Недавно поставленный для Смоленской старообрядческой епархии лже--архиерей Иона, соскучившись по Москве, просил у собора разрешения проживать постоянно в Москве, а для управления своей епархией наезжать время от времени. – «Ведь живут же другие архиереи вне своих епархий, почему же мне не жить?» В доказательство своих слов Иона ссылался на пример Иосафа, раскольничьего архиерея Казанского, который постоянно проживает в селе Безводном, вне своей епархии и на Паисия Саратовского, имеющего в Москве собственный дом, в котором он и живёт подолгу. Ионе было внушено, что он ещё молод, чтобы руководствоваться этими примерами и должен жить там, куда его поставили. Таков был характер дел, решавшихся на заседаниях весеннего поместного собора раскольничьих лже--архиереев в Москве. После третьего заседания, 12 мая, собор в полном своём составе покинул Москву Белокаменную и выехал в Нижний Новгород, где и продолжал свои заседания в доме раскольницы Сироткиной, на Нижнем Базаре, в том самом доме, где в прошлом году происходили соборные заседания старообрядческих лже-епископов, имевшие своим результатом избрание Иоанна Картушина на кафедру старообрядческого «архиепископа Московского и всея России». Здесь число членов поместного собора увеличилось ещё тремя раскольничьими лже-архиереями, а именно сюда прибыли: из своей постоянной резиденции села Елесина – Кирилл, лже-архиерей Нижегородский; из села Безводного – Иосаф, лже-архиерей Казанский и Иринарх Ярославский. Иринарх этот, подобно Ионе, ещё очень недавно получил место раскольничьего архиерея. В миру поп Иван – он был назначен кандидатом на самочинную раскольничью кафедру в город Ярославль на прошлогоднем соборе старообрядческих лже-архиереев, а хиротонию получил в Нижнем-Новгороде от Кирилла Нижегородского. Вопросы, обсуждавшиеся в Нижнем-Новгороде были, как мы уже сказали выше, гораздо существеннее обсуждавшихся тем же собором в Москве. По докладе отчётов о состоянии церковно-иерархических дел в епархиях раскольничьих лже-архиереев, не присутствовавших на московских заседаниях собора – было немедленно приступлено к обсуждению необходимости, по мнению руководителей собора – Арсения Швецова и Иоанна Картушина, увеличить вообще в России число раскольничьих лже-архиерейских кафедр. Подобный вопрос уже неоднократно обсуждался на старообрядческих соборах и давным-давно уже решённый в утвердительном смысле – он мало по малу проводился и в жизнь. В результате такого решения были сфабрикованы присутствовавшие теперь на соборе лже-архиереи Иона и Иринарх, а в недалёком будущем, не говоря уже о преемнике скончавшемуся раскольничьему лже-архиерею Самарскому Алексею, решено было учредить ещё несколько новых епархий, назначив раскольничьих архиереев в город Калач (близ Царицына), в Семипалатинск и в Екатеринбург. Последний лже-архиерей будет именоваться Екатеринбургским и Пермским. На эти новые кафедры на соборе намечены были и кандидаты, назначение которых не обошлось без прений и пререканий между членами собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тушино по дороге в уездный город Волоколамск в 13 верстах от Москвы близ Москвы реки при реке Всходни, существует более 500 лет. В 1382 г. было во владении киевского вельможи Квашне, получившего за спасение жизни вел. кн. Иоанна Даниловича в сражении под Переяславлем в дар область круг река Всходни на 15 верст. Потом оно принадлежало (с 1536 г.) воеводе Тушину, и впоследствии было подарено одной из его наследниц Спасо-Преображенскому монастырю. Тушино в историческом отношении памятно тем, что в нем имел свой стан второй лже-Димитрий, известный под именем Тушинского вора. Когда лже-Димитрий I был убит в Москве (17 Мая 1606 г.), – в Стародубе-Северском появился человек, который принял на себя имя убитого лже-Димитрия, распуская слух, что он тайно убежал из Москвы, и что он настоящий царь Димитрий, а вместо его, по ошибке, убит другой. Кто был этот самозванец – неизвестно; во всяком случае, его следует причислить к смелым и даровитым личностям XVII столетия. Вскоре