25 июня прибыли в Киев «иерархи». Среди них, однако, не оказалось Василия, «епископа» Тернопольского, и Петра (Петруся), «епископа» Львовского, который был известен своей неприязнью к Филарету. «Владыка» Петро сказался больным вероятно, на всякий случай, предчувствуя, чем оборачивается дело, и желая остаться в стороне от творцов новой аферы. Показательно прямое и неприкрытое вмешательство политиков: на это же собрание явились все те же депутаты, уже имевшие дело с Антонием (Масендичем), а также Виктор Бурлаков из «Руха» (ныне генерал Службы безопасности Украины) Антоний проинформировал «епископов» о цели их собрания. После этого Андрей Ивано-Франковский тут же заявил, что на сделку с Филаретом идти отказывается. На него набросились с угрозами и бранью депутат-католичка Лариса Скорик и «викарный епископ» Володимир Романюк, обозвавшие Абрамчука «агентом Москвы» и «предателем» (среди украинских политиков это обычные ярлыки для всех с чем-либо несогласных). Тем не менее, не взирая на угрозы, трое «епископов»: Андрей Абрамчук, Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) покинули собрание раскольничьего «епископата», отказавшись от участия в затее объединения с Филаретом. Позже, однако, Андрей все же вошел в состав УПЦ КП, а Антоний (Фиалко) и Николай (Грох) принесли покаяние и стали каноническими епископами в УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром: епископ Антоний ныне возглавляет Хмельницкую кафедру, а владыка Николай управляет Ивано-Франковской епархией c. 110-111]. На собрании Львовскую епархию УАПЦ представлял протоиерей Володимир Ярема, пионер раскола (будущий лже-патриарх УАПЦ Димитрий). По словам Антония, он на этом собрании скандалил с депутатом-экстремистом Червонием, но, тем не менее, не покинул сборища Как говорит бывший «митрополит Сичеславский», «если бы не давление депутатов, а они тогда еще были в авторитете, ни я, ни епископы ни на какое объединение с Филаретом не пошли бы» Заявление, надо отметить, странное для тех, кто именует себя «епископами»: что же это за «архипастыри», если так их легко запугать и заставить делать то, чего желают нечистоплотные политики? На следующий день было совершено торжественное «богослужение» по случаю долгожданного «воссоединения» расстриги с раскольниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

2) Но патриарх Филарет в «Соборном изложении» имел в виду, главным образом, латин. И старообрядцы, опирающиеся на этом постановлении, также утверждают именно эту мысль; они почти и не настаивают на требовании о перекрещивании всех еретиков, даже заявляют иногда, якобы в «Соборном изложении» этого и не говорится, но требуют перекрещивания латин, и за неисполнение этого обвиняют православную церковь , замечая, что «уставление ея с латины сослагательно» 580 . Посему является частный вопрос: требование перекрещивать латин, каковое мы находим в «Соборном изложении» п. Филарета и нисколько ранее его у патр. Гермогена, по случаю выхода в замужество Марины за лже-Дмитрия, – было ли всегдашним требованием вселенской церкви, или то было местное установление известного времени, вызванное обстоятельствами церкви? Составители «Поморских ответов» отвечают, что «отложение в новопечатных книгах еже от римлян приходящих крестити есть новое предание», что «вси святии чудотворцы, древнероссийстии архиереи, святейшии патриархи московскии со вселенскими патриархи и сами святейшии вселенстии патриарси и вси грецы древле от латин приходящих крещаху» 581 . Но такое решительное заявление первых беспоповщинских писателей не оправдывается многими указаниями из истории церкви греческой, церквей славянских и церкви российской. Когда совершилось печальное отделение западной церкви от восточной, на самых первых порах встречаем одно свидетельство, что греки принимали латин чрез перекрещивание. Кардинал Гумберт, положивший клятвы на святейшего Михаила Керуллария, патриарха цареградского, обличает, между прочим, греков за то, что они, яко ариане вторицею крестят уже крещенных во имя св. Троицы, наипаче латин 582 . На основании каких правил, и по каким соображениям совершалось это перекрещивание, совершенно неизвестно, так как в греческой церкви не находим еще никаких посему вопросу постановлений; равным образом неизвестно и то, какие именно случаи перекрещивания имел в виду латинский кардинал. Не было ли то обличением несправедливым, создавшимся на основании слухов и предположений в разгаре ожесточенной борьбы, когда полемисты с той и другой стороны не стеснялись высказывать вины небывалые 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Благодарю Вас за доставление гранок из дневника