Позиции Византии на Пелопоннесе также укрепились. Уже в 1308 г. Андроник II предпринял важные изменения в способе управления Мореей: он положил конец не слишком удачной системе, согласно которой византийские наместники Морей сменялись ежегодно. После этого Михаил Кантакузин, отец будущего императора Иоанн VI Кантакузина, первым управлял византийскими владениями в Морее вплоть до своей преждевременной смерти в 1316 г., положив начало возрождению византийского могущества на Пелопоннесе. Его дело продолжил Андроник Асень (1316–1323), сын бывшего болгарского царя Ивана Асеня III и сестры императора Ирины Палеологины, который в удачной борьбе с франками смог упрочить и расширить византийское господство в Морее. Город Монемвасию, важнейшую византийскую гавань в Морее, он наделил торговыми привилегиями, чтобы создать на Пелопоннесе византийский торговый центр в противовес венецианским центрам в Короне и Модоне 1164 . Важные перемены произошли в обоих сепаратистских греческих государствах, поскольку в 1318 г. династия Ангелов угасла как в Эпире, так и в Фессалии. Деспот Фома пал жертвой покушения со стороны своего племянника Николая Орсини с Кефаллинии. Этот последний, будучи врагом анжуйцев, перешел в православную веру и объявил себя в Эпире наследником убитого, женившись на его вдове Анне, дочери Михаила IX. Годом позже он получил из Византии титул деспота 1165 . Янина и ряд других замков страны перешли под управление византийского императора. Еще более решительными были перемены в Фессалии, поскольку после смерти Uoahha II там пресеклась самостоятельная государственность. Византийский император заявил притязания на эту провинцию как на выморочный имперский лен, однако смог заставить признать свое господство только в северной части страны, да и то лишь номинально 1166 . Наиболее могущественные фессалийские магнаты, и прежде всего знатная семья Мелиссинов, стремились обособиться и основать свои собственные удельные владения. Кроме того, в Фессалию прорвалось огромное множество албанцев: началась албанская миграция, которая в последующие десятилетия распространилась по всей Греции. Наиболее значительную часть исчезнувшего государства со столицей городом Неопатры отхватило каталанское Афинское герцогство, в то время как портовый город Птелеон оказался в руках у венецианцев. Византия вновь была вынуждена смириться. Даже весьма незначительные признаки улучшения, которые, казалось, стали проявляться после прекращения каталанского кризиса, были полностью уничтожены из-за страшной распри, которая случилась между старым императором и его внуком Андроником III, погрузив Империю в затяжную гражданскую войну. 2. Эпоха гражданских войн. Господство Сербии на Балканах

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

превратил ее в землю сухую... И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо ... осрамила себя зачавшая их... говорила: " пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки " За то ... Я загорожу путь ее тернами... и она не найдет стезей своих; и погонится за любовниками своими, но не догонит их... А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей... и золото, из которого сделали истукана Ваала " ./Ос. 2, 2-13; " любовники " - языческие боги/. Неверная душа Израиля у Осии далека от идеала чистой невесты Песни Песней, но пророку не случайно было повелено взять в жены блудницу: если Израиль раскается, любящий Бог снова примет его под Свой небесный кров. И в 6-ой гл. Осия открывает новое и очень важное о Боге, говоря от Его имени: " Что сделаю тебе, Ефрем?/другое имя Израиля/что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений./Ос. 6, 4-6/. Итак, согласно Осии, кающийся грешник вместо гнева Божия узнаёт совсем иное - Его милость, Его прощение. А последней фразой насчет истинного ведения Бога Осия начинает еще одну пророческую тему, развитую Исайей и Иеремией: о большей значимости внутренней духовной жизни по сравнению с религиозным ритуалом. Книги пророков часто состоят из откровений, записанных ими или их учениками в разное время, и далеко не всегда последовательная нумерация глав соответствует хронологии событий, связанных с выступлением пророка. И оттого книги эти невозможно воспринимать как некое повествование: первые главы могут относиться к более поздним событиям, чем средние и последние. Для специалистов здесь большое значение имеет текстуальный анализ, хотя методы его тоже не совершенны. Но в любом случае многое в писаниях пророков становится нам ясным, если мы исследуем их книги одновременно с историческими книгами ВЗ, описывающими того или иного царя, правившего в Израиле при том или ином пророке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