он собрал дружину из поляков и приставших к нему русских и двинулся на Москву, расположив свой стан в селе Тушине. Жена первого лже-Димитрия, дочь Сандомирского воеводы Мнишек, Марина, на пути в Польшу была перехвачена агентами Тушинского самозванца, и должна была признать в нем своего мужа. Лже-Димитрий II вначале имел успех; так что у него одно время было до 50 000 войска. При нем находился польский полководец Рожинский и другие польские знаменитости – Ян Сапега и Лисовский, – осаждавшие Троицкую Лавру, – держали его сторону. Но несогласия между польскими вождями, бывшими в Тушинском лагере, а еще более беспорядочная жизнь самого лже-Димитрия II были причиной его неудач. Разбитый войском царя Василия Шуйского, унижаемый поляками, которые обращались с ним грубо и едва не содержали под стражей, лже-Димитрий II, переодевшись в крестьянское платье, тайно ночью бежал из Тушина в Калугу. Калужане, впрочем, приняли его с торжественною пышностью и к нему в Калугу вскоре явилась и Марина, тоже бежавшая из Тушина; и, собрав войско, он снова двинулся к Москве, в которой в то время было полное безначалие: царь Василий Шуйский был свергнут с престола и москвичи разделились на партии: одна держала руку лже-Димитрия II, другая требовала возведения на престол польского принца Владислава, сына польского короля Сигизмунда.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Подобная затея тем более кажется неосуществимой, что и сам инициатор её раскольничий лже-архиепископ Картушин – совершенно безграмотный человек. Лучшими доказательствами этого служат его письма и послания, полные орфографических ошибок и написанные всегда каким-то бестолковым, запутанным слогом. Выше мы сказали, что Картушин деятельно заботится о периодическом созыве в Москву поместных соборов раскольничьих лже-архиереев... Первый такой собор состоялся, как раз перед текущим Великим постом, под председательством московского старообрядческого лже-архиепископа. В качестве членов на соборе присутствовали ещё три раскольничьих лже-архиерея, а именно: пресловутый апологет раскола Онисим Васильевич Швецов, именующийся старообрядческим епископом Уральским, поставленный им для Смоленской губернии лже-архиерей Иона и раскольничий архиерей Алексей Самарский. Крупных дел на соборе никаких не обсуждалось и, главным образом, трактовали о том, как поступить с двумя раскольничьими попами, повенчавшими браки в недозволенных степенях родства. Один из этих лже- попов Александр присутствовал на соборе и весьма красноречиво защищался, но всё-таки был подвергнут запрещению священнодействовать. Такое же запрещение послали и другому обвиняемому лже--попу Ивану, с фабрики г. Морцова, из Богородска. Судя по тому, что в бумаге, отправляемой от имени собора попу Ивану, говорится, что под запрещением он останется до следующего поместного собора раскольничьих лже-архиереев, такого нужно ожидать в Москве не особенно в далёком будущем. 4-го апреля, на Золоторожской улице, в доме одного из влиятельных среди московских старообрядцев купцов И. И. Новикова, состоялось, под председательством раскольничьего архиепископа Иоанна Картушина, заседание старообрядческого духовного совета, на котором окончательно была решена участь пресловутой «Апухтинки» – резиденции старообрядческого архиепископа в Москве. Большинством голосов было решено совсем уничтожить это подворье раскольничьего архиерея и закрыть существующую здесь моленную, а для пребывания Картушина постановили приобрести особый домик в Рогожском Тупике, принадлежавший ранее раскольничьему попу Петру Драгунову, проживающему, в настоящее время на Рогожском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время, когда раскол приемлющих т. н. австрийское лже-священство имеет целый сонм лже-архиерев и лже-иереев, когда, таким образом, он обставляется с внешней стороны довольно заманчиво для тех раскольничьих сект, кои не имеют никакого священства, как беспоповцы, и когда представители австрийского лже-священства начинают усиленно заботиться о присоединении беспоповцев к