А. В. Горского. Но мне хотелось бы прочитать и беседы 1869 г. с м. Иннокентием о ходе дел того времени в Синоде, дабы я мог сличить то время с нынешним. Любопытно также знать, что говорится в дневнике о покойных – митр. Арсении и В. Б. Бажанове. Нельзя ли удовлетворить моему любопытству? В Пб. на днях совершилось очень важное событие в Единоверческом мире: бегу яся известный апологет ра- —392— 1885 г. скола, священник Верховский. Думают, что он скрывается где-либо у раскольников и, вероятно, останется у них в чаянии лже-епископского сана. Петербургское Славянское Общество готовится к торжественному празднованию по случаю тысячелетия со дня кончины святителя Моравского Мефодия. Печатаются в Синодальной типографии служба и паннонское житие Святителя в великом множестве экземпляров. Сочинена также Микешиным 270 икона Первоучителей Славянских, для распространения по всем церквам российским. Посылаемую при сем брошюру об архипастырской деятельности великого Филарета на Тверской кафедре прошу принять с любовью». 8-го ч. получено было мной письмо из Москвы от земляка, уроженца Холуйской Слободы, иконописца Якова Ив. Ручкина; от 7-го числа Ручкин писал мне: «По предложению Московской Святейшего Синода конторы, я имел счастье изготовить в 1882–1883 г. две св. иконы для поднесения Их Императорским Величествам в день священнейшего коронования и миропомазания Их Величеств от членов Святейшего Правительствующего Синода. Непосредственно (т.е. независимо) от сего, вследствие Высочайшего соизволения о реставрации главного иконостаса Московского большого Успенского собора к тому же высокоторжественному дню, по избранию специальной для сего комиссии, я был допущен к реставрации всех древних икон 4-х верхних ярусов главного иконостаса Успенского собора, а затем и всей стенописи этого собора. Не решаюсь уверять Ваше Высокопреосвященство о высокохудожественном выполнении весьма нелегкой возложенной на меня реставрации древнего Всероссийского храма, но беру на себя смелость доложить Вам, Высокопреосвященнейший Владыко, что все работы по упомянутой реставрации я тщательно заботился воспроизвести без малейшего ущербы древне-православного стиля иконописи и не только не искал каких-либо материальных выгод, а даже весьма многие из иконописных работ, по ограничен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Включали они в себя почти всегда лишь по нескольку человек активистов «Руха» из числа выходцев из Галичины или представителей националистической интеллигенции. Многие и вовсе числились только на бумаге приверженцев УПЦ КП где-нибудь в Луганской области найти было трудно, а директиву из Киева местным властям выполнять приходилось. Увеличивал Филарет число своих приходов и методом захвата храмов у канонической УПЦ. Боевики Корчинского и Витовича, «казачки» Червония и прочий полууголовный-полунацистский элемент стали главной опорой Филарета, а «духовником» их числился лже-епископ Володимир Романюк, будущий «патриарх Киевский». По его и Филарета «благословению» началась настоящая вакханалия насилия. Личное участие в захватах соборов в Луцке, Ровно и многих других городах принимали все те же депутаты Поровский, Гудима, Червоний и прочие c.29]. В Луцке в ходе автокефалистских бесчинств в 1992 г. многие храмы оказались просто разграбленными. В Ровно Червоний при помощи своих «казачков» развязал настоящий террор против канонической православной епархии. В течение всего лета верующие с огромным трудом отбивали натиск автокефалистов, которым удалось захватить здание епархиального управления. Представители власти бездействовали, а раскольники и боевики штурмовали на их глазах кафедральный Воскресенский собор 61], который в итоге удалось отобрать у православных верующих. «Митрополит Переяславский и Сичеславский» Антоний (Масендич) также лично принимал участие в штурме многих храмов, принадлежавших УПЦ. Так, он, например, возглавлял кампанию по захвату православных храмов на Волыни. В августе 1992 года, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, Антоний (Масендич) вместе с несколькими «архиереями» УПЦ КП, сопровождаемый боевиками УНА-УНСО, прибывшими на военной технике (той самой, из немецкой гуманитарной помощи), нагрянул в недавно открытый Зимненский Успенский Святогорский монастырь в окрестностях Владимира-Волынского. «Иерархи» вошли прямо в собор, где шла служба отмечали престольный праздник обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Возложив на себя бремя высшей церковной власти, митрополит Петр совершал свое Первосвятительское служение в крайне трудных для Церкви условиях, когда половина епископата и многие тысячи священников находились