оно исполнялось певчески. В связи с этим Иоанн Грозный задавал вопрос отцам Стоглавого собора: “Коея ради вины в нашем царстве на Москве и во всех московских приделах, и с соборных церквех и в приходных, кроме монастырей, по воскресным вечерням, и по праздничным, и великим святым егда выход бывает, святыя славы не поют, а на заутрени в неделю и в праздники, славословия на потже, якож в прочия, простые дни речу говорять, а во уставе назнаменовано, нарочитым святым славословие великое, что ему почесть... как есме был в Новегороде великом, и во Пскове, во святей Софее, премудрости Божее, и у живоначалные Троицы и во всех святы Божиих церквах по воскресным днем, и по господским праздником, и нарочитым святым, на вечерни когда выход, святыя славы поють, и славословие поють ж на заутрени, в воскресныя дни, и в праздники когда, во уставе молвлено славословие великое” (Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав., Вопрос 33)) . Собор по этому поводу вынес решение: “А о прочем о церковном пении все по уставу творити, славословие пети” (Там же, ответ, гл.16) . Решение собора было, видимо, принято к руководству на местах, и памятники XVII столетия уже определенно говорят о пении великого славословия в Москве. В этом смысле 15 год можно считать датой изъятия студийской практики чтения великого славословия. Самое пение великого славословия носило торжественный характер. После того, как певцы кончали слова богородична “Благословен Бог наш изволивый тако...”, иерей возглашал, а иногда даже пел распевно “Слава показавшему свет” (Ркп Лен. гос. публ. библ. Кир. No.580, л.239) . Певцы обоих хоров на сходе, а иногда лучшие из них на амвоне (Голубцов. Чиновники Моск. Успенск. собора, стр.34–36 и др.) , начинали великое славословие. Заканчивалось славословие троекратным пением Трисвятого, которое в некоторых случаях исполняли один раз по-гречески и два по-славянски (Ркп Лен. гос. публ. библ. Кир. No.577, л.361–362) . После Трисвятого иерей произносил возглас: “Яко Твое есть царство...” (Типикон 1610 г., л.17 и об.; 1641 г., л.17 и л.26 и об.) , и хор пел тропарь воскресный или праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Гранатовые яблоки на подоле верхней первосвященнической одежды были вышиты между прочим нитями крученого виссона. Все виссонные изделия для Скинии исполнял Елиав, сын Ахисамахов, из колена Данова, великий художник в тканье виссона и в составлении разных украшений из виссона ( Исх.38:23 ). Искусство приготовлять виссон значительно усилилось в Израильском царстве при Давиде и Соломоне. В то время, кроме египетского виссона – шеш, сделался известен виссон сирский буц: оба виссона вероятно различались способом приготовления. Между потомками Иуды одно семейство преимущественно отличалось производством сирского виссона ( 1Пар.4:21 ). Новость предмета и особенная доброкачественность его послужили поводом к тому, что Евреи стали отдавать предпочтение сирскому виссону пред египетским 27 . Свящ. одежды, которые прежде устроялись из египетского виссона шеш, начали приготовляться из сирского виссона буц. При перенесении ковчега Завета из Кариафиарима в Иерусалим Давид бяше одеян ризою виссонною (буц), и вси левити, носящии Кивот Завета Господня, певцы же и Хонениа начальник песней поющих ( 1Пар.15:27 ). Тирский художник Хирам приготовил многое из виссона для храма Соломонова: все левиты и певцы, музыканты, число которых восходило до четырех тысяч, при освящении храма, явились в виссонных одеждах (буц. 2Пар.2:14; 3:14; 5:12 ). В странах соседних с Палестиной сирский виссон также пользовался особенным уважением. Пример того особенно находим в Персии. Артаксеркс украшает виссонными ужами оконные занавесы, и возлагает на Мардохея виссонную диадему ( Есф.1:6; 8:15 ). Разведением льна и доселе еще в значительном количестве занимаются в Египте. Там лен сеется ныне в ноябре, а в области Мэнуфийе – в октябре». В нижнем Египте посев льна производится немедленно после того, как спадут нильские воды, без всякого приготовления почвы. Напротив, в Сансе феллахи (бедные крестьяне) сперва возделывают землю, потом делят на небольшие квадраты и засевают их льном. В области Мэнуфийе сеют лен после двух вспашек. Собирание льна начинается в конце марта, иногда в апреле или мае. В 1848 г., как пишут Клот Бей и Норов 28 , в Египте находилось 30.000 ткацких станков. Фабрики льняных тканей распределены поровну в разных провинциях, особенно в нижнем Египте. В Египте ткут ныне один грубый холст, но он, по отличной доброте льна, очень прочен и потому распродается весьма выгодно и в большом количестве. В год выделывают до 3-х миллионов кусков холста: часть их идет на потребности туземцев, а значительная часть вывозится в Триест в Ливорно. Б. Растения огородные

