Главная «Посеешь лен — пожнешь золото»: посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере «Посеешь лен — пожнешь золото»: посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере Лен на Русском Севере хорошо растет, поэтому традиции льноводства здесь древние и крепкие. В лидерах, конечно, Вологодская область. Лен в устюжских землях продолжают выращивать и делать из этого волшебного растения самые неожиданные продукты. Какие? И что вообще собой представляет лен? Узнаем подробности… 1 Какой бывает лен Волокно и ткань делают из льна-долгунца, или прядильного льна. Из других сортов — льна-кудряша (масличного) и льна-межеумка — получают семена из которых вырабатывают масло и жмых. Фото mcx.gov.ru Для того чтобы лен-долгунец был «долгим», крепким, качественным, ему необходимо расти в умеренном и влажном климате. Льну требуется долгий световой день и совсем не нужна жара. Поэтому Русский Север — оптимальное место для льноводства. 2 Цвет льна Цветы у льна бывают разных оттенков — от бордового до желтого, но русский лен-долгунец цветет голубыми цветами. 3 Что делали из льна Почти все части льняного стебля шли в дело. Остатки стеблей, грубые очесы кудели, семена… Льняной паклей утепляли дома, льняное масло наливали в светильники, из остатков пряжи делали тряпичные куклы. Из льна изготавливали одежду, постельное белье, скатерти, жаккардовое полотно, портьерные, обивочные ткани, неводы, паруса, масло, олифу, шумопоглотитель в строительстве (кóстрица), веревки, мешковину, холст, канву для вышивки. Сейчас из льна делают композитные материалы для автомобилестроения, стройматериалы, теплоизоляцию, лекарства. С появлением новых технологий лен научились применять в целлюлозно-бумажной, медицинской, химической, военной, автомобильной промышленности. Российский лен — это и эксклюзивные модели одежды, и простые брезенты, пожарные рукава, защитная одежда и мягкая тара. Более трети технических тканей и больше половины мешковины в России вырабатывается из льняного волокна. Из него делают основы для лучших ковров и линолеума, холсты для художников. А так называемую кóстру — льняную «древесину», которой в год с той же площади прирастает значительно больше, чем древесины леса, — используют для производства мебельных и строительных плит и топливных брикетов.

http://sever.foma.ru/poseesh-len-pozhnes...

Русский лен Все, увы, идет к тому, что в недалеком будущем Россия может больше не иметь такого стратегического сырья, как лен. Сегодня наша страна относится к этому растению, как мачеха. Беда, да и только! Ведь эта традиционная для России культура в прошлом считалась национальным богатством, и мы гордились ею. Типичной чертой северорусского пейзажа были некогда бирюзовые и золотистые разливы льняных полей. Наше положение в этой отрасли на мировом фоне выглядит удручающе. Если в начале XX столетия «северный шелк» давал стране около 10 процентов ВВП, то с конца 90-х годов выращивание льна в нашем Отечестве признано, увы, нерентабельным. Посевные площади только в последние десять лет сократились с 700 до 120 тысяч гектаров. А между тем, по прогнозам ученых, к 2020 году с лица Земли исчезнут последние девственные леса, деревья будут беречь, а лен начнут выращивать для производства целлюлозы и для всего того, на что ныне используют лес. Лен – не дерево, растет всего несколько месяцев, а польза почти та же. Стало быть, за ним будущее? Однако у нас все делается так, как будто Россия хочет заслужить одобрение «Большой восьмерки», которая жестко рекомендует нам не давать дотаций производителям льна. И поэтому «голубые глаза» России грустны как никогда… Тверская область – поистине льняной край с благоприятными для «северного шелка» почвами и климатом. Здесь выращивается пятая часть объемов отечественного льна. Край сосредоточил мощный научный потенциал, – Всероссийский научно-исследовательский институт льна (ВНИИЛ) в Торжке, Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственного использования мелиорированных земель (ВНИИМЗ) и Всероссийский научно-исследовательский, проектно-технологический институт механизации льноводства (ВНИИПТИМЛ) в Твери. Правда, при всем своем желании отрасль не всегда может расплатиться с наукой. А ведь на одном бюджетном финансировании той тоже не выжить. – Наш институт, находящийся в ведении Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), – крупнейший научный центр по льну-долгунцу в России и ведущее учреждение по данной культуре в странах СНГ, Европы и мира, – рассказывает директор ВНИИЛ, заслуженный агроном России Владимир Понажев. – Мы разрабатываем новые методы селекции и семеноводства, выводим сорта льна-долгунца, отвечающие требованиям производства, совершенствуем технологии возделывания и первичной обработки льна, разрабатываем стандарты на льнопродукцию, координируем вопросы экономики этой важнейшей культуры.