в лагерях и ссылках, когда Церковь страдала не только от внешних и явных врагов своих, но также и от расколов, спровоцированных ее гонителями: нешвенный хитон Христов пытались разодрать обновленцы и украинские самосвяты, а также приверженцы иных, имевших локальное распространение расколов. Выбирая линию церковной политики в отношениях с государственной властью и раскольниками, митрополит Петр следовал по пути, проложенному его святым предшественником патриархом Тихоном, – твердое стояние на страже Православия, бескомпромиссное противодействие обновленчеству, лояльность в отношениях с государственной властью, но без роняющих достоинство Церкви заявлений об идеологической близости с ней или о том, что Церковь пользуется в Советском государстве свободой. В 1925 году обновленцы готовили очередной лже-собор. Как и прежде, вновь делались попытки договориться с Патриаршей Церковью об объединении; и некоторые из православных священнослужителей готовы были пойти навстречу коварным предложениям об объединении. В этих обстоятельствах Глава Церкви митрополит Петр обратился к архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Российской Церкви с посланием, в котором бесстрашно обличил происки раскольников, за спиной которых стояли гонители Церкви, а колеблющихся и малодушных убеждал хранить верность Православию и канонической правде. После издания Послания Патриаршего Местоблюстителя по замыслам обновленцев подчинить себе «тихоновцев» через объединение с ними нанесен был удар. В обновленческих газетах и журналах развязана была кампания травли Местоблюстителя Патриаршего Престола. Его обвиняли в сношениях с церковной и политической эмиграцией, в стремлении «посчитаться с современной властью». В недолгое время своего Первосвятительского служения в Москве митрополит Петр часто совершал Божественную Литургию в московских приходских и монастырских церквах. Особенно он любил бывать в Свято-Даниловом монастыре, арестованного священноархимандрита которого, архиепископа Феодора (Поздеевского , 23 октября 1937 г.), Местоблюститель высоко ценил за его непоколебимое стояние на страже Православия, за неукоснительное следование канонам, за обширную богословскую образованность и глубокий ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Впрочем, они, смотря по обстоятельствам, то признавали действительным существовавшее у них мнимое миро, то признавали его простым маслом. Подобным образом поступал даже знаменитый инок Павел белокриницкий, как некоторым из нас положительно известно. Если являлся совопросник, сомневавшийся в том, чтобы могло существовать у поповцев миро, когда они столько лет не имеют епископа, Павел говорил, что миро у поповцев древнее, от времён Иосифа патриарха. А если являлся другой совопросник, возражавший против того, зачем Амвросия помазывали миром, когда соборные правила помазанного повелевают снова хиротонисать, то Павел говорил, что Амвросия помазали простым маслом, а не миром, ради народа, привыкшего к перемазанию, ибо действительного мира у поповцев не было и не могло быть. Когда о. Онуфрий с упрёком указал Павлу эту недобросовестную двойственность и противоречивость его ответов, тогда Павел изобрёл новый способ для решения вопроса о мире. Он стал утверждать, и даже письменно, что не в мире заключается важность таинства, а в начертании креста миром с приглашением слов: „Печать дара Святаго Духа“, основывая это странное рассуждение на примере царской печати: ибо-де в печати заключается вся важность, а не в веществе, которым помазывается прилагаемая печать» (см. брошюру: «Разбор ответов на 8 вопросов» игумена Филарета). Сам Павел, учредитель австрийской лже-иерархии, описывая впоследствии акт перехода митрополита Амвросия в раскол и упомянув предварительно, как Амвросий выполнил обряд проклятия мнимых ересей и как исповедывался у Иеронима, далее заметил только: «Выполняя и прочее всё, как есть законоположено во втором чине». По поводу такого краткого и осторожного выражения Павла, профессор Субботин замечает: «Нельзя не обратить внимания на то, что в этом описании инок Павел, говоря о самом важном действии совершенного над Амвросием чиноприятия, употребил общее выражение: „Выполняя и прочее всё как есть законоположено во втором чине“, а не сказал прямо, что Иероним, исповедав Амвросия, помазал его, как есть законоположено во втором чине, освящённым миром.