– В эфире программы «Церковь и мир» Вы подчеркнули, что в Русской Православной Церкви будут помнить Сербского Патриарха, в том числе, за то, что он поддержал каноническое Православие на Украине. Какой прогноз событий можете дать в том, что касается Украины? Будет ли ещё более сильный раскол между раскольниками? – Создание так называемой «Православной церкви Украины» (ПЦУ) имело искусственный, политический характер. Этот проект готовился бывшим президентом Украины к своей предвыборной кампании. В 2018 году собрали вместе лже-епископов двух различных неканонических деноминаций, ранее конфликтовавших друг с другом. Колоссальное давление было оказано на иерархию канонической Украинской Православной Церкви, но из её тогдашних 90 епископов (сегодня их уже 102) только двое согласились присоединиться к раскольникам. Константинопольский Патриархат признал и легализовал новосозданную раскольническую структуру – также под сильнейшим давлением извне. Митрополит Эммануил, представлявший Константинополь на общем собрании раскольников, накануне этого Собора пытался покинуть Киев. По воспоминаниям участников, власти его вернули принудительно, ради чего пришлось заблокировать авиасообщение. В день заседания, когда «экзархи» увидели, что из канонической Церкви почти никто не пришёл, они вновь угрожали отъездом, но пути назад уже не было. По крайней мере, так теперь пишут люди, находившиеся на этом странном мероприятии. При этом так называемая «автокефалия» была предоставлена с рядом ограничений, например, ПЦУ была вынуждена отречься от всех своих общин за пределами Украины, и от права создавать такие общины. Это ещё более обострило противоречия внутри ПЦУ. Филарет Денисенко, бывший лидер одной из двух раскольнических группировок (и, кстати, большой друг черногорского раскольника Мираша Дедеича), отказался признавать томос Патриарха Варфоломея и вновь восстановил свою организацию, так называемый «Киевский патриархат». В этой структуре сейчас уже двенадцать «епископов», их число продолжает расти.

http://mospat.ru/ru/news/60699/

  Приложение. Основные принципы церковнославянской орфографии, восстановленные в данном издании   Краткая историческая справка по истории книжной справы Традиции церковного книгопечатания в Москве хотя и были заложены во второй половине XVI b. , однако становление и расцвет Московского печатного двора (МПД) происходит уже после Смутного времени. Так, текст московских изданий богослужебной Псалтири ведет свою родословную с 1619 г., а полный круг богослужебных книг был выпущен в Москве лишь к 1642 году. Переход к печатному тексту осуществлялся, как правило, непосредственно от рукописных источников. Поэтому орфографическая традиция изданий Московского печатного двора (преемником которого стала Московская синодальная типография, далее — МСТ) органически вырастает из культуры рукописных книг, которая составлялась в основном переписчиками из монашествующих. Например, одним из видных центров московской книгописной традиции стал Троице-Сергиев монастырь со времен преподобного Никона, преемника по игуменству Радонежского чудотворца Сергия. Заметная степень разнообразия орфографии рукописей послужила причиной того, что тексты богослужебных книг, как мы их видим сейчас, сформировались не сразу. Задолго до никоновской книжной справы ощутимой была нужда в исправлении богослужебных книг. Начал редакторские труды Патриарх Филарет. Он вызволил из опалы преп. Дионисия (Зобниновского), архимандрита Троице-Сергиевой обители, которому за справу пришлось претерпеть гонения лже-ревнителей старых книг. Вскоре из старцев Троице-Сергиева монастыря, сподвижников преп. Дионисия, он создал «прав ильную палату». «Арсений Глухой со товарищи» вели работу в Москве на Троицком подворье, а труды их касались в основном исправления догматических ошибок и описок в Служебнике и Требнике, растиражированных переписчиками. Этап собственно грамматической справы начался после 1642 г., когда завершились труды по печатанию корпуса богослужебных книг. Начальной принципом начинающейся справы стало требование понятности текста, но этот критерий нуждался в конкретизации.