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Христианство — это этика с двойным дном: я не имею права поступать с другими так, как я должен поступить по отношению к себе. По словам академика Аверинцева — христианство создало поистине виртуозную культуру усмотрения собственной виновности. Я должен прощать другим, но не имею права прощать себе. Не должен искать грехи у другого человека, даже если он оказался в несчастье, но если со мной случилось несчастье — о своих грехах должен задуматься. — Между болезнью и человеческими возможностями существуют некие сокровенные отношения. Я имею ввиду мудрость и болезнь, творчество и болезнь. Раскрытие творческих возможностей у болящего происходит БЛАГОДАРЯ или ВОПРЕКИ болезни? — И то и другое может быть. Напомню слова Булата Окуджавы: «А душа — уж это точно — ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она». В христианской же традиции традиционный образ — это лен. Для того, чтобы из жесткого льна получить мягкую, замечательную ткань, из которой можно шить распашоночку для малыша, этот лен надо долго мять. И Господь, бывает, долго мнет долго неудачами человеческую душу, чтобы она стала мягче. — «Лучше нам умереть, чем к врагам Бога идти, какая польза тело исцелить, а душу губить…». Это высказывание Иоанна Златоуста можно применить по отношению к народным целителям? — Можно, но не ко всем. Если этот целитель лечит травками, мануальной терапией — то ничего страшного в этом нет. А вот если на все это налагается какое-то религиозное осмысление типа «эта травка хороша, потому что была собрана, когда Луна была в третьей четверти, и это произошло ровно в полночь, потому что духи слетелись к этой ромашке» — вот в таком случае это магия. Тогда к этому прибегать нельзя. — Насколько неприемлемы с точки зрения Церкви нетрадиционные методы лечения — гомеопатия, иглоукалывание, гипноз? — Я думаю, что во всех трех случаях нет безусловного неприятия. Недавно в Москве после лекции одна женщина обратилась ко мне с вопросом: «Я врач-гомеопат и православная христианка. Скажите, можно гомеопатией заниматься или нет?» Я ответил, что гомеопатия — практика, в принципе, языческая, но если какое-то открытие сделали не христиане, это не означает, что оно само по себе является нехристианским. Например, гомеопатией пользовались святые Феофан Затворник , Иоанн Кронштадтский, Игнатий Брянчанинов . Однако женщина говорит: «Я это знаю, но мне все равно неспокойно, потому что я не знаю, как я лечу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

П.В. Мультатули выдвинул версию ритуального убийства Царской Семьи, к которому имеют отношения Свердлов, Юровский и ряд других лиц. В работе «Дело Юровского. Посмертная судьба сомнительного проекта» историк пишет о «духовных» интересах ряда руководящих лиц большевистской России: «Известно, что евреи Свердлов и Юровский живо интересовались оккультизмом, а Свердлов даже занимался практическими оккультными опытами. Но точно также известно, что оккультизмом и эзотерикой занимались русские Бухарин, Скворцов-Степанов, Богданов, поляк Дзержинский и представители других национальностей большевисткой или околобольшевисткой верхушки» (источник: http://rusk.ru/st.php?idar=113453). Этим тоже можно объяснить ненависть большевиков к Православию. Объявление о панихиде//«Земский край». Владивосток. 1922. 10 октября. 31. Объявление дано братом Марии Смолиной и ее сыном. Блаженный инок. Жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца. М.-СПб., «Русский Хронограф» и «Общество памяти игумении Таисии», 2007. Там же. Беседа с Н.