http://pravoslavie.ru/jurnal/389.htm

4 Льняное масло Пища постных дней и периодов на Руси не обходилась без льняного масла. Битье масла было своеобразным ритуалом, чем-то праздничным, развлекательным. До этого нужно было просушить льносемя, истолочь на мельнице или вручную в ступе. Потом семя просеивали решетами, остатки снова толкли. Истолченную массу помещали в горшки и разогревали в печах. Горячую, ее заворачивали в плотную холщевую ткань и закладывали в колоду между двумя деревянными плашками. Эти плашки сдавливали при помощи клиньев. По клиньям надо было бить чуть ли не кувалдой. Под колодой ставилась посуда. С каждым ударом приближался тот момент, когда первая капелька густого янтарного масла ударится о подставленную сковородку. Выбив, вернее, выдавив масло, вынимали сплющенный кулек и вставляли в колоду свежий, горячий. Льняное и конопляное масло выбивалось на Руси, видимо, в очень больших количествах, поскольку шло оно не только в пищу, но и на изготовление олифы. И сегодня из льняного масла продолжают делать олифу, а еще — лаки, линолеум, масляные краски… Его употребляют в пищу и применяют в народной медицине — в льняном масле много полиненасыщенных жирных кислот и фитоэстрогенов, полезных для здоровья. 5 Русский лен в мире Несколько веков почти все фабрики и мануфактуры Франции и Великобритании, изготавливавшие тонкий батист и холст для парусов, работали на русском сырье. К концу XVIII века Россия экспортировала более миллиона пудов льняной пряжи и готового волокна. В середине XIX века в Европе производилось 347 тысяч тонн льна, из них Россия поставляла 196 тысяч. Из всего волокна, представленного на мировом рынке, 64 % имело российское происхождение. В период с 1861 по 1913 годы урожаи льна и количество произведенного волокна выросли в три раза. Мяльщицы льна. Фото: Федот Васильевич Сычков Волокно льна долгие годы было одним из ведущих продуктов отечественного экспорта. В прежние годы более миллиона гектаров земель отводили под посевы льна. Мы можем гордиться: в России самая большая в мире льняная сырьевая база и перерабатывающая промышленность.

http://sever.foma.ru/poseesh-len-pozhnes...

– Мохом вы обросли, в Уренях ваших сидючи да с лешими в свайку играючи… Эти самые ассигнации уж годов пять как прикончены, и размена им больше нет. Эх, вы, уренчане, гусиные лапы, воду лаптем черпали (присказка такая на Урени в народе)… Кто пожег от сердца неверные бумаги, а кто и до сей поры бережет. Старица начетная Селивестрия каждый год о Петров день из кубышки вынимает и на солнышке развешивает – сушить. – Не верю тому, – говорит, – чтобы деньга с царским орлом без цены стала. Это солигаличские купцы, нечистые щепотники, народ обманывают, новое гонение на истинную веру налагают… Деньги – что, наживное дело! До войны каждую зиму в Рождественский пост правили Урени в Ветлугу, Буй, Солигалич, а то и в саму Кострому обозы. Везли мед, воск топленый, дубленую овчину, кожу сыромятную, рыбу мороженую, ерша и налима из чистых лесных озер, лен-долгунец трепаный. Все правильное, богоданное, от Его великих щедрот человекам на услаждение, а хлебушко – он трудовой, ибо сказано про него в Писании: «в поте лица»; а про мед и овчину того не написано. Деньги – что! От них блуд и развращение сердец. Что на них покупали: бабам ситцы да миткали цветистые, фабричные, машинки швейные; ребятам сахар да крендели белые пшеничные (от них лишь зубная хворь), а мужики, кто в вере послабее, так бывало потаенно и прескверную траву китайскую за пазухой возили. Ну, конечно, керосин и прочее… А хлебушко-то – он не купленный, без него же и мышь не живет. Пошлет Господь дождичка во благовременье – сыта земля и радуется, прогневается – Его святая воля, – иссохнет земля в печали и несть человекам на потребу… Утром, когда светлая зоренька еще за лесом нежилась, завились кудрявые дымки над Уренями – бабы печи запалили, заскрипели ворота – за водой с деревянными бадьями на расписных коромыслах девки пошли, а от колодцев иные и без воды прибежали сказать страшную новость: – Ночью Фролкины солдаты Силаева да еще пятерых богатеев-тысячников из домов забрали и в правлении под крепким караулом держат. А колокол снова сбор бьет. Снова на выгон тянутся мужики, только уж на тот раз бабам и ребятишкам путь туда заказан:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ко дням торжеств была устроена в городе