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Для нас не приемлемо нововведение, имеющее последствия для самого лица Православной Церкви. Обо всем этом извещая Вселенскую Патриархию, Честных Патриархов Православных Церквей, священный клир и верующий народ, смиренно заявляем, что исполнены чувством ответственности и стремимся лишь к тому, чтобы как можно скорее поставить богословский диалог на правильную основу с тем, чтобы и православные хранили для себя невредимою православную веру, и антихалкидониты имели возможность обращения к истинной Церкви Христовой, с которой в течение пятнадцати столетий находятся в разделении. Верим, что благодатию Христовой это скоординированное усилие всех членов Церкви будет иметь положительные результаты. В том случае, если паче чаяния союз состоится вопреки самой Истине, категорично и определенно заявляем, что Святая Гора не примет такого лже-союза. Все на Общем Собрании Представители и Предстоятели двадцати Священных Обителей Святой Горы Афон. (Пер. Б. Нелюбов , 31.10.1995) Приложение VII. Определение архиерейского Собора Русской Православной церкви 1994 года О «Втором общем заявлении и предложениях Церквам» Смешанной Комиссии по богословскому диалогу между православной и восточными православными Церквами (Шамбези, Женева, 2328 сентября 1990 года) Заслушав доклад Синодальной Богословской комиссии по вопросу «Второго общего заявления и предложений Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами, представленный Преосвященным митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, председателем Богословской комиссии, Архиерейский Собор определяет: Одобрить доклад Синодальной Богословской комиссии. Считать, что «Второе общее заявление и предложения Церквам» не может рассматриваться как окончательный документ и необходимо продолжение работы Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами. Синодальной Богословской комиссии осуществить дополнительное изучение материалов имевшихся ранее встреч между богословами обеих сторон и провести консультации с участниками богословского диалога от других Поместных Православных Церквей. После чего Русской Православной Церкви высказать о сем свое мнение в адрес Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Колумбийские раскольники 19-я статья Конституции Колумбии гласит: «Каждый человек имеет право открыто исповедовать свою веру и распространять ее в индивидуальной или коллективной форме. Все религиозные конфессии и церкви равны перед законом»12. Свобода вероисповедания, к сожалению, играет на руку неканоническим религиозным объединениям, позиционирующим себя православными. В Колумбии подвизаются «Украинская Православная Автокефальная Церковь», «Украинская Автономная Православная Церковь в Америке», «Старокатолическая Православная Церковь», «Англиканская Православная Церковь», «Пресвитерианская Православная Церковь Колумбии» и прочие и прочие. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7,15) – сказано в Священном Писании. Самосвяты – умелые дельцы и шулеры, они практикуют денежные сборы, рекламируют себя в средствах массовой информации, вводят в заблуждение государственных, общественных и религиозных деятелей. «Архиепископия Эквадора, Центральной и Южной Америки УАПЦА» на своем сайте в фотогалерее предшественников ее главы, «архиепископа» Хризостома бессовестно разместила портреты Предстоятелей Русской Церкви, от Патриарха Тихона до Патриарха Пимена, после которого следует отлученный от Церкви Филарет (Денисенко). При этом сам лже-Патриарх УАПЦА не признает. Из греческих священнослужителей лишь о. Хризостом Ариас, настоятель Андреевского прихода в Кали, противостоит мошенникам, обряжающимся в рясы. В январе 2009 г. он встречался с юристами министерства внутренних дел и юстиции Колумбии, объяснил им устройство Православной Церкви и убедительно показал, что раскольнические группировки наносят урон каноническому Православию. Выставка русских икон Один из факторов, потворствующих процветанию фальшивых «Церквей», — нехватка знаний о православной вере. Для колумбийцев она остается «terra incognita» Завесу тайны над Православием приоткрыла выставка 53-х икон из собрания Третьяковской галереи, прошедшая в октябре 2002 – феврале 2003 г. в крупном культурном центре Боготы – Библиотеке Луиса Анхеля Аранго. А в мае-июне 2002 г. в московском Храме Христа Спасителя экспонировались полотна выдающегося живописца вице-королевства Новая Гранада (такое название в колониальную эпоху носила Колумбия) Грегорио Васкеса Себальоса. Выставку можно назвать беспрецедентной по ряду причин: во-первых, творения католического мастера были представлены в одном из крупнейших православных храмов мира; во-вторых, они впервые покинули стены Кафедрального собора Боготы – кафедры примасов Колумбии; в-третьих, экспозицию открыли первые леди России и Колумбии – Л.А. Путина и Нора Пуйана де Пастрана.

http://pravmir.ru/ne-mechom-no-lyubovyu-...