http://bogoslov.ru/article/2636057

— Глобальный план по расколу и расчленению Православного мира, который, всем известно, откуда и кем управляется, перешел на новый этап. Сегодня, фактически, созданы все предпосылки для того, чтобы начатый Вселенским Патриархом годы назад процесс, который, повторяю, топчет ногами канонические нормы, дошел до логического конца. Хотя, более важно и примечательно сейчас тут, наверное, другое. Как известно, украинский народ и та часть общества, которая поддерживала отделение от Патриархии России, реально требовала церковной независимости. Между тем, они получили молодого «кормчего», у которого титул Митрополита, а не Патриарха. Знаете, что это значит? Думаю, что этим в связи с томосом украинской церкви все закончилось. Вообще, этот процесс сначала же был фарсом, поскольку сегодня в интересы Вселенского Патриарха не входит наделять кого-то независимостью. Этим Варфоломей заполучил Украину, и отныне весь доход украинской православной церкви пойдет в его бюджет. Вот, это и есть одна из причин всего, и никакого томоса автокефалии Украина реально не получала… — Хотите сказать, что население Украины недовольно результатами собора 15 декабря? — Повторяю снова: украинское общество требовало церковной независимости, что означает, что страна должна иметь автокефалию, Патриарха и независимую Патриархию. Вместо этого они получили управляемого Вселенским Патриархом Митрополита. Что это значит? Во всяком случае, та часть общества, которая в курсе вопроса и знает, какое реально решение было принято на соборе, не может быть довольна. Конечно, украинский народ сегодня недоволен, и это не пройдет бесследно. Что касается Филарета, для многих, возможно, факт того, что выбор был остановлен не на нем, и преимущество было отдано Епифану, стал неожиданностью. Однако, если на все посмотреть с точки зрения логики, то это неудивительно. Филарет сначала же был порабощен Варфоломеем, и ему, фактически, сказали прямо: если хочешь, чтобы тебе была сохранена власть в качестве епископа, ты должен нам подчиниться. Вот, после этого с него сняли мантию лже-патриарха и привели на собор как обыкновенного епископа. Однако этот собор, повторяю, оказался для Украины ушатом холодной воды, поскольку все ожидали назначения Патриарха, а назначили Митрополита, который прямо подчиняется Вселенскому Патриарху. Это самое явное проявление тех намерений, которые реально есть у Варфоломея. Имею в виду финансовые интересы, чтобы деньги украинских церквей поступали в его бюджет. Это и случилось, ничего другого.

http://pravoslavie.ru/118270.html

Раскол нанес очень тяжелые раны людям. Он прошел через судьбы людей, он разделил человеческие семьи. Раскол отторгает людей от Церкви, лишает их возможности причащаться от единой Чаши с православными христианами, посещать общие святыни. В последнее время мы получаем информацию о том, что многие из священнослужителей и мирян, находящиеся в расколе, осознают пагубность пребывания в нем и желают воссоединиться с канонической Церковью. В этом обращении говорится также и о том, что очень страшно жить в расколе, но еще страшнее умереть вне Церкви, и что, к сожалению, за прошедшие годы много людей уже ушли из жизни. Мы говорим о том, что не следует откладывать покаяние, в нем нет ничего унизительного. Покаяние — это естественный процесс возвращения в Церковь тех, кто от нее отпал. Был дан и ответ на вопрос о признании крещения в случае возвращения раскольников в каноническую Церковь: в этом случае сама Церковь будет иметь суждение о способе принятия их в свое лоно, и вопрос о признании Таинств может решаться только в этой перспективе. Иными словами, пока речь идет о пребывании в расколе, никакого признания Таинств нет и быть не может, потому что раскол — это не Церковь, и «таинства», совершаемые в расколе, являются безблагодатными, они лишены спасительной силы. Но если речь идет о возвращении в Церковь, то история знает случаи, когда Церковь признавала те или иные «таинства», совершаемые в раскольничьих сообществах, в частности, крещение. Мы не говорим о том, что такое признание будет иметь место; мы свидетельствуем, что сама Церковь рассудит о способах принятия. Мне думается, что это обращение является квинтэссенцией всего того, что говорилось за время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Украине по теме раскола. Святейший Патриарх придает очень большое значение скорейшему уврачеванию раскола. Однако усилия Святейшего Владыки в этом направлении встречаются с определенным непониманием и сопротивлением со стороны руководства раскольничьих групп. В частности, структура, возглавляемая лже-патриархом Филаретом, агрессивно отреагировала на визит Предстоятеля Русской Православной Церкви и обращение Священного Синода, но я думаю, что подобная реакция не может быть путем к диалогу. Путем к диалогу может быть только спокойное пастырское слово. Именно такое пастырское слово было обращено Святейшим Патриархом Кириллом к тем, кто пребывает в расколе.