большая сельскохозяйственная выставка. Захолустная тихая губерния щеголяла перед столичными гостями всею мощью таящихся в ней производительных сил. В витринах красовался шелковистый костромской лен-долгунец, считающийся одним из лучших в мире, рядом с ним золотился янтарными переливами душистый мед из лесных пасек, а дальше, множество различных поделок из дерева, бересты, липового лыка, которые производят костромские крестьяне исключительно из местных материалов в долгие зимние вечера. Богатства северной кондовой Руси, представленные на выставке, поразили тогда прибывших на торжества иностранцев, представителей дипломатического корпуса… За павильонами был размещен отдел животноводства. Там красовались видные, важные симменталы, модные в то время серые швицы, а из местных пород были показаны главным образом, романовские овцы, густая, мягкая и легкая шерсть которых славилась по всей Руси, как лучшая для изготовления полушубков. Этим отделом заведывал молодой, только что назначенный департаментом земледелия в Костромскую губернию специалист по животноводству, Александр Матвеевич Макаров. Он происходил из крестьян Тверской губернии, и счастливо сочетал в себе стремление к овладению всем опытом Запада, по его специальности с внимательным и углубленным отношением к своему русскому, накопленному веками опыту в том же самом направлении. С крестьянами он умел говорить, избегая педантичного, дидактического тона, а также и иностранной терминологии. Говорил просто, понимал их и они понимали его. Вероятно, поэтому собравшиеся на торжества крестьяне, с большим интересом посещавшие также и выставку, собирались вокруг молодого агронома целыми группами, то спрашивали, то свое рассказывали, а порою и в споры вступали. Во время одного из таких споров, его оппонентом оказался невзрачный, небольшого роста, средних лет, мужичок. Ничего в нем не было подчеркнуто традиционного («иконописного»), не был он похож па тургеневского Хоря, а был скуластым, с реденькой бородкой и как будто даже раскосыми глазами. Таких много в Костромской губернии, особенно в лесных заволжских ее районах. Финская кровь древних ее насельников и до сих пор дает себя чувствовать.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

– Мохом вы обросли, в Уренях ваших сидючи да с лешими в свайку играючи… Эти самые ассигнации уж годов пять как прикончены, и размена им больше нет. Эх, вы, уренчане, гусиные лапы, воду лаптем черпали (присказка такая на Урени в народе)… Кто пожег от сердца неверные бумаги, а кто и до сей поры бережет. Старица начетная Селивестрия каждый год о Петров день из кубышки вынимает и на солнышке развешивает – сушить. – Не верю тому, – говорит, – чтобы деньга с царским орлом без цены стала. Это солигаличские купцы, нечистые щепотники, народ обманывают, новое гонение на истинную веру налагают… Деньги – что, наживное дело! До войны каждую зиму в Рождественский пост правили Урени в Ветлугу, Буй, Солигалич, а то и в саму Кострому обозы. Везли мед, воск топленый, дубленую овчину, кожу сыромятную, рыбу мороженую, ерша и налима из чистых лесных озер, лен-долгунец трепаный. Всё правильное, богоданное, от Его великих щедрот человекам на услаждение, а хлебушко – он трудовой, ибо сказано про него в Писании: «в поте лица»; а про мед и овчину того не написано. Деньги – что! От них блуд и развращение сердец. Что на них покупали: бабам ситцы да миткали цветистые, фабричные, машинки швейные; ребятам сахар да крендели белые пшеничные (от них лишь зубная хворь), а мужики, кто в вере послабее, так бывало потаенно и прескверную траву китайскую за пазухой возили. Ну, конечно, керосин и прочее… А хлебушко-то – он не купленный, без него же и мышь не живет. Пошлет Господь дождичка во благовременье – сыта земля и радуется, прогневается – Его святая воля, – иссохнет земля в печали и несть человекам на потребу… Утром, когда светлая зоренька еще за лесом нежилась, завились кудрявые дымки над Уренями – бабы печи запалили, заскрипели ворота – за водой с деревянными бадьями на расписных коромыслах девки пошли, а от колодцев иные и без воды прибежали сказать страшную новость: – Ночью Фролкины солдаты Силаева да еще пятерых богатеев-тысячников из домов забрали и в правлении под крепким караулом держат. А колокол снова сбор бьет. Снова на выгон тянутся мужики, только уж на тот раз бабам и ребятишкам путь туда заказан – долго ли до греха.