И. Бакулиной состоялась в 2007 г. Духовная дочь инока Владимира, адресат его писем, жительница поселка Тосно. Блаженный инок. Жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца. М.-СПб., 2007, с. 42. Сведения о монахинях Новодевичьего монастыря приводятся по книге Л. И. Соколовой «Никто молитвы не отнимет». Электронная версия. Сведения о монахинях Новодевичьего монастыря приводятся по книге Л. И. Соколовой «Никто молитвы не отнимет». Электронная версия. Книге памяти жертв политических репрессий Новгородской области. Т. 10. По материалам статьи Б.А. Медем, Н.А. Цветковой «Крест протоиерея Михаила Поспелова». Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян. Русская Православная Церковь. Буква «П». Ленинградский мартиролог. СПб. 1996. Т. 2. С. 71. В числе духовенства из уроженцев Тосненского района надо в списках жертв встречается и Георгиевский Алексей Георгиевич, 1893 г. р., уроженец д. Заволожье Тосненского рна Лен. обл., русский, беспартийный, священник, проживал: д. Надище Оредежского рна Лен. обл. Арестован 14 июня 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 августа 1937 г. приговорен по ст. ст. 58–10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 17 августа 1937 г.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Давид мог бы успокоиться, но вместо того он в третий раз (1207) напал на владения Ласкаря, опустошил область Прусиады, изгоняя ставших на сторону Ласкаря крестьян. Получив от франков помощь людьми и провиантом, он дошел до Никомидии. Ласкарь послал против латинского отряда своего полководца Андроника Гида, который при местечке Трахее истребил франкский отряд в 300 человек; сам Ласкарь ударил на Давида и гнал его до Синопа. Вся область к западу от р. Галиса с городами Ираклией и Амастридой досталась победителю. Давид более не беспокоил Ласкаря, ему пришлось отбиваться от турок, решивших взять Синоп. Крепость была ими взята в 1214 г., и Давид пал при ее защите 47 . Помощь франков Давиду была нарушением перемирия Генриха с Ласкарем, но и латиняне жаловались на грабежи никейского адмирала. Впрочем, между энергичным устроителем империи Генрихом и новым греческим царем в Никее, франками не признанным в таком звании, не могло быть прочного мира. В конце 1206 г. Генрих отправил в Пиги Петра Брашейля с братом своим Евстахием, двумя другими баронами и с 140 лучшими рыцарями. Брашейль занял бывший в руинах Кизик, назначенный ему в лен, укрепил его со стороны перешейка двумя фортами и начал грабить владения Ласкаря. Произошел ряд стычек с переменным успехом. С другой стороны Тьерри де Лос занял свой лен Никомидию, укрепил ее акрополь и соседний «монастырь» св. Софии, откуда нападал на область Никеи, отстоявшую всего на один день пути. Макарий Сен-Менегу выстроил на берегу Никомидийского залива замок Харакс (ныне Херекс), развалины которого существуют и поныне. Гильом де Сане овладел Киосом, у которого вливаются в море воды Никейского озера. Латиняне оцепили Ласкаря со стороны моря и собирались утвердиться прочно, как во Фракии и Пелопоннисе. Царство Ласкаря оказалось в тисках между франками и турками (сельджуками), пробивавшимися и к Черному морю (у Синопа), и к Эгейскому (у Атталии, которую и взяли (1207), одолев Альдобрандино). Ласкарь не мог держаться один и завязал или возобновил сношения с Калоянном Болгарским, разорителем греческой Фракии, который, вероятно, и по собственной инициативе обложил Адрианополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Исх.9:30 . «Но я знаю, что ты и рабы твои еще не убоитесь Господа Бога». То есть Моисей не испытывает иллюзий относительно этого человека. Как и Церковь не испытывает иллюзий относительно некоторых людей, понимая, что если они даже и обращаются к Церкви за помощью, это какие-то их политические игры, какие-то спекуляции. Исх.9:31–32 . «Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился; а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние». Из этой информации мы можем четко определить, какое это было время года. Это действительно совпадает с Пасхой и с тем, когда она была установлена, потому что было время созревания льна и ячменя в Египте, когда другие виды растений пока еще не