своей мнимо-истинной Церкви, настоятельно доказывая важность священства в церкви и невозможность спасения без оного, – благовременно, пожалуй, было бы обратить надлежащее внимание на улучшение приёмов полемики с беспоповцами, чтобы не допускать перевеса миссионерской деятельности австрийского лже-священства над таковой же деятельностью среди беспоповцев представителей православной Церкви. Основываясь на некотором опыте, мы держимся того мнения, что в настоящее время и при настоящих условиях внутренней церковной жизни раскольников, приемлющих т. н. австрийское священство, православная миссия должна поставлять своей задачей препятствовать переходу беспоповцев в секту приемлющих австрийское священство. Пока беспоповец не имеет священства, он ощущает, хотя инстинктивно, духовный голод в неимении священства и таинств. Но лишь только он переходит в австрийскую секту, он естественно перестаёт чувствовать этот голод, обвораживаемый мнимо-церковной обстановкой австрийской секты с её лже-архиереями и лже-иереями, с её церковно-богослужебной обстановкой. В добавок к этому нужно принять ко вниманию стремление расколовождей австрийской секты всячески обособить своих клиентов от столкновений с православными миссионерами, внушив к ним чувство отвращения и даже ненависти. Довольно принять ко вниманию хотя бы циркуляры „Иоанна Московского и всея России Архиепископа“ о том, чтобы приемлющие „древнее благочестие“ не ходили бы на беседы с никонианами. Итак, необходимо, по нашему мнению, в полемику с беспоповцами внести элемент раскрытия перед беспоповцами всей канонической несостоятельности т. н. австрийского священства. Вот приём, каким нам приходилось не без успеха иногда пользоваться в беседах с беспоповцами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, Тульский собор постановил извергнуть сана некоего петербургского лже-попа, уличённого в прелюбодеянии. Покончив с этими вопросами, все самозваные лже-архиереи, съехавшиеся в Туле, отправились в Нижний-Новгород, где снова обсуждали всякого рода вопросы своей незаконной иерархии в излюбленном для подобных собраний домике на Нижнем Базаре. В Москве в недавнее время открыто несколько новых старообрядческих моленных домов и ремонтировано несколько старых без надлежащего разрешения. Прежде всего была отремонтирована известная „Апухтинская“ моленная за Покровским монастырём, и сюда из города Вольска был переведён поп Димитрий Сорокин, величающий себя „протоиереем“ и, в доказательство такого своего самочинного звания, носящий особый крест (на подобие наперстного) и надевающий во время служения нечто среднее между скуфьёй и камилавкой. Такие прерогативы лже-попа Сорокина, каких никто из Московских попов не имеет, возбудили конечно, в московских лже-попах зависть по отношению к Вольскому выходцу, которая повлекла за собой и слухи о том, что камилавкой и крестом Димитрия Сорокина будто бы никто не награждал, а будто бы камилавку ему попадья из плисовых штанов скроила, а крест поп Димитрий сам приобрёл у какого-то архивариуса. На самом-же деле, история получения Димитрием Сорокиным креста и камилавки такова: лже-поп Димитрий некогда служил при старообрядческой моленной в городе Верее, Московской губернии, и повенчал там как-то – не то по неведению, не-то за мзду приличную, родных брата и сестру. Возмущённый этим покойный лже-архиепископ московский Савватий подверг попа Димитрия запрещению и лишил места. Но у Димитрия нашёлся горячий заступник в лице родного дяди Прокопия, занимающего и до сих пор место попа на Рогожском кладбище. Прокопий находился в приятельских отношениях с лже-архиереем Саратовским Паисием, которого и упросил дать отрешённому Димитрию местечко в его епархии, в городе Вольске, обещая, что „сей доблестный поп“ незадумавшийся обвенчать родных брата и сестру, наверное сумеет быть полезным в чём-нибудь Паисию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стало известным и другое крайне неблагоприятное православию движение среди егорьевских раскольников: у них возникла мысль учредить в г. Егорьевске