http://azbyka.ru/fiction/neugasimaya-lam...

Маны кэпсээн баран: «Ким истэр кулгаахтаах истиэхтин!» – диэн саа аллайбыта. 9 рэнээччилэрэ Киниттэн бу домох суолтатын ыйыппыттара. 10 Иисус эппитэ: «Эиэхэ Таара Саарыстыбатын кистэлэнэрин билэр кыах бэриллибитэ, оттон ити атыттарга барыта домохторунан этиллэр, онон кинилэр крр эрээри, крбттр, истэр эрээри, йдбттр. Бурдук ыааччы туунан домох быаарыыта 11 Бу домох быаарыыта маннык: сиэмэ – Таара тыла; 12 суол кытыытыгар тспт сиэмэ – истэр дьон, ол гынан баран кинилэргэ адьарай кэлэн, итээйбэтиннэр, быыамматыннар диэн, истибит тыллларын срэхтэриттэн илдьэ барар; 13 оттон тааска ыыллыбыт – ол тылы рнэн ылынар эрээри, силиэ суох буолан, ардыгар эрэ итээйэр, оттон тургутуу кэмигэр тэйэр дьон; 14 хатыылаах ыараа тспт – ол тылы истэр эрээри, тэйэ тстлэр да, олох спслгэнэ, баай-дуол, кннээи р-дуоуйуу тумнаран, итээллэрэ сиппэккэ хаалбыт дьон; 15 оттон буорга ыыллыбыт сиэмэ – ол Таара тылын истэр уонна истибит тылларын ткэн, ыраас срэхтэригэр иэрэ сылдьан, бары ыарахаттары тулуйан туран итээйэр дьон». Сибэтиинньик туунан домох « 16 Ким да сибэтиинньиги уматан баран, иитинэн саба уурбат, орон анныгар туруорбат, ол оннугар, киирээччилэр сырдыгы крдннэр диэн, олоор туруорар. 17 Кистэммит кстбэтээ, кистэлэ арыллыбатаа диэн суох. 18 Онон хайдах истэргитин кэтэнэн крн: баардаахха Таара сс биэриээ, оттон туга да суох кииттэн баардаахпын дии санаабыта кытта былдьаныаа». Иисус Христос Ийэтэ уонна бырааттара 19 Киниэхэ Ийэтэ уонна бырааттара кэлэн баран, дьон элбээ бэрдиттэн хаайтаран, кыайан ааспатахтара. 20 «Ийэ уонна бырааттары кэлэн таырдьа тураллар, Эйигин крсхтэрин баараллар», – диэн Киниэхэ биллэрбиттэрэ. 21 Иисус эппитэ: «Таара тылын истэр уонна толорор дьон – олор Мин Ийэм уонна Мин бырааттарым буолаллар». Силлиэни тохтотуу 22 Биирдэ Кини рэнээччилэрин кытта оочоо киирэн баран: «Кл ууор туоруоу», – диэбитэ. Ууор устубуттара. 23 Устан истэхтэринэ, Иисус утуйан хаалбыта. Клгэ эмискэ кстээх силлиэ тэн, долгун сабыта биэртэлээн, оочо уунан туолан барбыта, онон тимирэр кутталга киирбиттэрэ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Орон анныгар умайар сибэтиинньик 21 Итиэннэ Иисус кинилэргэ эппитэ: «Сибэтиинньиги уматан баран, иитинэн саба уураары, аалаллар дуу, орон анныгар туруораары дуу? Олоор туруораары аалаллар буолбатах дуо? 22 Ханнык да кистэлэ арыллыбатаа диэн суох, туох да кистэммит биллибэтээ диэн эмиэ суох. 23 Ким истэр кулгаахтаах истиэхтин!» 24 Итиэннэ Иисус эппитэ: «Бу истибиккитин йдн кэбии: ханнык кээмэйинэн кээмэйдиигит да, эиэхэ эмиэ оннук кээмэйинэн кээмэйдиэхтэрэ, итиэннэ эиэхэ, истээччилэргэ , сс эбэн биэриэхтэрэ. 25 Баардаахха сс бэриллиээ, туга да суохтан баара кытта былдьаныаа». Бурдук сиэмэтин туунан домох 26 Итиэннэ Иисус эппитэ: «Таара Саарыстыбатын тугунан холобурдаан крдрххэ сбй? Эиги манныгы санаан кр: кии буорга бурдук сиэмэтин ыар; 27 тнн кии утуйар, кнн турар, оттон сиэмэтэ хайдах нэн иэрин билбэт. 