Н. Бульчук: -  Хочу обратить внимание, что был один важный факт, о котором я прочел, и было очень отрадно, хотя СМИ потом перетранслировали, а некоторые и по-своему извратили. Так вот этим очень значимым фактом, который, я думаю, многих удивил, было обращение бывшего митрополита Филарета Денисенко, ныне Патриарха Киевского патриархата с письмом к Собору, в котором он призывал к примирению или к восстановлению евхаристического и прочего общения между церквами Киевского и Московского Патриархата Украинской Православной Церкви. Что вообще это было? Провокация - о чем пишут СМИ нецерковные, что это был план, который не удался, и Москва его провалила. А также потом выступил сам Патриарх Филарет (лже-патриарх) с критикой священноначалия. Да и последовавшая затем информация, что якобы даже наша делегация в целях этого евхаристического общения допустила чуть ли не совместное причащение клириков той и другой церкви где-то здесь в Подмосковье. Чем явилось это событие? о. Владислав: - Для участников Собора и для присутствовавших на нём это было большой неожиданностью, определённо. Конечно, члены Собора не совсем доверчивые люди, чтобы принять всё за чистую монету. Но предположение, что может быть отчасти ввиду маститого возраста митрополита Филарета и в самом деле появилось покаянное настроение, было высказано. В то же время было понятно, что речь идет не только о личных мотивах и побуждениях. Это определенная церковная позиция. С его стороны была проявлена и известная гибкость. Насколько я знаю, условием, чтобы это обращение было доведено до сведения Патриарха и Собора, было, чтобы в нём не стояло подписи " патриарх " . И в самом деле, письмо подписано без указания сана Филарета. Конечно, Православная Церковь его в свое время и анафематствовала. А такой человек, очевидно, не может быть монахом. Поэтому он в этом смысле с официальной точки зрения уже не Филарет, а человек со своим первобытным именем. Но как бы то ни было уже то, что он не подписался Патриархом Филаретом, давало повод для надежд или иллюзий. Позднейшее его заявление и все сообщения для прессы, сделанные членами его группировки, скорее настраивали на скептический лад. Но все же Собор образовал комиссию, которая может вступить в переговоры с этой группировкой. То есть вопрос, как я понимаю, не закрыт. Хотя то, что мы слышали из Киева - тот энтузиазм, что появился у некоторых, когда впервые услышали об этом обращении, поубавился.

http://radonezh.ru/analytics/itogi-arkhi...

То есть письмо Филарета - это некий троянский конь. За фальшиво примиренческой фразеологией сквозит желание получить переговорную площадку и добиться легитимации так называемого епископата и духовенства «Киевского патриархата». Причем речь, наверное, пойдёт не только о тех людях, которые в своё время покинули Русскую Православную Церковь в начале 90-х годов (там речь, собственно, идёт практически об одном персонаже - самом Филарете Денисенко). Но также, очевидно, будет поставлен вопрос о легитимации всех, кого он рукоположил за минувшие 25 лет. Опасной, может быть, самой опасной является фраза Филарета о том, что он просит восстановить евхаристическое общение с РПЦ. Если подобного рода решение последует от руководства РПЦ, если будет совместное причащение, если будет совместное служение, то это будет означать полное признание каноничности так называемого «Киевского патриархата». И главный аргумент о том, что эта организация является раскольнической и безблагодатной (то есть - не является Церковью), будет потерян. И откроются все возможности для того, чтобы люди переходили туда или объединялись с этой структурой без боязни потерять само христианское имя и канонический статус. Пока, конечно, достаточно далеко до возможного признания «Киевского патриархата». Я думаю, что в обозримом будущем его не будет, но сам факт начала переговоров без реальных уступок с киевской стороны при наличии лишь вежливой фразы о том, что Филарет просит прощения - это далеко не победа нашей церковной дипломатии. И второй момент, который касается изменений в Уставе Русской Православной Церкви, касающихся легитимной Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Она будет иметь собственный церковный суд, где будут приниматься решения по делам представителей духовенства УПЦ, нарушивших церковные законы. То есть получается, что даже и возможное дело лже-патриарха Филарета теперь может рассматриваться там? Очень интересный вопрос. Может быть любопытный поворот событий. Правда, Филарет Денисенко был поставлен на свой пост, как епископ унитарной, скажем так, Русской Православной Церкви, поэтому могут быть споры относительного того, насколько киевский церковный суд может снять отлучение с Филарета. Но, по крайней мере, такая возможность действительно существует.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/2/arh...

