Москве и в Византии, мы не можем не обратить внимание на некоторыя особенности этих взаимоотношений, показывающих, что здесь не было тождества, а напротив, при всем сходстве основных форм, Московская Русь показала творчество и выявила идеи, которым не было отведено соответствующего внимания в Византийском их построении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

г) Наконец личное соединение Бога Слова с человечеством вполне объясняет собою дивную историю Христа и христианства. Иначе непонятно, откуда в жизни Иисуса слава Единородного Сына? Откуда в христианстве твердость, неистощимая никакою борьбою с миром ? д) Что же касается до мудрости Гегелевой, превращающей историческую личность Христа Иисуса в призрак и временное вочеловечение Бога Слова заменяющей вечным боговочеловечением : то так как эта мудрость не имеет права даже на название новости, хотя бы и глупой, а ее выставляли еще мечтатели Докеты, то несостоятельность ее можем мы показать словами св. Игнатия богоносца и близких к нему учителей. Говорить, будто Сын Божий только казался имеющим плоть, так писали древние учители, значит в противоречие всем основаниям исторической истины превращать в призрак всю земную жизнь Христа Иисуса 111 ; значит подозревать во лже того, кто есть истина 112 и считать мечтою наставление следовать стопам Его путем страданий 113 . § 189. б) Согласен с нуждами его Догмат о воплощении Бога Слова согласен с нуждами теоретического разума, а) Когда человек мог не желать, чтобы божество само явилось ему в образе осязаемом и научило тайнам божества? Если христианские рационалисты, каковы Вегшейдер, Штраус, восстают против вочеловечения Бога Слова: то тем самым показывают, что они более пренебрегают лучшими потребностями души, чем порядочные язычники, верившие явлению богов в виде человеческом, благотворному для людей. – Много значило для человека, когда благий Бог предлагал ему наставления через патриархов, через пророков и просвещал тем естественную тьму его. Но сколько света, и какой свет, когда Бог говорит с ним в Сыне Своем ! Учением о божестве Иисуса Христа – учение христианское становится выше и тверже, не только всякого учения человеческого, но и самого откровения иудейского: единородный Сын сый в лони Отчи – Той исповедает христианину никем невнденного Бога: чего желать более для полноты, для чистоты, для твердости учения об истине небесной 114 . б) Вочеловечение Бога-Спасителя соединено внутренней связью с делом искупления людей. Бог никем и ничем не был вынужден искуплять человека вочеловечением Слова; Он мог искупить и иначе 115 Но когда и почему не мог бы желать человек примирения с Богом ? Его дело благодарной и благоговейной душой принять совершившееся примирение с Богом, как бы ни было совершено оно волею беспредельного. Потому с благоговением должен покланяться вочеловечившемуся Слову, как своему единственному Спасителю, в) Пусть мнение известных людей допускает неоднократное воплощение Бога 116 : но легко отличить здесь истину от лжи. Здравое размышление должно сказать, что было бы оскорблением величию Божию, если бы для спасения людей нужно было Богу не раз воплощаться и нет никакой нужды повторять для человека то, что .можно совершить за один раз § 190. Отношение догмата к практическому разуму