— Ты прости, что отвлекаю своей старческой болтовнёй… Так… Воспоминания из юности… Старый стал, сентиментальный… Давай знаешь, что сделаем? Ты уже достиг немалых успехов в работе с деревом, а я тут прикупил чудесный кусок оливы, из долины Кедрон, близ Иерусалима, как раз для изготовления той чаши, от которой сегодня отказались. Кедрон… Там есть чудесный сад, засаженный оливковыми деревьями, его так и зовут — Гефсиманский. Мне как-то довелось гулять по нему лунной ночью… Это было удивительно и прекрасно… — Тогда ты был… с ней? — Там мы прощались, — не стал скрывать Иосиф. — Наверное, это было лучшее в мире место для прощания… Но хватит об этом… Давай возьмем этот брусок и я буду учить Тебя вырезать из него чашу. Кто знает, какие дороги Тебе предстоят, а так Ты всегда будешь иметь на руках профессию и не пропадешь… Что Ты улыбаешься? Бери инструмент. А пока работаем, я буду рассказывать Тебе о Законе, о преданиях седой старины и даже о Боге… Ну что Ты опять улыбаешься? Что я такого смешного сказал? Итак, работай и слушай…   Александро-Свирский монастырь, 1820 год. Троицкая ярмарка бурлила как котел. Сотни палаток, прилавков, телег со скарбом, шум, гомон, толкотня. Прицениваются, спорят, не скупятся на шутки-прибаутки… Мрачных лиц нет вовсе: всякий знает — без прибыли не останется. Мальчишки-разносчики снуют вдоль рядов, предлагая горячие калачи, гороховый кисель, квасы, горшочки с ухой и пироги, начиненные всем, чего только может пожелать душа. Здесь даже крепостные крестьяне, обладающие оборотливостью и смекалкой могли потягаться с купцами, скупая по деревням лен, пеньку, холст, овчины и продавая на ярмарках все это оптом и в розницу. Преподобный Александр Свирский, искавший в этих краях безмолвия, наверное был бы удивлен, узнай, что ярмарки, проводимые дважды в год у стен его обители, станут одними из самых многолюдных и известных на Руси. Благодаря громкой славе монастыря и его удачному месторасположению (по Свири шли суда из Новгорода в Онежское озеро), дважды в год — на Троицу и в день памяти преподобного Александра, стекались под стены монастыря сотни и тысячи, желавших кто продать, кто купить, а кто и просто прицениться да поглазеть.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

по Лен. Области А. Кушнарев ЛОГАВ. Ф. Р-2067. Оп. 1. Д. 140. Л. 7. Подлинник. 138. Из доклада уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Курской области Н. Ефремова «О состоянии и формах церковно-патриотической работы за отчетный период» Сентябрь 1944 г. 275 [...]Согласно постановлению Святейшего Синода Курским епископом дана была директива настоятелям церквей в период особо напряженных полевых работ начинать богослужение в более ранние часы и заканчивать до начала работ, с расчетом, чтобы рабочий день верующих мог бы быть полностью использован 276 . В большинстве случаев это проводится в жизнь, но кое-где настоятели церквей не совсем точно ее выполняют. 29 августа в день православного праздника на Усекновение главы св. пророка Иоанна Крестителя во всех церквах г. Курска после литургии совершались торжественные панихиды по павшим на поле брани красным воинам с произнесением перед ними патриотических проповедей. Для поднятия патриотического настроения среди верующих Курской епархии епископ совершил выезды в г.г. Белгород, Льгов, Обоянь, где совершал благодарственные молебны о достижении победы нашей Красной Армии и панихиды по павшим воинам и обращался к верующим с патриотическими проповедями. По всем церквам Курской области каждое воскресенье и праздничные дни настоятели церквей произносили патриотические проповеди и церковными советами производился сбор денежных средств на государственно-общественные цели. За III квартал в епархии нет еще полных сведений от всех благочиннических округов о собранных средствах, а потому таковые сведения будут мною сообщены дополнительно. Имеются сведения о собранных средствах от нижеследующих округов: 1. по Курскому округу 100 658 руб. 2. по Суджанскому округу 29 000 руб. 3. по Фатежскому округу 40 500 руб. 4. по Касторенскому округу 3958 руб.[...] 5. по Черемисиновскому округу 1 611руб. 6. по Обоянскому округу 24 816руб. 7. по Рыльскому округу 3121 руб. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повторное замствование из «Хроники» Титмара (см. фрагмент 12). При этом в отношении места гибели Бруно механически соединены данные Титмара (на пограничье Пруссии и Руси) и «Кведлинбургских анналов» (на пограничье Руси и Литвы). 