Ничего не известно о содержании беседы Антония (Масендича) с Филаретом, состоявшейся по просьбе последнего вскоре после того, как представители православного духовенства канонической Церкви приходили в его резиденцию принять дела митрополии. Эта попытка призвать Филарета к порядку тогда закончилось столкновением с УНА-УНСО и избиением клириков. В числе пострадавших был и восстановленный в сане после низложения Филарета епископ Ионафан (ныне архиепископ Сумской и Ахтырский, управляющий делами УПЦ). Но едва ли Антоний (Масендич) прибыл на Пушкинскую только для того, чтобы предупредить Денисенко о возможности лишения сана в случае его отказа уйти в отставку Антоний (Масендич) сообщает, что присутствовал (инкогнито, хотя и был опознан) на всенощной первом богослужении, совершенном митрополитом Владимиром в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, который стал отныне его кафедрой. Затем он отправился после всенощной в Лавре и во Владимирский собор, на «службу» расстриги Филарета , которая происходила при закрытых вратах храма, зорко охраняемого боевиками УНА-УНСО Здесь «епископ» Спиридон Бабский (из числа «рукоположенных» Филаретом и Иаковом уже после лишения сана. В 1994 г. принес покаяние, ныне священник УПЦ c.544]) радостно сообщил Антонию о предстоящем объединении «Украинской Православной Церкви», каковой отныне величала себя кучка приверженцев Филарета, и УАПЦ. «Владыка» Спиридон сказал о том, что насчет слияния двух «церквей» уже договорились Филарет и «викарный епископ» Мстислава Скрипника Володимир Романюк (будущий лже-патриарх УПЦ КП). Антоний, по его словам, впервые узнал от Спиридона и о том, что уже намечен совместный «объединительный собор» УАПЦ и филаретовцев Вечером того же дня, по словам епископа Антония, к нему в резиденцию на Трехсвятительской приехал Спиридон Бабский и уговаривал его встретиться с Филаретом. «Я сдался на просьбы,» лаконично говорит владыка Антоний о событии, которое грозило самыми трагическими последствиями Украинскому Православию Во время личной встречи Антоний (Масендич) посочувствовал Филарету по поводу расставания с деньгами, резиденцией и Владимирским собором 7].

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Папа рвался от досады на то, что св. Ионе отданы были в ведение литовские епархии – никак не хотел расстаться с мечтой о власти своей над Россией. В 1458 г. Григорий, ученик Исидора, поставлен был в Риме в митрополита России. Великий князь, услышав о том, писал к кор. Казимиру, чтобы не принимал он Исидорова ученика, как ни за что не принять он будет потомком св. Владимира. Епископы северной России на соборе определили не принимать самозванца Григория и отныне законный митрополит России – тот, кто посвящен у гроба чудотворца Петра. Св. Иона отправил в Литву двух игуменов с посланием к литовским епископам, князьям, папам и народу, увещевая их твердо стоять за православие. 711 – Князья успокаивали митрополита на счет себя, но давали заметить, что необходима им помощь в. князя. Епископы также принимали ответ с обещанием верности православию, но к скорби святителя, иные вошли в сношение с Григорием. 712 – Ученик Исидора привез с собой в Литву грамоты лже-патриарха Маммы и Исидора и грозную буллу папы Пия II. – Папа, поручая королю Григория, повелевал передать ему 9 епархий, а о св. Ионе писал: «поймать и сковать отступника Иону». 713 Но как посрамляет Господь человеческую гордость! Папа называет Иону нечестивым, а Господь тогда уже прославил его даром чудес; папа называет защитника православия отступником, а Господь слушал его, как любезного Ему пастыря – посланника! «И тогда быв на Москве преосвященный митрополит Иона киевский и всея Руси, иже бяше чудотворец», – так говорит почти современник его преп. Иосиф волоколамский. 714 Собор северных пастырей, дав клятву не принимать Григория, послал окружное послание – не слушать римского митрополита. 715 Сам святитель писал к литовским епископам и панам: как Исидор – изменник православию, так и Григорий таков же, да и поставлен отступником Маммою. В православной церкви в течение пяти столетий никто из великих мужей ее не вступал в общение с папою». 716 Внушая всем твердо стоять в православии, святитель говорил: и если бы кому пришлось и умереть за свое исповедание, верую Христу моему Владыке, причтен будет к лику мучеников». 717 Между тем Казимир, исполняя волю папы, прислал посольство в Москву с предложением заменить состарившегося Иону Григорием. В. князь не хотел и слушать о том и отвечал, что Григорий – не митрополит России. 718 Сам св. Иона поспешил подкрепить грамотами своими паствы и пастырей Новгорода, Смоленска и Чернигова, причем прибавлял: «если кому будут делать насилие и принуждение в вере: пусть идет ко мне». 719

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010