поднялись: «а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние» – здесь четко можно определить, когда это было. И это событие действительно соответствует 14-му Нисану. Исх.9:33 . «И вышел Моисей от фараона из города и простер руки свои к Господу, и прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю». Вот как важно совершать молитву, удалившись от идолопоклонства, от идолов, а идолов очень много бывает в сердцах у людей. Это и преклонение доллару, в целом, исполнение культа золотого тельца – все это мешает нам молиться! И Моисей понимал, что нельзя так молиться, если идолы вокруг тебя! А когда и в тебе еще какие-то идолы – это тем более опасно! А что же происходит с фараоном? Исх.9:34 . «И увидел фараон, что перестал дождь и град и гром, и продолжал грешить, и отягчил сердце свое сам и рабы его». Вот здесь сопоставление «сам и рабы его» показывает, что и фараон, и египтяне были сходны в своих намерениях, поэтому казни одинаково касались и правителей страны, и населения. Исх.9:35 . «И ожесточилось сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Господь чрез Моисея». Вот, что пишет преподобный Ефрем Сирин на раскаяние фараона: «На этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны»: «И сказал фараон Моисею: На этот раз я согрешил. Но разве в предшествующие дни, когда ожесточался, не согрешал фараон? Действительно, он согрешал и прежде, но не так, как в этот раз. Ибо его предостерегли, чтобы он собрал скот, но он не послушался, и за это его постигло более тяжкое, чем предыдущие, наказание из-за его безрассудства в этом бедствии» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И по Нем идоша народи мнози, и исцели их всех. И запрети им, да не яве Его творят. Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили: Он всеми способами старался уврачевать их. Яко да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: се Отрок Мой, Егоже изволих: возлюбленный Мой, наньже благоволи душа Моя: положу Дух Мой на Нем, и суд языком возвестит: не преречет, ни возопиет. Евангелист приводит и пророка во свидетели кротости Иисусовой. Чего бы, говорит, ни хотели иудеи. Он сотворит; хотят ли, чтобы Он не являлся? Он и это исполнит, не станет противиться, подобно какому либо честолюбцу, не будет и спорить; напротив возвестит народу, чтобы не объявляли о Нем. Он возвестит суд и язычникам, то есть будет учить и язычников: ибо суд здесь тоже, что учение, знание и различение добра. Или - возвестит язычникам и о будущем суде, о котором они никогда не слыхали. Ниже услышит кто на распутиих гласа Его: поелику Он учил не среди площади, ни на дорогах, как славолюбивые фарисеи, но в храме, или в синагогах, или на горе, или близ моря, удаляясь от славы народной. Трости сокрушены не преломит, и лена внемшася не угасит. " Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить неистовство гнева их, как курящийся лен, но не хотел, пока не совершит Своего служения и не победит их во всем " . Это показывает в следующих словах. Дондеже изведет в победу суд: и на имя Его языцы уповати имут. Чтобы не имели чем оправдываться, все терпел, дабы в последствии осудить их, как не могущих дать ответа. Ибо чего Он не сделал, да приобрящет их! Но они не восхотели. И так язычники уповати имут на Него, поелику не хотели того иудеи. Василий Великий под тростию сокрушенною (надломленною) разумеет такого человека, который подвержен какой-либо страсти, и в тоже время желает исполнять волю Божию. Такого человека не надобно сокрушать и отвергать, но наставлять, подобно как Господь наставлял: внемлите милостыни вашея, говорил Он, не творити пред человеки, яко да видими будете ими (Матф. 6, 1); или как Апостолы учили по его наставлению, говоря: Вся творите без роптания и размышления (Филип. 2, 14), также: ничтоже по рвению, или тщеславию, (Филип. 2, 3). Курящийся лен означает такого человека, который исполняет заповеди Божии без теплого чувства и не с полным усердием. Он означает еще ослабевшего человека, которого также не должно отвергать, напротив нужно возбуждать и поощрять напоминанием о судьбах Божиих и божественных обетованиях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1066...