раскольничью архиерейскую кафедру, чтобы объединить в одно целое весь гуслицкий район, с его сплошным шестидесятитысячным раскольничьим населением. Отсюда, по мысли раскольников, будут исходить все распоряжения к усилению раскола всего округа: об открытии задуманных школ, молелен, о командировании для бесед с православными своих начетчиков и проч. Исполнись эта раскольничья мечта, и тогда раскол в нашем крае возвратит себе утраченную силу и влияние на православную среду, снова и надолго восторжествует невежественный фанатизм по отношению к православной Церкви. Учреждение архиерейской кафедры сделалось очередным, злободневным вопросом у местных раскольников: начались усиленные хлопоты к осуществлению задуманных планов. Нечего и говорить, какое значение имеют указанные раскольничьи предприятия... Конечно, добиться открытия своих самостоятельных школ на легальных основаниях для них невозможно, но кто может поручиться за то, что своды роскошной егорьевской молельни не огласятся старообрядческой архиерейской службой, и мы не увидим лже-владыку егорьевского и гуслицкого? Как известно, раскольникам запрещены всякие съезды, на что министерство не мало обращало внимание губернаторов. Однако в Нижнем состоялся непростой, а всероссийский съезд раскольников, о тароватых постановлениях его у нас сообщалось в октябрьской книжке. А нынче нам сообщают, что 1 сентября состоялся в станице Нагайской, Донской Области, благочиннический съезд духовенства раскольничьей австрийской секты. Всего собралось 10 благочинных, под председательством Михаила Картушина, двоюродного брата московского лже-владыки. Предметом совещаний съезда был вопрос об избрании одного из двух кандидатов на Донскую лже-епископскую кафедру (вместо уволенного за штат совсем немощного Силуана). Кандидаты были указаны ранее собором раскольнических епископов: известный лже-священник Сыткин и никому неизвестный вдовый лжесвященник х. Любимовки (близ Калача) N. Кандидатура последнего вызвала только смех в собравшихся „благочинных“, а посему они постановили „просить“ Сыткина. После рассматривался вопрос о лже-священнике Чертихине, который более известен под фамилией „Чертуха“. Сей муж за некие преступления, подвергся сначала немилости, а затем и запрещению Иоанна Картушина. Оставшись, благодаря запрещению, не у дел, раздосадованный Чертуха спешит к противоокружнику лже-епископу Иову, в том рассуждении, что всё-де равно, – пестра овца, сера овца, – а дух один: всё от Амвросия. Иов с радостью принимает, даёт разрешение от запрещения, и Чертуха теперь является сильным врагом Окружного. Вот его-то и хотел было „собор благочиннический возвратить от заблуждения“. Но все усилия их оказались тщетными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Поездка» целиком клонится к апологии «австрийщины» и направлена, затем, на «уловление» «часовенных». Автор «поездки» рассчитывает загнать беглопоповщину в австрийское болото, действуя с двух сторон: с одной стороны, пугая беглопоповцев указанием на то, что они часто принимали за попов «всяких проходимцев», с другой – выставляя преимущественное достоинство греческой церкви (откуда бежал митрополит Амвросий) перед Русской (откуда появляются беглые попы). Беглопоповцы хутора близ Браилова, сообщает автор, «принимали по году, по два, различных беглых попов, которые или сами от них уходили, или оказывались обманщиками, и они их прогоняли», а сарыкойские старообрядцы «постоянно принимают всякого проходимца из России за попа своего, как и был принят в 1897 г. запрещённый российский беглый поп из единоверческой церкви г. Новозыбкова, Черниговской губернии, который перекрестил и перевенчал многие сотни душ и потом, выданный румынским правительством русскому, оказался преступником и не бывшим никем исправленным“ 138 . Читая порицательный отзыв австрийского автора на счёт сарыкойцев, которые принимают «всякого проходимца из России за попа», беглопоповцы вправе возразить автору: а среди австрийской лже-иерархии, разве мало было проходимцев даже в епископских санах: лже-епископ Софроний (Степан Жиров, москов. мещанин, занимавшийся раньше извозом беглых попов) заподозривается самим иноком Павлом «в святотатстве и убивстве». 