И все же, благодаря содействию правоохранительных органов, молодчиков из «Руха», бесчинствовавших во время патриаршего богослужения, удалось унять. Литургия в Софии Киевской состоялась. Интересно, что наиболее резко в адрес автокефалистов по окончании богослужения тогда высказывался митрополит Филарет (Денисенко), который несколько раз в своей речи назвал раскольников «силами ада», а их действия «кознями диавольскими». Предстоятель Украинской Церкви заявлял: «Мы обращаемся к нашим отколовшимся в самочинную автокефалию братьям: «Придите к нам! Возвратитесь ко Христу!» Пройдет всего полтора года, и бывший митрополит Киевский сам станет у руля автокефалистского раскола, а чуть позже увенчается белым куколем раскольничьего «патриарха». Тогда же он не скупился на эпитеты, порицая «руховских» деятелей, скандировавших возле гостиницы, где остановился Святейший Патриарх Алексий, экстремистские лозунги типа: «Вон московского попа» и «Москали вон из Киева». Интересно, что незадолго до описанных событий, 19 октября, в столицу Украины прибыл другой «патриарх» Мстислав Скрипник с.27]. Несмотря на более чем девяностолетний возраст он развил весьма энергичную деятельность с целью попытаться наладить свой контроль над неожиданно свалившимся на него «Киевским патриархатом». Вполне возможно, что именно в связи с его приездом лидеры «Руха» не без контакта с автокефалистами и устроили «первое софийское побоище» (вторым впоследствии назовут драку с ОМОНом, случившуюся при похоронах лже-патриарха Володимира Романюка в июле 1995 года). Вскоре после дарования Украинской Православной Церкви независимости в управлении Патриарх Алексий II направил в адрес украинского правительства официальное письмо, в котором объявлял об отказе Русской Православной Церкви от прав на собственность и имущество, до сих пор ей принадлежавшие на территории Украины, равно как и экспроприированные ранее у нее коммунистическим режимом. Правопреемницей Русской Церкви на Украине объявлялась Украинская Православная Церковь

http://sedmitza.ru/lib/text/440067/

Когда «вор Гришка Отрепьев» стал царём Димитрием, пока ещё без приставки «лже» – Романова выпустили на волю. К тому времени Филарет стал иеромонахом и метил в архиереи. Борода его поседела. Самозванец старался приветить врагов Бориса Годунова – и Филарет быстро стал митрополитом Ростовским. Трудно сказать, как отреагировали на это настоящие священники вверенной ему епархии. Но Филарет переменился, постепенно он превратился в настоящего служителя Церкви. Стал смиреннее и мудрее, да и на богословское самообразование не жалел времени. Лжедмитрий I Во дни наступления «Тушинского вора», Лжедмитрия Второго, Ростов самозванцу не покорился. Позиция митрополита Филарета была твёрдой. Город предали огню, разграбили, не пощадив даже храмов, а митрополита захватили в плен. Самозванец принял его с почтением, они обменялись подарками. Тушинцы объявили Филарета патриархом Московским. Он должен был рассылать по Руси грамоты, склоняя паству на сторону Лжедмитрия. В этой ситуации Филарет держался дипломатично, осторожно. Вслед за ним в Тушино перебрались некоторые его родственники и союзники. Царя Василия Шуйского Филарет презирал, но и Тушинского вора не считал государем, хотя само присутствие «патриарха Филарета» в Тушине создавало видимость законной власти Лжедмитрия. Патриарх Гермоген – непреклонный противник самозванца – не серчал на Филарета за невольное присвоения патриаршьего достоинства. В своей грамоте патриарх Гермоген писал, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею». Доброта святого патриарха помогла Филарету сохранить доброе имя после краха Лжедмитрия… Ему предстояла сложная дипломатическая миссия: митрополит Филарет возглавил большое посольство в Польшу, к королю Сигизмунду. Там он откажется признать сдачу Смоленска – и попадёт под стражу. Девять лет митрополит провёл в плену – правда содержали его, главным образом, в комфортных условиях. Интересов Руси он полякам не продал. Вот вам парадокс: Михаила Романова избрали царём из уважения к отцу, а сам Филарет ещё долго оставался в польском плену… По тем временам, он был уже глубоким стариком – пережил по возрасту и Ивана Грозного, и Годунова, и, наверное, в Москве немногие верили в возвращение Филарета. Казалось, вот-вот он отдаст Богу душу. Но здоровье у Филарета было отменное. Он так и останется в истории главным долгожителем из Романовых: несмотря на успехи медицины в 19 веке,  ни один царь этой династии не дотянет до 75 лет. А Филарет жил не менее 79-ти, а скорее всего – больше 80-ти. За тысячелетнюю история нашей страны ни один правитель (не считая отставников) не дожил даже до 76-ти!

http://pravmir.ru/patriarx-filaret-poves...