http://otkudarodom.ua/ru/kuryazhskiy-monastyr Куряжский монастырь. Описание земельной дачи. 1782 год Монастырь положение имеет при реке Куряже по течению онай с левой стороны, и при большой Богодухавской дороге. В том монастыре три церквы: каменная, 1-я Преображения Господня, 2-я Великомученники Георгия Победоносца, третия Преподобнаго Онуфрия, в которой имеются два ключевыя колодезя со срубами, первой в алтаре под престолом, а второй по сред церкви под амвоном, из коих протекает вода под землею чрез зделанныя чугунныя трубы. В третей подле той церкви колодезь, в коих вода чисатя, легкая и для употребления людем весьма здоровая, а из последняго колодезя протекает в речку Куриж. Около онаго монастыря ограда каменная, в которой состоят весьма изрядныя кельи с ростущими около оных плодовитыми деревьями, с коих употребляемыя плоды употребляются на монастырской обиход. На речке Куриж состоит мушная мельница, действие имеет в вешнее и осеннее время о двух поставах, коя содержится только для монастырскаго помолу. Деревня Куриж на левом берегу реки Курижа, а дачею простирается по обе стороны той речки, оврага Курижа кременнаго четырех вершков безымянных, вышеописанной большой дороги, и по левому берегу реки Уд. Речка Куриж во оной даче в летнее жаркое время глубиною бывает в четверть аршина, шириною в три сажени; а река Уды глубиною в пол аршина, а шириною на пятнадцать сажень. В них рыба щуки, окуни, караси, плотва, вьюны, лини и раки, которая употребляются на монастырской обиход. Вода в реке и речке здорова, земля грунт имеет черноземной с илом, а по берегу реки Уд пещаная. Из постоянаго на ней хлеба родится рожь, пшеница, гречиха, прос, овес, ячмень, горох, конопли и лен. Так же и сенныя покосы хороши, лес ростет строевой, дубовой и березовой, толщиною в отрубе в четверть аршина, а вышиною от четырех и до пяти сажень, и промеж оанго дровяной того же рода, и кленовой, липовой, ореховой, котрой для паташа от части способен. В нем звери волки, зайцы, лисицы, горностаи и белки, а птицы орлы, ястребы, коршуны, сороки, вороны, галки, конушки, цапли, куропатки, горлицы, дятлы, соловьи, иволги и при водах утки и кулики. Подданыя малоросияне торгов и промыслов не имеют, а исправляют монастырскую работу, довольствуются от хлебопашества и скотоводства. Земли на монастырь запахивают тридцать десятин, а остальную обрабатывают, и сено скашивают на себя все без остатку, к чему и радетельны. Женщины сверх полевой работы упражняются в рукоделии, прядут лен, посконь, шерсть и сермяжныя сукна для своего употребления.