139 . Лже-епископ Спиридоний, «живя на покаянии в Мануиловском монастыре, дерзал воздвизать благословящую руку, вразуме, яко ещё не извержен... и на Пахомия возлагал руки, позволяя ему в России поповать (который по убежании из-под ареста, как слышно, коль скоро перебежал на тот бок, абие и священнодействовал в Хотине мало, более же в Грубне и далее). Сей же Спиридоний, входя в корчмы, пьянствовал, не щадя и мантии своей, за вино корчмарю полагал и безсрамно воздвизал руки на благословение, а некоторым обещал, что за тем только дело стало, яко нет Чиновника, а то бы в Россию попами рукоположил» ... 140 и др. под. Правда, Софроний за его прежнее поведение не похваляется и Спиридоний ещё до своих бесчинств был лишён лже-епископства. Но важно то, с какой нравственной подготовкой в австрийщине сподобляются «епископского» сана и насколько развито в ней сознание церковного правопорядка: изверженный лже-епископ рукополагает лже-попа и последний совершает «священнодействия». Об австрийских проходимцах в «священническом» сане и говорить уж нечего... „Пахомий 141 и Игнатий сработали подложные печати от митрополита и архимандрита и поповали и сбирали, шляясь по России” 142 . «Шлялись по России, поповали и собирали деньги со старообрядцев, не имея посвящения Иван и Мартин, выходцы из Белокриницкого монастыря» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Года три тому назад из-за неприязни к одному из своих «батюшек», предающихся изрядной выпивке и другим «непотребствам», они разделились сначала на две партии, а затем на два толка: недовольная «батюшкой» партия выписала себе противоокружнического лже-попа, некоего Петра Потемкина, который энергично взялся отбивать прихожан у окружнических лже-попов и имеет успех, так как окружнические лже-попы не имеют большего влияния на своих прихожан. Поэтому известный ныне Иустин Картушин, переименованный собором раскольничьих лже-архиереев сначала во Иоанна, епископа Донского и Екатеринославского, а затем во «архиепископа Московского и всея России», прежде всего поспешил в Городище, где оставался более недели, совершая торжественные богослужения и поучая народ оставаться верным своим предкам, на беседы с православным миссионером не ходить, с Потемкиным не разговаривать и проч., и проч. Прошло месяца четыре после того, как Иоанн оставил Городище, и вдруг, совершенно неожиданно, сюда приезжает 17 января известный защитник раскола Климент Анфиногентович Перетрухин, в качестве «всероссийского старообрядческого миссионера» – для примирения окружников с противоокружниками. В этот же день в квартиру Перетрухина собрались все видные представители местного раскола, начиная со старшины, старосты и лже-попов. Перетрухин объявил им о цели своего приезда и «распорядился вытребовать на 18 января для публичной беседы Потемкина. Чтобы придать своей особе больше популярности, Перетрухин забавлял своих гостей рассказами о том, как он беседовал с одним профессором и «загонял» его, за что студенты академии качали его, Перетрухина, на руках и спрашивали: «в какой академии он кончил курс наук»? На другой день по приезде Перетрухина, местный священник – миссионер Сергий Шалкинский, – случайно узнавший о приезде знаменитого автора «Меча духовного», попросил полицейского урядника пригласить его на публичную беседу. Прошло около трех часов, а ответа нет. Священник вынужден был лично пойти к Перетрухину, остановившемуся на квартире у одного лже-попа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10) При возгласе: «Приимите, идите»... и затем: «Пийте от нея вси».., лже-иерей, показывая на дискос и потир, держит руку двоеперстно, равно и лже-диакон во всех случаях держит руку с орарем в таком же виде. 11) На возгласе: «Твоя от твоих»... лже-священник не поднимает сосуда с дискосом, а только показывает на них, певцы же поют: «Поем тя, благословим тя, благодарим тя, Господи, и молим ти ся, Боже наш». 