http://pravoslavie.ru/38514.html

Художник представил его щёголем (такой он и был в молодости - известным модником, успешным военачальником). После смерти сына Ивана Грозного и Анастасии в России не осталось наследника престола. Федор Никитич, как и его двоюродный брат, могли бы быть одними из возможных претендентов на престол. Но судьба распорядилась иначе - на престол взошел Борис Годунов. Опасаясь, что Романовы могут занять царский престол, Годунов отправляет в усадьбу отряд стрельцов, учиняет обыск. По наводке одного из слуг в подвалах якобы был обнаружен компромат (вполне реально, что его подкинули, чтобы устранить конкурентов, мол, «Романовы царя убить хотели»). Годунов, воспользовавшись моментом, решил уничтожить род бояр Романовых, всех раскидал по разным местам в заключение и велел содержать строго, что повлекло гибель многих членов семьи. Федору Никитичу «повезло» - его сослали в Антониев-Сийский монастырь, насильно постригли под именем Филарета. Пришедший к власти Лже-Дмитрий 1 вызволяет Филарета из плена в Москву. Потом его ставят митрополитом в Ростов Великий. Затем он на десять лет попадает в плен к полякам и лишь в 1619 г. митрополит Филарет возвращается в Россию, где после торжественного въезда в Москву его ставят в Патриархи. Это был единственный Патриарх, у которого был титул не великого господина, а великого государя, т.е. равный царскому. Это объясняется тем, что на российском престоле в то время уже 6 лет находился его сын Михаил. Фактически, до смерти Патриарха Филарета в 1633 г. Россией управляли два великих государя. Как выглядел боярин? Богатая шуба мехом вовнутрь, сапоги на высоком каблуке (у московского щёголя под каблуком должно прокатиться куриное яйцо), горлатая шапка (из горла лесных животных) 40 см высотой – показатель высокого статуса. И конечно борода. Любой мужчина обязательно носил бороду. Бритье бороды считалось серьезным грехом. Без нее не допускали до Таинств, и даже не отпевали. Мы спустились в подвал, в самую древнюю часть дома. Потолок сводчатый - плоских потолков на Руси в 16-17 в.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/19/...

Происходящий ныне на Украине раскол – во многом повторение все той же притчевой истории времен Великой Отечественной войны. После украинского Майдана, который справедливо назвать революцией в самом худшем смысле этого слова, первенство среди гонителей канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) у греко-католиков перехватили «ложные православные» - сторонники основанной анафематствованным Филаретом Денисенко так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). При поддержке новых властей раскольники попытались захватить Киево-Печерскую лавру, ряд храмов в Сумской, Одесской, Ровненской областях. Но не получилось – народ не только не пошел за ними, но даже стал мирно сопротивляться – как правило, молитвенным стоянием. Почему не вышло у раскольников? Как и при немцах, с внешней стороны отличий не было: у раскольников были и бороды, и слова, и утварь совсем «как у настоящих». Как и при немцах, местные киевские начальники проклинали Москву и терроризировали всех несогласных священников под лозунгом «Геть московского попа!»  Но народ не поддался. Случайно? Не думаю. Ведь совсем похожая ситуация сейчас складывается в Черногории. Там еще с 1993 года существует никем не признанная «самопальная» так называемая Черногорская православная церковь. Возглавляет ее местное подобие Филарета Денисенко – бывший священник канонической Сербской Православной Церкви Мираш Дедеич (представляется как «митрополит Михайло»). Эта «церковь» не признана находящимся в Белграде Патриархом Сербской Православной Церкви Иринеем. Для всемирного православного сообщества Черногория окормляется не своей собственной церковью, а местной митрополией Сербской Православной Церкви – во главе с митрополитом Амфилохием. Но вот заковыка: Амфилохий выступил против отделения Черногории от Сербии в 2006 году. А вот лже-митрополит Ддедеич выступил как раз «за», снискав расположение черногорского правителя Мило Джукановича, который тогда, в 2006-м году, Черногрию от Сербии все-таки отрезал . Этот господин, тянущий Черногорию в НАТО и уже 26 лет правящий страной в разных ипостасях, естественно, хочет иметь не только «свое» государство, но и «свою» церковь. Так что и здесь ситуация похожа на украинскую, где господин Порошенко, формально являясь прихожанином УПЦ МП, не мешает своим чиновникам грубо толкать эту Церковь к «слиянию» с раскольниками. К такому слиянию, естественно, которое бы полностью разорвало связи между православной Украиной и православной Россией, отдав объединенную «поместную» церковь в руки нового киевского режима во главе с Порошенко. Тем не менее пока у Петра Алексеевича не получается…

http://radonezh.ru/analytics/pochemu-u-r...