28 Бурдугу сир бэйэтэ ннэрэр: манай кх нгэс нэр, онтон куолас быган тахсан ас кутар; 29 бурдук бустаына, хомуур сааланар, оччоо кии сиэрпэтин ылан, бурдугун быа тахсар». Хартыыа сиэмэтин туунан домох 30 Итиэннэ сс эппитэ: «Таара Саарыстыбатын тугунан холобурдаан крдрххэ, ханнык домоунан быаарыахха сбй? 31 Манныгы санаан кр: бу хартыыа сиэмэтэ баар. Буорга ыалларын саана, кини сир рдгэр баар сиэмэлэртэн барыларыттан саамай кыралара, 32 оттон ыспыттарын кэннэ – оуруот нээйилэриттэн барыларыттан улаханнара буолар, суон, хойуу лабааланар, онон бэл ктрдр, ктн кэлэн, кини клгэр уйа туттар кыахтаналлар». 33 Бу курдук, т истэллэрин тухары, кинилэри элбэх домоунан рэппитэ. 34 Домоо суох кинилэргэ тугу да эппэт этэ, оттон рэнээччилэригэр, бэйэлэрэ эрэ хааллахтарына, барытын туспа быааран биэрэрэ. Силлиэни тохтотуу 35 Ол кн киээтигэр Кини рэнээччилэригэр: «Ууор туоруоу», – диэбитэ. 36 Онон кинилэр дьону ыыталаан баран, Иисус олорор оочотугар киирэн ууор устубуттара; онно Кинини кытта атын тыылаахтар эмиэ бааллара. 37 Эмискэ кстээх силлиэ тсптэ; долгун оочону сабыта охсон, оочо уунан туолан барбыта. 38 Кини бу кэмэ олбоу сыттанан, куормаа утуйа сыппыта. рэнээччилэрэ Кинини уугуннаран: «рэтээччи! Бииги лн эрэрбитигэр Эн кыаммаккын дуо?» – диэбиттэрэ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Биэс тыыынча киини аатыы 13 Иисус маны истэн, оочоо олорон соотоун иччитэх сиргэ устубута; барбытын билэн, дьон куораттан ыла сатыы батыан тиийбиттэрэ. 14 Иисус кытылга тахсан, элбэх дьон турарын крн аынан, ыалдьааччылары трдбтэ. 15 Киээ буолбутугар, рэнээччилэрэ Киниэхэ кэлэн эппиттэрэ: «Манна иччитэх сир, кн да киээрдэ, онон дьону дэриэбинэлэргэ ыыталаа, баран аыыр астарын атыыластыннар». 16 Иисус эппитэ: «Кинилэр бараллара наадата суох, эиги кинилэргэ аылыкта биэри». 17 рэнээччилэрэ: «Манна бииэхэ баара-суоа биэс килиэп уонна икки балык баар», – диэбиттэрэ. 18 «Ону манна Миэхэ аалы», – диэбитэ Кини. 19 Дьону окко олордорго соруйан баран, биэс килиэби уонна икки балыгы ылан, халлааны крн туран алаабыта, онтон килиэби тоутан рэнээччилэригэр биэрбитэ; рэнээччилэрэ ону дьоо тэппиттэрэ. 20 Бука бары тото-хана ааабыттара; ордубут аы хомуйбуттара уон икки толору тымтай буолбута. 21 Оону-дьахтары аахпатахха, манна биэс тыыынча кэриэ кии ааабыта. Уу устун хаамыы 22 Сонно Иисус рэнээччилэрин оочоо олордон баран, Бэйэтэ дьону таратыар диэри, ууоргу кытылга туоруулларыгар соруйбута. 23 Барыларын ыыталаан баран, соотоун хайа рдгэр э тахсыбыта; киээ буолуута онно Кини соотох этэ. 24 Ол кэмэ рэнээччилэр оочолоро муора ортотугар тиийбитэ , кстээх утары тыал тэн, долгун оочону сабыта охсуолаабыта. 25 Халлаан сууктуйуута Иисус кинилэргэ муора устун хааман тиийэн кэлбитэ. 