1084 В междоусобной борьбе в Дании между королем Нильсом и его племянником Эриком II Эмуном в 1134 г. Нильс и его сын Магнус погибли, и королем стал Эрик, брат убитого Магнусом в 1131 г. Кнута Лаварда, верного союзника Лотаря III, который дал Кнуту в лен Вагрию, в результате чего Кнут стал титуловаться «королем ободритов». Вероятно, в Магдебурге были послы Эрика, который выразил готовность признать себя ленником империи; присяга состоялась на Мерзебургском съезде 1135 г. 1085 Правление Лотаря III сопровождалось активизацией политического влияния Германии на славянских землях к востоку от Эльбы, а также миссионерской деятельности у ободритов и лютичей. Как раз в 1134 г. Лотарь лично побывал в Вагрии, где основал монастырь Зегеберг (к западу от Любека). 1086 Послы византийского императора Uoahha II Комнина, а также венецианские послы искали в Лотаре III союзника против норманнского короля Сицилии Роджера II, который не только угрожал Адриатическому побережью Византийской империи, но и препятствовал безопасной торговле Венеции в Средиземноморье. 1088 В какой именно связи к Лотарю III приходили послы из Руси, можно только догадываться. Одной из причин могла стать активная датская политика Лотаря: ведь и Кнут Лавард, и Эрик II (см. примеч. 1084) были женаты на дочерях киевского князя Мстислава Владимировича Ингиборг и Малфрид соответственно (см. т. V Хрестоматии), причем и после смерти Мстислава в 1132 г. в Новгороде до 1136 г. продолжал сидеть родной брат датской королевы Всеволод Мстиславич. Кроме того, Лотарь был озабочен укреплением торговых связей на Балтике: вероятно, к 1134 г. относится издание им привилегий немецким купцам, торгующим с Готландом, – наиболее раннего документа такого рода. Поэтому не исключено, что имели место какие-то переговоры с Новгородом относительно балтийской торговли, тем более что именно в 1134 г. произошел конфликт с русскими купцами в Дании (НПЛ. С. 23, 208). Наконец, еще одной вероятной темой русско-немецких переговоров при Лотаре III могла стать борьба за венгерский престол Бориса Кальмановича, которая приобрела ярко выраженный международный аспект (см. 37, примеч. 928; 46/3 и примеч. 1104; 63/6). Бориса, не признанного венгерским королем Кальманом сына от Евфимии, сестры Мстислава Владимировича, до 1135 г. активно поддерживал польский князь Болеслав III, тогда как Лотарь III был деятельным сторонником противника Бориса – венгерского короля Белы II. На Руси Борис имел опору, видимо, на Волыни, где в это время княжил младший брат Мстислава Андрей Владимирович, который, как до 1132 г. и сам Мстислав, мог проявить какую-то дипломатическую активность в этом вопросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог некоторым образом освятил то, что есть в одежде простейшего и вместе необходимейшего. «И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны, и облече их» ( Быт.3:21 ). Но через сие самое осуждается безрассудная заботливость об украшении тела. Если вещество по наставлению Самого Бога, употребленное для составления одеяния, была кожа; то для чего некоторые или несчастными, или презренными представляют себе тех, которые носят простой лен и грубую волну? Для чего нам неприятно, если не на нас прядет шелковичный червь, не для нас земля рождает злато, и море перлы? К чему столь детские прихоти? Чего вам лучше и благолепнее той одежды, которую для нас готовит Сам Бог! Ибо можно сказать, что Он и для каждого из нас, как для Адама и его жены, творит потребные ризы. В какой стране мира Он предопределяет нам произойти на свет, в той же и производит все, что, по качеству сей страны, потребно для нашего тела; и для снискания того, что необходимо потребно, почти всегда довольно средств влагает в руки наши Его премудрый Промысл. Для чего же мы еще нередко желаем, чтобы одежда наша превышала не только требование необходимости, но и приличие нашего состояния? Для чего мы иногда недовольны нашими украшениями потому только, что оные не похищены у отдаленнейших братий наших? Посмотрите – так Премудрость Божия постыжает не только суетные попечения о излишнем, но и о потребном излишнии, – посмотрите на полевые цветы, как они растут: не прядут и не трудятся; а вы, маловеры, мучите себя по произволу изыскиваемыми заботами о вашем одеянии; как будто Провидение меньше занимается вами, нежели быльем, ныне цветущим, а завтра увядающим? И будто Оно забыло произвести близ вас потребное для вас! Если вы, смотря на полевые цветы, не обретаете в себе мудрости пчел, дабы собрать с них тонкий духовный мед; если зрелище природы не приносит вам наставления, которое бы обратилось в вас в силу и жизнь, изберите себе другое, высшее зрелище: возвысьте дух ваш и воззрите не на образ и тень Истины, но на самое лицо ее, на красоту несозданную, на цвет совершенства – воззрите, члены Тела Христова, на Главу свою, и всмотритесь пристально, пристанут ли ей любимые ваши украшения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