http://sobory.ru/article/?object=33147

Каково начало, таков и конец. Каким летом пошел, таким не воротишься. Звоном началось, звоном и кончилось (Вологод. г., Ник. уезд., на Вохме построена в 1784 г. церковь, на месте, где слышали звон; в 1845 г. она сгорела со звоном) . Год кончается (кончился), другой начинается (начался). Поедим, попьем, да и домой пойдем. Кормил до уса, корми и до бороды (т. е. потерпи, не гони малого со двора, дай возмужать) . Долга эта песня. Нам конца этой песни не дождаться (не дожить до конца) . Улита едет, да когда-то будет. Поколе солнце взойдет, а роса глаза выест. Он как расходится, так не уймешь. От норда к весту откачал, да и к месту (матросск.) . Трудно раскачаться, а там пошел. Что ни бай, а писать веди надо. Всякое дело с концом хорошо. Дело без конца, что кобыла без хвоста. Заговорил, так надо договаривать. Как ни верти, да дело верши! Как ни мять, как ни валять, а в печь сажать. Дело заделано, надо доделывать. Не круто (горячо, спешно) начинай, а круто кончай! Начали лен трепать, так над ним не стоять. Стали молотить, не в колотушки играть. Початую кладушку домолачивай, упрямую бабу доколачивай! Коли мять лен, так уж доминать. Коли бить, так уж добивай! Бить, так бей, чтоб не очнулся. Недорубленный лес скоро вырастает. Долго ли, скоро ли, а все будет конец. Сколько веревку ни вить, а концу быть. Сколько цвету ни цвесть, а быть опадать. Струны готовы, недалеко и до песен. Сколько ни петь, а аминем вершить. Не мы увидим (доживем), так дети наши. Заварил кашу, так не жалей и молока (и масла)! Задумал бежать, так не лежать. Добивай шило в черен! Осаживай обручи до места! Заварили кашу, что и в рот не лезет (что и не знают, как расхлебать). Не тужи о пне, отрасли есть. Жив Курилка, не помер. Не тужи по голове: душа есть. У кольца да у венца не найдешь конца. У кольца нет конца. Концы рубить – только снасть изводить, а все концам быть. Где конец веревки этой? – Нет его, отрубили! У нашего словца не дождешься конца. На век протянется, на всякого достанется. Тянется, как глиста, как слюна.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

2 См. в интернете сайт Белоликовых, где приведены родословные Белоликовых, Орнатских и других их сродников: 3 . Матушка о. Философа – Елена Николаевна (р.21.05.1865), дочь Мария Философовна (род. 31.05.1895), в замужестве Балыкова (её супруг – прот. Петр Павлович Балыков, род.1.02.1892 – ?), и сын Александр Философович (род. 21.10.1905) – умерли в блокаду; старшие два сына – мч. Николай Философович (р.4.05.1886, военный врач, после оконч. Мировой войны вернулся домой, занялся частной врачебной практикой и пел в храме в церк. хоре; женат на дочери прот. Иоанна Успенского, полкового священника лейб-гвардии Финляндского полка; имел двух дочерей – Ирину,1917 г.р. и Елену) и мч. Борис Философович (р.30.05.1887, штабс-капитан артиллерии, награжден пятью орденами; после возвращения с фронта жил вместе с родителями, помогая в храме отцу) расстреляны в августе 1918 года вместе с их отцом; третий сын Владимир (р.15.07.1888) по одним данным также был расстрелян вместе с братьями, по другим, – умер в 1939/1940 гг. Годы жизни остальных детей о. Философа Орнатского : Вера (род.13.08.1889–1967), в замужестве Яворская (её супруг – прот. Михаил Семенович Яворский, р.1883–28.09.1937); Лидия (р.15.02.1892–1967), в замужестве Рюмина (её супруг – Константин Рюмин, г. Л-д – Канада); Сергей (р.2.03.1898–1924, г. Лен-д); Елена (р.18.02.1903 – ум. в юности); Константин (р.6.05.1908–1985), топограф, его супруга – Клавдия Иосифовна (г. Лен-град). 4  Иоанн Орнатский в 1892/93–1894гг. – псаломщик Благовещенской церкви в Череповце, а с августа 1894 г. определен псаломщиком в храм Иоанна Богослова в СПб. Леушинское подворье. Через месяц, 25 сент. ст. ст, он посвящен в сан диакона, а на следующий день, в праздник св. ап. и еванг. Иоанна Богослова –– в сан пресвитера. Здесь о. Иоанн Орнатский прослужил десять лет, а потом по ходатайству о. Иоанна Кронштадтского был переведен в Иоанновский монастырь на Карповке: он был первый священник Леушинского подворья и последний священник Иоанновского монастыря, закрытого в 1923 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010