Самым естественным способом восстановить искомые мир, единство и согласие, о которых говорится в обращении президента Петра Порошенко, было бы возвращение раскольников в каноническую Церковь Украины. Власти, очевидно, надеются, что в случае предоставления автокефалии УПЦ МП в её состав вольются раскольнические группировки «филаретовцев» и «самосвятов», и церковное разделение прекратится. Но каким образом они вольются? В виде лже-патриархов, лже-митрополитов и лже-епископов, которые из своего непризнанного статуса вдруг стали бы законными архиереями, претендующими на управленческие места в канонической Церкви? Понятно, что такие лица, не принесшие покаяния за свою деятельность, будут и далее разрушать искомые мир, единство и согласие уже внутри пусть и автокефальной Церкви Украины, превращая ее в арену междоусобной борьбы. Так что гораздо естественнее сначала отказаться от государственной поддержки раскольнических групп и способствовать прекращению церковной смуты прежде, чем поднимать вопрос об автокефалии. В противном случае на Украине станет больше ещё на одну «автокефальную» церковь. Есть и другая сторона медали. Политики, ратующие за законную автокефалию и превозносящие независимость в церковной сфере, не стремятся ли на деле превратить Церковь в служанку к своей выгоде? Говорится лишь о церковной независимости от Москвы (в настоящее время зависимость и так фактически номинальная), а что насчёт независимости от украинских госструктур и местных политических партий? Не превратится ли автокефальная Церковь Украины в рабыню национального правительства? Определённо искомая автокефалия обернётся на деле полной зависимостью от государственной власти. И какова церковная польза от такой «самостоятельности»? Если же выйти за рамки «украинского вопроса» и посмотреть на поднятую проблему в общецерковном контексте, то слова Константинопольского патриарха Варфоломея порождают недоумения. Действительно, что может случиться, когда Константинопольский патриарх начнёт перетолковывать решения своих предшественников? Болгарам и сербам автокефалия то предоставлялась, то отнималась, определяющими были в обоих случаях политические обстоятельства. В 1992-2012 гг. в Болгарии случился церковный раскол на почве недоверия к иерархам, посвящённым при коммунистическом правительстве. Государственная власть активно поддержала раскольников во главе с митрополитом Пименом (Эневым). С 1967 г. продолжается раскол отделившихся от Сербской Церкви македонцев, набравший силу при участии светской власти. У Вселенского патриарха, при желании, есть немало поводов вмешаться в церковные дела Болгарии или Сербии на правах «старшего брата». Если патриарх Варфоломей считает, что территория бывшей Киевской митрополии до сих пор находится в его юрисдикции, то речь может идти не только о современной Украине, но и о Белоруссии, и о Литве. Выходит, что патриарх по своему усмотрению и для митрополий этих стран в состоянии выписывать какие-нибудь «томосы»...

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/01/mo...

В-третьих, всем известно, что раскольничье сообщество, ныне легализованное Патриархом Варфоломеем, представляет собой конгломерат из двух групп, ни одна из которых не имела канонической иерархии на момент признания Константинополем. Одну группу — так называемый «Киевский патриархат» — возглавляет человек, чье отлучение от Церкви было признано всеми Поместными Церквами, включая Константинопольскую. Другая группа восходит к запрещенному в служении епископу Русской Церкви и лицу, никогда не имевшему не только епископского, но даже священнического рукоположения. В народе таких людей называют «самосвятами». Признание этой лже-иерархии совершилось без должного исследования ее происхождения и даже без формального перерукоположения, одним волевым актом Патриарха Варфоломея. В-четвертых, даже после получения «томоса» раскольничье сообщество продолжает демонстрировать полный канонический беспредел, попрание всех церковных правил. У этого сообщества, именующего себя «Православной церковью Украины», два главы с почти одинаковым титулом. Один именуется «митрополитом Киевским и всея Украины», другой — «патриархом Киевским и всея Руси-Украины». Первый существует для внешнего употребления, второй — для внутреннего. Именно второй, а не первый, управляет «Киевской митрополией». Вот его недавнее заявление: «ПЦУ официально признана Вселенским патриархом. Но в Украине существует Киевский патриархат. Потому что мы не удовлетворены статусом митрополии. Мы более 25 лет существуем как патриархат. И народ избирал патриархов. Я — третий патриарх. А до меня был патриарх Владимир, патриарх Мстислав. Патриархи были! И поэтому для Украины мы патриархат. А для внешнего мира, то есть для православного мира, мы — Киевская митрополия». Может ли такую двуглавую гидру признать хотя бы одна Поместная Православная Церковь? В-пятых, раскол демонстрирует полную духовную и каноническую несостоятельность. Позиции «томоса» подвергаются двусмысленной интерпретации и не выполняются. Так например, в «томосе» оговорено, что «Православная церковь Украины» не может включать в себя приходы за пределами Украины. Однако, с точки зрения лже-патриарха Филарета Денисенко, эти приходы могут не выходить из так называемого «Киевского патриархата»: «Мы их заставить не можем, но и не можем отвергнуть. Поскольку они не хотят от нас отойти, мы считаем их своими». У двуглавой гидры не может не быть и двойной бухгалтерии. Для внутреннего потребителя остается «Киевский патриархат» с сетью зарубежных «приходов», а для внешнего — «Киевская митрополия» без таковых.