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Действительно, мы видели, что самозванцы как раз паразитировали на этом всеобщем сакральном отношении к царю; мало кому из простых людей могло прийти в голову, что русский человек дерзнет объявлять себя законным царем, на самом деле не являясь таковым! А когда это все же обнаруживалось, гневу народа не было предела: самозванец не просто политический преступник («вор»), он преступник религиозный. Современный исследователь культуры А. М. Панченко точно подметил, что основным в данном преступлении оказывается отречение от своего имени, данного человеку в святом крещении, и, следовательно, от своего ангела-хранителя, а это автоматически делает человека орудием нечистых, демонических сил 13 . Мы добавим к этому и то, что, принимая иное имя, человек принимает и личину иного человека, то есть становится оборотнем, а это свойственно бесам. И поскольку в данном случае принимается не какая-нибудь личина, а образ православного царя, то это уж прямо диавольское действо, ибо диавол, как сказано, «принимает вид ангела света» ( 2Кор. 11, 14 ). Такое должно происходить в конце мира, когда явится самозванец, лже-Христос, лжемессия – антихрист. Поэтому Лжедмитрий – если и не сам антихрист, то явный его образ, предтеча. Отсюда эсхатологический характер празднования Казанской иконе Богоматери: как спасла она православие от «агарянского зловерия» в Казани в 1579 году, как спасла всю Россию от лжецарей в 1612 году, так спасет и весь род христианский от козней лжецаря – антихриста в последние времена. Современник и историк смуты дьяк Иван Тимофеев , по наблюдению того же А. М. Панченко, в своем «Временнике», говоря об истоках смуты, вспоминает времена опричнины Ивана Грозного. Это очень не случайно! Грозный действительно попытался «яко секирою» рассечь русское общество на две части – опричнину и земщину. При этом в самой опричнине самосознание, личность людей тоже рассекались надвое, раздваивались. Опричники давали клятву не общаться с земскими, отрекались от отца и матери. По данным Курбского, Грозный вынудил своего любимца Федора Басманова зарезать родного отца 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда мне один военный сказал: «Вот Роберт Кочарян (президент Армении 1998-2008 – прим. ред.) дал американцам такую территорию под посольство». Я сказала: «Мне хотя бы голову не морочьте, если б он отмашку из Москвы не получил, он не дал бы. А вы сейчас всё пытаетесь на армянскую голову списать, вы зачем им такие давали приказы? Они вас слушались! А сейчас вы пытаетесь им же это вменить в вину». Это некрасиво, по крайней мере. Вы сначала со своими проамериканскими  пятыми-шестыми колоннами разберитесь, которые армянам эти «указивки» давали, а потом армян осуждайте. Потому что, у армян много недостатков, но не эти хотя бы, я готова согласится.  Армяне – люди дикие, как моя дочь говорит. Моя дочь – на три четверти армянка говорит, что армяне - люди дикие, бездуховные, ригидные, жесткие, примитивные и прочее. Н. Бульчук: - Как и русские, с этим мы уже разобрались сегодня в результате нашей беседы. Каринэ, мы коснулись многих вопросов внешнеполитических, политологических, но и серьёзные церковные вопросы назрели. Я сегодня читал, что проводятся определённые совещания в Шамбези, близ Женевы по поводу предстоящего Всеправославного собора, о котором только ленивый не говорит, и мы можем пока только гипотетически думать, к чему приведут решения этого собора, когда он состоится.   Автокефалия Украинской Православной Церкви- отец Андрей Кураев очень много об этом пишет сейчас в блогах - что только один шанс у нас остался «спасти лицо»,  предоставить долгожданную автокефалию. Откровения лже-патриарха Филарета (Денисенко) по поводу нашего Предстоятеля. Чем только ни полны сегодня информационные заголовки, касательно церковных событий и у нас, и за    рубежом! Это все не может не тревожить, потому что мы знаем, что из церковных событий проистекают и события политические. Мы вступаем в особый период церковной жизни, когда мы молимся, прощаем, созерцаем, каемся в своих грехах, каждый в личных, но как-то не утихают эти страсти. Какие у вас ощущения по этому поводу? К. Геворгян: -  С неожиданной стороны зайду к ответу на этот вопрос.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-27-02-20...

Но на нашей совести, владыко, нет ни одного случая насилия: камней не бросали; между тем, для тех, у кого на совести бомбы, браунинги, грабежи и реки крови – для тех у Вас не нашлось слова осуждения, мы ещё не слышали этого слова из уст нашего Первосвятителя!... Что это? Из суждений Предсоборной Комиссии видно, что Вы уверенно и надежно шествуете к Патриаршеству. Над каким же народом Вы будете Патриархом? Ведь, создалось такое положение: народ шёл к Вам, Вы от него; Вы идете к кадетам и всякого рода освободителям, а они от Вас. И кому же из святителей Русских вы захотели подражать? Святым Петру, Алексею, Ионе, Филиппу? Каким Патриархам Вы подражали: Гермогену, Филарету. Никону? Но Никон, хотя и из полумордовского рода, хотя и загнанный в ссылку и обиженный, ни согласился всё таки пойти ни к бунтовщику Стеньке Разину, ни даже в Киев на святительство, ибо «не мыслил зла Царю Богоданному» (даже обидчику) и народу Русскому. Не берете же Вы примера с Игнатия, который, стоя некогда тоже «вне и выше политики», служил крамольникам Московским – Сигизмунду и Лже-Дмитрию – и помазал Марину? Ваше Высокопреосвященство! Как Русский патриот и Православный верующий человек, я не мог молчать и всё сказал, что требовало мое исстрадавшееся русское сердце. По моему глубокому убеждению, перед Вами два выхода: или станьте на высоте Вашего положения и дайте благословение Русским Православным людям, стоящим за Веру, Самодержавного Царя и Русский народ, призовите к этому же духовенство и не гоните его за патриотизм, или... или уйдите. Иных выходов нет; настоящее положение невыносимо, не гоните русских патриотов от родной Церкви, в которой Вы первостоятель и первосвятитель. Вы стали немощны телом. Может быть, в слабом теле Вашем уже не будет мощно действовать дух... Тогда уступите свое место иному, могущему. Среди архипастырей русских найдутся, мы уверены, крепкие столпы Веры, патриотизма и преданности Царю Русскому, Сомодержавному, народу свято-Русскому, Православному. Пусть такой первосвятитель не угоден будет евреям и еврействующим, пусть бешено опрокинутся на него либералы, кадеты, революционеры, пусть даже мученически прольется его кровь от руки злодеев-крамольников! Лилась же и льется на Руси кровь Русских невинных людей и многих верных слуг царевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам факт использования такого «лексикона» в адрес Патриарха Всея Руси заставил меня задуматься: какое впечатление может создаться у иновереца или атеиста после прочитанных на интернете оскорбительных слов, написанных одним Православным Патриархом в адрес другого? Как нести светоч православного миссионерства в темный мир в условиях таких открытых публичных полемик?  – Так называемый Патриарх Филарет патриархом совсем не является. В своё время он был лишен сана. Кто-то может называть его Патриархом, но ни мы, ни одна другая Православная Церковь не признаём его каноническим патриархом. Ему, конечно, это не нравится, и он плохо отзывается о других и оскорбляет нашего Патриарха. Мы не должны обращать на эту вражду внимания. У этого человека нет уважения к сану, он всячески старается разодрать хитон церковный. Самое лучшее – не обращать на это внимания! – Во всем мире, и к сожалению, в России в том числе, несмотря на возвращение веры и восстановление церквей на нашей Родине, – огромная часть людей пристрастилась к так называемым «оккультным услугам». Идет повальное поклонение гадалкам, целителям, ясновидящим и колдунам. Одних только лже- “божьихматерей” по стране 500 штук, не считая “пророков”, новоявленных “старцев”, на заказ пишущих себе иконы при жизни, и прочих шарлатанов, утешающих русский народ за большие деньги. Вот уже год на первом государственном телеканале страны по воскресеньям в дневное время идет программа о белой и черной магии! Какое особое миссионерство должна предпринять Православная Церковь, чтобы вернуть устои православия в российские семьи? Много лет назад на съемках в Сибири священники Новосибирской Епархии показали мне поезд, на котором они ездили в миссионерские поездки по отдаленным поселкам и просвещали тех, кто был одурманен различными сектами, проводили массовое крещение детей и взрослых в специально оборудованном в поезде вагоне-часовне. Нужно ли отдельное просветительское миссионерство для тех, кто, возможно, каждый день проходит мимо Храма, но скорее пойдет к темной гадалке, чем попросит помощи у Господа Бога?