12) На возглас: «В первых помяни, Господи, господина нашего епископа X, егоже»... певцы ничего не поют. 13) При возгласе: «Святая святым» лже-священник чтобы избежать православного сложения трёх перстов, взимает агнец теми тремя перстами обеих рук, какие у них слагаются на молитву, т. е. великий и 2 последних. Неловко это, страшно неудобно, первые 2 перста обеих рук торчат, точно рога, но что же поделаете! Здесь в этом случае, яснее всего, кажется, изобличается лже-мудрование наших раскольников насчёт излюбленного ими двоеперстия, его якобы древности. Кажется, ясно сказано в их служебнике времён патриарха Иосифа: «иерей, приемля св. хлеб обеих рук тремя персты, и возглашает: «Святая святым». И творит крест над св. дискосом, св. агнцем»; но старообрядцы и тут видят своё двоеперстие, несмотря на явное себе противоречие. Сделайте по православному, возьмите св. агнец, согласно требованиям патриаршего служебника, тремя персты обеих рук, у вас именно так и выйдет, что 3 перста только и будут участвовать в деле, а у мнимых старообрядцев участвуют все 10 пальцев. У нас, православных, последние 2 перста пригнуты к ладони, их как бы нет, они не видны в участии поднятия предмета, а у раскольников первые два вытянуты, торчат или тоже прикасаются к предмету. 14) Мирянам преподаётся тело и кровь по три лжицы каждому, не исключая и младенцев 205 . 15) При причащении лже-священник говорит: «честное и пречестное тело и кровь Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа преподаётся рабу Божию (такому-то), от престола Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, в храме (примерно) иже во святых отца нашего Николы Архиепископа Мирликийского чудотворца, на память (примерно) иже во святых отца нашего Сергия Радонежского чудотворца, во оставление грехов и в жизнь вечную». И это каждому; и на каждое причащение поётся: «Тело Христово приимите»...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Насколько ненавидят хлысты православное духовенство, настолько, если не более, благоговеют перед своими духовными руководителями – «живыми богами», как они их именуют. Персонал живых богов в Поволжской хлыстовщине представляют из себя следующие чины: саваоф – крестьянин, старик около 60 лет, жена его считается за лже-богородицу, три сына слывут в секте за евангелистов. Его – хутор, ради пребывания в нём лже-саваофа, у хлыстов называется «обетованной землёй». Лжехриста изображает крестьянин, – здоровый мужчина около 40 лет, живёт он хотя далеко от саваофа (около 300 верст), но не редко бывает на общих собраниях «в обетованной земле», и к себе принимает высшую хлыстовскую власть, т. е. саваофа; местожительство его хлысты прозвали «Иерусалимом», куда, как и в «обетованную землю», ходят на поклонение. Есть у них и Иоанн Богослов – молодой красивый крестьянин, а один крестьянин называется Иаковом, братом Господним 150 . Нужно заметить, что лжехристос поволжский в прошлом 1898 году, будучи привлечён к ответственности за хлыстовскую пропаганду, публично отрёкся под присягою от принадлежности к этой ереси, после же не преминул истолковать последователям своим факт отречения в пользу хлыстов-же; он им говорил: «вот как я распинался за пас, моих братьев, искупил вас и себя дорогой ценой; теперь ко мне никто из врагов уж не касается, потому что я настоящий христианин православный, а отрекался я от хлыстовщины. Знаете, братцы, кто суть настоящие хлысты? это «пьяницы куреи» (табачники), они-то и есть хлысты, когда в пьяном виде идут, да об стены хлещутся, и языком хлещут, ругаясь как попало; от них нужно отрекаться и проклинать их. Враги наши в большом заблуждении, называя нас хлыстами, тогда как нас следовало бы звать христами». Помимо указанных лже-богов и лже-апостолов, есть ещё лже-пророки и лже-пророчицы, равноапостольные Марии и мученицы Парасковеи, ангелы (девки молодые). Всех их трудно и перечесть. Рядовые хлысты в божество и пророчество своих верховодов веруют слепо, безотчётно, гипнотически.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010