http://patriarchia.ru/db/text/5433109.ht...

— Каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы признания ПЦУ каноническими Православными Церквами? — Я очень надеюсь, что такого признания не будет. Признание раскольнической организации в Поместных Православных Церквах неминуемо подорвало бы единство Православия. Думаю, что в Поместных Церквах это очень хорошо понимают. Наши оппоненты и сторонники ПЦУ на Украине и за её пределами рассчитывают на рычаги политического и административного давления, они готовы применять насилие – и открыто это демонстрируют. Мы же, по слову апостола,  для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных  (1 Тим. 4.10). Позиция Константинопольского Патриархата внутренне противоречива, и потому нежизненна. Несложно посмотреть старые фотографии и сравнить интронизацию митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в 2013 году с нынешней лже-интронизацией Епифания Думенко. И там, и там от лица Константинополя поздравлял митрополит Галльский Эммануил. Но это – единственное сходство двух событий. На интронизации Блаженнейшего Онуфрия были делегации всех Поместных Православных Церквей. На мероприятии 3 февраля никого, кроме константинопольских делегатов, не было. — Но ведь б о льшая часть иерархии ПЦУ происходит от Филарета, бывшего митрополита Киевского? Это как-то облегчает её признание? — Когда Филарет приступил к «рукоположениям» в расколе, он уже был осуждён Русской Православной Церковью и лишился права преподавать благодать другим, по известному правилу Василия Великого: «Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа» (Вас. Вел. 1). Но значительная часть раскольнической лже-иерархии ведёт свои хиротонии от людей, вовсе никогда не имевших епископского сана. К сожалению, все они были признаны и приняты в общение Константинопольским Патриархатом без должного изучения истории их «хиротоний» и нравственного облика. Это решение породило массу немыслимых по своей абсурдности церковно-правовых коллизий. В качестве «бывшего митрополита Львовского» «восстановлен» Макарий Малетич – бывший протоиерей канонической Украинской Православной Церкви, никогда не имевший ни сана митрополита, ни титула «Львовского», ни хотя бы формального преемства епископской хиротонии. На территории других Поместных Церквей, в том числе и в России, неожиданно возникли «епархиальные архиереи» и клирики Константинопольского Патриархата – бывшие иерархи и клирики украинского раскола.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Однако, он заметил при этом, что довести Володимира до инфаркта со смертельным исходом вполне могли и преднамеренно Так что же произошло на самом деле: убийство или сердечный приступ? Ответа на этот вопрос до сих пор никто и не дал. Возможно потому, что в ходе выборов преемника почившего им стал Филарет (Денисенко), которому смерть Романюка была более, чем выгодна. И все же имеется ряд фактов, способных хоть в какой-то мере пролить свет на обстоятельства кончины лже-патриарха Володимира. В украинской печати неоднократно сообщалось о финансовых махинациях в контролируемом Филаретом банке УПЦ КП, о партийных суммах, переведенных накануне развала СССР Кравчуком на счета своего давнего друга Филарета, о присвоенных последним средствах Украинской Православной Церкви, с которыми он перебежал в автокефалистский раскол 3; 5]. О криминальном характере финансовой деятельности раскольников свидетельствуют самоубийство кассира Владимирского собора, и обращение в киевское Управление по борьбе с организованной преступностью МВД Украины (УБОП) главного бухгалтера УПЦ КП протоиерея Александра Кислашко с просьбой разобраться в аферах Филарета 5; 175]. «Патриарх» Володимир еще с февраля 1994 г. выразил свое согласие на сотрудничество УБОП с «Миссией Возрождения Христианства» при УПЦ КП с целью оградить свою конфессию от посягательств преступного мира Вероятно, это с самого начала было утопией, так как провести грань между криминальной средой и возглавляемыми Филаретом структурами УПЦ КП стало уже практически невозможно. «Киевский Патриархат» давно превратился в весьма темную политическую силу, внутри которой коррумпированные деятели сумели оттеснить в сторону идейных национал-радикалов. Известно, что Романюк незадолго до смерти собирался осуществить комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности «Киевской епархии» «Киевского патриархата», которую возглавлял тогда «блаженнейший митрополит» Филарет При этом он обращался за содействием в Управление Внутренних дел г.Киева. Володимира особенно интересовала судьба огромных денежных средств Украинской Православной Церкви, исчезнувших в кармане Филарета.