19. СЕРГИЙ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ Димитрий Николаевич), митрополит Литовский и Виленский (26.10.1897-29.04.1944). Окончил ДУ, учился в Московской ДС. В 1920 поступил в Московский ун-т. В 1923 арестован и осужден «за антисоветскую пропаганду». Исключен из университета. В 1925 поступил в Данилов монастырь ( Москва ); пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. В 1930 - настоятель собора в г. Орехово-Зуеве. Сотрудник Московской Патриархии по юридическим вопросам церковной жизни, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». Архимандрит, настоятель Воскресенского храма в Сокольниках (Москва). 29.10.1933 хиротонисан в Москве во епископа Коломенского, викария Московской епархии (в хиротонии участвовал свм. митрополит СЕРАФИМ) ; 10.05.1934 переименован епископом Бронницким. С 1937 - архиепископ Дмитровский, управляющий делами Московской Патриархии. Настоятель Преображенского храма в Москве. В 1940 объехал всех епископов Зап. Украины и Зап. Белоруссии, взяв у них расписки в верности Московской Патриархии и в лояльности к сов. власти. В конце 1940 направлен в Латвию и Эстонию «для ознакомления с положением в Церкви», назначен митрополитом Литовским и Виленским, 24.02.1941 - Патриаршим Экзархом Латвии и Эстонии. При занятии немцами Риги остался на оккупированной территории. В 08.1941 направил в Псков группу священников из Экзархата, положивших начало деятельности Православной духовной миссии в оккупированных районах России («Псковская Духовная Миссия»). По его распоряжению духовенство возносило там за богослужениями имя митрополита Ленинградского Алексия ( СИМАНСКОГО ). В 1942-1943 неоднократно приезжал в Псков, где, в частности, рукоположил во диакона и свящ. Ливерия ВОРОНОВА. Организовал в Вильне (Вильнюс) Богословско-Пастырские курсы, где учились кандидаты на священство и из Лен обл. В нач. 1944 на него было совершено покушение (повреждена нога). 27.04.1944 возглавил богослужения в виленском Свято-Духовом монастыре и первый выпускной акт Богословско-Пастырских курсов. На обратном пути в Ригу его машина была обстреляна, все пассажиры погибли. Погребен на Покровском кладбище в Риге.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

У одного монаха после его смерти нашли сто златниц, которые он добыл, прядя лен. По суду старцев монахов, он лишён был погребения. Монах, взявший от мирянина три номисмы, отлучён был св. Григорием от причастия. В обители преп. Феодора Студита умер монах Василий, оставивши после себе два сребреника. Это считалось таким грехом, что в обители назначена была особая молитва за умершего. И русские иноки держались этих древних правил. У одного инока в обители Дионисия Глушицкого после смерти нашли десять небольших монет. Преп. игумен, по примеру древних подвижников, приказал бросить эти деньги в гроб умершего, в обличение ему. Иноки, испуганные страшным зрелищем, пали к ногам своего учителя и едва умолили изменить наказание. Деньги вынули из гроба и выбросили их вон из монастыря в грязное место, чтобы никто не смел к ним прикоснуться. Были и другие подобные примеры. И как понятно всё это... Если всякому, желающему быть совершенным, заповедано Христом Спасителем – идти продать своё имение и раздать нищим всё до последней копейки, то иноку ли, отрёкшемуся от мира и произнёсшему перед Богом и людьми обет добровольной нищеты, собирать и копить деньги? Не будет ли это возвращением на „прежнюю блевотину“? „Закон уст Твоих для меня лучше тысяч злата и серебра“ ( Пс.118:72 ), – вот что должен всегда помнить инок. Долго ещё мы бродили кругом кельи старца, ища сле- —534— дов пребывания здесь преподобного. Каждое местечко здесь у него имело особое название. Холм, на котором расположена пустынька старца, назван им Афоном. Пустынная местность по своему внешнему виду ему напоминала собой священно-исторические места. Поэтому многие из них старец называл по-своему. Кроме Афонской горы у него здесь были: Иерусалим, Назарет, Вифлеем, река Иордан, горы Фавор, Голгофа, Елеон и др. Видимо, мысли старца витали в далёком прошлом и так были сроднены глубоко и живо с этим прошлым, что всё окружающее будило в нём священные вспоминания, переносило мысль к Тому, Кто освятил эти места своими подвигами. Старец любил читать