26 Кини уу ньуурунан хааман иэрин крн, рэнээччилэрэ уолуйаннар: «Сибиэн!» – диэн хаыытаспыттара. 27 «Уоскуйу, бу Мин, – диэбитэ Иисус хап-сабар. – Куттаныма». 28 Петр эппитэ: «Тойонуом! Бу Эн буоллаххына, мин Эйиэхэ уу устун хааман тиийэрбэр соруй». 29 «Чэ кэл!» – Иисус ыырбыта. Петр оочоттон тахсан, уу устун хааман Иисус диэки барбыта, 30 ол эрээри тыал крбтн крн куттанан, ууга тимирээри: «Тойонуом, быыаа!» – диэн хаыытаабыта. 31 Сонно Иисус, илиитин уунан, кинини тутан ылбыта: «Кэмчи итээллээх, тоо саарбахтааты?» 32 Тыыга киирбиттэригэр тыал астан хаалбыта. 33 «Дьи чахчы Эн Таара Уолаын!» – оочоо олорооччулар бука бары Киниэхэ сгрйбттэрэ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

24 Кэлэн, Кинини уугуннаран: «рэтээччи! рэтээччи! лн эрэбит!» – диэбиттэрэ. Кини туран тыалы, сабыта охсор долгуну буойбута: сонно тута тыал да, долгун да уостан, уоскуйан хаалбыттара. Уу чуумпу буолбута. 25 «Итээлгит ханнаный?» – диэбитэ Кини рэнээччилэригэр. Кинилэр дьулайан дааны, дьиктиргээн дааны, бэйэлэрин икки ардыларыгар: «Кимий – бу Кини, тыалы да, ууну да буойан бас бэриннэрээччи?» – дэспиттэрэ. Куаан тыыннарга буулаппыт киини трд 26 Галилеяны утары сытар Гадара сиригэр кэлэн тиксибиттэрэ. 27 Иисус биэрэккэ тахсыбытыгар, р кэм устата абааыларга буулатан, таас диэни таныбакка, дьиээ-уокка олорбокко, лбт дьону кистиир хаспахтарга хоройбута ырааппыт кии Киниэхэ утары тахсан кэлбитэ. 28 Кини Иисуу крт, иннигэр умса тэн баран, кмэйин муунан хаыытаабыта: «Эн Миэхэ тугу кыалатай, Иисус, рдк Таара Уола? Эйигиттэн ааттаабын, миигин мунаама!» 29 Иисус быртах тыыны бу кииттэн тахсарыгар дьаайбытын иин, кини итинник эппитэ. Абааы бу киини бэрт уун кэм устатыгар мунаабыт этэ: кинини атахтары, илиилэри тимир сыабынан, быанан кэлгийэн маныыллара да, кии ону быыта тыытан баран, абааыга кыйдатан иччитэх сирдэринэн куотара. 30 Иисус киниттэн: «Ааты кимий?» – диэн ыйыппыта. Элбэх абааы киирбит буолан, кини: «Легион», – диэн хоруйдаабыта. 31 Абааылар Иисустан кинилэри тгэн тгээр рбэтигэр крдспттэрэ. 32 Онно хайа рдгэр балысхан сибиинньэ рэ мэччийэ сылдьара. Абааылар сибиинньэлэргэ киирэрбитин кллээ диэн крдспттэрэ. Иисус кллээбитэ. 33 Кинилэр кииттэн тахсан сибиинньэлэргэ киирбиттэригэр, бтн р сибиинньэ эмпэрэттэн ыстанан, клгэ тимирэн хаалбыта. 34 Маныыыттар ону крн, куоракка уонна дэриэбинэлэргэ срэн тиийэн тыллаабыттара. 35 Олохтоохтор туох буолбутун кр, утары тахсыбыттара; кинилэр Иисуска кэлэн, били абааылара тахсыбыт кии танан, йднн-тйднн, Кини атаын аттыгар сиргэ олорорун крн, улаханнык куттаммыттара. 36 Маны барытын крбт дьон куаан тыыннарга буулаппыт кии хайдах быыылаахтык трбтн кинилэргэ кэпсээбиттэрэ. 37 Гадара уобалаын дьоно бары улуу кутталга ылларан, Иисуу биигиттэн бар диэн крдспттэрэ. Иисус оочоо олорон, тттр устубута.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010