http://sedmitza.ru/lib/text/440085/

Митрополит Навпактский: Это само собой разумеется. Журналист: Нет, это само собой не разумеется. Митрополит. Иерофей: Разумеется, разумеется». • Поскольку я участвовал в заседании ПСС во время его прошлой сессии, то я со всей ответственностью подтверждаю, что действительно члены ПСС выразили свое согласие с тем, что Вселенский Патриарх имеет каноническое право даровать новую автокефалию, при соблюдении всех канонических условий. При этом я, будучи наименьшим из архиереев, подчеркнул, что автокефалия может быть дарована Вселенским Патриархом только тем епархиям, которые находятся в его канонической юрисдикции, или, в противном случае, по запросу заинтересованной Поместной Церкви, если таковая подала прошение через Материнскую Церковь, которой она принадлежит, согласно установленной церковной процедуре. При этом, Блаженнейший Председатель Архиепископ Афинский и всея Эллады и другие члены ПСС – собратья архиереи – отметили, что им известно об особенностях, а также о больших и трудноразрешимых проблемах украинской «автокефалии». Её не признает ни одна из Православных Поместных Церквей, но все признают и принимают каноническую Церковь под омофором Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины г-на Онуфрия. Вселенский Патриарх совершенно безосновательно охарактеризовал канонического митрополита Киевского и всея Украины г-на Онуфрия как «неканонического» Предстоятеля. То же самое касается произвольного, без соблюдения необходимых условий (публичного покаяния и отречения от раскола) оправдания и восстановления в архиерейском достоинстве извергнутых из сана и преданных анафеме раскольников, нерукоположенных «клириков» и самосвятов, к которым относится и г-н Епифаний, не имеющий апостольского рукоположения, поскольку его «хиротонисал» отлученный от Церкви и анафематствованный раскольник, лже-патриарх так называемого «Киевского Патриархата» Филарет. По этой причине стало двусмысленным и получило двойную трактовку решение минувшего ПСС, которым он признает «каноническое право Вселенской Патриархии даровать автокефалию» (какую автокефалию: для каждого, прибегающего с прошением, или украинскую?).

http://pravoslavie.ru/124699.html

25-27 октября года в московском Свято-Даниловом монастыре собрался Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В числе вопросов, предложенных на рассмотрение иерархов, главным в повестке дня значился вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении. В итоге обсуждения проблемы нового статуса УПЦ Собором было определено следующее: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви» Следует отметить, что Поместный Собор Русской Церкви, который должен окончательно утвердить решение епископата о независимости УПЦ пока еще не собирался. Уже 28 октября 1990 года, на следующий день после состоявшегося Собора Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Киев для того, чтобы торжественно объявить о независимости Украинской Церкви, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного. В день приезда Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Софийском соборе Киева Древнейшая кафедра Предстоятелей Русской Церкви Софийский собор в годы советской власти была обращена в музей-заповедник. Ранее власти уже предоставляли храм в распоряжение раскольников, совершивших в нем свое «богослужение» после лже-собора УАПЦ в июне 1990 года. Понимая, что передача собора в руки какой-либо одной конфесии чревата новыми конфликтами на религиозной почве, правительство Украины распорядилось сохранить за Софийским храмом музейный статус. Решено было предоставлять его лишь на время для праздничных богослужений как канонической Украинской Православной Церкви, так и раскольникам. Последнее обстоятельство не могло не опечалить православных. Тем не менее, для Патриаршей службы Свято-Софийский храм был 28 октября открыт. Перед началом литургии Первосвятитель даровал митрополиту Филарету грамоту о независимости Украинской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440067/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010