на каждом из этих мест соответствующие им места из Евангелия, и далёкое прошлое как бы снова проходило перед его глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я – посвященный от народа, На мне великая печать, И на чело свое природа Мою прияла благодать. Вот почему на речке-ряби, В ракитах ветер-Алконост Поет о Мекке и арабе, Прозревших лик карельских звезд. В стихотворении «Ожидание» стук в окно веток ракиты и ее шум предвещают появление светлого всадника и пробуждение души лирического героя: Кто-то стучится в окно: Буря ли, сучья ль ракит? В звуках, текущих ровно , – Топот поспешных копыт. Кто он? Седой пилигрим ? Смерти костлявая тень? Или с мечом серафим, Пламеннокрылый, как день? Никнут ракиты, шурша , Топот как буря растет... Встань, пробудися, душа, Светлый ездок у ворот ! Символ поэтического творчества Клюев часто подчеркивал кровную связь своего творчества с народно-поэтической традицией и говорил о ее таинственном содержании, которое не понять ученым людям. Шумы ракит являются символом этого сокровенного таинственного начала: Родительский талисман В ученую лупу незрим. И мамин еловый дух Гербарий не полонит... Люблю величавых старух, В чьих шалях шумы ракит. Появляется символ ракиты и при создании возвышенного, таинственного образа Анны Ахматовой в стихотворении «Клеветникам искусства»: Ахматова – жасминный куст, Обожженный асфальтом серым, Тропу утратила ль к пещерам, Где Данте шел, и воздух густ, И нимфа лен прядет хрустальный! Средь русских женщин Анной дальней Она как облачко сквозит Вечерней проседью ракит! В стихотворении «О ели, родимые ели. ..» Клюев сравнивает свой стих с пророческими звуками ракиты: И стих мой под бурей простужен, Как осенью листья ракит , – В нем сизо-багряные жилки Запекшейся крови, – подпилки И критик ее не сотрут. Пусть давят томов Гималаи – Ракиты рыдают о рае, Где вечен листвы изумруд . Литература 1. Азадовский К.М. Николай Клюев: Путь поэта. Л., 1990. 2. Базанов В.Г. С родного берега. О поэзии Николая Клюева. Л., 1990. 3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведе­ний. – М., 2002. 4. Клюев Николай. Сердце Единорога. Стихотворения и поэмы. -СПб, 1999.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/21/...

Основные народные приметы по дням этого месяца по В. И. Далю таковы: 10. Ап. Симона Зилота. На Симона Зилота земля именинница, грех пахать, собирают зелья у болота, копают коренья на зелья; 11. Сщмч. Мокия. Мокия Мокрого. Если этот день мокрый, то и лето будет мокрое. В этот день не работают, боясь, чтобы град не побил полей; 13. Мц. Гликерии девы. Лукерьи Комарницы. Полагают, что в этот день прилетают комары; 14. Мч. Исидора. Сидора Огуречника. На Сидора еще сиверко (северно). Придут Сидоры, минуют и сиверы (заморозки), прилетят стрижи и касаточки, принесут тепло. Полагают, что в этот день должно сажать огурцы и сеять лен; 15. Прп. Пахомия Великаго . Пахома Теплого, Бокогрея. Пришел Пахом – запахло теплом. На Пахома поздний посев овса и пшеницы; 16. Прп. Феодора Освященного. Федора Житника. Кто сеет после Фита, прост будет жита. Полагают, что в этот день должно непременно сеять хлеба; 18. Мч. Феодота Анкирского и св. мцц. семи дев. Федота Овсянника. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерить овес кадушкой. Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род. Семь дев сеют лен; 20. Мч. Фалалея. Фалалея Огуречника; 21. Свв. равноапп. царей Константина и Елены (см.: Оленин день). Алены Леносейки. Алены – длинные льны. На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу; тоже сажай огурцы. Алене льны, Константину огурцы; 23. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского (см.: Леонтий Коноплянник). Левона Огуречника; 25. Третье обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Иван Головатый). Ивана – медвяны (вредные) росы. Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлеба. Лечебные зелья кладут под Иванову росу; 28 Прп. Никиты, еп. Халкидонского. Никиты Гусятника (см. также: Евтихий Тихий); 29. Мц. Феодосии, девы Тирской. Федосьи Колосницы. Полагают, что с этого дня рожь начинает колоситься. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный); 30. Прп. Исаакия Далматского. Исакия Змеевника (Змеевик). Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. На Исакия сажают бобы; 31. Ап. Ерма и мч. Ермия . Еремея Распрягальника. Как на Еремия (1 мая) Запрягальника, потому что на Еремия подыми сетево (севалку), так и на Ермея же (Ермия, 31 мая) Распрягальника, потому что опусти сетево (т. е. начало и конец посевов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010