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-missioner...

143 Пролог 15 мая. О пр. Евфросине писал охотник до сонных грез о. Василий; описание его написано самым высокопарным слогом, до того, что по местам не доищешься смысла в словах. Оно в ркп. 16 в. синод. б. 634. 144 «Вселися безмолствовати наедине в л. 6933». Так сказано в списке жития мос. дух. акад. 205. 151 Ркп. святцы: «пр. Досифей, игумен верхнеостровский, преставился в л. 6990 окт. 8 д». Словарь святых, Спб. 1836 г. стр. 99. 152 Послание, писанное в 1505 г., изд. в чт. общ. ист. 1846 г. по рук. житию Игнатий рукоположен архиеп. Иоанном, что не могло быть, а разве арх. Евфимием 1 (1423–1430 г.). См. пр. 159. Что касается до того, что будто пр. Евфросин защищал сугубое аллилуия и ходил для нее в Константинополь к патриарху: то рассказ о том Василия не стоит никакого доверия, по еретическим брехням и по противоречиям история и хронологии. Подробно показано это в ист. рус. ц. 3, 180–187 и в христ. чт. 1853 г. Святитель Димитрий писал: «Евфросин святой – свят; а аллилуия его не мню быти свято, как хотелось кому, так и бредили без ума; разве кто невежа имеет веру такой лже». Румян. муз. 407. 153 Пролог мая 15 Святцы: «пр. Евфросин, игумен тресвятительского монастыря, иже на Толве р., преставился в л. 6989 м. мая 15 д.» 160 Кроме летоп. о мятежах и нового летописца, Палицын: «ласкатели и великих бед замысленницы, в десятерицу лжи составляюще, подходят к Борису и от многие смуты ко греху низводят». 161 Следственное дело о смерти царевича в собр. гос. грам. 2. 60. И здесь видим в Угличе Битеговского с его шайкою. Прямее же показывают дело летописи. 163 Следственное дело подробно разобрано мною в исследовании о смерти царевича, нап. в 1 кн. чтен. общ. ист. Μ. 1848 г. Здесь для примера указывается на некоторые улики нечистой совести следователей. Они заставляют многих говорить, что царевич покололся ножом. Но не спросили никого: где девался этот нож? Да и видел ли кто его? Григорий Нагой обедал у себя в доме и, прибежав по звону колокола застал царевича живым; а Андрей Нагой обедал во дворце и, выбежав на крик: «царевича зарезали», нашел его уже мертвым, на руках кормилицы. – Ясные противоречия и недомолвки и их не старались объяснить, опасаясь услышать еще что-нибудь более неприятное. См. еще пр. 166–167.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010