Да, Константинополь — «Церковь-мать» для Киева. Но рождена им была не «киевская епархия», а все «русское Православие». Как моя мать родила не мои глаза, а всего меня. И вряд ли у нее есть право вырывать мой глаз из моей головы. Прежний фаворит оранжевых — «Киевский Патриархат» — это структура, ориентированная в первую очередь на людей, которые «потребляют религию», а не служат вере. Для них Церковь — часть национальной самоидентификации, часть политической программы, в крайнем случае — «комбинат ритуального обслуживания», где не особенно важно, кто тебя обслуживает: православный священник, ксендз, шаман или лама. Там нет собственно религиозной идеи, а потому и нет шансов объединить именно верующих украинцев. Весьма странный слоган лже-патриарха Филарета: «Наш путь один: к Богу и в Европу!» вряд ли удовлетворит многих. Те, кто хочет кушать этот «продукт политического православия», уже собрались в УПЦ КП, остальным же украинцам это просто не нужно, а потому и перспектив роста у этой структуры я не вижу. Если же Москва и Константинополь договорятся о создании канонической автокефалии на Украине, то и это вряд ли пойдет на пользу украинскому православию. Тому есть несколько причин. Первая из них — Украина слишком разнородна. Не все православные жители Украины с этим согласятся. Ибо не всех тяготит связь с Россией. Так, многие приходы в США в 1970 году не приняли автокефалию Американской Церкви, а предпочли остаться в Московской Патриархии. Вторая причина — Россия просто объективно важна для развития современного украинского Православия. У нас есть то, что мы можем дать друг другу. И Украина крайне нуждается сегодня в «российском локомотиве» богословской и просветительской деятельности, так же как и Российской Империи в свое время для гармоничного развития были необходимы «петербургские немцы» из числа высшей аристократии. Украинцам удалось сохранить удивительно вкусное бытовое переживание Православия, очень органичное, очень традиционное и здоровое. Но им не хватает российской «достоевщины», без которой развитие православной мысли и миссии в стране может остановиться.

http://foma.ru/luchshij-put.html

Как и при немцах, местные киевские начальники проклинали Москву и терроризировали всех несогласных священников под лозунгом «Геть московского попа!»  Но народ не поддался. Случайно? Не думаю. Ведь совсем похожая ситуация сейчас складывается в Черногории. Там еще с 1993 года существует никем не признанная «самопальная» так называемая Черногорская православная церковь. Возглавляет ее местное подобие Филарета Денисенко – бывший священник канонической Сербской Православной Церкви Мираш Дедеич (представляется как «митрополит Михайло»). Эта «церковь» не признана находящимся в Белграде Патриархом Сербской Православной Церкви Иринеем. Для всемирного православного сообщества Черногория окормляется не своей собственной церковью, а местной митрополией Сербской Православной Церкви – во главе с митрополитом Амфилохием. Но вот заковыка: Амфилохий выступил против отделения Черногории от Сербии в 2006 году. А вот лже-митрополит Ддедеич выступил как раз «за», снискав расположение черногорского правителя Мило Джукановича, который тогда, в 2006-м году, Черногрию от Сербии все-таки отрезал . Этот господин, тянущий Черногорию в НАТО и уже 26 лет правящий страной в разных ипостасях, естественно, хочет иметь не только «свое» государство, но и «свою» церковь. Так что и здесь ситуация похожа на украинскую, где господин Порошенко, формально являясь прихожанином УПЦ МП, не мешает своим чиновникам грубо толкать эту Церковь к «слиянию» с раскольниками. К такому слиянию, естественно, которое бы полностью разорвало связи между православной Украиной и православной Россией, отдав объединенную «поместную» церковь в руки нового киевского режима во главе с Порошенко. Тем не менее пока у Петра Алексеевича не получается… Оговорюсь сразу: я не против того, чтобы люди собирались «во имя Христово» в какие угодно группы и союзы. Но раскол – это не свобода, а подмена: ведь раскольники себя объявляют «единственно истинными», захватывают чужую собственность, творят насилие. И сегодня становится ясна новая тактика раскольников по всей Восточной Европе.

http://radonezh.ru/radio/2016/01/17/23-0...

Важно было незамедлительно церковно-дипломатическими мерами пресечь возникающий межправославный конфликт, который мог осложнить и без того непростое положение Православия на Украине. Патриарх Алексий II направил Патриарху Варфоломею резкое письмо, в котором разъяснил, что целью визита Филарета является попытка легализовать учиненный им раскол. Сообщая главе Константинопольской Церкви, что «в дни пребывания в Стамбуле монаха Филарета (Денисенко) некоторые средства массовой информации Украины широко распространяют сообщения о якобы успешном течении его миссии и о намечающемся будто бы благоприятном для него ее завершении», Патриарх Алексий твердо настаивал на поддержке Константинопольским Патриархом «канонической правды и наших усилий по недопущению распространения на Украине нового церковного раскола». В эти же дни в Москву прибыла делегация Константинопольского Патриархата, которой Патриарх и сотрудники ОВЦС прояснили позицию Русской Церкви. Вскоре поступило сообщение о том, что Патриарх Варфоломей не поддержал просьбу раскольников принять их в общение и даровать им автокефалию, отказал им в выдаче святого мира и не допустил литургического общения с раскольниками. 26 августа 1992 г. Константинопольский Патриарх известил Патриарха Московского о том, что он признает митрополита Киевского Владимира (Сабодана) единственным каноническим главой Украинской Церкви и что он поддерживает решение о лишении Филарета священного сана. При поддержке Президента Украины Л.М. Кравчука раскол на Украине стремительно разрастался (на 1 января 1995 г. филаретовский «Киевский патриархат» насчитывал уже 1753 прихода). 14 июля 1995 г. при загадочных обстоятельствах умер глава «Киевского патриархата» Владимир Романюк, и Филарет был избран «патриархом Киевским и всея Руси-Украины». В феврале 1997 г. Филарет был предан анафеме Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Главной целью раскольников оставалась легализация своей лже-церкви в мировом православном сообществе, и пути достижения этой цели они искали прежде всего в Константинопольском Патриархате.

http://patriarch.patriarchia.ru/ukraina/

Совсем недавно, в 2017 году, велись непростые переговоры с иерархией так называемого «Киевского патриархата». Их итогом стало письмо Филарета Денисенко, с которым он обратился ко мне и Архиерейскому Собору Русской Церкви в ноябре 2017 г. Но как только об этом стало известно в Киеве, на Филарета оказали давление, и он дезавуировал сказанное в письме. Украинский раскол имеет политическую природу, и только политический фактор сплачивает его. – Константинопольская Церковь как-то участвовала в процессе? – У нас было достаточно продуктивное взаимодействие с 2000 по 2005 год, я принимал в нём непосредственное участие. Проведено десять раундов переговоров, в отдельных случаях и с участием представителей украинских властей. Мы проработали весь список иерархии двух основных ветвей украинского раскола, рассмотрели возможные варианты их возвращения в Украинскую Православную Церковь, встречались лично с некоторыми их представителями. Но в 2005 г. к власти пришёл Президент Ющенко. Он открыто поддерживал раскол – и Константинопольский Патриархат перешёл к односторонним действиям. Была попытка открыть константинопольские «ставропигии» в Киеве и Львове, константинопольские иерархи заговорили о том, будто Украина не является канонической территорией Московского Патриархата. И даже в таких условиях Патриарх Алексий стремился вновь вернуться к диалогу. В письме к Патриарху Варфоломею он выразил надежду на «каноническую твёрдость» Патриарха Варфоломея по отношению к раскольникам и предложил продолжить совместную работу по украинскому церковному вопросу. Но Патриарх Варфоломей тогда ничего не ответил. Теперь я понимаю, что он уже тогда был нацелен на односторонние действия и не имел интереса к дальнейшей совместной работе. Кстати, ещё в те годы представители Константинополя были согласны снами, что большинство так называемых «епископов» украинского раскола не могут быть таковыми. Теперь этот лже-епископат полностью принят в общение, а материалы по расколу, собранные и предоставленные нами Константинопольской Патриархии, проигнорированы.

http://pravoslavie.ru/120956.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010